Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О КОНФЛИКТЕ ИНТЕРЕСОВ В СФЕРЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ: ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ'

К ВОПРОСУ О КОНФЛИКТЕ ИНТЕРЕСОВ В СФЕРЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ: ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
40
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА / КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ / КОРРУПЦИЯ / PUBLIC SERVICE / THE CONFLICT OF INTEREST AND CORRUPTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Фастович Галина Геннадьевна

В статье раскрывается сущность института конфликта интересов, возникающего в сфере государственной службы, раскрываются способы его урегулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Фастович Галина Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the issue of conflict of interest in the functioning of the public service: theoretical and legal aspect

In the article the essence of Institute of conflict of interest is raised in the civil service, reveals how to resolve it.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О КОНФЛИКТЕ ИНТЕРЕСОВ В СФЕРЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ: ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ»

Теория и история права и государства

К ВОПРОСУ О КОНФЛИКТЕ ИНТЕРЕСОВ В СФЕРЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ: ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ

ФАСТОВИЧ Галина Геннадьевна,

старший преподаватель кафедры теории государства и права

Юридического института Красноярского государственного аграрного университета.

E-mail: [email protected]

Краткая аннотация: В статье раскрывается сущность института конфликта интере сов, возникающего в сфере государственной службы, раскрываются способы его урегулирования.

Abstract: in the article the essence of Institute of conflict of interest is raised in the civil service, re veals how to resolve it.

Ключевые слова: государственная служба, конфликт интересов, коррупция. Keywords: public service, the conflict of interest and corruption.

Борьба с коррупцией, а также правовые проблемы одного из частных проявлений коррупции - конфликта интересов на государственной службесегодня очень актуальна в нашей стране.

О крайней актуальности и международном значении "конфликта интересов" свидетельствуют положения п. 4 ст. 7 Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 г. согласно которым "каждое государство-участник стремится, в соответствии с основополагающими принципами своего внутреннего законодательства, создавать, поддерживать и укреплять такие системы, какие способствуют прозрачности и предупреждают возникновение коллизии интересов".

Первые попытки законодательно урегулировать конфликт интересов были предприняты российским законодателем в конце XX века. Понятие "конфликт интересов" впервые появилось в законах о предпринимательской деятельности. В настоящее время раскрытие содержания данного термина, например, осуществляется в ст. 44 Федерального закона N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах" от 29 ноября 2001 г., в ст. 35 Федерального закона N 111 -ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" от 24 июля 2002 г. и др.

Применительно к государственной граж-

данской службе термин "конфликт интересов" стал применяться гораздо позже. Основа этого правового института в указанной сфере была заложена в Концепции реформирования системы государственной службы РФ, утвержденной Указом Президента РФ от 15 августа 2001 г. В частности, было предусмотрено формирование механизмов преодоления конфликтов интересов, когда у государственных служащих возникает личная или групповая заинтересованность в достижении определенной цели, которая влияет или может влиять на объективное и беспристрастное рассмотрение вопросов при исполнении ими своих должностных (служебных) обязанностей. Таким образом, первоначально ключевым аспектом в разработке теории конфликта интересов на государственной службе предусматривалось противоречие между частными интересами государственного служащего и исполнением им его должностных обязанностей.

Позднее для правового института государственной службы было дано более развернутое определение конфликта интересов.

Частью 1 ст.10 Федерального закона от 25.12.2008г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции» [2] предусмотрено следующее определение конфликта интересов: ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность

принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

В указанном определении содержится ряд интересных выводов:

- во-первых, законодатель уточняет, что личная заинтересованность служащего может быть прямой и косвенной. Можно предположить, что в данном случае речь идет не только о непосредственном получении служащим дохода в настоящее время, но и о создании условий для получения этим лицом неких иных выгод в настоящем или будущем.

Под личной заинтересованностью ст. 10 названного Закона понимает возможность получения доходов в виде денег, иного имущества или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в определении и (или) состоящим с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями/сестрами, а также братьями/сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей, гражданами или организациями, с которыми указанные лица связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

- во-вторых, уточняется, что личная заинтересованность может влиять не только на надлежащее исполнение служащим его непосредственных должностных обязанностей, то есть обязанностей на конкретной должности, но и общих служебных обязанностей в том числе. При этом следует помнить, что основные служебные обязанности для гражданских служащих установлены в ст. 15, 18, 20 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" [3]. Перечень обязанностей является открытым и может быть дополнен на основании должностного регламента государственного служащего.

Кроме этого в указанном термине содержится и много оценочных, субъективных категорий: надлежащее, беспристрастное, объективное. На мой взгляд, наличие подобных критериев в таком значимом для правоприменительной практики понятии, порождает отсутствие единообразия и требует дальнейшего уточ-

нения.

Конфликт интересов на государственной гражданской службе выступает как конфликт между реальным и должным, между законными интересами общества, государства, публичным долгом и личным интересом служащего, между ролями служащего как должностного лица и человека с устоявшейся системой социальных ценностей и взглядов, между правильным и неправильным социальным поведением с точки зрения морали, служебной этики и профессионального долга и всегда проходит через личность государственного и муниципального служащего.

Конфликт интересов в системе государственной гражданской службы по своей природе и содержанию представляет собой в большей степени моральную коллизию государственных интересов в пределах компетенции должности государственной гражданской службы и личностных интересов лица, замещающего эту должность. При этом субъектом конфликта интересов выступает не только сам государственный гражданский служащий, но и другие субъекты, интересы которых так или иначе направлены на объект - должность государственной гражданской службы. И далеко не всегда в центре конфликта интересов находится личностная материальная, политическая или иная заинтересованность государственного служащего, хотя это само по себе является причиной многих должностных злоупотреблений и преступлений. В ряде случаев конфликт интересов обусловлен несовершенством организации системы государственной власти и управления, отсутствием реальных механизмов предотвращения и преодоления негативных последствий использования должностных полномочий и возможностей в личных целях. Думаем, что коррупция и взяточничество в своем массовом виде являются следствием такого несовершенства и не могут быть полностью преодолены репрессивными методами внутрисистемного характера, так как в системе государственной гражданской службы, в ее организационных структурах на сегодняшний день уже сложилась среда, в которой личностные интересы и способы их реализации не получают морального осуждения, если они выходят за рамки государственных интересов.

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2018. № 6(162)

В то же время, в нашем обществе сложилось очень терпимое отношение к нарушениям государственными служащими должностной этики, что также является следствием несовершенной организации, но уже в вопросах развития гражданского общества. Нет определенности в целях и задачах общественного развития, не определено значение общественной выгоды как основы общественного интереса, не показано место в нем интересов личности, того блага, которое получает частный человек от результатов общественного развития. В этих условиях даже неправомерное получение личной выгоды от использования служебного положения получает если не общественное одобрение, то, по крайней мере, частичное общественное понимание. Это приводит к тому, что конституционный принцип приоритета прав и свобод человека искажается и превращается в основание для проявлений вседозволенности.

В целях эффективного урегулирования конфликта интересов необходимо изначально выявить причины его возникновения и способствующие этому условия, по возможности снизить уровень конфликтного противостояния, взять под контроль его протекание, определить необходимые формы и способы его урегулирования, методы и критерии оценки эффективности его разрешения [4].

На сегодняшний момент законодательно закреплены определенные способы предотвращения и урегулирования конфликта интересов. Так, в ч. 4 ст. 10 Федерального закона о противодействии коррупции указывается, что предотвращение и урегулирование конфликта интересов может состоятьв:

- изменении должностного либо служебного положения служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей. Трудность применения указанного способа заключается в том, что перевод на другую должность может быть осуществлен только с письменного согласия государственного гражданского служащего, а не посредством исключительного волеизъявления представителя нанимателя. В связи с этим, необходимо отметить, что законодательство о государственной службе и Трудовой кодекс РФ

не предусматривают такого основания для расторжения служебного контракта, как участие в конфликте интересов;

- добровольный отказ государственного гражданского служащего от выгоды, явившейся причиной возникновения такого конфликта. Однако понятие выгоды в Федеральных законах "О государственной гражданской службе Российской Федерации", "О противодействии коррупции" так и не было не раскрыто. Также отсутствует ясность в вопросах реализации процедуры отказа государственного гражданского служащего от уже полученной или только планирующейся к получению выгоды, статуса такого отказа, последствий его нарушения, возможности урегулирования механизма отказа от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов, подзаконными актами;

- отвод или самоотвод государственного служащего. В то же время законодательством о государственной гражданской службе такие действия при возникновении конфликта интересов не предусмотрены, скорее, это процессуальная необходимость, возникающая, например, при осуществлении судьей, прокурором, судебным приставом-исполнителем своих полномочий. Однако работники прокуратуры или службы судебных приставов подлежат отводу только в случаях, предусмотренных процессуальным законодательством [5].

Таким образом, на мой взгляд, в настоящий период законодательно установленных возможностей для осуществления эффективного предотвращения и урегулирования конфликта интересов на государственной и муниципальной службе недостаточно. Основная доля ответственности за этот процесс лежит на самом государственном служащем, не всегда готовым отказаться от личных интересов в пользу государственных. В то время, как гражданин, пожелавший реализовать конституционное право на труд, добровольно принимает условия, ограничения и преимущества, с которыми связан приобретаемый им публично-правовой статус государственного служащего, и выполняет соответствующие требования согласно установленной законом процедуре.

Резюмируя выше изложенное, необходимо отметить, что невозможно исключить появление

конфликтов интересов в системе государственной гражданской службы только применяя запретительные и рекомендательные меры. Необходимо, прежде всего, обратить внимание на формирование профессионализма государст-

Библиография:

венного гражданского служащего, в основе мотиваций должностного поведения которого будут находиться принципы служения российскому государству и обществу, соблюдение законности и уважение гражданских прав и свобод личности.

1. Конституция Российской Федерации// Правовая база Консультант Плюс

2. Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-Ф3 "О противодействии коррупции" //Правовая база Консультант Плюс

3. Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" от 27.07.2004 N 79-ФЗ// Правовая база Консультант Плюс

4. Воробьева М.В. Конфликт интересов на государственной гражданской службе // Административное право и процесс. 2016. N 9. С. 66 - 69.

5. Новоселова Н.В. Конфликт интересов на государственной службе: некоторые проблемы правопонимания // Административное право и процесс. 2015. N 6. С. 38 - 42.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.