УДК 02:37.016(091)
А. Н.Ванеев
Общее библиотековедение в научной работе и преподавании на кафедре библиотековедения и теории чтения
Развитие общего библиотековедения как научной и учебной дисциплины в СПбГУКИ с 1918 г. Вклад кафедры библиотековедения и теории чтения в разработку теоретических основ библиотековедения, структуры и содержания учебной дисциплины.
Ключевые слова: общее библиотековедение, научная разработка, история преподавания в СПбГУКИ
Anatoly N. Vaneev
General library science in scientific work and teaching at the Department of library science and theory of reading
Development of a general library science as a scientific and academic discipline in Saint-Petersburg State University of Culture and Arts since 1918. Contribution of the Department of library science and theory of reading in the development of the theoretical foundations of library science, structure and content of the academic discipline.
Keywords: general library science, scientific development, history teaching in Saint-Petersburg State University of Culture and Arts
В начале XX в. в России, как и за рубежом, библиотековедение обычно подразделялось на две части (отдела): теоретическое и практическое (прикладное) библиотековедение. Традиционно к теоретической части относили классификацию библиотек, историю и статистику библиотечного дела, а практической - устройство и функционирование библиотек.
В противовес такому представлению, Л. Б. Хавкина в докладе на Первой конференции научных библиотек (1924) «Научная разработка вопросов библиотековедения» обосновала развернутую структуру библиотечной науки, подчеркнула необходимость научного рассмотрения всех сторон и аспектов библиотечного дела. Однако в ее структуре не было выделено «общее библиотековедение»1.
В литературе 1920-х гг. понятие «общая теория библиотековедения» впервые ввел М. Н. Ку-фаев2, однако это предложение не получило, к сожалению, в те годы развития в библиотековедческой литературе. Поэтому в учебном плане книжно-библиотечной секции Института внешкольного образования курс общего библиотековедения отсутствовал3. И хотя в 1922 г. в структуре книжно-библиотечного факультета была выделена кафедра общего библиотековедения, в учебном плане этой кафедры по-прежнему не было курса общего библиотековедения. Общие проблемы библиотечного дела рассматривались в курсах истории библиотек и организации библиотечного дела4.
В научную разработку проблем истории
библиотечного дела наиболее существенный вклад внес в те годы профессор библиотечного факультета Я. В. Ривлин. В своей обстоятельной статье «Методические течения в области истории библиотековедения» он рассмотрел и систематизировал существовавшие взгляды на задачи библиотеки и средства их решения. Им были рассмотрены три точки зрения: библиофильская, образовательно-утилитарная и социально-педагогическая5. Я. В. Ривлину принадлежит первая в отечественной библиотечной науке обобщающая работа по истории библиотековедения.
В 1920-е гг. общие проблемы библиотечного дела рассматривались в курсах «Современное состояние библиотечного дела» и «Библиотечная сеть», а также в ряде небольших управленческих курсов («Библиотечное законодательство», «Библиотечное делопроизводство», «Библиотечная статистика»). Из этого перечня курсов можно сделать вывод, что в понятие «общее библиотековедение» вкладывались общие проблемы библиотечного дела, а не теоретические проблемы библиотековедения как науки. Такое представление существовало и в последующие годы, что было связано, прежде всего, с представлением о библиотековедении как не теоретической, а практической дисциплине.
В 1924-1925 гг. Институт внешкольного образования был преобразован в Коммунистический политико-просветительный институт. Это привело к идеологической и организационной перестройке вуза, в том числе и библиотечного
образования. Был ликвидирован библиотечный факультет. Его заменила библиотечная предметная комиссия. В соответствии с концепцией «революционной целесообразности» было прекращено чтение учебных курсов, претендующих на теоретическое освещение. В учебном плане остались лишь курсы «Современная организация библиотечного дела», «Библиотечная техника» и «Методы политпросветработы в библиотеке».
С 1925 г. преподавание библиотечных дисциплин велось в рамках специализации в курсах «Политико-просветительная работа в библиотеке» и «Практическое библиотековедение».
По свидетельству директора института Я. Нетупской, новое руководство института «изгнало все псевдонаучные, аполитичные профессорско-педагогические кадры». По ее мнению, преподавателям специальных дисциплин был присущ «ползучий эмпиризм, отрыв формы от содержания». Критике подвергался не только отрыв теории от практики, но и «излишний методизм в ущерб политическому содержанию»6.
В 1932 г. из кафедры политпросветработы была выделена самостоятельная библиотечная кафедра, которая получила название «кафедра библиотечной работы». С 1938/1939 учебного года кафедра начала преподавание курса «Общее библиотековедение». Программа курса была разработана А. В. Усовым и включала рассмотрение системы библиотек, характеристику их типов, состояние библиотечного дела за рубежом, организацию работы библиотеки (комплектование, планирование, бюджет, отчетность, руководство библиотечным делом), планирование и оборудование библиотек, историю библиотечного дела7.
Поэтому утверждение О. С. Чубарьяна, что понятие «общее библиотековедение» вошло в научный оборот лишь в конце 40-х - начале 1950-х гг.8, было, конечно, явной ошибкой, поскольку термин «общее библиотековедение» использовался в нашем институте еще в 1920-е гг., а курс «Общее библиотековедение» преподавался в нашем институте начиная с 1938 г. В 1951 г. Отделом учебных заведений Комитета по делам культурно-просветительных учреждений была утверждена типовая программа курса «Библиотековедение», в которой был выделен самостоятельный раздел «Общее библиотековедение», программу его разработал О. С. Чубарьян. В дальнейшем эта программа неоднократно перерабатывалась и переиздавалась.
Опиралась ли наша кафедра в преподавании курса «Общее библиотековедение» на утвержденную Комитетом по делам культпросве-тучреждений (затем - Министерством культуры
РСФСР) типовую программу или вносила в нее какие-либо изменения, установить, к сожалению, не представляется возможным, так как, если и были рабочие программы дисциплины, то они не сохранились.
В эти годы О. С. Чубарьян приступил к научной разработке курса «Общее библиотековедение», которая завершилась изданием в 1960 г. учебника «Общее библиотековедение». Анализ содержания этого учебника позволяет утверждать, что под термином «общее библиотековедение» О. С. Чубарьян понимал вопросы организации библиотечного дела и работы библиотек. Это определение общего библиотековедения было повторено и во втором издании учебника (1968).
В 3-м издании учебника (1976) содержание понятия «общее библиотековедение» было уточнено: общее библиотековедение изучает закономерности библиотечного дела, принципы формирования советской библиотечной системы, типологию библиотек, организацию дифференцированного обслуживания различных групп населения, управление библиотечным делом. Как самостоятельная учебная дисциплина был выделен курс «Организация работы библиотеки».
В библиотековедческой литературе тех лет наряду с высокой оценкой вклада О. С. Чубарьяна в разработку общего библиотековедения содержались и критические замечания. О. С. Чубарьяна критиковали за то, что он довольно расширительно толковал содержание общего библиотековедения, включая в него ряд вопросов, относящихся к компетенции частной научной дисциплины - организации и управления библиотечным делом.
На терминологическом уровне в 1970-е гг. общее библиотековедение определялось как раздел библиотековедения, предмет изучения которого - закономерности развития библиотечного дела, организации библиотечного обслуживания населения9. Такое представление о научной и учебной дисциплине «Общее библиотековедение» сохранялось вплоть до 1980-х гг.
Существенные изменения в представлениях о содержании понятия «общее библиотековедение» произошли в 1980-х гг. как результат научной работы кафедры библиотековедения ЛГИК, в плане НИР которой начиная с 1970-х гг. разработка общетеоретических, методологических и исторических проблем библиотековедения занимала одно из ведущих мест.
С 1973 по 1976 г. по инициативе В. С. Крей-денко кафедра библиотековедения совместно с НИО библиотековедения Государственной Публичной библиотеки имени М. Е. Салтыкова-
А.Н.Ванеев
Щедрина издала серию материалов в помощь научно-исследовательской работе библиотек (18 выпусков). На базе этих сборников в 1978 г. была издана коллективная монография «Библиотековедческие исследования. Методология и методика». Среди авторов были А. Н. Ванеев и
В. С. Крейденко. Первый был также членом редколлегии коллективной монографии.
В 1973 г. кафедра издала учебное пособие В. С. Крейденко «Методология и методика библиотечных исследований», в которой методология была рассмотрена как самостоятельный раздел, часть общего библиотековедения. В 1983 г. это пособие было издано издательством «Книга» в исправленном и дополненном виде. В 1988 г. В. С. Крейденко защитил докторскую диссертацию «Исследовательские методы в библиотековедении: современное состояние и пути повышения эффективности».
А. Н. Ванеев в эти годы активно разрабатывал общетеоретические и исторические проблемы библиотековедения. В 1976 г. кафедра издала его учебное пособие «Развитие библиотековедческой мысли в СССР в 1917-1959 гг.». В 1980 г. в издательстве «Книга» вышло расширенное и дополненное издание этой книги. В 1980 г.
А. Н. Ванеев защитил докторскую диссертацию «Развитие библиотековедческой мысли в СССР».
Принципиальное значение для дальнейшей разработки проблем общего библиотековедения как научной и учебной дисциплины имела статья А. Н. Ванеева «Структура библиотековедения», опубликованная в 1983 г.10 В статье был предложен новый подход к определению понятия «общее библиотековедение», дано четкое разграничение понятий «общее» и «частное» библиотековедение. А. Н. Ванеев полагал, что содержанием общего библиотековедения являются общетеоретические, методологические и исторические проблемы библиотечной науки: ее сущность, объект, предмет и структура; типология и терминология; закономерности, основополагающие принципы и общетеоретические концепции, соотношение с другими науками и место в системе наук; методология и методика библиотековедческих исследований; история библиотековедческой мысли. Частное библиотековедение рассматривалось в статье как набор частных библиотековедческих научных дисциплин, в основе построения которых лежат взаимосвязанные процессы дифференциации и интеграции библиотековедческого знания. Среди частных библиотековедческих дисциплин А. Н. Ванеев выделял и частную научную дисциплину «Функционирование библиотек и библиотечных систем».
Такое представление о структуре библиоте-
коведения получило поддержку библиотечного сообщества, стало общепринятым и было закреплено на терминологическом уровне в статьях «Общее библиотековедение» и «Частное библиотековедение» в терминологических словарях 1986, 1995 и 1997 гг.
Стремление соотнести новую концепцию структуры библиотековедения с содержанием курса «Общее библиотековедение» привело кафедру библиотековедения ЛГИК к переизданию в 1984 г. 3-го издания учебника О. С. Чубарьяна. Новое издание под названием «Библиотековедение: проблемы теории» включало четыре главы учебника, посвященные общетеоретическим проблемам библиотечной науки, и дополнения, подготовленные преподавателями курса «Общее библиотековедение» А. Н. Ванеевым и Н. В. Лепниновой. В этих дополнениях были введены понятия «общее» и «частное» библиотековедение, дано новое определение «общего библиотековедения». От общего библиотековедения была четко отделена частная научная дисциплина «Организация и управление библиотечным делом». В текст добавлен параграф, посвященный развитию советского библиотековедения в 1940-1970-е гг. Это издание кафедры библиотековедения было основным учебным пособием для студентов и аспирантов библиотечного факультета ЛГИК до конца 1980-х гг.
В 1988 г. издательство «Книжная палата» выпустило под редакцией К. И. Абрамова и Н. С. Карташова новый учебник «Библиотековедение: Общий курс». В нем основные общетеоретические главы: «Библиотековедение как общественная наука», «Библиотековедение в системе наук», «Методология советского библиотековедения» были подготовлены профессорами
А. Н. Ванеевым и В. С. Крейденко, что явилось признанием ведущей роли кафедры библиотековедения ЛГИК в теоретическом обосновании проблем общего библиотековедения. Эти главы учебника кафедра и сегодня включает в список обязательной литературы для студентов и аспирантов.
В последующие годы общетеоретические, методологические и исторические проблемы общего библиотековедения оставались в центре научных интересов кафедры библиотековедения. В 2003 г. Г. В. Варганова защитила докторскую диссертацию «Научно-исследовательская работа в библиотечно-информационной отрасли США». В разные годы были изданы монографии А. Н. Ванеева «Библиотековедение в России конца XX в.» (2007), Г. В. Варгановой «Библиотековедческие и информационные исследования в США» (2001), учебно-методическое пособие В. С. Крейденко «Библиотечные исследования» (2007).
Особо следует отметить статью доцента кафедры, преподавателя курса «Общее библиотековедение» С. А. Порошина «Философия библиотеки: к постановке вопроса»11, которая послужила началом теоретических дискуссий по философским проблемам отечественного библиотековедения. С. А. Порошин представил развернутую концепцию философии библиотеки, которую он рассматривал как науку о наиболее общих теоретико-мировоззренческих проблемах библиотековедения. К сожалению, трагическая гибель в 1994 г. не позволила С. А. Порошину продолжить исследование этой важнейшей проблемы общего библиотековедения.
Все эти годы кафедра работала над совершенствованием учебного курса общего библиотековедения. В разные годы этот курс преподавали А. В. Усов, Т. В. Крюгер, Е. И. Кужель-кова, Н. В. Лепнинова, Н. Д. Голубева, А. Н. Ванеев, З. И. Ривлин, Н. И. Карпова, С. А. Порошин,
В. Г. Горев, И. В. Керзум, Л. В. Вольнова, Е. В. Мок-шанова и др.
После введения магистратуры курс «Теория и методология библиотековедения» стала читать Г. В. Варганова.
К сожалению, в библиотеке СПбГУКИ не сохранились ни изданные кафедрой библиотековедения программы курса «Общее библиотековедение», ни методические разработки по этому курсу для студентов-заочников, что не позволяет проследить, как развивался курс в 1990-2000-е гг.
Последняя редакция программы курса «Общее библиотековедение», разработанная
В. Г. Горевым, была опубликована в 2010 г.12 Программа включает семь разделов. В первом разделе «Библиотековедение как общественная наука» рассматривается развитие мировой и отечественной библиотековедческой мысли; терминологический и понятийный аппарат; предмет и объект библиотековедения; международное сотрудничество в области библиотековедения. Второй раздел отражает место библиотековедения в системе наук и его взаимосвязи с другими отраслями знания. Третий раздел посвящен методологии библиотековедения и организации НИР в библиотековедении. Раздел 4-й отражает основные принципы организации библиотечного дела в России. Раздел 5-й посвящен библиотечному делу как системе. Раздел 6-й «Типология библиотек» включает характеристику основных типов и видов библиотек. Раздел 7-й рассматривает проблемы общественно-государственного руководства библиотечным делом и библиотечного законодательства в России. Раздел 8-й посвящен современному состоянию и перспективам библиотечного строительства в Российской Федерации.
Приложением к программе являются примерный перечень контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы, вопросы для самопроверки и подготовки к экзамену, список основной и дополнительной рекомендуемой литературы, тесты по курсу «Общее библиотековедение».
Итогом разработки проблем общего библиотековедения как научной и учебной дисциплины явилась подготовка и издание коллективом кафедры библиотековедения и теории чтения СПбГУКИ под редакцией А. Н. Ванеева и М. Н. Колесниковой с привлечением специалистов из Российской национальной библиотеки, Российской государственной библиотеки, МГУКИ, Национальной библиотеки Белоруссии нового учебника «Библиотековедение: общий курс»13.
Примечания
1 Хавкина Л. Б. Научная разработка вопросов библиотековедения // Труды Первой конференции научных библиотек РСФСР. М., 1926. С. 29-34.
2 Куфаев М. Н. Проблемы философии книги. Л., 1924.
С. 14.
3 Зеленко В. А. Книжно-библиотечный факультет Института внешкольного образования // Библ. образование. 1920. Кн. 2. С. 268-278.
4 Фомин А. Г. Работа книжно-библиотечного факультета Института политпросветработы им. Н. К. Крупской (бывшего Института внешкольного образования) с декабря 1918 г. по июнь 1925 г. // Библ. обозрение. 1926. Кн. 2. С. 139-149.
5 Ванеев А. Н. Существенный вклад в научную разработку теории чтения: к 130-летию Я. В. Ривлина // Библиотековедение. 2005. № 3. С. 81-85.
6 Ванеев А. Н. От книжно-библиотечной комиссии Института внешкольного образования до кафедры библиотековедения и теории чтения СПбГУКИ, 1918-2008: ист. очерк. СПб., 2009. С. 15.
7 Там же. С. 28.
8 Чубарьян О. С. Общее библиотековедение: итоги развития и проблемы. М., 1971. С. 2.
9 Словарь библиотечных терминов. М., 1976. С. 99.
10 Там же.
11 Порошин С. А. Философия библиотеки: к постановке вопроса // Библиотековедение. 1994. № 5 (6). С. 123-125.
12 Горев В. Г. Общее библиотековедение: рабочая программа и учеб.-метод. материалы по курсу // Современное библиотечно-информационное образование: учеб. тетр. СПб., 2010. Вып. 10. С. 102-122.
13 Библиотековедение: общий курс: учеб. для бакалавров, обучающихся по направлению подготовки 071900 «Библиотечно-информационная деятельность» / С. А. Басов, А. Н. Ванеев, М. Я. Дворкина и др.; науч. ред. А. Н. Ванеев, М. Н. Колесникова. СПб.: Профессия, 2013. 238 с.