УДК 343.98
К ВОПРОСУ О КОЛЛЕКТИВНОЙ ФОРМЕ РАССЛЕДОВАНИЯ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНОЙ ПРЕСТУПНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭКСТРЕМИСТСКОГО ХАРАКТЕРА
В.О. Давыдов
Представлен авторский взгляд на организационные формы расследования транснациональной преступной деятельности экстремистского характера. Предлагается классификация коллективных форм расследования. В качестве коллективной формы следственной деятельности при расследовании фактов транснационального экстремизма исследуется институт совместной следственно-оперативной группы.
Ключевые слова: коллективная форма расследования, транснациональный экстремизм, совместная следственно-оперативная группа, совместно расследование, организационная структура.
Одним из значимых аспектов процесса расследования фактов транснационального экстремизма выступает формирование его организационных основ, в том числе в части избрания формы осуществления следственной деятельности.
Традиционно в уголовно-процессуальной и криминалистической науке, а также современной следственной практике в числе последних принято выделять:
организацию работы по территориальному принципу - «участковая система»;
организацию работы посредством специализации следователей -«линейная система»;
коллективную форму организации расследования - следственная или следственно-оперативная группа;
комбинированную форму организации расследования (например, организация работы по территориальному принципу и одновременно специализация следователей).
На наш взгляд, применительно к транснациональной преступной деятельности экстремистского характера именно коллективная форма организации расследования представляет значительный научный интерес ввиду наличия потенциальных возможностей для комплексного использования сил и средств, что, в свою очередь, позволит обеспечить достаточно эффективное применение криминалистических методов и рекомендаций, тактически верно решать организационно-правовые вопросы взаимодействия следователя с органами дознания, экспертами и иными специалистами.
Отграничение коллективной формы от других форм организации расследования преступлений, по нашему мнению, вытекает из следующих основополагающих принципов, лежащих в основе ее функционирования: принцип законности;
принцип целесообразности использования коллективной формы организации следственной деятельности;
принцип своевременности и оперативности создания следственной и следственно-оперативной групп;
принцип учета личностных и профессиональных качеств членов следственной и следственно-оперативной групп, а также персонификации их ответственности;
принцип обеспеченности непрерывного контакта членов групп между собой, а также и с другими службами правоохранительных органов; принцип мобильности, маневренности и динамичности. Выделим следующие виды коллективной формы организации расследования:
монопрофессиональный вид - следственная группа - представляет совместную деятельность нескольких следователей под единым началом;
полипрофессиональный вид - следственно-оперативная группа -представляет совместную деятельность следователей и оперативных сотрудников под единым началом.
Считаем, что применительно к расследованию фактов транснационального экстремизма наиболее эффективной является коллективная форма организации расследования полипрофессионального вида - следственно-оперативная группа, под которой предлагаем понимать форму организации, предполагающую совместную и согласованную деятельность следователей, оперативных сотрудников и иных лиц (экспертов, специалистов и т.д.), объединенных под единым руководством, и направленную на выявление и расследование транснациональных преступлений экстремистского характера.
Уяснить многообразие рассматриваемой формы организации следственной деятельности позволит классификация следственно-оперативных групп, формирующихся и функционирующих при расследовании уголовных дел подобной категории. Основываясь на доктринальных положениях криминалистической систематики [1], заметим, что классификация таких разносторонних и сложных объектов требует использования не одного, а нескольких оснований разграничения. Отнесем к их числу следующие:
первое - организационная структура следственно-оперативной группы:
- единая следственно-оперативная группа, возглавляемая единым руководителем;
- следственно-оперативная группа, состоящая из следственной и оперативной подгрупп, возглавляемых единым руководителем;
- следственно-оперативная группа, состоящая из следственной и оперативной подгрупп, возглавляемых разными руководителями;
- следственно-оперативная группа, состоящая из более чем двух подгрупп (например, помимо следственной и оперативной подгрупп, может быть создан штаб с аналитическими и управленческими функциями, подгруппа информационного обеспечения, подгруппа для обеспечения безопасности расследования и т. д.);
второе - уровень организации следственно-оперативной группы:
246
- районный;
- межрайонный (городской);
- региональный (уровень субъекта Российской Федерации);
- межрегиональный;
- федеральный;
- межгосударственный (в т.ч. приграничный);
третье - ведомственная принадлежность следственно-оперативной группы:
- ведомственные;
- межведомственные;
четвертое - численный состав следственно-оперативной группы:
- группы малой численности (до 10 человек);
- группы средней численности (от 10 до 30 человек);
- группы большой численности (от 30 до 50 человек);
- супергруппы (свыше 50 человек);
пятое - функционально-целевое назначение следственно-оперативной группы:
- разовые, создаваемые для проведения одного объемного и сложного следственного действия либо отдельной тактической операции;
- дежурные, создаваемые для раскрытия и расследования преступлений, совершаемых в течение дежурных суток;
- создаваемые для раскрытия и расследования конкретного (единичного) преступления;
- специализированные, создаваемые для раскрытия и расследования определенной категории преступлений;
- зональные, создаваемые для раскрытия и расследования преступлений, совершаемых на определенной территории либо на определенном объекте;
- фильтрационные, создаваемые в период возникновения чрезвычайных обстоятельств либо введения режимов контртеррористической операции и чрезвычайного положения в составе группировки сил и средств оперативных штабов, в целях оперативной проверки лиц, выходящих из зоны режимных мероприятий или задержанных в процессе расследования;
шестое - временной промежуток функционирования следственно-оперативной группы:
- временные;
- постоянные.
Изучение научных работ, посвященных проблемам транснациональной преступности [2; 3; 4; 5; 6] приводят к выводу о том, что современное состояние системы противодействия преступлениям исследуемого вида требует совершенствования существующих организационных форм ведения следствия и, прежде всего, в части, касающейся взаимодействия правоохранительных органов Российской Федерации с компетентными органами иностранных государств, а также межгосударственными организациями подобной направленности.
В условиях происходящих процессов мировой глобализации, затрагивающих, в том числе, и сферу криминальных интересов лидеров экстремистских формирований, использование в ходе расследования только традиционных форм международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства бывает явно недостаточно для эффективного расследования и последующего судебного разбирательства уголовных дел рассматриваемой категории.
Подобное обстоятельство, на наш взгляд, обусловлено наличием ряда факторов-детерминантов, в числе которых полагаем возможным, например, выделить:
сложившиеся в настоящее время внешне политические и экономические взаимоотношения Российской Федерации с рядом иностранных государств: чем они сложнее, тем, как следствие, в большей степени затруднено эффективное межгосударственное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства;
влияние признанного в подавляющем большинстве стран правового положения, согласно которому обязанностью государства является защита своих граждан и, что граждане, нарушившие нормы права, должны подвергаться уголовному преследованию своего государства и, напротив, не должны попадать под иностранную юрисдикцию;
временная длительность традиционной процедуры международной правовой помощи;
отчужденность исполнителя запроса об оказании правовой помощи от использования его результатов в уголовном судопроизводстве Российской Федерации, а также его неуверенность в сохранности конфиденциальной следственной и оперативной информации;
отсутствие в большинстве территориальных следственных подразделений квалифицированных кадров, специализирующихся на расследовании транснациональных преступлений (в т.ч. и экстремистского характера), а также имеющих необходимый опыт международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства;
обширная «география» экстремистской деятельности региональных звеньев транснациональных экстремистских формирований, как на территории Российской Федерации (республики Северного Кавказа, Крым, Татарстан, Башкортостан, регионы Центрального федерального округа, города федерального значения - Москва, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону и др.), так и за рубежом (Ирак, Афганистан, Пакистан, Нигерия, Сирия, Египет, страны Европейского Союза и т.д.) [10] и другие.
В этой связи полагаем, что применительно к расследованию фактов транснационального экстремизма, отмеченные препятствия позволит достаточно эффективно преодолеть избрание в качестве организационной формы следственной деятельности института совместных следственно-оперативных групп. При этом подчеркнем, что данный термин используется нами как эквивалент общепринятому в международной практике совместных расследований англоязычному термину «joint investigation team» - «совместные (международные) следственные группы» [7; 8; 9].
248
Узловыми принципами организации деятельности совместных следственно-оперативных групп по расследованию фактов транснационального экстремизма, на наш взгляд, будут являться:
принцип взаимного признания доказательств и процессуальных решений; принцип двойной криминальности, согласно которому деяние, вменяемое лицу (лицам) в вину запрашивающей страной, является также преступлением в запрашиваемой стране;
принцип коллегиальности, согласно которому все важные процессуальные решения принимается коллегиально уполномоченными представителями высшей обвинительной власти;
принцип национального надзора и процессуального контроля; принцип полинормативности нормативно-правового регулирования; принцип политерриториальной уголовно-процессуальной юрисдикции. К числу общих организационных требований, имеющих в том числе и криминалистическое значение, полагаем необходимым отнести следующие:
во-первых, группа должна создаваться для достижения целей расследования транснациональной преступной деятельности экстремистского характера, требующего координации совместных действий с другими иностранными государствами;
во-вторых, группа должна возглавляться должностным лицом государства-инициатора, при этом последний обязан принимать решения в пределах своей компетенции либо компетенции группы согласно национальному закону территории, на которой группа действует;
в-третьих, группа должна состоять из сотрудников следственных, оперативно-розыскных и экспертных подразделений, а в отдельных случаях -включать и иных специалистов, в т.ч. представителей межгосударственных правоохранительных организаций (например, Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными преступлениями на территории СНГ);
в-четвертых, члены группы, действующие на территории иного государства, связаны законом этого государства, но при этом должны принимать во внимание условия, установленные их собственными властями в соглашении по созданию группы;
в-пятых, члены группы могут (и должны) просить собственные власти принять необходимые процессуальные меры в своем государстве, в порядке, предусмотренном для проведения внутренних расследований;
в-шестых, криминалистически значимая информация, законно полученная членами группы на территории другого государства, может и должна использоваться в их собственном государстве в установленном уголовно-процессуальным законом порядке;
в-седьмых, государство, на территории которого действует группа, должно принимать необходимые организационные меры для надлежащего всестороннего обеспечения ее деятельности.
Считаем возможным в рамках научной дискуссии рассмотреть следующую типовую структуру совместной следственно-оперативной группы,
249
создаваемой в целях расследования фактов транснациональной преступной деятельности экстремистского характера, включив в ее состав следующие организационные элементы.
Типовая организационная структура совместной следственно-оперативной группы по расследованию транснациональной преступной деятельности
экстремистского характера
Элементы типовой организационной структуры совместной следственно-оперативной группы Функции элементов в типовой организационной структуре совместной следственно-оперативной группы
Руководство совместной следственно-оперативной группы
Руководитель группы Осуществляет общее руководство и контроль за ходом расследования.
Заместитель руководителя группы - руководитель следственной подгруппы Осуществляет руководство и контроль за деятельностью следственной подгруппы.
Заместитель руководителя группы - руководитель оперативно-розыскной подгруппы Осуществляет руководство и контроль за деятельностью оперативно-розыскной подгруппы.
Заместитель руководителя группы Осуществляет руководство и контроль за деятельностью подгруппы обеспечения деятельности совместной.
Штаб совместной следственно-оперативной группы
Направление планирования и контроля Во взаимодействии с руководителями следственной и оперативно-розыскной подгрупп осуществляет разработку планов расследования; координирует деятельность следственной и оперативно-розыскной подгрупп по их реализации; обеспечивает контроль за своевременностью и полнотой исполнения решений, принятых руководством совместной следственно-оперативной группы; организует проведение рабочих совещаний; обеспечивает сбор и фиксацию информации о действиях совместной следственно-оперативной группы и т.д.
Информационно-аналитическое направление Реализует функции информационного и аналитического обеспечения процесса расследования, в том числе оказывает
помощь следователям и оперативно-розыскным сотрудникам в работе с информационными базами данных, специализированными учетами и т.п._
Направление обеспечения
правового
Реализует функции правового обеспечения деятельности совместной следственно-оперативной группы, в т.ч. в части организации эффективного взаимодействия между компетентными органами стран -участниц совместного расследования._
Следственная подгруппа совместной следственно оперативной группы
Следователи
Непосредственное расследование фактов транснациональной преступной
деятельности экстремистского характера.
Оперативно-розыскная подгруппа совместной следственно оперативной группы
Оперативные сотрудники
Оперативно-розыскное сопровождение расследования фактов транснациональной преступной деятельности экстремистского характера, проводимого совместной следственно-оперативной группой._
Экспертно-криминалистическая подгруппа совместной следственно оперативной группы
Эксперты-криминалисты
Экспертно -криминалистиче ское сопровождение деятельности совместной следственно-оперативной группы, в том числе в части применения криминалистических методов, рекомендаций и научно-технических средств при проведении следственных осмотров, в работе со следами и вещественными доказательствами, назначении и проведении экспертиз, использовании видеозаписи и по иным подобным вопросам._
Подгруппа обеспечения деятельности совместной следственно оперативной группы
Направление обеспечения
безопасности и проведения специальных мероприятий
Обеспечение безопасности членов совместной следственно-оперативной группы, а также проведение мероприятий силовой поддержки при осуществлении ими следственных действий или оперативно-розыскных мероприятий._
Всестороннее обеспечение деятельности членов совместной следственно-оперативной группы.
С позиций концептуальных основ самого процесса функционирования совместной следственно-оперативной группы, как организационной формы расследования транснациональной преступной деятельности экстремистского характера, по нашему мнению, возможны следующие модели:
первая модель - координированное совместное расследование, при котором группа фактически расследует параллельно два уголовных дел - одно по факту совершения транснационального преступления экстремистского характера на территории Российской Федерации, а второе - по факту преступной деятельности транснационального экстремистского формирования на территории иностранного государства - например, в месте базирования его иерархического организационного модуля. При такой организационной модели расследования представители каждого из государств - члены группы действуют на территории своей страны, оперативно обмениваясь собранными доказательствами;
вторая модель - интегрированное совместное расследование. В случае использования данной организационной модели расследования в состав группы должны включаться, как представители государства - места текущей дислокации группы, так и прикомандированные члены - представители иностранного государства, обеспечивающие беспрепятственное собирание криминалистически значимой информации в государстве, направившем их, и присутствующие (участвующие) в проведении следственных действий на территории государства дислокации группы. При этом члены совместной следственно-оперативной группы должны обладать возможностью перемещаться между государствами в зависимости от того, где находится основной объем криминалистически значимой информации.
На практике выбор конкретной модели совместного расследования должен осуществляться исходя из рамок имеющегося соглашения между компетентными органами заинтересованных государств о создании совместной следственно-оперативной группы, определяющих узловые условия ее деятельности.
Список литературы
1. Головин А.Ю. Криминалистическая систематика. М., 2002.
2. Аверьянова Т.В., Белкин Р.С. Понятие, основные признаки и стратегия борьбы с транснациональной преступностью // Современные проблемы борьбы с транснациональной преступностью: материалы Международной научно-практической конференции (г. Сочи, 9-12 октября 2000г.). Краснодар: Изд-во Кубанского государственного университета, 2000.
3. Годунов И.В. Транснациональная организованная преступность в России: пути и формы противодействия: Дисс. ... д-ра. юрид. наук. Рязань, 2002.
4. Еркенов С.Е. Взаимодействие правоохранительных органов СНГ при раскрытии и расследовании транснациональных преступлений: Автореф. дисс. ... д-ра. юрид. наук. М., 2000.
5. Хижняк, Д.С. Борьба с транснациональными преступлениями и их расследование: Монография. / Под ред. А.Г. Волеводза. М., 2015.
6. Репецкая А.Л. Понятие и признаки транснациональной организованной преступности // Транснациональная организованная преступность: дефиниции и реальность. Владивосток, 2001.
7. Жумабеков О.И. Взаимодействие правоохранительных органов двух независимых государств в раскрытии и расследовании тяжких преступлений (из опыта работы первой межгосударственной следственно-оперативной группы) // Прокурорская и следственная практика. 1998. № 4.
8. Нурбеков И.М. Организация и тактика взаимодействия с иностранными компетентными органами при расследовании преступлений международного характера: Монография. Под ред. А.Г. Волеводза. М., 2012.
9. Устинов, А.В. Взаимодействие органов предварительного следствия Российской Федерации с уполномоченными субъектами иностранных государств в целях получения доказательств по уголовному делу: Монография.
/ Под ред. А.Г. Волеводза. М., 2014.
10. Давыдов В.О. Транснациональная преступная деятельность экстремистского характера как объект криминалистического исследования: Монография / Под науч. ред. А.Ю. Головина. Тула, 2016.
Давыдов Владимир Олегович, канд. юрид. наук, доц. кафедры правосудия и правоохранительной деятельности, Почетный сотрудник МВД России, VladDv71 a yandex.ru,Россия, Тула, Тульский государственный университет
TO THE QUESTION OF THE COLLECTIVE FORM OF INVESTIGATION OF TRANSNATIONAL CRIMINAL ACTIVITY EXTREMIST CHARACTER
V.O. Davydov
In article the author's view of organizational forms of investigation of transnational criminal activities of extremist nature is provided. Classification of collective forms of investigation is offered. As a collective form of investigative activities in case of investigation of the facts of transnational extremism the institute of joint operational-investigations group is researched.
Keywords: collective form of investigation, transnational extremism, joint operational-investigations group, jointly investigation, organizational structure.
Davydov Vladimir Olegovich, Ph.D. Jurid. Sciences, associate professor "Justice and law-enforcement activity", Fellow Russian Interior Ministry, VladDv 71 'a yandex. ru, Russia, Tula, Tula State University