КОНСТИТУЦИОННОЕ И АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО
УДК 342.7
DOI: 10.17072/2619-0648-2021-1-37-45 К ВОПРОСУ О КОНЦЕПЦИЯХ ГРАЖДАНСТВА
Е. В. Аристов
Доктор юридических наук, доцент,
профессор кафедры предпринимательского права,
гражданского и арбитражного процесса
Пермский государственный
национальный исследовательский университет
614990, Россия, г. Пермь, ул. Букирева, 15
E-mail: [email protected]
М. А. Ларионова
Кандидат юридических наук, доцент кафедры правовых дисциплин и методики преподавания права
Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет 614990, Россия, г. Пермь, ул. Сибирская, д. 24
E-mail: [email protected]
Аннотация: современное определение гражданства претерпевает серьезные изменения, сопровождаемые кризисными явлениями самоидентификации индивида, поэтому правовое регулирование должно осуществляться путем перехода с национального на надгосударст-венный уровень. Появление нового понятия: «инвестиционное» гражданство, создающие условия формирования нового вида гражда-
© Аристов Е. В., Ларионова М. А., 2021
нина, ответственного перед государством не силу исключительно политической связи, а экономической. Все эти вопросы обращают на себя внимание как на новые концепции гражданства, с точки зрения этатизма, наднационального гражданства и коммодифика-ции гражданства. Авторами сделаны некоторые выводы, которые свидетельствуют о тенденции направленной на формирование «глобального» гражданства. Однако, на данный момент времени, в России сохраняется исключительность гражданства как государственного явления.
Ключевые слова: гражданство; наднациональное образование; инвестиционное гражданство; международное право; межгосударственные соглашения
TO THE QUESTION ABOUT THE CONCEPTS OF CITIZENSHIP
E. V. Aristov
Perm State University
15, Bukireva st., Perm, Russia, 614990
E-mail: [email protected] M. A. Larionova
Perm State Humanitarian Pedagogical University 24, Sibirskaja st., Perm, Russia, 614990
E-mail: [email protected]
Abstract: the modern concept of citizenship is undergoing serious changes, accompanied by the crisis phenomena of the individual's self-identification, the exit of legal regulation exclusively from the national to the supranational level. The emergence of a new concept as "investment" citizenship, creating conditions for the formation of a new type of citizen, responsible to the state not only by virtue of political ties, but economic ones. All these issues aroused the interest of the authors, to turn their attention to new concepts of citizenship, in terms of statism, supranational citizenship and commodification of citizenship. The authors have made some conclusions that indicate a trend towards the formation of "global" citizenship. However, at this point in time, the exclusivity of citizenship as a state phenomenon remains in Russia. Keywords: citizenship; supranational education; investment citizenship; international law; interstate agreements
Государства как акторы политической сферы на протяжении всей истории стремились определить и установить статус личности. Основой концептуального деления членов общества была способность иметь свободы и права и нести соответствующие обязанности, а также принадлежность к определенной территории или общественно(общинно)-политическому образованию. Диалектическое развитие установления политико-правовых связей государства и индивида детерминировало появление такого института, как гражданство.
В данной статье авторы предлагают рассмотреть гражданство с точек зрения таких концепций, как этатизма, надгосударственного регулирования и коммодификации гражданства.
Изначально понятие гражданства формировалось, исходя исключительно из этатистского подхода. В античную эпоху понятие гражданин определялось как житель города (от греч. polites), т. е. лицо, имевшее связь с городом (politos) и обладавшее определенным кругом прав публичного и частного характера. В Древнем Риме использовалось понятие Civis Romanus - это житель города-государства, лицо, обладающее правами римского гражданина1.
Зарубежные ученые-юристы рассматривают гражданство как принадлежность к городу, а так же, как право на участие в политической жизни, с возможностью претендовать на определенный круг льгот. Таким образом, гражданство может представлять собой особый круг политических прав на участие в управлении делами государства и пользование результатами политического курса, выбранного органами власти2.
Отечественные теоретики права придерживаются идеи объективной природы гражданства3, не зависящей от волеизъявления самого индивида или его законного представителя, например, в силу рождения4. Характеризуя гражданство как государственный институт, поскольку именно за государством сохраняется вопрос об окончательном решении предоставления гражданства, демонстрируя тем самым этатистскую природу гражданства. Нормы международного права закрепляют такие элементы субъективности гражданства, как: право претендовать на гражданство, защита от произвольного изменения гражданства5, возможность сохранения своего гражданства, вне за-
1 Фан И. Б. Античные модели гражданства // Антиномии. 2002. № 3. С. 92-107.
2 Котта М. Сложная многосоставная модель гражданства? Европейское гражданство в глазах национальных элит // Сравнительная политика. 2010. № 1. С. 209-224.
3 Полянский В. В. Советское гражданство (политико-правовые проблемы): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Москва, 1979. С. 9.
4 Эбзеев Б. С. Конституционные основы свободы личности в СССР. Саратов: Изд-во Сарат. унта, 1982. С. 58.
5 Всеобщая декларация прав человека (принята Ген. Ассамблеей ООН 10.12.1948 г.).
6
висимости от семейного положения , возможность стать гражданином ipso facto (в силу факта) рождения7
В современном международном праве гражданство определяется как политико-правовая связь индивида с государством (понятие «подданный» в настоящее время синонимично понятию «гражданство», хотя и определяется как связь человека с монархом). Соответственно, в основе гражданства лежит индивидуальная взаимокорреспондирующая формальная связь индивида с общественно-политическим образованием (государство), внеличностного контекста8.
В нынешнюю эпоху быть гражданином - означает иметь определенный круг прав, возможность участия, в первую очередь, в политической и иных сферах жизни (реализация концепции политического гражданства). Однако приверженность к определенным политическим силам, фактически осуществимо в пределах действия государственного влияния, хотя, как пойдет в дальнейшем в статье, с определенными оговорками. Идентифицируя индивида через такие аспекты, как: место жительства, узы семьи, участие в общественной жизни, этническая принадлежность, гражданство, по своему содержанию, которое вкладывает в это понятие Международный Суд ООН, принято относить исключительно к внутригосударственному регулированию. Национальный акт о приеме в гражданство может иметь международный эффект, в том случае, если имеется признание такого гражданства другими государствами9.
Гражданство для государства - это еще один из способов сохранения государственного суверенитета, преодоление внутритерриториальных конфликтов между различными культурными и общественными объединениями, в основе которых может лежать не только политический, но и социальный аспект, поскольку сокращение социальных программ фактически может спровоцировать кризис гражданства, как способа самоидентификации. Ярким примером может служить Канада, где произошел кризис самоидентификации канадцев, в силу смещения реализации социальной политики с государственного уровня на уровень провинций. В связи с чем налогоплательщик утрачивал право платить налоги в качестве канадца, а клиент терял право на услуги в качестве канадца. Преодолению соответствующих кризисов может способствовать именно государственное регулирование этого вопроса. Так, в 1982 г.
6 Конвенция о гражданстве замужней женщины (заключена в Нью-Йорке 29.01.1957 г.).
7 Международный пакт о гражданских и политических правах (принят 16.12.1966 г. Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН).
8 Европейская конвенция о гражданстве (ETS № 166) [рус., англ.] (заключена в г. Страсбурге 06.11.1997 г.). Россия подписала данный документ (распоряжение Президента РФ от 06.11.1997 г. № 456-рп). Документ вступил в силу 1 марта 2000 г. (Данное определение было воспринято и отечественным законодательством).
9 Nottebohm (Liechtenstein v. Guatemala), 1955 I.C.J. 4, 23 (April 6). URL: https://www.icj-cij.org/files/case-related/18/018-19550406-JUD-01 -00-EN.pdf.
в Канаде режим гражданства получил юридическое воплощение в канадской Хартии прав и свобод, которая обеспечивала равенство всех граждан и давала гарантии защиты от дискриминации .
Развитие наднациональных образований повлекло за собой и влияние на правовое регулирование гражданства, способствующего формированию своеобразной правовой дихотомии, а именно созданию нового вида «вторичного» гражданства. Впервые понятие «европейское» гражданство, было введено в 1957 г., Договором о функционировании Европейского Союза11, статья «о гражданстве» создала формальную основу для дальнейшего развития наднационального гражданства. Формализация гражданства в соответствии со статьей 20 внесла явные изменения в национальное гражданство, поскольку в наднациональных вопросах национальные правительства больше не являлись единственными опекунами собственных граждан или их прав12.
В дальнейшем положения Договора о функционировании Европейского Союза получили свое развитие в Маастрихтском договоре. Согласно статье 9 (бывшая ст. 8) (Договор о Европейском Союзе (подписан в г. Маастрихте 07.02.1992 г. ) (с изм. и доп. от 13.12.2007 г.)13, гражданин Союза - это каждое лицо, являющееся гражданином государства-члена Союза. При этом гражданство Союза не подменяет собой национальное гражданство, а только дополняет его. Аналогичные положения содержаться и в Договоре14 о создании Союзного государства России и Республики Беларусь (ст. 14).
При детальном рассмотрении вопроса обнаруживается дуальная природа наднационального гражданства в форме «непрямого производного гражданства» и в аспекте «прямого гражданства». В свою очередь, европейское гражданство производно от национального гражданства, поскольку нельзя получить европейское гражданство без «первичного» гражданства, и, в то же время, быть гражданином Франции или Италии, значит быть гражданином Европы. Параллельно с этим существуют элементы «прямого» европейского гражданства, в силу существования единого Европейского Парламента, в формировании которого участвуют граждане непосредственно. Кроме этого, Европейский Союз предоставляет дополнительные права и гарантии (в области права на свободу передвижения, права на семейную и
10 Ажаева В.С. Канадское гражданство, Квебекское гражданство // Канада: тенденции социально-политического развития. 2001. № 1. С. 51-58.
11 Consolidated Version of the Treaty on the Functioning of the European Union // Official EN Journal of the European Union. 2012. C. 326/47.
12 Иксанов И.С. Судебная защита гражданства Европейского союза // Конституционное и муниципальное право. 2019. № 12. С. 68-75.
13 Treaty on European Union // Official Journal of the European Communities. № C 191.
14 О создании Союзного государства: договор между РФ и Республикой Беларусь от 8 дек. 1999 г. // Бюллетень международных договоров. 2000. № 3.
частную жизнь и др.), тем самым демонстрируя особый статус гражданства наднационального образования. Интересной особенностью является и тот факт, что наднациональное образование само по себе не может наделять физических лиц гражданством напрямую, оно предоставляет «коллективное гражданство» странам-участницам, которые опосредованно предоставляя свое национальное гражданство, наделяют физических лиц статусом европейского гражданина15. Для Союзного государства также применимы указанные особенности.
При этом согласно британскому Закону о гражданстве 1981 г. (British Nationality Act)16 устанавливается несколько видов гражданства (британские граждане, граждане британской заморских территорий, британские заморские граждане, британские граждане (Overseas), британские подданные и британские защищаемые лица), в связи с чем Британия применяет оговорку к определению понятия гражданства в отношении международных договоров, в том числе и по отношению к гражданству Европейского Союза своих граждан. Британией была принята декларация от 31 декабря 1982 года17, согласно которой только отдельные категории граждан в значении Закона 1981 г. должны считаться «гражданами» в целях применения норм права Европейских сообществ и Союза. Речь идет о следующих категориях лиц: полноправные обладатели британского гражданства (British Citizenship); британские подданные согласно части четвертой Закона 1981 г., которые имеют право проживать в Соединенном Королевстве и не подлежат по этой причине иммиграционному контролю; обладатели гражданства британских зависимых территорий (British Dependent Territories Citizenship), но лишь те, которые приобрели его вследствие проживания в Гибралтаре.
Мультикультуризм и процесс глобализации обусловили процесс ком-модификации гражданства или, иными словами, «гражданство за инвести-ции»18, сформировав тем самым тенденцию перехода от публично-властного характера предоставления гражданства к частноправовому характеру, не посягающему на идентичность личности.
15 Котта М. Указ. соч.
16 British Nationality Act, 1981. URL: https://www.legislation.gov.uk/ukpga/1981/61.
17 См. № 63 декларации Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии об определении термина «граждане». Применительно к Договорам об учреждении Европейского сообщества по атомной энергии и любому акту, вытекающему из этих договоров или остающемуся в силе на основании последних, Соединенное Королевство повторяет Декларацию об определении термина «граждане», с которой оно выступило 31 декабря 1982 г.; в то же время выражение «граждане британских зависимых территорий» должно пониматься в значении «граждане британских заморских территорий». [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
18 Винчковский Е. В. Десакрализация гражданства // Философская мысль. 2019. № 11. С. 44-51.
В связи с выходом Великобритании из Европейского Союза возник вопрос о сохранении в дальнейшем европейского гражданства жителями Британии, обусловивший усиление потока британских граждан на получение «инвестиционного» гражданства в иных европейских государствах для сохранения статуса гражданина Европы19. Таким образом, можно заключить, что союзное гражданство для европейца можно рассматривать и как определенный уровень привилегии.
Новое поколение «золотых паспортов» порождает весьма интересный новый вид граждан, которые не связаны ни этнически, ни политически, ни культурно, что также может спровоцировать кризисные явления самоидентификации. С другой стороны, гражданство за инвестиции является достаточно прозрачной процедурой, имеет сжатые сроки приобретения и более высокую мотивацию для гражданина в области соблюдения законодательства соответствующей страны. Во-первых, это связано с тем объемом денежных средств, вложенных в экономику соответствующего государства (от $ 30 00020 до £ 2 000 00021 и выше), и, разумеется, терять такие средства любому инвестору не разумно. Так, например, Кипрская программа Citizenship by Investment (CBI) предлагает получить гражданство за 6 месяцев при условии покупки жилой или коммерческой недвижимости либо осуществления вложений в инвестиционные фонды или компании на Кипре на сумму не менее 2 млн евро. Возможна и покупка государственных облигаций. Причем, согласно требованиям программы, жилье стоимостью 500 тыс. евро должно сохраняться за гражданином до тех пор, пока у него есть такой статус. На Мальте другой подход. Согласно правилам Individual Investor Programme (IIP) 1 для получения гражданства требуется внести безвозвратный взнос в размере 650 тыс. евро, а также оплатить различного рода сборы (все вместе более 1 млн евро). Срок получения паспорта по программе - 13 месяцев. При этом государство установило квоту в 1 800 паспортов по программе22.
Во-вторых, приобретение гражданства за инвестиции с нарушением законодательства влечет его лишение23. Таким образом, мы можем предполо-
19 Британцы торопятся стать гражданами стран ЕС URL: https://www.kommersant.ru/doc/ 4066892.
20 Вечный Октоберфест: как получить гражданство Германии за инвестиции. URL: http://www.forbes.ru/finansy-i-investicii/359843-vechnyy-oktoberfest-kak-poluchitgrazhdan-stvo-germanii-za-investicii.
21 Вид на жительство Великобритании. URL: https://immigrantinvest.com/residence-and-citizen-ship-great-britain/.
22 Кучин А. С. Инвестиционное гражданство // Правовые проблемы укрепления Российской государственности: c6. ст.: посвящается 140-летию Томского государственного университета и 120-летию юридического образования в Сибири. 2018. С. 134-135.
23 СМИ сообщили о лишении кипрского гражданства Олега Дерипаски. URL: https://www.rbc. ru/politics/27/11/2019/5dde1f339a79471a99e0dd1a.
жить, что, с одной стороны, приобретение гражданства за инвестиции может сформировать новый вид более законопослушных граждан, которые, не имея исторической связи с соответствующей местностью, заинтересованы в сохранении своего имущества, будут стремиться к формированию устойчивого развития соответствующего государства. С другой стороны, гражданство фактически становится объектом государственной сделки с индивидом, превращая гражданство в объект купли-продажи, в значении вещного права. Каковы могут быть последствия от этого? Будет ли предоставлено такое право гражданам, как самостоятельная продажа своего «золотого» паспорта? Какие еще могут быть установлены дополнительные основания для лишения гражданства за инвестиции? Что будет, если бизнес или корпорация, в которую были вложены средства, обанкротятся, будет ли это основанием для лишения гражданства? Если гражданин не сможет справиться с налоговой нагрузкой? На эти и другие вопросы можно будет ответить, спустя определенное количество времени, однако уже сейчас мы можем констатировать тот факт, что гражданство за инвестиции является современным трендом развитых государств и престижным элементом статуса личности.
Обращаясь к вопросу о возможности внедрения «инвестиционного» гражданства в России, мы можем констатировать, что на современном этапе этот вопрос не рассматривается как актуальный. В частности, упрощенного предоставления гражданства Российской Федерации исключительно по «экономическим» критериям (квалификация, инвестиции и т. п.) не предполагается. Такие лица получат возможность длительного нахождения в Российской Федерации в рамках миграционного статуса «долгосрочное пребывание» или «постоянное проживание». Особо ценные для Российской Федерации иностранные граждане могут быть приняты в российское гражданство в особом порядке24.
Можно констатировать, что на протяжении длительного времени гражданство считалось привилегией государства; современные тенденции демонстрируют процесс «разгосударствления» института гражданства, переводя формальное регулирование на надгосударственный уровень. При этом мы можем засвидетельствовать зарождение важной концепции государственной безопасности за счет более действенного механизма регулирования поведения граждан через инвестиции и начало формирования так называемого «глобального гражданства», которое может прийти на смену национального гражданства.
24 Перечень поручений по вопросам реализации Концепции государственной миграционной политики на 2019-2025 годы: утв. Президентом Рос. Федерации от 6 марта 2020 г. № Пр-469. URL: http://www.kremlin.ru.
Библиографический список
Ажаева В. С. Канадское гражданство, Квебекское гражданство // Канада: тенденции социально-политического развития. 2001. № 1.
Винчковский Е. В. Десакрализация гражданства // Философская мысль. 2019. № 11.
О создании Союзного государства: договор между РФ и Республикой Беларусь от 8 дек. 1999 г. // Бюллетень международных договоров. 2000. № 3.
Иксанов И. С. Судебная защита гражданства Европейского союза // Конституционное и муниципальное право. 2019. № 12.
Котта М. Сложная многосоставная модель гражданства? Европейское гражданство в глазах национальных элит // Сравнительная политика. 2010. № 1.
Кучин А. С. Инвестиционное гражданство // Правовые проблемы укрепления Российской государственности. Сборник статей. Посвящается 140-летию Томского государственного университета и 120-летию юридического образования в Сибири. 2018.
Полянский В. В. Советское гражданство (политико-правовые проблемы): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Москва, 1979.
Фан И. Б. Античные модели гражданства // Антиномии. 2002. № 3.
Эбзеев Б. С. Конституционные основы свободы личности в СССР. М.: Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1982.
Treaty on European Union // Official Journal of the European Communities. № C 191.
Информация для цитирования
^ Аристов Е. В., Ларионова М. А. К вопросу о концепциях гражданства .¡^ // Ex jure. 2021. № 1. C. 37-45. DOI: 10.17072/2619-0648-2021-1-37-45.
^ Aristov E. V., Larionova M. A. To the Question About the Concepts of Щ Citizenship. Ex jure. 2021. № 1. Pp. 37-45. (In Russ.). DOI: 10.17072/2619-0648-2021-1-37-45.