Научная статья на тему 'Урегулирование конфликта интересов, как одно из направлений противодействия коррупции'

Урегулирование конфликта интересов, как одно из направлений противодействия коррупции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1506
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ / ОГРАНИЧЕНИЯ И ЗАПРЕТЫ / ЛИЧНАЯ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ / ПРАВОНАРУШЕНИЕ / ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ИЛИ УРЕГУЛИРОВАНИЕ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ / CORRUPTION / CONFLICT OF INTERESTS / RESTRICTIONS AND BANS / PERSONAL INTEREST / OFFENSE / PREVENTION OR SETTLEMENT OF CONFLICTING INTERESTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пронь Ирина Валериевна

В статье анализируется вопрос урегулирования конфликта интересов на государственной службе, как одного из направлений противодействия коррупции. Освещается работа Управления Федерального казначейства по Курской области, направленная на соблюдение антикоррупционных норм и совершенствование существующей практики по противодействию коррупцииI

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article the question of settlement of conflicting interests in public service as one of the directions of anti-corruption is analyzed. The work of Federal Treasury Department for Kursk region directed to respect for anti-corruption norms and improvement of the existing practice on anti-corruption is lit

Текст научной работы на тему «Урегулирование конфликта интересов, как одно из направлений противодействия коррупции»

УДК 32.019.52

Пронь Ирина Валериевна, ведущий специалист-эксперт отдела кадров Управления Федерального казначейства по Курской области

e-mail: ufk44@roskazna.ru

УРЕГУЛИРОВАНИЕ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ, КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ

«...борьба с коррупцией - это не шоу, она требует профессионализма, серьезности и ответственности, только тогда она даст результат, получит осознанную, широкую поддержку со стороны общества».

(Из Послания Президента РФ Федеральному Собранию от 01.12.2016)

Аннотация: в статье анализируется вопрос урегулирования конфликта интересов на государственной службе, как одного из направлений противодействия коррупции. Освещается работа Управления Федерального казначейства по Курской области, направленная на соблюдение антикоррупционных норм и совершенствование существующей практики по противодействию коррупции.

Ключевые слова: коррупция, конфликт интересов, ограничения и запреты, личная заинтересованность, правонарушение, предотвращение или урегулирование конфликта интересов.

Pron Irina Valeriyevna, leading specialist expert of human resources department of Federal Treasury Department for Kursk region

e-mail: ufk44@roskazna.ru

SETTLEMENT OF CONFLICTING INTERESTS AS ONE OF THE DIRECTIONS

OF ANTI-CORRUPTION

Summary: in article the question of settlement of conflicting interests in public service as one of the directions of anti-corruption is analyzed. The work of Federal Treasury Department for Kursk region directed to respect for anti-corruption norms and improvement of the existing practice on anti-corruption is lit.

Keywords: corruption, conflict of interests, restrictions and bans, personal interest, offense, prevention or settlement of conflicting interests.

Тема коррупции, как и в предыдущие годы, остается в рейтинге одних из наиболее актуальных и обсуждаемых тем. Коррупционные скандалы всегда сопровождаются информационным шумом в СМИ и повышенным общественным интересом.

В законодательстве коррупция определена как «злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами», а также, совершение указанных деяний, от имени или в интересах юридического лица.

Одним из проявлений коррупции является конфликт интересов на государственной службе. В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы» [2]. Россия имплементировала большинство положений международного права в области антикоррупционного регулирования. Среди них и положения п. 4 ст. 7 Конвенции ООН против коррупции от 31 октября 2003 г. [1], согласно которым «каждое государство-участник стремится, в соответствии с основополагающими принципами своего внутреннего законодательства, создавать, поддерживать и укреплять такие системы, какие способствуют прозрачности и предупреждают возникновение коллизии интересов». Имеется в виду коллизия, конфликт личных, частных интересов и интересов общества и государства.

В государственном органе осуществление мер по предупреждению коррупции наряду с вопросами обеспечения соблюдения федеральными государственными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов возложено на комиссию по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, положение о которой, утверждено Указом Президентом Российской Федерации от 01.07.2010 № 821 [6].

В соответствии с Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» [4], п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 01.04.2016 № 147 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2016 - 2017 годы» [7] в УФК по Курской области утвержден «План противодействия коррупции УФК по Курской области на 2016 - 2017 годы». Одним из мероприятий, включённых в указанный план, является «обеспечение действенного функционирования Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих УФК по Курской области и урегулированию конфликта интересов (далее -Комиссия)».

Следует отметить, что последние изменения в антикоррупционном законодательстве коснулись и самого понятия «конфликт интересов». В частности, Федеральным законом от 05.10.2015 № 285-ФЗ понятие «конфликт интересов» определено как «ситуация, при которой личная заинтересованность

(прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий)». Под «личной заинтересованностью» понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) госслужащим и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми госслужащий и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями» [5].

Комиссия в Управлении создана в соответствии со ст. 19 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Закон № 79-ФЗ) [3], Положением о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 01.07.2010 № 821 [6] (далее - Положение) и Порядком формирования и деятельности Комиссии территориального органа Федерального казначейства по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденным приказом Казначейства России от 19.02.2015 № 4н. В состав комиссии помимо лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы в УФК по Курской области, вошли представители образовательных учреждений высшего профессионального образования, деятельность которых связана с государственной службой, а также представитель выборного органа Первичной профсоюзной организации Общероссийского профессионального союза казначеев России в УФК по Курской области.

Последние изменения, внесённые в Положение, несколько расширили основания для проведения заседаний комиссии, а также коснулись возможных решений, принятых комиссией.

В частности, основанием для проведения заседания комиссии является уведомление государственного служащего о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов. Данное уведомление рассматривается подразделением кадровой службы государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, которое осуществляет подготовку мотивированного заключения.

По итогам рассмотрения уведомления, комиссия может сделать вывод об отсутствии конфликта интересов или признать, что личная заинтересованность государственного служащего приводит или может привести к конфликту

интересов и рекомендовать госслужащему и (или) руководителю государственного органа принять меры по урегулированию конфликта интересов или по недопущению его возникновения. Если же комиссия установит несоблюдение государственным служащим требований об урегулировании конфликта интересов, она рекомендует руководителю государственного органа применить к госслужащему конкретную меру ответственности.

Потенциально коррупционно-опасной является ситуация последующего трудоустройства бывшего госслужащего. Одним из оснований для проведения заседаний комиссии является также поступившее в государственный орган уведомление коммерческой или некоммерческой организации о заключении с гражданином, замещавшим должность государственной службы в государственном органе, трудового или гражданско-правового договора. В общей сложности за 2015-2016 годы и I полугодие 2017 года в Управлении было рассмотрено 27 указанных уведомлений. Из них одно - вынесено на рассмотрение Комиссии. По другим уведомлениям отделом кадров подготовлены мотивированные заключения о нецелесообразности их рассмотрения на заседании Комиссии по причинам отсутствия в должностных обязанностях бывшего госслужащего функций государственного управления организацией, в которую он трудоустроился, отсутствия его должности в перечне должностей, утвержденном Приказом Федерального казначейства от 14.12.2016 № 31н и др.

В целях формирования единообразного подхода к применению антикоррупционных норм, содержащих ограничения на последующее трудоустройство бывших госслужащих, Минтруд России разработал Методические рекомендации по вопросам соблюдения ограничений, налагаемых на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора с организацией. Методические рекомендации подготовлены в рамках реализации Национального плана противодействия коррупции на 2016-2017 годы и направлены в адрес федеральных государственных органов для использования в работе письмом Минтруда России от 11 мая 2017 г. № 18-4/10/П-2943.

Пункт 92 Методических рекомендаций предусматривает в случае отсутствия в государственном органе в течение 6 месяцев сведений о дальнейшем трудоустройстве бывшего государственного служащего направлять соответствующую информацию в органы прокуратуры по месту нахождения органа.

С целью контроля за выбором места трудоустройства бывших госслужащих и недопущения конфликта интересов, в Управлении был проведён анализ сведений в отношении уволившихся служащих за истекшие два года.

По результатам проведенной работы соответствующая информация направлена в Прокуратуру Курской области.

Актуальность и значимость темы конфликта интересов подчёркивает тот факт, что непринятие гражданским служащим мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение с гражданской службы (ч. 3.2 ст. 19 Закона № 79-ФЗ). А в силу п. 1 ч. 1 ст. 59.2 того же Закона гражданский служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае непринятия мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является [3].

На уровне государственного регулирования постоянно осуществляется деятельность по совершенствованию и конкретизации правовых норм антикоррупционной направленности, в том числе с целью их более эффективного применения.

Так в июне текущего года Госдума России приняла в третьем чтении законопроект, подготовленный Минтрудом России, о создании Реестра лиц, уволенных в связи с утратой доверия. Порядок включения сведений в реестр и исключения из него, а также порядок его ведения и размещения будет определён Правительством РФ.

Реестр позволит госорганам при решении кадровых вопросов использовать содержащуюся в нем информацию о репутации претендента в части соблюдения им антикоррупционных норм. Однако, добиться успехов в противодействии коррупции возможно лишь используя комплексный подход и проводя систематическую работу, в том числе по формированию таких нравственно-этических принципов поведения гражданского служащего, руководствуясь которыми он не станет совершать «...действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей».

Список литературы:

1. «Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции» (принята в г. Нью-Йорке 31.10.2003 Резолюцией 58/4 на 51-ом пленарном заседании 58-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН).

2. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ).

3. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

4. Федеральный закон от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

5. Федеральный закон от 05.10.2015 № 285-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления обязанности лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц сообщать о возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов».

6. Указ Президента РФ от 01.07.2010 № 821 (ред. от 22.12.2015) «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов» (вместе с «Положением о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов»).

7. Указ Президента РФ от 01.04.2016 № 147 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2016 - 2017 годы».

8. Письмо Минтруда России от 11.05.2017 № 18-4/10/П-2943 «О направлении Методических рекомендаций по вопросам соблюдения ограничений, налагаемых на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора с организацией».

9. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 01.12.2016 «Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию».

10. Приказ Казначейства России от 14.12.2016 № 31н «Об утверждении Перечня должностей федеральной государственной гражданской службы в Федеральном казначействе, при замещении которых федеральные государственные гражданские служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» (Зарегистрировано в Минюсте России 12.01.2017 № 45179).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.