Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ГОТОВНОСТИ РОССИЙСКОГО УЧИТЕЛЯ К "ЦИФРОВОЙ ШКОЛЕ БУДУЩЕГО"'

К ВОПРОСУ О ГОТОВНОСТИ РОССИЙСКОГО УЧИТЕЛЯ К "ЦИФРОВОЙ ШКОЛЕ БУДУЩЕГО" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
74
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СИСТЕМА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПЕДАГОГ / НОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПАРАДИГМА / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / "ЦИФРОВАЯ ШКОЛА БУДУЩЕГО" / ОБУЧАЮЩИЙСЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ветров Юрий Павлович, Белоус Ольга Валерьевна, Хлудова Людмила Николаевна

Цель исследования - анализ готовности педагогов российской школы к внедрения перспективных моделей "цифровой школы будущего", в которой будут реализованы принципы непрерывности, ранней профориентаций, гибкости, мобильности, индивидуализации образовательных траекторий, интерактивности, коллективизма и эмпатии с учетом опыта вынужденного перехода к дистанционному бучению в период пандемии. Научная новизна заключается в том, что анализу подвергается личностная готовность педагогов к реализации новой образовательной парадигмы "цифрового общества". В результате установлено, что эффективность использования цифровых технологий российскими учителями не позволяет говорить о скором достижении заявленных целей цифровой трансформации системы образования. Примерно для трети педагогов цифровизация не слишком вписывается в профессиональное мировоззрение, создает для них трудности материального, психологического, коммуникационного и иных видов. Тема сотрудничества, коллективного творчества в достижении образовательных результатов не является актуальной для российских учителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ветров Юрий Павлович, Белоус Ольга Валерьевна, Хлудова Людмила Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE QUESTION OF THE READINESS OF THE RUSSIAN TEACHER FOR THE "DIGITAL SCHOOL OF THE FUTURE"

The purpose of the study is to analyze the readiness of Russian school teachers to implement promising models of the "digital school of the future", which will implement the principles of continuity, early career guidance, flexibility, mobility, individualization of educational trajectories, interactivity, collectivism and empathy, taking into account the experience of forced transition to distance learning during the pandemic. The scientific novelty lies in the fact that the personal readiness of teachers to implement the new educational paradigm of the "digital society" is analyzed. As a result, it was found that the effectiveness of the use of digital technologies by Russian teachers does not allow us to talk about the imminent achievement of the stated goals of digital transformation of the education system. For about a third of teachers, digitalization does not fit too well into the professional worldview, creates difficulties of material, psychological, communication and other types for them. The topic of cooperation, collective creativity in achieving educational results is not relevant for Russian teachers.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ГОТОВНОСТИ РОССИЙСКОГО УЧИТЕЛЯ К "ЦИФРОВОЙ ШКОЛЕ БУДУЩЕГО"»

<

0

1_

<

ш 1=

204

личностное содержание, характер взаимодействий и взаимоотношений [1,14]. Обогащая человека как субъекта социально-профессиональ-ного творчества, информация тем самым проявляет себя в качестве важнейшего фактора, способного влиять на успешность развитая личности, формируя при этом необходимое качество специалиста - профессиональную самоэффективность.

В настоящее время процесс информатизации образования направлен на "реализацию замысла повышения качества содержания образования, проведение исследований и разработок, внедрение, сопровождение и развитие, замену традиционных информационных технологий на более эффективные во всех видах деятельности. Данный процесс является ведущим условием реформирования и модернизации системы профессионального образования, так как "именно в сфере образования подготавливаются и воспитываются те люди, которые не только формируют новую информационную среду общества, но которым предстоит самим жить и работать в этой новой среде".

Литература:

1. Транспрофессионализм субъектов социально-профессиональной деятельности [Электронный ресурс): монографии / B.C. Третьякова [и др.]; под ред. Э.Ф. Зеера, B.C. Третьяковой. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф. пс-д. ун-та, 2019. -142 с.

2. Штейнберг В.Э., Манько H.H., Взхидова Л.В., Фзт-хулова Д.Р. Визуальные дидактические ре гулят и-аы как инструменты учебной деятельности: развитие и прикладные аспекты // Образование и наука. - 2021. - Том 23.- № 6. - С, 126-152.

3. Взхидова Л.В., Манько H.H., Штейнберг В.Э. Визуализация персонифицированной информационно-образовательной среды И Образовательные технологии. - 2018. - №1. - С. 34-48.

4. Голубева Ю.В. Визуализация в современном образовании: Теоретические подходы и современные практики // Всероссийский педагогический форум: сб. ст. I! Всероссийской научно-методической конференции, 15 ноября 2020 г. -Петрозаводск: Новая наука, 2020. - С. 203-207.

5. Маслов В.М. Визуализация (перспективное по-стнеклассическое направление развития научно-технической деятельности): учебное пособие. -Н.Новгород: Нижегород. гос.техн.ун-т им. P.E. Алексеева, 2016,- 92 с.

6. Айдзгулова А.Р. Формирование воспитательной медиасреды педагогического вуза: дис... канд. пед. наук. 13.00.08. - Уфа, 2012.

7. Кириллова Н.Б. "Homo medium" как объект и субъект информационной эпохи / Н.Б. Кириллова // Вестник Челябинского государственного университета. -2014,- №17 (346).- С 17-23,

8. Кириллова Н.Б. Медиа культура: теория, история, практика: учебное пособие. - М.: Академический Проект; Культура, 2008. - 496 с.

9. Информационная эпоха: новые парадигмы культуры и образования /Н.Б. Кириллова, Л.Б. Зубз-нова, С.Б. Синецкий [и др.]. - Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2019. - 292 с.

10. Жилзвскзя И.В. Системные и институциональные трансформации российского медиаобразо-взния. - М.: Московский педагогический госудзр-ственный университет, 2021, - 368 с.

11. Исламова 3, И. Информатизация воспитательной среды в пространстве педвуза // Образование и наука. Известия УрО РАО. - 2009. - № 8(65). -С 113-124.

12. Ходякова Н,В. Теоретические основы ситуаци-онно-средового подхода к проектированию личности о развивающего образования Н Образование и саморазвитие. - 2013. -- № 1(35). - С. 55-60.

13. Максимова Г.П. Модернизация воспитания в высшей школе на основе интеграции педагогики и искусства в медиасреде: монография. - Рос-тов-н/Д.: РИНХ, 2007. - 340 с.

14. Кларин М.В., Осмоловская И.М. Перспективные направлениядидакгических исследований: постановка проблемы // Образование и наука. - 2020. -Том 22. - Ns 10. - С 61-89.

ON THE QUESTION OF THE READINESS OF THE RUSSIAN TEACHER FOR THE *DIGITAL SCHOOL OF THE FUTURE" *

Vetrov Yuri Pavhvich, DSc of Pedagogical sciences, Professor

Behus Ola a Valeryevna, PhD of Pedagogical sciences. Associate Professor

Khludova Lyudmila Nikolaevna, PhD of Historical sciences, Associate Professor

Armavir State Pedagogical University, Armavir

The purpose of the study is to analyze the readiness of Russian school teachers to implement promising models of the "digital school of the future," which will implement the principles of continuity, early career guidance, flexibility, mobility, individualization of educational trajectories, interactivity, collectivism and empathy, taking into account the experience of forced transition to distance learning during the pandemic. The scientific novelty lies in the fact that the personal readiness of teachers to implement the new educational paradigm of the "digital society" is

*The article was prepared based on the results of the stage of the scientific research "The Russian system of general education and practical recommendations for its improvement in the context of digitalization: the dynamics of value orientations, expectations, problems of various population groups", carried out at the expense of the federal budget within the framework of the state task of the Ministry of Education of the Russian Federation (agreement No. 073-03-2022-107).

analyzed As a result, it was found that the effectiveness of the use of digital technologies by Russian teachers does not allow us to talk about the imminent achievement of the stated goals of digital transformation of the education system. For about a third of teachers, digitalization does not fit too well into the professional wortdview, creates difficulties of material, psychological, communication and other types for them. The topic of cooperation, collective creativity in achieving educational results is not relevant for Russian teachers,

keywords; general education system; teacher; new educationalparadigm; digital transformation of (general education; digital educational technologies; "digital school of the future "; student.

DO! 10.24923/2222-243X.2022-45.35

К ВОПРОСУ О ГОТОВНОСТИ РОССИЙСКОГО УЧИТЕЛЯ К "ЦИФРОВОЙ ШКОЛЕ БУДУЩЕГО" **

Цель исследования - анализ готовности педагогов российской школы к внедрения перспективных моделей "цифровой школы будущего", в которой будут реализованы принципы непрерывности, ранней профориентаций, гибкости, мобильности, индивидуализации образовательных траекторий, интерактив-ности, коллективизма и эмпатии с учетом опыта вынужденного перехода к дистанционному бучению в период пандемии. Научная новизна заключается в том, что анализу подвергается личностная готовность педагогов к реализации новой образовательной парадигмы "цифрового общества". В результате установлено, что эффективность использования цифровых технологий российскими учителями не позволяет говорить о скором достижении заявленных целей цифровой трансформации системы образования. Примерно для трети педагогов цифровизация не слишком вписывается в профессиональное мировоззрение, создает для них трудности материального, психологического, коммуникационного и иных видов. Тема сотрудничества, коллективного творчества в достижении образовательных результатов не является актуальной для российских учителей.

Ключевые слова: система общего образования; педагог; новая образовательная парадигма; цифровая трансформация общего образования; цифровые образовательные технологии; "цифровая школа будущего"; обучающийся.

УДК 378 ВАК РФ 5.8.1

& Ветров Ю.П., 2022 Ф Белоус О, В., 2022 & Хлудова ЛМ, 2022

rv

f\J

о rv л

Cl

\о го

о <

о

S

205

Введение

В современных условиях динамически преобразований, происходящих 8 мировом образовательном пространстве, достаточно много исследователей уже отмечает факт недостаточности эффективности существующего опыта образовательной подготовки, которую обеспечивает массовая школа, что по итогу показывает снижение качества и решения задач, стоящих перед мировым сообществом в целом и в частности перед конкретным государством в условиях глобальной цивилизационной трансформации. Происходящий рост разрыва между реальностью и вызовами времени ставит под вопрос оптимальность социально экономического развития цивилизации в XXI веке. Чтобы идти в ногу со временем, необходимо менять подходы к обеспечению качества образования и создания базы гармоничного развития личности каждого члена нового "сложного общества" в "школе будущего".

Достижение этой цели возможно в ситуации выстраивания изменений в системе российского образования, включая построение и формулирование образовательной парадигмы постиндустриального или "цифрового общества" [1]. Данная модель и концепция работы "цифровой школы будущего" в качестве основополагающих методологических принципов включает: непрерывность процесса образования, раннюю профориентацию, гибкость, мобильность, ин-

ВЕТРОВ Юрий Павлович, доктор педагогических наук, профессор

БЕЛОУС Ольга Валерьевна, кандидат педагогических Наук, доцент

ХЛУДОВА Людмила Николаевна, кандидат исторических наук, доцент

Армавирский государственный педагогический университет, Армавир

** Статья подготовлена по итогам этапа научного исследования "Российская система общего образования и практические рекомендации ее совершенствования в условиях цифровизации: динамика ценностных ориентации, ожиданий, проблем различных групп населений', осуществляемого за счет средств федерального бюджета в рамках государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации (соглашение № 073-03-2022-107).

дивидуализациюобразовательных траекторий обучающихся, интерактивность, а также соединение корпоративного обучения с фундаментальным образованием [2]. Реализация данных положений в реальных изменяющихся условиях возможна в аспекте наполнения процессов цифровой трансформации системы общего образования, как глобальном обновлении целей и содержания процессов обучения и воспитания, включая технологии, инструментарий и формы организации обучения в целом и учебной работы. 8 рамках данных изменений планируется в результате получить всестороннее развитие обучающихся, сформировать соответствующие компетенции, необходимые для жизни в постиндустриальном обществе [1, с,1 9].

Стратегически общие цели модернизации отечественной системы образования были определены ы национальном проекте РФ "Образование" и предполагают обеспечение повышение конкурентоспособности российского образования, вхождение российской системы образования в число десяти лучших среди мировых систем общего образования, воспитание гармонично развитого и социально ответственного гражданина на основе дух овно-нравствен-ных ценностей народов России, исторических и национально-культурныхтрадиций" и др.; актуализированы Указом Президента Российской Федерации от 02.07.2021 г. №400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" [3]. Конкретно аспект цифровой трансформации системы общего образования обеспечивается рядом федеральных проектов, в частности, федеральный проект "Цифровая образовательная среда".

В то же время необходимо указать, что в целом цифровая трансформация является лишь инструментом глобального процесса по обновлению принципов образования и построения "школы будущего". Изменения в образовательном пространстве должны быть направлены, в первую очередь, на формирование личности человека нового. И именно в этом контексте необходимо подходить к внедрению цифровых технологий, оценивая их с учетом реального улучшения качества образовательного процесса, удобства и эффективности в использовании.

В рамках реализации проекта "Глобальное будущее образования"{й1оЬа1 Education Futures) в мире с 2014 года были обозначены следующие перспективные направления модернизации образования: формирование "навыков будущего", переход к образованию на протяжении всей жизни, повышение роли

цифровых технологий и онлайн-платформ, образование для решения глобальных вызовов [4]. 8 итоговом докладе Global Education Futures (П. Лукша, Д. Кубиста, А. Ласло, М. Попович, И. Ииненко, 2018) было указано, что надежды на то, что цифровые технологии в образовании включая совокупность "больших данных",технологий искусственного интеллекта, виртуальной и дополненной реальности, социальные сети, носимые устройства, биологическую обратную связь и другие современные решения, смогут быстро и существенно улучшить качество образовательного процесса и переведут его на новый уровень, пока не оправдались Не исполнение надежд связывается с тем фактом, что необходимо начинать изменения с "человеческого фактора", и наряду с созданием "высоких" "железных" и цифровых технологий (софта и оборудования, hitech и пр.), обратить особое внимание на формирование новых "высоких" "человеческих" технологий (high hume). Новое образование может стать успешным лишь в том случае, если будут сформированы правильные предпосылки к его распространению [4, с.40-41 ].

На Генеральной Ассамблее ООН в Нью-Йор-ке в сентябре 2019 г. представитель ЮНЕСКО выступил с инициативой "Будущее образования". В рамках данной инициативы обозначено переосмысление того, каким образом знания и обучение могут формировать будущее человечества в контексте всё более сложного, неопределённого и нестабильного мира. Доклад соответствующей Международной комиссии по Перспективам образования был опубликован в 2021 г. [5]. В этом материале рассматривалась идея необходимости разработки "нового социального договора в сфере образования, который должен будет объединить страны и народы на основе общей совместной работы и выработать такие знания и инновации, которые будут востребованы для устойчивого и мирного развития человеческой цивилизации, основанной на социальной, экономической и экологической справедливости" 15, р. 2]. В числе принципов, определяемых в рамках данной инициативы и определяющих основу образования будущего были конкретизированы вопросы сотрудничества и солидарности во взаимоотношениях педагогов и обучающихся. Это, в свою очередь, будет способствовать развитию интеллекта, социальных и моральных качеств и характеристик, направленности и способностей учащихся к сотрудничеству, коллективной работе и преобразованию общества, в том числе на основе

базовых человеческих проявлений эмоционального сочувствия и сострадания. Также отмечается, что в содержании, методах и политике образования необходимо поощрять активную гражданскую позицию и демократическое участие.

Авторы доклада отмечают, и эта мысль проходит через все сообщение, что цифровая трансформация действительно оказывает беспрецедентное влияние на жизнь общества, открывая новые и многообещающие возможности для образования. 8 то же время, трансформация несет определенные риски: технологии предоставляют новые рычаги власти и контроля, которые могут как подавлять, так и освобождать, а с распознаванием лиц и искусственным интеллектом ограничивается право человека на неприкосновенность частной жизни. Особо отмечается, что цифровые технологии должны быть направлены на поддержку, а не на замену школ, технические преобразования должны помогать процветать и не угрожать будущему с помощью разнообразных способов познания или интеллектуальной и творческой свободы [5, р.3-4.].

Важность роли педагога в условиях цифровой трансформации образования в мировом сообществе признается отечественными и зарубежным учеными. Так, немецкий исследователь Андреас Шляйхер, рассуждая о том, каким будет образование в будущем, выделяет следующие его характеристики: эффективная коммуникация между участниками учебного процесса; не предметный, а проектно-деятельности ый характер обучения; персонализация; перевод фокуса в преподавании с педагога на организацию совместной деятельности с учащимися. На хорошем уроке ценностью становится не лекционная деятельность учителя, а организация педагогом образовательной активности учащихся [6]. Эдмонд Гэйбл, консультант по развитию в области информационно-коммуникационных технологий отмечает, что "критически важным является привлечение учителей как партнеров и наставников к таким видам работ, которые вдохновят их на эксперимент, принятие и управление рисками, постоянное самосовершенствование. Успешное развитие навыков XXI века, вероятно, требует, чтобы ученики и система образования в целом видели учителей как уважаемых, творческих и инновационных деятелей в сфере образования." [71.

Также в современных исследованиях деятельности и личности педагога отмечается, что отличительными особенностями работы

педагогов должны стать сотрудничество и командная работа. Преподавание обязательно должно сопровождаться анализом, исследованиями и созданием знаний и новых педагогических технологий. Для этого важно создавать и поддерживать автономию и свободу учителей в их профессиональной деятельности, которые должны позволять им в полной мере участвовать в общественных дискуссиях и диалоге о перспективах образования.

Проблемы деятельности учителей как субъектов образовательных отношений в условиях цифровизации рассматривались в работах российских авторов: И.Ш. Мухаметзянова [81, В.И. Колыхматова [9], A.B. МуртазинаД.М. Резер [10], Т.Б. Гребенюк [11] и других [12]. Исследователи отмечают, что педагог какучитель "цифровой школы будущего" обеспечивает формирование ценностей сетевого образовательного сообщества, навыков самоидентификации, собственной и обучающихся, поддерживает создание мотивации к постоянному поиску и познанию, выполняет функцию ментора, проводника, наставника, тьютора в потоках информации и социальной ситуации, модерирует социальные образовательные ресурсы, организует и управляет совместной деятельностью школьников, в том числе в социальных образовательных сетях, качественно реализует различные модели электронного обучения, и конечно же обеспечивает процесс непрерывного профессионального развития. Но эффективность использования цифровых технологий российскими учителями пока весьма далека от заявленных целей цифровой трансформации. Авторы связывают данный факт с тем, что педагоги не всегда в полной мере осознают, не принимают как необходимую цель модернизации системы образования, не заинтересованы или имеют слабую мотивацию к изменениям, испытывают дефицит ресурсов внутренних и внешних для профессионального роста и развития. Большая часть учителей, признавая положительный эффект применения цифровых технологий в образовательном процессе в части повышения качества образования, экономии времени и развития самостоятельности обучающегося, вместе с тем не до конца понимают сущность процесса цифровой трансформации образования. Они ассоциируют его, в первую очередь, с дистанционным образованием, перенося своё негативное отношение к нему на цифровизацию образования [13J. Кроме того, даже высокий уровень цифровой грамотности педагогов сам по себе не решает проблему

rv

f\J

о rv л

Cl

\о fü

о <

о 21

S

207

цифровой трансформации образования, поскольку в период пандемии трансляция образовательного процесса е дистантных формах осуществлялась, преимущественно, в наиболее примитивном из возможных формате, и необоснованный технологический оптимизм в данном случае принципиально не позволяет принимать сколько-нибудь адекватные управленческие решения, а значит, только усиливает позиции технопессимистов [14].

Основная часть

Рассматривая аспекты адаптации личности педагога к изменяющимся условиям деятельности, можно отметить, что для обозначения личности как адаптированной необходимо наличие удовлетворения выполняемой деятельностью, статусом, социальной ролью в той сфере, где реализуется собственная активность, воспроизведение социально одобряемых способов достижения желаемых позиций [15]. Таким образом, актуализируются вопросы готовности российских педагогов к изменениям в системе образования, социально-профессио-нальной и социально-психологической адаптации учителя как профессионального участника образовательных отношений в условиях цифровых трансформации общества и системы образования [16].

Рассмотрение готовности педагогов к цифровой трансформации общества и системы образования может быть описано через совокупность трех основных проявлений:

- теоретическая готовность - через понимание ключевых трендов и особенностей современного этапа развития образования, обладание достаточными знаниями в части цифровых ресурсов, безопасности, авторских прав, здоровьесбережения участников образовательного процесса;

- практическая готовность - через понимание опыта собственного включения в цифровую среду, владения навыками использования различных цифровых возможностей, в том числе навыками обеспечения безопасности;

- личностная готовность - через понимание позитивного отношения к трансформационным процессам и готовности включиться в них [17].

С целью уточнения содержательного аспекта готовности российских педагогов к использованию цифровых технологий в образовательном процессе, сопровождающем формирование личности "сложного человека" нового времени, нами было проведено комплексное исследование ее различныхаспектов.

В частности, с учетом полученного респондентами опыта ведения образовательной деятельности в условиях вынужденного перехода на дистанционное обучение в период пандемии Со\лс!19, рассматривались оценки мотивации поведения субъектов образовательного пространства, ожидания, установки и пр.

В данной статье нами представлены данные, полученные от 2241 педагога из 7 субъектов Российской Федерации (Белгородской, Волгоградской, Липецкой, Ростовской областей, Краснодарского, Ставропольского краев, Чеченской Республики). Выборка педагогов формировалась полностью на добровольных началах; анкета была размещена в сетевом хранилище в интернете, ссылка пересылалась через органы исполнительной власти субъектов РФ по электронной почте в школы.

Содержание вопросов анкет было обусловлено решением исследовательских задач и обеспечивало возможность получить целостное представление о содержательном аспекте ценностных ориентаций и готовности педагогов к цифровой трансформации образования.

Представляем выборочно результаты, полученные в ходе проведенного опроса.

Большая часть респондентов осуществляет свою профессиональную деятельность в образовательных учреждениях, расположенных в городах - 54,8%, а в сельской местности, от общего числа респондентов работает 45,2%.

При анализе предметной области наших респондентов и их педагогическом стаже, показывают, что в данном исследовании приняли участие учителя, осуществляющие преподавание в рамках той или иной предметной области - 88,5%, а также 11,5% - представители школьной администрации. Стаж педагогической деятельности различен: до 2-х лет -5,8%, от 2-х до 8-ми лет - 16,4%, от 9 до 15 лет -16,8%, от 16 до 30 лет - 33,4%, свыше 30 лет -27,6%.

При анализе вопросов, связанных с выявлением содержательного наполнение понятия "Цифровая школа" и готовности педагогов работать в ней, можно отметить следующее (полученные данные отображены на рисунке 1). Учителя в подавляющем большинстве знакомы с этим понятием - 89,9% респондентов. 42,9% опрошенных рассматривают цифровую школу в основном как открытую информационно-образовательную среду, где развивают такие навыки, как умение самостоятельно добывать информацию и критически ее оценивать, искать способность к взаимодействию и коммуникации, творческий подход к делу. На

втором месте по популярности ответ, в котором цифровая школа определяется как "образовательная организация (школа), где образовательный процесс построен на основе ориентированной на результат (компетентно-стно-ориентированной) персонализированной организации образовательного процесса (ПООП) в образовательной среде, насыщенной цифровыми технологиями" - 29,4% респондентов, 21,5% от опрошенных учителей определяют цифровую школу как современную и безопасную цифровую образовательную среду, обеспечивающую высокое качество и доступность образования всех видов и уровней.

цифровая шкота образовал1 егььая организация (школа), где образовательный процесс построен на основе ориентированной на оезугьтат ■'мм пет ентносгно-оривотированной) персонализированной организации образоеатегьнато процесса поогь а о5сазо=атепьной соеде.| н;63В

Современная .1 («опасная цифровая ооразз^атгпьна?

сэеда обеслечиЕэющэв вы с с ко е качество и

доступности образования вс&х гидов и уровнен;

40?

Рисунок 1 - Ответы респондентов на вопрос "Какое из предложенных ниже определений соответствует Вашему понимаю цифровой школы?"

Данное представление позволяет сделать вывод, что значительное число респондентов видит в цифровой школе неформальное, построенное на цифровыхтехнологиях открытое пространство для развития ключевых навыков и компетенций XXI века, включая зоЛзкШз -критическое мышление, самостоятельность, коммуникабельность, креативность.

Определение характера удовлетворенности использованием электронных образовательных ресурсов в школе показала в целом принятие данной ситуации педагогами (73,1% опрошенных педагогов не испытывают дискомфорта в условиях цифровизации). Однако 8,4% респондентов испытывают дискомфорт и вынуждены преодолевать психологический барьер. Большинство педагогов отмечает, что "вынужденный" переход к дистанту в ситуации Соу1сМ 9 повысил психологическую готовность педагогов к использованию электронных образовательных ресурсов.

3 топ ростра ново, в котором возмояао создание каждым учащимся своей личной цкольг при помощи царевы* технологий: 136

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вместе с тем, отвечая на вопрос о готовности осуществлять профессиональную педагогическую деятельность в "Цифровой школе", всего 20,8% дали однозначно утвердительный ответ, 48,6% - согласились с тем, что придется повысить свой уровень владения новыми цифровыми технологиями, в то время как 30,6% -не видят для себя перспектив работы в ней.

Ряд вопросов был направлен на выявление отношения педагогов к современной системе образования и ожиданий педагогов в отношении использования цифровыхтехнологий и соответствующих методик в школе.

Более 10% респондентов испытывают затруднения в освоении новых инновационных технологий,вследствие чего появилась необходимость определить, по каким причинам возникают эти трудности. Главной причиной является то, что необходимо прикладывать много усилий и тратить много времени, это вариант ответа выбрали 40,3% респондентов. На втором месте стоит то, что 30,6% респондентов устраивает тот уровень владения технологиями, который у них есть сейчас. Также можно выделить и то, что 18,3% респондентов не любят цифровую среду, в целом.

Отвечая на вопрос "Как вы относитесь к модели персонализированного образования, которая с помощью цифровых решений позволит выстраивать обучающемуся индивидуальную траекторию образования в пространстве возможностей, которую предоставит школа?" 55,8%. опрошенных согласились с тем, что возможность выстраивать обучающемуся индивидуальную траекторию образования в пространстве возможностей, которую предоставит школа - это положительная тенденция и они готовы к ее реализации. 11,2% респондентов уже реализуют такой подход в своей работе. Примерно одинаковое количество негативно относятся или не слышали о данном подходе 16,2% и 16,8%.

На вопрос, чего не хватает системе образования для реализации идей персонализированного обучения, 67,9% респондентов ответили, что школе не хватает финансов, инструментов и технологий. В то же время, также является

Цифровая школа - это открыта s информацмонно-оВразовательнзя среда, где развнваюттакне навыки, как умение самостоятельно добывать информации >t критически ее оаенпзать, искать

способносто к взаимодействию и

коммуникации, творческий подход*-делу; 929

fv

f\J О fv

Л

Cl

\о fü v

О <

о

S

209

популярным ответ у учителем нет ресурсов, времени и мотивации" - 55,9%,

Отвечая на вопрос "Как вы оцениваете успехи 8 реализации проектной деятельности школьников в своей практике?" учителя-респонденты отметили, что технология проектной работы в школе пока не слишком популярна. В частности, успешно реализуют эту деятельность только 22,2% опрошенных. 60,8% - отметили, что хорошими проектные работы получаются лишь иногда. 6,8% - ответили, что формально занимаются проектной деятельностью, а 10,2% - подчеркнули, что вовсе не занимаются ею.

Отвечая на вопрос "Готовы ли вы к реализации технологии смешанного обучения, при которой обучающиеся учатся, по крайней мере частично, через онлайн-обучение, с возможностью личного контроля времени, места, пути и темпа", всего 10,8% респондентов заявили не просто о готовности, но и о том, что они уже реализуют такое обучение. 13,6% респондентов отметили, что готовы к реализации, но подобное обучение еще не применяли. 53,7% респондентов готовы частично, а 21,9% - не готовы вовсе.

Отвечая на вопросы по конкретизации образа "школы будущего" большинство педагогов в качестве обязательных выделяют в школе будущего черты цифровизации {полученные данные отображены на рисунке 2).

Как Вы думаете что собой представляет школа

ци фро е-11вии я об рем в аи и д

использование в школе шгтера кгавпых ТеХИОПОГИЙ

обучающееся лелучаятЕ школе чабер указакнйд£|й сойггьенмсго обучения с исп огь зо ёэ н ке м Есех им евщи*ся плоило* для рившйэ, которых станеакття всгбсльше с каждым годом

щюгресск н*ае о&рам ё ёя и е. оси оеанное на традиция* ипасси че его'

II МЛ ПИ РйЙАнЛ*

обучается иаос™тыыетсяв

ком фортн ых у сл езияя

100

800

1500 1600

Рисунок 2 - Ответы респондентов на вопрос "Как Вы думаете, что собой представляет школа будущего?"

В частности, при ответе на вопрос "Как Вы думаете, что собой представляет школа будущего?" 62,8% опрошенных педагогов отмечают вариант "прогрессивное образование, основанное на традициях классической отечественной школы. Ребенок обучается и воспитывает-

ся в комфортных условиях", 40,4% респондентов принимают факт цифровизации образования, использования в школе интерактивных технологий, 31,7% учителей считают, что в "школе будущего" "обучающиеся получают набор указаний для собственного обучения с использованием всех имеющихся площадок для развития, которых становится все больше с каждым годом".

Более подробная картина складывается из ответов на вопрос о составляющих характеристиках школы будущего. В приоритете учителей - классы малой наполненности, (не более 10 человек - по мнению 31,2% педа гогов), техническая оснащенность (компьютеры на столах у каждого учащегося компьютеры на столах у каждого учащегося обозначили 31% учителей), а также возможность учащегося выбирать, какие предметы посещать (отметили 14,3% педагогов), наличие учителя и тьютора в классе (обозначили 9,1% респондентов).

Заключение

Анализ проведенного исследования позволяет увидеть следующие моменты. По мнению педагогов, существующий уровень цифровой трансформации системы образования можно определить как переходный, от "Бумажной стадии" к "Цифровой" (или "Ранняя цифровая" стадия). При довольно уверенном пользовании цифровыми технологиями, чему способствовал опыт дистанционного обучения в период пандемии, треть учителей будущего? не ВИдЯТ для себя перспек-

тив работы в цифровой школе и больше половины хотели бы опираться в своей деятельности в условиях "цифровой школы" на традиции классической

нКак&ы 1 а " I чта «&еи ,,

предстанет школа будущего' ОТеЧеСТвеННОИ ШКОЛЫ.

Фактически примерно для трети педагогов циф-ровизация не слишком вписывается в профессиональное мировоззрение, создает для них трудности материального, психологического, коммуникационного и иных видов.

Большая часть учителей пока использует классические методы преподавания, имеет недостаточно высокую мотивацию для реализации проектного обучения, смешанного обучения, индивидуализированного подхода в обучении. Построение "цифровой школы будущего" не просто актуализирует вопрос о цифровой компетентности учителей, но фоку-

сирует внимание на изменении педагогических технологий, 8 центре которых должна быть личность самого ребенка. Но говоря о необходимости изменений в системе школьного образования, об этом не упомянул ни один опрошенный учитель. Судя по ответам, тема сотрудничества, коллективного творчества в достижении образовательных результатов не является актуальной для российских учителей, Вместе с тем, в учительском сообществе есть четкое понимание необходимости индивидуализации образовательных траекторий. Эта и другие темы уже достаточно активно прорабатывались педагогическим сообществом.

Итак, развитие информационного общества оказывает влияние на все аспекты жизни современного человека. Проникновение информационных технологий в образовательную среду стремительно меняет характер педагогической деятельности и влияет на личностные характеристики всех субъектов образовательного пространства. Система образования, с одной стороны, очень быстро и чутко реагирует на социальные и научно-технические изменения, с другой - призвана обеспечивать преемственность в передаче знаний, а также стабильность и непрерывность образовательного процесса. Учитывая то, что педагог имеет функцию "проводника" в цифровую среду, необходимо определить пути и средства изменения отношения к цифровизации у учителей уже сейчас.

Примечания:

1. Уваров А, Ю. Цифровая трансформация Й сценарии развития общего образования / Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", Институт образования. - M.t НИУ ВШЭ, 2020. - С4-5

2. Островский A.B., Кудина М.В. Новая парадигма образования в эпоху цифровой трансформации государства И Государственное управление. Электронный вестник. - 2020. - Вып. № 78 (февраль). -С. 233.

3. Указ "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" // Президент России. URL: https://http://www.kremlin,rit/acts/bank/47046 (дата обращения: 26.07.2022).

4. Образование для сложного общества. "Образовательные экосистемы для общественной трансформации": доклад Global Education Futures, "Об разовая we для сложного мира: зачем, чему и как": доклад о форуме Global Education Leaders' Partnership. - M., 2018. URL: https://ftrturef.org/ educationfutures_m (дата обращения: 27.07.2022).

5. Reimagining our futures together: a new social contract for education. Re port from the international commission on the futures of education. 2021. (In English). 188 p.// UNESCO Digital Library. URL: https:/ /unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pfi)000379707 (дата обращения: 27.07.2022).

6. Шляйхер А. Образование мирового уровня. Как выстроить школьную систему XXI века? / пер, с англ. И.С. Денисенко, И.Ю. Облачко. - М.: Национальное образование, 2019. - С 114.

7. Гэйбл Э, Цифровая трансформация школьного образования. Международный опыт, тренды, глобальные рекомендации / пер. с англ.; под науч. ред. П. А. Сергоманова; Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", Институт образования // Современная аналитика образования, - 2019,- №2 (23).- С.85-86.

8. Мухаметзянов И. Ш. Цифровое пространство в образовании: ожидания, возможности, риски, угрозы // Россия: тенденции и перспективы развития

- 2020. -N»25-2. - URL: https://cyberleninka.ru/articie/ n/tsifrovoe- prostra n stvo-v-obrazova n i i ozh i da n iya-vozmozhnosti-riski-ugrozy (дата обращения: 25.08.2022),

9. Колыхматова В.И. Профессиональное развитие педагога в условиях цифровизации образования // Ученые записки университета имени П.Ф, Лес-гафге. - 2019. - №8(1 74). - С.91-95.

10. Муртазина А. В., Резер Т. М. Цифровизация об разовании: готовность преподавателей к работе в новых условиях // Цифровая трансформация общества, экономики, менеджмента и образования: материалы Международной конференции. - Екатеринбург: ?stav persona listi ky, 2020. - Том 2, - С. 114-119.

11. Гребенюк Т. Б. Подготовка будущего педагога к цифровизации образования как педагогическая проблема // Калининградский вестник образовании. - 2020. - № 2 (6). - С. 20-27.

12. Ветров Ю. П., Белоус О. В., Шкуропий К, В. Проблемы содержании ценностных ориентаций, ожиданий, трудностей субъектов образователы ных отношений в условиях цифровизации // На-учнопедагогическое обозрение (Pedagogical Review). - 2022. - Вып. 3 (43). - С. 113-122; Крамча-нинова H.B., Шкуропий К.В., Белоус О.В. Цифровизация общего образовании в восприятии обучающихся: проблемы и поиски их решения // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2021. - № 11-1. - С. 51-54.; Belous, О. V.; Kramchaninova, N. V.; Shkuropy, К. V.; Khludova, h N.; Loba, V. E,; Vetrov, Y. P. Russian teachers in the digital transformation of general education: challenges, expectations, and prospects. Nuances Est. Sobre Educ, Presidente Prudente, v. 32, e021016, jan./dez, 2021.

13. Галустов P.А,, Герлах И.В., Копченко И.Е. и др. Цифровая трансформация образования и анализ возможных рисков: результаты опроса педагогов общеобразовательных организаций // Перспективы науки и образования. - 2021. - № 5 (53).

- С 446-462.

14. Назаров В. Л., Жердев Д. В., Авербух H. В. Шоковая цифровизации образовании: восприитие участников образовательного процесса // Образование и наука. - 2021. -■ Том 23. - № 1. - С. 156-201.

15.Паршина Т. О. Структурная модель социально-психологической адаптации человека // Социологические исследовании. - 2008. - № 8 (292).

- С, 100-106.

16. Пинчук A.H. Социально-профессиональная адаптации: от концептуализации к измерению//

rv CV

о rv л

Cl

\о fü V

О <

о

i

211

Социологическая наука и социальная практика. - 2021. - №2,-Т. 9. - С. 96-114. 17. Аналитическая справка по результатам исследования готовности педагогов к цифровой транс

формации образования. - СПб.: ГБУ ДПО СПАП-ПО., 2021. - URL: https://spbappo.iu/wp-content/1 upíoads/2021/03 (дата обращения: 28.07.2022).

INFLUENCE OF MOTIVATION TO ACHIEVE SUCCESS AND AVOID FAILURES ONTHE SHOOTING RESULTS OF ATHLETES-

STUDENTS IN SHOO TING SPORT

Vorobyova Svetlana Mikhailovna, Senior Lecturer

Domkikh Victor Vladimirovich, Senior Lecturer

Moscow Aviation Institute (National Research University), Moscow

The purpose of the study is to confirm or refute the influence of the type of motivation (motivation to achieve success or motivation to avoid fail) on the results of athletes-students who train in shooting sport in the sports section of the university. The study involves 59 athletes. Athletes are divided into three groups; beginners, training and university team. In each group, the authors examine the motivation to achieve success and motivation to avoid fail of athletes using the A. Mekhrabian test and the indicator of motivation to achieve success using the T. Ehlers test. Also, athletes of each group perform a control shooting exercise. In each group, the authors examine the average scores of the two questionnaire tests and examine the correlation between the results of the questionnaire tests and the results of control shooting. Also, the authors explore the motivation through the tests of A. Mekhrabian and T. Ehlers in the group of beginner athletes separately among men and women and with a gradation of the shooting result. The scientific novelty lies in a detailed study of the possible influence of the type of motivation on the results in the field of student shooting sports. As a result, the authors do not find a correlation that would indicate the influence of the direction of motivation and the level of motivation to achieve success on shooting results.

Keywords: motivation; motives; shooting sport; athletes; shooters; sports results; motivation to achieve success; motivation to avoid fail; sports at the university.

DO! 10.24923/2222-243X.2022-45.36

УДК 799.3+159.947.5 ВАК РФ 5.8.7

0 Воробьева CM, 2022 СФ Донских ti ti, 2022

ВОРОБЬЕВА Светлана Михайловна, старший преподава тель

ДОНСКИХ Виктор Владимирович, старший преподава тель

ВЛИЯНИЕ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА И ИЗБЕГАНИЯ НЕУДА Ч НА СТРЕЛКОВЫЕРЕЗУЛЬ ТА ТЫ СПОРТСМЕНОВ-СТУДЕНТОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ПУЛЕВОЙ

СТРЕЛЬБОЙ

Цель исследования - подтвердить или опровергнуть влияние типа мотивации (достижения успеха или избегания неудач) на результаты спортсменов-студентов, занимающихся пулевой стрельбой в секции вуза. В исследовании принимают участие 59 спортсменов. Спортсмены делятся на гри группы: начальной подготовки, учебно-тренировочную и сборную команду. В каждой группе у спортсменов изучается мотивация достижения успеха или избегания неудачи посредством теста А. Мехрабиана и сила мотивации к достижению успеха посредством теста Т. Элерса, Дополнительно спортсмены каждой группы выполняют контрольное стрелковое упражнение. В каждой группе изучаются средние показатели результатов обоих тестов-опросников, а также проводится корреляция между результатами тестов-опросников и результатами контрольной стрельбы, Отдельно изучается мотивация по тестам А, Мехрабиана и Т, Элерса в группе начальной подготовки раздельно среди мужчин и женщин и с учетом градации стрелкового результата. Научная новизна заключается в детальном исследовании возможного влияния направленности мотивации на результаты в сфере студенческого стрелкового спорта. В результате исследования авторы не находят корреляционных связей, которые указывали бы на однозначное влияние направленности мотивации и силы мотивации к достижению успеха на результаты стрельбы. Ключевые слова: мотивация; мотивы; пулевая стрельба; спортсмены; стрелки; спортивные результаты; мотивация достижения успеха; мотивация избегания неудач; спорте вузе.

Московский авиационный институт (национальный исследова тельский университет), Москва

Введение

Актуальность изучения мотивации обусловлена ее влиянием на поведение спортсменов-студентов в процессе их тренировок и вы-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.