Научная статья на тему 'К вопросу о классификации услуг по Гражданскому законодательству РФ'

К вопросу о классификации услуг по Гражданскому законодательству РФ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2539
206
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСЛУГИ / КЛАССИФИКАЦИЯ УСЛУГ / SERVICES / CLASSIFICATION SERVICES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Коленков Алексей Александрович

В статье рассматривается классификация услуг по гражданскому законодательству РФ; выделены основания классификации и основные виды услуг, предусмотренные гражданским законодательством РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE CLASSIFICATION OF SERVICES UNDER CIVIL LEGISLATION OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article discusses the classification of services in the civil legislation of the Russian Federation, highlighted basis of classification and basic services provided by the civil legislation of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «К вопросу о классификации услуг по Гражданскому законодательству РФ»

Вестник Самарской гуманитарной акалемии. Серия «Право». 2016. № 1-2 (18)

УДК 347.4

К ВОПРОСУ О КЛАССИФИКАЦИИ УСЛУГ ПО ГРАЖДАНСКОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РФ

© А. А. Коленков

Коленков

Алексей Александрович

руководитель Московского медицинского университета «Реавиз»

(«РЕАбилитация, Врач И Здоровье») E-mail:

kolenkovaleksei@mail.ru

В статье рассматривается классификация услуг по тражланскому законолательству РФ; вылелены основания классификации и основные вилы услуг, прелусмотренные гражланским законолательством РФ.

Ключевые слова: услуги, классификация услуг.

В юридической доктрине понятие услуга исследовано многими учёными. Так, С. С. Алексеев полагает, что услуга «не сама по себе деятельность, а определенный результат»1. Л. В. Сан-никова понимает под услугой «действия услуго-дателя по сохранению или изменению состояния невещественных благ (имущественных прав, информации, нематериальных благ), совершаемые им в пользу услугополучателя»2. По мнению В. А. Кабатова, предметом различного рода услуг «являются, как правило, соответствующие действия, а не их овеществленный результат: оказание медицинской помощи, проведение консультаций и т. п. Однако в некоторых случаях услуга (например, оказание медицинской помощи) может привести к определенному овеществленному результату...»3. Рассуждая об услуге как объекте гражданских прав, С. П. Гришаев заключает, что «данном случае большее значение имеет

1 Алексеев С. С. Об объекте права и правоотношения // Вопросы общей теории советского права. М., 1960. С. 297.

2 Санникова Л. В. Услуги в гражданском праве России. М. : Волтерс Клувер, 2006. С. 143.

3 «Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (часть вторая)» / под ред. О. М. Козырь, А. Л. Маковского, С. А. Хохлова. М. : МЦФЭР, 1996.

сам процесс какой-либо деятельности, а не ее конечный результат (хотя он также принимается во внимание). <...> Применительно к услугам правильнее говорить не о материальном результате, а об эффекте оказанной услуги»4. М. И. Брагинский, В. В. Витрянский отмечают, что «всюду в Кодексе речь идет об услуге именно как об определенном действии. При этом, с точки зрения лица, оказывающего услугу, соответствующее действие представляет собой «работу», а для того, кому (в чьих интересах) она совершается, — «услугу». В результате есть основания признать, что разграничение договоров путем противопоставления «работы» «услуге» оказывается безуспешным»5.

Надо полагать, что услуга есть активные действия услугодателя в интересах услугополучателя, совершаемые в соответствии с состоявшимся между ними соглашением либо во исполнение положений законодательства РФ, имеющие объективную форму выражения, включающие в себя как процесс осуществления содержания услуги, так и ее результат в рамках объективно возможного.

В соответствии со ст. 128 ГК РФ к объектам гражданских прав относится результаты работ и оказание услуг. По смыслу ст. 779 ГК РФ оказать услугу значит совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность.

Пунктом 2 ст. 779 ГК РФ выделены некоторые виды услуг: связи, медицинских, ветеринарных, аудиторских, консультационных, информационных услуг, услуг по обучению, туристическому обслуживанию и другие. Перечень услуг является открытым. Гражданское законодательство РФ выделяет виды услуг в зависимости от сферы их оказания.

Анализ законодательства РФ позволяет заключить, что услуга есть самостоятельный процесс, существо которого определяется видом, характером и природой услуги. Мы находим, услугу, как в виде деятельности, так и в виде результата такой деятельности, если он объективно возможен и может быть выявлен.

А теперь обратимся в классификации услуг, как совокупности деятельности и её результата.

В доктрине подразделяют услуги на публично-правовые и частноправовые6. Данное разделение производится на основании Указа Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», согласно которому под функциями по оказанию государственных услуг понимается предоставление федеральными органами исполнительной власти непосредственно или через подведомственные им федеральные государственные учреждения либо иные организации безвозмездно или по регулируемым органами государственной власти ценам услуг гражданам и организациям в

4 Гришаев С. П. Эволюция законодательства об объектах гражданских прав // СПС КонсультантПлюс. 2015.

5 Брагинский М. И., Витрянский В. В. Договорное право. Договоры о выполнении работ и оказании услуг. Изд. испр. и доп. М. : Статут, 2002. Кн. 3. С. 223

6 Сфера услуг: гражданско-правовое регулирование : сб. статей / А. В. Асосков, А. В. Барков, А. А. Богер и др. ; под ред. Е. А. Суханова, Л. В. Санниковой. М. : Инфотропик Медиа, 2011. 240 с.

области образования, здравоохранения, социальной защиты населения и в других областях, установленных федеральными законами7. Также отметим, что в научной литературе ведется дискуссия о сущности публично-правовых услуг, их соотношении с государственными и социальными. Так, Л. К. Терещенко отмечает, что «термин «публичные услуги» гораздо шире «государственных услуг», их могут оказывать и государственные, и негосударственные структуры, но главное, что их объединяет, — это заинтересованность общества в их выполнении, общественный интерес, социальная значимость»8. Законодательство РФ выделяет социальные услуги. Так, в соответствии со ст. 3 Федерального закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» социальная услуга — действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности9.

Представляется, что публичные или государственные услуги понятия тождественные, так как в качестве услугодателя выступает государство, его публично-правовые образования. Напротив, публичные (государственные) и социальные услуги различаются. Социальная услуга уже по своему содержанию услуги публичной, поскольку последняя может выходить за рамки социальной и может касаться иной сферы деятельности государства.

Услуги могут быть возмездными и безвозмездными; иметь либо не иметь результат; коммерческими и некоммерческими; социальными, предпринимательскими и иными; имущественными и личными неимущественными; односторонними и двусторонними (взаимными); обязательными и добровольными.

Глава 39 ГК РФ предусматривает правила возмездного оказания услуг. Так, в соответствии с п. 1 ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги, а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Правовое регулирование безвозмездных услуг осуществляется в основном Федеральными Законами, Указами Президента, Постановлениями Правительства и иными нормативными правовыми актами. Например, согласно ст. 31 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» социальные услуги в форме социального обслуживания на дому, в полустационарной и стационарной формах социального обслуживания предоставляются бесплатно10. Кроме того, проанализировав судебную практику, можно заключить, что законоположения, установленные в ГК РФ, не запрещают возможность оказания безвозмездной услуги в соответствии с ГК РФ. Так, Высший Арбитражный Суд РФ в определении от 16.07.2010 № ВАС-9448/10 по делу № А50-20807/2009 указал, что «стороны по соглашению установили

7 Российская газета. 12.03.2004. № 50.

8 Терещенко Л. К. Услуги: государственные, публичные, социальные // Журнал российского права. 2004. № 10.

9 Российская газета. 30.12.2013. № 295.

10 Там же.

безвозмездную модель возмездного договора, но при этом такая модель не противоречит правовой природе договора на оказание услуг»11.

Тесно с возмездными и безвозмездными услугами связаны и услуги, направленные на получение результата или не имеющие результата. Так, например, результатом оказания аудиторских услуг является аудиторское заключение. Согласно ст. 6 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-Ф3 «Об аудиторской деятельности» аудиторское заключение — официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица12.

Услуги подразделяются на коммерческие и некоммерческие в зависимости от цели извлечения прибыли. К примеру, в соответствии Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» гражданам РФ оказывается, как бесплатная медицинская помощь, так и платные медицинские услуги. При этом, как нам представляется, бесплатная медицинская помощь предоставляется государством как гарантия закрепленного в ст. 41 Конституции РФ права на здоровье и не направлена на извлечение коммерческой выгоды со стороны медицинских организаций. Напротив, оказание платных медицинских услуг непосредственно приносит материальную выгоду организации, оказывающей такие услуги.

В зависимости от объекта можно выделить имущественные и личные неимущественные услуги. Полагаем, что по договору об оказании образовательных услуг, предметом которого является нематериальное благо в виде передачи знаний или образовательный процесс, а предметом, например, социальной услуги — помощи неблагополучным гражданам РФ (уход), то есть материализованное благо.

Как и сделки, услуги подразделяются на односторонние и двусторонние. Односторонней может быть информационная услуга, например, при пользовании в сети Интернет поисковыми сетями yandex, mail и иными. Взаимной услугой будет являться аудиторская услуга, так ст. ст. 13,14 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-Ф3 «Об аудиторской деятельности»13 предусматривают перечень взаимных прав и обязанностей аудиторской организации, индивидуального аудитора и аудируемого лица, лица, заключившего договор оказания аудиторских услуг.

В зависимости от волеизъявления сторон услуги подразделяются на добровольные и обязательные. Так, в соответствии со ст. 3 3акона РФ от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» страхование осуществляется в форме добровольного страхования и обязательного страхования14. Также отметим, что согласно ст. 11 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в

11 Определение ВАС РФ от 16.07.2010 № ВАС-9448/10 по делу N А50-20807/2009

12 Российская газета. 31.12.2008. № 267.

13 Там же.

14 Российская газета. 12.01.1993. № 6.

Российской Федерации»15 не допускается отказ от оказания медицинской помощи в экстренной форме медицинской организацией и медицинским работником гражданину. Такая помощь осуществляется безотлагательно и бесплатно. Изложенное позволяет сделать следующие выводы.

Услуга понимается как деятельность, и как результат этой деятельности, если он в принципе объективно возможен. Классификация услуг возможна по субъектам, характеру деятельности, правовой природе и иным основаниям. Публично-правовые услуги чаще всего являются безвозмездными, а частноправовые — возмездными.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеев С. С. Об объекте права и правоотношения // Вопросы общей теории советского права. Москва, 1960.

2. Брагинский М. И., Витрянский В. В. Договорное право. Договоры о выполнении работ и оказании услуг. Изд. испр. и доп. Москва : Статут, 2002. Кн. 3.

3. Гришаев С. П. Эволюция законодательства об объектах гражданских прав // СПС КонсультантПлюс. 2015.

4. «Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (часть вторая)» / под ред. О. М. Козырь, А. Л. Маковского, С. А. Хохлова. Москва : МЦФЭР, 1996.

5. Санникова Л. В. Услуги в гражданском праве России. Москва : Волтерс Клувер,

2006.

6. Сфера услуг: гражданско-правовое регулирование : сб. статей / А. В. Асосков, А. В. Барков, А. А. Богер и др. ; под ред. Е. А. Суханова, Л. В. Санниковой. Москва : Инфотропик Медиа, 2011.

7. Терещенко Л. К. Услуги: государственные, публичные, социальные // Журнал российского права. 2004. № 10.

ON THE CLASSIFICATION OF SERVICES UNDER CIVIL LEGISLATION OF THE RUSSIAN FEDERATION

A. Kolenkov

IThe article discusses the classification of services in the civil legislation of the Russian Federation, highlighted basis of classification and basic services provided by the civil legislation of the Russian Federation.

Key words: services, classification services.

15 Российская газета. 23.11.2011. № 263.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.