Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКОМ РАЗВИТИИ КОНСТРУКЦИИ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ ПРАВОМ'

К ВОПРОСУ О ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКОМ РАЗВИТИИ КОНСТРУКЦИИ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ ПРАВОМ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
16
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ / ИСТОРИЯ / ФИЛОСОФИЯ / СВОБОДА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Гришин В.С.

Статья посвящена рассмотрению конструкции злоупотребления правом, то есть использование права в противоречии с его назначением, с точки зрения философии и историко-политической мысли. Анализируются труды Платона, софистов, Сократа, Канта и Гегеля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF HISTORICAL AND PHILOSOPHICAL DEVELOPMENT CONSTRUCTION OF THE ABUSE OF RIGHTS

The article is devoted to the consideration of the design of abuse of law, that is, the use of law in contradiction with its purpose, from the point of view of philosophy and historical and political thought. The works of Plato, the Sophists, Socrates, Kant and Gelel are analyzed.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКОМ РАЗВИТИИ КОНСТРУКЦИИ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ ПРАВОМ»

показателей экономической безопасности России и ее регионов / И.П. Савельева // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. - 2016. - № 4. - С. 15-21. 11.Сигарев А.В. Экономический рост и экономическая безопасность России: вызовы и перспективы // Экономика и управление: проблемы, тенденции, перспективы развития. - 2016. - № 11. - С. 62-64.

УДК 34:340.12

Гришин В.С. студент магистрант 1 курса отделение «Юриспруденции» Юридический институт СФУ Россия, г. Красноярск К ВОПРОСУ О ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКОМ РАЗВИТИИ

КОНСТРУКЦИИ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ ПРАВОМ Аннотация: Статья посвящена рассмотрению конструкции злоупотребления правом, то есть использование права в противоречии с его назначением, с точки зрения философии и историко-политической мысли. Анализируются труды Платона, софистов, Сократа, Канта и Гегеля.

Ключевые слова: Злоупотребление, история, учения, философия, использование права, свобода.

Grishin V.S. graduate student 1 year, department of "Jurisprudence" Law Institute of SFU Russia, Krasnoyarsk TO THE QUESTION OF HISTORICAL AND PHILOSOPHICAL DEVELOPMENT CONSTRUCTION OF THE ABUSE OF RIGHTS Annotation: The article is devoted to the consideration of the design of abuse of law, that is, the use of law in contradiction with its purpose, from the point of view of philosophy and historical and political thought. The works of Plato, the Sophists, Socrates, Kant and Gelel are analyzed.

Key words: Abuse, history, doctrines, philosophy, use of law, freedom.

Пожалуй, одной из самых сложных и неоднозначных для понимания и разрешения правовой проблемой является проблема определения и установления «внутренних» пределов осуществления субъективных нрав. В этом механизме установления юридических границ наиболее ярко выражена цель права - предоставить обществу средство для цивилизованного разрешения возникающих противоречий и конфликтов. Определяя при помощи комплекса юридических средств для субъектов права определенные внешние границы, пересечение которых означает вторжение в круг субъективных прав других участников правоотношений, законодатели

всегда пытались воплотить одну из ярких правовых идей, лежащих в основе законотворчества: право само по себе не должно являться орудием бесправия.

Развитие науки права неизбежно сталкивается с нравственно -философским постижением реальных правовых явлений. Говоря об этом, необходимо остановиться не на философско-терминологическом «перевоплощении» давно известных понятий и результатов исследований, а о подлинно научном познании нормы права, когда изучается не только ее структурная организация или форма, выраженная вовне, но и ее место в системе философских идей и принципов права в целом.

Всеобщий философский метод познания относится к современным способам научного познания, так как научная картина мира создается при помощи синтеза различных наук [5, с. 354]. В связи с этим философские идеи и принципы должны активно участвовать в поиске новых подходов к решению проблемы злоупотребления правом через построение новых теорий и обоснования полученных результатов.

Платон является одним из самых известных и величайших философов древности. Его труды посвящены вопросам права и общества. Помимо прочего Платон активно занимался преподавательской деятельностью. Платон считал, что окружающая людей природа действует при помощи движения, поэтому познание природы невозможно без знаний о пропорциях и свойствах линий и фигур. Потому философ решительно не принимал тех, кто так или иначе не уделял должного внимания геометрии или не знал ее вовсе [2, с. 74]. Можно сделать вывод о том, что изучение геометрии в понимании философа позволяет дисциплинировать ум и способствует здравому мышлению. Каждый человек индивидуален и не похож на другого, это выражается как в характере людей, ощущениях, привычках, так и в мышлении. Люди оценивают категории добра и зла исходя из своих личных убеждений и представлений. Таким образом, связывая философию и геометрию, Платон пришел к выводу о том, что при ответе на вопрос, что есть добро и зло, «геометрическая», то есть, верная культура и образ мышления помогает избежать тех опасностей, которые неразвитый ум всегда для себя готовит. Этим, Платон ограждал своих учеников от злоупотребления своей свободой к рассуждениям и возможностью смены позиций.

Первые ученые считали, что право есть здравый разум. Право, призванное сделать возможным цивилизованное разрешение конфликтов в обществе, требует одновременной работы рассудка, интеллекта, которые в том числе могут быть использованы и со злым умыслом, в противоречии с истинным назначением права. В Древней Греции наиболее ярко это проявилось в школе софистов, которые придерживались мнения о том, что о любой вещи можно судить двояко, причем с двух взаимоисключающих позиций. Но необходимо указать на тот факт, что в противовес словесным злоупотреблениям софистов, одновременно с ними берет свое начало и

юридическая логика как правовой инструмент разума против софистских манипуляций.

Далее, уже во второй половине девятнадцатого века, великий немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии -Иммануил Кант, много трудов посвятивший возвеличиванию и анализу разума в его положительных сторонах и проявлениях, связал разум с своеволием людей, коренящимся в «вольном» использовании разума, пороках человеческого бытия. В качестве причин бед и несчастий, которые существовали в обществе, философ указывал злоупотребление собственным разумом, который им рассматривался в качестве орудия удовлетворения разнообразных человеческих склонностей. И. Кант отмечал, что злоупотребление с точки зрения меры поведения является крайностью, которая базируется на таких отрицательных личностных чертах, как властолюбие и корыстолюбие [3, с. 165-167].

Как уже видно из вышеизложенного проблема злоупотребления неразрывно связана с философскими категориями свободы и разума [1, с. 3].

Несмотря на огромный вклад И. Канта, первую, более или менее выстроенную классификацию злоупотреблений человеческого разума дал другой, не менее великий и известный немецкий философ - Георг Гегель. Именно Гегель, в свойственной ему диалектической манере значительно расширил новыми идеями свободы этическую дедукцию прав И. Канта. Гегель считал, что сама свобода, по своей сути, есть определение воли. А в свою очередь воля, которая свободна только в себе и для себя, есть природная воля, то есть произвол. Но отпущенная в такую форму непосредственности воля является субстанцией, которая ещё не достигла формы разумности, поскольку попросту не наполнена необходимым содержанием. Необходимом содержанием, по Гегелю, воля наполняется через право - через абстрактное, то есть юридическое право, моральность и нравственность. Продолжая говорить о свободе, Гегель, отмечает в своих трудах, что высшей формой злоупотребления свободой является образ, который назван философом, заимствованным у Сократа и Платона словом «ирония». Слово «ирония», писал Гегель, указывает на метод древнегреческого философа - Сократа, который под видом незнания и при помощи многочисленных вопросов разоблачал непоследовательность и тщеславие сознания софистов. В «иронии» Гегеля иначе, ее предметом является уже не сознание, а сама истина. Гегель говорит о том, что в иронии любая моральная объективность сводится к игре воли. Эта ироническая игра находит свое отражение в том, что индивид воспринимает себя как инстанцию, которая без каких-либо оснований принимает решение относительно своего поступка и его ценности: «теперь я решаю так, но могу точно так же решить и иначе. Что я решаю - это не имеет для меня никакого значения. Важен лишь тот факт, что именно я это решаю». Также Гегель пишет: «Вы принимаете закон в самом деле и честно, как в себе и для себя сущий, я также знаю и принимаю его. Но вместе с тем я иду дальше вас, я

нахожусь также за пределами и могу сделать его таким или иным. Превосходно не дело, превосходен я, я - господин закона и дела, играю ими, как своими желаниями, и в этом ироническом сознании, в котором я даю погибнуть наивысшему, я наслаждаюсь только собой», - так Гегель характеризует волю подобного качества [4, с. 701].

Таким образом, благодаря обращению к всеобщему философскому методу научного познания, а также вышеизложенным трудам, в том числе трудам древних философов, таких как Платон и Сократ, а также школе софистов, великим немецким философам И. Канту и Г. Гегелю можно прийти к выводу о том, что такая категория как свобода, в своем высшем понимании является единственным основанием человеческих поступков. Крайняя субъективность человеческих оценок, лежит в свободе, вернее, не столько в свободе, сколько в злоупотреблении ею. Ничто и никто не способен и не может заменить персональный, личный выбор. Но и ответственность за такой выбор, за злоупотребление свободой лежит только на самом человеке. Любое злоупотребление правом - это всегда осознанный выбор несвободы, движение к моральной слепоте, личной деградации. В конечно итоге становится очевидным вывод о том, что проблема всех злоупотреблений, а в особенности реализации своих прав в противоречии с их назначением, то есть злоупотреблений своим субъективным правом - это проблема личной несвободы отдельно взятого человека. Также, кроме вышеупомянутого в заключении следует сказать и о том, что как философские идеи, так и философские принципы способны активно содействовать нахождению пути, способного привести к решению проблемы злоупотребления правом на современном этапе.

Использованные источники:

1. Волков В.А. Злоупотребление гражданскими правами. Проблемы теории и практики/В.А. Волков. - М.: Волтерс Клувер. 2009. - 3 с.

2. Платон. Сочинения: в 4Т., Т.1, М.: 1990. - 74 с.

3. Кант И. Сочинения: в 4Т., Т.1: Трактаты и статьи (1784-1796), М.: 1994. -165-167 с.

4. Кант И., Гегель Г., В.Ф., Шеллинг Немецкая классическая философия. Т.1, М.: 2000. - 701 с.

5. Покровский И. А. Основные проблемы гражданского права. М.: 2001. -354 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.