Вестник Московского информационно-технологического университета -Московского архитектурно-строительного института. 2024. № 1. С. 72-75.
Herald of the Moscow University of Information Technologies -Moscow Architectural and Construction Institute. 2024. № 1. С. 72-75.
Научная статья УДК 81
doi:10.52470/2619046X_2024_1_72
К вопросу о концепции жанра в современной лингвистике
Жанна Арутюновна Микаелян
Moscow University of Information Technologies - Moscow Architectural and Construction Institute, Moscow, Russia, Zhmik@yandex.ru
Аннотация. В статье рассматривается понятие жанра в современной лингвистике. Представлены различные подходы (формальный, функциональный, коммуникативный, когнитивный) к интерпретации данного понятия в лингвистической литературе. Каждый из подходов представляет определенный шаг вперед на пути к наиболее полному познанию данного явления. В результате исследования автор приходит к выводу о том, что для полного и адекватного описания жанра как лингвистического понятия необходим комплексный подход к его исследованию с использованием новейшей методологии, разрабатываемой на каждом новом этапе развития лингвистики.
Ключевые слова: жанр, жанрология, вариативность, дифференциация жанров, функциональный стиль, социокультурная ситуация, жанрообразующие признаки, жанровая двуслойность, коммуникативный акт, прототип жанра, когнитивный подход
Для цитирования: Микаелян Ж.А. К вопросу о концепции жанра в современной лингвистике // Вестник Московского информационно-технологического университета - Московского архитектурно-строительного института. 2024. № 1. С. 72-75. https://doi:10.52470/2619046X_2024_1_72.
Original article
On the issue of the concept of genre in modern linguistics
Zhanna A. Mikaelyan
Moscow University of Information Technologies - Moscow Architectural and Construction Institute, Moscow, Russia, Zhmik@yandex.ru
Abstract. The article examines the concept of genre in modern linguistics. Various approaches (formal, functional, communicative, cognitive) to the interpretation of this concept in linguistic literature are presented. Each of the approaches represents a certain step forward on the path to the most complete knowledge of
© Микаелян Ж.А., 2024
this phenomenon. As a result of the study, the author comes to the conclusion that for a complete and adequate description of the genre as a linguistic concept, an integrated approach to its study is required using the latest methodology developed at each new stage in the development of linguistics.
Keywords: genre, genreology, variability, genre differentiation, functional style, sociocultural situation, genre-forming features, genre two-layeredness, communicative act, genre prototype, cognitive approach
For citation: Mikaelyan Zh.A. On the issue of the concept of genre in modern linguistics // Herald of the Moscow University of Information Technologies - Moscow Architectural and Construction Institute. 2024. № 1. P. 72-75. https://doi:10.52470/2619046X_2024_1_72.
В последнее время в современной лингвостилистике нет, пожалуй, более обсуждаемой области исследования, чем жанроведение (или жанрология). Число определений понятия жанра, по свидетельству лингвистов, доходит до семисот [7, с. 39]. Трудности дифференциации типов жанров возникают вследствие того, что в речи (как в устной, так и в письменной) жанры не всегда выступают в чистом виде, поэтому границы между ними нечетки и размыты. Кроме того, внутри каждого жанра существует широкая вариативность (как структурная, так и семантическая), что также усложняет процесс дифференциации жанров. В жанрологии предметом обсуждения являются две проблемы: проблема дифференциации жанров, то есть выделения основных жанрообразующих признаков; и проблема определения границ жанра.
В конце ХХ в. как в отечественной, так и в зарубежной лингвистике появился ряд исследований, выполненных с опорой на жанр (см., например, [5; 10]. Исследования с опорой на жанр также проводятся в США (см., например, [4]). Американский лингвист Дуглас Байбер подверг исследованию большое количество текстов, представляющих 23 жанра, и обнаружил неожиданную и противоречащую ожиданиям (surprising and contrary to popular expectations) широкую вариативность в пределах одного жанра [12, с. 178].
В отечественном жанроведении часто указывается на детерминированность жанра от социальных условий его бытования. Например, Ст. Гайда полагает, что жанры создаются и функционируют в таких сферах общения и областях культуры, как повседневно-бытовая), художественная, политическая, религиозная, научная и др. [3, с. 253].
Функциональный подход к понятию жанра представлен в так называемой теории функциональных стилей, разрабатываемой в первой половине XXI в. яркими представителями российской лингвистики, заложившими основы функциональной стилистики (М.М. Бахтин, В.В. Виноградов, Г.О. Винокур, Л.П. Якубинский и др.) В 20-е - 30-е гг. XX столетия к ним примкнули представители Пражского Лингвистического кружка (В. Матезиус, Б. Скаличка, Й. Вахек, Н.С. Трубецкой и др.). В свете теории функциональных стилей каждый функциональный стиль реализуется через совокупность жанров: «Любой функциональный стиль реально существует лишь как совокупность жанров» [8, с. 5]. Каждый жанр, в свою очередь, рассматривается через призму того или иного функционального стиля, обслуживающего определенную сферу общения. Иными словами, специфика каждой отдельно взятой ситуации общения отражается системой жанров. Это позволяет лингвистам говорить о двуслойности жанрового образования: «.. .словесное произведение в своей целостности двуслойно - имеет жанровую и стилевую составляющие» [1, с. 106].
Таким образом, функциональный подход предполагает вычленение определенных сфер общения и внутри этих сфер ситуаций, соотносимых с жанрами. При функциональном подходе ситуация описывается с социокультурной точки зрения, то есть связывается с той или иной областью человеческой деятельности.
При коммуникативном подходе к жанру ситуация трактуется как «опосредованное и целесообразное взаимодействие двух субъектов» [9, с. 24]. Высказывание рассматривается как «двусторонний коммуникативный акт, то есть как живой процесс коммуникации, в котором есть акт говорящего и акт слушающего и их взаимоотношения» [4, с. 149].
Коммуникативный подход к понятию жанра является плодотворным, так как «жанр представляет собой идеальную схему протекания коммуникативно-речевого акта» [2, с. 40].
Коммуникативная концепция жанра признает двустороннюю направленность жанра: «Под речевым жанром понимается целесообразная форма, которая имеет двухвекторную направленность на передаваемое содержание и на адресата, то есть она, с одной стороны, оформляет содержание, а с другой, - служит средством связи с адресатом» [6, с. 8]. Проблема границ жанра успешно разрешается в рамках теории прототипа, выдвинутой Б. Полтриджем. Согласно этой теории, люди категоризируют объекты и явления в соответствии с построенными в их головах прототипическими образами явлений и объектов действительности. «Если категоризация отдельных языковых элементов и понятий основывается на системе отношений между отдельными примерами и их моделями, которые вбирают в себя наиболее повторяющиеся и типичные признаки первых, то то же самое можно говорить и о жанрах» [14, с. 394].
Чем ближе репрезентация жанра к прототипу жанра, тем определеннее данный текст представляет реализацию определенного жанра.
При когнитивном подходе к жанру предполагается, что значение предопределяется когнитивными структурами, лежащими за пределами языка (outside language), чем отношениями между знаками внутри языка (within a language) [13, с. 379]. Ключевой концепт, содержащийся в прототипе жанра, позволяет приписывать тексту определенную жанровую категорию (assign text to a particular generic category) [14, с. 397]. При когнитивном подходе жанр трактуется как вплетенный в сети знаний, содержащихся в голове говорящего/пишущего (homo loquens), которые складываются из множества связанных друг с другом фреймов, сценариев, скриптов, схем, пропозиций и т.д.
По мнению С. Шмидта, сущность жанра не может быть распознана лишь через наблюдение его материальных проявлений (materialities) [15, с. 373]. «Жанры должны быть концептуализированы в терминах когнитивных явлений, а не представлены через набор свойств, извлеченных из текстов» [15, с. 374].
Каждый из вышеперечисленных подходов (формальный, функциональный, коммуникативный, когнитивный) пересматривает понятие жанра с новых позиций и представляет собой ещё один шаг на пути к полноте знаний об исследуемом объекте - жанре. Для получения всеобъемлющего и адекватного описания жанра как лингвистического понятия необходим комплексный подход к его исследованию и обширный и глубокий анализ с использованием новейшей методологии, включающей на каждом этапе развития лингвистики соответствующие новейшие методы лингвистических исследований.
Список источников
1. Брандес М.П. Стиль и перевод. М., 1988.
2. Брандес М.П. Стилистика немецкого языка. М., 1990.
3. Гайда Ст. Проблемы жанра // Функциональная стилистика: Теория стилей и их языковая организация. Пермь,1986.
4. Дейк Т.А. Язык, познание, коммуникация. М., 1980.
5. Зильберт Б.А. Проблемы классификации текстов массовой информации // Известия АН СССР. Серия литературы и языка. 1986. Т. 45. № 1.
6. Иванова Т.П. Брандес О.П. Стилистическая интерпретация текста. М., 1991.
7. Комарова А.И. Теория и практика изучения языка для специальных целей: дис. ... д-ра филол. наук. М., 1995.
8. СолганикГ.Я. Введение // Вакуров В.Н. Кохтев Н.Н., Солганик Г.Я. Стилистика газетных жанров. М., 1978.
9. Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации. СПб., 2002.
10. Чекалина Е.М. Язык современной французской прессы: лексико-семантические аспекты. Ленинград, 1991.
11. Biber D, ConradS. Register, genre, and style. Cambridge. 2019.
12. Biber D. Variation across speech and writing. Cambridge, 1988.
13. Forbes I. Review of linguistic categorization: Prototypes to linguistic theory by John Taylor // Journal of Pragmatics.1992. Vol. 18.
14. Paltridge B. Working with genre. A Pragmatic Perspective // Journal of pragmatics. 1995. Vol. 25.
15. Schmidt S.J. Towards cognitive theory of media genre // Poetics. 1986. № 16.
Информация об авторе
Ж.А. Микаелян - кандидат филологических наук; доцент кафедры иностранных языков Московского информационно-технологического университета - Московского архитектурно-строительного института
Information about the author
Zh.A. Mikaelyan - Candidate of Science in Philology; Associate Professor of the Department of Foreign Languages of the of the Moscow University of Information Technologies - Moscow Architectural and Construction Institute, Moscow, Russia
Статья поступила в редакцию 29.01.2024; одобрена после рецензирования 19.02.2024; принята к публикации 20.02.2024.
The article was submitted 29.01.2024; approved after reviewing 19.02.2024; accepted for publication 20.02.2024.