Е. А. Крючкова"
К вопросу о компетенции Президента РФ в гуманитарной сфере: конституционно-правовые проблемы
В статье речь идет о компетенции Президента РФ в гуманитарной сфере. Автор рассматривает конституционно-правовое содержание функций, полномочий и ответственности главы Российского государства как гаранта прав и свобод человека и гражданина, а также вносит предложения по совершенствованию законодательства в рассматриваемой сфере.
Article is devoted to research of competence of the President of the Russian Federation in the humanitarian sphere. The author considers the constitutional and legal content of functions, powers and responsibility of the Russian leader as the guarantor of the rights and freedoms of the person and the citizen, and also makes offers on legislation improvement in the considered sphere.
Ключевые слова: Президент РФ, глава государства, гарант, гуманитарная сфера, права и свободы человека и гражданина, компетенция, полномочия, ответственность.
Key words: President of the Russian Federation, head of state, guarantor, humanitarian sphere, rights and freedoms of the person and citizen, competence, powers, responsibility.
Часть 2 ст. 80 Конституции РФ устанавливает особое место Президента РФ в системе государственного обеспечения прав личности, определяя его статус как гаранта прав и свобод человека и гражданина, для чего наделяет главу государства сверхширокими полномочиями1 по координации работы всего государственного механизма в гуманитарной сфере2.
* Кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и муниципального права Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского.
1 См., например: Гончаров В.В. Место и роль института Президента Российской Федерации в системе исполнительной власти в стране // Юридический мир. 2010. № 3.
2 Гуманизм (от лат. humanitas - человечность, лат. humanus - человечный, лат. homo - человек) - мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности; возникло как философское течение в эпоху Возрождения. Википедия [Электронный ресурс] URL://http://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения: 15.05.2011).
115
Действующая Конституция РФ 1993 г. (по сравнению с предшествующей) изменила статус Президента РФ. В своем развитии институт претерпел существенные изменения: менялись роль и место Президента РФ в механизме государственной власти, характер взаимоотношений с парламентом и правительством, объем и круг полномочий, пока не сложился и не был закреплен в Конституции 1993 г.
Правовой статус Президента РФ как гаранта прав и свобод человека и гражданина включает в себя следующие элементы: конституционные функции (предметы ведения) и полномочия главы Российского государства в гуманитарной сфере; гарантии и ограничения его деятельности; основания и санкции его конституционной ответственности. В этой связи возникает необходимость исследования следующих конституционно-правовых вопросов: место Президента РФ в системе государственного обеспечения прав и свобод человека и гражданина; пределы и содержание его полномочий и их соотношение с полномочиями других органов государственной власти; взаимодействие по обеспечению прав человека главы государства с органами государственной власти; пределы директивности его актов, решений, а также контроля. При этом следует учитывать содержание полномочий Президента РФ по отношению ко всем органам власти во всех сферах государственной и общественной жизни и как взаимосвязи составляющих его статуса - главы государства, обеспечивающего согласованное функционирование и взаимодействие органов власти в гуманитарной сфере; органа государственной власти, имеющего собственную компетенцию в области правового статуса личности; Президента РФ, взаимодействующего с органами государственной власти для выполнения совместной задачи, поставленной перед всем государственным механизмом по обеспечению прав, свобод и интересов личности.
Конституционные функции Президента РФ в гуманитарной сфере следует рассматривать:
• в широком смысле, определяя его конституционные функции, установленные ст. 80 Конституции РФ, через стремление к конституционному принципу соблюдения, охране и защите прав и свобод человека и гражданина. Здесь Президент РФ выступает гарантом Конституции РФ, поскольку права и свободы человека и гражданина зафиксированы в Основном Законе государства и составляют его неотъемлемую и важную часть, обладающую повышенной защищенностью; гарантом прав и свобод человека и гражданина как высшей ценности государства; гарантом суве-
116
ренитета, целостности и независимости государства как необходимых условий, обеспечивающих безопасное и свободное развитие личности; гарантом согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти, содержание и смысл деятельности которых должны сводиться к соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина;
• в узком смысле, связывая его полномочия в отношении конкретизации индивидуального статуса личности, определяемые ст. 89 Конституции РФ (решение вопросов гражданства, политического убежища, награждения и помилования).
Реализацию своих полномочий в гуманитарной сфере Президент РФ осуществляет как непосредственно, так и через взаимодействие с органами государственной власти: путем определения основных направлений государственной политики (национальные проекты, модернизация экономики; борьба с коррупцией); правотворчество, в том числе законотворчество; участие в формировании и функционировании органов государственной власти, в том числе непосредственное руководство в особо значимых сферах государственной жизни (т.н. «президентский блок»), а также совместное с ними решение общегосударственных задач, в том числе путем поручений, консультаций, отчетов, докладов, а в случае возникновения конфликтов и споров - согласительных процедур.
Такие полномочия глава государства осуществляет с помощью специальных инструментов: программных обращений к народу (статья «Россия, вперед!»), ежегодных посланий Федеральному собранию и бюджетных посланий Правительству РФ; встречах с представителями органов власти и гражданского общества, политических партий, пресс-, видео- и интернет-конференций; утверждения концептуальных документов в наиболее важных сферах государственной жизни (Стратегия национальной безопасности); инициирование программ развития в отдельных отраслях и сферах государственного строительства (административная реформа, реформа правоохранительной системы, поддержка малого и среднего бизнеса).
Следует заметить, что согласно принципу разделения властей и самостоятельности ее органов Президент РФ не вправе подменять функции органов государственной власти, а также диктовать им принятие решений и осуществление действий, но как глава государства обязан обеспечивать их согласованное функционирование и взаимодействие с целью достижения главной цели их деятельности - обеспечения и гарантирования реали-
зации прав и свобод человека и гражданина3. Для этого Основной Закон наделяет главу государства следующими полномочиями:
1) учредительными и кадровыми полномочиями по созданию (формированию, назначению выборов), реорганизации и досрочном прекращении полномочий органов государственной власти, а также полномочиями по определению их персонального состава. Президент реализует эти полномочия либо самостоятельно, либо с чьей-то санкции, либо сам санкционирует подобные действия;
2) полномочиями по координации и взаимодействию главы государства с органами государственной власти. Гарантируя права и свободы человека и гражданина, Президент РФ опирается на весь государственный аппарат, обеспечивая эффективность законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти;
3) полномочиями по осуществлению взаимного контроля Президента РФ и органов государственной власти с учетом критериев конституционности принятых ими решений, изданных актов, совершенных действий на благо человека. При этом взаимные полномочия Президента РФ и органов власти в гуманитарной сфере носят сдерживающий характер по отношению друг к другу, однако более широкими полномочиями обладает глава государства.
Предоставленные конституционные полномочия дают президенту широчайшие возможности для вмешательства в деятельность органов власти, однако в сфере взаимоотношений законодательной, исполнительной и судебной власти президент вправе принимать решения только в соответствии с конкретными конституционными нормами, т. е. у него не должно быть «скрытых полномочий».
Президентские решения и действия согласно нормам Конституции РФ и законодательства реализуются путем издании им указов как нормативного, в том числе стратегического, так и ненормативного характера,
3 См., напр.: Об обеспечении деятельности Конституционного Суда Российской Федерации и о предоставлении государственных социальных гарантий судьям Конституционного Суда Российской Федерации и членам их семей: Указ Президента РФ от 07.02.2000 № 306 (ред. от 25.03.2010) // СЗ РФ. 2000, № 7, ст. 795; Вопросы Конституционного Суда Российской Федерации: Указ Президента РФ от 23.12.2007 № 17412007, № 53. Ст. 6548; О месте постоянного пребывания Конституционного Суда Российской Федерации: Указ Президента РФ от 23.12.2007 № 1740 // СЗ РФ. 2007. № 53. Ст. 6547; О мерах по обеспечению материальных гарантий независимости судей Конституционного Суда Российской Федерации: Указ Президента РФ от 14.09.1995 N 941 (ред. от 23.12.2007) // СЗ РФ. 1995. № 38. Ст. 3668.
118
распоряжений, в основном носящих кадровый ненормативный характер. Кроме того, решения главы государства выражаются в форме президентского контроля в виде поручений и указаний, статус которых до недавнего времени не был определен, несмотря на то что данный правовой инструмент широко использовался в политико-правовой практике государственного строительства4. Проверка исполнения поручений и указаний ложится на Контрольное управление Администрации Президента РФ5.
Правовая природа нормативных актов Президента РФ и практика их издания, безусловно, предмет самостоятельного и глубокого анализа, который был предпринят целым рядом авторов и результаты которого
4 Перечень поручений по итогам заседания Комиссии по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политики 31 авг. 2011 г. URL: http://Kremlin.ru/assignments/12733 (дата обращения: 25.09.2011).
Несмотря на отсутствие конституционно-правового закрепления формы реализации президентского решения, Президент РФ подписал Указ от 28 марта 2011 г. № 352 «О мерах по совершенствованию организации исполнения поручений и указаний Президента Российской Федерации». (Указ вступил в силу с 1 июля 2011 г.). Документ устанавливает статус поручений и указаний Президента РФ, определяет порядок их исполнения и направлен на повышение исполнительской дисциплины по их реализации. В Указе решения Президента РФ чётко разграничены на две основные категории: на собственно поручения и на указания главы государства. Поручения содержатся в указах и распоряжениях, а также в директивах Президента РФ или оформляются в установленном порядке на бланках со словом «Поручение». Также поручения могут оформляться в виде перечней поручений. Указания Президента РФ оформляются в виде резолюций. При необходимости на основании указания по решению Руководителя Администрации Президента РФ готовится проект поручения. В случае его подписания соответствующее указание снимается с контроля. Как поручения, так и указания Президента подлежат безусловному исполнению, закрепляется персональная ответственность исполнителей за их несвоевременное или ненадлежащее выполнение (См.: Официальный сайт Президента РФ. URL:
http://text.document.kremlin.ru/SESSЮN/PILOT/main.htm (дата обращения: 05.09.2011).
5 Несмотря на принимаемые меры, современное состояние исполнительской дисциплины оставляет желать лучшего: «поручений много, качество их исполнения далеко не всегда идеальное». Так, в 2010 г. количество контролируемых поручений увеличилось по сравнению с 2009 г. на 32 % и составило 3762. Значительно, на 63 %, увеличилось количество выполненных за год поручений. Если в 2009 г. выполнено 1102 поручения главы государства, то в 2010 г. практически на 700 поручений больше - 1801. О ходе исполнения поручений исполнителями было представлено Президенту РФ 5724 доклада, что на 65 % больше, чем в 2009 г. Тогда было представлено 3474 доклада. Существенно улучшилась исполнительная дисциплина. Так, если в 2009 г. более 16 % докладов представлено с нарушением установленного срока, то в 2010 г., несмотря на значительный рост их общего количества, с нарушением срока представлено менее 6 %. В 2010 г. поставлено на контроль 1992 данных Президентом РФ поручения, что на 14 % больше, чем в 2009 г. Существенно сократился разрыв между количеством вновь изданных и количеством выполненных поручений. В 2009 г. было выполнено 63 % по отношению к количеству вновь изданных поручений, в 2010 г. этот показатель уже достиг 90 % // Официальный сайт Президента РФ. URL: http://kremlin.ru/news/10750. (дата обращения: 05.09.2011).
119
широко представлены в отечественной правовой литературе6. Ключевой момент анализа заключается в том, что Президент РФ наделен правом издания обязательных для исполнения указов по любому вопросу исключительной компетенции Российской Федерации и совместной компетенции с ее субъектами, т. е., конституционная норма о президенте -гаранте Конституции РФ «создает» самые различные полномочия президента, как бы «скрытые» в тексте Конституции РФ дополнительные президентские полномочия7. Так, действующая Конституция РФ, провозгласив высшей ценностью права и свободы человека и гражданина, гарантировала их защиту в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права (ст. 17). Она установила право каждого обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод в случае исчерпания всех внутригосударственных средств правовой защиты (ч. 3 ст. 46). Однако это привело к правовой коллизии, в связи с чем Президентом РФ был издан Указ от 20 мая 2011 г. № 657 «О мониторинге правоприменения в Российской Федерации»8.
6 См.: Авакьян С.А. Президент Российской Федерации: эволюция конституционноправового статуса // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 11. Право. 1998. № 1; Колесников Е.В. Указ Президента как источник конституционного права России // Конституционное развитие России: межвуз. науч. сб. Саратов, 1996. Вып. 2; Лучин В.О. «Указное право» в России, М., 1996; Окуньков Л.А. Президент Российской Федерации. Конституция и политическая практика. М., 1996; Окуньков Л.А. Правовые акты Президента: их статус, направленность, содержание // Журн. рос. права. 1997. № 2.
7 По делу о проверке конституционности п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 3 окт. 1994 г. № 1969 «О мерах по укреплению единой системы исполнительной власти в Российской Федерации» и п. 2.3 Положения о главе администрации края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа Российской Федерации, утвержденного названным Указом: Постановление Конституционного Суда РФ от
30.04.1996 № 11-П // СЗ РФ. 1996, № 19. Ст. 2320. В результате в течение последнего десятилетия XX в. президент издавал указы по широкому спектру экономических вопросов, подменяя ими законодательное регулирование. За два срока президентства Б.Н. Ельцин подписал 5289 указов, многие из которых ликвидировали пробелы в праве. Это объяснялось необходимостью придать экономическим реформам статус законности, несмотря на противодействие со стороны оппозиционного парламента. Однако краткие указы оставляли бюрократам огромное поле деятельности по собственному усмотрению. Как результат -«реформы по указу» оказались одинаково неэффективными и непопулярными. В свою очередь, и Федеральное собрание второго созыва, стремясь «конкурировать» с президентом, делало объектом своего законотворчества общественные отношения, для регулирования которых в ситуации сбалансированности полномочий ветвей власти вполне достаточно постановления правительства или другого подзаконного акта.
8 Рос. газета. 2011. 25 мая. Его цели - ликвидация противоречий между нормативноправовыми актами; устранение коррупциогенных факторов; совершенствование правовой системы. Регламентирован порядок его проведения. К ведению Минюста России отнесен мониторинг правоприменения для выполнения решений Конституционного Суда РФ и по-
120
Конституционная теория и практика свидетельствуют, что Президент РФ вправе принимать любые решения и совершать действия в отношении федеральных органов исполнительной власти в форме указов и распоряжений (поручений, указаний), не противоречащих Конституции РФ и федеральным законам, в рамках компетенции Российской Федерации. В отношении федеральной законодательной власти и судебной власти он вправе принимать только те решения, которые прямо и конкретно предусмотрены Конституцией РФ и федеральными законами. Ограничениями его властных полномочий в этой сфере выступают независимость судебной власти и самостоятельность парламента. Благодаря этим механизмам президент имеет возможность реального воздействия на всю систему государственной власти для реализации основной функции государства - обеспе-обеспечения прав и свобод человека и гражданина.
Действующая Конституция РФ в отличие от предыдущей не предполагает принятие специального закона о Президенте РФ, однако наличие у него широких, в том числе скрытых полномочий и отсутствие их четкой законодательной регламентации может привести и приводит к возникновению политико-правовых ситуаций с возможным наступлением неблагоприятных (либо имеющих неопределенность исхода) последствий. Так, в декабре 2008 г. по инициативе Президента РФ были внесены конституционные поправки в ч. 1 ст. 103 Конституции РФ. Согласно этим изменениям, устанавливающим новую форму парламентского контроля9, не была определена форма конституционной ответственности исполнительной власти в случае непринятия ежегодного отчета Правительства РФ о результатах его деятельности перед Государственной думой. Можно лишь
становлений Европейского суда по правам человека. Речь идет о случаях, когда требуется принять, изменить или отменить нормативно-правовые акты. На Министерство юстиции также возложены координация мониторинга, осуществляемого федеральными органами власти, и его методическое обеспечение. Минюст России будет ежегодно разрабатывать проект плана мониторинга. За основу берутся послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ; решения КС РФ, ЕСПЧ, ВС РФ, ВАС РФ; предложения органов госвласти и госкорпораций. Также учитываются национальный план противодействия коррупции, программа социально-экономического развития страны; предложения институтов гражданского общества и СМИ. Верховному Суду РФ и Высшему Арбитражному Суду РФ рекомендовано учитывать результаты мониторинга при даче разъяснений по вопросам судебной практики.
9 О контрольных полномочиях Г осударственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации: Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 30.12.2008 № 7-ФКЗ // СЗ РФ. 2009, № 1, ст. 2.
предположить, что развитие событий пойдет по сценарию ч. 3 ст. 117 Конституции РФ, когда в итоге последнее слово останется за Президентом РФ.
Позволим согласиться с авторитетным мнением профессора С.А. Авакьяна в том, что «отсутствие четкости регулирования положения Президента РФ в системе разделения властей привело к обычаю конституционно-правовой практики, суть которого в том, что Президента надо считать отдельной формой (разновидностью) государственной власти в системе разделения властей. ... Между тем президентская власть в Российской Федерации как форма власти имеет не столько нормативные конституционно-правовые основания, сколько является обычаем конституционно-правовой практики»10. Тем не менее, многие ученые считают, что институт президентства в достаточной мере урегулирован Конституцией РФ (из 137 статей в 30 в той или иной мере речь идет о главе государства).
Для того чтобы глава государства не злоупотреблял такими широкими полномочиями, введены специальные механизмы контроля со стороны высших органов судебных власти (Верховного Суда РФ, Конституционного Суда РФ) и Федерального собрания по проверке актов Президента РФ и его отрешения от должности.
Анализ историко-правового развития института конституционно правовой ответственности главы государства позволяет нам сделать вывод, что законодательство до 1993 г. устанавливало основания конституционноправовой ответственности главы Российского государства, которые следовали из невыполнения им конституционных функций и полномочий, что, на наш взгляд, следует установить в действующих Основном Законе России и законодательстве. Основанием отрешения от должности должно стать не исключительно преступление (уголовно-правовой деликт), а конституционно-правовой деликт. В частности, основанием отрешения Президента РФ от должности должно стать грубое нарушение ряда конституционных обязанностей или присвоение властных полномочий, если указанными действиями создана угроза безопасности и территориальной целостности государства, нарушены права и свободы человека и гражданина. Необходимо конкретизировать и само понятие государственной измены.
10 Авакьян С.А. Пробелы и дефекты в конституционном праве и пути их устранения // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 8. С. 5.
122
В связи с изложенным выше, необходимо преодолеть пробельность, противоречивость и несогласованность норм, определяющих основания, условия, порядок функционирования Президента РФ как гаранта прав и свобод человека и гражданина, а также требуется четкая правовая регламентация его компетенции и ответственности.
Все это предполагает четкое нормативное закрепление положения о Президенте РФ: а) на стадии кандидата; после выборов, но до вступления в должность11; при взаимодействии с органами власти и институтами гражданского общества; б) пределов его полномочий как по формированию, так и при функционировании органов власти (например, основания отклонения федеральных законов, отправки Правительства РФ в отставку, выражение недоверия высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации); в) предметов и пределов указного права; г) пределов президентского контроля; д) вопросов его конституционно-правовой ответственности, в том числе за нарушение Конституции РФ и законодательства, неисполнения (ненадлежащего) исполнение своих обязанностей; с) оснований и механизмов при отрешении от должности, досрочном прекращение полномочий, в том числе в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья (вопросы медицинского освидетельствования); ж) гарантии после прекращения полномочий; з) вопросов правового регулирования порядка формирования и статуса его Администрации, а также совещательноконсультативных органов при Президенте РФ.
Для эффективной реализации главой государства своей компетенции и придания широким президентским полномочиям легитимного характера в рамках правового поля, а также соблюдения принципа субсидиарности, предполагающего, что в ведении публичных властей каждого более высокого уровня должны находиться лишь те вопросы управления, которые не могут быть эффективно решены на более низких уровнях, необходимо:
- принять Закон РФ о поправке к Конституции РФ «Об урегулировании полномочий и порядка деятельности Президента РФ федеральным конституционным законом». Часть 1 ст. 80 Конституции РФ следует изложить в следующей редакции: «Президент Российской Федерации является главой государства, полномочия и порядок деятельности которого устанавливаются федеральным конституционным законом»;
11 См.: Указ Президента РФ от 3 марта 2008 г. «О статусе вновь избранного и не вступившего в должность Президента Российской Федерации». иБЬ: http://documentkremlin.ru/doc.asp?ГО=045105 (дата обращения: 05.05.2011).
123
- поддержать предложение о принятии Федерального конституционного закона «О Президенте Российской Федерации», определяющего правовой статус главы государства: процедуру вступления в должность, компетенцию, механизм реализации полномочий (указное право, участие в законотворческом процессе, конституционный контроль, послания Федеральному собранию и Правительству РФ), аппарат (администрация, в т. ч. институт полномочных представителей Президента РФ, совещательноконсультативные органы), гарантии и ограничения деятельности, прекращение полномочий, конституционно-правую ответственность;
- в связи с необходимостью более детальной правовой регламентации взаимоотношений Президента РФ и Правительства РФ в Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации»12 ввести норму с перечнем оснований отставки высшего органа исполнительной власти;
- часть 2 ст. 92 Конституции РФ следует изложить в следующей редакции: «Президент Российской Федерации прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия, отрешения от должности, отзыва. При этом выборы Президента Российской Федерации должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий»;
- часть 1 ст. 93 Конституции РФ следует изложить в следующей редакции: «1. Президент Российской Федерации может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в нарушении им Конституции РФ и законов, данной им присяги, невыполнения им конституционных обязанностей, подтвержденного заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков таких действий (решений) и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения»;
- согласно действующему законодательству в процедуре отрешения Президента РФ от должности принимают участие высшие законодательные и представительные органы государственной власти Российской Федерации. Мы солидарны с мнениями ученых и считаем, что помимо палат
12 О Правительстве Российской Федерации: федер. конституционный закон от
17.12.1997 № 2-ФКЗ (ред. от 28.12.2010) // СЗ РФ. 1997. № 51. Ст. 5712; 2011. № 1. Ст. 1.
124
Федерального собрания, Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ, в число субъектов наложения конституционно-правовой ответственности на главу Российского государства следует включить избирателей. Народ, как единственный источник власти и представитель гражданского общества, должен иметь возможность участвовать в управлении делами государства, в том числе через контроль за деятельностью созданных им органов публичной власти13. Не случайно при вступлении в должность, президент приносит присягу, текст которой содержит и в юридическом, и моральном плане обязательства в своей деятельности руководствоваться благом народа. Поэтому необходимость установления со стороны народа санкций в случае нарушения главой государства своих конституционных обязательств очевидна.
В этой связи возникает необходимость в принятии Федерального закона «О порядке отзыва Президента Российской Федерации». При этом необходимо сослаться на решение Конституционного Суда РФ, которое хотя и касается отзыва депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Федерации, вполне применимо к рассматриваемому вопросу14. Процедура проведения отзыва главы государства должна быть аналогичной процедуре проведения выборов Президента РФ. В отношении Президента РФ основанием начала такой процедуры импичмента должны служить: утрата доверия народа (избирателей) за нарушение Конституции РФ, законодательства Российской Федерации и текста присяги, неисполнение или ненадлежащее исполнение своих конституционных функций и полномочий.
Следует также расширить полномочия Федерального собрания, сделав предметом парламентского расследования действия и решения Президента РФ15. Соответственно исключить из п. 2 ст. 4 закона о
13 См.: Комкова Г.Н. Общественный контроль как универсальная форма взаимодействия законодательной власти и гражданского общества в субъектах Российской Федерации. Политико-правовые технологии взаимодействия власти, общества и бизнеса в регионах: материалы междунар. науч.-практ. конф. Саратов: Саратовск. источник, 2010. С. 118.
14 См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 24 декабря 1996 № 21-П «По делу о проверке конституционности Закона Московской области от 28 апреля 1995 года “О порядке отзыва депутата Московской областной Думы” в связи с запросом Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. № 2. Ст. 348.
15 О парламентском расследовании Федерального Собрания Российской Федерации: федер. закон от 27.12.2005 № 196-ФЗ (ред. от 28.12.2010) // СЗ РФ. 2006. № 1. Ст. 7; 2011. № 1. Ст. 16.
парламентском расследовании деятельность Президента РФ, как не подлежащей такому расследованию.
Без сомнения, права человека могут быть в полной мере обеспечены и защищены в демократическом, социальном, правовом государстве16. В этой связи необходима активная и целенаправленная деятельность государственного аппарата по защите прав личности, и в первую очередь, деятельность президента, который должен и может оперативно реагировать на любые нарушения прав и свобод, используя все предоставленные ему полномочия. Центральным вопросом претворения конституционных норм, ценностей17 и принципов часто является их законодательная регламентация. Решение управленческих задач связано прежде всего с правовым обеспечением средств, процедур, коллизий и механизмов осуществления полномочий органов власти, и в первую очередь главы государства.
16 См.: Комкова Г.Н. Равная защита прав граждан - конституционная обязанность Российской Федерации // Защита прав человека в Поволжском регионе / под ред. Г.Н. Комковой. СПб., 2001. С. 7.
17 См.: Комкова Г.Н. Система конституционных ценностей в позициях Конституционного Суда РФ. Конституционная юстиция в политической и правовой системах России / Материалы междунар. конституцион. форума (15, 16 дек. 2011, Саратов). Вып. 3: сб. науч. ст. Саратов: Саратовск. источник, 2012. С. 43-48.
126