ЗАМЕТКИ МОЛОДЫХ ЮРИСТОВ
Д.В. Баскакова
К ВОПРОСУ О КОММЕРЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЮРИДИЧЕСКИХ УСЛУГ
В статье рассматривается вопрос об оказании квалифицированной юридической помощи и правовых услуг. Приводятся различные точки зрения ученых на соотношение данных категорий. Анализ правовых положений позволяет сделать вывод о неравнозначности указанных понятий, так как правовая услуга в отличие от юридической помощи носит коммерческий характер.
Ключевые слова: адвокатская деятельность, юридическая помощь, правовые услуги, вознаграждение, коммерческий характер.
Государство в статье 2 Конституции Российской Федерации1 провозгласило, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью», и приняло на себя обязанности по их признанию, соблюдению и защите, поэтому одним из основополагающих принципов правового государства является наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, а в частности право на получение квалифицированной юридической помощи.
Впервые право на получение именно квалифицированной юридической помощи нашло свое конституционно-правовое закрепление в связи с изменениями и дополнениями, внесенными Законом РФ от 21.04.1992 № 2708-12 в главу 5 Конституции (Основного закона) Российской Федерации - России 1978 г. «Права и свободы человека и гражданина», когда появилась статья 67.1. Часть 1 этой статьи предусматривала: «Каждому гарантируется право на пользование квалифицированной юридической помощью. В случаях, предусмотренных законом, эта помощь оказывается бесплатно». В ее основе была статья 37 Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г.3, как одним из первых шагов на пути становления российского государства как демократического и правового.
В дальнейшем право на получение квалифицированной юридической помощи нашло отражение в статье 48 Конституции РФ 1993 г., практически точно повторившей положения статьи 67.1 Конституции РСФСР 1978 г. Так, согласно части 1 статьи 48 Конституции РФ: «Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно».
Принятие Конституции должно было дать именно «импульс развитию законодательства и принятию большого массива новых нормативных юридических актов, воплощающих общие идеи и отдельные положения Конституции»4, однако этого не случилось и как следствие возник ряд вопросов: что же такое квалифицированная юридическая помощь, какие виды правовых услуг к ней относятся, кем именно должна быть обеспечена юридическая помощь нуждающемуся в ней гражданину.
В «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова так определяется значение слова «квалифицированный». «Квалифицированный. 1. Имеющий высокую квалификацию, опытный. 2. Требующий специальных знаний». Признаком квалифицированности в какой-либо области человеческой деятельности является профессионализм (высокое мастерство, глубокое овладение профессией, качественное, профессиональное исполнение). То есть государство должно обеспечить каждому желающему достаточно высокий уровень любого из видов предоставляемой юридической помощи.
Квалифицированной в соответствии с мировой практикой может считаться помощь, оказываемая специалистами по праву - как минимум лицами, имеющими юридическое образование, при обязательном соблюдении профессиональных стандартов и этических норм, поддерживаемых профессиональным контролем. Вне этих стандартов и норм юридическая помощь квалифицированной признана быть не может5.
Публичный элемент в правовом регулировании юридической помощи определяет ее особую роль и одновременно основу правового регулирования и порядка оказания.
В настоящее время нормативно в качестве квалифицированной юридической помощи определяется лишь адвокатская деятельность, так в статье 1 Федерального закона от 31.05.2002 № 63-Ф3 «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»6 говорится «Адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, физическим и юридическим лицам (далее - доверители) в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию. Адвокатская деятельность не является предпринимательской».
Согласно части 2 статьи 2 указанного закона, оказывая юридическую помощь, адвокат:
1) дает консультации и справки по правовым вопросам как в устной, так и в письменной форме;
2) составляет заявления, жалобы, ходатайства и другие документы правового характера;
3) представляет интересы доверителя в конституционном судопроизводстве;
4) участвует в качестве представителя доверителя в гражданском и административном судопроизводстве;
5) участвует в качестве представителя или защитника доверителя в уголовном судопроизводстве и производстве по делам об административных правонарушениях;
6) участвует в качестве представителя доверителя в разбирательстве дел в третейском суде, международном коммерческом арбитраже (суде) и иных органах разрешения конфликтов;
7) представляет интересы доверителя в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях;
8) представляет интересы доверителя в органах государственной власти, судах и правоохранительных органах иностранных государств, международных судебных органах, негосударственных органах иностранных государств, если иное не установлено законодательством иностранных государств, уставными документами международных судебных органов и иных международных организаций или международными договорами Российской Федерации;
9) участвует в качестве представителя доверителя в исполнительном производстве, а также при исполнении уголовного наказания;
10) выступает в качестве представителя доверителя в налоговых правоотношениях.
Адвокат вправе оказывать иную юридическую помощь, не запрещенную федеральным законом.
Несмотря на то, что термин «юридическая помощь» достаточно часто упоминается как в законодательстве, так и в научной литературе, в настоящее время определение понятия «юридическая помощь» не разработано, так же как и отсутствует понятие «юридическая или правовая услуга». Анализ правовых положений позволяет определить лишь подходы к раскрытию содержания данных понятий.
Юридические услуги как объекты гражданских прав можно характеризовать путем перечисления их видов. Постановлением Госстандарта РФ от 28 июня 1993г. № 1637 был утвержден «Общероссийский классификатор услуг населению» ОК 002-93 (ОКУН), действующий и в настоящее время и включающий одну из групп 09 «Услуги правового характера». К услугам правового характера относятся услуги, оказываемые органами государственного нотариата, и услуги, оказываемые адвокатурой. В частности, к услугам, оказываемым адвокатурой, относятся:
Устные советы
Составление документов (заявлений, справок по законодательству, запросов, жалоб)
Поручения по ведению дел на предварительном следствии Ведение уголовных дел в судах первой, кассационной, надзорной инстанциях
Ведение административных дел
Посещение лица, содержащегося в местах лишения свободы Вызов адвоката на дом
Поручения по гражданским делам в судах первой, кассационной, надзорной инстанциях
Досудебная подготовка гражданских дел
Представительство интересов граждан в государственных органах, в учреждениях и организациях
Прочие услуги правового характера
Предоставление правовой информации с программным обеспечением в виде проблемно-ориентированных баз данных
Обеспечение ежемесячными перечнями нормативных актов Предоставление копий полных текстов нормативных актов То есть в действующем законодательстве отсутствует общее определение правовых услуг, а их обособление производится путем перечисления их разновидностей.
Необходимо обратить внимание на частое употребление в законодательстве и литературе наряду с термином «правовые услуги» термина «юридические услуги». Ряд авторов, например Д.В. Музюкин8, Д. Степанов9, А.П. Гуляев10, Н. Булатова, придерживаются мнения о равнозначности понятий «юридическая услуга» и «правовая услуга», считая, что данные понятия синонимичны и их разграничение необоснованно, так как приводит к чрезмерному размножению юридических терминов.
Согласно статье 1 Протокола от 11.12.2009 г. «О порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе»11, вступившего в силу с 1 июля 2010 г., «юридические услуги -услуги правового характера, в том числе предоставление консультаций и разъяснений, подготовка и экспертиза документов, представление интересов заказчиков в судах». Данный документ также не делает разграничения понятий юридических и правовых услуг, а считает их равнозначными.
Что касается понятий «юридическая помощь» и «юридические услуги», то здесь мнения также расходятся. Законодательно между понятиями «юридическая помощь» и «юридическая услуга» никаких различий не проводится. В подтверждение тому введенные в действие с 1 января 2010 г. «Указания по заполнению в формах федерального статистического наблю-
дения показателя «Объем платных услуг населению», утвержденные Приказом Росстата от 23.07.2009г. N 14712.
Настоящие Указания применяются при заполнении юридическими лицами и гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельностью без образования юридического лица, а также адвокатами, оказывающими посредническую помощь гражданам, в формах федерального статистического наблюдения показателя «Объем платных услуг населению».
Статистический показатель «Объем платных услуг населению» отражает объем потребления гражданами различных видов услуг, оказанных им за плату, в том числе услуг правового характера. Производителями услуг выступают исключительно резиденты российской экономики - юридические лица, граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, зарегистрированные на территории Российской Федерации, а также нотариусы и адвокаты, оказывающие посредническую помощь гражданам.
В соответствии с вышеназванным актом к услугам правового характера относится юридическая помощь, оказываемая адвокатами по составлению документов (заявлений, справок по законодательству, запросов и жалоб); подготовке, ведению уголовных, гражданских и административных дел в различных инстанциях по поручению доверителя; консультированию и т.п.
Представляя в Федеральном законе об адвокатуре адвокатскую деятельность как квалифицированную юридическую помощь, как деятельность социально значимую, собственно, не имеющую целью извлечения прибыли, в данном нормативном акте использование словосочетания «.. .адвокатами, оказывающими посредническую помощь гражданам...» приводит к прослеживанию экономического аспекта работы адвоката.
Официальный документ также не делает разграничения понятий юридической помощи и правовых услуг, а считает их либо, по крайней мере, равнозначными либо относит юридическую помощь к услугам правового характера.
Например, А.И. Муранов также предлагает считать данные понятия взаимозаменяемыми13. Т.И. Ильина не проводит различия между юридическими услугами и юридической помощью, определяя «правовые (юридические) услуги (помощь) как деятельность по созданию и передаче конкретной информации услугополучателю или третьему лицу (государственному органу, должностному лицу и т.д.), необходимой для защиты прав и законных интересов услугополучателя»14.
Г.К. Шаров отмечает: «Необходимо оговориться, что бессмысленно искать различия в понятиях юридическая помощь и юридические услуги. По содержанию это одинаковая деятельность, а различие в ее определении
связано с традиционным использованием соответствующих терминов адвокатами и предпринимателями, а также в разных отраслях права (например, в гражданском и налоговом - услуги, в уголовно-процессуальном -помощь)»15.
Другие российские адвокаты придерживаются иного подхода относительно данных понятий, считая необходимым противопоставлять юридическую помощь юридическим услугам. В литературе прослеживаются попытки теоретического обоснования такого положения. Изучением правового института юридической помощи занимались многие авторы, например М.В. Кратенко, А.С. Плетень, О.Н. Бондарь, В.Ю. Панченко, К.Е. Михайленко, Р.Г. Мельниченко и другие.
К.Е. Михайленко рассматривает юридическую помощь в качестве вида содействия, поддержки со стороны органов публичной власти, юристов. Это одна из черт юридической помощи, которая возникает на основе конституционной нормы и имеет правоохранительный и правообеспечительный характер16.
Еще в 1893 г. известный русский юрист и адвокат, исследователь природы и этики российской адвокатуры Е.В. Васьковский понимал под адвокатурой правозаступничество, то есть юридическую помощь, оказываемую специалистами-правоведами своим согражданам17.
Д.В. Музюкин называет одной из черт юридической помощи отсутствие коммерческой направленности или отсутствие определяющего значения данной составляющей. Как он пишет в своей работе, «юридическая помощь не является объектом гражданских прав, не обладает товарной формой и меновой стоимостью. В экономическом обороте находится названный законом объект - юридическая услуга. Удовлетворяя объективно существующие интересы и потребности, услуга, в отличие от помощи, носит в первую очередь коммерческий характер»18.
Анализируя нормативно-правовые акты, можно сделать вывод о том, что категория юридической помощи используется законодателем в случаях, когда речь идет об отношениях, не имеющих коммерческой направленности, или где возможны такие отношения, чего нельзя сказать о юридических услугах, которые всегда подразумеваются возмездными. Для подтверждения данной точки зрения можно привести в пример уже упомянутую статью 48 Конституции РФ, которая устанавливает, что «в случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно». Статья 1 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» гласит, что «адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь... »19.
Видимо по этой причине авторы Закона об адвокатуре максимально старались избегать употребления слов «услуга» и (или) «работа». Как за-
мечает В.В. Архипов20, замена слова «помощь» на эти «неудобные» слова не соответствует концепции о неучастии адвоката (как особого субъекта социальных отношений) в предпринимательской деятельности.
При всей близости данных понятий правовой институт юридической помощи отличается от правового института юридических услуг. Они оба занимают значимое место в регулировании общественных отношений, однако различны по правовой природе.
В отличие от юридической помощи, где одним из специальных субъектов является адвокат, юридические услуги могут оказывать лица, имеющие необходимые знания в области права и не обладающие статусом адвоката.
В одном из интервью Президент Г ильдии Российских адвокатов Г.Б. Мирзоев сказал: «Если говорить о стоимости работы адвоката, то мне не нравится слово «услуги» в данном контексте — услуги в бане или в парикмахерской. Адвокаты оказывают людям помощь, а не услуги»21.
В Постановлении Конституционного суда22 отмечено, что общественные отношения по поводу оказания юридической помощи находятся во взаимосвязи с реализацией соответствующими субъектами конституционной обязанности государства по обеспечению надлежащих гарантий доступа каждого к правовым услугам и возможности привлечения каждым лицом, заинтересованным в совершении юридически значимых действий, квалифицированных специалистов в области права, - именно поэтому они воплощают в себе публичный интерес, а оказание юридических услуг имеет публично-правовое значение.
Можно согласиться с мнением А.А. Салчак, рассматривающей различие юридических услуг и юридической помощи: «...юридические услуги - это объект гражданско-правовых отношений, и нормы, регламентирующие оказание юридических услуг, составляют гражданско-правовой институт. Предоставление юридической помощи находится в сфере конституционных, социальных правоотношений»23. Недаром статья 128 ГК РФ не относит помощь к объектам гражданских прав.
Очевидно, «юридическая помощь» (как участие в чьей-нибудь работе, облегчение, содействие кому-нибудь, поддержка24) представляет собой более широкое понятие, чем «юридические услуги», и включает его в свое содержание; юридическая помощь выше юридических услуг, как причина выше следствия. Поэтому, адвокат оказывает именно юридическую помощь своему доверителю, но данная помощь в подавляющем большинстве случаев несет правовую нагрузку юридической услуги возмездного характера. Как справедливо замечает Г.М. Резник, «... адвокаты работают за деньги. Почему? Потому что адвокаты - это самозанятые специалисты, они ни копейки от государства не получают. Исключая защиту по назначе-
нию - обременение, которое накладывается на адвокатскую структуру исторически...»25. Здесь можно привести еще одни слова Е.В. Васьковско-го: «Адвокаты, отправляя профессиональную деятельность, несомненно оказывают услуги как тяжущимся, так и обществу. Отсюда само собой следует, что они имеют право на вознаграждение»26.
Представляется, что для целей Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»» необходима теоретическая и практическая разработка понятий «юридическая помощь», «юридические услуги», следует на основе действующих норм права и сложившейся правоприменительной практики, а также исходя из экономической теории, углубить представления об услуге как специфическом объекте гражданского права и на их основе определить, в чем состоит специфика юридической помощи. Тем самым возможно установить ясность при определении и предмета деятельности адвоката, и самого характера адвокатской деятельности.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Российская газета. 1993. 25 декабря.
2 Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 20. Ст. 1084.
3 Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР 1991. N 52. Ст. 1865.
4 Авакъян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность: -2-е изд. М.: РЮИД, «САШКО», 2000. С. 15.
5 Резник Г.М. К вопросу о конституционном содержании понятия «квалифицированная юридическая помощь» // Адвокат. 2007. № 4. С. 25-27.
6 Собрание законодательства РФ. 2002. № 23. Ст. 2102.
7 «Общероссийский классификатор услуг населению» ОК 002- 93 (ОКУН) - М., «Издательство стандартов», 1994.
8 Музюкин Д.В. Правовое обеспечение рынка юридических услуг: Дис. ... канд. юрид. наук. Новосибирск, 2007. С. 60.
9 Степанов Д. Кто будет платить и кому платить не будут. К вопросу о разработке порядка оплаты юридических услуг // Хозяйство и право. 2002. № 1. С. 59.
10 Гуляев А.П., Ривкин К.Е., Сарайкина О.В., Юдушкин С.М. Комментарий к Федеральному закону «Об адвокатской деятельности и адвокатуре». М., 2004. С. 160.
11 Таможенный вестник. 2010. № 3.
12 Вопросы статистики. 2009. № 12 (Приказ).
13 http://legalfirms.ru/UPLOAD/2008/12/29/aleksandr_muranov.pdf
14 Илъина Т.И. Обязательства по оказанию правовых услуг в Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007. С. 11.
15 Шаров Г.К. Адвокатура на рынке юридических услуг // Вестник Федеральной палаты адвокатов России. 2006. № 3 (13). С. 45.
16 Михайленко К.Е. Межгосударственное регулирование оказания правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам (на примере стран СНГ): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Красноярск, 2004. С. 79.
17 Васъковский Е.В. Организация адвокатуры. В 2 т. СПб.: Типография П.П. Сойки-на, 1893. С. 38.
18 Музюкин Д.В. Там же. С. 73.
19 Булатова Н. Правовая природа юридических услуг // Нотариус. 2009. № 5. С. 28-32.
20 Архипов В.В. Закон об адвокатской деятельности и адвокатуре и трудовое законодательство // Адвокат. 2009. № 2. С. 14-17.
21 http://www.smi.ru/interviews/47/
22 Постановление Конституционного Суда РФ от 23.01.2007 N 1-П // «Вестник Конституционного Суда РФ», № 1, 2007.
23 Салчак А.А. Договор об оказании юридических услуг: особенности гражданско-правовой ответственности его участников: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006. С. 77.
24 http://ushakovdictionary.ru/word.php?wordid=53661
25 Новая адвокатская газета. 2010. № 7(72). С. 2.
26 Васъковский Е.В. Организация адвокатуры. В 2 т. СПб.: Типография П.П. Сойки-на, 1893. С. 38.