АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА РОССИИ
И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
К.Ю. Аверьянов*
К вопросу о конституционно-правовом статусе русского народа
Аннотация. Статья посвящена изучению вопросов, связанных с отражением в конституционном законодательстве РФ правового положения русского народа и национально-культурной идентичности российского государства. Особое внимание уделяется сопоставлению конституционных статусов русского народа и других российских этносов, а также рассмотрению российского конституционного принципа многонациональности в контексте общеевропейских правовых стандартов национального государства. Автор анализирует нормативные положения, содержащиеся в конституциях ряда европейских государств, и на их основе формулирует свои предложения по совершенствованию отечественного конституционного законодательства. Специфика предмета изучения обусловила применение автором основных общенаучных методов, а также частно-юридического метода сравнительного правоведения, который позволил выявить отличия действующего в России конституционно-правового регулирования национальных отношений от общеевропейской правовой регламентации в данной сфере. На основе проведенного исследования автор пришёл к выводу о том, что русский народ в Российской Федерации находится в дискриминационном положении по отношению к другим проживающим в российском государстве этносам. Для того чтобы положить конец указанной дискриминации, предлагается преобразовать многонациональную Российскую Федерацию в русское национальное государство европейского типа, где доминирующий этнос (русские) будет наделён правом на самоопределение в границах всей России, а этническим меньшинствам будет предоставлено право на защиту своих законных интересов. Это позволит сформировать в России русскую гражданскую нацию, в которую войдут все граждане России вне зависимости от их этнического происхождения.
Ключевые слова: русский народ, гражданская нация, многонациональность, национально-культурная идентичность, правовой статус, самоопределение народов, этнические меньшинства, национальные республики, национально-культурная автономия, конституционное законодательство.
Конституция государства представляет собой нормативно-правовой акт высшей юридической силы, который регулирует на высшем уровне общественные отношения, связанные с организацией публичной власти, правами, свободами и обязанностями человека и гражданина, формой правления и государственного устройства, а также основы социальных, экономических и культурных отношений. Кроме того, в конституциях (и других источниках конституционного права) обычно находит отражение концепция права нации на самоопре-
деление, закрепляется национально-культурная идентичность государства, определяется конституционно-правовой статус этнических сообществ и устанавливаются основы межэтнического взаимодействия.
Объектом исследования в рамках настоящей статьи являются конституционно-правовые отношения, касающиеся правового статуса русского народа в Российской Федерации.
Проблема конституционного регулирования правового положения русских в Российской Федерации редко попадает в фокус внимания иссле-
© Аверьянов К.Ю., 2014
* Аверьянов Кирилл Юрьевич — преподаватель кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин, филиал Российского государственного гуманитарного университета в г. Дмитрове. [[email protected]]
141800, Россия, г. Дмитров, ул. Московская, д. 29.
дователей. Между тем в связи с усиливающейся межэтнической напряженностью в стране крайне важным представляется детальное изучение данной проблемы с последующей разработкой предложений по совершенствованию законодательства в указанной сфере.
Согласно преамбуле Конституции РФ, субъектом принятия основного закона в государстве выступает «многонациональный народ Российской Федерации». Он же, согласно ч. 1 ст. 3 Конституции РФ, является «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации».
Термин «многонациональный народ» имеет корни в советском прошлом. Впервые формулировка «многонациональный советский народ» прозвучала в докладе на XXIII съезде КПСС (март-апрель 1966 г.), впоследствии Конституция СССР 1977 г. определила Советский Союз как «единое союзное многонациональное государство»1, а Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г. объявила носителем суверенитета и источником государственной власти в РСФСР «ее многонациональный народ»2.
Российская конституционная конструкция «многонационального народа» является уникальной: она не используется в основных законах даже тех государств, которые превосходят Российскую Федерацию по степени этнической неоднородности. Так, преамбула Конституции Индии не содержит упоминаний о «многонациональности» страны, в ней говорится лишь о «народе Индии» (the people of India), который учреждает индийское государство.
В современной политологии выделяются два концепции понимания нации. Одна представляет нацию преимущественно культурной общностью, подчеркивая при этом значение глубинных этнических связей — материальных и духовных; другая усматривает в ней преимущественно политическое сообщество, акцентируя роль гражданских — общественных и политических — связей3. Нашедшая отражение в Конституции РФ формула многонациональности предполагает определение нации как культурного (этнического) сообщества. Такое понимание нации было прямо закреплено в действовавшей до марта 2013 г. редакции Закона Санкт-Петербурга «О межнациональных отношениях в Санкт-Петербурге». Ст. 2 данного нормативно-правового акта гласила: «Нация, народ, этнос — общность людей, объединенных происхождением, языком, культурой,
мировоззрением, традициями, принадлежность к которой является естественным правом человека, равно как и отказ от какой бы то ни было этнической определенности. Понятия нация, народ, этнос используются в настоящем Законе Санкт-Петербурга как равнозначные»4.
Таким образом, русские являются одной из 193 нацией (этносов), которые, согласно Всероссийской переписи населения 2010 г., проживают на территории РФ. При этом русский народ, составляющий, по данным переписи, 80 % населения России, находится, с нашей точки зрения, в дискриминационном положении, по сравнению с другими российскими этносами.
В соответствии со ст. 65 Конституции РФ, 26 из 83 субъектов РФ сформированы по национальному признаку — 21 республика, 4 автономных округа и 1 автономная область. Данные субъекты РФ являются национальными государственными образованиями (государствами), в рамках которых ряд российских этносов реализует право на самоопределение.
Наиболее последовательно национальный характер республики в составе РФ отражен в Конституции УР, согласно которой «на основании волеизъявления многонационального народа Российской Федерации Удмуртская Республика — Удмуртия — государство в составе Российской Федерации, исторически утвердившееся на основе осуществления удмуртской нацией и народом Удмуртии своего неотъемлемого права на самоопределение и самостоятельно осуществляющее государственную власть на своей территории в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Конституцией Удмуртской Республики» (ч. 1 ст. 1). Ч. 2 ст. 1 Конституции УР гласит: «В Удмуртской Республике гарантируется сохранение и развитие языка и культуры удмуртского народа, языков и культуры других народов, проживающих на ее территории; проявляется забота о сохранении и развитии удмуртской диаспоры, компактно проживающей в субъектах Российской Федерации»5.
В Конституциях (Основных законах) других республик также содержатся гарантии прав тех народов, которые своим существованием опосредуют образование данных национальных субъектов в составе РФ.
Автономные округа созданы в Российской Федерации прежде всего для учета интересов и защиты прав коренных малочисленных народов. Так, в Уставе Ненецкого автономного округа содержатся следующие правовые нормы:
1 Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик (принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 г.) // СПС «Гарант».
2 Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г. // СПС «Гарант».
3 См.: Хейвуд Э. Политология. М., 2005. С. 132.
4 Закон Санкт-Петербурга от 6 октября 2004 г. № 452-67 «О межнациональных отношениях в Санкт-Петербурге» // Правовая система «Референт». URL: http://www.referent. ru/178/10323?l0 (дата обращения — 29.01.2014).
5 Конституция Удмуртской Республики от 7 декабря 1994 г. (с изменениями и дополнениями) // СПС «Гарант».
К.Ю. Аверьянов
«Органы государственной власти и управления округа признают и гарантируют права ненецкого народа на сохранение и развитие уклада жизни, культуры, языка, среды обитания, ведения традиционных отраслей хозяйствования в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, федеральным и окружным законодательством, создают для этого экономические и правовые условия, осуществляют политику протекционизма» (ст. 14);
«Вопросы социально-экономического развития ненецкого народа органы государственной власти и управления округа решают с участием ассоциации ненецкого народа "Ясавэй"» (ст. 16);
«При пользовании недрами в местах проживания ненецкого и других малочисленных народов Севера часть платежей, поступающих в бюджет округа, используется для социально-экономического развития этих народов» (ст. 18)6.
Нахождение в составе РФ Еврейской автономной области является наследием непродуманной национальной политики Советского государства, однако, несмотря на очевидную искусственность данного субъекта РФ, его также следует считать национальным государственным образованием. Ч. 2 ст. 6 Устава Еврейской АО гарантирует создание условий для сохранения, изучения и развития языков еврейского народа и других народов, проживающих на территории области.
Таким образом, основные законы всех сформированных по национальному признаку субъектов РФ предусматривают особую правовую защиту народов-эпонимов (именем которых названы субъекты РФ).
Что касается русского народа, то он не имеет в составе РФ русских субъектов: области, края, города федерального значения (где русские преобладают численно и где русская культура является автохтонной) сформированы по территориальному, а не по национальному принципу.
Помимо возможности формирования национальных субъектов РФ, российское конституционное законодательство предоставляет этносам право на национально-культурную автономию (НКА), то есть право на самоопределение в форме общественных объединений граждан РФ, относящих себя к определенным этническим общностям, в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры. НКА вправе получать поддержку со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления, представлять свои национально-культурные
интересы в органах власти, создавать средства массовой информации, учреждать частные образовательные и научные организации и учреждения культуры. НКА могут создаваться на местном, региональном и федеральном уровнях7.
В 1999 г. русские активисты предприняли попытку реализовать право на НКА и зарегистрировать Федеральную русскую национально-культурную автономию России (ФРНКАР), однако Минюст РФ под сомнительными предлогами отказал ФРНКАР в регистрации8. После этого была принята поправка к Федеральному закону «О национально-культурной автономии», которая окончательно лишила русских права на создание НКА на федеральном уровне. В действующей редакции названного Федерального закона установлено, что автономия может создаваться лишь гражданами РФ, относящими себя к «определенной этнической общности, находящейся в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории».
Итак, действующее конституционно-правовое регулирование не предоставляет русскому народу права на создание собственных национальных субъектов федерации, и, кроме того, русские лишены права на федеральную национально-культурную автономию. Другие российские этносы обладают указанными правами или хотя бы одним из них. К примеру, татары реализуют в рамках Республики Татарстан право на национально-территориальное самоопределение, а при помощи Федеральной национально-культурной автономии татар осуществляется экстерриториальное самоопределение татарского народа в целях его национально-культурного развития; азербайджанцы, имеющие собственную национальную государственность за пределами РФ, наделены российским государством правом на создание федеральной НКА.
По мнению Б.С. Эбзеева, посылка об ущем-ленности прав русских «по той только причине, что в Российской Федерации нет соответствующей республики, весьма сомнительна». Автор объясняет это тем, что «Российская Федерация, имя которой дано русской нацией, составляющей 83 % населения, в целом является формой самоопределения русской нации. Границами территориального самоопределения русской нации выступает вся территория России»9.
Проблема отсутствия в составе России русской республики (или нескольких республик) действительно может быть решена путем само-
6 Устав Ненецкого автономного округа от 11 сентября 1995 г. (с изменениями и дополнениями) // СПС «Гарант».
7 Федеральный закон от 17 июня 1996 г. № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии» // СПС «Гарант».
8 См.: Кузнецов М.Н. Дискриминация // Независимая газета. 2001. 8 февр.
9 Эбзеев Б.С. Человек, народ, государство в конституци-
онном строе Российской Федерации. М., 2013. С. 540.
определения русского народа в рамках всей Российской Федерации. Однако нет никаких оснований полагать, что в Конституции РФ реализована концепция русского национального суверенитета. Единственное упоминание «русскости» в тексте основного закона связано с русским языком, который при этом упоминается в контексте множественности государственных языков (ст. 68 Конституции РФ).
М.В. Баглай справедливо отмечает: «1) Россия не является национальным государством, это многонациональное государство; 2) республики — субъекты Федерации признаются национальными государствами, несмотря на многонациональный состав их населения; 3) русская нация не имеет в составе Российской Федерации собственно национальной государственности»10.
Схожую позицию занимает А.Н. Кокотов: «Российская Федерация не является национальным государством русских — она относится к группе наднациональных государств и не закрепляет ни за русской нацией, ни за любым другим российским народом положения титульного этноса». Наднациональность российского государства автор объявляет «итогом русского национального выбора», связанного с доминированием в русской среде «наднациональных ценностей». При этом А.Н. Кокотов делает важное уточнение: «Отмеченное обстоятельство не отменяет реальности русского национального суверенитета... Суверенитет может выражаться не только в верховенстве, но и в отказе от особой привилегированной роли — лишь бы при этом у субъекта наличествовали средства, позволяющие ему в любой момент в одностороннем порядке избирать любой устраивающий его статус. Русский национальный суверенитет в настоящее время выступает в скрытой, потенциальной форме»11.
С нашей точки зрения, только реализация потенций русского национального суверенитета, связанная с преобразованием многонациональной РФ в русское национальное государство, может положить конец дискриминации русских в России. Кроме того, создание демократического национального государства европейского типа является необходимым условием для преодоления Россией негативного опыта советского государственного строительства.
В конституциях европейских государств, как правило, подчеркиваются суверенные права го-сударствообразующего народа, и при этом запрещается дискриминация по этническому признаку. Доминирующий этнос наделяется правом на
10 Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 2005. С. 332.
11 Кокотов А.Н. Русская нация и российская государственность (конституционно-правовой аспект взаимоотношений): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 1995. С. 27.
самоопределение в границах всего государства, а этническая неоднородность населения находит свое конституционное отражение в нормах о защите прав этнических меньшинств.
Научно обоснованным и соответствующим европейским конституционным стандартам представляется предложенное А.Н. Кокотовым разграничение юридических понятий «национальный суверенитет» и «национальная самостоятельность»: «Право на самоопределение — юридическое выражение национального суверенитета, опосредует активность этносов, доминирующих в своих социумах (микросоциумах) либо действенно стремящихся к подобному доминировании. Доминирование служит фактическим подкреплением неотчуждаемости данного права и свободного характера его осуществления. Права меньшинств, объединяемые в конструкции права на защиту, выражают состояние национальной самостоятельности, также неотчуждаемы, однако уровень их силового подкрепления не позволяет сделать их реальностью вопреки воле конкретных государств»12.
Ввиду наличия у доминирующего этноса суверенных прав на основе его культуры и идентичности формируется (в том числе при помощи конституционно-правового инструментария) гражданская нация, к которой принадлежат все граждане государства. Так, в Основном законе ФРГ при закреплении гражданских прав используются формулировки: «Все немцы имеют право.»; «Ни один немец не может быть выдан...» и т.п. При этом в абз. 1 ст. 116 Основного закона разъясняется, что «немцем является тот, кто обладает германским гражданством или был принят на территории Германской империи в границах на 31 декабря 1937 г. в качестве беженца или перемещенного лица, принадлежащего к немецкому народу, либо в качестве его супруга или потомка»13. Следовательно, исходя из логики германской Конституции, представители этнических меньшинств, состоящие в гражданстве ФРГ, должны быть инкорпорированы в немецкую гражданскую нацию.
На сегодняшний день доминирующий этнос в Российской Федерации — русские, однако они, в отличие от других государствообразующих народов Европы, лишены суверенных прав: Российская Федерация де-юре не является государственной формой самоопределения русских. В связи с этим в российском законодательстве отсутствует понятие русской гражданской нации, в которую должны быть включены все граждане России вне зависимости от этнического происхождения. Это обстоятельство вызывает недоумение у иностранных исследователей. Так, французский ученый Карин Беше-Головко пишет: «В отличие от
12 Кокотов А.Н. Указ. соч. С. 26.
13 Цит. по: Избранные конституции зарубежных стран / отв. ред. Б.А. Страшун. М., 2012. С. 277.
К.Ю. Аверьянов
французского законодательства, где гражданство является эквивалентом национальности, российское законодательство проводит между ними различие. Например, было бы очень сложно переводить на французский язык следующее положение: "Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в референдуме независимо от.... национальности". Такая норма просто невозможна во французском законодательстве»14.
Мы полагаем, что для гармонизации межэтнических отношений в России и обеспечения политико-правовой субъектности русского народа российское законодательство должно быть приведено в соответствие с европейскими стандартами национального государства, предполагающими формирование гражданской нации на основе культуры и идентичности доминирующего этноса (при безусловной гарантированности прав этнических меньшинств).
Практика европейского государственного строительства показывает, что полиэтничность территории, характерная для России, не препятствует созданию государства-нации. Это видно на примере Испании и Украины, в которых доминирующий этнос составляет примерно такой же процент от общей численности населения, как и в России15.
В ст. 2 Конституции Испании установлено: «Конституция основывается на неразрывном единстве испанской Нации, общем и неделимом Отечестве всех испанцев; признает и гарантирует право на автономию для национальностей и регионов, ее составляющих, и солидарность между ними»16. То есть основной закон предусматривает существование на территории Испании лишь одной нации — испанцев, остальные этнические группы (каталонцы, баски, галисийцы) названы «национальностями»17.
Конституция Украины также способствует формированию в стране единой гражданской нации. В преамбуле украинской Конституции установлено, что Основной Закон принят Верховной Радой Украины «от имени Украинского народа — граждан Украины всех национальностей». То есть общегражданская идентичность в украинском государстве базируется на идентичности доминирующего этноса. Национально-ориентированный характер Конституции Украины проявляется также в следующих нормах:
14 Беше-Головко К. Неуловимое понятие «нация» и его стратегическое значение // Сравнительное конституционное обозрение. 2013. № 2. С. 22-23.
15 См.: Якунин В.И., Сулакшин С.С., Багдасарян В.Э. и др. Государственная политика вывода России из демографического кризиса. М., 2007. С. 519.
16 Цит. по: Винес Е. От национальности к нации, или уроки национализма // Испания — Каталония: империя и реальность: сб. ст. М., 2007. С. 5.
17 Термин «nacionalidades» точнее перевести как «народ-
ности» или «этносы».
- «Государство содействует консолидации и развитию украинской нации, ее исторического сознания, традиций и культуры, а также развитию этнической, культурной, языковой и религиозной самобытности всех коренных народов и национальных меньшинств Украины» (ст. 11);
- «Украина проявляет заботу об удовлетворении национально-культурных и языковых потребностей украинцев, проживающих за пределами государства» (ст. 12)18.
Опыт национально-государственного строи -тельства братской Украины может быть учтен при совершенствовании отечественного конституционного законодательства.
Несовершенство действующей Конституции РФ в части регламентации отношений, связанных с акцентированием национально-культурной идентичности государства и межэтническим взаимодействием, побуждает ученых-юристов искать более эффективные способы конституционно-правового регулирования в данной сфере. Так, сотрудники Центра проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования предлагают исключить из преамбулы Конституции РФ термин «многонациональный народ» и заменить его определением «русский народ и все народы России». В соответствии с новым содержанием преамбулы термин «многонациональный народ» предлагается убрать и из ст. 3 Конституции. Как отмечают авторы, «проблема кажущегося этнического "неравенства" снимается введением правового понятия гражданской нации как категории, выравнивающей принадлежность всех прав и свобод гражданина, независимо от его этничности, веры и т.д. Поэтому поправка может приобрести следующий вид.
"Мы, русский народ и все народы России, проживающие на территории Российской Федерации, вместе составляющие гражданскую нацию России." и т.д. по тексту»19.
В научном макете новой Конституции, разработанном тем же Центром проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования, предлагается несколько иной вариант формулировки преамбулы:
«Мы, русский народ и все братские российские народы, соединившиеся в трудах, преодолениях и великих победах в ходе своей общей многовековой истории в единый Народ России..»20
Ст. 2 проекта Конституции определяет Народ России как «сообщество граждан России, цивили-зационно объединенное на основании общих цен-
18 Конституция Украины // Официальный веб-портал Верховной Рады Украины. URL: http://iportal.rada.gov.ua/ uploads/documents/27396.pdf (дата обращения: 07.02.2014).
19 Якунин В.И., Сулакшин С.С., Багдасарян В.Э. и др. Указ. соч. С. 537-538.
20 Научный макет новой Конституции России / под общ. ред. С.С. Сулакшина. М., 2011. С. 284.
ностей, языка, культуры, истории, религии, традиций, территории проживания, осознающее себя в качестве субъекта государственного строительства и общественного развития, принявшего Конституцию России». А «русская (российская) цивили-зационная идентичность» понимается как «обеспечивающая максимальную жизнеспособность России самобытность обустройства ее территории и всех сфер жизни населения, устройства государственной власти и управления, выработанная на основе ее исторического опыта». В ст. 14 устанавливается норма, согласно которой государство выступает гарантом русской (российской) цивили-зационной идентичности и несет ответственность за ее поддержание и защиту. Важное нормативное положение закреплено в ч. 1 ст. 52: «Россия считает русский (российский) мир за рубежом сферой своей ответственности и цивилизационным приоритетом внешней политики, признавая, что некоторые бывшие граждане России (подданные) покинули ее пределы вынужденно, по политическим и идеологическим причинам»21.
Проект новой Конституции России, разработанный Институтом национальной стратегии, также акцентирует внимание на цивилизацион-ном своеобразии России. В ч. 1 ст. 1 проекта основного закона Россия (Российская Федерация) определяется как «государство, основанное на исторической преемственности по отношению к Союзу ССР, Российской империи, Московскому царству, Древней Руси как этапам развития российской цивилизации». Единственным источником государственной власти в России называются «граждане России как представители российской нации во всех ее поколениях, прошлых, настоящих и будущих» (ч. 1 ст. 6). В ч. 1 ст. 15 подчеркивается особая роль православия в сфере духовной жизни страны: «Православие является государствообразующей и исторической религией России. Религиозное и социальное служение Русской Православной Церкви пользуется поддержкой государства»22.
Мы разделяем точку зрения тех авторов, которые считают, что быстрое и безальтернативное осуществление конституционной реформы 1993 г. привело к наличию в основном законе многочисленных изъянов и противоречий, а потому для нормального развития российской правовой системы необходимо принятие новой Конституции России.
Как представляется, основной закон российского государства должен базироваться на следующих принципах:
1) Реализация концепции русского национального суверенитета, предполагающей наделение русских правом на самоопределение в границах
21 Там же. С. 286-307.
22 Конституция России. Новый строй. Проект Институ-
та Национальной Стратегии. М., 2005. С. 7-15.
всей России, а этнических меньшинств — правом на защиту своих законных интересов. Наиболее эффективной формой защиты прав этнических меньшинств представляется экстерриториальная национально-культурная автономия.
2) Отказ от формулы многонациональности и, соответственно, конституирование русской гражданской нации, включающей в себя всех граждан России вне зависимости от их этнического происхождения. В рамках проекта русской гражданской нации возможно постулирование двойной национальной идентичности по типу «русский татарин», «русский якут», «русский еврей» и т.д.
М. Ремизов справедливо отмечает: «Во всех государствах живут представители каких-то этнических меньшинств, но это ни в коей мере не делает сами государства "многонациональными". Многонациональность государства — это не факт, а принцип. Принцип политизации этнич-ности, достигающий своего логического предела в этнотерриториальном делении, то есть наделении этнических меньшинств национально-государственным статусом. По составу населения Россия как раз весьма однородна — как количественно, в смысле преобладающей доли русского населения, так и качественно, в смысле степени культурно-лингвистической унификации. Иными словами, мы "многонациональны" не потому, что у нас есть этнические меньшинства, а потому, что мы возвели их в ранг наций и придали им государственный статус. Эта логика взращивания этнонаций находится в явном противоречии с логикой гражданской нации, которая предполагает как раз, что этническая принадлежность меньшинств остается их частным делом»23.
История Советского государства показала, что политизация этничности чрезвычайно опасна, поскольку при определенных неблагоприятных условиях она ведет к распаду государства по границам национальных республик. В этой связи преобразование доставшейся нам в наследство от СССР многонациональной федерации в русское национальное государство, организованное по административно-территориальному, а не этническому принципу, поможет погасить проявления сепаратизма, имеющие место в тех субъектах РФ, которые сегодня являются национальными республиками, и будет способствовать укреплению единства страны. Кроме того, самоопределение русских в границах всей России обеспечит этническому большинству политико-правовую субъектность (которой русские сегодня лишены, в отличие от других проживающих в России этносов), а это, в свою очередь, поможет российскому (русскому) государству встроиться в общеевропейский политико-правовой контекст.
23 Ремизов М. Русский гражданский национализм против неофеодализма // Вопросы национализма. 2011. № 5. С. 53.
Библиография:
1. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 2005. 784 с.
2. Беше-Головко К. Неуловимое понятие «нация» и его стратегическое значение // Сравнительное конституционное обозрение. 2013. № 2. С. 21—30.
3. Винес Е. От национальности к нации, или уроки национализма // Испания — Каталония: империя и реальность: сб. ст. М., 2007. С. 5-12.
4. Избранные конституции зарубежных стран / отв. ред. Б.А. Страшун. М., 2012. 795 с.
5. Конституция России. Новый строй. Проект Института Национальной Стратегии. М., 2005. 122 с.
6. Кокотов А.Н. Русская нация и российская государственность (конституционно-правовой аспект взаимоотношений): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 1995. 39 с.
7. Кузнецов М.Н. Дискриминация // Независимая газета. 2001. 8 февр.
8. Научный макет новой Конституции России / под общ. ред. С.С. Сулакшина. М., 2011. 456 с.
9. Ремизов М. Русский гражданский национализм против неофеодализма // Вопросы национализма. 2011. № 5. С. 53-57.
10. Хейвуд Э. Политология. М., 2005. 544 с.
11. Эбзеев Б.С. Человек, народ, государство в конституционном строе Российской Федерации. М., 2013. 656 с.
12. Якунин В.И., Сулакшин С.С., Багдасарян В.Э. и др. Государственная политика вывода России из демографического кризиса. М., 2007. 888 с.
References (transliteration):
1. Baglai M.V. Konstitutsionnoe pravo Rossiiskoi Federatsii. M., 2005. 784 s.
2. Beshe-Golovko K. Neulovimoe ponyatie «natsiya» i ego strategicheskoe znachenie // Sravnitel'noe konstitutsionnoe obozrenie. 2013. № 2. S. 21-30.
3. Vines E. Ot natsional'nosti k natsii, ili uroki natsionalizma // Ispaniya — Kataloniya: imperiya i real'nost': sb. st. M., 2007. S. 5-12.
4. Izbrannye konstitutsii zarubezhnykh stran / otv. red. B.A. Strashun. M., 2012. 795 s.
5. Kokotov A.N. Russkaya natsiya i rossiiskaya gosudarstvennost' (konstitutsionno-pravovoi aspekt vzaimootnoshenii): avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. Ekaterinburg, 1995. 39 s.
6. Konstitutsiya Rossii. Novyi stroi. Proekt Instituta Natsional'noi Strategii. M., 2005. 122 s.
7. Kheivud E. Politologiya. M., 2005. 544 s.
8. Kuznetsov M.N. Diskriminatsiya // Nezavisimaya gazeta. 2001. 8 fev.
9. Nauchnyi maket novoi Konstitutsii Rossii / pod obshch. red. S.S. Sulakshina. M., 2011. 456 s.
10. Remizov M. Russkii grazhdanskii natsionalizm protiv neofeodalizma // Voprosy natsionalizma. 2011. № 5. S. 53-57.
11. Ebzeev B.S. Chelovek, narod, gosudarstvo v konstitutsionnom stroe Rossiiskoi Federatsii. M., 2013. 656 s.
12. Yakunin V.I., Sulakshin S.S., Bagdasaryan V.E. i dr. Gosudarstvennaya politika vyvoda Rossii iz demograficheskogo krizisa. M., 2007. 888 s.
Материал поступил в редакцию 17 февраля 2014 г.