К ВОПРОСУ О КОНФЛИКТЕ ИНТЕРЕСОВ И ОЖИДАНИЙ
заинтересованных сторон предприятия в процессе ведения хозяйственной деятельности
С. Н. Петренко, В. О. Бессарабов
В статье проанализированы конфликты интересов и ожиданий заинтересованных сторон предприятия в процессе ведения хозяйственной деятельности через призму необходимости формирования достоверной информации, которая должна быть ориентирована на интересы государства, общества, отдельного работника и может быть получена только из системы бухгалтерского учета. Разработка гипотезы исследования в контексте применения логических методов (анализа, обобщения и абстрагирования) позволила обосновать, что достижение порядка в согласовании интересов, ожиданий субъектов хозяйствования (в лице отдельных индивидов) и общества возможно только в случае организации хозяйственной жизни с учетом культурных, политических и экономических факторов. В свою очередь достижение поставленной цели статьи предопределило направление дальнейших исследований в данном направлении, а именно, необходимость более детального изучения категории «социальная ответственность бизнеса».
Ключевые слова: заинтересованные стороны предприятия, стейкхолдеры, социальная ответственность бизнеса.
Стремительное развитие науки и техники, тенденции развития социальных и экономических отношений в обществе привели к тому, что в современных реалиях решение социальных, культурных, исторических, политических, а также экономических проблем не может происходить в рамках отдельной группы социума.
В свою очередь построение социально ориентированной экономики не может происходить без учета как общественных интересов в целом, так и интересов заинтересованных сторон отдельно взятых хозяйствующих субъектов, в частности. Все это подчеркивает необходимость формирования достоверной информации, которая должна служить интересам государства, общества, отдельного работника и может быть получена только из системы бухгалтерского учета.
Об авторах:
Петренко Светлана Николаевна Петренко Светлана Николаевна
Д-р экон. наук, профессор, зав. кафедрой бухгалтерского учета Донецкого национального университета экономики и торговли им. Михаила Туган-Барановского
Адрес для переписки: ул. Щорса, 31, 283050, г. Донецк, ДНР E-mail:
Petrenko777@yandex.ru
Бессарабов Владислав Олегович
Ассистент, аспирант кафедры бухгалтерского учёта Донецкого национального университета экономики и торговли им. Михаила Туган-Барановского
Адрес для переписки: ул. 230 Стрелковой дивизии, 6/166, 283050, г. Донецк, ДНР
Отдельные исследования посвящены отражению E-mail: интересов заинтересованных сторон в отчетно- bessarabov93@gmailcom
сти, рассмотрены в трудах таких ученых, как С. Дипиаза, Р. Экклза, Х. Д. Шойермана, А. Н. Козырева и В. Л. Макарова, М. А. Петрова, С. Рида, В. А. Супрун.
Однако, учитывая динамичное развитие социальных и экономических отношений, возникает необходимость в определенной адаптации исследований ученых к современным реалиям в части изучения возможных конфликтов между интересами и ожиданиями заинтересованных сторон предприятия, возникающими на основе информации, формируемой системой бухгалтерского учета, что и является целью представленной работы.
В качестве гипотезы сформировано предположение о том, что при решении конфликтов интересов и ожиданий заинтересованных сторон предприятия в процессе ведения хозяйственной деятельности особое внимание необходимо уделять детализации информации в системе бухгалтерского учета. В этой связи для более детального анализа интересов и ожиданий заинтересованных сторон необходимо изучение соотношения уровня и качества предоставления информации о деятельности предприятия и специфических интересов субъектов хозяйствования в рамках теории стейкхолдеров (stakeholders theory).
Основой сформированной гипотезы выступает тот факт, что получение информации, которая бы отражала реальное соотношение социальных, экономических интересов и ответственности, является крайне необходимой. В свою очередь данная необходимость демонстрирует, что существующая методология и подходы к организации бухгалтерского учета не всегда могут удовлетворять потребность социума (отдельной его группы) в информации.
Значение теории стейкхолдеров (stakeholders theory) для решения конфликта интересов и ожиданий заинтересованных сторон предприятия в процесс ведения хозяйственной деятельности
По нашему мнению, удачно отмечено, что «...учетный порядок, хозяйственный и государственный - необходимая основа для социального и культурного порядка; общество может процветать, прогрессировать и достичь лучшего будущего только через обеспечение порядка ...» [Жиглей 2010, 17].
Достижение порядка в согласовании интересов, ожиданий субъектов хозяйствования (в лице отдельных индивидов) и общества возможно только в случае организации хозяйственной жизни с учетом культурных, политических и экономических факторов. При этом важное место должно отводиться анализу интересов тех групп пользователей информации, которые оказывают непосредственное влияние на деятельность хозяйствующего субъекта.
Анализ научных работ, посвященных проблемам корпоративного управления, позволил выделить основные теории управления, в которых рассматриваются вопросы соотношения уровня предоставления информации о деятельности компании и специфических интересов субъектов хозяйствования. К таким теориям можно отнести агентскую
теорию (agency theory), теорию заинтересованных сторон или теорию стейкхолдеров (stakeholders theory), контрактную теорию (contract theory) [Жиглей 2010, 81].
В контексте нашего исследования рассмотрим возможность применения положений представленных теорий в контексте необходимости достижения согласования интересов, формирования ответственности, а также их отражения в системе бухгалтерского учета.
Отметим, что положения агентской теории не могут быть отражены в полной мере в системе бухгалтерского учета, так как заключение контрактов между субъектами может как происходить, так и не происходить. Следовательно, нельзя достоверно оценить влияние интересов того или иного субъекта на процесс ведения бухгалтерского учета, формирование показателей отчетности в рамках только заключенных контрактов и, как следствие, соответствующих расходов.
По нашему мнению, наиболее полно влияние заинтересованных сторон можно определить, опираясь на теорию стейкхолдеров (и, как следствие, на контрактную теорию, так как она является симбиозом идей двух предыдущих). С помощью данной теории на практике можно решить следующие задачи:
- определить стейкхолдеров компании и оценить их потенциальное влияние на ее деятельность. Как правило, на практике фокусировка идет на группу заинтересованных сторон, взаимоотношения с которой действительно важны и с интересами которой действительно стоит считаться, потому что она постоянно влияет на деятельность компании и, следовательно, может заставить компанию изменить свое поведение;
- определить цели, которые необходимо достичь в отношениях с каждым из стейкхолдеров, факторы, влияющие на достижение целей, и возможные риски. На данном этапе область исследований теории заинтересованных сторон занимается идентификацией интересов заинтересованных сторон;
- определить возможности для взаимовыгодного сотрудничества. На этом этапе изучаются направления действий компании, целью которых является максимальное удовлетворение интересов стейкхолдеров;
- гармонизировать взаимоотношения со стейкхолдерами в целом [Грекова 2011, 49].
Стоит отметить, что теория стейкхолдеров компании (заинтересованных сторон) произвела настоящую революцию в менеджменте. Автором ее является специалист в области стратегического управления Р. Фриман, который в работе «Стратегический менеджмент: подход заинтересованных сторон» не только представил наиболее полное и универсальное определение понятия «стейкхолдеры» как совокупности агентов, осуществляющих несомненное влияние на компанию и в то же время испытывающих влияние компании на себе, но и предложил принципиально иной взгляд на природу компании и на ее целевое назначение. Согласно его утверждению, приоритетной установкой руководства компании должна стать максимальная ориентация на удовлетворение интересов всех категорий стейкхолдеров и, конечно, достижение собственных целей [Freeman 1984].
Основными субъектами теории заинтересованных сторон являются компании, а их ответственность проявляется через действия конкретных индивидов, которые были обусловлены их принадлежностью к компании.
В свою очередь всех стейкхолдеров компании целесообразно разделить на внешних (государственные органы на местном, региональном и национальном уровнях, потенциальные работники, инвесторы, финансовые институты, поставщики, СМИ, общественные организации, клиенты и т. д.) и внутренних (акционеры, административный персонал и другие работники компании).
Способы внедрения положений теории стейкхолдеров (stakeholders theory) в процессе ведения хозяйственной деятельности
Способом внедрения положений теории заинтересованных сторон в практическую деятельность является использование различных инструментов, предназначенных для стратегического управления, анализа и измерения эффективности различных аспектов деятельности компании.
Рисунок 1. Структура модели Accountability Scorecard [Nickols 2000, 56]
Целесообразно выделить систему показателей ответственности (Accountability Scorecard - ASC), которая впервые была описана известным консультантом Ф. Николсом в 2000 г. На рис. 1 приведена структура модели Accountability Scorecard [Nickols 2000, 56].
Системой измерения результативности бизнеса (в контексте взаимодействия с заинтересованными сторонами), которая получила распространение в мире, является сбалансированная система показателей (Balanced Scorecard - BSC), разработанная в 1992 г. профессором Робертом Капланом и известным консультантом Дэвидом Нортоном. Структура модели Balanced Scorecard представлена на рис. 2 [Kaplan 1992, 75].
Рисунок 2. Структура модели Balanced Scorecard [Kaplan 1992, 75]
Приведенные модели являются ярким примером значения для бухгалтерского учета концептуальных положений теории заинтересованных сторон, расширяющих мировоззрение современного бухгалтера и постепенно формирующих направления социальной ответственности как компании, так и ее заинтересованных сторон.
Согласно указанным системам, компании должны регулярно анализировать и оценивать интересы (взносы, стимулы) заинтересованных сторон с целью выявления:
- потребностей заинтересованных сторон в информации;
- возможных конфликтов интересов, которые могут возникнуть в результате определенных действий компании;
- ресурсной возможности (финансовой, трудовой и т. д.), которую можно ожидать в результате определенных условий;
- пути совершенствования отражения в бухгалтерском учете и отчетности интересов всех заинтересованных сторон.
Учитывая достаточно широкий круг заинтересованных сторон, компании необходимо использовать различные методы информирования их о разных сторонах своей деятельности (социальной, экологической, трудовой и т. п.). Ключевую роль в этом должен занимать не только анализ интересов всех групп стейкхолдеров, но и изучение возможности отражения информации о таких интересах в системе бухгалтерского учета.
Сущность конфликтов интересов и ожиданий заинтересованных сторон предприятия в процессе ведения хозяйственной деятельности
В рамках исследования была сформирована матрица интересов и ожиданий заинтересованных сторон предприятия. Анализ сформированной матрицы позволяет сделать вывод о том, что основные интересы заинтересованных сторон сводятся к необходимости получения информации о расходах, доходах (как следствие, и финансовом результате), структуре дебиторской и кредиторской задолженности компании. Отметим, что в целом формирование такой информации происходит в системе бухгалтерского учета (финансового учета), однако без соответствующей детализации данных, что является одной из причин конфликта интересов.
Очевидно, что интересы всех заинтересованных сторон целесообразно разделять на индивидуальные и коллективные. Так, например, все внутренние заинтересованные лица имеют общий интерес - развитие компании. При этом индивидуальные интересы каждой из групп отличаются. Например, требования профсоюзов по повышению заработной платы противоречат достижению максимальной прибыльности, расширение производства может иметь негативные последствия для окружающей среды, административный персонал может получать личную выгоду в случаях, когда это противоречит интересам акционеров.
Следовательно, возникает конфликт интересов и ожиданий, сущность которого заключается в сопоставлении взносов заинтересованных сторон и полученного ими стимула (или вознаграждения). На рис. 3 схематично изображены примеры конфликтов интересов между группами заинтересованных сторон.
Рисунок 3. Конфликты интересов внутренних и внешних групп заинтересованных пользователей
Графическое обозначение Формула конфликта
Акционеры (больше контроля при принятии управленческих решений) + Административный персонал (больше автономии и свободы при принятии управленческих решений) Акционеры (максимизация дивидендов) + Административный персонал (максимизация вознаграждения). Акционеры (минимизация налогов, сборов, обязательных платежей) + Государственные органы (максимизация налогов, сборов, обязательных платежей). Акционеры (максимизация прибыли и дивидендов) + Клиенты, общество (максимизация расходов на повышение качества продукции, увеличение расходов на благотворительность и решение социальных, экологических проблем общества).
Административный персонал (минимизация расходов) + Работники, профсоюз (увеличение уровня оплаты труда, премий, надбавок). Административный персонал (минимизация расходов) + Государственные органы (проведение обязательных благотворительных акций в рамках государственной социальной и экономической политики). Административный персонал (отсрочка или рассрочка платежей) + Поставщики и подрядчики (первоочередность платежей и расчетов). Акционеры (минимизация расходов) + Клиенты, общество (максимизация расходов на повышение качества продукции, увлечение расходов на благотворительность и решения социальных, экологических проблем общества).
Работники, профсоюз (увеличение уровня оплаты труда, условий жизни) + Государственные органы (невозможность стабильного увеличения минимальной заработной платы).
------- Государственные органы (максимизация налогов, сборов, обязательных платежей) + Поставщики и подрядчики (максимизация прибыли).
------- Поставщики и подрядчики (максимизация прибыли) + Клиенты, общество (максимизация расходов на повышение качества и безопасности поставляемой продукции).
оо сл
Анализ данных, представленных на данном рисунке, позволяет утверждать, что наибольшее количество конфликтов возникает между группами внутренних заинтересованных сторон (в лице акционеров и административного персонала) и внешних заинтересованных сторон (речь идет о государственных органах, поставщиках и подрядчиках, клиентах и обществе).
Указанная нами ранее причина возникновения конфликтов, которая заключается в неполноте и недостаточной детализации информации в системе бухгалтерского учета, приводит к ситуации, когда степень информированности отдельных групп заинтересованных сторон находится в прямой зависимости от властных полномочий, что схематично представлено на рис. 4.
Рисунок 4. Информированность и полномочия заинтересованных сторон
На существование взаимосвязи между информированностью отдельных групп заинтересованных сторон и их властными полномочиями указывают в своих работах Дж. Стиглиц, М. Спенс, Ф. Истербрук, Д. Фишел, Дж. Акерлоф.
Дж. Акерлоф называет такую взаимо связь информационной асимметрией, указывая, что она, как правило, существует между государством и обществом, с одной стороны, и акционерами, менеджерами (управленческим персоналом) - с другой. При этом каждому участнику рыночных отношений доступен лишь ограничен ный объем информации, что непосредственно влияет на эффективное взаимодействие с другими участниками рыночных отношений, а также на их финансовые результаты и социальные последствия деятельности.
Сущность информационной асимметрии достаточно удачно отмечена в [Easterbrook 1991, 38]: «...менеджеры, которым сказали действовать в рамках интересов акционеров и общества, в итоге не отвечают ни перед кем, так как, столкнувшись с требованиями любой из этих групп, менеджеры могут сослаться на интересы другой.». В результате административному персоналу часто удается настроить одну группу заинтересованных сторон против другой. Именно это объясняет необходимость большей открытости учетной информации и составления отчетности, в которой раскрывается как экономическая, так и социальная составляющая деятельности субъекта хозяйствования [Жиглей 2012, 28].
Таким образом, основная причина возникновения конфликтов интересов и ожиданий между группами заинтересованных сторон заключается в
неполноте и недостаточной детализации информации в системе бухгалтерского учета об экономических, социальных результатах и последствиях деятельности хозяйствующих субъектов. Очевидно, что отражение интересов заинтересованных сторон в системе бухгалтерского учета вместе с информационной асимметрией приводит к необходимости более детального изучения такой категории, как «ответственность». При этом отметим, что вопросы ответственности многогранны и могут рассматриваться не только с позиций экономики, но и социологии, философии, истории, однако в контексте продолжения исследования внимание необходимо сконцентрировать на социальной ответственности бизнеса.
Список литературы
1 Грекова Г. И. Роль корпоративной социальной ответственности в общественном развитии // Экономика российских регионов: теоретические и практические подходы к решению актуальных проблем развития: сборник тезисов научно-практической конференции. - 2011. - С. 47-52.
2 Жиглей И. Бухгалтерский учет социально ответственной деятельности субъектов хозяйствования: необходимость и ориентиры развития: монография. - Житомир: ЖДТУ, 2010. - 496 с.
3 Жиглей И., Кузь В., Лаговская Е., Олейник О. Развитие бухгалтерского учета в контексте согласования антагонистических интересов групп заинтересованных лиц: монография. -Черновцы: Технодрук, 2012. - 248 с.
4 Easterbrook F. The Economic Structure of Corporate. - Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1991. - Р. 38.
5 Freeman R. Strategic Management: A stakeholder approach. - Boston: Pitman, 1984.
6 Nickols F. The Accountability Scorecard: A Framework for Reconciling & Integrating Stakeholder Needs & Requirements. - Robbinsville, NJ: The Distance Consulting Company, 2000. - Р. 4867.
7 Kaplan R. S., Norton D. P. The Balanced Scorecard - Measures That Drive Performance // Harvard Business Review. - 1992. - January-February. - Р. 71-79.