Научная статья на тему 'ЦИФРОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ ВЫЗОВОВ И РИСКОВ'

ЦИФРОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ ВЫЗОВОВ И РИСКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
118
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ СРЕДА / ЦИФРОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОНТЕНТ / МЕДИАРЕСУРСЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Котлярова О.А., Поваляева О.Н., Турко У.И.

Цель исследования - анализ дефицитов цифровых компетенций у педагогов физической культуры и спорта, способах их преодоления с учетом трансформации ключевых потребностей современной системы российского образования и реализации программы воспитания в системе основного общего образования. Методика и организация исследования. Материалом для эксперимента послужили результаты экспресс-мониторинга 112 педагогов уровня основного общего образования городского округа город Елец, Елецкого района Липецкой области (Российская Федерация), спортивных школ г. Ельца. Результаты исследования и выводы. Более 50% учителей и тренеров отмечают, что они регулярно обогащают свои знания с помощью цифровых технологий, самообразования, владеют навыками индивидуальной и групповой работы; 58% респондентов систематически совершенствуют информационно-коммуникационные навыки посредством самообразования. Доказано, что на цифровую компетентность педагога влияет ряд педагогических условий: организация взаимодействия всех участников образовательного и воспитательного процесса в цифровой образовательной среде, диагностика и мониторинг качества обучения дисциплинам с применением информационных технологий, мотивация к успешному освоению образовательных программ основного общего образования. Проведенное исследование позволяет утверждать, что эффективность совершенствования профессионального образования учителя и тренера в условиях цифровой образовательной среды во многом зависит от таких факторов, как наличие устойчивого информационно-образовательного контента, соблюдение оптимального баланса применения цифровых и традиционных образовательных инструментов, соответствие принципам непрерывного образования педагогов, готовность всех участников образовательных отношений к взаимодействию в цифровой среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Котлярова О.А., Поваляева О.Н., Турко У.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL COMPETENCE OF TEACHERS IN THE CONTEXT OF MODERN CHALLENGES AND RISKS

Objective of the study was to analyze the deficits of digital competencies among teachers of physical culture and sports, ways to overcome them, taking into account the transformation of the key needs of the modern system of Russian education and the implementation of the education program in the system of basic general education. Methods and structure of the study. The material for the experiment was the results of express monitoring of 112 teachers of the level of basic general education in the urban district of the city of Yelets, the Yelets district of the Lipetsk region (Russian Federation), sports schools in the city of Yelets. Results and conclusions. More than 50% of teachers and trainers note that they regularly enrich their knowledge with the help of digital technologies, self-education, master the skills of individual and group work; 58% of respondents systematically improve information and communication skills through self-education. It has been proved that a number of pedagogical conditions influence the digital competence of a teacher: organizing the interaction of all participants in the educational and upbringing process in a digital educational environment, diagnosing and monitoring the quality of teaching disciplines using information technologies, motivation for the successful development of educational programs of basic general education. The conducted research allows us to state that the effectiveness of improving the professional education of teachers and trainers in a digital educational environment largely depends on such factors as the availability of sustainable information and educational content, maintaining an optimal balance between the use of digital and traditional educational tools, compliance with the principles of continuous education of teachers, readiness of all participants in educational relations to interaction in the digital environment.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ ВЫЗОВОВ И РИСКОВ»

ЦИФРОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ ВЫЗОВОВ И РИСКОВ

УДК/UDK 37.02; УДК/UDK 796.077.5

Поступила в редакцию 28.09.2022 г.

Информация для связи с автором: okotlyarova_78@mail. ru

Кандидат исторических наук О.А. Котлярова1 orcid.org/0000-0001-9479-0231 Кандидат педагогических наук О.Н. Поваляева1 orcid.org/0000-0001-6900-4286 Кандидат филологических наук У.И. Турко1 orcid.org/0000-0001-8604-0457, SPIN-код: 3882-8781 1Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, Елец

DIGITAL COMPETENCE OF TEACHERS IN THE CONTEXT OF MODERN CHALLENGES AND RISKS

PhD O.A. Kotlyarova1 PhD O.N. Povalyaeva1 PhD U.I. Turko1

1Bunin Yelets State University, Yelets

Аннотация

Цель исследования - анализ дефицитов цифровых компетенций у педагогов физической культуры и спорта, способах их преодоления с учетом трансформации ключевых потребностей современной системы российского образования и реализации программы воспитания в системе основного общего образования.

Методика и организация исследования. Материалом для эксперимента послужили результаты экспресс-мониторинга 112 педагогов уровня основного общего образования городского округа город Елец, Елецкого района Липецкой области (Российская Федерация), спортивных школ г. Ельца. Результаты исследования и выводы. Более 50% учителей и тренеров отмечают, что они регулярно обогащают свои знания с помощью цифровых технологий, самообразования, владеют навыками индивидуальной и групповой работы; 58% респондентов систематически совершенствуют информационно-коммуникационные навыки посредством самообразования. Доказано, что на цифровую компетентность педагога влияет ряд педагогических условий: организация взаимодействия всех участников образовательного и воспитательного процесса в цифровой образовательной среде, диагностика и мониторинг качества обучения дисциплинам с применением информационных технологий, мотивация к успешному освоению образовательных программ основного общего образования. Проведенное исследование позволяет утверждать, что эффективность совершенствования профессионального образования учителя и тренера в условиях цифровой образовательной среды во многом зависит от таких факторов, как наличие устойчивого информационно-образовательного контента, соблюдение оптимального баланса применения цифровых и традиционных образовательных инструментов, соответствие принципам непрерывного образования педагогов, готовность всех участников образовательных отношений к взаимодействию в цифровой среде.

Ключевые слова: цифровая среда, цифровая компетентность, образовательный контент, медиаресурсы, профессиональное образование.

Abstract

Objective of the study was to analyze the deficits of digital competencies among teachers of physical culture and sports, ways to overcome them, taking into account the transformation of the key needs of the modern system of Russian education and the implementation of the education program in the system of basic general education.

Methods and structure of the study. The material for the experiment was the results of express monitoring of 112 teachers of the level of basic general education in the urban district of the city of Yelets, the Yelets district of the Lipetsk region (Russian Federation), sports schools in the city of Yelets. Results and conclusions. More than 50% of teachers and trainers note that they regularly enrich their knowledge with the help of digital technologies, self-education, master the skills of individual and group work; 58% of respondents systematically improve information and communication skills through self-education. It has been proved that a number of pedagogical conditions influence the digital competence of a teacher: organizing the interaction of all participants in the educational and upbringing process in a digital educational environment, diagnosing and monitoring the quality of teaching disciplines using information technologies, motivation for the successful development of educational programs of basic general education.

The conducted research allows us to state that the effectiveness of improving the professional education of teachers and trainers in a digital educational environment largely depends on such factors as the availability of sustainable information and educational content, maintaining an optimal balance between the use of digital and traditional educational tools, compliance with the principles of continuous education of teachers, readiness of all participants in educational relations to interaction in the digital environment.

Keywords: digital environment, digital competence, educational content, media resources, professional education.

Введение. Социально-политические, технологические и экономические преобразования в России вызвали активный интерес ученых к процессам, происходящим в системе высшего образования. Современные исследователи обоснованно связывают дальнейшее социально-экономическое, политическое развитие нашей страны с творчески мыслящим учителем, способным к нестандартному решению разнообразных педагогических задач, достижению высокого качества образования.

С этим базисным тезисом связана одна из ключевых проблем в образовании, заключающаяся в разработке концептуальных представлений о системе использования цифровой

образовательной среды в профессиональной деятельности учителя.

Цель исследования - теоретико-методологический анализ цифровой компетенции как педагогического инструмента формирования предметных, метапредметных и личностных результатов обучения.

Методика и организация исследования. Среди компетенций, призванных определить уровень профессионального мастерства педагога с учетом степени владения информационно-коммуникационными технологиями, выделяется цифровая. Это не только владение цифровыми ин-

□ и

£ г. CL

ч—

О 0J и

2 CL ' -о с

га

^

О (U .с Н

струментами, знание специфики их работы, умение выбрать наиболее оптимальные средства на данном этапе педагогической деятельности, осознание рисков и угроз, возникающих в цифровой среде, умение их избежать, то есть владеть цифровым этикетом, но и способность коммуницировать с обучающимися, их родителями, как законными представителями школьников, педагогами с помощью компьютерных технологий. Цифровая осведомленность педагога дает возможность совмещать различные инструменты цифровой образовательной среды для успешного осуществления процесса обучения.

В российских исследованиях наиболее детально этот вопрос проработан в научных изысканиях Г. У. Солдатовой, Е. И. Рассказовой [5]. Авторский коллектив выделяет четыре компонента в цифровой компетенции, в каждый из которых входит определенная сфера (рис. 1).

Структура цифровой компетенции неоднородна, все ее компоненты взаимосвязаны, отсутствие какого-либо элемента может свидетельствовать лишь о том, что компетенция не реализуется в образовательном процессе в той мере, которая диктуется современными запросами социума и экономики.

В нашем понимании цифровую компетенцию образуют следующие блоки: информация, коммуникация, медиа, безопасность, технология. В соответствии с ними разработаны индикаторы компетенции, которые демонстрируют основные технологические и дидактические дефициты современного педагогического сообщества. Оценив их по пятибалльной шкале, можно разрабатывать как индивидуальный, так и коллективный маршрут приобретения дополнительных цифровых навыков и умений (рис. 2).

Эмпирическую базу исследования составили данные опроса «Цифровая грамотность педагога», проведенного в апреле 2022 года в ряде общеобразовательных учреждений города Ельца и Елецкого района. Участие в анонимном анкетировании приняли 112 педагогов 5-11 классов общеобразовательных учебных заведений.

Разработка персональных анкет была направлена на определение сформированности цифровых навыков у педагогов, фрагмент которой представлен на рис. 3. Всего каждый блок содержал 10 позиций, отражающих цифровые потребности современной системы образования.

Результаты исследования и их обсуждение. В ходе предварительного констатирующего эксперимента было установлено, что до 2019-2020 учебного года все респонденты являлись уверенными пользователями такого оборудования, как персональный компьютер, мультимедийный проектор, имели представление о поисковых системах ведущих браузеров, у них была своя электронная почта и они могли завести страницу в социальных сетях, работали с электронным журна-

ИНДИКАТОРЫ ЦИФРОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

КОМПОНЕНТЫ СФЕРЫ

ЗНАНИЯ КОНТЕНТ

УМЕНИЯ КОММУНИКАЦИЯ

МОТИВАЦИЯ ТЕХНОСФЕРА

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПОТРЕБЛЕНИЕ

ЗНАЮ: цифровые образовательные ресурсы по предмету УМЕЮ: создавать образовательный контент ОСОЗНАЮ: этические нормы публичного аккаунта

самоанализ

12 3 4 5

Рис. 2. Модель индикатора (фрагмент)

лом. Всего 10 процентов педагогов имели опыт работы с цифровыми образовательными платформами и фрагментарно использовали социальные сети для коммуникации с классом. Кроме того, большинство респондентов утверждали, что обучающиеся много времени проводят в интернете во внеурочное время, и с этим они связывали определенные здоровье-сберегающие и социализирующие риски.

Анализ данных, полученных за период 2020-2022 учебных годов, констатировал значительное расширение спектра информационных компетенций преподавателей, таких как: создание фильтров, критический анализ достоверности информации, создание видеоконференций, коммуникационных каналов (мессенджеры, голосовые сообщения, сетевые группы). Новые форматы приобрели проектная и конкурсная деятельность обучающихся, появились конкурсы видеоблогеров, мультимедийные творческие ролики, тематические хештеги и т.п. Развиваются медиаграмотности: создание цифровых дидактических материалов (обработка звука, текста, видео, графики), а также сетевых дидактических инструментов (создание интерактивного, мультимедийного и гипертекстового материала). При всем разнообразии такой деятельности появились существенные трудности с соблюдением информационной безопасности, цифрового этикета и права.

Вывод. Сложившееся направление, связанное с осмыслением, описанием, структурированием профессиональных цифровых компетенций учителя, свидетельствует о расширении содержания его деятельности, изменении требований к подготовке и условиям профессионального роста. В связи со стремительным расширением цифрового пространства предложенные унификации профессиональных цифровых компетенций

1. Какие источники информации Вы считатете наиболее объективными по своему предмету?

2. Назовите цифровые ресурсы по своему предмету.

3. Какой браузер Вы считаете самым удобным для обучения?

1. Назовите основные формы дистанционной работы.

2. Как часто вы используете для занятий режим видеоконференции?

3. Перечислите доступные видеоплатформы для обучения.

Л

непрерывное образование совершенствование навыков

Рис. 1. Структура цифровой компетенции по Г.У. Солдатовой, Е.И. Рассказовой

1. Дайте определение медиапространства.

2. Как часто в образовательной практике Вы применяете медиаресурсы?

3. Каким мультимедийным оборудованием оснащен Ваш кабинет?

1. Можете Вы самостоятельно определять, какие файлы стоит скачивать, а какие - нет?

2. Можете оценить степень конфиденциальности и безопасности передачи личных данных при пользовании услугами через интернет?

1. Знакома ли Вам программа Python?

2. У Вас есть опыт модератора цифровых платформ?

3. Есть ли у Вас свой сайт, интернет-сообщество, группа в социальных сетях по предмету?

Рис. 3. Анкета для педагогов «Оценка цифровой компетенции» (фрагмент)

56

http://www.teoriya.ru

№12 • 2022 Декабрь | December

■ Применяем мультимедийное оборудование

■ имеем электронную почту

Работаем с поисковыми системами

■ Пользуемся социальными сетями в обучении

Рис. 4. ИКТ-навыки педагога до пандемии 2020 года

учителя не являются универсальными и требуют постоянного изучения и фиксации. Принимая во внимание активно развивающиеся в цифровой образовательной среде инновационные инструменты обучения и устоявшееся положение о том, что цифровые навыки основаны на концепциях информационной грамотности, для освоения цифровых компетенций современный учитель должен иметь достаточно высокий уровень владения информационно-коммуникационными технологиями.

Результаты проведенного исследования свидетельствует о достаточном уровне сформированности цифровой компетентности учителя в условиях цифровой образовательной среды. Исследование показало, что педагоги испытывают потребность в цифровой образовательной среде. Разнообразная деятельность, в которую включен учитель, выступает фактором его личностно-профессионального развития, самопознания и раскрытия в себе потенциальных способностей.

Благодарности. Благодарим ректорат Елецкого государственного университета им. И. А. Бунина за поддержку исследования.

References

1. Boronenko T.A., Fedotova V.S. Cifrovoe nastavnichestvo: gotovy li uchitelya uchastvovat v formirovanii cifrovoj gramotnosti Shkolnikov? [Digital mentoring: are teachers ready to participate in the formation of digital literacy of schoolchildren?] YAroslavskiy pedagogicheskiy vestnik. 2020. No (4)115. pp. 33-44. DOI 10.20323/1813-145X-2020-4-115-33-44.

2. Dyakova E.A., Sechkareva G.G. Cifrovizaciya obrazovaniya kak os-nova podgotovki uchitelya XXI veka: problemy i resheniya [Digitaliza-tion of education as a basis for teacher training in the 21st century: problems and solutions]. Vestnik Armavirskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2019. № 2. pp. 24-36.

3. Ignatev V.P., Ivanova A.S., Ivanova M.D. IKT-kompetentnost pedagoga kak osnova cifrovoj gramotnosti obuchayushchihsya [ICT-competence of a teacher as a basis for digital literacy of students]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2020. No 2. p. 56. DOI 10.17513/ spno.29709.

4. Potemkina T.V. Zarubezhnyy opyt razrabotki profilya cifrovyh kompe-tenciy uchitelya [Foreign experience in developing a profile of digital competencies of a teacher]. Nauchnoe obespechenie sistemy povysh-eniya kvalifikacii kadrov. 2018. No (2)35. pp. 25-30.

5. Soldatova G.U., Rasskazova E.I. Psihologicheskie modeli cifrovoj kom-petentnosti rossijskih podrostkov i roditelej [Psychological models of digital competence of Russian adolescents and parents]. Nacionalnyy psihologicheskiy zhurnal. 2014. No 2(14). pp. 27-35. DOI 10.11621/ npj.2014.0204.

6. Zhernov E.E., Kochergin D.G. Eticheskie problemy cifrovizacii obrazovaniya [Ethical problems of digitalization of education]. Profession-alnoe obrazovanie v Rossii i za rubezhom. 2021. No 4(44). pp. 64-70. DOI 10.54509/22203036 2021 4 64.

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

ОСОБЕННОСТИ СОМАТОТИПОЛОГИЧЕСКОИ

ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИЦ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТНОГО

ПЕРИОДА, ПРОЖИВАЮЩИХ В РАЗЛИЧНЫХ РЕГИОНАХ РОССИИ

Кандидат медицинских наук, доцент Н.С. Бахарева1 А.С. Белоножкина1 Е.С. Коваленко1

1Кубанский государственный медицинский университет, Краснодар

УДК/UDC 572.087

Ключевые слова: соматометрическая характеристика, типы телосложения, юношеский возраст.

Введение. Соматотипологическая характеристика лиц юношеского возрастного периода - доступная, устойчивая и отражающая динамику система [1].

Цель исследования - выявить соматотипологические характеристики лиц юношеского возрастного периода в зависимости от их региона проживания.

Методика и организация исследования. Авторами был проведен поиск информации в базах данных Scopus, eLIBRARY, PubMed, Google Scholar с использованием ключевых слов somatotype, morphometry, somatometry.

Результаты исследования и их обсуждение. Согласно литературным данным, в южных и северных районах Карелии среди 3669 обследованных юношей преобладающим является макро-сомный соматотип (26,6%) и в меньшем количестве мезосомный (20%) и микросомный соматотипы (19,7%) (Ригонен В.И., 2012), а на юге России отмечается преобладание мезосомного, со средней степенью выраженности жировой массы и костной массы у юношей (30,5%), выявленной по методике Р. Дорохова, В. Петру-хина, а также по методике В.В. Бунака (В.В. Соколов, 2012).

По данным других авторов, при проведении исследования среди 3600 человек по методу Р. Дорохова и В. Петрухина (1989 г.), на юге России в период с 1990 года по 2011 г. прослеживается динамика роста как мезосомного, так и мегало-

FEATURES OF SOMATOTYPOLOGICAL CHARACTERISTICS IN PERSONS OF THE YOUTH AGE PERIOD LIVING IN VARIOUS REGIONS OF RUSSIA

PhD, Associate Professor N.S. Bakhareva1 A.S. Belonozhkina1 E.S. Kovalenko1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1Kuban State Medical University, Krasnodar

Поступила в редакцию 20.10.2022 г.

сомного типов. При обследовании у юношей было выявлено (по методике Р. Дорохова и И. Бахраха) преобладание микросоматического и микромезосоматического соматотипов, проживающих в условиях высокогорья, тогда как у юношей среднегорья преобладали мезосоматический и макромезосо-матический типы (Е.В. Харламов, 2016; В.Н. Саттаров, 2016).

В Волгограде же при мониторинге соматотипов юношей-студентов в количестве 108 человек было выявлено преобладание макросомного соматотипа (49,2%) и в меньшей степени мезосомного соматотипа (18,4%), микросомного (6,2%), а также мезомакросомного типа (16%) и микромезосомного типа (10,2%) по методике Р. Дорохова (С.В. Федоров, 2014). Другие авторы выявили при обследование 84 юношей, проживающих в Волгоградской области, не занимающихся спортом, различия в весе, жировой и мышечной компонентах, величины которых увеличиваются в направлении от астенического типа к гиперстеническому типу (Е.В. Зубарева, 2017).

Вывод. Соматотипологический анализ лиц юношеского возрастного периода установил наличие зависимости от региона проживания, что может стать значимым параметром при его спортивной ориентации.

References

1. Nikolenko V.N. Somaticheskaya konstitutsiya i klinicheskaya meditsina [Somatic Constitution and Clinical Medicine]. Moscow: Prakticheskaya Meditsina, 2017, 254 p. ISBN 978-5-98811-443-7.

Информация для связи с авторами: bahareva_1955@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.