Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О КЛАССИФИКАЦИИ ПИЩЕВЫХ ОТРАВЛЕНИЙ'

К ВОПРОСУ О КЛАССИФИКАЦИИ ПИЩЕВЫХ ОТРАВЛЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
237
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О КЛАССИФИКАЦИИ ПИЩЕВЫХ ОТРАВЛЕНИЙ»

Выводы

1. Общие, вертикальные, синусоидальные вибрации частотой 150 гц меняют скорость синтеза РНК.

2. Замедленная скорость синтеза РНК наблюдается при амплитуде 0,05 мм в условиях эксперимента (однократное исследование).

3. Измененная скорость синтеза РНК в органах обусловлена как прямым, так и опосредованным действием (посредством нервно-гормональных механизмов) вибраций.

4. Измененная скорость синтеза РНК в клетке, по-видимому, является начальной стадией ряда других изменений клеточного биохимизма и структуры.

ЛИТЕРАТУРА. Романове. Н. и др. Биофизика, 1969, в. 2, с. 233. — С е -петлиев Д. Статистически методи за обработка на данни от медицинските научни проучвания. София, 1965. — В о о г s t i n J. В. et al. Aerospace Med., 1966, v. 37. p. 22,— J u г с z a k M. E., Acta phvsiol. pol., 1968, т. 19, с. 329. — R u z d i с N. et al. Med. Arkh. (Sarayevo), 1964, v. 18, p. 37.

Поступила 26/IV 1972 г.

Дискуссии и отклики читателей

УДК 613.2-099.001.33(049.Я|

Проф. К. С. Петровский

К ВОПРОСУ О КЛАССИФИКАЦИИ ПИЩЕВЫХ ОТРАВЛЕНИЙ

I Московский медицинский институт им. И. М. Сеченова

Изучение характера и особенностей пищевых отравлений в современных условиях все углубляется и расширяется. В соответствии с этим их классификация подвергается различного рода уточнению, совершенствованию, а в ряде случаев и коренному, принципиальному пересмотру. К настоящему времени предложено значительное число классификаций, построенных на разных принципиальных основах. Причиной такого многообразия служит отсутствие четкого определения пищевых отравлений. Большое распространение получило так называемое этиологическое направление, используемое в структуре классификации. Сторонники этиологического принципа относят к пищевым отравлениям все заболевания, передающиеся человеку через пищу. При этом по существу отвергается понятие о пищевых отравлениях, а вводится более широкое понятие о пищевых инфекциях и пищевых заболеваниях, имеющих в числе многих путей распространения и пищевой.

Широкое толкование этиологических причин привело к созданию расширенных этиологических классификаций пищевых отравлений, претендующих на всеобъемлющий, исчерпывающий характер. В этиологические классификации пищевых отравлений обычно включают многие инфекционные болезни, гельминтозы и другие заболевания, имеющие свой определенный характер распространения помимо пищевого. Возникли новые понятия, такие, как пищевые инфекции, пищевые субинфекции и др., хотя ни один из авторов этиологических классификаций не определяет четко, что такое, например, пищевые инфекции. В этиологических классификациях пище-

вые отравления в истинном понимании их значения отодвинуты на задний план и так сильно «разбавлены» заболеваниями, не имеющими никакого отношения к ним, что полностью исчезает та правильная точка зрения, которая на протяжении многих десятилетий вырабатывалась у русских исследователей по отношению к пищевым отравлениям.

Существует мнение, что этиологические классификации это не рабочие классификации и предназначены не столько для организации профилактических мер борьбы с ними, сколько для объединения так называемых пищевых болезней, т. е. патологии, распространение которой в той или иной степени связано с алиментарным фактором. Прежде чем перейти к рассмотрению отдельных вариантов предлагаемых классификаций, следует дать определение самих пищевых отравлений. Это необходимо потому, что только на основе четкого определения пищевых отравлений можно строить их рабочую, действенную классификацию.

Пищевые отравления объединяют группу своеобразных заболеваний, характерной особенностью которых является алиментарный путь распространения и отсутствие какого-либо иного пути передачи. Важной особенностью пищевых отравлений является способность их возбудителей проявлять интенсивную жизнедеятельность вне организма, в пищевых продуктах. Соответственно этому пищевые отравления возникают в результате потребления пищи, массивно инфицированной живыми возбудителями (пищевые токсикоинфекции), или в результате поступления в составе ее готовых токсинов (пищевая интоксикация или токсикоз).

В старых определениях пищевых отравлений обязательно указывалось, что это массовые и острые заболевания. В современных условиях невозможно оставлять показатель массовости, поскольку значительное число пищевых отравлений представлено единичными, спорадическими случаями. Что касается острого характера пищевых отравлений, то вряд ли можно сейчас исчерпать их только остро протекающими заболеваниями. В современных условиях удельный вес хронических пищевых отравлений с малой симптоматикой может быть значительным.

Так, при интоксикациях пестицидами имеют значение не столько острые отравления, возникающие на почве грубых нарушений правил работы с ядохимикатами и их хранения, сколько хронические отравления потребителей, использующих пищевые продукты, содержащие повышенные остаточные количества пестицидов. Следует сослаться также на возможное развитие метгемоглобинемии в результате длительного потребления колбас и других продуктов, содержащих нитриты. Еще более выражена хронич-ность такого пищевого отравления, как уровская болезнь, эрготизм, али-ментарно-токсическая алейкия и другие микотоксикозы.

Таким образом, назрел вопрос об отражении в современных классификациях не только острых, но и хронически протекающих заболеваний. Несмотря на многообразие предложенных вариантов классификаций, их можно свести в 2 группы. Первая группа современных классификаций построена на этиологическом принципе, о котором мы уже упоминали. Они в значительной степени отражают представления зарубежных авторов, которые в основу своих предложений положили стремление объединить во всеобъемлющую классификацию все заболевания пищевого характера.

В Женеве 16—21/11 1959 г. Комитетом экспертов ВОЗ принята международная классификация пищевых инфекций и интоксикаций. В ней предусмотрена роль микробов, вирусов, риккетсий, гельминтов, химических, радиоактивных и других веществ. Классификация имеет всеобъемлющий, глобальный характер, рассчитана на мировое использование и максимальный охват всех возможных особенностей распространения этих заболеваний в странах всех континентов.

Следует полностью согласиться с мнением Ф. С. Околова, что «для классификации мирового масштаба такая многообразная этиология оправдана. Для классификации, приспосабливаемой к нуждам здравоохра-

нения отдельной страны, не исключена целесообразность некоторого ограничения этиологии». Мы также за целенаправленную классификацию, наиболее соответствующую особенностям борьбы с пищевыми отравлениями и снижению их в нашей стране. На данном этапе временно целесообразно иметь видоизмененную классификацию пищевых отравлений, включающую лишь пищевые отравления как таковые.

В дальнейшем возможен переход к полному использованию в теории и на практике широких и полных этиологических классификаций. В декабре 1969 г. на Всесоюзном совещании по пищевым отравлениям в Ереване Ф. Е. Будагян предложил вариант широкой этиологической классификации для принятия ее в качестве официальной. Ниже приводится текст этой классификации (табл. 1).

Проект обсуждался на кафедре гигиены питания I Московского медицинского института с участием кафедр микробиологии, эпидемиологии

Т a 6J.1 и ц а 1

Классификация пищевых инфекций и интоксикаций (проект)

А. Пищевые (кишечные) инфекции

1. Бактериальные: тиф (040), паратиф (041), прочие сальмонеллезы (042), дизентерия (045), бруцеллез (044), туберкулез (001), туляремия (059), сибирская язва (062), лептоспироз (072), холера (043) и др.

2. Вирусные и риккетснозные: инфекционный гепатит (092), полиомиелит (080), вирусные гастроэнтериты (096), ящур (096,6), лихорадка Ку (108).

3. Протозойные: амебная дизентерия (046), токсоплазмоз (122,1).

4. Грибковые: актиномикоз (132), монилиаз-молочница (134,3).

5. Зоопаразитарные: тениаз и дифиллоботрназ (126), трихинеллез (128), аскаридоз-(130), оксиуриаз (130,1), фасциолез (124,2), эхинэкоккоз-гидатидоз (125), шистозомиаз кишечника-бильгарциоз (123,1).

Б. Пищевые субинфекции (тсксикоинфекции)

Бактериальные, вызываемые патогенными типами coli, протеем, CI. perfringens типа А, Вас. cereus, энтерококком.

В. Пищевые интоксикации микробного происхождения

1. Бактериальные: стафилококк энтеротоксикогенныи (0,49), ботулизм (0t9,1).

2. Грибковые—микотоксикозы: Fusarium sporotrichiella, Fusarium sporotrichiedes, Aspergillus flareus, Clareiceps purpurea.

Г. Пищевые интоксикации немикребного происхождения

1. Химические соединения: а) неорганические: соли меди, цинка, свинца (.Чз 966), мышьяка (097), ртути (№ 965), фтора (№ 979), азотистой и азотной кислот и др.; б) органические и элементоорганнческие: тетраэтилсвинец (№ 966), этиленмеркурхлорид, ДДТ, ГХЦГ и другие сельскохозяйственные химикаты.

2. Гипервитаминозы (№ 878), вызываемые большими дозами витаминов A, D, С, РР и др.

3. Растения: а) дикорастущие: грибы ядовитые (е 879), семена триходесмы, гелиотропа и других хлебных сорняков, белена и др.; б) культурные: горькие ядра косточковых плодов (абрикоса, персиков, вишни и др.) и миндаля, орешки-семена бука, ре-цинии и тунга, картофель, богатые соланином, бобы фасоли сырые, непроверенные.

4. Животные и их органы: внутренние органы рыб—маринки, когака, усача, надпочечники, поджелудочная железа забитых животных.

5. Радиоактивные вещества.

Д. Пищевые инфекции и интоксикации неустановленной этиолегии

Гаффско-Юксоновская болезнь, отравления арбузами и др.

Примечание. В скобках указаны номера нндекса Международной статистической классификации болезней, травм н причин смерти.

и инфекционных болезней. Единодушно было принято решение о неприемлемости предлагаемой классификации как в теоретическом, так и практическом отношении. В частности, отмечено, что в обучении студентов более приемлема классификация, объединяющая только пищевые отравления, отражающая существо вопроса и позволяющая, таким образом, четко определять и ставить задачи, а также осуществлять действенные, реальные профилактические мероприятия на местах органами санитарно-эпидемио-

логической службы. Вряд ли необходимо сейчас расширять понятие о пищевых отравлениях до уровня включения в их классификацию большого числа инфекционных заболеваний, профилактика которых четко разработана; нецелесообразно также относить к пищевым отравлениям гель-минтозы, гипервитаминозы, поражение радиоактивными веществами и др. Развитие и реализация мер борьбы с пищевыми отравлениями в нашей ■стране не вызывают необходимости объединять заболевания, в отношении которых имеется специфическая профилактика. Речь идет о действенных,

Таблица 2

Классификация пищевых отравлений

А. Пищевые отравления бактериальной природы

1. Пищевые токсикоинфекции: а) вызванные некоторыми типами сальмонелл; ■б) вызванные патогенными серотипами В. coli; в) вызванные протеем, CI. perfringens, тип А, Вас. cereus. энтерококками и др.

2. Пищевые интоксикации: а) ботулизм; б) стафилоккоковая интоксикация.

Б. Пищевые отравления грибковой природы (микотоксикоэы)

1. Фузариозы: а) алиментарно-токсическая алейкия (Fusarium Sporotrichioides); <5) отравления спьяным хлебом» (Fusarium graminearum).

2. Эрготизм (спорынья—claviceps purpurea).

3. Афлотоксикоз (Aspergillus flavus Line и др.)

В. Пищевые отравления немикробной природы

I. Хронические пищевые отравления немикробной природы

1. Хронические отравления химическими веществами, присутствующими в пище» вых продуктах: а) остаточные количества пестицидов (ДДТ, ГХЦГ, севин и др.); б) некоторые пищевые добавки (нитриты, антимикробные вещества, антиокислители и др.); в) прочие химические вещества.

2. Хронические отравления некоторыми ядовитыми семенами сорняков хлебных культур (сорняковые токсикозы): а) гелиотропный токсикоз (токсический гепатит); б) три-ходесмотоксикоз (джалангарский энцефалит и др.); в) прочие сорняковые отравления

3. Хронические отравления неустановленной этиологии: а) алиментарная парак-■сизмально-токсическая миоглобинурия; б) уровская (Кашина—Бека) болезнь; в) прочие.

II. Острые пищевые отравления немикробной природы

1. Острые отравления несъедобными продуктами, принятые за съедобные: а) ядовитые грибы (строчки, бледная поганка и др.); б) ядовитые растения, их семена и плоды (вех ядовитый, болиголов, белена, красавка, семена хлопчатника и клещевины и др.

2. Острые отравления пищевыми продуктами, временно ставшими ядовитыми или частично приобретшими ядовитые свойства: а) соланин картофеля; б) бобы фасоли; в) горькие ядра косточковых плодов, орехи бука и др.; г) печень, икра и молоки некоторых рыб во время нереста (налим, щука, линь, окунь, скумбрия и др.).

3. Острые пищевые отравления, вызванные примесями к пищевым продуктам: а) химических соединений, поступивших из оборудования и тары (медь, цинк, свинец, мышьяк и др.); б) органических вещзств, поступивших из полимерных материалов, используемых в пищевой промышленности и торговле (стирол и др.); в) ртутьорганиче-ские и мышьяксодержащие препараты, поступающие в зерно в процессе его обработки — протравливания и др. (гранозан, меркуран и др.).

высокоэффективных мерах профилактики именно пищевых отравлений, и классификация их должна способствовать этому.

Вторая группа классификаций отражает устоявшиеся представления о пищевых отравлениях как о самостоятельной, определенной нозологической форме заболеваний. Профилактические мероприятия, проводимые в соответствии с общепринятой классификацией пищевых отравлений, полностью себя оправдали и оказались весьма эффективными в борьбе с их распространением. Это было особенно убедительно доказано во время Великой Отечественной войны. В действующей армии, несмотря на сложность условий, высокую маневренность и подвижность войск, четкое осуществление общепризнанных профилактических мер позволило избежать распространения пищевых отравлений на протяжении всех 4 лет боевых действий.

Совершенствование второй группы классификаций пищевых отравлений, основанных на патогенетическом принципе и объединяющих только пищевые отравления как таковые, производилось и производится многими исследователями (Ф. С. Околов, В. Д. Ванханен и др.). Классификация пищевых инфекций и пищевых отравлений, предлагаемая Ф. С. Околовым, может рассматриваться как попытка объединения классификаций первой и второй группы. Если из классификации Ф. С. Околова изъять раздел А «Пищевые инфекции» и принять раздел Б «Пищевые отравления» за самостоятельную классификацию, то в распоряжении санитарно-эпидемиологической службы будет травильная классификация пищевых отравлений. Другой вариант классификации пищевых отравлений предложен учеными Донецкого медицинского института (В. Д. Ванханен, и др.); он также вполне пригоден для принятия санитарно-эпидемиологической службой страны.

Мы в свою очередь хотим предложить вариант современной классификации пищевых отравлений (табл. 2).

Поступила 20/1X 1972 г.

удк 613:616.277.«

Проф. Н. Н. Литвинов (Мос.<ва)

О ГИГИЕНИЧЕСКОМ НОРМИРОВАНИИ ХИМИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ, ОБЛАДАЮЩИХ БЛАСТОМОГЕННЫМИ СВОЙСТВАМИ

В последние годы гигиенисты и токсикологи уделяют все большее внимание проблеме гигиенического нормирования химических веществ, обладающих онкогенными свойствами. Если в недавнем прошлом многие исследователи (И. М. Нейман, 1961; Л. М.Щвбад, 1966—1970; Г. X. Шах-базян; Бгикгеу) относились осторожно илиотрицательно к возможности и целесообразности установления предельно допустимых концентраций и доз канцерогенов, то в настоящее время большинство практических работников санитарного надзора, гигиенистов и токсикологов (А. А. Летавет и А. И. Корбакава; С. В. Миллер и соавт.; И. В. Саноцкий; А. И. Штен-берг; Н. Я. Янышева, 1970) высказываются в пользу необходимости установления гигиенических нормативов этих соединений.

Однако если в отношении обычных токсичных веществ разработаны четкие программы гигиенических профилактических мероприятий, а также имеются общепринятые и узаконенные методики экспериментального обоснования нормативов, то в отношении химических веществ бластомогено& эти вопросы остаются по большей части открытыми. Поэтому Л. М. Шабад (1971), являющийся председателем Комитета по канцерогенным веществам и мерам профилактики при Главном санитарно-эпидемиологическом управлении Министерства здравоохранения СССР, к числу первоочередных задач относит разработку практических и теоретических вопросов, связанных с установлением нормативов бластомогенов.

В нормировании веществ, обладающих онкогенными свойствами, существует ряд спорных и невыясненных моментов, находящихся в компетенции гигиенистов, токсикологов, онкологов и морфологов. Тем не менее накопленные сейчас сведения из различных областей позволяют наметить некоторые пути решения этой сложной задачи.

По нашему мнению, наиболее правильно рассматривать нормирование бластомогенов как частный случай нормирования обычных токсичных веществ и распространять на канцерогены те общие подходы к оценке их неблагоприятного воздействия на организм и ту общую методологию выявления и учета этого воздействия, которые разработаны, унифицированы и проверены практикой в отношении обычных токсичных веществ. Ряд фактов позволяет сделать подобное допущение. Речь идет прежде всего об установлении отчетливой зависимости величины бластомогенного эф-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.