Научная статья на тему 'К вопросу о классификации прав граждан в информационной сфере'

К вопросу о классификации прав граждан в информационной сфере Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
13
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информационное право / субъект информационных правоотношений / граждане / права / физические лица / классификация / информация / information law / subject of information legal relations / citizens / rights / individuals / classification / information

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Станислав Петрович Стащенко, Алексей Владимирович Константинов, Наталья Васильевна Михайленко

Рассматривается такой аспект правового статуса гражданина как субъекта информационных правоотношений в России, как права. Анализируются различные подходы к классификации прав граждан, составляющие существенный пласт общественных информационных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Станислав Петрович Стащенко, Алексей Владимирович Константинов, Наталья Васильевна Михайленко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the issue of the classification of citizens' rights in the information area

It considers such an aspect of the legal status of citizens as a subject of information legal relations in Russia as rights. Various approaches to the classification of citizens' rights, which constitute an essential layer of public information relations, are analyzed.

Текст научной работы на тему «К вопросу о классификации прав граждан в информационной сфере»

JURISPRUDENCE

Научная статья УДК 34

https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-5-219-222 EDN: https://elibrary.ru/tuuovo NIION: 2003-0059-5/23-809 MOSURED: 77/27-003-2023-05-008

К вопросу о классификации прав граждан в информационной сфере

Станислав Петрович Стащенко1, Алексей Владимирович Константинов2, Наталья Васильевна Михайленко3

'А3 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия

1 arlik13@inbox.ru

2 alexk_pochta@mail.ru

3 natamvz@gmail.com

Аннотация. Рассматривается такой аспект правового статуса гражданина как субъекта информационных правоотношений в России, как права. Анализируются различные подходы к классификации прав граждан, составляющие существенный пласт общественных информационных отношений.

Ключевые слова: информационное право, субъект информационных правоотношений, граждане, права, физические лица, классификация, информация

Для цитирования: Стащенко С. П., Константинов А. В., Михайленко Н. В. К вопросу о классификации прав граждан в информационной сфере // Вестник Московского университета МВД России. 2023. N° 5. С. 219-222. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-5-219-222. EDN: TUUOVO.

Original article

To the issue of the classification of citizens' rights in the information area

Stanislav P. Staschenko1, Aleksey V. Konstantinov2, Natalya V. Mikhaylenko3

1'2'3 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia

1 arlik13@inbox.ru

2 alexk_pochta@mail.ru

3 natamvz@gmail.com

Abstract. It considers such an aspect of the legal status of citizens as a subject of information legal relations in Russia as rights. Various approaches to the classification of citizens' rights, which constitute an essential layer of public information relations, are analyzed. Keywords: information law, subject of information legal relations, citizens, rights, individuals, classification, information For citation: Staschenko S. P., Konstantinov A. V., Mikhaylenko N. V. To the issue of the classification of citizens' rights in the information area. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2023;(5):219-222. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-5-219-222. EDN: TUUOVO.

Все возрастающая роль информации в целом и информационно-цифровой среды в частности обусловливают необходимость развития и совершенствования подходов к изучению информационного права. Права граждан в рассматриваемом аспекте также достаточно динамично развиваются, что, в свою очередь, требует теоретического осмысления, ставшего предметом данной научной статьи.

Также необходимо отметить, что подобного рода классификация информационных прав на современном этапе не проводилась. В связи с тесным взаимодействием информационных правоотношений с иного рода и выделением некоторых в иные отрасли права в «чистом» виде информационных прав

на сегодняшний день выделить не представляется возможным. Поэтому с определенной долей уверенности можно утверждать, что, например, «информационные права» субъектов информационного права, закрепленные в международных нормативных правовых актах, ратифицированных в России, не будут относиться в том числе и к международным правам, или закрепленные в Конституции Российской Федерации не относятся к конституционному праву. Поэтому представленная ниже классификация является попыткой осмысления и систематизации происходящих в нашей жизни изменений.

1. По правовому источнику закрепления: ♦ в международно-правовых актах;

© Стащенко С. П., Константинов А. В., Михайленко Н. В., 2023

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

♦ конституционные;

♦ в федеральных законных;

♦ в подзаконных нормативных правовых актах высших субъектов государственного управления (Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации);

♦ в подзаконных нормативных правовых актах федеральных органов исполнительной власти.

Одним из ярких примеров международного правового акта, принятом в Российской Федерации, можно выделить «Окинавскую хартию Глобального информационного общества» 21 июля 2000 г., которая, среди прочего, одна из первых закрепила право интеллектуальной собственности на информационные технологии [1].

Правовым фундаментом, на котором строится законодательство о предоставлении информации, является Конституция Российской Федерации. Одним из основных положений Конституции Российской Федерации, закрепляющими право на доступ к информации, является ч. 4 ст. 29, которая устанавливает, что каждый имеет право свободно искать и получать информацию любым законным способом [2].

Федеральный закон Российской Федерации № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [3] закрепляет следующие основные права:

1) право свободно искать, получать и распространять информацию;

2) свобода массовой информации;

3) право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и др.

Постановление Правительства Российской Федерации от 26 января 2023 г. № 109 «О стандартах раскрытия информации в области обращения с твердыми коммунальными отходами» по своей сути конкретизирует одно из базовых прав на предоставление экологической информации [4].

Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 1993 г. № 2334 «О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию» обеспечивает права граждан на доведение информации о содержании выступлений депутатов в прениях по законопроектам до сведения их избирателей, как правило, через печатные средства массовой информации [5].

Приказ Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ от 21 октября 2021 г.

№ 1085 «Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации государственной услуги по государственной аккредитации организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий» утвердило Административный регламент предоставления Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации государственной услуги по государственной аккредитации организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, реализующий права организации на деятельность в вышеуказанной сфере [6].

2. По месту реализации:

♦ классические информационные права;

♦ права, реализуемые в цифровой среде;

♦ права на использование сети Интернет;

♦ цифровые имущественные права.

К первой группе прав физических и юридических лиц в информационном праве следует относить те, которые находят свою непосредственную реализацию в реальном мире. Например, право на получение информации о государственной услуге, которое гражданин реализует, придя в Центр государственных услуг.

Ко второй группе следует относить право на доступ к Интернету как таковому, выводимое из ст. 26 Всеобщей декларации прав человека, гарантирующей право на образование. Оно включает в себя: право на доступ к инфраструктуре; право на навыки; право на интерфейсы, контент и приложения, доступные для всех; право на равный доступ для мужчин и женщин; право на доступ на рабочем месте; право на публичный доступ и прочие. Есть много примеров ограничения со стороны некоторых стран (Китай, Северная Корея, Иран) по ограничению доступа подавляющего большинства своих граждан к глобальной сети. Периодически и в нашей стране в информационное пространство вбрасывают повестку введения так называемого «Чебурнета» [7]. Также необходимо выделить одно из прав в рассматриваемой сфере — это так называемое «право на забвение»; т. е. это право, позволяющее лицу потребовать, при определенных условиях, удаления своих персональных данных из общего доступа через поисковые системы, т. е. ссылок на те данные, которые, по его мнению, могут нанести ему вред. Это касается

-^pr-

JURISPRUDENCE

устаревших, неуместных, неполных, неточных или избыточных данных или информации, законные основания для хранения которой исчезли с течением времени. На законодательном уровне данные поправки были внесены в законодательство Российской Федерации в 2015 г. [3].

Поскольку цифровые права являются формирующимся институтом как гражданского, так и информационного права, постольку необходимо отметить возможные аспекты коллизионности. К группе цифровых прав можно отнести право интеллектуальной собственности на базы данных, программное обеспечение и другие аспекты информационно-телекоммуникационной индустрии [8].

Таким образом, были классифицированы, рассмотрены и приведены примеры конкретных прав соответствующих субъектов в сфере информационного права. Права граждан в области информационного права развиваются и продолжают формировать соответствующий институт.

Список источников

1. Окинавская хартия Глобального информационного общества от 21 июля 2000 г. // URL:// http ://www.kremlin.ru/supplement/3170.

2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с учетом поправок, внесенных Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 1 марта 2020 г. № 1-ФКЗ // Российская газета. 2020. 4 июня.

3. Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». М. : Омега-Л, 2007.

4. Постановление Правительства РФ от 26 января 2023 г. № 109 «О стандартах раскрытия информации в области обращения с твердыми коммунальными отходами» // URL://http://www.pravo. gov.ru.

5. Указ Президента РФ от 31 декабря 1993 г. № 2334 «О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию» // СПС «Гарант».

6. Приказ Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ от 21 октября 2021 г. № 1085 «Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации государственной услуги по государственной аккредитации организаций,

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ПОЛИЦИИ

Учеб. пособие Гриф УМЦ «Профессиональный учебник» Гриф НИИ образования и науки Козьминых С. И.

Организация

защиты информации

в российской полиции

У

Учебное пособие предназначено для изучения методики и технологии организации защиты информации в органах внутренних дел, а также способов ее совершенствования в целях формирования у обучаемых практических навыков работы по организационному обеспечению защиты информации. Рассматриваются концептуальные положения организационного обеспечения информационной безопасности ОВД. Анализируются источники и каналы утечки информации, составляющей государственную тайну. Особое внимание уделено обеспечению комплексной безопасности объектов информатизации органов внутренних дел.

Для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки (специальности) 10.05.05 «Безопасность информационных технологий в правоохранительной сфере».

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

осуществляющих деятельность в области информационных технологий» // СПС «Гарант».

7. Ваховский А. В. Суверенизация Интернета как проблема современного политического процесса // Известия Тульского государственного университета. 2019. № 1. С. 11-18.

8. Решетняк С. Р. Классификация цифровых прав // Вестник экспертного совета. 2021. № 1 (24). С. 96-105.

References

1. Okinawa Charter for the Global Information Society, July 21, 2000 // URL://http://www.kremlin.ru/sup-plement/3170.

2. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on December 12, 1993, as amended by the Law of the Russian Federation on Amendment to the Constitution of the Russian Federation of March 1, 2020, № 1 -FKZ // Rossiyskaya Gazeta. 2020. June 4.

3. Federal Law «On Information, Information Technologies and Information Protection». M. : Omega-L, 2007.

4. Resolution of the Government of the Russian Federation of January 26, 2023, № 109 «On Standards of Information Disclosure in the Field of Solid Municipal Waste Management» // URL://http://www.pravo. gov.ru.

5. Decree of the President of the Russian Federation of December 31, 1993, № 2334 «On Additional Guarantees of Citizens' Rights to Information» // SPS «Garant».

6. Order of the Ministry of Digital Development, Communications and Mass Communications of the Russian Federation № 1085 dated October 21, 2021 «On approval of the Administrative Regulations for the Provision by the Ministry of Digital Development, Communications and Mass Communications of the Russian Federation of state services for state accreditation of organizations operating in the field of information technology» // SPS «Garant».

7. Vakhovsky A. V. The sovereignty of the Internet as a problem of the modern political process // Proceedings of Tula State University, 2019. № 1. P. 11-18.

8. Reshetnyak S. R. Classification of digital rights // Bulletin of the Expert Council. 2021. № 1 (24). P. 96-105.

Информация об авторах

С. П. Стащенко — доцент кафедры противодействия преступлениям в сфере информационно-телекоммуникационных технологий Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук;

А. В. Константинов — доцент кафедры противодействия преступлениям в сфере информационно-телекоммуникационных технологий Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук;

Н. В. Михайленко — доцент кафедры противодействия преступлениям в сфере информационно-телекоммуникационных технологий Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук, доцент.

Information about the authors

S. P. Staschenko — Associate Professor of the Department of Countering Crimes in the field of information and telecommunication technologies of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Candidate of Legal Sciences;

A. V. Konstantinov — Associate Professor of the Department of Countering Crimes in the field of information and telecommunication technologies of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Candidate of Legal Sciences;

N. V. Mikhaylenko — Associate Professor of the Department of Countering Crimes in the field of information and telecommunication technologies of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Candidate of Legal Sciences.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 28.04.2023; одобрена после рецензирования 20.06.2023; принята к публикации 10.08.2023.

The article was submitted 28.04.2023; approved after reviewing 20.06.2023; accepted for publication 10.08.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.