Научная статья на тему 'К вопросу о готовности юношей допризывного возраста к службе в армии'

К вопросу о готовности юношей допризывного возраста к службе в армии Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
физическая подготовленность / основные физические качества / функциональная подготовленность / общая работоспособность / адаптационный потенциал / тесты / юноши допризывного возраста / physical readiness / basic physical qualities / functional readiness / general working capacity / adaptive potential / tests / young men of pre-conscription age

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Станислав Александрович Моисеев, Яна Маратовна Белова, Александр Сергеевич Кайсин

Представлены показатели физической подготовленности юношей 14–17 лет, проходящих военные сборы в учебно-методическом центре патриотического воспитания молодежи. Выявлен достоверно низкий уровень общей выносливости у допризывной молодежи. Реализация учебной программы в ходе сборов вызвала снижение функциональных возможностей организма у преобладающего большинства будущих защитников Отечества. Полученные результаты указывают на неготовность исследуемого контингента к этапу общевойсковой подготовки в воинских частях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Станислав Александрович Моисеев, Яна Маратовна Белова, Александр Сергеевич Кайсин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the readiness of young men of pre-conscription age to serve in the army

Currently, close attention in our country is paid to health issues, the organization of health care and physical education of the population. At the same time, the physical condition of the population causes serious concern among many researchers and medical personnel. Along with the above, many researchers note a trend towards increasing the requirements of professional activity in modern specialties. Thus, a contradiction arises between the requirements of the educational process (the process of combat training), on the one hand, and the ability of students to master them, on the other. The objective of the study is to identify the level of physical fitness of young men aged 14–17 in the training camp. Research methods are document analysis, pedagogical observation, pedagogical testing, biomedical and physiological research methods, as well as methods of mathematical statistics. The study involved young men aged 14–17 doing training in camps within the framework of the military-patriotic education of youth, a total of 1163 people (Group I of young men aged 14–15 (n = 712); Group II of young men aged 16–17 (n = 451)). Testing was carried out on the basis of the educational and methodological center for the military-patriotic education of youth Avangard (Omsk). Testing was carried out weekly during the academic year. The analysis of the weekly training program made it possible to identify such forms of physical training as morning physical exercises, mass sports work, and training sessions. In general, it is noted that the weekly training program is a simplified fragment of the combined arms training program in universities and military units. As a result of the study, we identified the level of physical fitness of the training camp participants, as well as indicators of their external respiration systems, cardio-respiratory systems, and adaptive potential. We found that the indicators of the general endurance of the subjects of both groups are at a low level, while in the transition from senior school to adolescence, its degree of compliance with the normative bases decreases significantly (p≤0.05); the implementation of the program of weekly gatherings in the subjects of combined arms training at Avangard led to a decrease in the functional capabilities of the body of the overwhelming majority of the subjects. A comparative analysis of the normative bases of basic physical fitness and GTO made it possible to establish that only 31.6% of the studied contingent meets the requirements of the former. There is no doubt that a combined arms training course in military universities or military units can have a more significant impact on young men with similar indicators. Thus, it becomes clear that the vast majority of pre-conscription youth in terms of their level of physical fitness and functional indicators at this stage are not ready to start mastering the stage of combined arms training. This circumstance must be taken into account when planning and implementing the educational process in military universities and combat training programs in military units.

Текст научной работы на тему «К вопросу о готовности юношей допризывного возраста к службе в армии»

Вестник Томского государственного университета. 2023. № 497. С. 163-169 Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Tomsk State University Journal. 2023. 497. рр. 163-169

Научная статья УДК 796.011

doi: 10.17223/15617793/497/17

К вопросу о готовности юношей допризывного возраста к службе в армии

Станислав Александрович Моисеев12, Яна Маратовна Белова3, Александр Сергеевич Кайсин4

1 Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, Омск, Россия ■2 4 Военная академия материально-технического обеспечения, Омск, Россия 3 Учебно-методический центр патриотического воспитания молодежи «Авангард», Омск, Россия

12 stasmoiseev120790@mail.ru 3 umurzakova.yana@mail.ru 4 kaisin.83@mail.ru

Аннотация. Представлены показатели физической подготовленности юношей 14-17 лет, проходящих военные сборы в учебно-методическом центре патриотического воспитания молодежи. Выявлен достоверно низкий уровень общей выносливости у допризывной молодежи. Реализация учебной программы в ходе сборов вызвала снижение функциональных возможностей организма у преобладающего большинства будущих защитников Отечества. Полученные результаты указывают на неготовность исследуемого контингента к этапу общевойсковой подготовки в воинских частях.

Ключевые слова: физическая подготовленность, основные физические качества, функциональная подготовленность, общая работоспособность, адаптационный потенциал, тесты, юноши допризывного возраста

Для цитирования: Моисеев С.А., Белова Я.М., Кайсин А.С. К вопросу о готовности юношей допризывного возраста к службе в армии // Вестник Томского государственного университета. 2023. № 497. С. 163-169. doi: 10.17223/15617793/497/17

Original article

doi: 10.17223/15617793/497/17

On the readiness of young men of pre-conscription age to serve in the army

Stanislav A. Moiseev1, 2, Yana M. Belova3, Aleksandr S. Kaisin4

1 Siberian State University of Physical Culture and Sports, Omsk, Russian Federation 2, 4 Omsk Branch of the Military Academy of Logistics, Omsk, Russian Federation 3 Educational and Methodological Center for Patriotic Education of Youth "Avangard", Omsk, Russian Federation

12 stasmoiseev120790@mail.ru 3 umurzakova.yana@mail.ru 4 kaisin.83@mail.ru

Abstract. Currently, close attention in our country is paid to health issues, the organization of health care and physical education of the population. At the same time, the physical condition of the population causes serious concern among many researchers and medical personnel. Along with the above, many researchers note a trend towards increasing the requirements of professional activity in modern specialties. Thus, a contradiction arises between the requirements of the educational process (the process of combat training), on the one hand, and the ability of students to master them, on the other. The objective of the study is to identify the level of physical fitness of young men aged 14-17 in the training camp. Research methods are document analysis, pedagogical observation, pedagogical testing, biomedical and physiological research methods, as well as methods of mathematical statistics. The study involved young men aged 14-17 doing training in camps within the framework of the military-patriotic education of youth, a total of 1163 people (Group I of young men aged 14-15 (n = 712); Group II of young men aged 16-17 (n = 451)). Testing was carried out on the basis of the educational and methodological center for the military-patriotic education of youth Avangard (Omsk). Testing was carried out weekly during the academic year. The analysis of the weekly training program made it possible to identify such forms of physical training as morning physical exercises, mass sports work, and training sessions. In general, it is noted that the weekly training program is a simplified fragment of the combined arms training program in universities and military units. As a result of the study, we identified the level of physical fitness of the training camp participants, as well as indicators of their external respiration systems, cardio-respiratory systems, and adaptive potential. We found that the indicators of the general endurance of the subjects of both groups are at a low level, while in the transition from senior school to adolescence, its degree of compliance with the normative bases decreases significantly (p<0.05); the implementation of the program of weekly gatherings in the subjects of combined arms training at Avangard led to a decrease in the functional capabilities of the body of the overwhelming majority of the subjects. A comparative analysis of the normative bases of basic physical fitness and GTO made it possible to establish that only 31.6% of the studied contingent meets the requirements of the former. There is no doubt that a

© Моисеев С.А., Белова Я.М., Кайсин А.С., 2023

combined arms training course in military universities or military units can have a more significant impact on young men with similar indicators. Thus, it becomes clear that the vast majority of pre-conscription youth in terms of their level of physical fitness and functional indicators at this stage are not ready to start mastering the stage of combined arms training. This circumstance must be taken into account when planning and implementing the educational process in military universities and combat training programs in military units.

Keywords: physical readiness, basic physical qualities, functional readiness, general working capacity, adaptive potential, tests, young men of pre-conscription age

For citation: Moiseev, S.A., Belova, Ya.M. & Kaisin, A.S. (2023) On the readiness of young men of pre-conscription age to serve in the army. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Tomsk State University Journal. 497. pp. 163-169. (In Russian). doi: 10.17223/15617793/497/17

Актуальность

Вопросы здравоохранения и физического воспитания населения нашей страны всегда находились в центре внимания государственной власти [1-4]. При этом здоровье населения у многих исследователей и медицинского персонала вызывает серьезные опасения. Особое внимание обращает на себя факт увеличения численности молодежи, которая по состоянию здоровья относится к специальной медицинской группе [13]. Данный факт можно считать следствием недостаточной двигательной активности рассматриваемого контингента [5]. По прогнозам специалистов, отрицательная динамика стабилизировалась и может сохраниться на протяжении еще 10-15 лет, что в свою очередь влияет не только на качество трудовых ресурсов, но и на обороноспособность страны [1, 2]. Многие исследователи отмечают тенденцию к повышению уровня требований к профессиональной деятельности в ряде современных специальностей [5-7]. Достаточно большие объемы информации необходимо осваивать учащимся в ходе обучения в образовательных учреждениях, в том числе учреждениях, осуществляющих боевую подготовку специалистов силовых структур [4, 6, 7]. Таким образом, возникает противоречие между требованиями образовательного процесса (процесса боевой подготовки) и способностью учащихся к их выполнению.

Цель данного исследования - оценить готовность к физическим нагрузкам юношей 14-17 лет в период проведения сборов в рамках военно-патриотического воспитания молодежи.

Материалы и методы исследования

Контингент испытуемых численностью 1 163 человек составили юноши 14-17 лет, проходившие сборы в рамках мероприятий военно-патриотического воспитания молодежи. Было сформировано две возрастные группы: I группа - 14-15 лет (п = 712); II группа - 1617 лет (п = 451). Тестирование осуществлялось на базе учебно-методического центра военно-патриотического воспитания молодежи «Авангард» (УМЦ, г. Омск) еженедельно в течение учебного года. В исследовании были использованы такие методы, как анализ документов, педагогическое наблюдение, педагогическое тестирование, медико-биологические и физиологические методы исследования, а также методы математической статистики. Для выявления показателей силовых качеств использовался тест «Сгибание и

разгибание рук в упоре лёжа на полу», для определения скоростно-силовых и координационных качеств -тесты «Челночный бег 3х10 м» и «Прыжок в длину с места толчком двумя ногами», для оценки общей выносливости - тест «Бег на 3000 м». При этом тестовые задания были ориентированы на максимально возможный индивидуальный результат. Устойчивость организма испытуемых к гипоксии определялась с использованием проб с задержкой дыхания (по методике, описанной В.П. Загрядским и З.К. Сулимо -Са-муйло) [8]. Измерение частоты сердечных сокращений (ЧСС) проводилось при помощи мониторов сердечного ритма «Polar». Систолическое (САД), диасто-лическое (ДАД) артериальное давление измерялось с помощью электронного тонометра. Антропометрические измерения (длина и масса тела) произведены по общепринятой методике В.В. Бунака. Оценка адаптационного потенциала (АП) производилась с использованием способа, предложенного Р.М. Баевским и А.П. Берсеневой [9]:

АП = 0,011 (ЧСС)+0,014 (САД)+0,008 (ДАД) + + 0,009 (МТ)-0,009 (P)+0,014 (В)-0,27, (1) где АП - адаптационный потенциал системы кровообращения (баллы); ЧСС - частота сердечных сокращений (уд/мин); САД и ДАД - систолическое и диастоли-ческое артериальное давление (мм рт. ст.); МТ - масса тела (кг); P- рост (см); В - возраст.

Таблица 1

Балльная характеристика адаптационного потенциала [10]

Показатель, баллы Характеристика

<2,10 Удовлетворительная адаптация

2,11 - 3,20 Функциональное напряжение адаптационных механизмов

3,21 - 4,30 Неудовлетворительная адаптация характеризуется снижением функциональных возможностей системы кровообращения, неспособностью адаптироваться к физическим нагрузкам в относительно короткое время

>4,30 Резкое снижение функциональных возможностей системы кровообращения, вероятны явления срыва адаптационных механизмов

Результаты и их обсуждение

Сравнительный анализ распорядка дня. В рамках решения задачи исследования нами были проанализированы распорядок дня в учебно-методическом центре «Авангард» и типовой распорядок дня для военнослужащих срочной службы (табл. 2), а также учебная программа сборов.

Таблица 2

Основные мероприятия распорядка дня юношей, проходящих военные сборы в учебно-методическом центре «Авангард», и типового распорядка дня для военнослужащих срочной службы

Распорядок дня

Для юношей в УМЦ «Авангард» Для военнослужащих срочной службы

Мероприятие Продолжительность, мин Мероприятие Продолжительность, мин

Подъем - Подъем -

Выход на утреннюю зарядку 15 Выход на утреннюю физическую зарядку 10

Утренняя за- 25 Утренняя физиче- 30

рядка ская зарядка

Завтрак 25 Завтрак 20

Учебные занятия Учебные занятия по предметам боевой подготовки

Занятие №1 45 1-й час 50

Занятие .№2 45 2-й час 50

Занятие .№3 45 3-й час 50

Занятие .№4 45 4-й час 50

Обед 25 5-й час 50

Занятие .№5 45 Обед 30

Занятие .№6 45 6-й час 50

Занятие .№7 45 7-й час 50

Полдник 25 8-й час 50

Спортивно-массо-

Занятие .№8 45 вая работа, воспитательная работа 50

Спортивно-мас-

совая работа, воспитательная 50 Ужин 20

работа

Ужин 25 Личное время 120

Культурно-до- 75 Вечерняя про- 10

суговая работа гулка, поверка

Второй ужин,

подготовка к отбою 30 Вечерний туалет 30

Отбой - Отбой -

Установлено, что распорядок дня в учебно-методическом центре «Авангард» имеет много общего с распорядком дня военнослужащих срочной службы (табл. 2). Так, в ходе анализа распорядка дня были определены такие формы физической подготовки, как утренняя зарядка, спортивно-массовая работа и учебные занятия. Утренняя зарядка продолжительностью 25 мин проводилась ежедневно по вариантам: I вариант - общеразвивающие упражнения, II вариант -ускоренное передвижение; III вариант - комплексная тренировка. Спортивно-массовые мероприятия продолжительностью 50 мин проводилась два раза в неделю и были ориентированы на спортивные и подвижные игры. Учебные занятия проводились в соответствии с расписанием занятий 5 раз в неделю (по 45 мин каждое) по темам: разучивание и совершенствование физических упражнений, выполняемых на утренней зарядке; тренировка в выполнении упражнений на основные физические качества (зачет с оценкой); разучивание комплексов вольных упражнений на 16 счетов и комплекса рукопашного боя (без оружия); спортивные игры. Следует обратить внимание, что при общем сходстве распорядка дня в УМЦ и типового распо-

рядка дня военных образовательных организаций существует разница в продолжительности мероприятий. Например, в военных образовательных организациях больше времени уделяется образовательному процессу, а повседневные мероприятия распорядка дня сокращены в сравнении с распорядком дня в УМЦ.

Анализ занятий по учебным дисциплинам. В течение дня с участниками сборов проводились занятия в соответствии с учебной программой сборов (тактическая, огневая, строевая, военно-медицинская подготовка, радиационная, химическая и биологическая защита, общевоинские уставы и обеспечение безопасности военной службы): 4 учебных часа до обеда и 4 учебных часа после обеда (продолжительность 1 учебного часа 45 мин). Распределение учебного времени, отведенного на реализацию учебной программы сборов, представлено в табл. 3.

Таблица 3

Распределение учебного времени по предметам учебной программы в учебно-методическом центре

Предметы учебной программы Распределение учебного времени, учебный час

Тактическая подготовка 4

Огневая подготовка 8

Радиационная, химическая и биологическая защита 3

Общевоинские уставы 8

Строевая подготовка 4

Физическая подготовка 5

Военно-медицинская подготовка 2

Обеспечение безопасности военной службы 1

Основной задачей обучения участников сборов являлось получение знаний, необходимых военнослужащим в рамках действий солдата в общевойсковом бою, основной формой обучения - групповые занятия, а основными методами обучения - рассказ, показ. Однако такие предметы учебной программы, как физическая, строевая и военно -медицинская подготовка, а также некоторые занятия по огневой подготовке и РХБЗ, реализовывались на практических занятиях с использованием тренировок на выполнение приемов и усвоение способов действий в ходе отработки нормативов. Учебная программа сборов в УМЦ имеет много общего с курсом общевойсковой подготовки в военных образовательных организациях или учебных центрах. Общевойсковая подготовка - это начальный этап подготовки военнослужащих, представляющий собой организованный процесс, направленный на формирование фундамента военных знаний, умений и навыков в системе военного образования.

Несмотря на сходство между курсом пятидневных сборов в УМЦ и общевойсковой подготовкой в воинских частях, в последних требования к обучающимся значительно выше. Это объясняется тем, в содержание программы включены мероприятия не только по общевойсковой подготовке, но и по подготовке военнослужащих к действиям в составе дежурных смен (в том числе решение задач по предотвращению террористических актов),

к использованию специальной экипировки и средств индивидуальной бронезащиты, военной и специальной техники, а также тренировки на учебных стендах, что, безусловно, не применяют в ходе сборов в УМЦ. Основной формой обучения в период общевойсковой подготовки являются практические занятия, в ходе которых осуществляется обучение молодого пополнения приемам и способам действий солдата в общевойсковом бою. В начальном периоде общевойсковой подготовки обучение осуществляется преимущественно на групповых занятиях (изучение основ и правил) с использованием материальной части и учебных стендов; в последующем мероприятия имеют исключительно практический характер, на них используются различные виды военной и специальной техники. Курс общевойсковой подготовки в военных образовательных организациях более пролонгирован по времени.

При оценке адаптационного потенциала военнослужащих следует учитывать воздействие специфических факторов военной службы (в зависимости от видов и родов войск), т.е. специфику деятельности подразделений [11].

Так, в результате изучения особенностей военной службы курсантов морского вуза исследователям удалось определить факторы, оказывающие воздействие на состояние здоровья и эффективность деятельности специалистов данного профиля. К таким факторам было отнесено повышенное информационное наполнение на фоне высоких физических нагрузок и психоэмоционального напряжения, в результате чего создаются предпосылки формирования у респондентов хронического стресса и повышенного расхода функциональных резервов организма. Например, уровень импульсного шума и локальной вибрации на практических занятиях с использованием военной и специальной техники превышал предельно допустимые в 1,5-2 раза [4].

В ходе тестирования (табл. 4) было установлено, что высокие результаты испытуемым I группы удалось продемонстрировать в тестах «Сгибание и разгибание рук в упоре лежа» и «Прыжок в длину с места» (требования на знаки различного достоинства выполнили 89,7 и 91,9% испытуемых).

Данные факторы имеют место при подготовке специалистов не только данного профиля. Таким образом, можно заключить, что пятидневные сборы в УМЦ имеют много общего лишь с начальным (подготовительным) периодом курса общевойсковой подготовки военных образовательных организаций или учебных центров.

Анализ физической подготовленности испытуемых. Одной из основных физиологичеких характеристик, позволяющих противостоять утомлению и удовлетворительно переносить нагрузки на протяжении длительного времени, является физическая работоспособность. При этом показатели физической работоспособности тесно коррелируют с общей выносливостью. В исследованиях, проведенных на базе военно-инженерного вуза, было выявлено, что курсанты, имеющие высокий уровень общей выносливости, сравнительно быстро адаптировались к жизни и быту, а также к специфическим нагрузкам военной службы без снижения функциональных возможностей системы кровообращения и срыва адаптационных механизмов организма [5, 6].

Однако высокий уровень работоспособности тесно коррелирует не только с показателями общей выносливости, но и с сохранением наиболее эффективной формы взаимосвязи качеств двигательной деятельности, поэтому одной из задач исследования являлось изучение уровня общей физической подготовленности участников сборов (согласно условиям выполнения упражнений, изложенных во Всероссийском физкуль-турно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне (ГТО)». Для объективной оценки использовались нормативные базы Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса для IV и V ступеней (возрастные категории 13-15 и 16-17 лет). Показатели физической подготовленности участников сборов представлены в табл. 4.

Сравнительно скромные показатели были выявлены в тестах «Челночный бег 3х10 м» и «Бег на 3000 м».

В тесте «Челночный бег 3х10 м» доля испытуемых, которым не удалось выполнить требования комплекса ГТО, составила 29,3%. Наиболее слабые результаты

Таблица 4

Среднегрупповые показатели (х±о) физической подготовленности участников сборов

Количество испытуемых, выполнивших требования знаков различного достоинства,

Батарея тестов Результат % от общего числа проверенных

Золотой знак, % Серебряный знак, % Бронзовый знак, % Не выполнили требования, %

I группа n = 712

Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа на полу (количество раз) 36 ±17 44,8 35,5 9,4 10,3

Челночный бег 3х10 (с) 7,7±0,8 14,8 31 24,9 29,3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Прыжок в длину с места толчком двумя ногами (см) 206,6 ±20 42,5 28,3 21,1 8,1

Бег на 3000 м (мин, с) 15.35±3.21 8,2 17,1 30,3 44,4

II группа n = 451

Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа на полу (количество раз) 39 ±15 30,5 34,9 15,5 19,1

Челночный бег 3х10 (с) 7,5±0,7 9,4 29 21 40,6

Прыжок в длину с места толчком двумя ногами (см) 225,8 ±18 37,2 20,9 15,4 26,5

Бег на 3000 м (мин, с) 15.27±2.57 3,5 15,7 27,7 53,1

наблюдались у испытуемых I группы в ходе тестирования общей выносливости (доля не выполнивших требования комплекса ГТО составила 44,4%). Результаты испытуемых II группы достоверно (р<0,05) превосходили таковые респондентов I группы по всей батарее тестов. Однако требования нормативной базы Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО V ступени выше, чем IV. Поэтому общее количество респондентов II группы, не выполнивших требования тестирующей программы комплекса ГТО, в сравнении с I группой достоверно (р<0,05) выше. Важно отметить, что наиболее слабые результаты у испытуемых обеих групп были выявлены при тестировании общей выносливости.

Таким образом, можно констатировать, что показатели общей выносливости испытуемых обеих групп находятся на низком уровне. Результаты испытуемых II группы по всей батарее тестов превосходят таковые испытуемых I группы, однако качественный показатель (общее количество участников, выполнивших требования комплекса ГТО) выше у последних.

Анализ функционального состояния. Функциональное состояние организма человека под воздействием физической нагрузки характеризуется в основном состоянием систем, лимитирующих физическую работоспособность, т.е. кардиореспираторной и гемодинами-ческой.

Нами было принято решение с помощью специфических проб ответить на главный вопрос исследования: готовы ли юноши к нагрузкам начального этапа общевойсковой подготовки?

Некоторые показатели кардиореспираторной системы и адаптационного потенциала представлены в табл. 5.

Таблица 5

Среднегрупповые показатели (х±о) кардиореспираторной системы и адаптационного потенциала участников сборов

Пробы Участники сборов

Вступительные испытания По завершении исследования

I группа (п = 712) II группа (п = 451) I группа(п = 712) II группа (п = 451)

Проба Штанге, с 42,5 ±4,7 45,2±5,5 40,1±5,2 42,2±4,7

Проба Генче, с 21,6±2,8 24,6±3,7 20,7±3,1 21,3±2,9

ЧСС в покое, уд/мин 85±7 80±6 88± 10 85±9

АП, баллы 2,01±0,21 1,95±0,14 3,24±0,11 3,22±0,08

Анализ результатов функциональных проб, полученных в ходе начала сборов, позволяет резюмировать, что среднегрупповые показатели дыхательной и сердечно-сосудистой систем участников обеих групп соответствуют возрастной норме. При этом среднегруп-

повые показатели АП у испытуемых обеих групп находились в пределах верхней границы, характеризующей удовлетворительную адаптацию. По завершении сборов функциональное состояние организма испытуемых достоверно (р<0,05) изменилось. Так, время проб с задержкой дыхания (проба Штанге, Генче) в I группе уменьшилось на 5,45 и 4,17%, во II группе - на 11,28 и 13,31% соответственно. ЧСС в покое участников сборов по завершении испытаний увеличилось (табл. 5). Анализ среднегрупповых показателей АП по завершении сборов позволил выявить снижение функциональных возможностей и недостаточную приспособительную реакцию к физическим нагрузкам у репондентов обеих групп. При этом лишь у 37% испытуемых в I группе и 30% во II группе наблюдалось функциональное напряжение адаптационных механизмов, т.е. адекватная реакция на экзогенные стимулы. По нашему мнению, снижение функциональных возможностей организма могло быть вызвано повышенной двигательной активностью в ходе сборов в сравнении с привычным образом жизни, что может свидетельствовать о недостаточной физической подготовленности. Данный факт подтверждается результатами, зарегистрированными в обеих группах в ходе тестирования основных физических качеств (табл. 4).

По мнению В.Д. Сонькина [12], недостаточность экзогенных стимулов в период пубертатных перестроек (1215 лет) не может быть компенсирована естественным приростом работоспособности в 15-17-летнем возрасте.

Сравнительный анализ полученных результатов с нормативами НФП. Для сравнения результатов физической подготовленности испытуемых с нормативами «Наставления по физической подготовке Вооруженных Сил Российской Федерации» (НФП-09) была выбрана нормативная база для категории военнослужащих «Военнослужащие по призыву до 6 месяцев». Сравнение проводилось с использованием результатов тестирования участников II группы. Отметим, что в НФП некоторые тестирующие программы отличны от комплекса ГТО. Например, в НФП отсутствуют тесты «Челночный бег 3х10 м» и «Прыжок в длину с места толчком двумя ногами». При этом требования таких тестирующих программ, как «Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу» и «Бег на 3000 м» идентичны в обоих документах.

Ввиду вышеизложенного сравнение между нормативами проводилось с использованием результатов, полученных в данных тестах. В НФП для теста «Сгибание и разгибание рук в упоре лежа» определен следующий оценочный эквивалент: 35 повторов соответствует оценке «отлично», 30 повторов - «хорошо» и 25 повторов - «удовлетворительно». Для теста «Бег на 3000 м» оценке «отлично» соответствует результат 13 мин 20 с, «хорошо» -14 мин, «удовлетворительно» - 14 мин 40 с. Оценочные показатели физической подготовленности представлены на рис. 1.

Рис. 1. Оценочные показатели физической подготовленности (по НФП) результатов тестирования участников II группы

Сравнительный анализ полученных результатов позволил резюмировать, что требования на оценку в НФП отличаются от требований комплекса ГТО на знаки различного достоинства. При этом требования на положительную оценку в НФП при тестировании «Сгибание и разгибание рук в упоре лежа» ниже требований комплекса ГТО, а в тесте «Бег на 3000 м» ниже только на оценку «отлично». т.е. результат на оценку «хорошо» и «удовлетворительно» выше требований ГТО на серебренный и бронзовый знаки.

Кроме того, необходимо учитывать, что в соответствии с требованияи НФП достаточно одной неудовлетворительной оценки при тестировании основных физических качеств, чтобы общая оценка за физическую подготовленность была неудовлетворительной.

Учитывая вышеизложенное, можно заключить, что в ходе тестирования силовой выносливости плечевого пояса и верхних конечностей 83 % испытуемых II группы выполнили требования норматива на положительную оценку, тогда как результаты общей выносливости оставляют желать лучшего (68,4% испытуемых не уложились в пороговый минимум).

Заключение

В результате проведенного исследования можно констатировать, что показатели общей выносливости испытуемых обеих групп находятся на низком уровне,

при этом при переходе от старшего школьного к юношескому возрасту степень соответствия данных показателей нормативным базам достоверно (р<0,05) снижается. Сравнительный анализ результатов сборов в УМЦ «Авангард» и начального периода курса общевойсковой подготовки в военных образовательных организациях позволил сделать заключение об их идентичности. Реализация программы пятидневных сборов по предметам общевойсковой подготовки в УМЦ привела к снижению функциональных возможностей организма испытуемых, продемонстрировавших довольно скромные результаты в ходе тестирования основных физических качеств. Сравнительный анализ нормативных баз НФП и ГТО позволил установить, что требованиям НФП соответствует лишь 31,6 % исследуемого контингента. Таким образом, не возникает сомнений, что курс общевойсковой подготовки в военных вузах или учебных центрах способен оказать более значимое воздействие на юношей с аналогичными показателями. Становится понятным, что преобладающее большинство допризывной молодежи по уровню физической подготовленности и функциональным показателям на данном этапе не готово приступить к освоению курса общевойсковой подготовки в военных образовательных организациях или в учебных центрах по подготовке младших специалистов. Данное обстоятельство необходимо учитывать при планировании и реализации образовательного процесса в военных вузах и программы боевой подготовки в воинских частях.

Список источников

1. Агеевец В.У. Жить чтобы уметь радоваться и наслаждаться жизнью. СПб. : Олимп, 2019. 24 с.

2. Марченко А.А, Тарасенко И.Р. Исследование гармоничности физического развития студентов инженерных специальностей Ставрополь-

ского государственного аграрного университета // Теория и практика физической культуры. 2015. № 1. С. 49-51.

3. Шлыков А.Г. Состояние физической подготовленности и физического развития допризывной молодежи // Ученые записки университета

имени П. Ф. Лесгафта. 2019. № 12 (178). С. 359-365.

4. Кику П.Ф., Мельникова И.П., Сабирова К.М. Гигиеническая оценка факторов учебно-производственной среды курсантов высшего мор-

ского учебного заведения // Экология человека. 2018. № 3. С. 21-26.

5. Моисеев С.А., Лёвочкин А.Н., Кайсин А.С., Филатова Н.П. Динамика показателей физической подготовленности курсантов Военной ака-

демии на протяжении всего периода обучения // Известия ТулГУ. 2019. № 1. С. 32-39.

6. Моисеев С.А., Филатова Н.П. Динамика адаптационного потенциала курсантов Военной академии Материально-технического обеспече-

ния на начальных этапах обучения // Сборник материалов II Международной научно-практической конференции. Омск, 2021. С. 25-30.

7. Субботина Л.Ю., Пучка И.В. Проблема выявления профессионально-важных качеств у военнослужащих по контракту в современных усло-

виях // Вестник ЯрГУ. 2016. № 4. С. 83-87.

8. Загрядский В.П., Сулимо-Самуйло З.К. Методы исследования в физиологии труда. Л. : ВМА, 1991. 110 с.

9. Баевский Р.М., Берсенева А.П. Оценка адаптационных возможностей организва и риска развития заболеваний. М. : Медицина, 1997. 236 с.

10. Баевский Р.М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. М. : Медицина, 1979. 295 с.

11. Кику П.Ф., Жовнерчук Е.В., Мельникова И.П., Измерова Н.И., Сабирова К.М. Особенности психофизиологической адаптации курсантов в процессе профессионального освоения морских специальностей // Медицина труда и промышленная экология. 2018. .№12. С. 19-24.

12. Сонькин В.Д., Тамбовцева Р.В. Развитие мышечной энергетики и работоспособности в онтогенезе. М. : Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2018. 368 с.

References

1. Ageevets, V.U. (2019) Zhit' chtoby umet' radovat'sya i naslazhdat'sya zhizn'yu [Live to Be Able to Rejoice and Enjoy Life]. Saint Petersburg:

Olimp.

2. Marchenko, A.A & Tarasenko, I.R. (2015) Issledovanie garmonichnosti fizicheskogo razvitiya studentov inzhenernykh spetsial'nostey

Stavropol'skogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta [Study of the harmony of physical development of students of engineering specialties of the Stavropol State Agrarian University]. Teoriya i praktika fizicheskoy kul 'tury. 1. pp. 49-51.

3. Shlykov, A.G. (2019) Sostoyanie fizicheskoy podgotovlennosti i fizicheskogo razvitiya doprizyvnoy molodezhi [The state of physical fitness and

physical development of pre-conscription youth]. Uchenye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta. 12 (178). pp. 359-365.

4. Kiku, P.F., Mel'nikova, I.P. & Sabirova, K.M. (2018) Gigienicheskaya otsenka faktorov uchebno-proizvodstvennoy sredy kursantov vysshego

morskogo uchebnogo zavedeniya [Hygienic assessment of factors in the educational and industrial environment of cadets of a higher maritime educational institution]. Ekologiya cheloveka. 3. pp. 21-26.

5. Moiseev, S.A., et al. (2019) Dinamika pokazateley fizicheskoy podgotovlennosti kursantov Voennoy akademii na protyazhenii vsego perioda

obucheniya [Dynamics of physical fitness indicators of cadets of the Military Academy throughout the entire training period]. Izvestiya TulGU. 1. pp. 32-39.

6. Moiseev, S.A. & Filatova, N.P. (2021) [Dynamics of the adaptive potential of cadets of the Military Academy of Logistics and Technical Support at

the initial stages of training]. Fizicheskoe vospitanie i sport v sisteme obrazovaniya: sovremennoe sostoyanie i perspektivy [Physical Education and Sports in the Education System: Current state and prospects]. Proceedings of the 2nd International Conference. Omsk. 29-30 April 2021. Omsk: Omsk State Technical University. pp. 25-30. (In Russian).

7. Subbotina, L.Yu. & Puchka, I.V. (2016) Problema vyyavleniya professional'no-vazhnykh kachestv u voennosluzhashchikh po kontraktu v

sovremennykh usloviyakh [The problem of identifying professionally important qualities among contract military personnel in modern conditions]. Vestnik YarGU. 4. pp. 83-87.

8. Zagryadskiy, V.P. & Sulimo-Samuylo, Z.K. (1991) Metody issledovaniya v fiziologii truda [Research Methods in Labor Physiology]. Leningrad:

VMA.

9. Baevskiy, R.M. & Berseneva, A.P. (1997) Otsenka adaptatsionnykh vozmozhnostey organizva i riska razvitiya zabolevaniy [Assessment of the

Body's Adaptive Capabilities and the Risk of Developing Diseases]. Moscow: Meditsina.

10. Baevskiy, R.M. (1979) Prognozirovanie sostoyaniy na grani normy i patologii [Prediction of Conditions on the Border between Normal and Pathological]. Moscow: Meditsina.

11. Kiku, P.F. et al. (2018) Osobennosti psikhofiziologicheskoy adaptatsii kursantov v protsesse professional'nogo osvoeniya morskikh spetsial'nostey

[Peculiarities of psychophysiological adaptation of marine cadets during professional training in marine specialities]. Meditsina truda i promyshlennaya ekologiya. 12. pp. 19-24.

12. Son'kin, V.D. & Tambovtseva, R.V. (2018) Razvitie myshechnoy energetiki i rabotosposobnosti v ontogeneze [Development of Muscle Energy and Performance in Ontogenesis]. Moscow: Knizhnyy dom "LIBROKOM".

Информация об авторах:

Моисеев С.А. - аспирант кафедры теории и методики физической культуры Сибирского государственного университета физической культуры и спорта (Омск, Россия); специалист физической подготовки филиала Военной академии материально-технического обеспечения (Омск, Россия). E-mail: stasmoiseev120790@mail.ru

Белова Я.М. - специалист по работе с молодежью Учебно-методического центра патриотического воспитания молодежи "Авангард" (Омск, Россия). E-mail: umurzakova.yana@mail.ru

Кайсин А.С. - канд. пед. наук, специалист физической подготовки филиала Военной академии материально-технического обеспечения (Омск, Россия). E-mail: kaisin.83@mail.ru

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Information about the authors:

S.A. Moiseev, postgraduate student, Siberian State University of Physical Culture and Sports (Omsk, Russian Federation); physical training specialist, Omsk Branch of the Military Academy of Logistics (Omsk, Russian Federation). E-mail: stasmoiseev120790@mail.ru

Ya.M. Belova, youth work specialist, Educational and Methodological Center for Patriotic Education of Youth "Avangard" (Omsk, Russian Federation). E-mail: umurzakova.yana@mail.ru.

A.S. Kaisin, Cand. Sci. (Pedagogics), physical training specialist, Omsk Branch of the Military Academy of Logistics (Omsk, Russian Federation). E-mail: kaisin.83@mail.ru

The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 30.08.2023; одобрена после рецензирования 11.12.2023; принята к публикации 29.12.2023.

The article was submitted 30.08.2023; approved after reviewing 11.12.2023; accepted for publication 29.12.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.