К вопросу о криминализации деяний,
нарушающих законодательство о персональных данных
Бахтигареев Александр Мухаметнурович
соискатель, кафедра уголовного права, Уральского государственного юридического университета, [email protected]
Статья посвящена обоснованию необходимости криминализации деяний, нарушающих законодательство о персональных данных, на основе анализа правовой позиции Конституционного Суда РФ, сформулированной в Определении от 28.06.2012 № 1253-О, а также обращения к опыту законодательного регулирования уголовной ответственности за нарушение неприкосновенности частной жизни лиц в Республике Казахстан. Автором предлагается вариант закрепления в действующем законодательстве уголовной ответственности за нарушение законодательства в области персональных данных.
Ключевые слова: личная и семейная тайна, персональные данные, криминализация деяний, дифференциация юридической ответственности, уголовная ответственность.
X
2
о
о см
О!
По смыслу статьи 3 федерального закона «О персональных данных» [1] сведения, составляющие личную и семейную тайну, могут быть отнесены к персональным данным лица. При этом личная и семейная тайна логически относятся к персональным данным как вид к роду, более того, занимают большую часть объема понятия персональных данных.
В связи с необходимостью более детального анализа и соотношения вышеуказанных категорий представляется верным обратиться к правовой позиции Конституционного Суда РФ, сформулированной в Определении от 28.06.2012 № 1253-О: «... лишь само лицо вправе определить, какие именно сведения, имеющие отношение к его частной жизни, должны оставаться в тайне, а потому и сбор, хранение, использование и распространение такой информации, не доверенной никому, не допускается без согласия данного лица, как того требует Конституция Российской Федерации» [2].
Иными словами, персональные данные могут составить личную и (или) семейную тайну лица, если указанные данные будут определены таким лицом в качестве личной (семейной) тайны при соблюдении ограничений, отраженных в цитируемом Определении КС РФ от 28.06.2012 № 1253-О (отношение к частной жизни лица, непротивоправный характер). Данное обстоятельство с необходимостью влечет ряд следующих суждений.
Пусть административная ответственность за нарушение законодательства в области персональных данных предусмотрена ст. 13.11 КоАП РФ [3]. Уголовную ответственность влечет нарушение неприкосновенности частной жизни (ст. 137 УК РФ), разглашение тайны усыновления (удочерения) ст. 155 УК РФ) и др.
В то же время статья 24 ФЗ «О персональных данных» устанавливает, что лица, виновные в нарушении настоящего федерального закона, несут предусмотренную законодательством России ответственность.
Однако, несмотря на тот факт, что личная и семейная тайна отвечает всем признакам персональных данных (пусть и особого рода), в действующем Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 года № 46 [4] это обстоятельство не нашло отражения, хотя бы в виде отсылки к соответствующему федеральному закону.
В пункте 1 указанного Постановления Пленума ВС РФ закреплено лишь следующее: «Обратить внимание судов на то, что в соответствии с частями 1 и 2 статьи 137 Уголовного кодекса Российской Федерации... уголовная ответственность наступает за собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия при отсутствии предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами (в частности, от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», от 7 февраля 2011 года № З-ФЗ «О полиции», от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации») оснований для получения, использования, предоставления сведений о частной жизни граждан без их согласия».
Сказанное подтверждает слабость позиции Верховного Суда РФ, который дистанцируется от решения вопросов об определении содержания сведений, составляющих личную и семейную тайну, отграничении их от смежных категорий, в том числе, персональных данных, а следовательно и выработки критериев отграничения уголовной ответственности от административной за деяния, посягающие на неприкосновенность частной жизни лиц.
Со своей стороны, мы полагаем, что дифференциация юридической ответственности за нарушение законодательства о личной и семейной тайне, защите персональных данных на административную и уголовную является в реалиях российского правопорядка не обоснованной.
Так, административная ответственность должна устанавливаться за деяния, которые нарушают действующий порядок управления и не являются общественно опасными. Навряд ли нарушение законодательства о защите персональных данных посягает на порядок управления. Однако характер общественной опасности подобных деяний не должен вызывать сомнений, особенно в условиях ускоряющейся информатизации общества, появления новых технологий, устройств и методов получения, обработки, передачи и хранения информации.
В свою очередь, более последовательным и обоснованным подходом является криминализация деяний, связанных с существенным нарушением действующего законодательства о защите персональных данных.
В данном случае интересен опыт Республики Казахстан, в которой согласно части 1 и 2 статьи 147 УК РК [5] уголовно наказуемым является не только несоблюдение мер по защите персональных данных лицами, на которых возложена соответствующая обязанность по принятию таких мер, но и причинение существенного вреда правам и законным интересам лица в результате незаконного сбора и (или) обработки персональных данных, в том числе не относящихся к личной или семейной тайне.
Представляется верным использовать аналогичный подход к криминализации деяний, связан-
ных с существенными нарушениями законодательства о защите персональных данных, для российского правопорядка.
В связи с этим предлагаем, с одновременным исключением из КоАП РФ соответствующих положений об ответственности за нарушение законодательства в области персональных данных, диспозицию нормы, содержащуюся в части 1 ст. 137 УК РФ, изложить в следующей редакции:
«1. Несоблюдение мер по защите персональных данных лицом, на которое возложена обязанность принятия таких мер, если это деяние причинило существенный вред правам и законным интересам лиц; а также незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо причинение существенного вреда правам и законным интересам лица в результате незаконных сбора и (или) обработки иных персональных данных, либо распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации...»
Литература
1. Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» // Собрание законодательства РФ. 2006. № 31 (1 ч.). Ст. 3451.
2. Определение Конституционного Суда РФ от 28.06.2012 № 1253-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Супруна Михаила Николаевича на нарушение его конституционных прав статьей 137 Уголовного кодекса Российской Федерации» // Документ опубликован не был. СПС «Консультант Плюс».
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002 № 1 (ч. 1). Ст. 1.
4. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 46 «О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2019. № 2.
5. Уголовный кодекс Республики Казахстан от 3 июля 2014 года № 226-V [Электронный ресурс] // URL:
https://online.zakon.kz/m/Document/?doc_id=315752 52#pos=160;-37&sel_link=1004096115 (дата обращения 01.09.2019).
To the question of criminalizing actions violating the personal
data law Bahtigareev A.M.
Ural state law University
The article is devoted to the substantiation of the need to criminalize acts that violate the legislation on personal data, based on the analysis of the legal position of the Constitutional Court of the Russian Federation, formulated in the Decision of 12/28/2012 No. 1253-O, as well as an appeal to the experience of legislative regulation of criminal liability for violating the privacy of persons in The Republic of Kazakhstan. The author proposes the option
iiaj.
5'
■о
-C
m
о
a
Н
А У
т; А
of fixing in the current legislation criminal liability for violation of the legislation in the field of personal data. Keywords: personal and family secrets, personal data, criminalization of acts, differentiation of legal liability, criminal liability. References
1. Federal law of July 27, 2006 No. 152-03 "On personal data" //
Collection of legislation of the Russian Federation. 2006. No. 31 (1 hour). Art. 3451.
2. The determination of the Constitutional Court of the Russian
Federation of June 28, 2012 No. 1253-O "On the refusal to accept for consideration the complaint of the citizen Suprun Mikhail Nikolaevich about violation of his constitutional rights by Article 137 of the Criminal Code of the Russian Federation" // The document was not published. ATP "Consultant Plus".
3. The Code of the Russian Federation on administrative offenses
dated December 30, 2001 No. 195-FZ // Collection of legislation of the Russian Federation. 2002 No. 1 (part 1). Art. one.
4. Resolution of the Plenum of the Supreme Court of the Russian
Federation of December 25, 2018 No. 46 "On Certain Issues of Judicial Practice in Cases of Crimes Against the Constitutional Rights and Freedoms of Man and Citizen (Articles 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 of the Criminal Code of the Russian Federation ) "// Bulletin of the Supreme Court of the Russian Federation. 2019.No 2.
5. The Criminal Code of the Republic of Kazakhstan dated July 3,
2014 No. 226-V [Electronic resource] // URL: https://online.zakon.kz/m/Document/?doc_id=31575252#pos=1 60;-37&sel_link=1004096115 (accessed September 1, 2019).
X
<2 <j>
o cs