Научная статья на тему 'К вопросу о контроле гражданского общества за деятельностью органов государственной власти'

К вопросу о контроле гражданского общества за деятельностью органов государственной власти Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
280
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / ГРАЖДАНСКИЙ (ОБЩЕСТВЕННЫЙ) КОНТРОЛЬ / ГРАЖДАНИН / ДЕМОКРАТИЯ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / STATE / CIVIL (PUBLIC) CONTROL / CITIZEN / DEMOCRACY / CIVIL SOCIETY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рыболовлева Наталья Сергеевна

В статье рассматривается вопрос о значимости гражданского (общественного контроля) за деятельностью органов государственной власти. Общественный контроль является современным демократическим институтом и относится к одному из инструментов, позволяющих реализовать участие граждан в процессе управления. Важным направлением деятельности государства является взаимодействие всех его органов с институтами гражданского общества.The article considers the importance of civil (public control) over the activities of state authorities. Public control is a modern democratic institution and is one of the tools that allow citizens to participate in the management process. An important area of state activity is the interaction of all its bodies with civil society institutions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о контроле гражданского общества за деятельностью органов государственной власти»

УДК 342.7 ББК 67.400

DOI 10.24411/2073-3313-2020-10265

К ВОПРОСУ О КОНТРОЛЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

Наталья Сергеевна РЫБОЛОВЛЕВА, адъюнкт Академии управления МВД России E-mail: n-rybolovleva@mail.ru

Научная специальность: 12.00.02 - конституционное право;

конституционный судебный процесс; муниципальное право

Аннотация. В статье рассматривается вопрос о значимости гражданского (общественного контроля) за деятельностью органов государственной власти. Общественный контроль является современным демократическим институтом и относится к одному из инструментов, позволяющих реализовать участие граждан в процессе управления. Важным направлением деятельности государства является взаимодействие всех его органов с институтами гражданского общества.

Ключевые слова: государство, гражданский (общественный) контроль, гражданин, демократия, гражданское общество.

Annotation. The article considers the importance of civil (public control) over the activities of state authorities. Public control is a modern democratic institution and is one of the tools that allow citizens to participate in the management process. An important area of state activity is the interaction of all its bodies with civil society institutions.

Keywords: state, civil (public) control, citizen, democracy, civil society.

Научный руководитель: И.В. Гончаров, доктор юридических наук, профессор

Конституция Российской Федерация в ст. 1 провозглашает Россию демократическим правовым государством. Важным признаком такого государства является возможность граждан принимать непосредственное участие в управлении его делами, одной из форм которого определяется непосредственное народовластие.

В современном мире демократическое государство не может эффективно развиваться без свободно эволюционирующегося гражданского общества, призванного контролировать деятельность органов государственной власти.

Контроль гражданского общества за деятельностью органов государственной власти и их должностных лиц имеет огромное значение для обеспечения прав и свобод граждан, гарантированных Конституцией Российской Федерации.

И.В. Гончаров отмечает, что «гражданский контроль вытекает из конституционного права гражданина Российской Федерации «принимать участие в управлении своей страной» (ст. 32 Конституции Российской Федерации) и представляет собой контроль гражданского общества над деятельностью органов государственной власти в целях предупреждения возможных нарушений в их деятельности»1.

Понятие «гражданский (общественный) контроль» является далеко не новым для России и зарубежных государств. В период советской власти имелась эффективная система народного контроля, влиявшего как на государственное управление, так и на общественные отношения в целом. Контроль гражданского общества за деятельностью органов государственной власти и их должностных лиц прошел определенные этапы и пути развития. Однако конституцион-

ЗАКОН И ПРАВО • 06-2020

ного закрепления дефиниция «общественный (гражданский) контроль» не нашла.

2 августа 2014 г. вступил в силу Федеральный закон «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», который закрепил правовые основы организации и осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами публичные полномочия.

В статье 4 указанного Закона дается точное определение общественного контроля, под которым понимается «деятельность субъектов общественного контроля, осуществляемая в целях наблюдения за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, а также в целях общественной проверки, анализа и общественной оценки издаваемых ими актов и принимаемых решений»2.

Ряд ученых, проводя анализ законодательного определения понятия «общественный контроль», выдвигают предположение о том, что нормы, которые содержатся в статьях 4 и 5 вышеуказанного Закона, «...носят коллизионный характер. Они противоречат между собой в части закрепления различных по своей природе целей общественного контроля»3.

Общественный контроль, прежде всего, является конституционно-правовым институтом, поскольку общество должно обладать эффективными инструментами контроля за деятельностью органов государственной власти и их должностных лиц, что позволит реализовать закрепленные в Конституции принципы верховенства права (ст. 15 Конституции) и приоритета прав и сво -бод человека и гражданина.

Закон предусматривает различные формы общественного контроля за деятельностью органов государственной власти: общественный мониторинг, общественные экспертизы, общественные обсуждения, общественные (публичные) слушания и другие формы взаимодействия.

Значительным условием для осуществления эффективного контроля гражданского общества является достоверная и полная информация о деятельности органов государственной власти и их должностных лиц, полная открытость их решений и действий.

Вместе с тем для эффективного функционирования системы общественного контроля недостаточно создать даже идеальную нормативно-правовую базу, поскольку необходимо наличие работоспособных институтов гражданского общества, налаженное взаимодействие между ним и государством, высокий уровень правосознания и политической культуры граждан4.

В настоящее время в России начинают формироваться устойчивые традиции взаимоотношений индивида, власти, общества и государства. Особое значение гражданский контроль приобретает в условиях функционирующего правового, социального и демократического государства.

И.И. Филатова справедливо отмечает, «что общественный контроль выступает действенным инструментом повышения эффективности и «прозрачности» деятельности органов публичной власти»5.

С учетом современных реалий актуальность приобретают вопросы, связанные с формированием условий для максимальной прозрачности деятельности государственных органов и их должностных лиц. Полагаем, что гражданский контроль за деятельностью органов государственной власти станет более эффективным и продуктивным при использовании цифровых технологий.

В настоящее время уровень развития информационных технологий возрастает. Благодаря совершенствованию информационных технологий взаимоотношения органов власти и населения будут перемещены в цифровое пространство, обеспечивающее самостоятельное взаимодействие каждого гражданина с необходимыми ему органами власти, что повлияет на повышение результативности и эффективности деятельности власти, реализацию многих прав и свобод гражданина.

Главной тенденцией последних лет стал рост гражданской активности, что и обусловливает усиление роли и повышение эффективности участия гражданского общества в развитии страны. Общественный (гражданский) контроль явно остается главным форматом такого участия.

Конечно, гражданский (общественный) контроль не решит всех имеющихся проблем, но он однозначно является определенным стимулом для улучшения государством механизма функционирования органов государственной власти и их должностных лиц.

ЗАКОН И ПРАВО • 06-2020

1 Гончаров И.В. Гражданский контроль за деятельностью правоохранительных органов в условиях информатизации общественных отношений // Тр. Академии управления МВД России. 2019. № 3 (51). С. 21—26.

2 Федеральный закон «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» от 21.07.2014 г. № 212-ФЗ (ред. от 27.12.2018 г.) // СЗ РФ. 2014. № 30 (ч. 1). Ст. 4213.

3 История и современные тенденции развития гражданского общества и государства: правозащитный аспект: Монография / Под ред. С.О. Гаврилова, А.В. Гаврило-вой. М., Проспект, 2019.

4 Правовые основы общественного контроля в Российской Федерации: Постатейный науч.-практ. комментарий к Федеральному закону от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» / Е.А. Абросимова, В.В. Гриб, А.Г. Дейне-ко и др. Под общ. ред. М.А. Федотова. М.: Статут, 2017. С. 5.

5 Филатова И.И. Общественный контроль как вектор формирования и развития гражданского общества // Вестник Тамбовского ун-та. 2014. № 2. С. 45—50.

Библиографический список

1. Конституция РФ (действ. ред.) // СПС «Консультант Плюс»

2. Федеральный закон «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» от

21.07.2014 г. № 212-ФЗ (ред. от 27.12.2018 г.) // СЗ РФ. 2014. № 30 (ч. 1). Ст. 4213.

3. Авакъян С.А. Размышления конституционалиста: Избр. ст. Общество как объект конституционно-правового регулирования. М., 2010.

4. Гончаров И.В. Гражданский контроль за деятельностью правоохранительных органов в условиях информатизации общественных отношений // Тр. Академии управления МВД России. 2019. № 3 (51).

5. История и современные тенденции развития гражданского общества и государства: правозащитный аспект: Монография / Под ред. С.О. Гаврилова, А.В. Гавриловой. М.: Проспект, 2019.

6. Правовые основы общественного контроля в Российской Федерации: Постатейный науч. -практ. комментарий к Федеральному закону от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» / Е.А. Абросимова, В.В. Гриб, А.Г. Дейнеко и др. Под общ. ред. М.А. Федотова. М.: Статут, 2017.

7. Филатова И.И. Общественный контроль как вектор формирования и развития гражданского общества // Вестник Тамбовского ун-та. 2014. № 2.

ЗАКОН И ПРАВО • 06-2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.