Бочков Павел Владимирович
священник, настоятель храма святителя Луки архиепископа Красноярского города Норильска, хабилитированный доктор богословия (Dr. hab.), доктор теологии (ThDr), кандидат юридических наук; профессор, Международная кадровая академия
Адрес: 663318 Красноярский край, г. Норильск, ул. Талнахская, 49 E-mail: [email protected]
К вопросу о конфессиональной идентичности христиан-удин в Армении, Азербайджане и России
DOI: 10.24412/2587-9316-2023-00180
Статья посвящена конфессиональной идентичности немногочисленного, но весьма древнего народа Кавказа — удин-христиан. Древний народ, один из немногих последних представителей племенного союза, входившего в государство Кавказской Албании, стал свидетелем стремительной смены эпох и культур, прошел сквозь горнило завоевательных походов минувших тысячелетий, сохранив при этом свой язык, культуру и горячую приверженность учению Христа. Несмотря на наличие в Закавказье политических противостояний и частых вооруженных конфликтов, удины, частично переселившиеся в Россию, Армению и Грузию, продолжают компактно проживать и в Азербайджане, где все так же остаются самобытным народом, исповедующим христианство, живя при этом в окружении исламского большинства. В новейший исторический период, представители народа удин, являясь этническим и религиозным меньшинством проживающим на территории Азербайджана, смогли не только сохранить свою культуру, язык и религию, но и заявить о своей потребности в возрождении собственной церковной юрисдикции — Албанской (Кавказской) церкви. Наиболее активным сообществом, предпринявшим ряд шагов к реализации этого проекта стала активная общественно-политическая, культурная и религиозная деятельность албано-удинской христианской общины Азербайджана во главе с ее председателем Р.Б. Мобили. Эта община, в настоящее время не имеющая собственной законной иерархии, и фактически окормляемая духовенством Азербайджанской епархии Русской Православной Церкви, тем не менее заявляет о своем идейном преемстве от исторической церкви в Кавказской Албании и рассчитывает урегулировать свой канонический статус. При этом община твердо придерживается православного вероучения, остаётся независимым объединением мирян албано-удинской национальности. Будучи частью народа удин является ярким и самобытным явлением в религиозной палитре современного Закавказья. В целом же народ удин — пример твердого исповедания христианского вероучения в условиях смены исторических эпох, династических и политических систем, часто сопровождавшихся такими тяжелыми для самобытного существования народа явлениями как ассимиляция, принудительная смена вероисповедания
Ключевые слова: удины, Кавказская Албания, христианство на Кавказе, Армянская Апостольская церковь, албано-христианская община.
Для цитирования: Бочков П.В. К вопросу о конфессиональной идентичности христиан-удин в Армении, Азербайджане и России // Христианство на Ближнем Востоке. 2023. Т. 7. № 2. С. 203-221.
Pavel V.Bochkov
Priest, Rector of the Church of St. Luke of the Archbishop of Krasnoyarsk city of Norilsk; Habilitated Doctor of Theology (Dr. hab.), Doctor of Theology (ThDr), Candidate of Law (PhD), Professor, International Personnel Academy
Address: 663318 Krasnoyarsk Territory, Norilsk, Talnakhskaya str., 49 E-mail: [email protected]
On the issue of confessional identity of Udi Christians in Armenia, Azerbaijan and Russia
DOI: 10.24412/2587-9316-2023-00180
The article is devoted to the confessional identity of a small, but very ancient people of the Caucasus — Christian Udins. The ancient people, one of the few last representatives of the tribal union that was part of the state of Caucasian Albania, witnessed the rapid change of eras and cultures, went through the crucible of the conquests of the past millennia, while retaining their language, culture and ardent commitment to the teachings of Christ. Despite the presence of political confrontations and frequent armed conflicts in Transcaucasia, the Udins, who partially moved to Russia, Armenia and Georgia, continue to live compactly in Azerbaijan, where they still remain an original people professing Christianity, while living surrounded by an Islamic majority. In the latest historical period, representatives of the Udin people, being an ethnic and religious minority living on the territory of Azerbaijan, were able not only to preserve their culture, language and religion, but also to declare their need for the revival of their own church jurisdiction — the Albanian (Caucasian) church. The most active community that took a number of steps towards the implementation of this project was the active socio-political, cultural and religious activities of the Albanian-Udi Christian community of Azerbaijan, headed by its chairman R.B. Mobili. This community, which currently does not have its own legal hierarchy, and is actually cared for by the clergy of the Azerbaijani diocese of the Russian Orthodox Church, nevertheless declares its ideological succession from the historical church in Caucasian Albania and expects to regulate its canonical status. At the same time, the community firmly adheres to the Orthodox faith, remains an independent association of the laity of the Albanian-Udi nationality. Being part of the Udin people, it is a bright and original phenomenon in the religious palette of modern Transcaucasia. On the whole, the Udin people are an example of a firm confession of the Christian faith in the conditions of changing historical epochs, dynastic and political systems, often accompanied by such difficult phenomena for the original existence of the people as assimilation, forced change of religion, etc.
Keywords: Udins, Caucasian Albania, Christianity in the Caucasus, Armenian Apostolic Church, Albanian-Christian community.
For citation: Bochkov P.V. On the issue of confessional identity of Udi Christians in Armenia, Azerbaijan and Russia. Christianity in the Middle East, 2023, vol. 7, no. 2, pp. 203-221.
Полиэтническая карта Кавказа во все времена была представлена в многочисленных тонах и красках благодаря десяткам национальностей, населяющих этот древний регион. Такое этническое многообразие всегда привлекало ученых различных областей знания. Особенный интерес вызывают малые народности, происхождение которых уходит в глубокую древность, связывая их с цивилизациями далекого прошлого — свидетелями смены эпох и развития человеческого общества от раннего феодализма до современных форм демократии. История некоторых из этих народов является неотъемлемой частью истории возникновения и распространения христианства на Кавказе.
Одним из таких малых народов Кавказа являются удины — древний народ Восточного Кавказа, исторически проживавший на территории современного Азербайджана. Христианство является стальным стержнем культурного кода этого народа, его этнокультурной основой и частью самосознания. Несмотря на бурные события в истории Кавказа, которые часто ставили под вопрос само его существование, удины и в начале XXI века остаются в своем большинстве христианами. Однако их христианство собирательно. С одной стороны, в их бытовом сознании оно достаточно тесно смешивается с кавказскими нехристианскими обычаями, а с другой — современные удины, на уровне невоцерков-ленных обывателей, как и все народы бывшего Советского государства, воспитанные в условиях атеистической государственной идеологии, в значительной степени утратили свое христианское каноническое сознание, вследствие чего одинаково воспринимают как Армяно-Григорианскую церковь, так и Православную. В то же время наблюдается и некоторая активность в попытках воссоздать Албано-удинскую христианскую церковь, о чем будет сказано ниже. Сложившаяся ситуация поликонфессиональности небольшого народа удин требует своего внимания и изучения, так как способна показать поиск самобытности и пути сохранения идентичности этого народа и в нынешний век постмодерна, секулярного мышления, отхода значительной части общества от традиционных ценностей, политического и экономического кризисов, межэтнических конфликтов и других проблем.
Современные нам удины являются прямыми потомками племен, населявших некогда древнее Албанское царство, располагавшееся на левобережье Куры — крупнейшей реки в Закавказье. Кавказская Албания состояла из союза 26 племён, в основном говоривших на различных языках лезгинской ветви нахско-дагестанской языковой семьи. Современный удинский язык также входит в восточнокавказскую семью языков и является предметом особого внимания лингвистов и специалистов по малым кавказским народностям [Аликберов, 2015; Майсак, 2006; 8сЫе^ег, 1863]. Необходимо отметить, что удины — единственный народ из всех потомков племен Кавказской Албании, сохранивший
христианство, т.к. прочие лезгинские народности в настоящее время являются мусульманами суннитского толка [Харатян, 2019. С. 150].
Представители народа удин, проживающие на территории Азербайджана, Армении и России, несмотря на процесс ассимиляции, продолжают сохранять не только свой язык, но и христианскую веру. При этом в основном они являются прихожанами Русской Православной или Армянской Апостольской церквей.
Общая численность удин в настоящее время насчитывается приблизительно в 10 тыс. человек. Большая часть удин проживает на территории Азербайджана. Крупные анклавы этого народа имеются на территории Российской Федерации, а также в Армении. Кроме того, некоторое количество удин проживает на территории Грузии. По данным Всероссийской переписи населения 2020-2021 гг., на территории Российской Федерации их проживает 2551 человек [Всероссийская перепись населения 2020 года]. Этот показатель существенно ниже показателей начала 2000-х гг., когда в России проживало до 4000 представителей этой национальности. При этом большая часть российских удин проживает на юге России, в Ростовской области, Краснодарском и Ставропольском краях. Некоторая часть удин проживает в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Пятигорске, Саратове и других российских городах [Майсак, 2006. С. 106].
Христианская вера удин является следствием официального принятия христианства как государственной религии в Кавказской Албании в IV в. Однако корни христианского благовестия на этих территориях намного древнее. По преданию, одним из проповедников Евангельской вести являлся святой апостол Елисей, ученик святого «ап. Фаддея. После мученической кончины Фаддея в Армении ап. Елисей (Елишай) возвратился в Иерусалим, где принял посвящение во епископа от Иакова, брата Господня, и направился» [Э.Н.Г., Казарян, 2000. С. 458] в Кавказскую Албанию. В этой стране он обратил в христианскую веру некоторое количество албанцев и там же принял мученическую кончину за свою проповедь Христа. В IV в. (предположительно, около 370 г.) албанский царь Урнайр прибыл в Армению и принял святое крещение вместе со своей свитой. Христианство было провозглашено государственной религией по примеру Армении, однако процесс христианизации встретил сопротивление со стороны наиболее консервативных кругов служителей зороастризма и местных религиозных верований [Э.Н.Г., Казарян, 2000. С. 456]. В конце V века выдающийся правитель Кавказской Албании албанский царь Вачаган III Благочестивый [Мамедова, 2004. С. 339-340] инициировал созыв первого собора Албанской церкви (Агуэнский (Алуэнский) собор), который состоялся в его летней резиденции. Собор проходил под председательством самого царя и состоял из семи епископов, клириков, князей и народных
старшин. Результатом работы данного собора стало принятие свода канонов, регулирующих широкий спектр вопросов — от чисто церковных, до экономико-хозяйственных и брачно-семейных [Халифаева, 2010. С. 100-103].
Помимо успеха христианской проповеди, крещение целой страны имело и выраженные политические и военные причины, т. к., став христианским государем, царь Урнайр желал заручиться в Армении военно-политической поддержкой против могущественных Сасанидов — иранских правителей Сасанидского Ирана [Дашков, 2008], с которыми ранее состоял в союзе. Впоследствии, в 387 г., Армянское царство было разделено между Византией и Сасанидами, в результате чего и Кавказская Албания оказалась под персидским владычеством, государственной религией которых с III века являлся зороастризм [Шайо Кристин, 2003. С. 158].
Принятие христианства от Армянской церкви [Минорский, 1963. С. 36], которая, в свою очередь, возникла в результате принятия армянами христианства в начале того же IV в. при царе Тиридате III [Роберсон Рональд, 1999. С. 36; Богословский диалог между Православной церковью и Восточными православными церквами, 2021. С. 40], обусловило в дальнейшем и все церковно-административное устройство Кавказской Албании, юрисдикционную и культурную связь с Армянской церковью. К примеру, в 330-е гг. в Албанию прибыл епископ Иверии Гри-горис, внук Григория Просветителя, получивший свою архиерейскую хиротонию в Армении [Э.Н.Г., Казарян, 2000. С. 458]. Благодаря этим связям богослужебным языком церкви на территории страны являлся сначала албанский, а затем древнеармянский [Тревер, 1959. С. 310]. В дальнейшем территория Кавказской Албании находилась на пересечении геополитических и экономических интересов могущественных государств той эпохи: Византии, Сасанидского Ирана, Хазарского каганата и Арабского халифата. Периодически находясь под влиянием этих государств, население Кавказской Албании было подвержено влиянию господствующих над ним народов, перенимая, в частности, и религию. Распространение армянского языка за богослужением было обусловлено стремительной и, по законам того времени, часто насильственной исламизацией населения в период арабского владычества — с 630 года до конца IX в. на территории Кавказской Албании, когда и сама письменность на албанском и древнеудинском языках была утрачена. В настоящее время среди исследователей имеются расхождения во мнениях о том, являлся ли албанский язык древней письменностью Кавказской Албании, а древнеудинский язык — новой письменностью этой страны [Мурадян, 1990. С. 53-60]. Считалось, что удинская письменность сгорела в огне арабского террора и уничтожения наследия Кавказской Албании. Лишь в 1996 г. в древнем монастыре святой Екатерины на горе
Синай были найдены литургические тексты на древнеудинском языке, составленные приблизительно в ^^ веках [Алексидзе, 2002. С. 15-26], что стало настоящей сенсацией как для ученых, так и для народа удин.
Изначально Церковь Албании в решениях по важным церковным вопросам общецерковного характера, хотя и находилась в теснейшей связи с Армянской церковью, все же полагалась на авторитет Константинопольской церкви как Церкви Нового Рима. Помимо этого, Церковь Кавказской Албании поддерживала канонические связи со всеми Восточными церквами [Мобили, 2019. С. 346-347]. После осуждения мо-нофизитства на IV Вселенском соборе (Халкидонском соборе 451 г.) на территориях Кавказский Албании появились как защитники православия (халкидониты), так и последователи монофизитства.
В середине VI века епископ Абас, убежденный монофизит, предстоятель Албанской епархии, к тому времени уже имеющей признаки автокефальной церкви, получил от Армянской церкви титул «католикоса Алуанка, Лпинка и Чола», став первым католикосом Кавказской Албании [Арутюнова-Фиданян, 2000. С. 30]. Образование этого като-ликосата стало ответом на учреждение Византийской империей на оккупированной части Армении Аванского католикосата, придерживающегося православного Халкидонского собора. Действуя совместно с Армянской церковью, Албанская церковь активно включилась в межцерковные противостояния тех лет, вновь оказавшись на стыке интересов двух соперничающих сторон. В начале VIII века «католикос Нерсес I Бакур попытался принять решения Халкидонского собора (для союза с Византией), после чего был низложен и осужден на церковном соборе 705 года. На этом соборе было объявлено о восстановлении канонического единства между Агванкским (Алуанским) и Двинским католико-сатами, и Албанский католикосат вновь стал автономным престолом, признающим первенство» [Агванкский католикосат, 2023] Армянской церкви. При этом через Кавказскую Албанию христианская проповедь шла дальше, в Северный Дагестан [Э.Н.Г., Казарян, 2000. С. 458], где также ощущалось влияние Грузинской церкви [Гедеон, 1992. С. 19].
«В нач[але] VII в. Грузинская церковь приняла православие (хал-кидонитство), в 631/32 г. Армянская церковь на нек[ото]рое время также приняла дифизитский догмат. Приверженность Албанской церкви догматам Всел[енского] IV собора в Халкидоне сохранялась, видимо, до Партавского собора (706), когда арм[янский] католикос Елия I Арчише-ци при поддержке араб[ских] властей добился низложения албанского] католикоса-халкидонита Нерсеса. Во 2-й пол[овине] Х в. население левобережной [Албании Кавказской] (Эрети) воссоединилось с православием в лоне Грузинской церкви» [Арутюнова-Фиданян, 2000. С. 30].
Вследствие дальнейшей жестокой исламизации населения Арабский халифат оставшееся христианское население окончательно подчинил власти Армянской церкви.
На протяжении 1Х-Х11 вв. католикосат постепенно приходит в упадок, резиденция католикоса периодически переносится из города в город, меняя свое местоположение исходя из обстоятельств времени и изменения государственных границ. Российский император Петр I, желая проложить торговые пути в Азию, одновременно установить прочное господство на Кавказе и усилить позиции против турок, с 1701 г. начал готовить русскую армию к походу в Персию [Лысцов, 1951]. Одной из целей этой военной кампании являлось освобождение христианских народов от исламского гнета, который на этот раз оказывали уже османы. Удины, находясь в весьма тяжелом положении, направили императору свое послание в виде челобитной. «Из «Челобитной удийцев к Петру I» от 20 марта 1724 г. явствует, что существовавшие этнорелигиозные отношения на территории бывшей Кавказской Албании не отвечали политическим и этнокультурным интересам османов. В челобитной удины обращаются к императору с просьбой о помощи против насильственной исламизации» [Харатян, 2021. С. 121]. Помимо принуждения к изменению вероисповедания, достаточно часто имел место увод в полон (фактически в унизительное и жестокое рабство) представителей христианских народов Кавказа: грузин, армян и удин [там же. С. 122].
В конце концов, после завоевания Российской империей этих территорий у Персии в 1805 г., «Албанский католикосат (Гандзасарский патриархат) был в 1815 г. (по другим данным, в 1813 г. [Гаюк Ирина, 2005. С. 143]) упразднен царским указом, а на его месте были образованы две епархии (Арцах-Шуша и Шемаха) в юрисдикции Армянского католико-сата (Эчмиадзинской патриархии) и вик[ариат]ство Ганджа в составе Тифлисской консистории Армянской церкви» [Э.Н.Г., Казарян, 2000. С. 459]. В 1836 г. императором Николаем I был подписан документ, урегулировавший правовое положение Армянской Апостольской церкви в пределах Российской империи. Одновременно, согласно ему, Албанская церковь окончательно входила в юрисдикцию Армянской церкви. Помимо этого, по мнению некоторых исследователей, это событие имело культурологическое последствие для народа удин, так как привело к тому, что «все албанское этнокультурное наследие было присвоено и трансформировано в армянское» [Мобили, 2019. С. 348].
Это событие, с одной стороны, положило конец истории Албанской церкви в качестве автокефального католикосата, а с другой — урегулировало положение христиан на этой территории, дав им государственную защиту и возможность спокойно исповедовать свою христианскую веру, проживая в условиях исламского большинства. Од-
ним из христианских народов, воспользовавшихся этой возможностью, и стал сохранившийся народ удин. Однако часть этого народа, приняв ислам, постепенно растворялась в исламском большинстве. По замечанию исследователя Г. Овсепяна, на начало ХХ века существовало не менее 40 поселений, где проживали удины, уже прочно находящиеся в процессе ассимиляции в тюркскую этносреду и уже исповедавшие ислам [Овсепян, 1904. С. 11-12; Харатян, 2021. С. 123].
В годы распада Российской империи, при Советской власти, объявившей атеизм своей официальной идеологией, прошли масштабные гонения на религиозные организации. Не избежала этой участи и Армянская церковь, большинство храмов которой также были закрыты. «В 1936-1938 гг. под руководством Сталина были проведены широкомасштабные чистки и антирелигиозные кампании, коснувшиеся, в частности, армян. В конце сталинской эпохи оставался лишь десяток действующих армянских храмов (в том числе три в Ереване), которые действуют и поныне» [Шайо Кристин, 2013. С. 163]. Конечно же, проживающие на территории Азербайджана удины были лишены возможности посещать храмы Армянской Апостольской церкви, и лишь проживающие в Армении могли духовно окормляться в действующих церквях. Впрочем, таких желающих в то время было весьма немного, так как за религиозные убеждения преследовали и всячески порицали. В результате немногочисленные удины, став типичными светскими людьми, сохранили свое христианство на бытовом уровне, вместе со всем советским обществом практически лишившись возможности духовного окормления в храме. В дальнейшем, с распадом СССР на ряд независимых государств, появлением на карте государств Азербайджана и Армении, широкомасштабные общественно-политические преобразования и возрождение религиозной жизни в регионе позволили им вновь переступить порог возрождаемых храмов. При этом удины одинаково отнеслись к посещению Православной церкви и Армяно-Григорианской церкви, так как вопросы догматической чистоты при многолетнем отсутствии духовных авторитетов и пастырей из народа уже не волновали особенно верующих на этапе возрождения религиозной жизни.
Как уже было сказано, большая часть удин, а это около 4 тыс. человек, «проживают в Азербайджане на своей исторической родине — компактно в п. Нидж Габалинского района и рассеянно в Огузе и Баку» [Мобили, 2019. С. 8]. Проживая среди мусульман, постепенно удины смогли органично встроиться в общество. Мирное сосуществование с единоплеменниками удинами-мусульманами привнесли в мир удин традиции добрососедских отношений, «взаимоуважение к религиозным обрядам, взаимных визитов для таких случаев, как Рождество, Пасха, Гурбан Байрам (Праздник жертвоприношений). Удины-христи-
ане и сегодня отмечают жертвоприношение как ритуальный праздник. Оказавшись между двумя религиями, исповедуя обе, удинский народ сумел найти путь к существованию внутриудинской религиозной терпимости и уважению соплеменников, исповедующих другую религию» [там же. С. 9].
После провозглашения независимости Азербайджана, начала самостоятельного государственного бытия этой страны демократические преобразования затронули и религиозно-национальное сознание удин. Исследуя свои исторические корни и религиозную идентичность, общественный деятель и ученый-геолог Роберт Мобили выступил инициатором «возрождения Албанской церкви в Азербайджане» [Роберт Мобили, 2023]. С его именем связано возникновение нового религиозного сообщества, во многом напоминающего независимые структуры, возводящие свое идейное преемство к историческим церковным образованиям, однако в настоящее время действующие как акефальные и независимые структуры.
Роберт Багратович Мобили родился 20 августа 1954 г. в удинском селении Нидж Габалинского района Азербайджанской Республики в семье педагогов. По окончании Ниджской средней школы в 1971 г. поступил на геолого-географический факультет Азербайджанского государственного университета, который впоследствии успешно окончил. С 1973 по 1989 г. работал в Южном филиале ЦНИГРИ, занимаясь геологической оценкой самородной меди, золота и полиметаллических месторождений Нахичевани, поисками россыпного золота Малого Кавказа, Туркмении и Таджикистана. С 1989 г. работает старшим научным сотрудником на кафедре кристаллографии, минералогии и геохимии геологического факультета Бакинского государственного университета. Является автором более 90 научных работ, в том числе трех научных монографий. На протяжении всей своей научной деятельности активно участвовал в научных симпозиумах и конференциях, в том числе международных. Являлся участником и научным консультантом в ходе реставрации удинских церквей в с. Киш (2003 г.) и родном с. Нидж (2006 г.). Являясь активным лидером возрождения Албанской церкви в Азербайджане, в 2003 г. создал Албано-удинскую христианскую общину Азербайджана, став ее председателем. Кроме того, является председателем Библейского общества Азербайджана, активно распространяет Библию на удинском языке. За годы своей насыщенной общественной деятельности снискал уважение не только в Азербайджане, но и за его пределами (например, удостоен звания почетного гражданина города Далласа, штат Техас, США). Свободно владея удинским, азербайджанским, русским и английским языками, активно участвует в общественной жизни, пишет статьи на этих языках и публикует интервью. За заслуги в общественной деятельности награжден одной из высших на-
град независимой Азербайджанской Республики — орденом «Шохрат» (2014 г.) и Почетным дипломом Президента Азербайджанской Республики (2015 г.). Роберт Мобили женат и имеет двоих детей [Роберт Мо-били, 2023; Община, 2023].
Занимаясь вопросами сохранения удинской христианской культуры и исторического наследия Церкви Кавказской Албании, Р.Б. Мо-били периодически выступал с критикой некоторых армянских ученых, которые, по его мнению, нередко фальсифицировали историю алба-но-удинского народа [Гусейнов Ризван, 2023], а впоследствии пришел к выводу о необходимости возрождения этой Церкви как структуры юрисдикционно независимой и при этом не связанной прежде всего с Армянской Апостольской церковью. Считая историческую подчинённость церкви Кавказской Албании Армянскому католикосу попранием церковной независимости удин, Р. Мобили сформулировал ряд тезисов, опираясь на которые предполагалось возрождение Албанской (Кавказской) Апостольской церкви в Азербайджане на основе 10 000-ной удин-ской христианской общины [Мобили, 2019. С. 350]: 1. Возглавляемая Р. Мобили Албано-удинская христианская община Азербайджана должна стать основой для возрождения автокефальной Албанской (Кавказской) церкви.
2. Правовой статус этой церкви должен быть аналогичным историческим церквям Востока, действующим на территории мусульманских стран и государства Израиль.
3. Албанская (Кавказская) церковь должна быть автокефальной и независимой, а ее богослужебным языком должен быть удинский.
4. Главу Албанской (Кавказской) церкви должны рукоположить официально, а само рукоположение должно быть широко освещено и организовано на самом высоком уровне. При этом рукоположение главы Албанской церкви и ее духовенства должно быть совершено священноначалием Иерусалимского патриархата.
5. Селение Нидж как место компактного проживания удин должно быть объявлено этнокультурным заповедником, «музеем под открытым небом», с целью сохранения самого народа удин.
6. Албанская (Кавказская) церковь должна иметь государственную поддержку для успешного сохранения и реставрации храмовых и культурных объектов албано-удинского наследия, а также иметь перспективу развития туристической индустрии [там же. С. 350].
Примечательно, что, исходя из вышеприведенных тезисов, Р. Мобили видит Албанскую (Кавказскую) церковь восприемницей апостольского преемства от древнего Иерусалимского православного патриархата, а следовательно, считает необходимым отход возрождаемой церковной юрисдикции от исторического монофизитства и возвращение в орбиту Православной церкви. Возможно, связь с Иерусалимской
Православной церковью обусловлена тем, что уже упомянутые тексты на древнеудинском языке, найденные в библиотеке монастыря во имя святой Екатерины на горе Синай [Воляк Петр, 2023], были сохранены клириками именно этой поместной Православной церкви, так как этот монастырь является центром автономной Синайской Православной церкви, структурно входящей в Иерусалимский патриархат [Поместные Православные Церкви, 2004. С. 50].
Впоследствии и сам Р. Мобили, и как минимум еще один деятель Албано-удинской христианской общины Азербайджана уже именовали себя священнослужителями Албанской (Кавказской) церкви, носили соответствующие сану духовные одежды: подрясник, рясу и камилавку, а также наперсные кресты весьма оригинального исполнения. К сожалению, в настоящее время не известно, кем и когда они были рукоположены в священный сан и к какой церковной юрисдикции возводят свое апостольское преемство. По состоянию на 2013 г. представители общины прямо заявляли, что не имеют рукоположенного священнослужителя для проведения обрядов и таинств. Вследствие этих обстоятельств таинства крещения для членов общины совершались клириками Бакинской епархии Русской Православной церкви [Дабаков Владислав]. На доступных автору видеороликах запечатлена богослужебная жизнь Албано-удинской христианской общины. На ней отчётливо видны чтения молитв и Священного Писания на удинском языке, при этом клирики не облачены в какие-либо священнические одежды, проводя служение в подрясниках и скуфьях русского покроя [видео]. На богослужении также присутствуют облаченные в стихари миряне, помогающие клирикам за богослужениями. Символический алтарь украшен современными православными иконами и свечами.
Христианское наследие Кавказской Албании, сохранившееся в Нагорном Карабахе и на сопредельных территориях [Э.Н.Г., Казарян, 2000. С. 459], было объявлено Р. Мобили национальным наследием народа удин. По итогам Второй Карабахской войны 2020 г., а затем азербайджано-армянского пограничного кризиса 2021-2023 гг. Азербайджан стал контролировать ряд территорий и населенных пунктов, ранее находившихся под армянским контролем. Являясь азербайджанским патриотом, Р. Мобили выступил с рядом заявлений, в которых высказался негативно в адрес армянских священнослужителей, которые ранее совершали богослужения в этих населенных пунктах, заявив, что церкви Карабаха являются наследием албано-удинского, а не армянского народа [Роберт Мобили]. Примечательно, что подобной позиции также придерживались и представители Бакинской и Азербайджанской епархии Русской Православной церкви [«Храмы, о которых беспокоятся армяне, им не принадлежат»]. В контексте обострения армяно-азербайджанских отношений особое внимание группы Р. Мобили было
уделено монастырскому комплексу XIII века Худавенг (Дидаванк), расположенному в Кельбаджарском районе и состоящему из древней церкви, храма Арзу Хатун, храма Хасана Джалала, базилики Пресвятой Девы Марии, двух часовен и колокольни. После ухода армянской армии из этого района 15 ноября 2020 года монастырь был взят под охрану российскими миротворцами. Вся территория вокруг обители находилась под контролем азербайджанских вооруженных сил. Благодаря российским миротворцам священнослужители Армянской Апостольской церкви смогли продолжить жить и совершать богослужения в монастыре. Однако помимо них в одном из храмов стал совершать воскресные богослужения заместитель председателя и клирик Албано-удинской христианской общины [«В освобожденный албанский храм Худавенг вернулся удинский настоятель»], прибывший из Азербайджана «настоятель церкви Святого Елисея в селении Нидж Габалинского района Рафик Данакари» [«Албано-удинские священники вернулись в монастырь Худавенг в Карабахе»]. Сам Р. Мобили в 2021 г. также посещал данный монастырь, где провел некий межхристианский «пасхальный стол», за которым собрались верующие различных христианских деноминаций региона: собственно албано-удинской общины, армян-григорианского, православного и протестантского вероисповедания. При этом Р. Мо-били отмечал, что подобные мероприятия — это «прекрасный пример того, что мы можем найти общий язык, что есть общие нити, которые объединяют наши народы» [Байназаров Эльнар].
Попытка Албано-удинской христианской общины представить в информационном пространстве своей паствой весь удинский народ не отображает реальности состояния религиозной жизни удинского народа в Азербайджане. Вероятно, что большая часть проживающих в Азербайджане удин-христиан, которые имеют потребности в литургическом общении с Церковью, получает его в храмах Русской Православной церкви, действующих в этой республике. Тем не менее по состоянию на 2023 г. в Албано-удинской христианской общине имеется как минимум два клирика, что позволяет говорить не только о попытках возрождения древней Церкви Кавказской Албании, но и о фактической религиозной деятельности еще одной неканонической (непризнанной и не имеющей канонического общения ни с Православной, ни с Древними Восточными церквями) юрисдикции из Азербайджана.
На территории России, особенно юга России, в ряде населенных пунктов в местах компактного проживания удин созданы культурно-просветительские организации (диаспоры). Известно об их деятельности в городах Шахты и Таганроге Ростовской области, Волгограде и Краснодаре, а также в других населенных пунктах Краснодарского края [Баширов, 2017. С. 36], на Ставрополье и т. д. В подавляющем большинстве те из народа удин, проживающих на юге России, кто исповедует
христианство и имеет опыт религиозной жизни, посещают православные храмы, входящие в юрисдикцию местных епархий Русской Православной церкви. Однако некоторая часть удин, особенно близкая в этнокультурном плане к армянам, посещает храмы епархии юга России Армянской Апостольской церкви.
Имеется информация о том, что на территории Грузии также проживает некоторая часть удин — несколько десятков семей. Логично будет предположить, что, вероятнее всего, эти удины посещают храмы Грузинской Православной церкви.
Подводя итог краткому обзору истории Церкви Кавказской Албании и конфессиональной идентичности современного народа удин-христиан — прямого наследника исчезнувшего с политической карты мира христианского государства Кавказской Албании, стоит отметить, что этот народ, несмотря на утрату государственности, принудительную исламизацию, тяжелейшие условия жизни в эпохи иранского и арабского владычества, все же сохранил свою христианскую веру, в основном в виде православного и армяно-григорианского исповедания.
Выделившаяся из общего числа христиан-удин Албано-удинская христианская община Азербайджана своей религиозной и общественной деятельностью лишь подчеркнула наличие глубинного христианского самосознания современных удин, не поддавшихся ассимиляционным процессам.
Пример сохранения христианства народом удин еще раз свидетельствует о созидательной основе в процессах самоидентификации народа. Христианское самосознание не гарантирует защиту от ассимиляционных процессов, однако часто становится одним из решающих факторов этнокультурного выживания этноменьшинств в сложных условиях. Остается надеяться, что современные удины будут продолжать ревностно и бережно хранить свои язык и культуру, а также останутся приверженцами традиционных ценностей в условиях секулярного и стремительно меняющегося мира. Ведь это единственный путь к сохранению не только христианского самосознания и верности Евангелию, но и вопрос сохранения этноса этого древнего кавказского народа.
Литература
Агванкский католикосат // Иерархия литургических церквей [Электронный ресурс]. 2023. Режим доступа: http://hierarchy.religare.ru/h-aincvost-alun.html (дата доступа: 09.05.2023).
Албано-удинские священники вернулись в монастырь Худавенг в Карабахе // ТРТ на русском [Электронный ресурс]. 2023. Режим доступа: https://www.trtrussian.
com/novosti-azerbaydzhan/albano-udinskie-svyashenniki-vernulis-v-monastyr-hudaveng-v-karabahe-3771137 (дата доступа: 09.05.2023).
Алексидзе З. Что может рассказать об истории церкви Кавказской Албании обнаруженный на Синайской горе грузино-албанский палимпсест // The history of Caucasus: The scientific-public Almanac. Baku, 2002. № 2. С. 15-26.
Аликберов А.К. Кавказская Албания и лезгинские народы: актуальные проблемы, новые дискурсы // Albania Caucasica. М.: ИВ РАН, 2015. С. 16-27.
Арутюнова-Фиданян В.А. Абас // Православная энциклопедия. М., 2000. Т. I. С. 30.
Байназаров Эльнар. Высоко в Карабахе: как живет армянский монастырь после перехода региона к Баку. Российские миротворцы охраняют Дадиванк и помогают монахам с пропитанием // Известия [Электронный ресурс]. 2023. Режим доступа: https://iz.ru/1162046/elnar-bainazarov/vysoko-v-karabakhe-kak-zhivet-armianskii-monastyr-posle-perekhoda-regiona-k-baku (дата доступа: 09.05.2023).
Баширов С.Э. К вопросу о миграции и бытии удин на юге России // Социокультурное пространство юга России: межнациональное и межконфессиональное взаимодействие: Материалы Региональной научно-практической конференции, Волгоград, 07 октября 2016 года / Ответственный редактор Е.В. Ануфриева. Волгоград: Общество с ограниченной ответственностью «Волгоградское научное издательство», 2017. С. 34-37.
Богословский диалог между Православной церковью и Восточными православными церквами. Сост. и ред. Кристин Шайо. М.: Библейско-Богословский институт св. апостола Андрея, 2021.
В освобожденный албанский храм Худавенг вернулся удинский настоятель // Вестник Кавказа [Электронный ресурс]. 2023. Режим доступа: https://vestikavkaza. ru/material/330295?utm_ source=facebook.com&utm_ medium=social&utm_ campaign=v-osvobozhdennyy-albanskiy-hram-hudaveng&fbclid=IwAR0hPURo70_ a7NcVGuWyE2-WHxA-OTi5vyMjUfCwsxxRNtgGug8jmcLCOsk (дата доступа: 09.05.2023).
Видео // Албано-удинская христианская община Азербайджана [Электронный ресурс]. 2023. Режим доступа: https://udi.az/category/video (дата доступа: 09.05.2023).
Воляк Петр. Тайна синайского кодекса // Arzamas [Электронный ресурс]. 2023. Режим доступа: https://arzamas.academy/materials/858 (дата доступа: 09.05.2023).
Всероссийская перепись населения 2020 года // Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. 2023. Режим доступа: https:// rosstat.gov.ru/vpn_popul (дата доступа: 20.04.2023).
Гаюк Ирина. Армянская церковь как уникальный феномен христианского мира. — Львов: Издательство Львовского музея истории религии «Логос», 2005.
Гедеон [Докукин], митрополит Ставропольский и Бакинский. История христианства на Северном Кавказе до и после присоединения его к России. — Москва — Пятигорск, 1992.
Гусейнов Ризван. Глава албано-удинской христианской общины: «Удин — Аркадий Владимирович из Кировабада — вымысел армянского агитпропа» // Тюркский мир сегодня [Электронный ресурс]. 2023. Режим доступа: https://www.turantoday. com/2012/05/blog-post_25.html (дата доступа: 09.05.2023).
Дабаков Владислав. Крещение удин в удинской церкви Святого Елисея в поселке Нидж // Baku Pages [Электронный ресурс]. 2023. Режим доступа: https://www.baku. ru/blg-list.php?id=103190 (дата доступа: 09.05.2023).
Дашков С.Б. Цари царей — Сасаниды. История Ирана III—VII вв. в легендах, исторических хрониках и современных исследованиях. М.: СМИ-АЗИЯ, 2008.
Лысцов В.П. Персидский поход Петра I: 1722-1723. М.: Издательство Московского университета, 1951.
Майсак Т.А., Ландер Ю.А., Ганенков Д.С. Удинский язык в переходный период // Вопросы филологии. 2006. № 3. С. 106-108.
Мамедова Ф. Вачаган III Благочестивый // Православная энциклопедия. М., 2004. Т. VII. С. 339-340.
Минорский В.Ф. История Ширвана и Дербенда X-XI веков. М.: Издательство восточной литературы, 1963.
Мобили Р. Удины в палитре многообразия и мультикультурализма Азербайджана // Язык и текст. 2019. Т. 6. № 4. С. 7-11.
Мобили Р.Б. Удины в межконфессиональной модели Азербайджана: история и современность // Христианство как интегрирующий фактор мировой культуры: Сборник докладов XXIV Международных Кирилло-Мефодиевских чтений, Минск, 29-30 мая 2018 года. Минск: Христианский образовательный центр имени святых Мефодия и Кирилла, 2019. С. 346-351.
Мурадян П.М. История — память поколений: Проблемы истории Нагорного Карабаха. Ереван, 1990. С. 53-60.
Община // Албано-удинская христианская община Азербайджана [Электронный ресурс]. 2023. Режим доступа: https://udi.az/about (дата доступа: 09.05.2023).
Овсепян Г. Очерки об утийских и мусульманизированных армянах. Тпхис, 1904. С. 11-12.
Поместные Православные церкви: Сборник. М.: Издательство Сретенского монастыря, 2004.
Роберсон Рональд. Восточные христианские церкви. Церковно-исторический справочник. СПб.: Высшая религиозно-философская школа, 1999.
Роберт Мобили // Албано-удинская христианская община Азербайджана [Электронный ресурс]. 2023. Режим доступа: https://udi.az/about/robert_mobili (дата доступа: 09.05.2023).
Роберт Мобили: Храм Худавенг является наследием албанской христианской культуры // Media.az Новости Азербайджана [Электронный ресурс]. 2023. Режим доступа: https://media.az/read/1067859387/ (дата доступа: 09.05.2023).
Тревер К.В. Очерки по истории и культуре кавказской Албании. IV в. до н. э. — VII в. н. э. Отв. ред. акад. И.А. Орбели. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1959.
Халифаева А.К. Право Кавказской Албании: Агуэнские каноны царя Вачагана // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2010. № 3 (157). С. 100-103.
Харатян Г. Удины в восточнохристианском мире: динамика локализации, идентификации, самоидентификации удин-христиан // Актуальные вопросы изучения христианского наследия Востока: сборник статей по материалам международной конференции, Сергиев Посад, 15 ноября 2017 года / Кабинет ориенталистики Московской духовной академии. Сергиев Посад: Московская духовная академия Русской Православной Церкви, 2019. С. 149-200.
Харатян Г.С. Идентификационные и самоидентификационные термины удин-христиан по материалам армянских и удинских письменных источников // Восток. Афро-азиатские общества: история и современность. 2021. № 5. С. 116-128.
Храмы, о которых беспокоятся армяне, им не принадлежат // ТРТ на русском [Электронный ресурс]. 2023. Режим доступа: https://www.trtrussian.com/life/hramy-o-kotoryh-bespokoyatsya-armyane-im-ne-prinadlezhat-predstavitel-rpc-3733181 (дата доступа: 09.05.2023).
Шайо Кристин. Жизнь и духовность Восточных Православных церквей сирийской, армянской, коптской и эфиопской традиций / Пер. с французского. К.: Дух i Лггера, 2013.
Э.Н.Г., Казарян А.Ю. Албания Кавказская // Православная энциклопедия. М., 2000. Т. I. С. 455-464.
Schiefner A. Versuch über die Sprache der Uden. St. Petersburg, 1863.
References
Aghvank Catholicosate. Hierarchy of Liturgical Churches. 2023. URL: http://hierarchy. religare.ru/h-aincvost-alun.html (access date: 05/09/2023). (In Russian)
Albanian-Udi priests returned to the Khudaveng monastery in Karabakh. 2023. URL: https://www.trtrussian.com/novosti-azerbaydzhan/albano-udinskie-svyashenniki-vernulis-v-monastyr-hudaveng-v-karabahe-3771137 (access date: 05/09/2023). (In Russian)
Aleksidze Z. What can the Georgian-Albanian palimpsest discovered on Mount Sinai tell about the history of the church of Caucasian Albania. The history of Caucasus: The scientific-public Almanac. Baku, 2002, no. 2, pp. 15-26. (In Russian)
Alikberov A.K. Caucasian Albania and the Lezgin peoples: current problems, new discourses. Albania Caucasica. Moscow, IV RAN, 2015, pp. 16-27. (In Russian)
All-Russian Population Census 2020. Federal State Statistics Service. 2023. Access mode: https://rosstat.gov.ru/vpn_popul (access date: 04/20/2023). (In Russian)
Arutyunova-Fidanyan V.A. Abas. Orthodox Encyclopedia, Moscow, 2000, vol. 1, p. 30. (In Russian)
Bashirov S.E. On the issue of migration and existence of Udins in the south of Russia. Sociocultural space of the South of Russia: interethnic and interfaith interaction: Proceedings of the Regional Scientific and Practical Conference, Volgograd, October 07, 2016. Managing editor E.V. Anufriev. Volgograd: Limited Liability Company "Volgograd Scientific Publishing House", 2017, pp. 34-37. (In Russian)
Baynazarov Elnar. High in Karabakh: how an Armenian monastery lives after the transition of the region to Baku. Russian peacekeepers guard Dadivank and help the monks with food. Izvestia. 2023. URL: https://iz.ru/1162046/elnar-bainazarov/vysoko-v-karabakhe-kak-zhivet-armianskii-monastyr-after-perekhoda-regiona-k-baku (access date: 05/09/2023). (In Russian)
Community. Albanian-Udi Christian Community of Azerbaijan. 2023. URL: https://udi. az/about (access date: 05/09/2023). (In Russian)
Dabakov Vladislav. Baptism of the Udi in the Udi Church of St. Elisha in the village of Nij. Baku Pages. 2023. URL: https://www.baku.ru/blg-list.php?id=103190 (access date: 05/09/2023). (In Russian)
Dashkov S.B. The kings of kings are the Sassanids. History of Iran III-VII centuries. in legends, historical chronicles and modern studies. Moscow, SMI-ASIA, 2008. (In Russian)
E.N.G., Kazaryan A.Yu. Albania Caucasian. Orthodox Encyclopedia, Moscow, 2000, vol. 1, pp. 455-464. (In Russian)
Gayuk Irina. The Armenian Church as a Unique Phenomenon of the Christian World. Lviv, Publishing House of the Lviv Museum of the History of Religion "Logos", 2005. (In Russian)
Gideon [Dokukin], Metropolitan of Stavropol and Baku. The history of Christianity in the North Caucasus before and after its annexation to Russia. Moscow-Pyatigorsk, 1992. (In Russian)
Hovsepyan G. Essays on the Uti and Muslimized Armenians. Tphis, 1904, pp. 11-12. (In Russian)
Huseynov Rizvan. The head of the Albanian-Udi Christian community: "Udin — Arkady Vladimirovich from Kirovobod — the fiction of the Armenian agitprop". Turkic world today. 2023. URL: https://www.turantoday.com/2012/05/blog-post_25.html (access date: 05/09/2023). (In Russian)
Khalifaeva A.K. Law of Caucasian Albania: Canons of Aguena of Tsar Vachagan. Izvestia of Higher Educational Institutions. North Caucasian region. Social Sciences, 2010, no. 3 (157), pp. 100-103. (In Russian)
Kharatyan G. Udins in the Eastern Christian world: the dynamics of localization, identification, self-identification of Udin Christians. Topical issues in the study of the Christian heritage of the East: a collection of articles based on the materials of the international conference, Sergiev Posad, November 15, 2017. Office of Oriental Studies of the Moscow Theological Academy. Sergiev Posad: Moscow Theological Academy of the Russian Orthodox Church, 2019, pp. 149-200. (In Russian)
Kharatyan G.S. Identification and self-identification terms of Udin-Christians based on the materials of Armenian and Udi written sources. Vostok. Afro-Asian societies: history and modernity, 2021, no. 5, pp. 116-128. (In Russian)
Local Orthodox Churches: Collection. Moscow, Sretensky Monastery Publishing House, 2004. (In Russian)
Lystsov V.P. Persian campaign of Peter I: 1722-1723. Moscow, Moscow University Press, 1951. (In Russian)
Mamedova F. Vachagan III the Pious. Orthodox Encyclopedia, Moscow, 2004, vol. 7, pp. 339-340. (In Russian)
Maysak T.A., Lander Yu.A., Ganenkov D.S. The Udi language in the transitional period. Questions of Philology, 2006, no. 3, pp. 106-108. (In Russian)
Minorsky V.F. History of Shirvan and Derbend in the X-XI centuries. Moscow, Publishing house of Eastern literature, 1963. (In Russian)
Mobili R. Udina in the palette of diversity and multiculturalism of Azerbaijan. Language and text, 2019, vol. 6, no. 4, pp. 7-11. (In Russian)
Mobili R.B. Udins in the Interfaith Model of Azerbaijan: History and Modernity. Christianity as an Integrating Factor of World Culture: Collection of Reports of the XXIV International Cyril and Methodius Readings, Minsk, May 29-30, 2018. Minsk, Saints Methodius and Cyril Christian Educational Center, 2019, pp. 346-351. (In Russian)
Muradyan P.M. History is the memory of generations: Problems of the history of Nagorno-Karabakh. Yerevan, 1990, pp. 53-60. (In Russian)
Roberson Ronald. Eastern Christian churches. Church-historical reference book. St. Petersburg, Higher Religious and Philosophical School, 1999. (In Russian)
Robert Mobili. Albanian-Udi Christian Community of Azerbaijan. 2023. URL: https:// udi.az/about/robert_mobili (access date: 05/09/2023). (In Russian)
Robert Mobili: Khudaveng Temple is a heritage of Albanian Christian culture. 2023. URL: https://media.az/read/1067859387/ (access date: 05/09/2023). (In Russian)
Schiefner A. Versuch über die Sprache der Uden. St. Petersburg, 1863.
Shio Christine. Life and spirituality of the Eastern Orthodox Churches of the Syrian, Armenian, Coptic and Ethiopian traditions. From French. Kyiv, Duh i Litera, 2013. (In Russian)
Temples that Armenians worry about do not belong to them. 2023. URL: https://www. trtrussian.com/life/hramy-o-kotoryh-bespokoyatsya-armyane-im-ne-prinadlezhat-predstavitel-rpc-3733181 (access date: 05/09/2023). (In Russian)
The abbot of Ud returned to the liberated Albanian temple Khudaveng. Vestnik Kavkaza. 2023. URL: https://vestikavkaza.ru/material/330295?utm_source=facebook. com&utm_medium=social&utm_campaign=v-osvobozhdennyy-albanskiy-hram-hudaveng&fbclid=IwAR0hPURo70_a7NcVGuWyE2-WHxA-0Ti5vyMjUfCwsxxRN tgGug8jmcLC0sk (access date: 05/09/2023). (In Russian)
Theological Dialogue between the Orthodox Church and the Eastern Orthodox Churches. Comp. and ed. Christine Chaio. Moscow, Biblical-Theological Institute of St. Apostle Andrew, 2021. (In Russian)
Trever K.V. Essays on the history and culture of Caucasian Albania. 4th century BC — 7th century AD. Rep. ed. acad. I.A. Orbeli. Moscow-Leningrad, Publishing House of the Academy of Sciences of the USSR, 1959. (In Russian)
Video. Albanian-Udi Christian Community of Azerbaijan. 2023. URL: https://udi.az/ category/video (access date: 05/09/2023). (In Russian)
Volak Peter. The Secret of the Codex Sinaiticus. Arzamas. 2023. URL: https://arzamas. academy/materials/858 (access date: 05/09/2023). (In Russian)