Научная статья на тему 'К вопросу о границах научной школы(в порядке дискуссии)'

К вопросу о границах научной школы(в порядке дискуссии) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
183
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНАЯ ШКОЛА / ГРАНИЦЫ / В. Ф. САХАРОВ / V. F. SAKHAROV / A SCIENTIFIC SCHOOL / BORDERS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Колесникова Марина Николаевна, Бахтина Елена Владимировна

Рассматривается проблема определения границ научной школы на примере состава и структуры научной школы ленинградского библиотековеда В. Ф. Сахарова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the question of a research school boundaries(a problem to discuss)

The problem of determining scientific school borders on example of the composition and structure of the Leningrad library scientist V. F. Saharov scientific school is considered.

Текст научной работы на тему «К вопросу о границах научной школы(в порядке дискуссии)»

БИБЛИОСФЕРА, 2014, № 1, с. 19-21

Библиотековедение —^

УДК 02:001.89 ББК 78.3+72.3

К ВОПРОСУ О ГРАНИЦАХ НАУЧНОЙ ШКОЛЫ (В ПОРЯДКЕ ДИСКУССИИ)

© М. Н. Колесникова, Е. В. Бахтина, 2014

Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств 191186, г. Санкт-Петербург, Дворцовая набережная, 2

Рассматривается проблема определения границ научной школы на примере состава и структуры научной школы ленинградского библиотековеда В. Ф. Сахарова.

Ключевые слова: научная школа, границы, В. Ф. Сахаров.

The problem of determining scientific school borders on example of the composition and structure of the Leningrad library scientist V. F. Saharov scientific school is considered.

Key words: a scientific school, borders, V. F. Sakharov.

В связи с государственными реформами в сфере науки и высшего образования, осуществляемыми в настоящее время, как никогда острым стал вопрос о научных школах. Например, одним из показателей авторитета вуза, основательности его научно-исследовательской деятельности, вклада в отечественную и мировую науку является наличие в нем научных школ. В официальных документах, представляемых для аккредитации вуза, должны быть перечислены: название научной школы, код школы по государственному рубрикатору научно-технической информации (ГРНТИ), ведущие ученые в данной области, количество защищенных кандидатских и докторских диссертаций по данному научному направлению штатными преподавателями за последние пять лет, количество изданных штатными преподавателями монографий за последние шесть лет в рамках данной научной школы, количество изданных и принятых к публикации статей штатных преподавателей в журналах, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией (ВАК). Так, в соответствии с установленными требованиями на библиотечно-информационном факультете Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств (СПбГУКИ) в 2013 г. идентифицировано семь научных школ.

Между тем, несмотря на интенсивную разработку проблемы научной школы, обилие соответствующих работ и в библиотечной сфере [3, 4, 9 и др.], до сих пор многое остается дискуссионным. Даже понятие «научная школа» по-прежнему требует дальнейшего осмысления, несмотря на ряд определений, уже сформулированных разными авторами. Есть ситуации, когда ученые, фактически относящие себя к той или иной школе, не вписы-

ваются в нее по формальным критериям, предлагаемым в науковедении для определения формата школы. Спорно утверждение, что после смерти лидера научной школы, что рано или поздно неизбежно происходит, сама школа также умирает. Неоднозначен и взгляд на географические границы научной школы.

Наша статья является попыткой философской интенции: не претендуя дать окончательный ответ на вопрос о границах научной школы, мы рассмотрим феномен существования научной библиотековедческой школы во времени и пространстве на примере личности В. Ф. Сахарова, долгие годы незаслуженно остававшегося в тени. Лишь в 2008 г. были организованы Первые Сахаровские чтения и о школе ученого впервые сказал А. Н. Ванеев -его коллега и преемник в должности заведующего кафедрой библиотековедения Ленинградского государственного института культуры им. Н. К. Крупской. Школой В. Ф. Сахарова А. Н. Ванеев назвал когорту аспирантов, защитивших диссертации под руководством Василия Федоровича по тем научным направлениям, которые «отвечали как планам научной работы кафедры, так и его личным научным интересам и склонностям» [2], а также продолжавших и в последующей профессиональной жизни разрабатывать выбранную проблему, в том числе уже и со своими собственными учениками, а также поддерживать научные и духовные связи со своим наставником. Именно эти критерии мы будем учитывать, рассматривая вопрос о границах научной школы.

Василий Федорович Сахаров (1901-1986 гг.) -видный советский библиотековед, организатор библиотечного дела, педагог, общественный деятель.

БИБЛИОТЕКОВЕДЕНИЕ

Он стоял у истоков и принимал непосредственное участие в формировании теоретических основ системы «открытого доступа» к фондам библиотек и межбиблиотечного абонемента (МБА) в СССР, являлся организатором первого постоянного рекомендательного библиографического отдела в массовом периодическом издании, был научным редактором и соавтором трех изданий учебника «Работа с читателями», инициатором и разработчиком учебной дисциплины «Строительство и оборудование библиотек» и др.

Один из признанных формальных критериев научной школы - наличие защитившихся учеников. Таковых у В. Ф. Сахарова было девять. На самом деле их было больше, но не все смогли довести свои исследования до конца. Следует ли на этом основании утверждать, что эти люди не должны считать себя учениками своего научного руководителя? Если они остались в профессии и работали в библиотеках, библиотечных вузах и т. д., реализуя те научные и исследовательские знания и опыт, которые приобрели, общаясь со своим наставником, можно ли им отказать в этом праве?

Также неоднозначен вопрос о хронологических границах школы. Фактически можно датировать основание школы В. Ф. Сахарова 1951 г., когда защитился его первый ученик З. И. Ривлин. Последний ученик - В. А. Бородина, защитившаяся в 1981 г. Таким образом, период активности научной школы В. Ф. Сахарова охватывает ровно 30 лет. Но значит ли это, что с кончиной ученого в 1986 г. закончилась и его школа? Его ныне здравствующие воспитанники - В. С. Крейденко, Г. В. Михеева, В. А. Бородина, В. Ю. Урбонас - всю жизнь посвятили библиотечной науке и высшей школе, стали докторами наук, хотя и после смерти В. Ф. Сахарова. В. С. Крейденко и В. А. Бородина работают на той же кафедре, имеют уже собственных учеников, но никто из них не отрицает, что является представителем научной школы выдающегося ленинградского библиотековеда. Когда не стало В. Ф. Сахарова, у В. С. Крейденко насчитывалось 10 защитившихся кандидатов наук, однако до последних дней он поддерживал своего учителя, был и остается его учеником и научным единомышленником.

Тематика научных исследований, выполняемых под руководством В. С. Крейденко, находится в русле двух научных направлений - библиотечное обслуживание; методология научно-исследовательских работ (НИР) в библиотечно-информационной сфере. Первое направление является абсолютным продолжением работ В. Ф. Сахарова; второе - отразило и другие научные интересы В. С. Крейденко, возникшие в процессе его профессиональной деятельности.

Верна памяти учителя и В. С. Бородина, связывающая с его именем создание петербургской

(сахаровской) школы работы с читателями [1], которую она сама развивает уже в новом столетии вместе с собственными учениками.

К сожалению, у нас нет сведений об учениках В. Ю. Урбонаса (Литва), защитившего докторскую диссертацию «Теоретическое обоснование комплексного применения микроформ в библиотечной технологии» (1992 г.) в Московском государственном институте культуры (МГИК). Это исследование было начато и защищено как кандидатская диссертация еще под руководством В. Ф. Сахарова -«Фонды микрокопий произведений печати и перспективы их комплектования в библиотеках Литовской ССР» (1971 г.). Следовательно, в течение 20 лет В. Ю. Урбонас продолжал разработку выбранной научной темы.

Кандидатская диссертация Г. В. Михеевой была посвящена межгосударственному сотрудничеству скандинавских библиотек [5], а докторская - истории русской библиографии (текущей базисной библиографии непериодических изданий) 19171921 гг. [6]. Считаем, что такой поворот ни в коей мере не свидетельствует об «измене» и забвении своей научной альма-матер, а лишь подтверждает сложнейший характер процесса становления ученого, движения и трансформации его научной мысли и интересов. Тем более, что Галина Васильевна Михеева в совсем недавней публикации сама назвала В. Ф. Сахарова своим учителем [7].

Образно выражаясь, идеи и начинания В. Ф. Сахарова, в том числе и те, которые он не успел реализовать при жизни, проросли на научном поле его преданных учеников. Так можно ли установить дату окончания существования научной школы В. Ф. Сахарова?

Также непросто определить географические границы научной школы, если исходить из достаточно распространенной официальной «привязки» к какому-либо подразделению организации - научно-исследовательскому институту, университету и др. Видимо, в гуманитарных науках, творческой сфере это невозможно, а может быть, и не нужно. Но, к сожалению, часто мы вынуждены это делать, о чем уже говорилось в начале статьи.

Границы сахаровской школы простирались от Вьетнама, где ученик Василия Федоровича - Чан Динь Куанг - долгие годы был заместителем директора Государственной библиотеки Ханоя, до Литвы, где В. Ю. Урбонас был доцентом Вильнюсского государственного университета, а затем проректором Клайпедского университета; Украины, где работала А. М. Миллер.

Таким образом, названные ученые, да и другие воспитанники В. Ф. Сахарова, кроме З. И. Ривлина, Н. В. Лепниновой и В. С. Крейденко, работавших с Василием Федоровичем на одной кафедре, были физически разделены разным по расстоянию про-

М. Н. Колесникова, Е. В. Бахтина, 2014, № 1, с. 19-21

странством со своим учителем. Но их духовное единение и профессиональные связи никогда не прерывались и преодолевали пространство и время. Ученый вел большую переписку, перезванивался с учениками до последних дней своей жизни.

Сказанное еще раз убеждает в том, что границы научной школы в библиотековедении, биб-лиографоведении, книговедении не могут устанавливаться формально и жестко, что подчеркивает и Т. В. Захарчук в своей диссертации [3]. Как правило, подобная школа является научно-образовательной и многоуровневой, имеет не одно поколение учеников, разрабатывает более одного научного направления.

К сожалению, нельзя не сказать о том, что на современном этапе, когда в нашей стране наука подвергается реформированию, проблема формирования новых школ и сохранения уже сложившихся привлекает особое внимание. В прошедшем году с введением в действие новой редакции Федерального закона «Об образовании» было закрыто соискательство и заочная аспирантура, рассматриваются перспективы докторантуры. Насколько оправдана такая оптимизация? Не сократит ли она научные исследования, ограничив их преимущественно рамками магистратуры? Не умаляя значения последней как формы высшего образования, тем не менее трудно отождествить научный статус и компетентность магистра и кандидата наук. Но это уже тема другой статьи.

Литература

1. Бородина В. А. Библиотечно-информационное образование: петербургская (Сахаровская) школа работы

с читателями // Сахаровские чтения : сб. ст. по материалам III междунар. науч.-практ. конф., Санкт-Петербург. - СПб., 2012. - С. 7-21.

2. Ванеев А. Н. Научная школа В. Ф. Сахарова // Первые Сахаровские чтения : материалы Всерос. науч.-практ. конф. (Санкт-Петербург, 12 нояб. 2008 г.). -СПб., 2008. - С. 76-81.

3. Захарчук Т. В. Научная школа в библиографоведе-нии: теоретико-методологический аспект : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - СПб., 2013. - 43 с.

4. Материалы секции 5: Библиотековедение, библио-графоведение и книговедение // Библиотеки и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса : материалы конф. -М., 2011. - (CD-ROM).

5. Михеева Г. В. Основные направления межгосударственного сотрудничества скандинавских библиотек : автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Л., 1980. - 18 с.

6. Михеева Г. В. История русской библиографии 19171921 гг. : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - СПб., 1992. - 40 с.

7. Михеева Г. В. Архивный фонд В.Ф. Сахарова и его судьба // Первые Сахаровские чтения : материалы Всерос. науч.-практ. конф. (Санкт-Петербург, 12 нояб. 2008 г.). - СПб., 2008. - С. 33-37.

8. О государственной поддержке ведущих научных школ Российской Федерации : постановление Правительства РФ от 26.09.1995, № 957 // Поиск. - 1995. - № 41. -С. 7.

9. Орлов В. В. Научные школы кафедры библиотековедения и теории чтения библиотечно-информационного факультета СПбГУКИ // Библиотечное дело-2013: библиотечно-информационная деятельность в современной системе информации, документных коммуникаций и культуры : Скворцовские чтения : материалы 18-й междунар. науч. конф. (24-25 апр. 2013 г.). -М., 2013. - Ч. 1. - С. 79-85.

Материал поступил в редакцию 25.10.2013 г

Сведения об авторе: Колесникова Марина Николаевна - доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой библиотековедения и теории чтения, тел.: (812) 315-50-13, e-mail: [email protected], Бахтина Елена Владимировна - старший преподаватель кафедры библиотековедения и теории чтения, тел.: (812) 315-50-13, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.