Михеева Т.Б.
Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина, г. Москва К ВОПРОСУ О КОММУНИКАТИВНОМ ИДЕАЛЕ
Данная статья посвящена актуальной проблеме подготовки учителей русского языка для работы в полиэтнических школах. Автор предлагает пути решения данной методической проблемы, размышляет над ролью института повышения квалификации при решении данной проблемы. Работа имеет не только теоретическое, но и практическое значение, потому что в последние годы проблема преподавания в полиэтнических школах становится важной для многих регионов.
Педагогическое общение составляет основу взаимодействия педагога и обучающихся, направленного на решение задач обучения и развития, когда речь идет о среднем образовании, и задач профессионально-личностного развития как будущего специалиста в случае, если мы говорим о подготовке профессионального педагога.
«Под профессионально-педагогическим общением мы понимаем систему взаимодействия педагога и воспитуемых, следствием которой является обмен информацией, познавание личности, оказание воспитательного воздействия. Педагог выступает как ак-тивизатор этого процесса, организует его и управляет им» [1, с.83]. Педагогическое общение - это, во-первых, средство решения учебных задач, во-вторых, социально-педагогическое обеспечение воспитательного процесса, в-третьих, способ организации взаимоотношений между учителем и учеником. Профессиональная коммуникативность учителя заключается не только в том, чтобы быть личностью мягкой, доброжелательной, чуткой, внимательной, тактичной, заинтересованной в общении с учеником, но и во владении технологией и культурой общения. Система взаимоотношений оценивается учащимся преимущественно в русле «позитивного диалога», что «создает в целом хорошую основу для организации учебного процесса в рамках партнерства, взаимопомощи, сотрудничества» [1, с.213].
Коммуникация в лингводидактике рассматривается как взаимодействие участников образовательного пространства.
При характеристике профессионализма учителя было бы целесообразным говорить
о коммуникативном потенциале его личности. Оптимальные характеристики этого потенциала в психолингвистике, лингвомето-
дике, языкознании, философии определяются по-разному. Можно встретить понятия: развитая языковая личность, высокая речевая культура, хорошая литературная речь, коммуникативные качества речи, коммуникативная компетенция, культура языковой коммуникации, коммуникативная культура, эффективность общения и др. А.К. Михаль-ская в этот же ряд ставит понятие риторического (речевого) идеала - систему «наиболее общих требований к речи и речевому поведению, исторически сложившуюся в той или иной культуре и отражающую систему ее ценностей - эстетических и этических (нравственных)» [2. с.379].
Ведущие характеристики педагога-гума-ниста проявляются в общении:
- между педагогом и учащимися;
- между педагогом и родителями;
- между педагогом и руководителем;
- между коллегами по совместной деятельности.
Специфика профессиональной деятельности педагога заключается именно в общении, и от культуры использования этого основного «орудия» педагогической деятельности зависит профессиональная культура педагога. Одним из перспективных направлений развития профессиональной культуры педагога в современных условиях становится развитие культуры педагогического общения, являющейся основой коммуникативной компетенции педагога.
Для педагогической и психологической литературы не характерно использование понятия «культура общения». Гораздо чаще используются термины «коммуникативная компетентность», «коммуникативная компетенция», «компетентность в общении», «коммуникативная подготовка» и «коммуникативная культура» в одном значении - уме-
ние поддерживать контакты и добиваться в общении своих целей, используя оптимальные поведенческие стратегии. Черты культуры общения - демократизм, гуманизм, диа-логизация, а также управление и подкрепление, реализующиеся в подструктурах речевых действий учителя в процессе его воздействия на класс, - все вместе и составляет коммуникативную культуру учителя. Таким образом, прослеживается явная связь дидактических коммуникативных функций учителя с уровнем его коммуникативной культуры, культуры общения на уроке.
С феноменом культуры педагогического общения связывают профессионально-речевую культуру педагога. Под этим понятием понимается совокупность свойств личности учителя (преподавателя), оказывающих успешное речевое воздействие на учащихся (студентов) и позволяющих наиболее эффективно регулировать речевую деятельность в процессе решения педагогических задач. «Культура педагогического общения предполагает компетентность в общении, которая означает готовность и умение строить контакт на разной психологической дистанции: отстраненной и близкой» [3, с.54]. Профессионально-речевая культура педагога включает в себя три компонента: профессиональный, психологический и риторический. Риторический компонент раскрывается такими понятиями, как «культура речи», «правильность речи», «языковая норма» и др. Речевая деятельность человека, особенно профессионально ориентированной языковой личности, сопровождает профессиональную деятельность и является существенным, а иногда и ведущим компонентом профессиональной компетентности специалиста, то есть обязательным условием профессионализма педагога является коммуникативная компетенция.
Коммуникативная компетенция профессионала проявляется в его коммуникативных умениях, обеспечивающих эффективность общения на всех уровнях и в различных сферах. Вслед за А.А. Леонтьевым в современных исследованиях принято разграничивать два аспекта характеристики коммуникативных умений:
- умение использовать личностные способности для достижения коммуникативной цели (в социальной психологии это называется «самоподачей»);
- владение «технологией» общения и контакта - как вербальной, так и невербальной.
Коммуникативную компетенцию учителя мы понимаем как коммуникативную культуру профессионально ориентированной языковой личности. Коммуникативная компетенция представляет собой комплексное, многоплановое явление, включающее в себя языковую, речевую, дискурсивную, социолингвистическую и стратегическую компетенции. Таким образом, предметная компетенция учителя является органичным компонентом его коммуникативной компетенции. Уровень профессионализма учителя можно описать, исследуя профессионально ориентированную языковую личность, ее проявление в различных формах коммуникации, имея в виду сформированность конкретных видов компетенций (речевой, методической, куль-туроведческой).
Коммуникативная культура рассматривается с двух позиций: как пакет нормативов, своего рода стандарт поведения, канон (И.И. Рогданова, В.А. Крутецкий, С.И. Сы-магин, А.К. Маркова) или как открытую инновационную систему (Е.В. Бондаревская,
Н.В. Кузьмина, Е.В. Руденский, Г.М. Андреева, И.А. Зимняя). Мерой развития коммуникативной культуры выступают различные уровни педагогической практики, педагогический профессионализм и педагогическое мастерство, степень личностного овладения подлиннымиценностями, общекультурными и прикладными знаниями, способами саморазвития.
В индивидуально-личностном плане коммуникативная культура учителя рассматривается как сущностная характеристика целостной личности преподавателя, способная к жизнедеятельности и реализации лич-ностно ориентированного обучения и воспитания. Одно из положений парадигмы лич-ностно ориентированного образования касается реализации педагогических технологий. Их инновации заключаются в переходе от
объяснения к пониманию, от монолога к диалогу, от контроля к развитию, от управления к самоуправлению.
Сущность коммуникативной компетенции учителя также заключается в его способности принять верное решение относительно наиболее целесообразного способа выражения мысли, решения коммуникативных задач.
Коммуникативные задачи - функциональные единицы, составляющие одну из наиболее специальных деятельностей учителя и выступающего одновременно в роли организатора, лидера, с одной стороны, и равноправного участника педагогического общения, с другой.
Профессионально-коммуникативные задачи (задачи педагогического общения) решаются через конкретные жанры речи, содержание которых диктует ситуация педагогического общения.
Сфера деятельности школьного учителя
- учебно-профессиональная. На наш взгляд, уровни языка и речи конкретной, профессионально ориентированной языковой личности (специалиста) можно соотнести с уровнями его (специалиста) коммуникативной компетенции.
1 уровень - низкий уровень коммуникативной грамотности (наличие знания некоторых норм и правил педагогического общения) - владеет студент педагогического вуза;
П уровень - средний уровень коммуникативной компетенции (наличие знания норм и правил профессионально-педагогического. общения, ценностного отношения к обучающимся, знание собственных коммуникативных качеств) - владеет учитель, освоивший курс развития коммуникативной культуры;
Ш уровень - среднепродвинутый уровень коммуникативной культуры (знание индивидуальных особенностей обучающихся, умения владеть коммуникативной ситуацией) - имеет учитель, стремящийся к профессиональному мастерству.
IV уровень - высокий уровень профессионально-педагогического коммуникативного мастерства, которому должен соответствовать учитель высшей категории.
Путь развития и совершенствования коммуникативной компетенции учителя -
процесс интериоризации и воспроизводства общечеловеческих ценностей, которые становятся внутренним достоянием личности, трансформированным в педагогические способности и возможности. Современное речевое педагогическое образование и формирование коммуникативной компетенции целенаправленно осуществляется лишь для учителя-русиста через освоение предметов рече-ведения и текстоведения.
В системе повышения квалификации других учителей-предметников по возможности удовлетворяются профессиональные потребности специалистов, создаются условия для реализации и обогащения его интеллектуального потенциала на всем протяжении профессиональной карьеры. Однако в функционировании этой системы отсутствует специальный курс по совершенствованию коммуникативной компетенции учителя. Нами разработан спецкурс «Совершенствование речевой культуры учителя» [4]. Ниже приводим дидактический материал, используемый нами на курсах повышения квалификации для совершенствования коммуникативной компетенции учителя.
Дидактический материал
Памятка «Как строить
монолог-объяснение»
1. Старайтесь представить материал системно, полно и просто. Системность предполагает точное разведение понятий, выстраивание ясных противопоставлений, связей в описании объекта. Полнота означает исчерпывающее представление материала. Простота заключается в выборе оптимального, доступного способа изложения.
2. Стремитесь давать ясные, немногословные определения обсуждаемому предмету.
3. Доказательства в ваших рассуждениях должны быть строгими и точными. Старайтесь убеждать самим материалом и яркими примерами.
4. Не теряйте контакта с аудиторией. Следите за реакцией и настроением учащихся, будьте внимательны и корректны.
5. Выбирайте уместный способ использования ваших записей. Можете «читать», но чувствуйте, как вас слушают и понимают.
Памятка «Как строить учебный диалог»
1. Подготовьте точные вопросы и продумайте возможные ответы. В процессе диалогического общения не бойтесь формулировать новые вопросы в зависимости от ситуации, хода урока и конкретных ответов учащихся.
2. Ведите диалог в зависимости от текущей ситуации и состояния аудитории (состояние аудитории учитесь «читать по глазам»), учитесь прогнозировать (угадывать) реакцию участников общения.
3. Старайтесь придерживаться своего плана, но не бойтесь импровизировать.
4. Ставьте вопросы просто, ясно и спокойно, стремитесь к тому, чтобы вопрос был понят с первого раза. Помните, что взволнованность и излишняя эмоциональность передается учащимся.
5. В процессе учебного диалога проявляйте благожелательность и требовательность; добивайтесь выполнения задания - поблажек не должно быть ни к себе, ни к ученикам.
6. Учебный диалог не должен быть легким и развлекательным, а в меру трудным. Ученик должен испытывать речемыслительное напряжение и испытывать радость от постижения знаний.
7. Своими вопросами побуждайте учащихся к речи, давайте высказываться учащимся, но не упускайте инициативы, оставайтесь лидером в общении.
8. Не уходите от ответов на возникающие в процессе учебного диалога вопросы; честно признайтесь, если не знаете точного ответа на вопрос, ищите ответ вместе.
9. Не стремитесь говорить быстро, регулируйте темп речи.
10. Цените слово.
Вопросы для самопроверки учителем
собственных коммуникативные качеств
1. Что значит ценностное отношение к обучаемому?
2. Что относится к нормам и правилам педагогического общения?
3. Какие формы речевого этикета я знаю и использую (в классе)?
4. Какие коммуникативные качества учителя являются основными (см. перечень коммуникативных качеств учителя)?
5. Что такое правильное общение с учащимися?
6. Какие качества, необходимые для успешного общения с учащимися на уроке, должен иметь учитель?
7. Какие качества моей коммуникативной культуры наиболее развиты?
8. Какие качества моей коммуникативной культуры наименее развиты?
Справка Коммуникативныге качества учителя, значимыге для его профессиональной деятельности:
сформированная речевая культура, соперничество, сотрудничество, способность идти на компромисс, избегание конфликтов, приспособление к ситуации, знание репертуара коммуникативных свойств учащихся, вежливость, артистизм, внимательность, отзывчивость, уважительность, тактичность, доброта, терпеливость и терпимость, юмор, самокритичность.
Список использованной литературы:
1. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. - М.: Педагогика, 1990.
2. Михальская А.К. Основы риторики. Мысль и слово. - М.: Просвещение, 1996.
3. Петровская Л.А. Гуманистическая ориентация педагогического общения и современная школа. //Инновационное обучение: стратегия и практика. - Мат-лы семинара психологов /Под ред. В.Я. Ляудис - М.: МГУ, 1994, с. 50-59.
4. Михеева Т.Б. Совершенствование речевой культуры учителя (Педагогические основы общения): Учебно-методическое пособие. - Ростов-на-Дону: РО ИПК и ПРО, 2002.