Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ'

К ВОПРОСУ О КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
519
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / АГРОПРОМЫШЛЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ ПРОДУКЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Александрова Е.В., Лосев И.В.

В данной статье рассматриваются такие понятия, как конкурентоспособность продукции сельского хозяйства, а также приведены меры для повышения конкурентоспособности малых сельскохозяйственных предприятий России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Александрова Е.В., Лосев И.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE COMPETITIVENESS OF AGRICULTURAL PRODUCTS

This article discusses such concepts as competitiveness of agricultural products, as well as measures to improve the competitiveness of small agricultural enterprises in Russia

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ»

УДК: 330.341

К ВОПРОСУ О КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ

Е.В. Александрова, кандидат педагогических наук, доцент И.В. Лосев, магистрант ФГБОУ ВО «Орловский государственный аграрный университет им. Н.В. Парахина»

E-mail: 30elena78@mail.ru

Аннотация: В данной статье рассматриваются такие понятия, как конкурентоспособность продукции сельского хозяйства, а также приведены меры для повышения конкурентоспособности малых сельскохозяйственных предприятий России.

Ключевые слова: конкурентоспособность, сельское хозяйство, агропромышленное производство, сельскохозяйственная продукция.

ON THE COMPETITIVENESS OF AGRICULTURAL PRODUCTS

E.V. Alexandrova, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor I.V. Losev, undergraduate Orel State Agrarian University named after N.V. Parakhina

Abstract: This article discusses such concepts as competitiveness of agricultural products, as well as measures to improve the competitiveness of small agricultural enterprises in Russia.

Key words: competitiveness, agriculture, agro-industrial production, agricultural products.

Сельское хозяйство является одной из ведущих сфер в экономике России. Сегодня на территории нашей страны существует большое количество сельскохозяйственных и фермерских предприятий. Известно, что конкуренция среди предприятий имеет положительный характер по отношению к потребителю - больший выбор продукции, повышение её качества, понижение цены [2]. Все применяемые механизмы в данном случае позволяют производителю привлечь внимание потребителя именно к своей продукции. Однако в большинстве случаев крупные производители не позволяют выйти на рынок частным производителям и фермерским хозяйствам. В данном случае необходимо говорить о конкурентоспособности сельскохозяйственных предприятий и выпускаемой ими продукции.

Конкурентоспособность - это способность того или иного объекта (субъекта) превзойти по заданным характеристикам в заданных условиях конкурентов. С другой стороны конкурентоспособность можно определить как способность объекта (субъекта) выдерживать конкуренцию со стороны себе подобных. Данное понятие может относиться как к продукции, так и к предприятию. Однако в случае продукции следует говорить о его конкретных свойствах. В условиях высокого спроса конкурентоспособная продукция должна обладать более высокими свойствами по сравнению с аналогичной продукцией, представленной на рынке. Конкурентоспособность продукции определяется такими показателями, как ее качество, стоимость, реклама, упаковка и т.п. Говоря о конкурентоспособном предприятии следует в первую очередь говорить о его преимуществах по сравнению с другими предприятиями: экономических, кадровых, финансовых и т.д.

Конкуренция в сельском хозяйстве формируется одновременно по двум направлениям: между предприятиями с различными формами собственности и хозяйствования и между всеми товаропроизводителями за наиболее выгодные экономические условия деятельности и финансовые результаты [4]. Тем не менее, на сегодняшний день конкуренция между различными формами собственности проявляется незначительно. Крестьянские (фермерские) хозяйства могут переформироваться в товарные хозяйства, однако их место в конкурентной борьбе незначительно.

Для повышения конкурентоспособности сельскохозяйственных предприятий необходимо создание и развитие инфраструктуры рынка продукции в регионах. Это могут быть различные склады, центры логистики, обслуживание транспортных средств и т.п. Также необходимо регулярное совершенствование структуры производства регионов и развитие социальной структуры регионов и сел, что может быть реализовано только при поддержке государства.

На сегодняшний день в сфере агропромышленной экономике основной проблемой является недостаточная конкурентоспособность хозяйств и частных производителей. Необходимо принятие конкретных мер, которые направлены на повышение конкурентоспособности. Это может быть демонополизация промышленных и перерабатывающих предприятий, создание такой экономики, которая была бы ориентирована на частных производителей с дальнейшим развитием сети кооперации и агросервиса. Также необходима поддержка со стороны государства, как финансовая, так и социальная. Наконец, еще одним важным фактором развития конкурентоспособности является корректировка ценовой политики. Цены на сельскохозяйственную продукцию должны влиять на структуру агропроизводства регионов и способствовать развитию системы обмена продукцией между регионами.

Опять же, корректировка ценовой политики возможна только с участием государств. Например, регулирование цен может осуществляться за счет государственных закупок продовольствия и сельскохозяйственной продукции. Также государство может регулировать цены путем залоговых операций в соответствии с федеральными и региональными программами. Чтобы урегулировать цены в АПК следует также произвести реформу в системе организационной структуры, путем налаживания взаимоотношений между производителями сельской продукции и перерабатывающих предприятий. Сегодня в этой системе используются неэффективные методы контроля. Необходимо поддержание соотношения цен на сырье и конечную продукцию в отраслях переработки.

Государство может финансово поддерживать сельскохозяйственных производителей путем льготных кредитов, которые рациональнее будет использовать для инновационных проектов, субсидирования, налогового и инвестиционного стимулирования [3,5]. Рассмотрим основные направления финансовой поддержки агропромышленного комплекса (рисунок 1).

Рисунок 1 - Основные направления финансовой поддержки сельского хозяйства

Государство должно направлять кредитную политику на повышение приоритета сельского хозяйства в экономической сфере страны. Очень важно, чтобы кредитная политика могла позволить небольшим сельскохозяйственным организациям покрывать недостаток собственных материальных ресурсов и реализовывать инвестиции в агропромышленные объекты. С кредитной точки зрения могут быть развиты следующие направления поддержки:

формирование кредитных условий с возможностью оформления залога под будущий урожай; предоставление инвестиционных кредитов с целью строительства объектов аграрной промыш-

1) 2)

ленности;

3)

получение ипотечного кредитования и залога земель с целью расширения капитала.

Условия получения кредита, сроки, суммы, ответственность сторон и процентные ставки должны регулироваться непосредственно между сельскохозяйственными производствами и банками. Это позволит наладить и укрепить действующую банковскую систему для поддержания и повышения качества обслуживания агропромышленного сектора.

Одним из основных условия развития и формирования конкуренции в сельском хозяйстве является развитие производственной, социальной и рыночной инфраструктуры [1]. В целом инфраструктура в АПК должна развиваться за счет расширения торговли, создания региональных оптовых рынков продовольствия, сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки. Развитие производственной инфраструктуры предполагает улучшение материально-технической базы АПК, наращивание темпов производства сельскохозяйственной продукции. Рыночная инфраструктура предполагает активную подготовку профессиональных кадров, которые в полной мере владеют знаниями в области менеджмента и маркетинга. Также необходимо созданий автоматизированных информационных систем для оперативного управления производством.

Как правило, конкурентоспособность не имеет четко установленных критериев. Поэтому для того, чтобы охарактеризовать конкурентоспособность в АПК, следует выделить несколько основных показателей (рисунок 2).

Любое аграрное предприятие должно иметь четкое представление о своих преимуществах перед конкурентами, а также разработать стратегию развития своей продукции для повышения конкурентоспособности. Любая особенность продукции, которая отличает ее от всех предлагаемых на рынке, повышает конкурентоспособность и дает возможность производителю реализовывать продукт по более высокой цене. Особенно такое свойство следует использовать по отношению к качеству продукции. Чем выше качество, тем большую цену может заявить производитель.

Рисунок 2 - Основные характеристики конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции

Вышеперечисленная характеристика является так называемым внешним конкурентным преимуществом. Большого влияния на цену оно не способно оказать, поскольку ее возможности ограничены. Поэтому существует стратегия, основанная на внутреннем конкурентном преимуществе. Эта стратегия основывается на повышении позиции на рынке за счет издержек производства. Преимущество заключается в понижении себестоимости продукции по отношению к себестоимости конкурентов. Внутреннее конкурентное преимущеетво позволяет повысить эффективность и рентабельность производства с минимальными рисками и установить производителю устойчивость на рынке за счет снижения стоимости реализуемой продукции.

Непосредственный процесс конкурентоспособности предполагает еще большое количество мер и инструментов. В общем виде конкурентоспособность заключается в реализации конкретного объема продукции с конкретными показателями качества и ассортимента. Также следует понимать, что процесс конкурентоспособности не является «одноразовым». Невозможно единожды внести в производственный процесс изменения для повышения конкурентоспособности. В противном случае такие действия не будут иметь ожидаемого эффекта. Изучение и повышение конкурентоспособности продукции и предприятия в целом должно происходить непрерывно на протяжении всего времени производства. Процесс повышения конкурентоспособности сегодня является актуальным и довольно сложным. Производителю необходимо принимать правильные решения по улучшению продукции, организации, производственного процесса, которые будут наиболее выгодными. Особенно важно, чтобы сектор сельского хозяйства находил поддержку со стороны государства, как на федеральном уровне, так и на региональном. Также необходимо развивать все виды инфраструктур (рыночную, производственную и социальную), устранять воздействие монополии на сферу сельского хозяйства, упростить доступ небольших производителей на выход к потребительскому рынку.

Литература

1. Александрова Е.В., Польшакова Н.В. Принципы эколого-ориентированного земледелия в рациональном аграрном природопользовании. /В сборнике: Аграрный сектор экономики России: опыт, проблемы и перспективы развития. Материалы всероссийской (национальной) научной конференции. 2020. С.15 -20.

2. Беляева, И.С., Зубова, И.И., Александрова, Е.В. Современный специалист-аграрий: компетентность в условиях информационных технологий. //Педагогическая информатика. 2006. №55. С. 17-20.

3. Солодовник А.И., Яковлев Н.А. Место и роль экономики, основанной на занятиях в информационном обществе и цифровой экономике. //Инновации и инвестиции. 2020. №11. С.50-52.

4. Шестаков Р.Б., Яковлев Н.А. Анализ производственного потенциала в сельском хозяйстве на основе моделирования функции производства. //Вестник сельского развития и социальной политики. 2020. № 3 (27). С. 9-12.

5. Шестаков Р.Б., Яковлев Н.А. Некоторые аспекты прогностической функции форсайт-процесса в аграрном производстве //Международный научный журнал. 2019. № 3. С. 48-54.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.