Библиотековедение
УДК 02 : 001.89 ББК 78.3с
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАФЕДРЫ БИБЛИОТЕКОВЕДЕНИЯ И ТЕОРИИ ЧТЕНИЯ СПБГУКИ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ
© А. С. Павлова, 2009
Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств 191186, г. Санкт-Петербург, Дворцовая набережная, 2
Проанализированы итоги научно-исследовательской деятельности кафедры библиотековедения и теории чтения СПбГУКИ за 2005-2007 гг. Охарактеризован преподавательский состав кафедры. Рассмотрены основные направления НИР, а также способы их реализации в учебном процессе и практике библиотечной деятельности. Показаны некоторые перспективные пути научной деятельности кафедры.
Ключевые слова: направления НИР кафедры, единство науки и образования, творческие разработки, реализация, эффективность, учебный процесс, практика библиотечной деятельности, перспективы.
The resume of research activities of the department of Librarianship and theory of reading of St. Petersburg State University of Culture and Arts in 2005-2007 is analyzed. The staff of the department is described. The main trends of scientific work and methods of their realization in academic process and library practice are examined. Some perspective ways of scientific activities of the department are proposed.
Key words: trends of scientific research activities of the department, unity of science and education, creative development, realization, effectiveness, academic process, library practice, prospect.
Кафедра библиотековедения СПбГУКИ за 90 лет своего существования прошла непростой, длительный путь исторического развития. В зависимости от требований времени менялись учебные планы, а в 2004/05 учебном году, после перехода библиотечных факультетов на обучение студентов по новому государственному образовательному стандарту, произошла реорганизация двух кафедр: часть кафедры библиотековедения слилась с кафедрой социологии и психологии чтения. В результате кафедра библиотековедения получила новое название: библиотековедения и теории чтения. В новом названии, на наш взгляд, справедливо отразились результаты научно-исследовательской деятельности кафедры социологии и психологии чтения, за десять лет существования которой разработка теоретических проблем чтения и их внедрение в учебно-воспитательный процесс и практику библиотечного обслуживания поднялись на новый качественный уровень.
Кафедра всегда решала задачи подготовки кадров и развития библиотечной науки, опираясь на принцип единства образования и науки. В данной статье предпринята попытка проанализировать реализацию этого принципа кафедрой библиотековедения и теории чтения в новом педагогическом составе за период с 2005 по 2007 г.
Научно-исследовательская деятельность кафедры многогранна. Она включает в себя в единстве учебно-исследовательскую и научно-исследовательскую деятельность преподавателей, студентов, аспирантов и соискателей. В составе кафедры 15 штатных преподавателей, 5 из них имеют ученую степень доктора педагогических наук, 6 - кандидата наук; 4 - ученое звание профессора, 6 - доцента. Большинство преподавателей кафедры ведет активную административную и общественную работу. Так, заведующий кафедрой профессор В. С. Крейденко является членом редколлегии журнала «Библиосфера», председателем Диссертационного совета СПбГУКИ, членом Диссертационного совета Казанского университета культуры и искусств. Профессор Г. В. Варганова -помощником ректора по международным вопросам. Доктор педагогических наук В. А. Бородина -председателем научной секции «Психология и педагогика чтения» при Санкт-Петербургском психологическом обществе. Н. Г. Донченко и И. В. Кер-зум - деканы соответственно заочного и вечернего отделений библиотечно-информационного факультета. О. Р. Старовойтова - председатель Санкт-Петербургского отделения Российской библиотечной школьной ассоциации, член редколлегии журнала «Школьная библиотека» и т. п.
Подобная многогранная деятельность преподавателей оказывает положительное воздействие на НИР кафедры, повышает научный и творческий потенциал преподавателей, аспирантов, студентов. Приведу один наиболее яркий пример. Профессор Г. В. Варганова была организатором и непосредственным участником актуальных международных, всероссийских, региональных, городских конференций, мастер-классов, круглых столов (в их работе принимали активное участие преподаватели кафедры). Вот некоторые из них:
• Международный научно-практический семинар «Чтение в системе социокультурного развития личности». (Санкт-Петербург - Хельсинки -Стокгольм, 22-29 июня 2006 г.);
• Всероссийская конференция «Чтение: исследовательские проекты библиотек России» (РНБ, 18-19 сентября 2006 г.), ведущая мастер-класса «Исследования по чтению в зарубежных странах»;
• Международная научно-практическая конференция «Чтение детей и взрослых в меняющемся мире» (Санкт-Петербург, май 2007 г.), круглый стол «Чтение детей и подростков в США».
За три анализируемых года преподаватели кафедры опубликовали 198 работ (312,6 печ. л.). Объем публикаций достаточно солидный, и поэтому не представляется возможным в рамках одной статьи рассказать о всех разнообразных направлениях исследований. Проблематика работ имеет как теоретическую, так и практическую направленность. Многие из них носят комплексный характер. Однако ежегодные отчеты преподавателей о НИР позволяют выделить доминирующую проблематику и охарактеризовать основные направления научных исследований.
История, современные аспекты развития библиотечного дела и функционирования общедоступных библиотек. Исследования по истории библиотечного дела отражены во многих публикациях. Часть из них посвящена показу роли земств в развитии библиотечного дела [1]. Другая часть исследований содержит статьи о библиотечнобиблиографических съездах [2] и персоналиях. За последние три года преподаватели кафедры опубликовали 15 статей о своих выдающихся предшественниках и современниках. Биографические материалы, оживляющие библиотековедческие исследования и изучение библиотечных наук, заслуживают того, чтобы их назвать. Ряд персональных статей было опубликовано профессором А. Н. Ванеевым в «Библиотечной энциклопедии». Это статьи о Б. В. Банке, А. Я. Виленкине, Е. А. Горш,
Е. Н. Медынском, Е. Ф. Проскуряковой, В. Ф. Сахарове, Л. Н. Троповском, А. В. Усове [3]. В журнале «Библиотековедение» помещены статьи А. Н. Ванеева о Я. В. Ривлине и М. И. Слуховском; профессора Г. В. Варгановой - о Э. Е. Рокицкой; М. Н. Ко-
лесниковой - о З. И. Ривлине [4]. Журнал «Педагогика культуры» опубликовал статью В. А. Бородиной о Н. А. Рубакине [5].
Ценность перечисленных выше исследований заключена, на наш взгляд, во введении в научный оборот новой информации из архивных и других дореволюционных источников. Кроме того, их можно использовать в учебно-воспитательном и учебно-исследовательском процессах во время чтения курсов «История библиотечного дела», «Библиотековедение», «Библиотечно-информационное обслуживание», «Психология и социология чтения» и др. Они, несомненно, представляют интерес для аспирантов и соискателей.
В исследованиях преподавателей кафедры рассматриваются такие важнейшие современные аспекты функционирования библиотек, как общетеоретические концепции библиотечного дела; реорганизация библиотечной сети и возникшие в связи с этим проблемы; управленческая деятельность библиотек. Затронуты также некоторые аспекты деятельности школьных библиотек.
Общетеоретические аспекты библиотечного дела изложены в монографии профессора А. Н. Ванеева «Библиотековедение в России конца XX века: общетеоретические концепции и дискуссии» [6]. Уже из названия видно, что монография - знаковый, фундаментальный труд, подводящий итоги развитию и современному состоянию библиотековедения как науки. В этой же связи нельзя не упомянуть его же статью «Становление петербургской школы библиотековедения» [7].
Заведующий кафедрой профессор В. С. Крей-денко и преподаватель М. Н. Тищенко (Колесникова) как авторы и профессор А. Н. Ванеев как научный редактор приняли участие в издании такого востребованного труда, как «Общее библиотековедение. Ч. 1. Теоретические основы : хрестоматия» [8]. Это первое хрестоматийное издание, так необходимое студентам. Нельзя не назвать также словарную статью А. Н. Ванеева «Миссия библиотеки» [9], в которой рассмотрено одно из фундаментальных положений библиотековедения.
Ряд опубликованных работ посвящен характеристике современных библиотек, а также реорганизации библиотечной сети и проблемам муниципальных библиотек. Солидный пласт публикаций вызван реорганизацией библиотечной сети, функционированием библиотек в условиях местного самоуправления, взаимоотношениями библиотеки и власти. К наиболее интересным можно отнести работы М. Н. Колесниковой [10].
Вопросы управленческой деятельности в библиотеке нашли отражение в работах А. Н. Ванеева и М. Н. Тищенко [11].
Особо необходимо сказать о статье М. Н. Колесниковой, посвященной расчету должностных
окладов [12]. Она весьма актуальна и направлена на содействие повышению оплаты труда библиотечных работников со специальным образованием. Несомненно, распространение подобного опыта будет способствовать повышению престижа библиотечного образования и профессии.
В круг научных интересов преподавателей кафедры вошли исследования, связанные с деятельностью школьных библиотек. Наиболее значимые из них: «Справочник школьного библиотекаря»
О. Р. Старовойтовой (в соавторстве) под ред. Ю. Н. Столярова и проект «Манифеста школьных библиотек РФ» [13].
2. Библиотечные фонды. Это направление пополнилось новыми, актуальными и востребованными изданиями. Так, Н. Г. Донченко принимала участие в разработке серии статей по теме «Электронный документ: создание и использование в публичных библиотеках» [14]; С. Л. Лохвицкая опубликовала статью и лекцию о комплектовании библиотек иностранной литературой [15], О. Р. Старовойтова участвовала в подготовке учебника «Библиотечный фонд для детей» [16]; Г. В. Варганова разработала учебное пособие «Информация и документация по стандартизации» [17], которое активно используется студентами.
3. В документальном потоке по библиотечноинформационному обслуживанию особое место занимает учебно-методическое пособие В. А. Бородиной «Библиотечное обслуживание» [18]. Оно является результатом многолетнего чтения автором лекций по курсу с тем же названием. Это востребованное студентами пособие дополняют, расширяя возможности изучения студентами дисциплины, статья концептуального характера В. С. Крей-денко [19] и словарные статьи о некоторых методах библиотечного обслуживания (тематические подборки: электронный дайджест и телеконференции) [20].
К важным документам для изучения курса «Библиотечно-информационное обслуживание» можно отнести статьи по таким интересным и значимым аспектам, как библиотечная педагогика [21], библиотечное досуговедение [22], библиотерапия [23], библиотечное краеведение [24], информационная безопасность [25].
4. Следующее принципиально значимое направление можно обозначить такими ключевыми словами, как чтение, читатель, читательское развитие личности, семейное чтение, досуговое чтение, информационная культура. На кафедре накопилось более 40 работ по указанному направлению исследования. Их можно сгруппировать по следующим единицам анализа:
Чтение. Исследования этого понятия имеют методологическое значение. В них рассматриваются научные основы теории чтения, и как вне-
дрение результатов в учебный процесс предлагается обоснование некоторых учебных дисциплин (В. С. Крейденко - теории чтения; В. А. Бородина -психологии чтения [26]).
Читательское развитие личности. Научное обоснование этого термина, все его компоненты, практическая реализация нашли отражение в таких фундаментальных трудах доктора педагогических наук В. А. Бородиной, как монография «Теория и технология читательского развития в отечественном библиотековедении», а также практикум с тем же названием [27]. Монография и практикум явились результатом 30-летней экспериментальной работы автора с самой разнообразной читательской аудиторией (от дошкольников до преподавателей высшей школы).
Читательская деятельность. Коммуникативный аспект саморегуляции читательской деятельности в стрессовых ситуациях исследован И. Н. Ка-зариновой [28].
Читательское общение. В наибольшей степени этот компонент читательского развития личности отражен в работах В. А. Бородиной [29].
Досуговое чтение. Данное направление активно исследуется Т. Б. Ловковой в процессе работы над докторской диссертацией [22].
Семейное чтение. В статьях А. С. Павловой рассматриваются традиции семейного чтения, его современное понимание и методика изучения [30].
Можно сделать вывод о том, что представленные результаты НИР по указанному направлению свидетельствуют об активном исследовании чтения как сложнейшего психологического процесса. Их результаты способствуют поиску путей рационализации и повышения эффективности чтения.
5. Информационная культура. В статьях преподавателей кафедры вопросы формирования информационной культуры рассматриваются как одна из актуальных проблем современности. Своей значимостью и глубиной исследования отличается работа В. А. Бородиной [31], в которой рассматриваются концептуальные основы формирования информационной культуры личности. О. Р. Старовойтова исследует пути повышения информационной культуры учителей [32].
6. Библиотечно-информационное образование. Построение общества знания неизбежно зависит от качества подготовки библиотечно-информационных специалистов. Современный документальный поток по проблемам образования имеет тенденцию к постоянному росту. Эта тенденция характерна и для научной деятельности кафедры. Некоторые аспекты библиотечно-информационного образования отражены в 15 работах преподавателей. Наиболее интересные из них, носящие обобщающий, итоговый характер, представляют собой две статьи - Н. Г. Донченко и И. В. Керзум [33].
Изменения, происходящие в современной системе библиотечно-информационного образования, ориентируют высшую школу на новую, инновационную парадигму образования, которая характеризуется целым рядом новых признаков. Один из них связан с компетентностным подходом, что нашло отражение в статье О. Р. Старовойтовой [34].
В последние годы в вузе ведется подготовка студентов по новым специализациям. Опыт обучения по некоторым из них представлен в статьях
Н. Г. Донченко, С. Л. Лохвицкой и М. Н. Колесниковой [35].
В. А. Бородина предлагает включить в учебный план новую специализацию «Акмеолог чтения» [36]. Эта идея требует обсуждения специалистов разного уровня.
Можно предположить, что опыт, описанный в данных статьях, будет востребован преподавателями, так как литературы по этой тематике выходит очень мало.
Одна из проблем современного образования связана с необходимостью усиления психологической подготовки будущих специалистов. Они должны владеть приемами общения, психологопедагогического воздействия на читателей и чтение. Эти аспекты наиболее подробно затронуты в статьях В. А. Бородиной [37].
Характеристика научных исследований кафедры в области библиотечно-информационного образования будет необъективной без перечисления трудов Н. В. Збаровской. Ее работы за 2005 г. посвящены инновационным методикам обучения специалистов в системе повышения квалификации [38]. Сегодня можно говорить об их актуальности и востребованности.
7. Методология и методика библиотечных исследований. Исследования, отражающие вопросы методологии и методики библиотечно-информационной сферы, можно классифицировать по четырем группам.
Первая группа исследований содержит статьи, посвященные теоретическому осмыслению и обобщению результатов изучения отдельных методов или группы методов: потекстовое ретроспективное интервью, кейс-стади, биографический, новые исследовательские методы [39].
Вторая группа состоит из исследований, рассматривающих конкретные методики изучения различных проблем или обзор имеющихся методик. Так, например, исторический ракурс методик исследования 30-50-х гг. XX в. представлен в статьях А. Н. Ванеева [40].
Весьма актуальными и востребованными являются статья В. С. Крейденко, написанная в соавторстве с А. Н. Ванеевым, в которой излагается методика изучения пользователей русскоязычных ресурсов Интернета [41], и статья О. Р. Старовой-
товой, где проанализированы методика и результаты исследования чтения учителей [42].
Третья группа исследований направлена на анализ методологических аспектов библиотековедения [43].
Одной из важнейших составляющих процесса образования является сегодня обучение студентов методике и организации НИР. В связи с этим к четвертой группе исследований можно отнести публикации учебно-методических и практических пособий [44]. Эти учебно-методические материалы уже востребованы студентами, аспирантами, соискателями и другими категориями заинтересованных исследователей.
8. Преподаватели кафедры проявляют стабильный интерес к библиотечному делу в зарубежных странах. Часть опубликованных материалов носит обзорный характер, другая - содержит описание опыта библиотечной деятельности в конкретных странах [45].
По итогам научно-исследовательской деятельности кафедры за три года выявлена типовидовая структура изданных работ. Она достаточно разнообразна: в ней есть научная, учебная, справочная литература, а также другие виды изданий (указатели, рецензии, отзывы, вкладыши и др.) Анализ типовидовой структуры изданных работ дает основание говорить о четырех значительных достижениях кафедры в сфере НИР:
1. Опубликовано четыре монографии.
2. Защищено две докторских диссертации (М. Н. Колесникова, В. А. Бородина).
3. Издано 23 документа учебной и учебнометодической литературы, в том числе 5 учебных пособий.
4. Преподаватели кафедры приняли участие в подготовке к изданию такого сложного типа документа, как справочная литература «Библиотечная энциклопедия» [46], «Справочник библиотекаря» [47], «Справочник школьного библиотекаря» [48], «Справочник информационного работника» [49], «Электронные документы» [50].
К сказанному выше можно добавить, что труды преподавателей опубликованы в таких авторитетных издательствах, как Санкт-Петербургская академия постдипломного и педагогического образования (7), «Профессия» (5), «Школьная библиотека» (7), «Либерея» (4), «Наука» (1), «Молодая гвардия» (1); исследования издавались также вузами Москвы, Санкт-Петербурга, Краснодара, Барнаула и библиотеками Кирова, Санкт-Петербурга.
Преподаватели активно работали с редакциями многих журналов: «Библиотечное дело» - 18 публикаций, «Школьная библиотека» - 14, «Библиотековедение» - 13, «Библиотека» - 11, «Библиосфера» - 7, «Интернет-ресурсы» - 3, «Научные и технические библиотеки» - 3.
Каждая кафедра заинтересована в выявлении эффективности проделанной работы, что проявляется в результатах и реализации творческих разработок. Об эффективности научно-исследовательской деятельности кафедры библиотековедения и теории чтения можно судить по следующим параметрам:
1. Исследовались наиболее приоритетные направления развития библиотечно-информационной сферы.
2. Реализован принцип единства науки и учебного процесса. Издано 23 учебных и учебно-методических пособия, что позволяет говорить о достаточно высоком уровне обеспеченности учебных дисциплин литературой.
3. Кафедра активно участвовала в открытом обмене информацией. За анализируемый период прочитано 128 докладов на конференциях различного уровня: международных - 49, всероссийских -
20, межрегиональных - 41, городских - 13, вузовских - 5.
4. Взаимодействие с различными учреждениями является продолжением одной из лучших традиций кафедры. Усиление сотрудничества стимулирует результаты научно-исследовательской деятельности. За анализируемый период времени имели место контакты с учреждениями различного профиля: Российской библиотечной ассоциацией, Школьной библиотечной ассоциацией, Петровской академией наук и искусств, Академией акмеологи-ческих наук, РНБ, Санкт-Петербургским психологическим обществом, многими библиотеками и т. д. Взаимодействие было настолько интересным, полезным для всех участников, что это обстоятельство дает основание остановиться на некоторых примерах более подробно.
В 2006 г. В. А. Бородина руководила годичным семинаром (72 часа) для школьных библиотекарей при юношеском отделе Центральной городской публичной библиотеки им. В. Маяковского (Санкт-Петербург) на тему «Информационно-психологическое сопровождение читательского развития школьников в процессе образовательной деятельности».
По специальному приглашению В. А. Бородина принимала участие в работе Всероссийской творческой лаборатории детских библиотек России «Чтение и грамотность в системе социокультурного развития личности» (Геленджик, 2007 г.). Она выступила с докладом «Чтение детей как сложный языковой и культурологический процесс», а также провела мастер-классы «Внедрение инновационных технологий читательского развития в условиях детских библиотек», «Лаборатория читательского мастерства», «Библиотечный проект. Как его создать». В. А. Бородина была приглашена на международный фестиваль «БиблиОб-
раз-2007», где выступила с докладом на тему «Как преобразовать школьную библиотеку в информационно-досуговый центр: перспективы и возможности: читательское развитие школьника».
На Всероссийской конференции «Чтение: исследовательские проекты библиотек России» в 2006 г. Г. В. Варганова вела мастер-класс «Исследования по чтению в зарубежных странах».
М. Н. Колесникова в 2006 г. участвовала в работе семинара «Библиотечная сеть в контексте административной реформы» для директоров ЦБС Вологодской области. Ею были прочитаны два доклада: «Современное положение муниципальных библиотек России» и «Библиотека как объект и субъект культурной политики муниципального образования».
В 2007 г. М. Н. Колесникова в рамках рабочей группы РБА участвовала в разработке рекомендательных материалов по созданию нормативноправовой базы муниципальных библиотек в условиях реорганизации ЦБС.
Т. Б. Ловкова была приглашена на Всесибир-ский библиотечный форум «Чтение молодежи, тенденции и проблемы» (2006 г.) в качестве руководителя секции «Активизация чтения через культурно-досуговые формы работы библиотек» и круглого стола «Центры чтения как современный метод привлечения молодежи в библиотеку».
О. Р. Старовойтова принимала участие в подготовке и работе 1-го съезда школьных библиотекарей. Ею разработан «Манифест школьных библиотек РФ».
В заключение следует сказать, что кафедра ведет также исследования по выигранному в 2007 г. гранту Фонда развития образования на тему «Библиотека/медиатека гимназии (21 век)». Участниками исследования являются О. Р. Старовойтова и
Н. Г. Донченко.
Проведенный анализ научно-исследовательской деятельности кафедры выявил следующую закономерность: НИР кафедры можно охарактеризовать как систему, включающую в себя разработку идей, распространение их в библиотечноинформационной среде, внедрение результатов исследования в учебный процесс и практику библиотечной работы. Кафедра проводит исследования по наиболее значимым, приоритетным и востребованным направлениям, имеющим важное социокультурное значение.
Анализ ежегодных отчетов преподавателей свидетельствует о четко выраженных научных интересах, актуальности, целенаправленной разработке, продуманности, стабильности НИР и ее нарастающем потенциале.
В процессе научно-исследовательской деятельности преподаватели кафедры выступают в разных ролях: редакторов, организаторов и руко-
водителей круглых столов, семинаров, мастер-классов, докладчиков, оппонентов, рецензентов, разработчиков различных материалов. Нельзя не отметить востребованность многих преподавателей в библиотечно-информационном сообществе (В. А. Бородина, А. Н. Ванеев, М. Н. Колесникова, В. С. Крейденко, Т. Б. Ловкова, О. Р. Старовойтова и др.).
Перспективные направления дальнейшей НИР обусловлены современной образовательной ситуацией, требуют сосредоточиться на следующих задачах и проблемах:
• требуется разработка крупных форм, коллективных исследовательских проектов, например, «Библиотечно-информационное обслуживание: наука, практика, образование»;
• назрела необходимость в исследовании такой проблемы, как результаты реализации национальной программы «Чтение» в библиотеках;
• целесообразно проведение ежегодных (или один раз в два года) чтений, посвященных памяти выдающихся ученых (например, Н. А. Рубакину);
• научно-методическое обеспечение учебного процесса нуждается в видовом разнообразии. Следует усилить обеспеченность учебного процесса оперативными изданиями: лекциями и хрестоматиями;
• многие преподаватели проводят занятия, используя новые методы и инновационные технологии. Однако своим опытом на страницах периодической печати не торопятся поделиться, хотя образовательный процесс нуждается в подобной литературе;
• государственным образовательным стандартом введена новая квалификация «Библиотекарь-библиограф, преподаватель». В связи с этим обстоятельством кафедра стоит перед необходимостью исследования проблем, связанных с подготовкой будущих специалистов и их функционированием, например законодательных, методологических и методических, профессиологических, социальных, психолого-педагогических и др.;
• в системе непрерывного библиотечно-информационного образования слабым звеном остаются профессиональная ориентация и профессиональный отбор. Исследований по этой проблеме за анализируемый период кафедра не проводила.
Изучение указанных проблем могло бы расширить исследовательское поле преподавателей кафедры библиотековедения и теории чтения СПбГУКИ.
Список литературы
1. Колесникова М. Н. Земское библиотечное дело глазами современника: (по материалам Центрального государственного исторического архива Санкт-Петербурга) // Книга : исследования и материалы. -
2006. - Вып. 85. - С. 143-150 ; Мокшанова Е. В. Участие земств в развитии библиотечного дела в
XIX веке (на примере Санкт-Петербургской губернии) // Земские учреждения: организация, деятельность, персоналии : материалы науч.-практ. конф. (Киров, 16-17 окт. 2007 г.) - Киров, 2007. - С. 151154.
2. Ванеев А. Н. Съезды библиотечные и библиографические // Библиотечная энциклопедия. - М., 2007. -С. 1006-1007.
3. Ванеев А. Н. Б. В. Банк // Там же. - С. 69 ; Ванеев А. Н.
A. Я. Виленкин // Там же. - С. 362-363 ; Ванеев А. Н. Е. А. Горш // Там же. - С. 309 ; Ванеев А. Н. Е. Н. Медынский // Там же. - С. 615 ; Ванеев А. Н. Е. Ф. Проскурякова // Там же. - С. 829; Ванеев А. Н.
B. Ф. Сахаров // Там же. - С. 932 ; Ванеев А. Н. Л. Н. Троповский // Там же. - С. 1040-1041 ; Ванеев А. Н. А. В. Усов // Там же. - С. 1077-1078.
4. Ванеев А. Н. Существенный вклад в научную разработку теории чтения (к 130-летию Я. В. Ривлина // Библиотековедение. - 2005. - № 3. - С. 81-85 ; Ванеев А. Н. Значительный вклад в отечественное библиотековедение (к 110-летию со дня рождения М. И. Слуховского // Там же. - 2006. - № 1. - С. 7883 ; Варганова Г. В. Э. Е. Рокицкая // Там же. -
C. 83-86 ; Колесникова М. Н. Библиотекарь, юрист, педагог, ученый: к 100-летию со дня рождения
З. И. Ривлина // Там же. - 2007. - № 3. - С. 74-77.
5. Бородина В. А. Читательская вселенная Н. А. Руба-кина // Педагогика культуры. - 2005. - № 3/4. -С. 40-45.
6. Ванеев А. Н. Библиотековедение в России конца
XX века: общетеоретические концепции и дискуссии. - СПб. : Профессия, 2007. - 248 с.
7. Ванеев А. Н. Становление петербургской школы библиотековедения // История библиотек: исследования, материалы, документы. - СПб., 2004. - Вып. 5. -С. 21-34.
8. Общее библиотековедение. Ч. 1. Теоретические основы : хрестоматия / сост.: Р. А. Трофимова, А. А. Фомина, М. Н. Тищенко ; науч. ред. А. Н. Ванеев. - М. : Либерея - Бибинформ, 2007. - 536 с.
9. Ванеев А. Н. Миссия библиотеки // Библиотечная энциклопедия. - М., 2007. - С. 648.
10. Тищенко М. Н. Общедоступные (публичные) библиотеки в системе местного самоуправления. - СПб. : Профессия, 2006. - 386 с. ; Тищенко М. Н. Местное самоуправление - партнер или противник? (Муниципальные библиотеки в условиях кризиса // Библиотека. - 2005. - № 9. - С. 20-22 ; Тищенко М. Н. Реорганизация ЦБС: проблемы и перспективы // Библиотечное дело. - 2005. - № 3. - С. 8-11 ; Тищенко М. Н. Некоторые итоги реорганизации библиотечной сети // Информационный бюллетень РБА. -
2006. - № 39. - С. 21-23 ; Тищенко М. Н. Публичная библиотека и власть: эволюция взаимоотношений // Библиотека в контексте административных реформ: опыт реформирования: проблемы, поиск, решения. -М., 2006. - С. 30-36 ; Тищенко М. Н. Современные проблемы муниципальных библиотек России // Библиотечное дело в условиях муниципализации: поиск оптимальных решений : материалы Всерос. науч.-практ. конф. - Челябинск, 2006. - С. 199-207.
11. Ванеев А. Н. Методическое обеспечение // Библиотечная энциклопедия. - М., 2007. - С. 175-176 ; Ва-
неев А. Н. Научная организация труда (НОТ) // Там же. - С. 690-691 ; Тищенко М. Н. Управленческая деятельность в библиотеке : метод. разработка. -СПб. : Изд-во СПбГУКИ. - 2006. - 22 с.
12. См.: Справочник руководителя учреждения культуры. - 2007. - № 11. - С. 42-47.
13. Манифест школьных библиотек : проект // Шк. б-ка. -2007. - № 6/7. - Вкладыш. - Среди авт.: О. Р. Старовойтова.
14. Электронные документы : справочник / ред.: Р. С. Ги-ляревский, Г. Ф. Гордукалова. - СПб. : Профессия, 2007. - 664 с.
15. Лохвицкая С. Л. Надежный источник комплектования иностранной литературы [Электронный ресурс] // Библиотечные фонды: проблемы и решения : Электрон. журн. - 2007. - № 11. - ЦКЪ : www.rba.ru ; Лохвицкая С. Л. Комплектование фондов научных библиотек иностранной литературой: лекция для студентов библ.-информ. фак. - СПб., 2006. - 19 с.
16. Библиотечный фонд для детей : учеб. пособие для вузов / под ред. Ю. Н. Столярова. - М. : Шк. б-ка,
2005. - 248 с.
17. Варганова Г. В. Информация и документация по стандартизации : учеб. пособие. - СПб. : Изд-во СПбГУКИ, 2004. - 32 с.
18. Бородина В. А. Библиотечное обслуживание : учеб.-метод. пособие. - М. : Либерея, 2006. - 168 с.
19. Крейденко В. С. К разработке концепции обслуживания читателей в полиэтнических регионах РФ // Поликультурная образовательная деятельность: методология и методика. - Махачкала, 2005. - С. 103108.
20. Тематические подборки: Крейденко В. С. Электронный дайджест // Электронные документы : справ. -СПб., 2007. - С. 530-531 ; Старовойтова О. Р. Телеконференции // Справочник библиотекаря. - СПб., 2007. - С. 370-376.
21. Ванеев А. Н. Библиотечная педагогика // Библиотечная энциклопедия. - М., 2007. - С. 175-176.
22. Ловкова Т. Б. Основные тенденции досугового чтения «юных» и «старых» петербуржцев // Чтение как ценность у детей и взрослых: конфликт или диалог? -СПб., 2006. - С. 38-40 ; Ловкова Т. Б. Городской культурный центр «Надежда»: продолжение традиций // Активное долголетие петербуржцев: многообразие досуговых и образовательных возможностей. -СПб., 2007. - С. 39-44 ; Ловкова Т. Б. Досуговая деятельность или массовая работа? // Библ. дело. - № 7. -С. 31-36 ; Ловкова Т. Б. Игротека в библиотеке как средство развития личности читателя // Чтение детей и взрослых в меняющемся мире. - СПб., 2007. -С. 61-65.
23. Крейденко В. С. Библиотерапия // Библиотечная энциклопедия. - М., 2007. - С. 170-171 ; Казарино-ва И. Н. Библиотерапия : учеб.-практ. пособие. -СПб. : Береста, 2007. - 127 с.
24. Библиотечное краеведение : библиогр. указ. лит. за 2004-2005 гг. / сост. Л. С. Николаева. - СПб. : РНБ,
2007. - 368 с. ; Крейденко В. С. Библиотечное краеведение : терминол. слов. // Хроника краеведа. -
2007. - № 1. - С. 47-55.
25. Варганова Г. В. Информационная безопасность : учеб. пособие. - СПб. : СПбГУКИ, 2005. - 76 с.
26. Крейденко В. С. Теория чтения: на пути к новой дисциплине // Библиотечное общение. - Улан-Удэ,
2005. - С. 78-82 ; Ванеев А. Н. Существенный вклад в научную разработку теории чтения (к 130-летию Я. В. Ривлина) // Библиотековедение. - 2005. - № 3. -С. 81-85 ; Бородина В. А. Создай себя: акмеологиче-ская концепция чтения // Учит. газ. - 2005. - № 24. -С. 14 ; Бородина В. А., Бородин С. М. Мотивация в структуре чтения // Чтение детей и подростков: мотивы и потребности. - СПб., 2005. - С. 39-45 ; Бородина В. А. Психология чтения как научная и учебная дисциплина // Ежегодник Российского психологического общества : спец. вып. - М., 2005. - Т. 2. -С. 318-319.
27. Бородина В. А. Теория и технология читательского развития в отечественном библиотековедении. - М. : Шк. б-ка, 2006. - 336 с. ; Бородина В. А. Теория и технология читательского развития в отечественном библиотековедении : практикум. - М. : Шк. б-ка,
2006. - 208 с.
28. Казаринова И. Н. Саморегуляция читательской деятельности в стрессовых ситуациях: коммуникативный аспект // Психология общения-2006: на пути к энциклопедическому знанию : материалы Между-нар. конф., г. Москва, 19-21 окт. 2006 г. - М., 2006. -С. 475-478.
29. Бородина В. А. Библиотечное общение: акмеологи-ческий аспект // Библиотечное общение: традиции, инновации : материалы Междунар. науч.-практ. конф., г. Улан-Удэ, 27 июня 2005 г. - Улан-Удэ,
2005. - С. 25-28 ; Бородина В. А. Дискурс о читательском общении // Там же. - С. 29-33 ; Бородина В. А. Квалитология библиотечного общения // Науч. и техн. б-ки. - 2005. - № 10. - С. 47-60.
30. Павлова А. С. Духовные ценности XX в. (чтение в семье В. Ф. Пановой) // XX в. Две России - две культуры : 14-е Смирдинские чтения. - СПб. : СПбГУКИ,
2006. - С. 109-119 ; Павлова А. С. Современный взгляд на ценности семейного чтения // Чтение как ценность у детей и взрослых: конфликт или диалог? -СПб., 2006. - С. 40-47 ; Павлова А. С. О доброй традиции замолвите слово // Семейное чтение. - 2006. -№ 4. - С. 23-27 ; Павлова А. С. Методика изучения семейного чтения // Библиосфера. - 2007. - № 2. -С. 28-31.
31. Бородина В. А. Акмеологическая концепция формирования информационной культуры личности [Электронный ресурс] // Конференция «Информационная культура личности: вызовы информационного общества» : сайт. - ЦКЬ : http://confifap.cpic.ru/2006.
32. Старовойтова О. Р. Повышение уровня информационной культуры учителей в условиях информационно-аналитического центра // Формирование информационной культуры в библиотеках образовательных учреждений: проблемы и перспективы : сб. статей и материалов. - Псков, 2006. - С. 17-21.
33. Донченко Н. Г. Между кризисом и надеждой : библиотечно-информационное образование в России // Международное информационное и библиотечное образование. - Т. 38, вып. 4. - С. 181-184 ; Керзум И. В. Библиотечно-информационное образование в России: время перемен [Электронный ресурс]. -иКЬ : http:www/ib.hu-berlin.de/~libreas_neu/ausgate3/ 002ker.htm
34. Старовойтова О. Р. Компетентностный подход к подготовке специалистов для детских библиотек // Шк. б-ка. - 2007. - № 6-7. - С. 56-63.
35. Донченко Н. Г., Лохвицкая С. Л. Подготовка менед-жера-фондовика в системе высшего профессионального образования // Библиотечное дело. - 2006. -№ 11. - С. 12-13 ; Колесникова М. Н. Функциональная специализация «Управленческая деятельность в библиотеке» в подготовке библиотекарей - библиографов // Инновационные технологии повышения качества подготовки специалистов в сфере художественного образования и информационных ресурсов: теоретико-методологические подходы и практика вузов культуры и искусств : материалы 7-ой Всерос. науч.-практ. конф., 12 апр. 2007 г. - Барнаул, 2007. -С. 156-158.
36. Бородина В. А. О подготовке библиотекарей - акмео-логов чтения // Шк. б-ка. - 2007. - № 5. - С. 35-38.
37. Бородина В. А. Профессиональное читательское образование: современное состояние и перспективы // Актуальные проблемы детского и юношеского чтения и подготовка библиотечных специалистов. - М. : МГУКИ, 2007. - С. 34-39 ; Бородина В. А. Психологическая профессионализация в библиотечно-информационном образовании // Перспективы развития психологического образования в XXI веке : материалы межвуз. науч.-практ. конф. студентов, аспирантов, преподавателей. - СПб., 2006. - С. 17-22.
38. Збаровская Н. В. Деловые игры для библиотечных специалистов : учеб.-метод. пособие. - М. : Либе-рея-Бибинформ, 2005. - 120 с. ; Збаровская Н. В. Игротехника в повышении квалификации библиотечных специалистов // Библиотечное дело XXI. -
2005. - № 1. - С. 169-178 ; Збаровская Н. В. Организационно-деятельностная игра «Открытая библиотека» // Библ. газ. - 2005. - № 1. - С. 7.
39. Крейденко В. С. Потекстовое ретроспективное интервью // Библиосфера. - 2006. - № 1. - С. 35-39 ; Варганова Г. В. Кейс-стади как метод научных исследований // Там же. - 2007. - № 2. - С. 36-42 ; Павлова А. С. Биографический метод в изучении семейного чтения: теоретико-методологический аспект // Современное библиотечно-информационное образование : учеб. тетр. - СПб. : СПбГУКИ, 2004. - Вып. 7. - С. 39-51 ; Крейденко В. С. Новые исследовательские методы // Библ. дело. - 2007. - № 12. - С. 6-12.
40. Ванеев А. Н. Методика изучения читателей и библиотечной практики : обзор публикаций 30-х гг. XX века // Библиосфера. - 2007. - № 3. - С. 43-46 ; Ванеев А. Н. Методика изучения читателей и библиотечной практики : обзор публикаций 40-50-х гг.
XX века // Там же. - 2006. - № 3. - С. 43-46.
41. Васильев И. Г., Крейденко В. С., Старовойтова О. Р. Методы исследования пользователей русскоязычных ресурсов Интернета // Там же. - 2007. - № 2. -
С. 21-24.
42. Старовойтова О. Р. Чтение как одна из составляющих профессиональной компетентности учителя: ре-
зультаты исследования // Чтение детей и взрослых в меняющемся мире. - СПб., 2007 - С. 113-115.
43. Крейденко В. С. Методология библиотековедения // Библиотечная энциклопедия. - М., 2007. - С. 170171 ; Ванеев А. Н. Разработка методологических и методических проблем библиотековедения : обзор публикаций второй половины XX в. // Библиосфера. -
2007. - № 3. - С. 47-52 ; Казаринова И. Н. Методологическая культура библиотечного специалиста: проблемы и перспективы // Документознавство. Библио-текознавство. Информационная деятельность: проблемы науки, освити, практики : материалы 3-й Меж-дунар. науч.-практ. конф. - Киев, 2006. - С. 43-46.
44. Крейденко В. С. Библиотечные исследования : учеб-но-метод. пособие. - М. : Шк. б-ка, 2007. - 352 с. ; Крейденко В. С. Библиотечные исследования // Общее библиотековедение. - М., 2007. - Ч. 1. Теоретические основы : хрестоматия. - С. 393-360 ; Старовойтова О. Р. Совместные (междуведомственные) исследования чтения детских и школьных библиотек : практ. пособие. - Псков, 2007. - 52 с.
45. Варганова Г. В. Методологические проблемы научных исследований по чтению в зарубежных странах // Чтение в библиотеках России. - 2007. - Вып. 7. Исследовательские проекты библиотек по чтению. -
С. 38-44 ; Варганова Г. В. Читающая Финляндия // Библиотековедение. - 2006. - № 4. - С. 92-98 ; Варганова Г. В. Библиотеки Финляндии // Шк. б-ка. -
2006. - № 1. - С. 12-17 ; Варганова Г. В. Книга и компьютер как фактор социализации личности // Чтение детей и взрослых в меняющемся мире. -СПб., 2007. - С. 11-12.
46. Библиотечная энциклопедия / Рос. гос. б-ка. - М. : Пашков дом, 2007. - 1300 с. Рецензент А. Н. Ванеев и др. Авт. слов. ст. А. Н. Ванеев, В. С. Крейденко.
47. Справочник библиотекаря / науч. ред. А. Н. Ванеев, В. А. Минкина. - 3-е изд., перераб. и доп. - СПб. : Профессия, 2006. - 496 с. Среди авт.: А. Н. Ванеев, В. Г. Горев, В. С. Крейденко, О. Р. Старовойтова, М. Н. Тищенко (Колесникова).
48. Старовойтова О. Р., Плескачевская С. М., Жукова Т. Д. Справочник школьного библиотекаря / под ред. Ю. Н. Столярова. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Рус. шк. библ. ассоц., 2007. - 456 с.
49. Справочник информационного работника / науч. ред.: Р. С. Гиляревский, В. А. Минкина. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб. : Профессия, 2007. - 584 с. Авт. разд. 8 Г. В. Варганова.
50. Электронные документы: создание и использование в публичных библиотеках : справочник / науч. ред.: Р. С. Гиляревский, Г. Ф. Гордукалова. - СПб. : Профессия, 2007. - 664 с. Среди авт.: Н. Г. Донченко,
В. С. Крейденко.
Материал поступил в редакцию 24.11.2008 г.
Сведения об авторе: Павлова Алла Серафимовна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры библиотековедения и теории чтения, заместитель декана вечернего отделения библиотечно-информационного факультета, тел.: (812) 315-16-16