Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ГОТОВНОСТИ К ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА'

К ВОПРОСУ О ГОТОВНОСТИ К ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
система / управление / готовность / студенты вуза / иноязычная коммуникация / system / management / readiness / university students / foreign language communication

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Веденеева Анна Олеговна, Сайгушев Николай Яковлевич, Веденеева Ольга Анатольевна

В данной статье рассматривается проблема управления процессом формирования готовности к иноязычной коммуникации у студентов вуза. Анализируется психолого-педагогическая литература, связанная с этой проблематикой. Выводы показывают, что иноязычная коммуникация является важным аспектом обучения немецкому языку. В рамках подготовки студентов необходимо развивать их коммуникативную компетенцию, что включает готовность к иностранной коммуникации. Система управления формирования готовности к иноязычной коммуникации студентов вуза рассматривается как совокупность человеческих, материальных, технических, информационных, нормативно-правовых и других компонентов, которые взаимосвязаны и образуют дифференцированную целостность, предназначенную для реализации управленческой функции. Выделены цели, задачи, принципы и функции системы управления формирования готовности к иноязычной коммуникации у студентов вуза, а также рекомендации и подходы, которые могут обогатить эту систему и повысить ее эффективность. Определены методы и приемы, способствующие достижению данной цели. Раскрывается система управления формированием готовности к иностранной коммуникации у студентов вуза в процессе изучения немецкого языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Веденеева Анна Олеговна, Сайгушев Николай Яковлевич, Веденеева Ольга Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article discusses the problem of managing the process of formation of readiness for foreign language communication among university students. The psychological and pedagogical literature related to this problem is analyzed. The conclusions show that foreign language communication is an important aspect of teaching German. As part of the preparation of students, it is necessary to develop their communicative competence, which includes readiness for foreign communication. The management system for the formation of readiness for foreign language communication of university students is considered as a set of human, material, technical, informational, regulatory and other components that are interrelated and form a differentiated integrity designed to implement the management function. The goals, objectives, principles and functions of the management system for the formation of readiness for foreign language communication among university students are highlighted, as well as recommendations and approaches that can enrich this system and increase its effectiveness. The methods and techniques contributing to the achievement of this goal are defined. The management system for the formation of readiness for foreign communication among university students in the process of learning German is revealed.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ГОТОВНОСТИ К ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА»

4. Зееман, М.С. Расстройства речи в детском возрасте / М.С. Зееман. - Москва: Астрель, 2017. - 164 с.

5. Левина, P.E. Общее недоразвитие речи // Основы теории и практики логопедии / P.E. Левина, H.A. Никашина, Л.Ф. Спирова; под ред. P.E. Левиной. - Москва: Просвещение, 2007. - 165 с.

6. Нищева, Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи / Н.В. Нищева. - Санкт-Петербург: Союз, 2012. - 230 с.

7. Семенова, Л.Э. Личностные ресурсы психологического благополучия матерей, воспитывающих детей с ОВЗ и инвалидностью / Л.Э. Семенова, Е.Д. Божкова, И.А. Конева // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10. - №1. -URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/1327/870

8. Стребелева, Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста / Е.А. Стребелева. - Москва: Просвещение, 2004. - 164 с.

9. Чиркина, Г.В. Современное понимание процесса речевого развития и предупреждения отклонений в речевом развитии детей / Г.В. Чиркина, O.E. Громова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2013. - № 8. -С. 4-16

Педагогика

УДК 378.2

аспирант Веденеева Анна Олеговна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова» (г. Магнитогорск); доктор педагогических наук Сайгушев Николай Яковлевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова» (г. Магнитогорск); кандидат педагогических наук, доцент Веденеева Ольга Анатольевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова» (г. Магнитогорск)

К ВОПРОСУ О ГОТОВНОСТИ К ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Аннотация. В данной статье рассматривается проблема управления процессом формирования готовности к иноязычной коммуникации у студентов вуза. Анализируется психолого-педагогическая литература, связанная с этой проблематикой. Выводы показывают, что иноязычная коммуникация является важным аспектом обучения немецкому языку. В рамках подготовки студентов необходимо развивать их коммуникативную компетенцию, что включает готовность к иностранной коммуникации. Система управления формирования готовности к иноязычной коммуникации студентов вуза рассматривается как совокупность человеческих, материальных, технических, информационных, нормативно-правовых и других компонентов, которые взаимосвязаны и образуют дифференцированную целостность, предназначенную для реализации управленческой функции. Выделены цели, задачи, принципы и функции системы управления формирования готовности к иноязычной коммуникации у студентов вуза, а также рекомендации и подходы, которые могут обогатить эту систему и повысить ее эффективность. Определены методы и приемы, способствующие достижению данной цели. Раскрывается система управления формированием готовности к иностранной коммуникации у студентов вуза в процессе изучения немецкого языка.

Ключевые слова: система, управление, готовность, студенты вуза, иноязычная коммуникация.

Annotation. This article discusses the problem of managing the process of formation of readiness for foreign language communication among university students. The psychological and pedagogical literature related to this problem is analyzed. The conclusions show that foreign language communication is an important aspect of teaching German. As part of the preparation of students, it is necessary to develop their communicative competence, which includes readiness for foreign communication. The management system for the formation of readiness for foreign language communication of university students is considered as a set of human, material, technical, informational, regulatory and other components that are interrelated and form a differentiated integrity designed to implement the management function. The goals, objectives, principles and functions of the management system for the formation of readiness for foreign language communication among university students are highlighted, as well as recommendations and approaches that can enrich this system and increase its effectiveness. The methods and techniques contributing to the achievement of this goal are defined. The management system for the formation of readiness for foreign communication among university students in the process of learning German is revealed.

Key words: system, management, readiness, university students, foreign language communication.

Введение. Современное высшее образование представляет собой сложную структуру с высокими требованиями к подготовке будущих профессионалов. Важность владения иностранным языком стала очевидной, и это отражается в повышенных требованиях к подготовке студентов. Одним из таких требований является готовность студентов вуза языка к иноязычной коммуникации.

Концепция коммуникативной компетенции стала ключевым фактором в результативном овладении иностранным языком. Исследования, основанные на коммуникативной компетенции, стали популярными, и ожидалось, что достижение этой цели позволит студентам успешно общаться на иностранном языке. Однако выпускники вузов с удовлетворительными результатами в языковых тестах часто испытывают проблемы в реальной коммуникации на иностранном языке. В связи с этим возникает необходимость разработки системы управления процессом формирования готовности к иноязычной коммуникации у студентов вуза в рамках изучения немецкого языка.

Обзор литературы показывает противоречие между необходимостью управления формированием готовности к иноязычной коммуникации у будущих специалистов и условиями образовательной среды, которая не способствует полноценному устному и письменному общению, требующему создания соответствующих педагогических условий.

Все вышеперечисленное подчеркивает актуальность и важность исследования данной проблемы.

Изложение основного материала статьи. Как отмечалось ранее, готовность к иноязычной коммуникации является одной из главных целей изучения иностранного языка в школьной программе. Помимо определения методов и приемов, способствующих достижению этой цели, необходимо определить принципы управления процессом формирования готовности к иноязычной коммуникации в рамках изучения английского языка. Цель данной части исследования заключается в раскрытии системы управления формированием готовности к иностранной коммуникации у обучающихся основной школы в процессе изучения английского языка.

Для понимания процесса управления формированием готовности к иностранной коммуникации у студентов вуза необходимо рассмотреть понятие "управление". В педагогической литературе часто встречается определение Л.Г. Кириллова, согласно которому "управление - это сознательное воздействие на объекты, процессы и людей, с целью достижения определенных результатов" [3, С. 34]. К.Ю. Белая выделяет "педагогическое управление" как комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов, направленных на повышение эффективности образовательного процесса [1, С. 37].

Системный подход к управлению в образовательном контексте заключается в координации деятельности всех структурных подразделений с целью достижения общей цели. Согласно философскому словарю, система - это совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность и единство [7, С. 37].

Мы считаем, что управляющая система является частью педагогической системы. B.C. Лазарев определяет управляющую систему как "совокупность человеческих, материальных, технических, информационных, нормативно-правовых и других компонентов, связанных между собой таким образом, чтобы осуществлять процесс управления" [4, С. 204]. Понятия "система управления" и "управляющая система учреждения" часто используются синонимично.

0.Г. Хомерики, В.Е. Шорохов, A.B. Лоренсов отмечают, что эти системы можно считать одной и той же только в случае, если [8, С. 8]: в управляющую систему включаются не только управляющий субъект, но и все используемые им средства, действия, методы и формы управления; внимание уделяется не только управляющему субъекту, обладающему определенными функциями, организационной структурой и управленческими технологиями, но и результатам управленческой деятельности.

Поэтому мы определили систему управления формирования готовности к иноязычной коммуникации студентов вуза как совокупность человеческих, материальных, технических, информационных, нормативно-правовых и других компонентов, которые взаимосвязаны и образуют дифференцированную целостность, предназначенную для реализации управленческой функции. Мы согласны с мнением ученых, что компонентами этой системы являются цель, задачи, принципы, функции, методы, средства, свойства, педагогические условия и результаты управления.

Цель системы управления формирования готовности к иноязычной коммуникации студентов вуза определяется как конкретный, качественно и, при возможности, количественно описываемый результат, который представляет собой полную готовность студента к иноязычной коммуникации при изучении немецкого языка. При этом желательно, чтобы цель была реализуема и достижима в рамках образовательного процесса вуза.

Задачи системы управления включают в себя:

1. Определение и анализ текущего уровня готовности студентов вуза к иноязычной коммуникации.

2. Разработка и реализация программы обучения, которая учитывает потребности и возможности каждого будущего специалиста.

3. Обеспечение доступа к качественным учебным материалам, средствам обучения и техническим ресурсам, необходимым для изучения иностранного языка.

4. Организация систематической оценки прогресса обучающегося и адаптация обучения на основе полученных данных.

5. Поддержка и развитие профессионального роста педагогического персонала, обеспечение их квалификации и компетентности в области преподавания иностранного языка.

6. Взаимодействие с образовательным сообществом для поддержки обучения иностранному языку вне вуза.

7. Мониторинг и оценка эффективности системы управления для внесения корректировок и улучшений.

Принципы системы управления:

1. Целенаправленность: система должна быть направлена на достижение конкретной цели - формирования готовности к иноязычной коммуникации студентов вуза.

2. Системность: все компоненты системы должны быть связаны между собой и взаимодействовать для достижения общей цели.

3. Гибкость и адаптивность: система должна быть гибкой и способной адаптироваться к различным потребностям и особенностям будущих специалистов.

4. Комплексность: система должна учитывать разнообразные аспекты формирования готовности к иноязычной коммуникации, такие как языковые навыки, культурное понимание и межличностные навыки.

5. Участие всех заинтересованных сторон: система должна предусматривать взаимодействие и сотрудничество между студентами, педагогами, работодателями и сообществом.

Функции системы управления включают:

1. Планирование: разработка стратегии и программы обучения, установление целей и задач.

2. Организация: обеспечение доступа к необходимым ресурсам, распределение ролей и ответственности.

3. Контроль и оценка: систематическая оценка прогресса обучающихся, мониторинг эффективности обучения и адаптация программы при необходимости.

4. Коммуникация: обмен информацией между участниками системы (студенты, педагоги, работодатели) для поддержки обучения и сотрудничества.

5. Развитие и совершенствование: анализ результатов, обратная связь и внесение изменений для улучшения системы.

Такая система управления позволяет эффективно организовать процесс обучения иностранному языку, обеспечить его

качество и достижимость для всех студентов в рамках высшего образования.

Кроме основных задач, принципов и функций системы управления в обучении иностранному языку в вузе, существуют также рекомендации и подходы, которые могут обогатить эту систему и повысить ее эффективность. Некоторые из них включают:

Индивидуализация обучения: учитывание различных образовательных потребностей и способностей каждого студента. Это может включать применение дифференцированных методов обучения, использование разнообразных материалов и ресурсов, а также индивидуальное планирование и адаптацию учебной программы.

Использование современных технологий: внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в обучение иностранному языку может существенно обогатить учебный процесс. Это может быть использование интерактивных учебных программ, онлайн-ресурсов, образовательных приложений и веб-сайтов, а также средств коммуникации и дистанционного обучения.

Развитие коммуникативных навыков: акцентирование внимания на развитии у студентов коммуникативных компетенций в инемецком языке. Это может включать проведение различных коммуникативных заданий, диалогов, игр, ролевых ситуаций, а также стимулирование активного использования языка в аутентичных ситуациях.

Межкультурное обучение: включение в учебный процесс изучение культуры и традиций стран, говорящих на изучаемом языке. Это помогает будущим специалистам развивать культурную компетенцию, межличностные навыки и понимание различий и сходств между культурами.

Поддержка и мотивация: создание стимулирующей обучающей среды, которая позволяет студентам вуза чувствовать себя поддержанными и мотивированными. Это может включать поощрение достижений, проведение мероприятий и проектов, связанных с иноязычной культурой, а также создание позитивного и дружественного обучающего окружения.

Сотрудничество и партнерство: установление сотрудничества между педагогами, будущими работодателями и общественными организациями для обмена опытом и ресурсами. Это может способствовать созданию сетевых коммуникаций, организации обучающих мероприятий и совместных проектов.

Реализация данных рекомендаций и подходов поможет создать более эффективную и адаптивную систему управления в обучении иностранному языку в высшем учебном заведении, способствуя развитию языковых и коммуникативных навыков студентов.

К основным этапам планирования формирования готовности к иноязычной коммуникации у студентов вуза в процессе изучения немецкого языка можно отнести следующие: анализ готовности обучающихся к иноязычной коммуникации (выявление уровня сформированности коммуникативных навыков и др.); разработка рабочей программы по немецкому языку, направленной на формирование готовности к иноязычной коммуникации (определение целей и задач педагогической деятельности, моделирование ожидаемых результатов).

Функция организации управленческой деятельности включает: реализацию рабочей программы и ее корректировку в процессе выполнения; анализ и оценку эффективности работы по рабочей программе.

Одним из важных элементов управленческого цикла является контроль. Несмотря на тщательную проработку рабочей программы, в процессе ее реализации могут возникать сбои или отклонения от заданного плана. Чтобы их своевременно выявлять и устранять, необходим контроль. Основным объектом внутреннего контроля в рамках реализации программы является деятельность учителя и ее результативность.

На занятиях по немецкому языку используются следующие формы контроля:

Текущий контроль позволяет оценить успешность овладения языком, процесс становления и развития речевых навыков и умений.

Тематический контроль проводится по завершении изучения определенной темы и позволяет оценить эффективность усвоения соответствующего раздела учебного материала.

Итоговый контроль направлен на определение уровня владения языком, достигнутого в результате изучения значительного объема материала (в конце четверти или учебного года).

Выводы. Таким образом, мы определили цель, задачи, принципы и функции работы системы управления формированием готовности к иноязычной коммуникации студентов вуза в рамках изучения немецкого языка.

Литература:

1. Белая, К.Ю. Программы и планы в ДОО: технология разработки в соответствии с ФГОС ДО / К.Ю. Белая. -Москва: ТЦ Сфера, 2014. - 123 с.

2. Гудкова, Л.М. Тренировочные варианты экзаменационных работ доя подготовки к основному государственному экзамену ОГЭ / Л.М. Гудкова, О.В. Терентьева. - М.: ACT, 2021 - 305 с.

3. Кириллов, Л.Г. Конструируем управление / Л.Г. Кириллов, Т.Э. Емельянова. - Челябинск: Полиграфическое объединение «Книга», 2004. -248 с.

4. Лазарев, B.C. Управление инновациями в школе: учебное пособие / B.C. Лазарев. - Москва: Центр педагогическое образования, 2008. - 351 с.

5. Петровская, Л.А. Общение-компетентность-тренинг: избранные труды / Л.А. Петровская. - Москва: Смысл, 2007.-387 с.

6. Сайгушев, Н.Я. Профессиональная подготовка студентов вузов к вожатской деятельности на основе контекстного подхода/Н.Я. Сайгушев, O.A. Веденеева//Гуманитарно-педагогические исследования. -2018.-Т.2. -№4.-С. 6-11

7. Философский словарь / под ред. М.М. Розенталя, П.Ю. Юдина. - Москва: Политическая литература, 2003. - 544 с.

8. Хомерики, О.Г. Избранные вопросы современной науки: монография / О.Г. Хомерики, В.Е. Шорохов. - Москва: Перо,2011.-51 с.

Педагогика

УДК 376.3

кандидат педагогических наук, доцент Воронова Анастасия Анатольевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждения высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

РАЗВИТИЕ ЦИФРОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Аннотация. Переход к цифровой экономике в России планомерно влечет за собой внедрение цифровых технологий в различные сферы человеческой деятельности. Образование как наиболее чувствительная к изменениям область также находится под влиянием цифровизации. Современная российская школа, решая задачи подготовки обучающихся к самостоятельной жизни, должна обеспечить вхождение в цифровой мир детей с нарушениями слуха. Автор обращается к практике социализации слабослышащих обучающихся. Важным условием в этом процессе выступает развитие цифровой компетентности педагогов. Знающие, владеющие цифровыми технологиями, готовые к дальнейшему совершенствованию в области применения новых инструментов в образовании учителя способны к осуществлению педагогической поддержки своих обучающихся при их вхождении в цифровой мир. В статье приводится анализ готовности и способности педагогов применять цифровые технологии в своей профессиональной деятельности. При этом используется скринигновая диагностика сформированности таких компонентов цифровой компетентности как функциональная, ценностно-смысловая и мотивационная готовность. Выявляются релевантные проблемные зоны профессионального развития педагогов, работающих с обучающимися с нарушениями слуха.

Ключевые слова: обучающиеся с нарушениями слуха, цифровизация образования, цифровые технологии, цифровая компетентность педагога, цифровые навыки.

Annotation. The transition to the digital economy in Russia systematically entails the introduction of digital technologies in various spheres of human activity. Education, as the most sensitive area to changes, is also influenced by digitalization. A modern

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.