Научная статья на тему 'Технологии предотвращения и урегулирования конфликта интересов в системе органов публичной власти'

Технологии предотвращения и урегулирования конфликта интересов в системе органов публичной власти Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
910
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ / ЛИЧНАЯ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ / СПОСОБЫ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ И УРЕГУЛИРОВАНИЯ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Маханек Ю.О., Трифонов Ю.Н.

В статье рассмотрены новеллы законодательства в сфере конфликта интересов в органах публичной власти и выявлены тенденции его дальнейшего развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGIES OF THE PREVENTION AND SETTLEMENT OF THE CONFLICT OF INTERESTS IN THE SYSTEM OF PUBLIC AUTHORITIES

In the article it was considered the novels of legislation in the sphere of the conflict of interests in the public authorities and it was revealed the trends of its further development.

Текст научной работы на тему «Технологии предотвращения и урегулирования конфликта интересов в системе органов публичной власти»

Маханек Ю. О.

студент Тамбовского филиала РАНХиГС

г. Тамбов Трифонов Ю. Н.

к.филос.н., доцент Тамбовский филиал РАНХиГС

г. Тамбов

ТЕХНОЛОГИИ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ И УРЕГУЛИРОВАНИЯ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ПУБЛИЧНОЙ

ВЛАСТИ

Аннотация: В статье рассмотрены новеллы законодательства в сфере конфликта интересов в органах публичной власти и выявлены тенденции его дальнейшего развития.

Ключевые слова: конфликт интересов, личная заинтересованность, способы предотвращения и урегулирования конфликта интересов.

Makhanek Y. O.

RANEPA Tambov Trifonov Yu. N.

Candidate оf philosophical sciences, associate professor RANEPA Tambov

TECHNOLOGIES OF THE PREVENTION AND SETTLEMENT OF THE CONFLICT OF INTERESTS IN THE SYSTEM OF PUBLIC

AUTHORITIES

Abstract: In the article it was considered the novels of legislation in the sphere of the conflict of interests in the public authorities and it was revealed the trends of its further development.

Keywords: the conflict of interests, personal interest, the ways to prevent and resolve the conflict of interests.

Институт конфликта интересов занимает особое место в системе антикоррупционных механизмов на государственной службе. Действительно, данный институт выступает одним из способов предупреждения коррупционных проявлений в системе государственно-служебных отношений, призванным обеспечить надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение государственными служащими должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

Конфликт интересов, лежащий в основе большинства коррупционных правонарушений, поражает организационные, правовые и нравственные основы государства, подрывает авторитет государственной службы. Поэтому политическим руководством страны уделяется должное внимание укреплению организационно-правовых основ конфликта интересов на государственной службе. Об этом свидетельствуют достаточно серьезные изменения в действующее законодательство [5], а также уделяемое данной проблеме внимание в нормативных правовых актах, касающихся развития государственной службы РФ и противодействия коррупции [6].

Отметим, что Управлением Президента РФ по вопросам противодействия коррупции предложены приоритеты, на которые необходимо ориентироваться в части принятия мер по урегулированию ситуации возможного возникновения конфликта интересов. Как подчеркивает А.Ф. Ноздрачев, на самом деле оказывается, что «конфликт интересов» - одно из наиболее сложных и многозначных понятий, которое встречается в международном, зарубежном и нашем отечественном законодательстве о государственной и муниципальной службе, законодательстве о противодействии коррупции, и в нормативных правовых актах, относящихся к разным сферам государственного управления и корпоративной деятельности. Ученые также еще не выработали единой, достаточно четкой и определенной точки зрения на природу, содержание понятия «конфликт интересов», и его значение в управленческой и служебной деятельности [3, с. 41].

Очевидно, что, в том числе, и по этим причинам с 2008 по 2015 год имело место противоречие в формулировках конфликта интересов, которые давались в законодательстве о государственной гражданской службе РФ [7], с одной стороны, а, с другой, - в законодательстве о противодействии коррупции [8]. И лишь с принятием Федерального закона от 05.10.2015 г. 285-ФЗ [5] во всех нормативных актах используется понятие конфликта интересов, данное в новой редакции ст. 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 «О противодействии коррупции»: «Под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий)».

Тем самым, как отмечается в литературе, дано новое «универсальное» нормативное правовое определение понятия «конфликта интересов» [3, с.41]. Но что ещё более важно, Федеральным законом от 05.10.2015 г. 285-ФЗ установлена обязанность лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц сообщать о возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов. Ранее же эти обязанности касались только государственных и муниципальных служащих, а лица, замещающие должности, подверженные наибольшим коррупционным рискам, оставались вне пределов требований по предотвращению и урегулированию конфликта интересов.

Предпринятые меры, несомненно, будут способствовать повышению эффективности института конфликта интересов в системе органов публичной власти. Вместе с тем, не все проблемы в данной сфере разрешены. Следует признать, что до сих пор не уделяется должного внимания формированию комплексного механизма предотвращения и урегулирования конфликтов

интересов на государственной и муниципальной службе. Это касается, прежде всего, использования установленных способов предотвращения и урегулирования конфликта интересов.

На этот счёт А.Ф. Ноздрачев утверждает, что действующим законодательством предусмотрено четыре способа предотвращения и урегулирования конфликта интересов у указанных лиц: изменение их должностного или служебного положения, отказ от выгоды, отвод (самоотвод), а также передача ценных бумаг (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление [4, с. 38].

На наш взгляд, всё-таки, правомерно говорить о трёх способах предотвращения и урегулирования конфликта интересов, так как передача ценных бумаг не является такого рода способом, а представляет собою обязанность лица совершить определённые действия (передать в доверительное управление) лишь в определённых ситуациях. При этом не получили необходимой регламентации такие способы предотвращения и урегулирования конфликтов интересов, как отказ лица, являющегося стороной конфликта интересов, от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов, а также отвод или самоотвод лица, являющегося стороной конфликта интересов [2, с. 109].

Кроме того, разработанные Министерством труда и социальной защиты РФ типовые ситуации конфликта интересов не адаптированы конкретными органами власти применительно к специфике их деятельности и имеющимся коррупционным рискам. Требует своего осмысления накопленный опыт применения института конфликта интересов как основного средства профилактики коррупции в органах государственной власти. Особенно это касается комиссионного порядка рассмотрения ситуаций конфликта интересов, так как за последние годы значительно расширился перечень оснований для проведения заседаний комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулирования конфликта интересов.

Следует также реализовать нравственный аспект института конфликта интересов. Очевидно, что результативность деятельности государственных гражданских служащих во многом определяется их служебным поведением, теми мотивами и интересами, которыми они руководствуются в повседневной деятельности. При этом необходимым условием должного служебного поведения государственных гражданских служащих является правильное поведение в ситуации, связанной с конфликтом интересов. Роль норм служебной этики при этом невозможно переоценить [9, с. 33]. Однако ситуация, связанная с духовно-нравственным климатом в служебной среде, оставляет желать лучшего. Все это, в конечном счете, приводит, в том числе, и к неправильному поведению служащих в ситуациях конфликта интересов, когда моральный выбор делается не в пользу публичных интересов, а в сторону личной корысти.

Нами разделяется мнение о том, что глубина конфликта интересов зависит не только от личных качеств государственных служащих, предопределяющих мотивацию корыстного поведения государственного служащего, но и от факторов, среди которых важными являются правовые, организационные и нравственные «пороки» на государственной (муниципальной) службе [1, с. 15].

Таким образом, следует более активно задействовать организационно -правовые и духовно-нравственные компоненты института конфликта интересов в системе органов публичной власти.

Список литературы

1. Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе, в деятельности организаций: причины, предотвращение, урегулирование: научно-практическое пособие / Т.С. Глазырин, Т.Л. Козлов, Н.М. Колосова; отв. ред. А.Ф. Ноздрачев. - М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ: ИНФРА-М, 2016. - 144 с.

2. Молотков, С.Н. Об ограничениях, связанных с прохождением гражданской и муниципальной службы в целях противодействия коррупции / С.Н. Молотков, Ю.Н. Трифонов // Электронный научный журнал «Современное общество и власть». 2016. № 1 (7). С. 108-118. URL: http:// gmana-gement.ru.

3. Ноздрачев, А.Ф. Конфликт интересов: новое «универсальное» нормативное правовое определение понятия в законодательстве о противодействии коррупции / А.Ф. Ноздрачев // Административное право и процесс. 2016. №6. С.41-44.

4. Ноздрачев, А.Ф. Конфликт интересов в системе государственного и муниципального управления: проблема нормативного правового определения понятия / А.Ф. Ноздрачев // Законодательство и экономика. 2016. № 3.С.38 -42.

5. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления обязанности лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц сообщать о возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов: федер. закон от 05.10.2015 г. 285-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 2015. № 41. (часть II). Ст. 5639.

6. См.: Об Основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2016 - 2018 годы: Указ Президента РФ от 11 августа 2016 г. №403; О Национальном плане противодействия коррупции на 2016 - 2017 годы: Указ Президента РФ от 1 апреля 2016 г. № 147.

7. О государственной гражданской службе Российской Федерации: федер. закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 2004. № 31. Ст. 3215.

8. О противодействии коррупции: федер. закон от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 // Собр. законодательства РФ. 2008. № 52 (ч.1.). Ст. 6228.

9. Хабаров, И.А. Институт конфликта интересов на государственной гражданской службе: моральный выбор и правовые последствия / И.А. Хабаров, Ю.Н. Трифонов // Политическое управление: научный информационно-образовательный электронный журнал. [Сетевое электронное издание, ISSN 2221-7703]. 2013. № 2 (05). С.26-34. URL: http://www.политуправление.рф.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.