Научная статья на тему 'К вопросу об анализе понятийного аппарата «Малый бизнес»'

К вопросу об анализе понятийного аппарата «Малый бизнес» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
111
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / МАЛЫЙ БИЗНЕС / КРУПНЫЙ БИЗНЕС / СВОДНЫЙ БАЛАНС / СУБЪЕКТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / ФИНАНСОВЫЕ И ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ / SMALL ENTREPRENEURSHIP / SMALL BUSINESS / BIG BUSINESS / SUMMARY BALANCE / SUBJECT OF ENTREPRENEURSHIP / FINANCIAL AND HUMAN RESOURCES / СОҳИБКОРИИ ХУРД / БИЗНЕСИ ХУРД / БИЗНЕСИ КАЛОН / ТАВОЗУНИ ЦАМЪБАСТӣ / СУБЪЕКТИ СОҳИБКОРӣ / ЗАХИРАҳОИ МОЛИЯВӣ ВА ИНСОНӣ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Каримова Манижа Мирзоакбаровна

Исследуется понятийный аппарат определения «малый бизнес». Отмечается, что малое предприятие как форма развития малого предпринимательства продолжает исследоваться как в теоретическом, так и в прикладном плане, что приводит к отсутствию единого мнения по вопросу об определении понятия «малое предпринимательство». Изложено заключение, что субъект малого предпринимательства как единица хозяйствования удовлетворяет следующим условиям: небольшая доля на рынке, управление осуществляет владелец, является независимой организацией. Отмечается, что уровень развития малого бизнеса определяется долей его продукции в ВВП и количеством экономически активного населения, занятого на малых предприятиях. Указывается на необходимость создания государством благоприятных условий для финансовой устойчивости малых предприятий, в том числе в плане налоговых льгот и финансовой поддержки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE ISSUE CONCERNED WITH THE ANALYSIS OF "SMALL BUSINESS" NOTIONAL APPARATUS

The article dwells on "Small Business" National Apparatus. It is marked that a small outfit as a form of small entrepreneurship development has being been proceeded to be explored both in theoretical and applied aspect that results in absence of unified opinion on the question of determination of "small entrepreneurship” notion. The author concludes that a subject of small entrepreneurship as a unit of economy running caters for the following conditions: no large market share, management being carried out by an owner, it is independent organization. It is noted that development standard of small business is determined by a share of its produce in GDP and a quantum of economically active population employed at minor enterprises. The author points to the necessity of creation of conditions on the part of the state for financial sustainability of small enterprises, tax provileges and financial support inclusive.

Текст научной работы на тему «К вопросу об анализе понятийного аппарата «Малый бизнес»»

УДК 334 ББК 65.290.31

К ВОПРОСУ ОБ АНАЛИЗЕ Каримова Манижа Мирзоакбаровна, аспирант ПОНЯТИЙНОГО АППАРАТА Таджикского государственного педагогического

«МАЛЫЙ БИЗНЕС» университета им. С. Айни (Душанбе, Таджикистан)

ОИД БА МАСЪАЛАИ Каримова Манижа Мирзоакбаровна, аспиранти ТАХ,ЦИЦИ МАФХ.УМИ Донишгоуи давлатии омузгории Тоцикистон ба номи «БИЗНЕСИ ХУРД» С.Айни (Тоцикистон, Душанбе)

TO THE ISSUE CONCERNED Karimova Manizha Mirzoakbarovna, post-graduate of the

WITH THE ANALYSIS OF Tajik State Pedagogical University named after S. Aini

"SMALL BUSINESS" (Tajikistan, Dushanbe)

NOTIONAL APPARATUS E-MAIL: matluba.khojaeva@gmail.com

Ключевые слова: малое предпринимательство, малый бизнес, крупный бизнес, сводный баланс, субъект предпринимательства, финансовые и человеческие ресурсы

\

Исследуется понятийный аппарат определения «малый бизнес». Отмечается, что малое предприятие как форма развития малого предпринимательства продолжает исследоваться как в теоретическом, так и в прикладном плане, что приводит к отсутствию единого мнения по вопросу об определении понятия «малое предпринимательство». Изложено заключение, что субъект малого предпринимательства как единица хозяйствования удовлетворяет следующим условиям: небольшая доля на рынке, управление осуществляет владелец, является независимой организацией. Отмечается, что уровень развития малого бизнеса определяется долей его продукции в ВВП и количеством экономически активного населения, занятого на малых предприятиях. Указывается на необходимость создания государством благоприятных условий для финансовой устойчивости малых предприятий, в том числе в плане налоговых льгот и финансовой поддержки.

Калидвожах,о: соуибкории хурд, бизнеси хурд, бизнеси калон, тавозуни цамъбасти, субъекти соуибкори, захирауои молияви ва инсони

Мацола ба тауцици мафууми «бизнеси хурд» бахшида шудааст. Цайд карда мешавад, ки тадцици мафууми корхонаи хурд чун шакли инкишофи соуибкории хурд уам аз циуати назари ва уам амали идома дорад, бинобар ин оид ба «соуибкории хурд» дар байни олимон иттифоци ороъ ба назар намерасад. Муаллифи мацола ба натицае мерасад, ки соуибкории хурд чун воуиди хоцагидори ба талаботи зерин цавобгуст: уиссаи хурд дар бозор, сурат гирифтани идоракуни аз цониби соуиби корхона, созмони мустацил будани корхона. Зикр шудааст, ки сатуи инкишофи соуибкории хурд аз руйи уиссагузори дар ММД ва теъдоди ауолии аз лиуози ицтисоди фаъол, ки дар корхонауои хурд машгули коранд, муайян карда мешавад. Зарурати аз цониби давлат фароуам овардани шароит барои устувории молиявии корхонауои хурд, аз цумла пешниуоди имтиёзуои андози ва дастгирии молияви таъкид карда шудааст.

Key words: small entrepreneurship, small business, big business, summary balance, subject of

entrepreneurship, financial and human resources

The article dwells on "Small Business" National Apparatus. It is marked that a small outfit as a form of small entrepreneurship development has being been proceeded to be explored both in theoretical and applied aspect that results in absence of unified opinion on the question of determination of "small entrepreneurship" notion. The author concludes that a subject of small entrepreneurship as a unit of economy running caters for the following conditions: no large market share, management being carried out by an owner, it is independent organization. It is noted that development standard of small business is determined by a share of its produce in GDP and a quantum of economically active population employed at minor enterprises. The author points to the necessity of creation of conditions on the part of the state for financial sustainability of small enterprises, tax provileges and financial support inclusive.

На наш взгляд, малое предпринимательство как объективное явление в жизни общества и как экономическая категория должно быть определено с учетом различных позиций, чтобы оценить его сущность и содержание.

Общеизвестно, что наиболее распространенными характеристиками предпринимательства являются: деятельность, направленная на получение прибыли посредством участия на рынке с собственной продукцией и услугами; инновационная деятельность индивида или группы лиц, участвующих в производстве товаров и услуг (на собственном производстве или приобретенном) на рынке с целью получения прибыли и риска собственными или заёмными средствами; реализация физических и интеллектуальных способностей индивида, связанная с риском потери собственности и нацеленная на получение прибыли; процесс организации нововведений на базе собственных или приобретенных новшеств с целью получения прибыли; совокупность синтезированных действий, направленных на увеличение капитала, развитие производства и реализацию продукции с целью получения прибыли; специфический вид деятельности, направленный на увеличение прибыли посредством организации производства и реализации товаров и услуг и на завоевание новых рынков для удовлетворения потребностей все большего количества населения в товарах и услугах; разработка и производство новых, иногда не имевших до нашего времени аналогов товаров и услуг с целью получения прибыли [2; 7].

Исходя из перечисленных характеристик, можно заключить, что предпринимательство - это деятельность индивида, направленная на производство и реализацию товаров и услуг с целью получения прибыли посредством обеспечения потребностей населения в материальных и духовных ценностях.

Следовательно, малый бизнес определяется как деятельность малого предприятия по производству и поставке на рынок материальных и духовных ценностей с целью получения прибыли посредством удовлетворения потребностей покупателей в материальных и духовных ценностях.

Предпринимательство как единство процесса и явления находится в непрерывном развитии, углублении и расширении своего влияния на социально-политическую сферу страны. По мнению исследователей, предпринимательство оказывает решающее влияние на социально- экономическое состояние страны, что выражается в том, что оно является механизмом массового вовлечения населения в процесс расширенного воспроизводства,

когда участники производства продукции и услуг продолжают привлекать все более широкие слои населения [1;3;4; 5;7; 9; 10;11; 13;14; 15; 16].

Обеспечение высокой эффективности развития субъектов малого бизнеса как хозяйств, наиболее мобильных и быстро адаптирующихся к потребностям общества, настоятельно требует исследования понятийного аппарата малого бизнеса и уточнения содержания этого понятия.

Определения понятия «малый бизнес» как в теоретическом, так и в законодательно-нормативном плане связаны с объективной необходимостью в количественной оценке совокупности параметров субъектов предпринимательства в соответствии с действующими в конкретных странах законодательно-нормативными актами, направленными на определение субъектов малого бизнеса, с последующей государственной поддержкой их деятельности.

В Таджикистане исследованием развития малого предпринимательства занимается ряд ученых, из работ которых по интересующему нас вопросу можно отметить труды А. А. Назарова, Б.А. Дадобоева [11], П.Х. Азимова, Х.Н. Факерова, М.М. Шарипова, У.М. Вохидова [6], Х.Д. Мирзобекова [9], Ф.В. Ахмедова [12] и других.

Существует также ряд документов, которые обеспечивают правовое регулирование развития малого предпринимательства в Таджикистане, в том числе Гражданский кодекс РТ, Закон «О государственной защите и поддержке предпринимательства в РТ» (от 25 июля 2005 г. и 12 мая 2007 г.), Налоговый кодекс РТ, Экономический меморандум по Республике Таджикистан «В поисках роста Таджикистана: стимулирование частных инвестиций» и другие законодательные акты.

В этих документах и законодательных актах, а также в работах таджикских ученых отмечается, что малыми предприятиями в Республике Таджикистан считаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РТ, субъектов РТ, общественных и религиозных организаций и иных фондов не превышает 25 % от доли, принадлежащей одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства. При этом численность штатных сотрудников и работников, привлеченных по гражданско-правовым договорам, находится в пределах следующего состава: в промышленности, строительстве и транспорте - 100 чел.; в сельском хозяйстве и научно-технической сфере - 60 чел.; в оптовой торговле - 50 чел.; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 чел.; в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 чел.

Интересен факт, что в различных регионах республики малый бизнес имеет свои особенности. Так, в статье А.А. Назарова и Ф.В. Ахмедова отмечается, что в Согдийской области малый бизнес «имеет свои особенности, связанные с неравномерностью размещения предприятий малого бизнеса, низким приростом объема производства и услуг, убыточностью большинства малых предприятий, рискованностью бизнеса и недостаточностью инвестирования» [12, с. 84].

Следует отметить, что эти критерии в разных странах мира неодинаковы и заметно отличаются друг от друга.

Так, в странах ЕС, Российской Федерации и в США численность занятых, объем продаж и сводный баланс, который считается основным количественным критерием отнесения субъекта предпринимательства к малому бизнесу, значительно разнятся между

собой. Так, если в США число занятых на предприятии меньше или составляет 500 человек, а объем его продаж - менее семи миллионов долларов, то оно, независимо от сводного баланса, относится к малому бизнесу [8, с. 170]. В Европейском союзе эти показатели совершенно другие: количество занятых на изучаемых предприятиях составляет 49 человек или менее, а объем продаж и сводный баланс - менее или равны 10 млн евро. В РФ субъект предпринимательства считается малым предприятием, если число занятых на нём - менее 100 человек или равно этому количеству, а объем продаж и сводный баланс равны или более 400 млн рублей, тогда это предприятие относится к малому бизнесу.

Приведенные данные свидетельствуют о том, что во всех вариантах необходимыми критериями отнесения субъекта предпринимательства к малому бизнесу являются: число занятых, объем продаж и сводный баланс. Хотя этот перечень критериев широко используется при классификации малого бизнеса, однако в каждой стране совокупность критериев для отдельных отраслей индивидуальна. Интересно, что в США «критерий выделяется только один - либо число занятых, либо объем продаж», что делает классификацию субъекта хозяйствования удобной, простой и практичной, так как всегда можно без особого труда рассчитать этот показатель.

Процесс классификации субъектов хозяйствования на предмет определения малого бизнеса в ЕС имеет свои отличия, так как, «помимо объема продаж, добавлен еще один критерий - сводный баланс, для которого установлен собственный показатель». Это делает классификацию сложной и трудоёмкой.

В России в современных условиях в сводных законодательных документах указаны такие критерии: среднегодовая численность занятых - до 100 человек, выручка от реализации товаров - до 400 млн рублей. Общие ориентиры относительно численности работников для малых предприятий в отдельных отраслях и сферах человеческой деятельности составляют разные величины. Так, в промышленности - 100 чел.; в строительстве - 100 чел.; в сельском хозяйстве - 60 чел.; в научно-технической сфере - 60 чел.; в оптовой торговле - 50 чел.; в розничной торговле и в бытовом обслуживании населения - 30 чел.; в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 чел. [5, с. 74].

Данный подход к классификации малого бизнеса узаконен со следующей целью: во-первых, для упрощения определения статуса субъекта хозяйствования в качестве предприятия малого бизнеса; во- вторых, он нацелен на максимальный охват перечня предприятий, находящихся в правовом поле, что позволяет им воспользоваться льготами и преференциями правительства и местных органов власти с целью поддержки субъектов малого бизнеса. Согласно широко известной действующей мировой практике, субъекты малого бизнеса, как правило, попадают в поле государственной поддержки, если, согласно положениям долгосрочных стратегий развития национального хозяйства, отрасли, где функционируют или создаются малые предприятия, указаны в числе приоритетных направлений развития экономики. В этой ситуации диверсифицированная классификация, о которой было упомянуто выше, является удобным механизмом определения состава малых предприятий, заслуживающих государственной поддержки.

Малое предприятие как форма реализации малого бизнеса связано с определением понятия «предпринимательство», которое тоже не имеет единого определения, но, будучи единством процесса и явления, характеризуется как процесс создания новых товаров, услуг, обладающих некой ценностью и удовлетворяющих конкретные нужды потребителей.

На наш взгляд, предпринимательство с точки зрения его подхода характеризуется как процесс, где идет постоянное комбинирование факторов производства с целью эффективного использования наличных или привлеченных ресурсов для достижения оптимальных показателей с точки зрения интересов субъекта хозяйствования.

Термин «малый бизнес» заимствован из зарубежной практики, а в законодательных актах и документах Таджикистана вместо него используется понятие «малое предпринимательство». Эти два понятия действительно близки по значению, однако известно, что бизнес - это деятельность, которой занимается бизнесмен, но не каждый бизнесмен может быть предпринимателем, ибо предпринимателем может быть лишь тот, кто имеет предпринимательские качества, т.е. обладает предприимчивостью. Поэтому эти два понятия нельзя назвать идентичными.

Так как потребности общества в материальных и духовных ценностях непрерывно углубляются и расширяются, то потребительские качества производимых товаров и услуг тоже должны меняться, что делает предпринимательство процессом непрерывной адаптации деятельности субъекта хозяйствования к внешней среде.

Это позволяет охарактеризовать предпринимательство как активное явление в жизни общества и как процесс адаптации предпринимательской структуры к влияниям внешней среды. Определение предпринимательства как единства процесса и явления позволяет охарактеризовать его как составную часть расширенного воспроизводства, заключающегося в активном участии малого предпринимательства в производстве продукции и услуг с целью удовлетворения растущих потребностей общества в материальных и духовных ценностях.

Во-первых, массовость предпринимательства приводит к массовой подготовке высококвалифицированных кадров, к привлечению инновационно мыслящих членов общества к производственному процессу путем создания благоприятных условий (при успешной реализации идет вознаграждение и многократное возвращение инвестиций), когда индивид трудится на работодателя.

Вопрос о факторах роста и барьерах развития микро-, малых и средних предприятий в Таджикистане включает распределение вклада ММСБ в экономику страны, факторы, влияющие на рост ММСБ (капитал, рабочая сила, информация и принятие решений), факторы, определяющие инвестиции в развитие ММСБ. В выводах исследования К. Тилекеева, посвященного микро-, малым и средним предприятиям в Таджикистане, отмечается, что «рост экономики напрямую связан с ростом ММСБ в трех важных секторах экономики: торговля и услуги, транспорт и сельское хозяйство» [16, с. 45]. Здесь же автор говорит о значении городских и сельских малых предприятий и об их отличительных особенностях, о необходимости доступа для них к кредитам, информации и о развитии медиаресурсов, доступе к образованию, касающемуся делового и финансового планирования, а в качестве препятствий он отмечает высокие налоги, коррупционные проявления и неофициальные платежи [16, стр. 45].

Резюмируя все сказанное, следует отметить, что:

- малое предприятие как форма развития малого предпринимательства продолжает исследоваться отдельными учеными, научными коллективами и международными институтами в теоретическом и в прикладном плане, что, в частности, приводит к отсутствию единого мнения по вопросу об определении понятия «малое предпринимательство». Это

очень часто служит первопричиной разночтений у исследователей и практиков с вытекающими отсюда последствиями;

- понятия «малый бизнес» и «малое предпринимательство» можно рассматривать как близкие по значению, но не взаимозаменяемые;

- малое предпринимательство как совокупность субъектов хозяйствования классифицируется или в количественном отношении (число занятых, оборот капитала, самостоятельное предприятие), или удовлетворяет следующим условиям: у них небольшая доля на рынке, управление осуществляется владельцем, является независимой организацией;

- развитие малого бизнеса - это процесс количественных и качественных изменений элементов системы малого бизнеса, которые отражаются в социально-экономических показателях;

- уровень развития малого предпринимательства определяется долей продукции в ВВП и количеством экономически активного населения, занятого на малых предприятиях. Так, если удельный вес продукции малых предприятий ниже установленного международными институтами, то государственная поддержка малого и среднего бизнеса не развита до критического уровня;

- при разработке государственной политики в области развития малого предпринимательства необходимо учитывать тот факт, что оно финансово уязвимо, и поэтому необходимо создавать благоприятные условия для их финансовой устойчивости, в том числе через налоговые льготы и финансовую поддержку.

Список использованной литературы:

1. Баранов А.М. Малое предпринимательство в системе новых российских экономических отношений: автореф. дис...д-ра философии.- М.: Всемирно-информационный распределенный университет, 2007. - 54 с.

2. Бахшит К. Как загубить собственный бизнес. Единые советы российским предпринимателям. - СПб.: Питер, 2009. - 336 с.

3. Бланк С., Дорф Б. Стартап. Настольная книга основателя. - М.: Альпина паблишер, 2014. - 616 с.

4. Быковская А. Бизнес своими руками. Как превратить хобби в источник дохода. - М. : Альпина -паблишер, 2012. - 296 с.

5. Вершинина А.П. Малый бизнес: критерии отнесения и классификации // Вестник Волжского университета им. В. А. Татищева. - 2014. - № 2. - С. 74.

6. Воуидов У.М. Такмили усулуои идоракунии гаронии андоз дар сатуи субъектуои хоцагидорй (дар мисоли корхонауои хурди Цумуурии Тоцикистон). Диссер. Барои дарёфти дарацаи номзади илмуои ицтисодй. -Душанбе, 2018. - 159 с.

7. Горфинкель В.Я. Малый бизнес: учебное пособие. - М. : Кнорус, 2009. - C. 249-250.

8. Два кита испанской экономики. Опыт развития малого и среднего бизнеса / под редакцией В.Л. Верникова. - М. : Весь мир, 2010. - С. 176.

9. Мирзобеков Х.Д. Развитие малых и средних форм предпринимательской деятельности в сфере транспортных услуг Республики Таджикистан: автореф. дисс. канд. экон. наук. - Душанбе, 2017. - 26 с.

10.Молчанова В.М. Малое предпринимательство и перспективы его развития в России: автореф. дис... канд. экон. наук. - М.: Академия труда и социальных отношений, 2006. -23 с.

11.Назаров, А.А., Дадобоев, Б.А. Особенности формирования малого бизнеса и его вклад в развитие отраслевой структуры экономики региона / А.А. Назаров, Б.А. Дадобоев //Вестник Таджикского государственного университета права, бизнеса и политики. -Худжанд: Ношир, 2012. -№3(51.)-С. 55-67.

12.Назаров А. А., Ахмедов Ф. В. Развитие и размещение предприятий малого бизнеса в экономике региона// А. А. Назаров, Ф. В.Ахмедов. Вестник Таджикского государственного университета права, бизнеса и политики. Серия гуманитарных наук.

- Худжанд: Ношир, 2014. -№3(59.)-С. 84-96.

13. Основа малого предпринимательства в России: прошлое, настоящее и будущее. - М.: Новое издательство, 2004. - 268 с.

14.Плотникова О.Н. Малое предпринимательство и его роль в обеспечении развития национальной экономии РФ. -М. : Московский гуманитарный университет, - 2008. - 216 с.

15. Рассказова Н.В. Эволюция научных представлений о малом предпринимательстве // Экономические науки. - 2008. - № 46. - С. 67-70.

16.Тилекеев К. Микро-, малые и средние предприятия в Таджикистане: факторы роста и барьеры развития/ Институт государственного управления и политики. Доклад № 31. -2014.

Reference Literature:

1. Baranov A. M. Small Entrepreneurship in the System of New Russian Economic Relations. Synopsis of doctoral dissertation in economics. M.: World Information Distributive University, 2007. - 54pp.

2. Bakhshit K. How to Perish your Orin Business. Unified Advices for Russian Entrepreneurs. -Spb: Peter, 2009. - 336pp.

3. Blank S., Dorf' B. Start-Up. Table-book of the Foundator. -M. Alpina Publisher, 2014. - 616pp.

4. Bykovyskaya A. Business with one's Own Hands. How to Invert Hobby into an Income Source.

- M.: Alpina Publisher, 2012. - 296pp.

5. Vershinina A. P. Small Business: Criteria of Referral and Classifications //Bulletin of Volzhsk University named after V.A. Tatishchev. 2014, N2. -p. 74

6. Vokhidov U. M. Modernization of the Modes of Management with Difficulties of Tax Standard (on the examples of economy running subjects in Tajikistan Republic). Candidate dissertation in economics. Dushanbe, 2018. - 159 p.

7. Gorfinkel V. Ya. Small Business manual. -M. : KNORUS, 2009. - pp. 249-250

8. Two Whales of Spanish Economics. The Experience of Development of Small and Medium Business (under the editorship of V. L. Vornikov). - M. : The Whole World, 2010. - p. 176

9. Mirzobekov Kh. D. Development of Small and Middle Forms of Entrepreneurial Activity in Transport Services Sphere of Tajikistan Republic. Synopsis of candidate dissertation in economics. - Dushanbe, 2017. - 26pp.

10. Molchanova V. M. Small Entrepreneurship and its Prospect Development in Russia. Synopsis of candidate dissertation in economics. -M.: Academy of Labor and Social Relations, 2006. -23 pp.

11. Nazarov A. A., Dadoboyev B. A. Peculiarities of the Formation of Small Business and its Contribution into the Development of Region Economy Branch Structure //A.A. Nazarov, B.A. Dadoboyev // Bulletin of TSULBP. - Khujand: Publisher, 2012, N3 (51). - pp. 55-67.

12. Nazarov A. A., Ahmedov F. V. Bulletin of TSU LBP. Series of Humanitarian Sciences. -Khujand: Publisher, 2014, N3 (59). - pp. 84-96

13. The Base of Small Entrepreneurship in Russia: Present, Past and Future. - M. : New Publishing-House, 2004. - 268 pp.

14. Plotnikova O. N. Small Entrepreneurship and its Role in Ensurance of National Economy Development in Russian Federation. - M. : Moscow Humanitarian University. - 2019. -216 pp.

15. Rasskazova N. V. Evolution of Scientific Imaginations about Small Entrepreneurship: Sciences of Economics. - 2008, N46. - pp. 67-70

16.Tilekeev K. Micro-, Small and Middle Enterprises in Tajikistan: Factors of Growth and Barriers of Development // The Institute of State Management and Politics. Report N31. -2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.