Уголовно-правовые науки
DOI 10.47643/1815-1329_2023_10_161 УДК 343
К ВОПРОСУ О КРИМИНАЛИЗАЦИИ СТАЛКИНГА В РОССИИ ON THE ISSUE OF CRIMINALIZATION OF STALKING IN RUSSIA
САВЕЛЬЕВА Ольга Евгеньевна,
доцент кафедры Финансовое право и таможенная деятельность
ФГБОУ ВО «Владимирской государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых». Россия, 600000, г. Владимир, ул. Горького, 87. E-mail: oes57@mail.ru;
ШАНАЗАРОВА Елена Витальевна,
кандидат юридических наук, доцент факультета права и управления кафедры публично-правовых дисциплин
Владимирского юридического института ФСИН России.
Россия, 600020, г. Владимир, ул. Большая Нижегородская, д. 67Е.
E-mail: alyonapov@mail.ru.
ORCID 0000-0002-4609-8838.
Savelyeva Olga Evgenyevna,
Associate Professor at the Department of of Finance Law and Customs Business Vladimir State University named after Alexander and Nikolay Stoletovs. 87, str. Gorky, Vladimir, 600000, Russian Federation. E-mail: oes57@mail.ru;
Shanazarova Elena Vitalyevna,
Associate Professor of Public and Law Department of VLI of the FPS of Russia, PhD (Law)
Vladimir law Institute of the FPS of Russia.
600020, Vladimir, Bolshaya Nizhegorodskaya street, 67e.
E-mail: alyonapov@mail.ru.
ORCID 0000-0002-4609-8838
Краткая аннотация: В статье рассматриваются проблемы вопросы криминализации сталкинга в России. Исследуемый состав преступления, известный как "сталкинг" или преследование, является относительно новым и незнакомым для уголовного законодательства России. В современном обществе все больше внимания уделяется преступлениям, направленным на нарушение неприкосновенности частной жизни и свободы личности. Преследование подразумевает нарушение этих прав и становится объектом уголовно-правовой квалификации. Однако, вопрос о криминализации сталкинга в России вызывает различные мнения и дебаты. Авторы рассмотрели различные аспекты зарубежной практики уголовной ответственности за сталкинг и высказали свою позицию относительно этого вопроса.
Abstract: The article discusses the problems of criminalization of stalking in Russia. The crime under investigation, known as "stalking" or stalking, is relatively new and unfamiliar to the criminal legislation of Russia. In modern society, more and more attention is paid to crimes aimed at violating the inviolability of private life and personal freedom. Prosecution implies a violation of these rights and becomes an object of criminal law qualification. However, the issue of criminalization of stalking in Russia causes various opinions and debates. The authors examined various aspects of the foreign practice of criminal liability for stalking and expressed their position on this issue.
Ключевые слова: неприкосновенность, частная жизнь, сталкинг, преследование, криминализация, охранный ордер, уголовное законодательство.
Keywords: inviolability, privacy, stalking, stalking, criminalization, protective order, criminal law.
Для цитирования: Савельева О.Е., Шаназарова Е.В. К вопросу о криминализации сталкинга в России // Аграрное и земельное право. 2023. № 10(226). С. 161-162. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_10_161.
For citation: Savelyeva O.E., Shanazarova E.V. On the issue of criminalization of stalking in Russia // Agrarian and Land Law. 2023. No. 10(226). pp. 161-162. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_10_161.
Статья поступила в редакцию: 04.08.2023
Введение
Повышение информационного и технического уровня в обществе, а также возможность молниеносного распространения информации приводит к увеличению преступлений, которые совершаются в отношении частной жизни человека. При определении объекта посягательства в момент возникновения законного права на уголовное преследование выявляется частная жизнь человека, его свобода.
Запугивание в качестве сталкинга, по сути является одной из системных форм домогательств и преследует цель причинить человеку психологический дискомфорт посредством повторяющихся действий. Однако такой состав преступления является сравнительно новым и еще в полной мере не имеет единообразия при установлении уголовно-правовой оценки.
Обсуждение
Следует отметить, что такое преследование в зарубежных странах именуется как «сталкинг», происходя от английского слова «преследовать». Одним из наиболее первых законодательно закрепленных положений о сталкинге стало положение, закрепленное в законе принятом в Калифорнии (штат США) в 1990 г. При этом сталкинг был наделен следующими критериями, для признания его преступным деянием:
- деяние совершается сознательно;
- имеет под собой злой умысел;
- осуществляется с повторяющимся характером;
- причиняет дискомфорт (физический, психологический) и беспокойство преследуемому лицу.
Лицо, которое преследует потерпевшего, именуется как «сталкер». При этом осуществляя преследование, он ожидает в ответ определенных действий от своей жертвы, либо определенной реакции.
Сталкинг осуществляется в двух видах форм:
АГРАРНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. 2023. № 10(226)
1) Пассивной. В этом случае отсутствует прямой контакт с жертвой, может осуществляться следка, подкладывание трупов животных и т.д.;
2) Активной. Она выражается во вступлении в прямой физический (психологический) контакт с жертвой, оказывает на нее систематическое давление, манипулирует.
По статистике, наиболее часто жертвами становятся молодые женщины, а сталкерами - мужчины, которые не смирились с расставанием, либо отказом в близости. Это может быть связано с превознесением в обществе и в социальных сетях образа мужчины как «агрессора и охотника», придания этому факту романтизации. Часто в связи с этим сталкинг может иметь элементы бытового насилия, абьюза.
В ряде зарубежных стран сталкинг признается в качестве уголовно наказуемого деяния и имеет самостоятельную практику (например, в США, Японии, Германии и ряде других стран). При этом отправляющей точкой для принятия во многих странах закона стало совершение резонансного деяния (убийства, которому предшествовало преследование). Одним из первых признается уголовный закон, принятый в штате Калифорния, который был принят после совершение убийства актрисы Ребекки Шеффер, которая преследовалась своим убийцей в течение трех лет.
В Японии Закон по борьбе со сталкингом приняли после совершения сталкером убийства студентки путем нанятия убийцы. Резонанс-ность данного дела заключается в том,что жертва несколько раз обращалась в правоохранительные органы, подозревая возможное преследование, однако на ее обращение отсутствовала какая-либо реакция.
В Германии закон имеет также разделение киберсталкинга: 1) простой (нежелательные контакты, использование личных данных и т.д.); 2) квалифицированный
Квалифицированного состава сталкинга в Уголовном кодексе РФ нет, однако элементы, тождественные зарубежному законодательству, имеются в ст. 137 УК РФ, в связи с чем нами и анализируется данное преступное деяние, так как совершение преследование наиболее часто влечет за собой нарушение лица права на частную жизнь путем собирания информации, ее разглашения и т.д.
В то же время, на данном этапе развития законодательства, если информация собирается сталкером из общедоступных источников (из социальных сетей, от коллег и т.д.), то это не будет признаваться нарушением неприкосновенности частной жизни. Такое лицо будет невозможно привлечь к ответственности даже при наличии явного собирания информация, в виду того, что она содержится в открытом доступе. Невозможно также пресечь данные действия посредством норм гражданского и административного законодательства, не смотря на оказываемое психологическое воздействие. Сложность возникает при определении психических страданий жертвы, которые носят субъективный характер и затрудняют квалификацию осуществляемых действий. Вместе с тем, вопросы встают при сочетании баланса между частным и публичным интересом. Так, в виду пути государства, связанного с невмешательством в отношения, складывающиеся внутри семьи, декриминализации была подвержена ст. 116 УК РФ, предусматривающая ответственность за нанесение побоев без наличия специального мотива в рамках домашнего насилия. Законодатель в данных вопросах апеллирует к самостоятельному разрешению конфликта между жертвой и обидчиком для сохранения взаимоотношений.
Результаты
По нашему мнению, законодательная возможность закрепления сталкинга в качестве самостоятельного состава преступления в настоящее время невозможна, в виду ряда следующих обстоятельств:
- политика государства о невмешательстве в частную жизнь;
- некоторые формы сталкинга уже находят отражение в ряде статей УК РФ, в том числе и ст. 137 УК РФ, что может создать коллизию;
- сложность доказывания таких действий.
Следовательно, возможно разрешение вопроса не в общем порядке, а только персонально. По нашему мнению, данный вопрос можно разрешить путем введения в действие института охранного ордера, который, например, запретит осуществлять ряд действий в отношении жертвы, а при их осуществлении - на преследователя могут быть наложены штрафные санкции. Это частично сможет разрешить вопрос, а точнее, даже проблему сталкинга в его наиболее агрессивных формах.
Заключение
В свете вышесказанного необходимо выделить такие главные проблемы криминализации пассивных форм преследования в нашей стране, как законодательная политика, не вмешивающаяся в частную и семейную жизнь, которая является одной из главных причин. Существует отсутствие эффективных методов защиты прав жертв сталкинга, что только усугубляет данную проблему. Сложность доказательства таких действий сделала данную норму более пассивной, тем самым делая ответственность сталкера маловероятной. Это подтверждается тем, что злоупотребление правом и приватное использование данного преступления стали частым явлением вследствие субъективности оценки ущерба. Некоторые формы сталкинга уже упоминаются в уголовном законе России, и введение новой статьи может вызвать коллизию норм. В связи с этим, введение уголовной ответственности за преследование в пассивной форме в законодательство на современном этапе возможно, но представляется нам затруднительным с точки зрения практической реализации. Для того чтобы норма была эффективной, недостаточно, чтобы законодатель принял ее в установленном порядке, она должна быть пониматься и применяться государственными органами, такими как суды, полиция, органы прокуратуры.
Библиография:
1. Барышева К.А. Уголовно-правовая защита частной жизни в России и за рубежом // Закон. 2017. № 12. С. 151-162.
2. Зебницкая А.К. Сталкинг (преследование): перспективы регулирования в правовом поле Российской Федерации // Адвокатская практика. 2020. № 3. С. 50-54.
3. Куликов А.В., Егорычева Е.А. Проблемы и перспективы криминализации сталкинга в России // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2022. Вып. 3. С. 29.
References:
1. Barysheva K.A. Criminal and legal protection of private life in Russia and abroad // Law. 2017. No. 12. pp. 151 -162.
2. Zebnitskaya A.K. Stalking (stalking): prospects of regulation in the legal field of the Russian Federation // Lawyer practice. 2020. No. 3. pp. 50-54.
3. Kulikov A.V., Egorycheva E.A. Problems and prospects of criminalization of stalking in Russia // Izvestiya Tula State University. Economic and legal sciences. 2022. Is.3. p.29.