УДК 342.71
Иванова Мария Игоревна Национальный исследовательский университет
Высшая школа экономики Социально-гуманитарный факультет
Россия, г. Пермь maria [email protected] Ivanova Maria Igorevna National Research University Higher School of Economics Faculty of social Sciences and Humanities
Russia, Perm
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОЮЗНОГО ГРАЖДАНСТВА РОССИИ И
БЕЛОРУССИИ
Аннотация: в статье рассматриваются институт союзного гражданства Российской Федерации и Республики Беларусь. Проводится общая характеристика союза, предпосылки его образования и основные аспекты правового регулирования. Кроме того, рассматриваются некоторые проблемы осуществления союзного гражданства, а также перспективы дальнейшего существования и развития союза.
Ключевые слова: Союзное гражданство, Беларусь, Россия, государство, право, гражданство, договор, сотрудничество.
PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF THE UNION CITIZENSHIP OF
RUSSIA AND BELARUS
Annotation: the article deals with the Institute of Union citizenship of the Russian Federation and the Republic of Belarus. In addition, it gives general characteristics of the Union, the prerequisites of its formation and the main aspects of legal regulation. Furthermore, some problems of the implementation of Union
citizenship are considered, as well as prospects for the further existence and development of the Union.
Key words: Union citizenship, Belarus, Russia, state, law, citizenship, agreement, cooperation.
Союзное гражданство России и Белоруссии - новая правовая категория для Российской Федерации. Существует несколько предпосылок его возникновения, ввиду чего возникли разные точки зрения о его появлении. Первая - политическая, как ответ на создание Европейского союза, под эгидой объединения европейских стран, и необходимостью сохранения геополитической независимости. Вторая - историческая, согласно которой у двух стран были исторические предпосылки объединения: начиная с XVIII в. и заканчивая 1991 г. страны были частью сначала Российской Империи, а затем -Советского Союза. Более того, в советском обществе все граждане имели гражданство СССР и одновременно с ним гражданство союзной или автономной республики [6], соответственно, был своеобразный опыт союзного гражданства. Конечно, и политические предпосылки и исторические имеют место быть, их следует рассматривать в совокупности, как ряд факторов, породивших такой институт, как союз России и Беларуси. Кроме того, нельзя забывать, что ранее было создано Содружество Независимых Государств, что также являлось попыткой сплочения стран, после дезинтеграции советского общества и, возможно, союз двух стран стал альтернативным и более подходящим вариантом для сохранения былых связей.
Образованию союза предшествовало подписание целого ряда соглашений: Соглашение о таможенном союзе от 6 января 1995 года ; Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве от 21 февраля 1995 года; Договор об образовании Сообщества Беларуси и России - 2 апреля 1996; через год был подписан Договор о Союзе Беларуси и России [1]; 25 декабря 1998 года -Декларация о дальнейшем единении России и Беларуси; Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о равных правах граждан от
25 декабря 1998 года и 8 декабря 1999 года - Договор о создании Союзного государства. Также, правовую основу союза составляет Устав 1997 г.
Союзное государство России и Белоруссии, как и Европейский союз, было создано с целями экономического, политического и социального сплочения стран, располагающихся на соседствующих территориях, а также единения их граждан. Это обусловило развитие института союзного гражданства, который стал неотъемлемой частью объединенных государств.
Вторая глава Договора о создания союзного государства полностью посвящена гражданству [2]. В целом, содержание главы схоже с тем, как регулируется этот вопрос европейским договором о союзе, то есть граждане каждого из государств являются одновременно гражданами союза, следовательно, чтобы стать гражданином союза необходимо сначала приобрести гражданство государства-члена, утрата союзного гражданства происходит тем же образом - путем утраты основного. Из этого можно сделать вывод, что гражданство союза России и Беларуси зависит от основного гражданства одной из стран и является комплементарным. Это также подтверждается тем фактом, что союзное гражданство не влияет на права и свободы граждан стран-участниц, а также не освобождает их от обязанностей по отношению к первоначальным государствам. Более того, союзное гражданство само наделяет его граждан дополнительными правами и обязанностями. Так, Устав союза закрепляет немалое количество прав граждан, среди которых права:
- На свободное передвижение и постоянное проживание в пределах территории Российской Федерации и территории Республики Беларусь;
- На защиту на территории третьей страны, где нет представительства государства - участника Союза, гражданином которого он является, со стороны дипломатических представительств или консульских учреждений другого государства - участника Союза на тех же условиях, что и граждане этого государства;
- На участие в управлении делами Союза;
- На владение, пользование и распоряжение имуществом на территории другого государства - участника Союза на тех же условиях, что и граждане этого государства.
- Избирать и быть избранным в органы местного самоуправления на территории этого государства [3].
Несмотря на столь объемный перечень прав, Устав также как и Договор о Европейском Союзе не перечисляет обязанностей граждан, что можно расценить как отсутствие действительной двухсторонней связи граждан и союза, а значит неполноценное формирование союзного государства. В отличие от Европейского гражданства, Россия и Белоруссия не предусмотрели специальных штампов в паспорте для пересечения границы государства -участника, который бы обеспечивал действительно свободное перемещение между государствами, а пока Соглашение не освобождает граждан Белоруссии от заполнения миграционной карты при въезде в Россию, соблюдения миграционного режима, получения разрешения на временное проживание и вида на жительство в Российской Федерации [5, с.88]. В данном случае сложно говорить о равенстве белорусских и российских граждан в вопросе передвижения по странам и тем более о единстве союзного гражданства. Таким образом, Союзное гражданство России и Беларуси представляется менее эффективным, чем в Европе и не отражает заявленных возможностей граждан. Данная точка зрения имеет поддержку в юридической науки [4, с.84], считается, что институт союзного гражданства не может полноценно определять и регулировать статус граждан объединения.
Союз России и Беларуси часто приравнивают к конфедерации. Так, между двумя государствами еще не установилась единая экономическая политика, не была введена единая валюта и система обязательств (хотя в документах об этом было заявлено). Также, подписанные соглашения не проходят ратификацию, что дает больше оснований считать российско-белорусский союз конфедерацией. Против такой позиции приводится довод о том, что союзный договор России и Белоруссии не является международным, в
отличие от того же Европейского [4, с.85]. То есть такой договор закрепляет крепкие связи между государствами, идейно похожее на сплочение славянских народов; аргумент дополняют также тем, что Россия и Беларусь -соседствующие государства, имеющие много общих черт, что дает их гражданам иной статус, нежели чем иностранцам. С данной позицией можно согласиться лишь отчасти, поскольку, несмотря на общность стран, это все -таки разные государства, обладающие суверенитетом и своей обособленной территорией, поэтому они могут называться иностранными по отношению к друг к другу, а их договор соответственно будет носить характер международного. Однако это не означает, что союз стран можно приравнять к конфедерации, ввиду того, что сам институт союзного сотрудничества для России и Белоруссии достаточно новый и возможно в дальнейшем, все заявленные в актах положения будут реализованы, что также сделает союз полноправным наднациональным объединением, а граждан двух стран равноправными жителями союза.
Относительно дальнейшего развития института союзного гражданства возникают споры. Одни считают, что у России и Беларуси есть все шансы на создание единого гражданства в контексте союза или иного объединения, а все благодаря тесным экономическим связям, культурно -языковым особенностям длительной совместной историей. Действительно, если сравнивать с европейскими странами и неоднородностью состава Евросоюза, Россия и Беларусь имеют больше возможностей объединиться и создать союзное общество. Другие видят в этой связи стремление России сделать Беларусь частью своей территории, отмечают тенденцию на слияние, выдвигая при этом вариант включения Беларуси в РФ в статусе особой республики. Редкие исследователи прогнозирует распад союза и сотрудничество стран на уровне СНГ или международных связей.
Подводя итог, у союза России и Белоруссии не так развиты социально-экономические связи как у европейского, в частности отсутствует единая валютная и экономическая система (они отмечены в актах, но до сих пор не
реализованы), отсутствует социальное взаимодействие, оно носит больше культурно-идеологический характер, основанный на исторической взаимосвязи и идентификации. Чтобы построить полноценное союзное государство странам предстоит проделать еще много работы: развивать совместное экономическое пространство, налаживать политическую сферу и двухсторонние правовые связи граждан, тем более, что фундамент уже был заложен благодаря созданию союза и требует только дальнейшего развития.
Список литературы:
1. Договор между РФ и Республикой Беларусь от 02.04.1997 "О Союзе Беларуси и России" // URL: legalacts.ru/doc/dogovor-mezhdu-rf-i-respublikoi-belarus-ot/
2. Договор между РФ и Республикой Беларусь от 08.12.1999 «О создании Союзного государства» // СПС Консультант Плюс
3. Устав Союза Беларуси и России (совершено в Москве 23.05.1997) // URL: legalacts.ru/doc/ustav-soiuza-belarusi-i-rossii-soversheno-v.
4. Дмитриев Ю.А., Миронов В.О. Нетипичная форма государственного устройства: конфедерация России и Беларуси // Государство и право. № 7. 2012.
5. Смирнова Е.С. Гражданство союзного государства Беларуси и России как фактор, способствующий решению проблем безопасности на Евразийском Континенте. // Евразийский Союз: вопросы международных отношений. № 4. 2016.
6. Стариков В.И. Право на натурализацию и двойное гражданство в зарубежных странах // URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29189850.