12. Nikitina T.G., Rogaljova E.I. Ole-ole-ole! Slovar' futbol'nogo bolel'shhika. M.: OLMA Media Grupp, 2010.
13. Nikitina T.G., Rogaljova E.I. Futbol'nyj slovar' slenga. M.: Astrel', 2006.
14. Novgorodskij oblastnoj slovar' / otv. red. V.P. Strogova. Velikij Novgorod: Izd-vo NGPU -NovGU im. Jaroslava Mudrogo, 1992-2000. Vyp. 1-13.
15. Novye slova i znachenija. Slovar'-spravoch-nik po materialam pressy i literatury 90-h godov XX veka: v 2 t. / otv. red. T.N. Buceva. SPb.: Dmitrij Bulanin, 2009.
16. Prokosheva K.N. Materialy dlja slovarja govorov Severnogo Prikam'ja. Perm': Perm. ped. in-t, 1972.
17. Pskovskij oblastnoj slovar' s istoricheskimi dannymi / pod red. B.A. Larina [i dr.]. L. (SPb.): LGU (SPbGU), 1967-2016. Vyp. 1-26.
18. Rybnikova M.A. Russkie poslovicy i pogo-vorki. M.: Izd-vo AN SSSR, 1961.
19. Slovar' russkih govorov Karelii i sopredel'-nyh oblastej / gl. red. A.S. Gerd. SPb.: Izd-vo SPbGU, 1994-2005. Vyp. 1-6.
20. Slovar' russkih narodnyh govorov / gl. red. F.P. Filin, F.P. Sorokoletov. M.; L.; SPb.: Nauka, 1965-2014. Vyp. 1-47.
21. Sokolova M.I. Narodnaja mudrost': Poslovicy i pogovorki. Novosibirsk: Ofset, 2009.
"Images of Russian speech" in lexicographical interpretation: concept of a Consolidated dictionary of popular phraseology
The article deals with the concept of a Consolidated dictionary of popular phraseology, which brings together the materials of the domestic phraseological sources of the XIX-XXI centuries and the new phraseology recorded by authors in speaking and Internet communications. The features of macro-and microstructure of the dictionary, the potential of reflection of the evolution of the cultural background of phraseological units are described in the article.
Key words: phraseology, fixed comparisons, lexicography, dictionary entry, folk dialects, youth slang, the codes of culture.
(Статья поступила в редакцию 17.07.2017)
О Соколова М.С., 2017
М.С. СОКОЛОВА (Волгоград)
к вопросу о классификации социальной поддержки как составляющей позитивной коммуникации*
Освещается понятие социальной поддержки как феномена, оказывающего благотворное влияние на процесс коммуникации. Социальная поддержка представляет собой сложный коммуникативный процесс, направленный на оказание различного рода помощи, необходимой собеседнику в контексте текущей ситуации. Представлено краткое описание типов поддержки, способствующих при определенных условиях оптимизации общения. Используемые понятия и теоретические положения отражают коммуникативный подход, в рамках которого проводится исследование.
Ключевые слова: социальная поддержка, межличностные отношения, позитивная коммуникация, виды поддержки.
Социальная поддержка, несомненно, играет важную роль в жизни человека взаимодействующего, человека как части общества. Значимость поддержки можно объяснить наличием у индивидуума потребностей, свойственных ему как Homo sapiens. С одной стороны, это естественные потребности в безопасности (по А. Маслоу), с другой - экзистенциональные потребности человека в установлении социальных связей (по Э. Фромму), крепких и гармоничных взаимоотношений. В. Франкл в своей книге «Человек в поисках смысла» пишет о самотрансценденции человеческого существования: «<...> человеческое бытие всегда ориентировано вовне на нечто, что не является им самим, на что-то или на кого-то: на смысл, который необходимо осуществить, или на другого человека, к которому мы тянемся с любовью. В служении делу или любви к другому человек осуществляет сам себя. Чем больше он отдает себя делу, чем больше он отдает себя своему партнеру, тем в большей степени он является человеком и тем в большей степени он становится самим собой» [3]. Итак, содействующее социальное поведение - это естественное проявление человеческой природы.
* Статья подготовлена при поддержке РГНФ (проект № 16-34-00016).
ИЗВЕСТИЯ ВГПУ. ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Оказание помощи в требующей того ситуации представляет собой своеобразный обмен ресурсами посредством взаимодействия двух сторон: нуждающейся в поддержке (receiver / support recipient) и способной ее оказать (supporter / caregiver). Разнообразие коммуникативных ситуаций подразумевает существование различных форм и способов выражения поддержки.
Обзор работ, посвященных проблеме классификации социальной поддержки [8-10 и др.], а также анализ исследовательского материала позволил сформулировать типологиза-цию поддержки как коммуникативного феномена. Задача настоящей статьи - обозначить возможные формы социальной поддержки, способствующие оптимизации общения.
Актуальность темы обусловлена следующими положениями.
1. Социальная поддержка является существенной частью межличностной коммуникации.
2. Наиболее полное представление о социальной поддержке можно получить, изучая ее в коммуникативном контексте.
3. Характер и исход межличностных взаимоотношений во многом определяется способностью человека к содействующему социальному поведению (supportive social interaction), а именно - оказывать и принимать помощь.
4. Полученные выводы возможно использовать как практические рекомендации в лекционных курсах по теории коммуникации и социолингвистике, в тренингах по обучению навыкам общения, способствующим гармонизации взаимоотношений.
Научная новизна рассматриваемой темы определяется тем, что приводится типологи-зация социальной поддержки как коммуникативного явления, способного оказать благотворное влияние на участников общения, их взаимоотношения, а также на общее течение интеракции и ее исход.
Материал исследования представлен художественными произведениями конца ХХ -начала XXI в. на русском и английском языках, картотекой записи устной речи, видеофильмами. Единицей анализа является коммуникативная ситуация, в рамках которой возможно идентифицировать различные формы оказания поддержки партнеру по коммуникации.
Теоретико-методологической базой исследования послужили отечественные и зарубежные труды в области теории коммуникации, социолингвистики, психолингвистики и
прагмалингвистики. Работа базируется на следующих положениях.
1. Социальная поддержка является неотъемлемой частью человеческих взаимоотношений [7] и представляет собой двусторонний, взаимообусловленный коммуникативный процесс [4 и др.].
2. Вера человека в то, что он может получить поддержку в случае необходимости, оказывает положительное влияние на его общую оценку и эмоциональное отношение к происходящему, способствует развитию адаптационных и коммуникативных способностей [5].
3. Изучение социальной поддержки в рамках данной работы основывается на позиции интеракциональности [2], позволяющей обнаружить и проанализиовать связь между способом выражения поддержки (или ее значимым отсутствием) и оказываемым влиянием на участников интеракции, процесс общения в целом.
4. Социальная поддержка является одной из ключевых составляющих позитивной коммуникации, представляющей собой «взаимодействие, основанное на положительных эмоциях, направленное на взаимопонимание и приносящее удовлетворение всем участникам» [1].
5. Социальная поддержка имеет различные формы выражения, определяемые совокупностью факторов - личностных и контекстуальных [6].
6. В реальной ситуации общения несколько форм поддержки могут сочетаться, дополняя или заменяя друг друга под воздействием динамично меняющихся условий интеракции [11].
Поскольку в рамках данной работы изучение социальной поддержки является объектом коммуникативного исследования, в основе предлагаемой классификации лежат соответствующие критерии. Полагая, что социальная поддержка - это сложный, многоаспектный и динамичный процесс, в работе мы используем междисциплинарные понятия и категории с целью получения наиболее полного представления об исследуемом понятии.
ресурс оказываемой помощи
Информационная поддержка (informational support) характеризуется взаимодействием, направленным на предоставление собеседнику необходимой информации или сведений о том, где ее можно получить, в той степени, в которой индивидуум чувствует себя достаточно информированным. Может выражаться в виде обратной связи на вопрос или
просьбу, совета, объяснения, четкого определения роли, предложения, инструкций, рекомендаций, перенаправления к другому источнику информации и т.д. Например, в романе Марка Хэддона «Загадочное ночное убийство собаки» ("The Curious Incident of the Dog in the Night-Time") проявлением данного типа поддержки являются четкие и практичные советы по поводу взаимоотношений с окружающими, которые дает учительница Кристоферу, 15-летнему подростку с аутизмом: И я не понимаю, что хочет сказать отец, когда велит мне не соваться в чужие дела <...> Ши-вон меня понимает. Когда она велит чего-то не делать, она четко формулирует, чего именно мне делать нельзя. И меня это устраивает. Например, она однажды сказала: - Ты никогда не должен бить Сару, даже если она стукнула тебя первой. Если она опять тебя ударит, отойди от нее, спокойно досчитай от одного до пятидесяти, потом подойди ко мне или к другому учителю и расскажи об этом. В другой раз она сказала: - Если ты хочешь покачаться на качелях, а они заняты, никогда не сталкивай с них людей. Ты должен сказать человеку, который на них сидит, что ты хочешь покачаться, а потом дождаться, когда он слезет (М. Хэддон. Загадочное ночное убийство собаки).
Эмоциональная поддержка (emotional support) - это форма общения, способствующая созданию эмоционально комфортной обстановки для установления, регулирования и развития конструктивных межличностных отношений. В качестве способов выражения эмоциональной поддержки следует выделить вовлеченность в общение; принятие стороны собеседника; снятие эмоционального напряжения; проявление эмоциональной гибкости, эм-патии, заботы, доверия; выражение симпатии, чувства привязанности, любви; построение глубоких эмоциональных связей с собеседником; готовность выслушать собеседника и разделить его точку зрения и т.д. Поддержка не всегда подразумевает проявление активности со стороны адресата. Иногда ситуация требует ухода от общения, молчаливого принятия собеседника и его внутренних переживаний, как в рассказе В. Астафьева «Последний поклон»: Глухой ночью возвратился я домой. Бабушка, должно быть, по лицу моему угадала, что в душе моей что-то свершилось, и не стала меня бранить. - Ты где так долго? - только и спросила она. - Ужин на столе, ешь и ложись (В. Астафьев. Последний поклон).
Поощрительная поддержка (esteem support) представляет собой набор вербальных
и невербальных «посланий», мотивирующих индивида или способствующих раскрытию у него способности преодолевать сложные жизненные ситуации. Данная форма поддержки включает в себя такой «инструментарий» взаимодействия, который способен подчеркнуть достоинства собеседника, оказать положительное влияние на его самовосприятие и самооценку; способствовать ощущению владения ситуацией, контроля происходящего в коммуникативном пространстве (например, позитивная оценка достижений, одобрение, подбадривание и др.). В результате подобного проявления поддержки у реципиента появляется возможность для самораскрытия, познания себя как личности во взаимоотношениях.
Показательными, на наш взгляд, являются отношения бывшей заключенной Любки и молодого врача Ирины Михайловны, оказавшейся после смерти мамы в затруднительном положении. Не имея средств к существованию, молодая женщина предложила Любке стать няней для ее восьмимесячной дочки. Доверие, открытость и взаимная помощь стали отличительной чертой отношений женщин: Ирина Михайловна приподнялась на локте и сказала в сгущенную темноту угла, где на топчане лежала Любка, главарь банды: - Вы человек талантливый, Люба, сильный. Вот переживем, Бог даст, весь этот бред, уедем в Ташкент, определю вас в вечернюю школу. А потом - в медучилище, у меня там сокурсница работает... <...> - Ирина Михайловна! Спасибо вам за все... Держали меня, грели, шкафов не запирали, «вы» говорили. Я вас до смерти не забуду... ( Д. Рубина. Любка).
Коммуникативная поддержка (communicative support) представляет собой форму взаимодействия, способствующую сопричастности реципиента к какому-либо событию или социальной интегрированности, т.е. возникновению у него чувства принадлежности к определенной социальной группе. В качестве иллюстрации приведем впечатления главного героя рассказа Евгения Гришковца «Начальник» от взаимоотношений руководителя и посетителей кружка: Почти все люди в городе Кемерово, которые сейчас работают фотографами в газетах или операторами на телевидении, прошли через наш фотокружок. Все знают Начальника <...> И мы все, конечно, члены особого клуба. Члены особого братства. И первое достижение, какое у нас было в жизни - это то, что один азартный, веселый, умный, взрослый человек называл нас «дядя». Он оказал нам доверие! Он доверил нам время своей жизни, своей надежды, свою профес-
сию, свои представления о том, как и что... (Е. Гришковец. Начальник).
Другим проявлением коммуникативной поддержки является содействие в организации общения, создания условий для его осуществления, как в следующем примере: Аншель родился глухим, и друзья с малых лет научились свободно общаться на языке жестов, взмахами ловких пальчиков заменяя слова (Дж. Бойн. Мальчик на вершине горы).
Материальная помощь (tangible support / instrumental support) подразумевает интеракцию, основанную на каких-либо непосредственных действиях, способных в должной степени удовлетворить физические нужды и потребности человека. Это различного рода пожертвования, финансовая помощь (денежные выплаты, пособия и т.д.), снабжение необходимыми вещами и продовольствием, организация социально значимых мероприятий и др.
Необходимость в духовной поддержке (spiritual support) возникает в особо трудных жизненных ситуациях с психологической точки зрения (тяжелая болезнь, потеря близких, стихийное бедствие, чрезвычайное происшествие, утрата смысла жизни, пребывание в местах лишения свободы, на территории военных действий и др.). Оказание подобного рода помощи направлено на общение, в процессе или в результате которого для личности становится возможным приобретение веры в себя и отношения, становятся значимыми совершаемые действия и поступки, появляется смысл существования. Ярким примером духовной поддержки является форма общения великого мыслителя и писателя Януша Корчака со своими воспитанниками: Развивать идеи Корчака значит стремиться к тому, чтобы и в семье, и в воспитательном учреждении понимали: их основная обязанность - помочь ребенку быть собой, быть человеком, который имеет право на собственное мнение, собственное представление о жизни и мире, на диалог, на самостоятельное принятие решений по вопросам, касающимся его сверстников, ибо ребе-ноклучший эксперт в этих вопросах <...> создать такую систему жизни, в которой дети будут чувствовать себя хорошо, уютно, будут ощущать себя полноправными существами (O.P. Медведева. Память Корчака. Сборник статей).
Способ выражения поддержки
Доступность того или иного способа оказания помощи, как правило, ситуативно или личностно обусловлена. К ситуативным факторам, определяющим коммуникативное про-
странство, следует отнести сферу общения, форму и условия интеракции, наличие / отсутствие физических коммуникативных помех, характер отношений между собеседниками. Адресная ориентация представлена совокупностью идентификационных характеристик (параметров) реципиента, а именно его возрастной, гендерной, социальной и национально-культурной принадлежностью.
С точки зрения канала связи поддержка может иметь вербальное или невербальное выражение. Вербальная поддержка подразумевает оказание помощи собеседнику, выражаемое посредством языковых средств. Например, выбор стиля общения, формы обращения, модальность сообщения; изменение коммуникативной дистанции в требующей того ситуации; переключение на необходимый регистр общения; тематические предпочтения / ограничения; использование лексики, доступной для восприятия собеседника и др. Особое место в вербальной поддержке занимает выявление потребностей собеседника, поощрение его потенциальных возможностей для их удовлетворения, а также создание доброжелательной и благоприятной атмосферы для развития или поддержания взаимоотношений. Приводимое ниже описание стиля общения Марго с окружающими ее людьми можно рассматривать как проявление поддержки, обусловленное стремлением героини увидеть природу человека, его потребности и возможности, раскрыть его потенциал: В дом постоянно шастали гости: одни ушли, другие пришли. Марго расцветала от гостей. Подпиты-валась энергией. Как она умела встретить... Как принять... Марго любовалась пришедшим - скрыто и явно. Каждый человек для Марго был носителем божественного промысла, секрет которого надо было разгадать. И она разгадывала. И находила в каждом то, чего не видел никто до нее. Марго была доброжелательна <... > Вера привыкла к унижениям. Как-то так получалось, что ее все унижали <... > И только Марго видела в Вере и актрису, и женщину, и личность. И постепенно Вера прониклась ее уверенностью. Да. Она не хуже других. И даже лучше многих. Вера расцвела (В. Токарева. Дерево на крыше).
Невербальная поддержка представляет собой помощь личности с использованием различных неязыковых средств, способствующих достижению коммуникативного замысла посредством комфортного общения. данная поддержка наиболее характерна для общения между близкими, знакомыми людьми,
хотя встречаются и исключения. К средствам выражения невербальной поддержки можно отнести длительность и количество молчания, проявление необходимой эмоциональной сдержанности и терпимости к собеседнику, выраженность тактильных действий; соблюдение определенной физической дистанции; обилие метакоммуникативных сигналов, подаваемых коммуникантами осознанно (подбадривающее похлопывание по плечу, поглаживание по голове, ответная улыбка и др.) и неосознанно (нахмуривание лба и понимающее кивание головой как выражение эмпатии; рефлекторные знаки помощи; жестовые, мимические экспликациии т.д.).
Формальность общения
С точки зрения статусно-ролевых и ситуативно-коммуникативных позиций участников общения можно говорить о формальном или неформальном характере поддержки. Подобное разграничение выражается в доступности и частоте контактов двух сторон; степени «погружения» в суть проблемы; информированности о потребностях личности; возможности использовать те или иные ресурсы для решения социальных или личостно значимых задач; открытости и доверительности взаимоотношений; необходимости следования установленному сценарию действий; допустимости / недопустимости определенных коммуникативных действий; наличии / отсутствии ограничений в плане выражения оценок, потребностей и т.д.
Институциональная поддержка (formal / institutional support) - это форма взаимодействия, предусматривающая различного рода помощь квалифицированных специалистов по запросу нуждающегося (или его представителей) и направленная на восполнение необходимых ресурсов личности с целью ее оптимального функционирования в социуме. В роли провайдеров или источников помощи выступают телефоны доверия, фонды взаимопомощи, социальные службы, интернет-сети, клубы единомышленников и т.д. В романе Джона Грина «Виноваты звезды» приводится описание одной из встреч группы поддержки глазами главной героини Хейзел Грейс Ланкастер: <... > мама решила отвести меня к лечащему врачу, доктору Джиму, который подтвердил, что я действительно погружена в парализующую, уже клиническую депрессию, поэтому нужно скорректировать принимаемые мною лекарства и обязать меня посещать еженедельные заседания группы поддержки. Группа поддержки отличалась по-
стоянной сменой состава участников, пребывавших в разных стадиях депрессии по поводу своей онкологии <...> Собрания проходили по средам в подвале каменной епископальной церкви, фундамент которой имел форму креста. Мы садились в кружок посередине <. > Патрик, руководитель группы поддержки и единственный в комнате старше восемнадцати, заводил волынку о Иисусовом сердце <...> Потом мы знакомились: имя, возраст, диагноз, настроение. <. > Дав всем высказаться, Патрик всегда спрашивал, не хочет ли кто чем поделиться <... > Надо отдать Патрику должное: он позволял нам говорить и о смерти. <... > Заседание продолжалось бойко: бои были подсчитаны, битвы в заранее проигранных войнах выиграны, поцеплялись за надежду, поругали и похвалили родителей, согласились, что друзьям не понять серьезности проблемы. Слезы были пролиты, утешение предложено. <...> Когда Патрик закончил, мы повторили вместе дурацкую мантру - прожить сегодня как лучший день в жизни, и собрание закончилось <... > (Дж. Грин. Виноваты звезды).
Личностная поддержка (informal / personal support) - это помощь, оказываемая личности представителем(ями) ее круга общения. Речь идет о поддержке со стороны семьи, друзей, членов социальной группы, к которой принадлежит индивидуум. Беатрис в разговоре со своим племянником Пьеро, которого она приютила после смерти его родителей, говорит: <. > семья - вот что самое главное. А мы с тобой семья. Больше ни у меня, ни у тебя никого нет. Мы должны поддерживать друг друга (Дж. Бойн. Мальчик на вершине горы).
Как правило, чем шире круг общения, тем больше вероятности в получении помощи в случае необходимости. Однако немаловажным является факт «качества» межличностных связей, которыми обладает личность. Так, характер взаимоотношений, существующих между индивидуумом и представителем его круга общения, оказывает непосредственное влияние на «содержание» оказываемой поддержки, ее количество (частоту).
Разделяя поддержку на институциональную и личностную, следует учитывать то, что статусно-ролевая симметричность / асимметричность имеет временные и пространственные ограничения. так, изменение места, времени и обстоятельств взаимодействия закономерно обусловливают динамику отношений, включая иерархический ранг коммуникантов. Поддерживающая коммуникация может приобретать различный характер (например, при
общении коллег в рабочее и нерабочее время, в присутствии посторонних лиц, подчиненных или в их отсутствии).
Количество коммуникантов
С точки зрения числа участников, вовлеченных в процесс решения проблемы, можно говорить об интраперсональной, межличностной и групповой поддержке. Интраперсональ-ная поддержка (self-help support), или самопомощь, заключается в том, что человек прилагает собственные усилия для достижения своего благополучия. Это тип помощи доступен личности, обладающей определенным адаптационным потенциалом, необходимым объемом знаний или соответствующим опытом -всем тем, что позволяет человеку предпринимать собственные шаги в поиске решения той или иной задачи. Приведем описание того, как приспосабливается в незнакомых ситуациях 15-летний подросток Кристофер: And this is how I recognize someone if I don't know who they are. I see what they are wearing, or if they have a walking stick, or funny hair, or a certain type of glasses, or they have a particular way of moving their arms, and I do a Search through my memories to see if I have met them before. And this is also how I know how to act in difficult situations when I don't know what to do (M. Haddon. The Curious Incident of the Dog in the Night-Time).
Межличностная поддержка (interpersonal support) происходит при взаимодействии двух коммуникантов. Данная форма поддержки предполагает высокую потребность в аффи-лиации или стремлении взаимодействовать с окружающими, создавать и поддерживать доверительные, эмоционально значимые, позитивные отношения с окружающими; проявление коммуникативной инициативы со стороны, нуждающейся в поддержке (просьба о помощи) или готовой ее оказать (предложение помощи); вовлеченность в общение; определенную степень открытости; активную обратную связь и др. Поведение медсестры Любочки из книги В. Воробьева «Отец Арсений» представляет собой яркий пример межличностной поддержки. Отношение к каждому пациенту наполнено особой заботой и вниманием, соучастием и содействием, искренним желанием помочь: Все сестры были внимательны и приветливы с больными; одних больные любили больше, других меньше. Но одна из них - Любочка, молоденькая девушка 22 лет, особенно была любима больными <...> Утром, входя в палату, Любочка радостно обращалась ко всем лежащим со словами: «Утро доброе!» - и думалось, что слова обращены не
ко всем, а к каждому в отдельности. Раздавая градусники, спрашивала каждого, как он провел ночь, что ему сейчас нужно. Поправляла подушку, одеяло, тяжелобольному вытирала лицо, давала пить. Помнила, как каждого зовут <...> Делая инъекции, внутривенные вливания, ободряла больного, успокаивала, уверяя, что станет лучше и больной поправится. Для всех у нее было доброе слово, полное участия, ободрения. Какой огромный смысл таится в нем, как необходимо в семье, на работе слышать его от близких, товарищей, друзей, а тем более больным! Любочка со своим участием, с добрым словом, входила в мир больного радостным лучом света, путеводной нитью к выздоровлению, надеждой. Расспрашивала больных о домашних делах, предлагала опустить письмо да и многое другое <... > Больные, выписавшиеся из больницы, часто в дни ее дежурств приходили и навещали ее или звонили и о чем-то говорили с ней. Доброе слово Любочки часто помогало больше лекарств <...> (В. Воробьев. Отец Арсений).
Групповая поддержка (group support) подразумевает наличие более двух участников либо со стороны, оказывающей помощь, либо со стороны, которая ее принимает. Как правило, данная форма поддержки редко носит хаотичный, никем не контролируемый характер. Обычно это организованная группа лиц во главе с лидером (модератором), наделенным ме-такоммуникативными полномочиями, способным определить потребности нуждающейся стороны и наиболее эффективно использовать имеющиеся ресурсы. В качестве примера приведем цитату из книги, посвященной анализу психологии успеха личности в спортивной среде и созданию позитивного микроклимата в команде: Положительная поддержка особенно необходима, когда спортсмен чувствует, что не совсем удачно выступает или не может реализовать своих возможностей. Отрицательные реакции со стороны членов команды или тренеров, такие как сарказм, резкая критика и отсутствие внимания, могут просто «уничтожить» некоторых спортсменов. Майк Кризевски (Mike Krzyzewski), тренер мужской баскетбольной команды университета, отмечает: первое, что он считает необходимым сделать в начале сезона, это удостовериться в том, что все игроки разделяют концепцию команды и поддерживают друг друга. Создание эффективного микроклимата в команде требует взаимной поддержки и взаимного уважения всех ее членов (Р.С. Уэйнберг, Д. Гоулд. Основы психологии спорта и физической культуры).
Эффективность
Данный критерий является одним из важнейших. Процесс социальной поддержки направлен на оказание различного рода помощи индивиду посредством выбора средств, с одной стороны, доступных адресанту, с другой - отвечающих потребностям собеседника, значимых для него в контексте текущей ситуации. Речь идет об адресно и ситуативно оправданных действиях, способствующих достижению коммуникативного замысла и оказывающих положительное влияние на участников общения, межличностные взаимоотношения в целом.
Тем не менее с точки зрения конечного результата социальная поддержка может быть эффективной и неэффективной. Почему? Попытка помочь или непосредственно предпринятые действия помощи могут спровоцировать коммуникативную неудачу в силу определенных причин. Например, неготовность или нежелание адресата принять руку помощи; отсутствие у адресанта (человека, оказывающего поддержку) определенных личных качеств, способностей, навыков и умений, позволяющих осуществить выбор ресурса, наиболее оптимального в конкретной ситуации; несоответствие предлагаемой помощи потребностям индивида; неоправданные коммунитив-ные ожидания; различие имеющегося у коммуникантов социального опыта, представления о типичном и должном исполнении какой-либо роли; различное восприятие и интерпретация участниками коммуникации предлагаемой или оказанной поддержки; понижение самооценки адресата в результате полученной помощи; неосознанная стимуляция эмоционально зависимого поведения у получателя поддержки, эмоциональная нестабильность участников интеракции, обусловливающая характер общения и др. Более того, результативность общения, основанного на поддержке партнера, можно также оценить по таким критериям, как уместность, достаточность, конструктивность, характер воздействия на обоих коммуникантов, количественные и качественные показатели, удовлеторенность отношениями, внутренний комфорт коммуникантов.
Подведем итоги.
1. Социальная поддержка представляет собой коммуникативный процесс, направленный на оказание различного рода помощи, необходимой для собеседника в контексте текущей ситуации общения.
2. Социальная поддержка играет важную роль в жизни человека как члена социума. Наличие позитивных социальных отноше-
ний способствует оптимизации общения посредством достижения оптимальной для обоих участников степени психоэмоционального, социолингвистического или физического комфорта в процессе взаимодействия.
3. Социальная поддержка ситуативно и адресно обусловлена, что предполагает наличие различных форм ее выражения. Существуют различные классификации видов социальной поддержки. рассматривая поддержку как фактор гармонизации человеческих взаимоотношений, в основу предложенной в работе ти-пологизации мы положили коммуникативные признаки. Выделяются следующие виды поддержки по:
- ресурсу оказываемой помощи - информационная, эмоциональная, поощрительная, коммуникативная, материальная;
- способу выражения - вербальная и невербальная;
- формальности общения - институциональная и личностная;
- количеству коммуникантов - интрапер-сональная, межличностная, групповая;
- результативности - эффективная и неэффективная.
в связи с тем, что результат оказываемой поддержки может отличаться различной степенью эффективности в силу определенных факторов и обстоятельств, перспективу исследования составляет выявление и описание предпосылок успешной социальной поддержки, способствующих оптимизации общения.
Список литературы
1. Леонтович О.А. Позитивная коммуникация: постановка проблемы // Вестник РУДН. Сер.: Лингвистика. 2015. №1. С. 164-177.
2. Макаров М.Л. Основы теории дискурса. М.: ИТДГК «Гнозис», 2003.
3. Франкл В. Человек в поисках смысла [Электронный ресурс]. URL: http://royallib.com/read/ frankl_viktor/chelovek_v_poiskah_smisla.html#20480 (дата обращения: 17.06.2017).
4. Barnes M.K., Duck S. Everyday communicative contexts for social support // Burleson B.R. Communication of social support. California: SAGE, 1994. P. 175-194.
5. Bodie G.D., Burleson B.R. Explaining vari-ationsin the effectsof supportive messages: Adual-process framework // C. Beck (Ed.). Communication yearbook 32. New York: Routledge, 2008. P. 354-398.
6. Burleson B.R. Understanding the outcomes of supportive communication: A dual-process approach // Journal of Social and Personal Relationships. 2009. N. 26(1). P. 21-38.
7. Cobb S. Social support as a moderator of life stress // Psychosomatic Medicine. 1976. Vol. 38. P. 300-314.
8. Cutrona C.E. Social support principles for strengthening families // J. Canavan, P. Dolan & J. Pinkerton (Eds.). Family support in disadvantaged families Dublin, Ireland: Routledge, 2000. P. 103-122.
9. House J.S. Work stress and social support. Reading, MA: Addison-Wesley, 1981.
10. Pines A.M., Aronson E., & Kafry D. Burnout. New York: Free Press, 1981.
11. Wethington E. Can social support functions be differentiated: A multivariate model // Paper presented at the annual meeting of the American Psychological Association, Washington, DC. 1982, August.
список источников
Астафьев В. Последний поклон [Электронный ресурс]. URL: http://royallib.com/read/astafev_viktor/ posledniy_poklon_povest_v_rasskazah.html#0 (дата обращения: 10.02.2017).
Бойн Дж. Мальчик на вершине горы [Электронный ресурс]. URL: http://e-libra.ru/read/371557-mal-chik-na-vershine-gory.html (дата обращения: 20.10.2016).
Воробьев В. Отец Арсений [Электронный ресурс]. URL: http://lib.pravmir.ru/library/readbook/ 1956 (дата обращения: 03.05.2017).
Грин Дж. Виноваты звезды [Электронный ресурс]. URL: http://modernlib.ru/books/dzhon_grin/vi-novati_zvezdi/read (дата обращения: 07.11.2016).
Гришковец Е. Начальник [Электронный ресурс]. URL: http://www.e-reading.club/bookreader. php/1010111/Grishkovec_-_Nachalnik.html (дата обращения: 15.06.2016).
Медведева О.Р. Памяти Корчака. Сборник статей [Электронный ресурс]. URL: http://online-knigi. com/page/274703 (дата обращения: 11.03.2017).
Рубина Д. Любка [Электронный ресурс]. URL: http://e-libra.ru/read/143761-lyubka.html (дата обращения: 28.01.2017).
Токарева В. Дерево на крыше [Электронный ресурс]. URL: http://e-libra.ru/read/352350-derevo-na-krishe-sbornik.html (дата обращения: 11.04.2017).
Уэйнберг Р.С., Гоулд Д. Основы психологии спорта и физической культуры. Киев: Изд-во «Олимпийская литература», 1998.
Haddon M. The Curious Incident of the Dog in the Night-Time [Electronic resource]. URL: http://royallib. com/read/Haddon_Mark/The_Curious_Incident_of_ the_Dog_in_the_Night_Time.html#0 (дата обращения: 05.10.2016).
* * *
1. Leontovich O.A. Pozitivnaja kommunikacija: postanovka problemy // Vestnik RUDN. Ser.: Ling-vistika. 2015. №1. S. 164-177.
2. Makarov M.L. Osnovy teorii diskursa. M.: ITDGK «Gnozis», 2003.
3. Frankl V. Chelovek v poiskah smysla [Jelek-tronnyj resurs]. URL: http://royaUib.com/read/frankl_ viktor/chelovek_v_poiskah_smisla.html#20480 (data obrashhenija: 17.06.2017).
spisok istochnikov
Astafev V. Poslednij poklon [Jelektronnyj resurs]. URL: http://royallib.com/read/astafev_viktor/ posledniy_poklon_povest_v_rasskazah.html#0 (data obrashhenija: 10.02.2017).
Bojn Dzh. Mal'chik na vershine gory [Jelektronnyj resurs]. URL: http://e-libra.ru/read/371557-mal-chik-na-vershine-gory.html (data obrashhenija: 20.10.2016).
Vorob'ev V. Otec Arsenij [Jelektronnyj resurs]. URL: http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1956 (data obrashhenija: 03.05.2017).
Grin Dzh. Vinovaty zvezdy [Jelektronnyj resurs]. URL: http://modernlib.ru/books/dzhon_grin/vinovati_ zvezdi/read (data obrashhenija: 07.11.2016).
Grishkovec E. Nachal'nik [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www.e-reading.club/bookreader.php/1010 111/Grishkovec_-_Nachalnik.html (data obrashhenija: 15.06.2016).
Medvedeva O.R. Pamjati Korchaka. Sbornik statej [Jelektronnyj resurs]. URL: http://online-knigi.com/ page/274703 (data obrashhenija: 11.03.2017).
Rubina D. Ljubka [Jelektronnyj resurs]. URL: http://e-libra.ru/read/143761-lyubka.html (data obrashhenija: 28.01.2017).
Tokareva V. Derevo na kryshe [Jelektronnyj resurs]. URL: http://e-libra.ru/read/352350-derevo-na-krishe-sbornik.html (data obrashhenija: 11.04.2017).
Ujejnberg R.S., Gould D. Osnovy psihologii sporta i fizicheskoj kul'tury. Kiev: Izd-vo «Olimpijskaja literatura», 1998.
Considering the issue of classification of social support as a component of positive communication
The article deals with the notion of social support as a phenomenon that has a positive effect on the communication process. Social support is a complex communication process aimed at providing various forms of assistance that the interlocutor needs in the context of the current situation. The author gives a brief description of the types of support that optimize the communication in certain conditions. The concepts and theoretical principles reflect the communicative approach, which is the basis of the research.
Key words: social support, ipositive communication, types of support, nterpersonal relationship.
(Статья поступила в редакцию 20.06.2017)