Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКЕ МАЛОГО БИЗНЕСА'

К ВОПРОСУ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКЕ МАЛОГО БИЗНЕСА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
191
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ БИЗНЕС / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ / СТАРТАПЕР / БИЗНЕС-АНГЕЛ / ВЕНЧУРНЫЙ ИНВЕСТОР / SMALL BUSINESS / STATE SUPPORT / FOREIGN EXPERIENCE / STARTUPPER / VENTURE INVESTOR / БИЗНЕСИ ХУРД / ДАСТГИРИИ ДАВЛАТӣ / ТАҷРИБАИ ХОРИҷӣ / БИЗНЕС-ФАРИШТАҳО / САРМОЯГУЗОРИИ ВЕНЧУРӣ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абдуллоева Махина Рустамовна, Турсунова Матлуба Якубджановна

Рассмотрены вопросы, связанные с обобщением понятийного аппарата термина «малый бизнес» и с его государственной поддержкой. Обосновано, что малый и средний бизнес является ключевым звеном в развитии экономики многих развивающихся и развитых стран мира, а также выявлены причины и недостатки в государственной поддержке малого и среднего предпринимательства в разных странах. Приведены виды государственной поддержки МСП в зарубежных странах и возможность их применения в Республике Таджикистан, так как, согласно мировой практике, именно активизация малого и среднего бизнеса способствует уменьшению безработицы в разных отраслях и быстрому развитию экономики страны. Рекомендованы формы государственной поддержки начинающих бизнесменов (стартаперов), в частности привлечение бизнес-ангелов и венчурных инвесторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE ISSUE OF STATE SUPPORT OF SMALL BUSINESS

The article deals with the generalization of the conceptual apparatus of small business and its state support. It is proved that small and medium business is a key link in the evolution of the economy of many developing countries of the world, as well as the causes and disadvantages of the development of state support for small and medium enterprises in different countries are identified. The article also shows the types of state support in the potentialities of foreign countries and the potentialities of their application in the Republic of Tajikistan. World practice shows that it is the development of small and medium-sized businesses that helps reduce unemployment in various sectors and accelerate a development of the country's economy.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКЕ МАЛОГО БИЗНЕСА»

08 00 05 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ (РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА) 08 00 05 ECONOMICS AND MANAGEMENT WITH NATIONAL ECONOMY

(REGIONAL ECONOMY)

Абдуллоева Махина Рустамовна, ассистент кафедры мировой экономики ИЭТ ТГУК; Турсунова Матлуба

Якубджановна, ассистент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита ИЭТ ТГУК (Таджикистан, Худжанд)

Абдуллоева Марина Рустамовна, ассистенти кафедраи ицтисодиёти цауонии ДИСДДТТ; Турсунова Матлуба Якубцоновна, ассистенти кафедраи бауисобгирии бухгалтеры, тащил ва аудити ДИСДДТТ

Abdulloeva Makhina Rustamovna, assistant of the department of world economy under the IET TSUC; Tursunova Matluba Yakubjanovna, assistant of the department of accounting, analysis and auditing under the IETTSUC (Tajikistan, Khujand), E-MAIL: mahinbonairustam@mail.ru Ключевые слова: малый бизнес, государственная поддержка, зарубежный опыт, стартапер, бизнес-ангел, венчурный инвестор

Рассмотрены вопросы, связанные с обобщением понятийного аппарата термина «малый бизнес» и с его государственной поддержкой. Обосновано, что малый и средний бизнес является ключевым звеном в развитии экономики многих развивающихся и развитых стран мира, а также выявлены причины и недостатки в государственной поддержке малого и среднего предпринимательства в разных странах. Приведены виды государственной поддержки МСП в зарубежных странах и возможность их применения в Республике Таджикистан, так как, согласно мировой практике, именно активизация малого и среднего бизнеса способствует уменьшению безработицы в разных отраслях и быстрому развитию экономики страны. Рекомендованы формы государственной поддержки начинающих бизнесменов (стартаперов), в частности привлечение бизнес-ангелов и венчурных инвесторов.

Калидвожа^о: бизнеси хурд, дастгирии давлатй, тацрибаи хорицй, стартапер, бизнес-фариштауо, сармоягузории венчурй

Масоили марбут ба цамъбасти дастгоуи мафуумии истилоуи "бизнеси хурд" ва дастгирии давлатии он мавриди баррасй царор гирифтаанд. Асоснок карда шудааст, ки бизнеси хурд ва миёна уалцаи калидии рушди ицтисодиёти мамлакатуои дар уоли тараццй ва мутарацции цауон мебошад, уамчунин сабабу камбудщои дастгирии давлатии соуибкории хурду миёна дар мамлакатуои мухталиф ошкор карда шудаанд. Намудуои дастгрии соуибкории хурду миёна дар мамлакатуои хорицй ва имконияти татбици онуо дар Цумуурии Тоцикистон зикр шудаанд. Тибци амалияи цауонй мауз

УДК 334 ББК 65.290.31

К ВОПРОСУ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКЕ МАЛОГО БИЗНЕСА

ОИДБА МАСЪАЛАИ ДАСТГИРИИ ДАВЛАТИИ БИЗНЕСИ ХУРД

TO THE ISSUE OF STA TE SUPPORT OF SMALL BUSINESS

фаъолнокии бизнеси хурду миёна ба кощши бекори дар соуауои гуногун ва рушди босуръати ицтисодиёти мамлакат мусоидат мекунад. Ба бизнесменуои навкор (стартакерон) шаклуои дастгирии давлати, аз цумла цалби бизнес-фариштауо ва сармоягузорони венгури тавсия шудааст.

Keywords: small business, state support, foreign experience, startupper, venture investor

The article deals with the generalization of the conceptual apparatus of small business and its state support. It is proved that small and medium business is a key link in the evolution of the economy of many developing countries of the world, as well as the causes and disadvantages of the development of state support for small and medium enterprises in different countries are identified. The article also shows the types of state support in the potentialities of foreign countries and the potentialities of their application in the Republic of Tajikistan. World practice shows that it is the development of small and medium-sized businesses that helps reduce unemployment in various sectors and accelerate a development of the country's economy.

Во многих развитых странах мира больше 50% ВВП создает малый бизнес. Эти страны уделяют особое внимание государственной поддержке малого и среднего бизнеса, так как малый бизнес — это еще и основа для образования среднего слоя населения, наличие и величина которого определяют уровень экономического развития страны.

В начале нового тысячелетия в западной экономической мысли стало широко использоваться понятие «предприниматель». Сущность и значение предпринимательской деятельности и предпринимателя как важных явлений в экономической жизни общества исследованы в работах многих классиков экономической науки (Р. Кантильона, Ф.Кене, А.Смита, Ж.-Б. Сэя, А.Тюрго и др.).

Существует много трактовок терминов «малый и средний бизнес», или «предпринимательство». Например, Р. Кантильон выявил один из типов арбитражных сделок, в ходе которых международные рынки приводятся в равновесное состояние. По мнению Р. Кантильона, предприниматель - это личность, которая заинтересована в получении максимальной прибыли за счет пока еще не реализованных возможностей, или стремится дешевле купить и дороже продать по неизвестной цене; на сегодняшний день примером согласно трактовке Р. Кантильона могут быть участники рынка Forex [4].

По мнению многих ученых-экономистов, термин «малый бизнес» рассматривается как «малое предпринимательство» и «субъекты малого предпринимательства».

У малого и среднего бизнеса существует много преимуществ. Во-первых, малый бизнес быстро адаптируется к местным условиям хозяйствования, субъекты малого и среднего бизнеса имеют большую свободу действий, поэтому их производство является очень гибким. Во-вторых, у малого и среднего бизнеса расходов относительно меньше, чем у крупного [8].

У молодых начинающих предпринимателей есть огромная возможность реализовать собственные инновационные идеи, проявить способности, реализовать своё в'идение дела и фантазии, но на свой страх и риск. Еще одним преимуществом малого предпринимательства является быстрая окупаемость бизнес-проекта и привлечение венчурного капитала.

В терминологии Европейского союза используется формулировка «малое и среднее предпринимательство» (Small and medium entrepreneurship, SME), в США применяется

понятие «малый бизнес» (Small Business, SB) [6].

Николас Сирополис в книге «Управление малым бизнесом» отмечает, что малый бизнес не поддается простому определению. По его мнению, обычно термин «малый бизнес» применяется к так называемым «семейным лавочкам», например это мини-магазины и рестораны, а термин «крупный бизнес» - к таким гигантам, как «Дженерал Моторс», и т.д.[2]

Известно, что основу рыночной экономики составляет малый бизнес. Доктор экономических наук А.А. Назаров отмечает, что, по его мнению, малый бизнес в своей совокупности представлен малыми предприятиями с численностью работников от 15 до 50 человек [3]. Именно формирование и развитие малого бизнеса способствует ускоренному переходу экономики к рыночным отношениям. Также цитируемый автор отмечает, что малый бизнес является локомотивом улучшения состояния экономики региона в переходный период.

Таблица 1: Виды государственной поддержки в развитых странах

Виды поддержки малого и среднего бизнеса Сущность

Административно-хозяйственная Аренда помещений на выгодных условиях, предоставление технического оборудования

Организационно-финансовая Разработка бизнес-планов, поиск инвесторов

Бухгалтерская Ведение бухгалтерских книг, составление бухгалтерской отчетности

Финансовая Осуществляется в виде прямых займов, долевого участия в займах коммерческих банков, гарантирования займов

Юридическая Помощь при регистрации МСП

Техническая Оказание и оплата консультационных и проектных услуг

Обучающая Подготовка и переподготовка кадров в специализированных центрах и на рабочих местах (в некоторых странах эти консультации проводятся бесплатно)

Налоговая Налоговые льготы, налоговые каникулы (освобождение от налогов в течение определенного периода)

Информационная Интернет - площадка, облегчающая доступ ко всем формам государственной поддержки

Маркетинговая Продвижение МСП (проведение сегментации рынка, SWOT-анализа и т.д.)

Опыт зарубежных стран по государственной поддержке малого бизнеса показывает, что именно благодаря поддержке специализированными органами, в том числе с законодательно закрепленными полномочиями, политика развития малого бизнеса в стране разрабатывается и реализуется министерствами экономики, промышленности и торговли.

Источник: Составлено авторами с использованием данных www.economicreport.com (дата обращения: 21.09.2019).

Анализ сведений из таблицы показывает, что в этих странах для развития и поддержки малого бизнеса государство предоставляет льготы в виде: финансовой поддержки - это предоставление льготных кредитов и инвестиций; технической поддержки - в виде предоставления новейших образцов современного оборудования по доступным ценам; маркетинговой поддержки - в продвижении малого и среднего бизнеса в форме составления бизнес-планов, сегментации рынка, т.е. анализа местных и зарубежных рынков и проведения SWOT-анализа; также государство предоставляет множество других льгот для развития этой сферы.

В нашей стране пока уделяется недостаточное внимание развитию малого и среднего бизнеса. За последние годы значимыми направлениями изменений стали: упрощение доступа к финансированию и к кредитным ресурсам, снижение издержек, упрощение налогового бремени, а также объявление моратория на проверки, что может способствовать организации и развитию новых малых и средних предприятий [2].

Решение обозначенных государством задач осуществляется за счет реализации различных функций, в том числе в области:

^ организации нормативно-правовой и институциональной среды функционирования малого предпринимательства;

> контроля над деятельностью субъектов предпринимательства и за соблюдением ими требований законодательства;

^ координации усилий государственной и предпринимательской сферы по развитию конкурентных условий для экономической деятельности.

Например, китайский опыт государственной поддержки показывает, что правительство уделяет серьезное внимание развитию малых и средних предприятий (МСП), поскольку этот сектор играет значительную роль в экономике, создает немалое количество рабочих мест и активно участвует в разработке инновационных технологий и в производстве высокотехнологичной продукции.

В 2017 году, на фоне возобновления экономического роста в Китае, деятельность МСП характеризовалась положительной динамикой, о чем свидетельствует Индекс развития малого и среднего предпринимательства SMEDI.

В Законе Китайской Народной Республики «О поддержке малых и средних предприятий» (с изменениями, внесенными в 2017 году) сформулированы основные меры государственной политики в области МСП, которые включают: налоговые льготы, финансовую поддержку, поддержку стартапов, стимулирование инноваций, расширение ассортимента и поиск новых зарубежных рынков.

В рамках бюджетного стимулирования предусматривается выделение средств из государственного бюджета на развитие МСП и создание фондов для развития МСП на национальном и местном уровнях. Средства этих фондов будут в первую очередь использованы для разработки системы предоставления государственных и финансовых услуг МСП, а малые и микропредприятия будут иметь приоритет при

распределении средств. В рамках налоговой политики малым и микропредприятиям предоставляется отсрочка платежей, сниженные ставки или освобождение от корпоративного подоходного налога и НДС в соответствии с установленными требованиями [5].

В Китае также существует ассоциация малых и средних предприятий, усилия которой направлены на развитие этого сектора на международном уровне. Она имеет представительства в развитых и развивающихся странах мира. Эти представительства, изучая рынок каждой страны, дают консультации малому и среднему бизнесу по получению иностранного финансирования и нахождению новых каналов сбыта [7].

В Индии поддержку бизнесу оказывает Индийская корпорация по гарантированию экспортных кредитов (БСОС), которая предоставляет различные виды страхового покрытия рисков. Это страхование риска неплатежей, гарантированная выплата экспортной выручки в случае ее отсутствия, оказание консультационной и информационной поддержки, а также помощь в восстановлении безнадежных долгов.

Агентство по развитию и рефинансированию микроорганизмов (MUDRA) -организация, созданная правительством Индии для финансирования бизнес -подразделений. Кредиты по этой схеме предоставляются под предлогом «финансирования необеспеченных». Поскольку небольшие компании и стартапы часто затрудняются в финансировании своего предприятия, правительство разработало концепцию дешевых кредитов для таких предприятий. Кредиты MUDRA представляют собой рефинансированные кредиты для бизнеса, одобренные и выданные через банки государственного и частного сектора, кооперативные общества, небольшие банки, плановые коммерческие банки и сельские банки, которые подпадают под эту схему. Кредиты, как правило, предоставляются микро-или малым предприятиям, работающим в сфере производства, торговли и услуг [5].

Благодаря реформам в Таджикистане, направленным на улучшение инвестиционного климата и развитие предпринимательства, за последние десять лет макроэкономические показатели у нас оставались стабильными, а реальный сектор экономики вырос на 7%. В нашей стране из государственного бюджета ежегодно выделяются целевые средства на поддержку частного сектора и развитие малых и средних предприятий.

Мы считаем, что устойчивое развитие предпринимательской деятельности в нашей республике началось с 2002 г., с принятием Закона «О государственной защите и поддержке предпринимательства в Республике Таджикистан» [1].

Согласно данному закону были приняты меры по пресечению негативных явлений в сфере предпринимательства, таких как коррупционные действия, необоснованные проверки, налоговые льготы и т.д. Эти меры способствовали росту предпринимательской активности в республике.

Правовой фундамент предпринимательской деятельности в Республики Таджикистан в настоящее время составляют:

1. Конституция Республики Таджикистан, которая гарантирует единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности, признание и защиту равным образом частной, государственной и иных форм собственности.

2. Гражданский кодекс Республики Таджикистан, в котором унифицировано

правовое регулирование рыночных отношений, закреплены основные принципы гражданско-правового регулирования, обеспечены неприкосновенность и равенство защиты всех форм собственности, гарантировано развитие не противоречащих закону видов предпринимательской деятельности.

3. Законы Республики Таджикистан специального назначения: «Об акционерных обществах» от 23.12.1992, № 455; «О производственных кооперативах» от 02.12.2002, № 48; «О приватизации государственного имущества» от 16.05.1997, № 465; «О государственной защите и поддержке предпринимательства» (от 26.07.2014, №1107); «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (от 29.11.2000, № 11); «Об иностранных инвестициях в Республике Таджикистан» (от 10.03.1992, № 555); другие государственные законы, указы Президента, постановления Правительства, нормативные акты государственных и местных органов власти [1].

Следует отметить, что в Республике Таджикистан существуют следующие формы организации или институционализации предпринимательской деятельности: ^ предпринимательская деятельность по патентам; ^ предпринимательская деятельность посредством свидетельства; ^ предпринимательская деятельность со статусом юридического лица; ^ предпринимательская деятельность путем создания дехканского хозяйства. Мировая практика свидетельствует, что, развивая в стране малый и средний бизнес путем государственной поддержки, можно повысить уровень занятости населения, но доказано, что из 100 % предпринимателей только 20% остаются на рынке и существуют больше десяти лет. Для стран Средней Азии главным фактором развития экономики остается деятельность малого и среднего бизнеса, и поэтому нам необходимо уделять много внимания развитию этого сектора.

Как показывают выступления Президента, стратегическим направлением развития экономики страны является всемерная поддержка предпринимательских структур. На формирующийся и развивающийся класс предпринимателей возлагается решение важной задачи по возрождению реального сектора промышленного и сельскохозяйственного производства. Необходимо обеспечение их рентабельности, конкурентоспособности и прибыльности.

Исследования показывают, что только в 2018 году президентские гранты были выделены в размере 401 млн сомони и направлены на развитие и поддержку предпринимательства в Республике Таджикистан. В частности, 8 млн сомони было выделено на развитие женского предпринимательства, 15 млн сомони - на начало и развитие предпринимательства, 370 млн сомони - государственному фонду поддержки предпринимательства и 8 млн сомони - фонду поддержки молодых учителей. Прогнозируется, что объем средств фонда поддержки малых предприятий в Республике Таджикистан к 2020 году будет увеличен до 1 млрд сомони. Для развития малого бизнеса в нашей стране необходимо создать хорошие условия, организовать бизнес-ассоциации, которые поддержат инновационные бизнес-проекты.

70 процентов граждан, проживающих в нашей стране, - это молодёжь, и её нужно привлечь и заинтересовать развитием молодежного предпринимательства, организовать корворкинг-центры и молодежные клубы в сфере предпринимательства. Целесообразно организовать бесплатные курсы по составлению бизнес-планов с участием менторов из разных сфер для начинающих бизнесменов (стартаперов), а также привлечь бизнес-

ангелов. Например, в США и европейских странах существует множество бизнес-ангелов и венчурных инвесторов, тогда как в нашей стране таких понятий пока не существует.

Как показывает исследование, в Республике Таджикистан многие стартаперы закрывают свои предприятия в течение года, и главная причина этого - финансовая неграмотность населения, поэтому государственная поддержка малого и среднего бизнеса будет способствовать быстрому росту новых предприятий и класса бизнесменов.

Также для улучшения состояния малого и среднего бизнеса необходимы такие формы государственной поддержки, как:

- предоставление инвестиционных средств молодым стартаперам, которые имеют действительно хорошие инновационные бизнес-проекты;

- развитие системы микрофинансирования малого бизнеса;

- предоставление льготных кредитов для производственных компаний не под 30 %, а под 6%, как в других развитых и развивающихся странах;

- развитие лизинговых кредитов для приобретения оборудования;

- снижение налоговых ставок для начинающих предпринимателей.

Список использованной литературы:

1. Закон Республики Таджикистан «О государственной защите и поддержке предпринимательства в Республике Таджикистан» от 10 мая 2002, № 46.

2. Сирополис, Николас К. Управление малым бизнесом. - М.: Дело, 1997. - 672 с.

3. Назаров А.А. Региональные особенности формирования и развития малого предпринимательства //Вестник ТГУПБП. Серия гуманитарных наук. - Худжанд, 2012. - №1. - С.56-67.

4. Кантильон Р. Эссе о природе торговли в общем плане. - М.: Наука, 1975.- С.23-27.

5. Qualifying as a Small Business // Режим доступа: https://www.sba.gov/content/am-i-small-business-concern (дата обращения: 12.09.2019).

6. Global Financial Crises: Lessons From Recent Events / Joseph R. Bisignano, William C. Hunter, George G. Kaufman. - Springer Science & Business Media, 2012. - 457p.

7. Qualifying as a Small Business // Режим доступа: https://www.sba.gov/content/am-i-small-business-concern (дата обращения: 12.09.2019).

8. Small Business Management and Entrepreneurship /David Stokes, Nicholas Wilson, Nick Wilson. - Cengage Learning EMEA, 2010. - 477p.; The Business Environment: Themes and Issues in a Globalizing World / Paul Wetherly, Dorron Otter. - OUP Oxford, 2014. -477 p.

Reference Literature:

1. Tajikistan Republic Law " On State Protection and Support of Entrepreneurship in Tajikistan Republic" from May 10, 2002, N46

2. Syropolis, Nicolas K. Small Business Management. - M.: Business. 1997. - 672pp.

3. Nazarov A. A. Regional Peculiarities Related to Small Entrepreneurship Formation and Development // TSULBP Bulletin. Series of Humanitarian Sciences. - 2012, N1. - pp. 56 -67.

4. Cantillone P. Essay on Trade Nature in General Aspect. - M. : Science, 1975. - pp. 23-27

5. Qualifying as a Small Business // Regime of availability: https://www.sba.gov/content/am-i-small-business-concern (Date of request: 12.09.2019).

6. Global Financial Crises: Lessons from Recent Events / Joseph R. Bisignano, William C. Hunter, George G. Kaufman. - Springer Science & Business Media, 2012. - 457pp.

7. Qualifying as a Small Business // Regime of availability: https://www.sba.gov/content/am-i-small-business-concern (Date of request: 12.09.2019).

8. Small Business Management and Entrepreneurship / David Stokes, Nicholas Wilson, Nick Wilson. - Cengage Learning EMEA, 2010. - 477 pp.; The Business Environment: Themes and Issues in a Globalizing World /Paul Wetherly, Dorron Otter. - OUP Oxford, 2014. - 477 pp.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.