Научная статья на тему 'К вопросу о концепции моделирования иноязычной подготовки в техническом вузе'

К вопросу о концепции моделирования иноязычной подготовки в техническом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
72
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОЯЗЫЧНАЯ ПОДГОТОВКА / СПЕЦИАЛИСТ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ / КОНЦЕПЦИЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ / МОДЕЛЬНЫЙ РЯД / FOREIGN LANGUAGE TRAINING / TECHNICAL SPHERE SPECIALIST / SIMULATING CONCEPT / MODELLING LINE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Леушина Ирина Владимировна

В статье приводятся основные положения концепции моделирования иноязычной составляющей подготовки специалистов технического профиля и характеристики модельного ряда развивающего процесса обучения иностранному языку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the Conception of Modelling the Process of Teaching Foreign Languages in Technical Universities

The article is focused on the main points of the conception of modelling the process of foreign language training of technical university students. Modelling characteristics of active foreign language teaching aimed at developing students are also presented.

Текст научной работы на тему «К вопросу о концепции моделирования иноязычной подготовки в техническом вузе»

ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

УДК 372.881

И. В. Леушина

К ВОПРОСУ О КОНЦЕПЦИИ МОДЕЛИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПОДГОТОВКИ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

В статье приводятся основные положения концепции моделирования иноязычной составляющей подготовки специалистов технического профиля и характеристики модельного ряда развивающего процесса обучения иностранному языку.

The article is focused on the main points of the conception of modelling the process of foreign language training of technical university students. Modelling characteristics of active foreign language teaching aimed at developing students are also presented .

Ключевые слова: иноязычная подготовка, специалист технического профиля, концепция моделирования, модельный ряд.

Keywords: foreign language training, technical sphere specialist, simulating concept, modelling line.

Вопросы непрерывного развития личности на основе единства компонентов общего, профессионального и социокультурного образования разрабатываются в социальном, экономическом, организационном, педагогическом аспектах. Ведущими исследователями предлагается инновационное обучение, включающее новые организационные формы и технологии; рассматривается необходимость системного подхода, прогнозирования, моделирования и технологизации инновационных процессов, способствующих развитию интеллектуальных способностей, социальной активности и сознания обучающихся; ставятся проблемы разностороннего развития человека, его уникальности; обсуждаются различные аспекты профессиональной подготовки специалистов (Н. А. Алексеев, В. И. Андреев, Г. М. Андреева, С. Я. Батышев, А. П. Беляева, В. П. Беспалько, Е. В. Бондаревская, К. Я. Вазина, А. А. Вербицкий, М. А. Викулина, Г. Н. Волков, Б. С. Гершун-ский, Г. Н. Григорьев, Е. Н. Дмитриева, В. М. Жу-раковский, В. И. Загвязинский, Л. В. Загрекова, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, М. В. Кларин, Е. А. Климов, Н. В. Кузьмина, М. А. Лямзин, В. Г. Максимов, А. К. Маркова, Л. М. Митина, А. Я. Найн,

© Леушина И. В., 2011

А. М. Новиков, О. Г. Оберемко, Ф. В. Повшед-ная, В. В. Сериков, М. П. Сибирская, В. М. Соколов, Н. Ф. Талызина, А. В. Хуторской, А. А. Чер-вова и др.).

Анализ образовательной деятельности современных технических вузов показывает, что подготовка специалистов не способствует в достаточной степени развитию у них системности и критичности мышления, раскрытию их креативных способностей; кроме того, в действующих учебных планах и программах нередко игнорируется роль гуманного и гуманитарного аспектов в формировании мировоззрения обучающихся. На этом фоне создается модель «системно развивающего образования личности» (Г. М. Моргунов), разрабатываются «методология моделирования нелинейной динамики образовательных систем» (И. В. Мелик-Гайказян), «технология про-ектно-целевого обучения» (Г. В. Мухаметзяно-ва), направленные на оптимизацию профессиональной подготовки и процесса профессионального становления личности.

Значительные изменения в профессиональном образовании специалистов технического профиля в настоящее время вызваны, в частности, необходимостью приведения базовых теоретико-концептуальных положений в соответствие с потребностями практики. Как показала практика разработки уровневой системы подготовки инженерных кадров, ее гуманитарная составляющая, направленная на овладение студентами иностранными языками, может стать средством активизации их будущей профессиональной деятельности.

В условиях гуманитаризации технического образования, перехода к интегральному типу познания, повышающейся комплементарности иноязычной подготовки и увеличения потребности отечественной промышленности в высококвалифицированных технических кадрах возникает необходимость обращения к вопросу формирования и развития языковой личности профессионала именно в технической сфере. Новые условия для его решения создают уровневое профессиональное образование и реализация в его рамках системы «базовая школа - вуз» и далее «школа - вуз - предприятие», где учащиеся уже ориентированы на получение технического образования, а навыки и умения иноязычного общения рассматриваются и как инструмент для решения

специальных прикладных задач, и как средство общения в широком культурном социуме, и как весомый аргумент в соревновании за лучшее место на рынке труда.

На этом фоне выявляются противоречия:

- между современными потребностями общества в формировании социально-профессиональной компетентности специалиста технического профиля и несовершенством подходов к поиску критериев и показателей оценки всех ее составляющих;

- возрастающими требованиями со стороны работодателей к выпускникам технического вуза и отсутствием регламентирующего их профессионального стандарта;

- необходимостью иноязычной коммуникативной компетентности для специалистов технического профиля и недостаточным уровнем ее сфор-мированности у выпускников технических вузов;

- богатым опытом отечественной методической школы в формировании языковой личности специалиста технического профиля и отсутствием четкой концепции моделирования иноязычной подготовки при построении индивидуальной лингвообразовательной траектории, позволяющей наиболее эффективно использовать этот опыт;

- гибкостью, вариативностью образовательных траекторий, предоставляемых уровневой системой высшего профессионального образования, и неопределенностью профессиональной идентичности выпускников при трудоустройстве по окончании вуза.

Современный рынок труда предъявляет весьма жесткие требования к выпускникам технического вуза, желающим занять достойное место в социальной и технократической иерархии российского общества. В условиях оживившихся контактов отечественных промышленников и предпринимателей с зарубежными партнерами работодатель предпочитает выпускников с хорошей иноязычной подготовкой, которые ориентируются в своей предметной области (машиностроение, металлургия, энергетика, информационные технологии и другие), уверенно чувствуют себя в иноязычной среде и обладают навыками инженерной деятельности в контакте с иностранными коллегами.

Иноязычная подготовка будущего инженера становится в один ряд со специальной подготовкой профессионала и по аналогии, например, с компьютерной подготовкой существенно влияет на конкурентоспособность конкретного выпускника вуза на рынке труда. В связи с этим актуальным является поиск путей обеспечения высокого уровня иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся в техническом вузе на выбранной ими образовательной траектории в условиях многовариантного обучения иностран-

ному языку в системе непрерывного образования. Необходимость совершенствования иноязычной подготовки будущих специалистов технического профиля вызвана и тем, что в настоящее время четко просматривается несоответствие между квалификационными требованиями по иностранному языку к выпускникам технического вуза, зафиксированными государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, и постоянно меняющимися требованиями, предъявляемыми к ним конкретным работодателем. Возможны три варианта решения проблемы. Первый вариант -ужесточение требований ГОС ВПО к выпускнику в части иностранного языка, что связано с серьезной перестройкой всей системы профессионального образования. Второй вариант - снижение требований работодателей, что нереально в условиях развития производства и усложнения его технологической базы. Третий вариант - использование возможностей вариативной части профессионального цикла ФГОС ВПО в условиях конкретного вуза. Последний вариант, на наш взгляд, наименее затратен и представляет собой компромисс при взаимодействии вуза и предприятия в определенном регионе. Он может быть реализован с наибольшим эффектом в рамках уровневой системы высшего профессионального образования, обладающей существенным потенциалом для развития, при использовании предлагаемой нами концепции моделирования иноязычной подготовки специалистов технического профиля [1].

Разработанная концепция моделирования иноязычной подготовки специалистов технического профиля к будущей профессиональной деятельности основана на совокупности подходов (когнитивный, информационно-синергетический, ак-меологический) и включает следующие основные положения:

- главной задачей преподавателя в техническом вузе является формирование у обучающегося системного, деятельностного инженерного мышления: процесс осуществляется в моделируемой информационной (образовательной) среде с учетом субъект-субъектных отношений и с использованием разработанных частных методик конкретных учебных дисциплин, способных оказывать существенное влияние на целостную систему подготовки специалистов;

- иностранный язык в качестве необходимого средства решения специальных прикладных задач и интеллектуализации инженерной деятельности входит в единую, целостную систему профессиональной подготовки в рамках непрерывного образования, позволяющей раскрыть и реализовать потенциальные образовательные возможности личности;

- гуманитарная часть индивидуального когнитивного пространства личности обеспечивает минимальное различие между учебными, модельными, условиями деятельности студента технического вуза и реальными - его выпускника;

- инновационные методики преподавания других дисциплин используются как один из источников методического обогащения иноязычной подготовки в техническом вузе для составления алгоритма (последовательности действий), образующего стержень акметраектории обучения иностранному языку в соответствии с программными целями иноязычной подготовки, а также индивидуальными потребностями специалистов, формирующимися в конкретных социально-экономических условиях;

- комплементарно-вариативный принцип, предусматривающий сочетание комплементарности с варьированием различных подходов для реализации иноязычной подготовки специалистов технического профиля, обеспечивает улучшение показателей профессиональной подготовки, в том числе за счет получения дополнительного позитивного эффекта от профессионально ориентированного обучения (эффект эмерджентности);

- модельный ряд иноязычной подготовки является инструментом развивающего процесса обучения иностранному языку, применимым для построения личностно значимой лингвообразо-вательной траектории в образовательной среде технического вуза.

Иноязычная подготовка рассматривается как составляющая системы подготовки специалистов технического профиля и одновременно как совокупность взаимодействующих компонентов педагогической системы высшего профессионального образования, обеспечивающая обучающимся получение знаний, формирование навыков и умений в различных видах речевой коммуникации, комплекса компетенций, необходимых для их профессиональной деятельности, а также дальнейшего развития и саморазвития языковой личности профессионала. Она базируется на принципах непрерывного образования, таких как непрерывность, поступательность, плановость, интегративность, преемственность, самообразование.

В условиях перехода к третьему поколению федеральных государственных образовательных стандартов требуется обеспечить полное соответствие иноязычной подготовки уровневой системе высшего профессионального образования и в большей степени использовать преимущества последней, такие как вариативность построения образовательной траектории, гибкость при выборе технологий обучения, повышение роли самостоятельной работы студентов. Для этого иноязычная подготовка должна стать «отражением» уровневой системы, приобрести большую строй-

ность и системность, что становится возможным при условии ее рассмотрения с позиции теорий моделирования и систем при создании в качестве теоретической основы этого процесса концепции моделирования иноязычной подготовки специалистов технического профиля как конструктивного принципа в построении системы обучения иностранному языку.

Совершенствование процесса обучения в вузе предполагает представление его в виде определенной системы, изучение которой в целях решения задач исследования, проектирования, прогнозирования и оптимизации неразрывно связано с созданием, в рамках концепции моделирования иноязычной подготовки специалистов технического профиля, модельного ряда - совокупности математических, смысловых, структурных, предметных, формально-статистических и других моделей в соответствии с известными классификациями - из-за сложности описания единой интегральной модели иноязычной подготовки.

При этом система обучения иностранному языку характеризуется как реальная (по происхождению), социальная (по субстанциональному признаку), сложная (по уровню сложности), открытая (по характеру взаимодействия с внешней средой), динамическая (по признаку изменчивости), вероятностная (по способу детерминации), целеустремленная (по наличию целей), самоуправляемая (по признаку управляемости) по аналогии с самоорганизующимися системами в технике (по принципам синергетики) [2].

Применение моделирования для проведения научно-исследовательской работы предполагает осознание и оценку исследователем имеющегося материала по теме работы, его систематизацию, формулировку целей моделирования и определение тех существенных черт объекта моделирования, которые влияют на вид моделей. В нашем случае исследуется иноязычная подготовка как составляющая системы подготовки специалистов технического профиля в условиях уровневого высшего профессионального образования, а главной целью моделирования является обеспечение наилучшего результата подготовки. Собственно модели иноязычной подготовки играют роль своеобразного ориентира, «путеводителя» по многомерному, многоаспектному и многофакторному образовательному пространству последовательно по всем уровням образовательной системы, и минимальное отклонение от этих теоретических, идеализированных моделей в педагогической практике должно привести к реализации самых оптимистичных прогнозов [3].

Общепризнанным является мнение о том, что модель используется при разработке теории объекта в том случае, когда непосредственное исследование его не представляется возможным

вследствие ограниченности современного уровня знаний и практики. Постоянное развитие и совершенствование моделируемого объекта вынуждает корректировать вслед за оригиналом его модель, пересматривать теоретическую платформу её существования для того, чтобы по модели можно было исследовать тенденции развития оригинала. Моделирование основывается на абстрактно-логических процедурах научного исследования. Сущность абстрагирования (как одной из наиболее существенных мысленных операций в процессе создания модели) состоит в том, что рассматривается не вся бесконечная совокупность свойств, а только незначительная часть. Ограничение области исследуемых свойств и отношений обусловлено особенностями объекта моделирования и целями исследования [4].

Выбор моделирования в качестве способа исследования лингвообразовательного процесса обусловлен прежде всего преимуществами системного подхода, позволяющего создать цельное, системное представление об изучаемом объекте как о сложной совокупности взаимосвязанных, взаимодействующих компонентов. Существующий и многократно апробированный аппарат теории систем вполне может быть применим к таким нестрогим и неформальным объектам, как педагогические системы вообще и система обучения иностранному языку в частности.

Любому моделированию предшествует подготовительная работа, чтобы обеспечить максимальную адекватность модели (с учетом её концептуального, общедидактического и частнометодичес-кого аспектов) объекту исследования. В нашем случае для этого были проанализированы совре-

менные подходы к обучению иностранному языку и цели обучения иностранному языку, выявлены проблемы, возникающие в лингвообразова-тельном процессе в ходе их достижения и решение которых является актуальной задачей при моделировании иноязычной подготовки.

К основным проблемам лингвообразования (в рамках уровневой образовательной системы), на наш взгляд, можно отнести следующие:

- необходимость обеспечения интеграции профессиональной и общекультурной подготовки, формирования коммуникабельности и готовности к профессиональному и личностному самоопределению в изменяющихся условиях поликультурного взаимодействия;

- целесообразность перехода к модульному построению учебных планов с обеспечением возможностей для самостоятельной углубленной профессионализации студента в избранной области;

- противоречия между квалификационными требованиями, регламентированными основной образовательной программой подготовки специалистов, и условиями обучения (акцент на создание образовательной среды, необходимой для полифункционального развития познавательной и личностной сферы обучающегося);

- незавершенность концепций оптимизации процесса обучения в методике обучения иностранному языку;

- несовершенство способов измерения заданного образовательными стандартами уровня иноязычной компетенции в рамках компетентност-ного подхода к формированию требований к выпускнику, оценки степени реализации стандартов и их эффективности;

Модельный ряд иноязычной подготовки и задачи, решаемые на моделях

Модельный ряд иноязычной подготовки Задачи исследования, решаемые на моделях

Компетентностная модель выпускника в связи с иноязычной инженерной деятельностью Прогнозирование и проектирование результатов образования

Схема подготовки специалиста технического профиля -информационно-синергетическая модель Проектирование образовательной среды и учет динамики формирования компетентности

Структурная модель иноязычной подготовки Задачи оптимизации лингвообразовательной траектории (адекватное описание объекта исследования, циклическое управление системой, задача многомерной оптимизации)

Схема построения и решения графа педагогических технологий

Схема оптимизации обучения иностранному языку методом Спендли - Хекста

Схема оптимизации обучения в п-мерном образовательном пространстве Исследование и количественная оценка эффективности иноязычной подготовки (задачи исследования динамики изменения оценочных показателей различных видов деятельности, наглядное представление результатов, анализ вариантов лингвообразовательной траектории)

Пример дифференциации группы обучающихся

Лепестковая диаграмма коэффициента усвоения по выбранным оценочным показателям (структурно-функциональная модель)

Методическая карта иноязычной подготовки со срезами по ее составляющим (структурно-функциональная модель)

Графическая интерпретация образовательной траектории обучающегося по видам речевой деятельности

- проблему сохранения и развития знаний, навыков и умений как средства развития познавательных, творческих и личностных возможностей в условиях реализации концепции непрерывного образования, использования развивающего эффекта обучения.

Решение указанных проблем возможно при моделировании иноязычной подготовки в техническом вузе в рамках уровневой системы подготовки специалистов технического профиля [5].

Нами разработаны модели развивающего процесса обучения иностранному языку в техническом вузе (см. таблицу) с применением системного подхода для решения задач по исследованию взаимосвязи параметров и характеристик системы, прогнозирования и оптимизации, в частности, исследования такой макрохарактеристики деятельности всех участников образовательного процесса, как оптимальная лингвообразователь-ная траектория в образовательном пространстве с привлечением акмеологического подхода, среди которых выделяются: структурная модель иноязычной подготовки будущих специалистов технического профиля; компетентностная модель выпускника в связи с иноязычной инженерной деятельностью; информационно-синергетическая модель - схема подготовки специалиста технического профиля; структурно-функциональные модели лингвообразовательной траектории обучающегося по видам речевой деятельности, позволяющие на основании простой обработки результатов контрольных срезов регулировать построение учебного процесса, причем не ограничивающиеся только одним определенным видом деятельности в рамках социально-профессиональной компетентности будущих специалистов технического профиля.

Прослеживается тесная взаимосвязь показателей уровня сформированности иноязычной компетенции с «информационными профессионально важными качествами» [6], необходимыми для инженерной деятельности будущего специалиста технического профиля в соответствии с компетентностной моделью выпускника. Таким образом, разработанные модели, в рамках авторской концепции моделирования иноязычной подготовки в техническом вузе как неотъемлемой составляющей подготовки специалистов технического профиля, эффективно способствуют формированию и развитию языковой личности профессионала в технической сфере. Перспективы дальнейшей работы заключаются в практическом применении данного модельного ряда в условиях нелинейности и вариативности профессиональной подготовки будущих специалистов технического профиля.

Примечания

1. Леушина И. В. Совершенствование подготовки специалистов технического профиля на основе моделирования ее иноязычной составляющей в условиях уровневого высшего профессионального образования: дис. ... д-ра пед. наук. Н. Новгород, 2010.

2. Спицнадель В. Н. Основы системного анализа. СПб.: Изд. дом «Бизнес-пресса», 2000.

3. Леушина И. В. Теоретический аспект моделирования иноязычной подготовки студентов технического вуза // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2008. № 3(3). С. 81— 85.

4. Советов Б. Я., Яковлев С. А. Моделирование систе. М.: Высш. шк., 1985; Яблонский А. И. Модели и методы исследования науки. М.: Эдиториал УРСС, 2001.

5. Леушина И. В. Совершенствование подготовки...

6. Батаршев А. В., Алексеева И. Ю., Майорова Е. В. Диагностика профессионально важных качеств. СПб.: Питер, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.