Научная статья на тему 'Формирование инженерного мышления и иноязычная подготовка: когнитивный подход'

Формирование инженерного мышления и иноязычная подготовка: когнитивный подход Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
113
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инженерное мышление / иноязычная подготовка / познавательная активность / индивидуальное когнитивное пространство / engineering thinking / foreign language speaking training / educational activity / individual cognitive space

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Леушина Ирина Владимировна

В статье рассматривается значение иноязычной подготовки студентов технического вуза для формирования инженерного мышления; особое внимание уделяется познавательной активности обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Леушина Ирина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Engineering Thinking Forming and Foreign Language Speaking Training: Cognitive Approach

The article considers the importance of foreign language speaking training of the technical university students; a special attention is paid to educational activity of students.

Текст научной работы на тему «Формирование инженерного мышления и иноязычная подготовка: когнитивный подход»

УДК 159.955: 372.8 ББК 81.2-9

Леушина Ирина Владимировна

кандидат педагогических наук, доцент г. Нижний Новгород Leushina Irina Vladimirovna

Candidate of Pedagogics, Associate Professor Nizhny Novgorod

Формирование инженерного мышления и иноязычная подготовка: когнитивный подход

Engineering Thinking Forming and Foreign Language Speaking Training:

Cognitive Approach

В статье рассматривается значение иноязычной подготовки студентов технического вуза для формирования инженерного мышления; особое внимание уделяется познавательной активности обучающихся.

The article considers the importance of foreign language speaking training of the technical university students; a special attention is paid to educational activity of students.

Ключевые слова: инженерное мышление, иноязычная подготовка, познавательная активность, индивидуальное когнитивное пространство.

Key words: engineering thinking, foreign language speaking training, educational activity, individual cognitive space.

Отечественные и мировые тенденции совершенствования подготовки и повышения компетентности специалистов технического профиля заключаются: в переориентации студента с узкопрофессиональной подготовки на развитие личности; в смене субъект-объектных отношений на субъект-субъектные; в системном видении модели будущего специалиста как совокупности личностных и профессиональных качеств, удовлетворяющих потребностям как отдельной личности,

так и общественной практики [5]. Инженеры, осуществляющие инновационную производственную и обслуживающую деятельность, должны помимо собственно инженерных знаний обладать способностями эффективного их применения на практике, воображением и творческими навыками, способностями формулировать и решать сложные задачи как в рамках предметной области их профессиональной компетенции, так и в смежных областях. Им должны быть присущи личностные качества, обеспечивающие способность к кооперации и коллективной деятельности, коммуникабельность, решительность в достижении целей, направленность на реализацию коэволюционного сосуществования человека и природы. На передний план выходит востребованность гуманистически-гуманитарного фактора энциклопедичности в высшем техническом образовании.

Большое значение в связи с этим приобретает стремление и способность личности активно исследовать новизну и сложность меняющегося мира, создавать новые оригинальные стратегии поведения и деятельности. По мнению А. Г. Асмолова, необходимо формирование у обучающихся смысловой ценности поиска, ценности создания и использования ситуаций неопределенности как динамического резерва разнообразных путей развития [6]. При этом возрастает значение познавательной активности личности.

Создаваемая в сознании виртуальная реальность формируется не только как отображение актуальных состояний внешней среды, но также как модель ее прошедших и, главное, будущих состояний, что и обеспечивает, по мнению В. И. Степанского, требуемое превосходство информационного разнообразия сознания над средой, которая не может содержать информацию о своем будущем. Принципиальная регуляторная функция познавательных процессов заключается: в порождении всевозможных гипотетических моделей окружающей человека предметной и социальной среды; их проверке на адекватность; дальнейшем отборе моделей, отображающих такие свойства среды, которые в данный момент представляются субъекту наиболее существенными в контексте реализуемых им целей [9]. Адекватность моделирования среды составляет важнейшее условие формирования оптимального способа действий.

Эффективным орудием познания сложных систем становится так называемая абдукция - «гибкие рассуждения, направленные на последовательное осмысление и интеграцию поступающих данных в такую модель ситуации, которая дает наилучшее на данный момент объяснение» [6, с. 21].

Очевидно, что ограничиваясь знаниями лишь из своей области, будущий технический специалист не приобретет полноценного системного мышления, профессиональной мобильности и достаточной конкурентоспособности на рынке труда. Общие естественнонаучные основы практической деятельности человека базируются на фундаментальных науках: в частности, выделяются шесть принципиально различающихся (в своей естественнонаучной основе) направлений практической деятельности человека, связанных с производством информации, энергии, сырья, материалов, изделий и с транспортом [4].

В основе всех отраслей деятельности человека лежит информация, которая извлекается им из окружающей действительности либо непосредственно (науками), либо опосредованно - путем получения вторичной информации (из первичной, фундаментальной). В связи с этим актуализируется вопрос: что важнее - адаптировать информационные потоки к человеку, раскрыть доступ к ним за счет использования новейших технологий или попытаться поднять творческий потенциал каждого, научить его осмысленно, с пониманием, относиться к этой информации ради приумножения культурного богатства? На наш взгляд, ответ предполагает оптимальное сочетание этих аспектов, анализ и синтез факторов формирования информационной среды, продуктивной для развития творческого инженерного мышления.

В настоящее время необходимость владения будущим специалистом методами работы с информацией, ее использования для решения профессиональных задач не вызывает сомнений. Большое значение для современного инженера имеет работа с иноязычной информацией в самых разнообразных формах ее проявления, а умение работать с иноязычной информацией является одним из важнейших компонентов целостной социально-профессиональной компетентности выпускника.

Данное умение, повышающее готовность специалиста к саморазвитию и самообразованию, включает в себя [7]:

1) формирование критического мышления (знания в профессиональной, межкультурной и общекультурной сферах; осмысление - умение переструктурировать информацию, придавая определенную интерпретацию основной мысли; применение - умение применять отобранные факты, данные в новых ситуациях, чтобы поддержать или опровергнуть позицию автора; анализ - умение сравнивать основные идеи текста с информацией из других источников, чтобы прийти к определенным выводам, значимым для подтверждения ранее сформулированной гипотезы, умение задавать вопросы; синтез - умение обобщать отобранные данные, развивать логику общей аргументации, основанной на отобранных ранее и проанализированных фактах, чтобы прийти к окончательному заключению; оценка - умение определять валидность, надежность, непредвзятость отобранных для доказательности фактов, оценивать заключения, выводы);

2) создание вторичных текстов (конспекты, аннотации, тезисы, рефераты; перевод).

Языковая подготовка специалистов в техническом вузе, как специальная и профессиональная, базируется на познании, под которым в когнитивном подходе понимается «способность человека приобретать и осваивать (перерабатывать) информацию из окружающей среды (а также внутренней среды организма) с целью адаптации к реальности» [1, с. 89].

Именно через познание студентом постигается сущность изучаемых явлений и предметов. До недавнего времени главной задачей подготовки выпускника технического вуза считалось формирование у него особого типа мышления - инженерного: мышления логичного и во многом мышления технократа, мышления рационалиста, привыкшего оперировать фактами, а не образами. Вполне естественно, что при таком подходе «Иностранный язык» (как учебная дисциплина) уходил на второй план образовательного процесса, в лучшем случае вос-принимаясь лишь как один из возможных инструментов в арсенале будущего инженера.

Произошедшие за последние десятилетия изменения в отечественном высшем профессиональном образовании, проявившиеся прежде всего в смене приоритетов и переходе к более демократичной схеме учебного процесса «преподаватель и студент - равные партнеры», привели вузовскую общественность, в том числе и технических университетов, к четкому осознанию востребованности гуманитарной составляющей в процессе подготовки технических специалистов. Выявилась острая необходимость в углубленной и качественной подготовке выпускников технических вузов в областях истории и культурологии, педагогики и психологии, экологии и эргономики, иностранного языка и межкультурной коммуникации.

Гуманизация и гуманитаризация технического образования подтвердили то, что работу человеческого мозга нельзя охарактеризовать лишь с помощью принципа функциональной дихотомии. Было бы слишком просто утверждать, что левое полушарие ответственно за логику, а правое за артистизм. Дихотомия заключается в том, что левое и правое полушария лучше справляются с определенными задачами, при этом часть функций полушарий совпадает или, по крайней мере, пересекается. Это ни в коем случае не отрицает важности внимания к часто игнорируемым аспектам образования: к эмоциональным и артистическим сторонам человеческого опыта.

В этой связи когнитивные науки как междисциплинарный подход к исследованию познания также заиграли новыми гранями. Наряду с общими принципами когнитивного подхода (такими, как репрезентация знаний, моделирование, структурализм, открытость, игнорирование междисциплинарных барьеров) стала доминировать необходимость исследования с точки зрения информационных процессов, вне которых человек в настоящее время просто не может существовать.

Таким образом, с позиций обновленного когнитивного подхода, для качественной подготовки специалиста во время его обучения в вузе следует сформировать модельную информационную среду, находясь в которой, студент мог бы получить необходимые навыки в решении задач будущей деятельности и сформировать профессионально важные качества и компетенции.

Что касается гуманитарного компонента подготовки, в том числе иностранного языка, то он должен занять подобающее ему место в так называемом индивидуальном когнитивном пространстве (ИКП) - «определенным образом структурированной совокупности знаний и представлений, которыми обладает любая (языковая) личность» [2, с.164].

При этом гуманитарный сектор ИКП будет характеризоваться образностью, красочностью и артистизмом, а технический - логичностью, последовательностью и однозначностью. Становится очевидным возрастание роли иноязычной подготовки в техническом вузе: она видится неотъемлемой частью процесса обучения в модельной информационной среде, придавая прежней концепции формирования инженерного мышления так необходимые ей объемность, цельность, художественную образность, эмоциональность и динамику восприятия информации, реально помогая будущему техническому специалисту подготовить себя к работе.

Именно гуманитарная часть ИКП должна обеспечить минимальное различие между учебными, модельными и реальными условиями деятельности студента технического вуза и его выпускника. Для этого требуется конвергенция, взаимопроникновение гуманитарного и технического секторов когнитивного пространства, ни в коем случае не приводящая к потере разумного соотношения между ними с дальнейшим перекосом в ту или иную сторону и неизбежным (в такой ситуации) снижением качества образования. К практическим средствам реализации этой идеи можно отнести: применение на занятиях виртуальных языковых тренажеров; мультимедийных и компьютерных технологий; игровых форм обучения; неадаптированных информационных источников; живого общения с техническими специалистами - носителями языка; уделение повышенного внимания со стороны преподавателя разъяснению практической ценности и значимости иноязычной подготовки для будущей деятельности выпускника технического вуза; поощрение самостоятельности и инициативы студентов в построении индивидуальной лингвообразовательной траектории [3].

Именно в этом должно проявиться новое качественное содержание когнитивного аспекта иноязычной подготовки в техническом вузе.

Работа с иноязычной информацией предполагает синтез когнитивного, практического и личностного опыта обучающегося. Студент учится самостоятельно управлять своей деятельностью. Постепенно складывается индивидуальный стиль работы, формируется арсенал индивидуальных приемов самостоятельного «добывания» знаний и порождения на их основе нового информационного содержания.

В связи с этим актуальны цели преподавания иностранного языка (ИЯ) в неязыковом вузе, которые формулируются следующим образом [8]:

- психологически и практически переориентировать студентов с понимания ИЯ как внешнего источника информации и иноязычного средства коммуникации на усвоение и использование его в личных целях для выражения своего собственного мыслительного содержания и понимания такового других людей;

- научить студентов видеть в ИЯ средство получения, расширения и углубления системных знаний по специальности, то есть средство самостоятельного повышения своей квалификации;

- показать студентам ценность ИЯ в становлении человека как личности и как специалиста.

В когнитивном плане овладение ИЯ должно рассматриваться как задача формирования мировоззрения студента через призму культуры страны изучаемого языка с учётом её национальной специфики, в том числе и в области его будущей профессиональной деятельности. При этом когнитивность следует понимать в широком смысле с учётом её различных уровней (уровень правила, уровень значения, уровень выполнения речевой деятельности, социальный и культурологический уровни, когнитивный стиль работы обучающегося), которые соотносятся с компонентами коммуникативной компетенции и свидетельствуют о влиянии когнитивных процессов на её формирование. Сознательно формируемые умения как в ИЯ, так и по специальности нацелены на максимальную творческую реализацию личности студента и включают в себя две

основные составляющие: ориентацию на развитие креативности и ориентацию на развитие самостоятельности как в языке, так и в специальности.

Очень важен аксиологический, ценностный аспект иноязычной подготовки, поскольку он связан с мотивацией студента к языковому образованию. Будущий специалист технического профиля должен осознавать, что ИЯ является для него таким же необходимым инструментом обеспечения собственной жизни, как профессиональные знания, навыки и умения в области выбранной специальности. Следует упомянуть в обсуждаемом контексте профессиональную рефлексию, важнейшими компонентами которой являются осознание как уже действующим, так и будущим специалистом того, какие знания ему требуются дополнительно, и видение путей их приобретения.

Усиление лингвогуманитарной подготовки необходимо для создания условий интеллектуального и духовно-нравственного развития. Это актуально в неязыковом вузе при незаменимой роли ИЯ для осуществления взаимодействия в процессе профессионального общения, развития профессионального интеллекта. Знания и образовательная информация начинают приобретать ценность сами по себе, то есть происходит изменение в характере образовательной мотивации как одно из главных условий успешности обучения. В процессе усвоения информации на ИЯ происходит расширение кругозора, общей эрудиции, культуры мышления, формируется ассоциативное мышление, повышается уровень рефлексии обучающегося.

Личностный аспект овладения ИЯ занимает особое место. С ним связаны, например, проблемы поведения студента в группе, его отношение к ИЯ, позитивная или негативная установка на иноязычное общение. Оптимальность процесса иноязычной подготовки обеспечивается за счёт создания благоприятных условий для самореализации личности обучающегося в контексте новых задач подготовки специалиста при неоспоримой значимости речевого развития как основы любого образования, его направленности на высокое профессиональное, нравственное и общекультурное развитие будущего инженера.

Специфика обучения ИЯ в высшей профессиональной школе связана с

актуализацией потребности государства и общества в компетентных специалистах, владеющих ИЯ как средством профессионального межкультурного общения. Переход от ИЯ как «суммы грамматики и лексики» к его практическому использованию предполагает ориентацию на профессиональную коммуникацию, что является объективной социальной потребностью для международного обмена информацией и опытом, а также рост профессиональной компетентности будущего специалиста в процессе изучения ИЯ.

Главными характеристиками выпускника вуза являются его мобильность и компетентность, соответственно акценты при изучении учебных дисциплин переносятся на сам процесс познания, эффективность которого зависит от познавательной активности студента.

При этом основной задачей преподавателя в техническом вузе является формирование у обучающихся системного, деятельностного инженерного мышления: процесс осуществляется в моделируемой информационной образовательной среде с учетом субъект-субъектных отношений, с использованием разработанных частных методик конкретных учебных дисциплин (в нашем случае - «Иностранный язык»), способных оказывать существенное влияние на целостную систему подготовки специалистов.

Библиографический список

1. Баксанский, О. Е. Когнитивно-синергетическая парадигма НЛП : От познания к действию [Текст] / О. Е. Баксанский, Е. Н. Кучер. - М. : Изд. ЛКИ, 2007. - 184 с.

2. Красных, В. В. Основы психолингвистики и теории коммуникации : Курс лекций [Текст] / В. В. Красных. - М. : ИТДГК «Гнозис», 2001. - 270 с.

3. Леушина, И. В. Лингвопрофессиональная подготовка технических специалистов [Текст] / И. В. Леушина, А. Н. Шамов // Высшее образование в России. - 2008. - № 2. - С. 108-111.

4. Лозовский, В. Н. Фундаментализация высшего технического образования : цели, идеи, практика [Текст] / В. Н. Лозовский, С. В. Лозовский, В. Е. Шукшунов. - СПб. : Лань, 2006. - 128 с.

5. Моргунов, Г. М. Социосинергетика и образование [Текст] / Г. М. Моргунов. - М. : Изд. МЭИ, 2005. - 152 с.

6. Поддьяков, А. Н. Психология конкуренции в обучении [Текст] / А. Н. Поддьяков. - М. : Изд. дом ГУ ВШЭ, 2006. - 231 с.

7. Полат, Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст] / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина. - М. : Академия, 2007. - 368 с.

8. Сороковых, Г. В. Программа-концепция формирования субъекта образования в процессе изучения иностранного языка в неязыковом вузе [Текст] / Г. В. Сороковых. - М. : НВИ-ТЕЗАУРУС, 2004. - 108 с.

9. Степанский, В. И. Психоинформация. Теория. Эксперимент [Текст] / В. И. Степанский. - М. : МПСИ, 2006. - 136 с.

Bibliography

1. Baksansky, O. E. Cognitive-synergetic Paradigm of Neurolinguistic Programming : From Learning to Practice [Text] / O. E. Baksansky, E. N. Kucher.

- M. : LKI, 2007. - 184 p.

2. Krasnych, V. V. Fundamentals of Psycholinguistic and Theory of Communication : Course of Lectures [Text] / V. V. Krasnych. - M. : ITDGK «Gnosys», 2001. - 270 p.

3. Leushina, I. V. Lingvo-professional Training of Technical Specialists [Text] / I. V. Leushina, A. N. Shamov // Higher Education in Russia. - 2008. -№ 2. - P. 108-111.

4. Lozovsky, V. N. Higher Technical Education Fundamentation : Purposes, Ideas, Practice [Text] / V. N. Lozovsky, S. V. Lozovsky, V. E. Shukshunov. - SP. : Lan, 2006. - 128 p.

5. Morgunov, G. M. Sociosynergy and Education [Text] / G. M. Morgunov. -M. : MEI, 2005. - 152 p.

6. Poddyakov, A. N. Competition Psychology in Education [Text] / A. N. Pod-dyakov. - M. : P.H. St. U. Higher School of Economics, 2006. - 231 p.

7. Polat, E. S. Modern Pedagogical and Informative Technologies in the System of Education [Text] / E. S. Polat, M. W. Bukcharkina. - M. : Akademy, 2007.

- 368 p.

8. Sorokovych, G. V. Program-conception of Education Forming Subject in the Process of Studying a Foreign Language at Non-linguistic University [Text] / G. V. Sorokovych. - M. : NVI - TESAURUS, 2004. - 108 p.

9. Stepansky, V. I. Psycho-information. Theory. Experiment [Text] / V. I. Stepansky. - M. : MPSI, 2006. - 136 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.