Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie. ru/ Том 7, №3 (2015) http://naukovedenie.ru/index.php?p=vol7-3 URL статьи: http://naukovedenie. ru/PDF/101EVN315.pdf DOI: 10.15862/101EVN315 (http://dx.doi.org/10.15862/101EVN315)
УДК 338.24
Фурин Александр Геннадьевич
ФГБОУ ВПО «Поволжский государственный технологический университет»
Россия, Йошкар-Ола1 Старший научный сотрудник Кандидат экономических наук
Доцент
РИНЦ: http://elibrary.ru/author profile.asp?id=538484
E-mail: [email protected]
К вопросу о государственной поддержке инновационной деятельности в системе образования
1 424000, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, пл. Ленина, д 3., каб. 332
Аннотация. Исследование экономических и правовых вопросов в сфере реализации мер государственной поддержки инновационной деятельности является актуальной задачей. Однако в научной литературе и в нормативно-правовых документах недостаточно раскрыты формы и механизмы поддержки инновационной деятельности в системе образования. В данном исследовании, во-первых, дана характеристика экономике знаний; во-вторых, проведено исследование редакций Федерального закона «О науке и государственной научно -технической политике»; в-третьих, определены возможные направления и инструменты реализации форм государственной поддержки инновационной деятельности в системе образования. Сравнительный анализ нормативно-правовых документов позволил определить основные изменения законодательных норм и выделить положения, касающиеся инноваций и государственной поддержки инновационной деятельности. В целях данного исследования были изучены возможные направления реализации форм государственной поддержки инновационной деятельности на основе положений Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике» применительно к системе образования (предоставление льгот по уплате налогов и сборов; оказание образовательных услуг; информационная поддержка; формирование спроса на инновационную продукцию; финансовое обеспечение; реализация целевых программ, подпрограмм и проведение мероприятий в рамках государственных программ Российской Федерации). Сделан вывод о том, что необходимо закрепить в рамках одного нормативно-правового документа понятие, состав мероприятий по поддержке инновационной деятельности и механизмы их реализации, отражающие комплексный подход государства к инновационному развитию системы образования.
Ключевые слова: знание; закон; инновация; наука; инновационная деятельность; научно-техническая деятельность; государственная поддержка инновационной деятельности; образование; инновационная экономика; экономика знаний.
Ссылка для цитирования этой статьи:
Фурин А.Г. К вопросу о государственной поддержке инновационной деятельности в системе образования // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, №2 (2015) http://naukovedenie.ru/PDF/101EVN315.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/101EVN315
Новый этап развития общества, получивший название «общество знаний», является следствием кардинальных инновационных изменений, происходящих в социальной и экономической жизни. Так, по мнению доктора экономических наук, профессора В.П. Колесова «Общество постиндустриального развития - это общество, в котором главным фактором и ресурсом развития выступают знания ... более короткое его определение - это общество знаний». [8, с. 4] Экономика знаний становится формой общественного производства, в которой знания - главный инструмент получения экономической выгоды. [1, с. 11] Переход на инновационный путь развития возможен за счет интенсивных факторов, таких как информация, знание, технология. В настоящее время развитые страны осуществляют создание новой технологической базы, обеспечивающей функционирование экономической системы, основанной на использовании инноваций в области нанотехнологий, информатики, биотехнологий, здравоохранении, образовании и других сферах. В этих условиях государство, разрабатывая программы развития, ориентируется на изменение роли факторов экономического роста, а в частности знаний и интеллектуального капитала, что обеспечивает конкурентные преимущества и устойчивое развитие социально-экономической системы.2
Г. Клейнер считает, что экономика знаний - это такое состояние экономики страны, при котором: а) знания становятся полноценным товаром; б) любой новый товар несет в себе уникальные знания; в) знание становится одним из основных факторов производства. [2, с. 32] Знание является продуктом научной и образовательной среды, поэтому трансформация систем науки и образования в соответствии с долгосрочными потребностями экономики становится приоритетным направлением государственного реформирования. Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, модернизация системы образования является важнейшим условием формирования инновационной экономики.3
Современный этап постиндустриального развития экономики и общества по праву называют инновационной экономикой, поскольку любое знание в процессе целенаправленной трансформации приобретает инновационный характер. Особое значение данное понятие приобретает в контексте формирования инновационного типа хозяйствования и перехода к экономике, основанной на знаниях. [5, с. 158].
Главным условием развития приоритетных сфер экономики знаний, в том числе и образования, является государственная поддержка инновационной деятельности, представляющая совокупность мероприятий, проводимых органами государственной власти Российской Федерации с целью создания правовых, организационных и экономических механизмов, стимулирующих инновационную деятельность. Изучение вопросов, связанных с государственной поддержкой инновационной деятельности в сфере образования, является не просто актуальным, а становится важнейшим направлением социально-экономических и правовых исследований в условиях экономики знаний.
2 Распоряжение Правительства РФ от 13.08.2013 года №1414-р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» [Электронный ресурс] // Собрание законодательства РФ. - 19.08.2013. - №33, ст. 4422. - Режим доступа: [Консультант Плюс].
3 Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 года №1662-р (ред. от 08.08.2009 года) «О концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» [Электронный ресурс] / Собрание законодательства РФ. - 24.11.2008. - №47. - ст. 5489. - Режим доступа [КонсультантПлюс].
Целью исследования является изучение практики применения форм государственной поддержки инновационной деятельности в сфере образования.
За последнее двадцатилетие нормативно-правовую основу государственной поддержки составляли стратегические и программные документы, регламентирующие основные направления инновационного развития экономики и общества в целом. Важнейшим этапом в совершенствовании законодательства в области инноваций стало принятие новой редакции Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике» (далее -Закона). Согласно данному нормативно-правовому акту официально был закреплен институт поддержки инновационной деятельности как стратегического направления политики государства. Сравнительный анализ редакции закона от 22.12.2014 года (действующая редакция документа с изменениями от 20.04.2015 года)4 с текстом редакции от 01.03.2011 года5 позволил выделить основные изменения, в том числе и по вопросам инновационного развития науки и государственной политики в области инноваций. (Табл. 1).
Таблица 1
Сравнительный анализ редакций Федерального закона «О науке и государственной
научно-технической политике»
№ главы, статьи в редакции Закона от 22.12.2014 года Содержание изменения
Преамбула закона Текст преамбулы был изменен путем уточнения того, что Закон отныне затрагивает регулирование отношений, связанных с государственной поддержкой инновационной деятельности.
Глава I Общие положения
Статья 2 Основные понятия, применяемые в Законе, дополнены терминами «поисковые научные исследования», «коммерциализация научных и (или) научно-технических результатов», «инновации». В тексте изменено понятие «гранты» путем конкретизации того, на что могут быть направлены денежные и иные средства.
Глава II Субъекты научной и (или) научно-технической деятельности
Статья 3 В статье уточнены гарантии по подготовке кадров для научных организаций.
4 Федеральный закон от 23.08.1996 года №127-ФЗ (ред. от 22.12.2014 года, с изм. от 20.04.2015 года) «О науке и государственной научно-технической политике» [Электронный ресурс] / Собрание законодательства РФ. - 26.08.1996. - №35. - ст. 4137. - Режим доступа [КонсультантПлюс].
5 Федеральный закон от 23.08.1996 года №127-ФЗ (ред. от 01.03.2011 года) «О науке и государственной научно-технической политике» [Электронный ресурс ] / Собрание законодательства РФ. - 26.08.1996. - №35. - ст. 4137. - Режим доступа [КонсультантПлюс].
№ главы, статьи в редакции Закона от 22.12.2014 года Содержание изменения
Статья 4 Статья претерпела существенные изменения. Содержание статьи дополнено необходимостью наличия должностей научных работников в организациях, осуществляющих образовательную деятельность и в научных организациях. Уточнена специфика оценки научной квалификации научных работников и процедуры государственной системы научной аттестации и присуждения ученых степеней кандидата наук и доктора наук, присвоения ученых званий доцента и профессора. В статье сформулировано кто является специалистом научной организации (инженерно-техническим работником).
Статья 4.1 В редакции Закона от 01.03.2011 года данная статья отсутствовала. В статье дана характеристика лиц, допускающихся к соисканию ученых степеней кандидата наук и доктора наук.
Статья 5 В статье изменен ряд положений, описывающих и регламентирующих деятельность научной организации, в частности статус научной организации; направления деятельности и формы сотрудничества с образовательными организациями; специфику деятельности бюджетных научных учреждений и автономных научных учреждений (в частность, быть учредителем хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств; принимать участие в уставном или складочном капитале в форме оборудования, имущества, денежных средств; иметь возможность распоряжаться внесенной долей или вкладом).
Статья 6 В статье произошло уточнение текста ряда формулировок по статусу государственных академий наук; функциям и полномочиям учредителя и собственника имущества; деятельности и органам управления государственных академий наук; финансированию и предоставлению отчетности о научной, научно-организационной и финансово-хозяйственной деятельности.
Статья 6.1 В статье уточнено положение по Высшей аттестационной комиссии.
Статья 6.2 Название статьи и содержание были изменены полностью. В действующей редакции регламентирована процедура признания полученных зарубежном ученых степеней и ученых званий в соответствии с международными соглашениями.
№ главы, статьи в редакции Закона от 22.12.2014 года Содержание изменения
Статья 6.3 В редакции Закона от 01.03.2011 года данная статья отсутствовала. В статье содержится информация по процедуре подтверждения факта действительности выданных в Российской Федерации документов об ученых степенях и ученых званиях для иностранных государств.
Статья 6.4 В редакции Закона от 01.03.2011 года данная статья отсутствовала. В статье введено понятие Федеральной информационной системы государственной научной аттестации; регламентирован порядок создания единой информационной системы и процедуры ее ведения; определен перечень информации, входящей в единую информационную систему.
Глава IV Формирование и реализация государственной научно-технической политики
Статья 11 В статье уточнена формулировка принципа государственной научно-технической политики об интеграции науки и образования.
Статья 12 В статье проведено уточнение полномочий органов государственной власти в части управления государственными научными организациями и осуществления функций и полномочий учредителя организаций.
Статья 13 В статье уточнена формулировка направлений деятельности государственных фондов, в которые направляются средства для финансирования научно-технических программ и проектов. В частности вводится понятие инновационной деятельности.
Статья 15 Название статьи и содержание были изменены полностью. Содержание статьи претерпело изменение в связи с введение понятия «инновационная деятельность». Утверждены источники финансирования инновационной, научной, научно-технической деятельности. Определено правовое положение государственных и негосударственных фондов, осуществляющих финансовое обеспечение научной, научно-технической и инновационной деятельности.
Статья 15.1 В редакции Закона от 01.03.2011 года данная статья отсутствовала. Статья посвящена вопросам функционирования государственных фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности (цели создания фондов, направления деятельности фондов, функции и полномочия учредителя фондов, компетенция коллегиального органа управления фондом и экспертного совета).
№ главы, статьи в редакции Закона от 22.12.2014 года Содержание изменения
Глава ГУ.1 Государственная поддержка инновационной деятельности (в редакции Закона от 01.03.2011 года данная глава отсутствовала)
Статья 16. 1 В редакции Закона от 01.03.2011 года данная статья отсутствовала. В статье дано определение государственной поддержки инновационной деятельности; указаны принципы на которых осуществляется государственная поддержка инновационной деятельности.
Статья 16. 2 В редакции Закона от 01.03.2011 года данная статья отсутствовала. В статье определены субъекты, осуществляющие государственную поддержку инновационной деятельности; сформулированы ее цели и основные направления; указаны формы поддержки.
Статья 16.3 В редакции Закона от 01.03.2011 года данная статья отсутствовала. В статье определены полномочия всех органов исполнительной власти в области поддержки инновационной деятельности.
Статья 16.4 В редакции Закона от 01.03.2011 года данная статья отсутствовала. В статье установлено, что Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации осуществляется финансирование государственной поддержки инновационной деятельности.
Статья 16.5 В редакции Закона от 01.03.2011 года данная статья отсутствовала. В статье установлены субъекты, осуществляющие оценку эффективности расходования бюджетных средств, направляемых на государственную поддержку инновационной деятельности, и процедура ее проведения (в частности, органы, осуществляющие оценку эффективности использования средств; перечень документов, подвергающихся проверке; порядок осуществления их проверки; оценка специфики инновационной деятельности).
Следует отметить, в новой редакции Закона уделено огромное внимание инновациям, что подтверждается изменением ряда положений текста данного нормативно-правового акта с учетом инновационной деятельности и введением дополнительной главы, посвященной вопросам государственной поддержки инновационной деятельности.
В исследовании акцентируем внимание на формах государственной поддержки инновационной деятельности. В статье 16.2 Закона на основе существующей системы разделения государственной власти определен универсальный круг субъектов государственной поддержки инновационной деятельности (Российская Федерация; органы исполнительной власти Российской Федерации; органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации; прочие организации через которые может осуществляться подобного рода поддержка, например общественные советы и комиссии, иные структуры при органах государственной власти). Часть третья данной статьи устанавливает формы государственной поддержки инновационной деятельности.
Рассматривая поддержку инновационной деятельности применительно к сфере образования следует отметить, что в Законе «О науке и государственной научно-технической политике» не акцентируется внимание на системе образования, а государственная поддержка инновационной деятельности рассматривается в науке и научно-технической деятельности.
Как ранее отмечалось, фундаментом инновационного типа развития экономики является система образования, основные ориентиры которой определяются устоявшейся политикой, законодательством, состоянием науки, уровнем культуры в конкретный период времени. В мае 2014 года вступил в действие программный документ «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы», в котором повышение эффективности образования является важнейшим направлением государственной политики, обеспечивающем поступательное социально-экономическое развитие государства. Программа представляет комплексный документ, содержащий цели и задачи; целевые показатели и индикаторы; этапы и сроки реализации; объем бюджетного финансирования; ожидаемые результаты. При этом в программе отсутствуют нормы и положения определяющие роль инноваций, направления инновационной деятельности в системе образования, варианты государственной поддержки конкретных мероприятий, приводящим к инновационным результатам, что вполне неоправданно, так как целью программы является увеличение эффективности мер по реализации молодежной политики в интересах инновационного развития государства.6 Исследование норм Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», который пришел на смену Закону Российской Федерации от 10.07.1992 года «Об образовании», также свидетельствует об отсутствии положений регламентирующих какую-либо поддержку инновационной деятельности в сфере образования. Единственное изменение в данном законе, посвященное инновациям, связано с появление статьи 20 «Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования». Данная норма лишь частично затрагивает формы государственной поддержки инновационной деятельности образовательных организаций. Согласно положениям данной статьи инновационная деятельность направлена на улучшение положения образовательных организаций путем совершенствования учебно-методического, научно-педагогического, кадрового, правового, финансово-экономического обеспечения. Образовательные организации, осуществляющие инновационную деятельность в форме инновационных проектов и инновационных программ, имеющих существенное значение для модернизации системы образования, с учетом приоритетных направлений государственной политики в сфере образования могут быть признаны инновационными площадками. 7
В настоящее время в законодательстве отсутствует документ регламентирующий комплексный состав мероприятий по поддержке инновационной деятельности в сфере образования. В целях данного исследования проанализируем возможные направления реализации форм государственной поддержки инновационной деятельности на основе статьи 16.2 закона «О науке и государственной научно-технической политике» применительно к системе образования.
1. Предоставление льгот по уплате налогов и сборов. Налоговое стимулирование направленное на поощрение исследовательской деятельности, развитие науки и образования
6 Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 года №295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы» [Электронный ресурс]. - URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения 15.05.2015).
7 Федеральный закон от 29.12.2012 года №273 - ФЗ (ред. от 03.02.2014 года) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] / Собрание законодательства РФ. - 31.12.2012. - №53 (ч.1). - ст. 7598. - Режим доступа [КонсультантПлюс].
является приоритетным направлением государственной поддержки инновационной деятельности. Льготы в форме налогового освобождения или частичного снижения налогового бремени являются эффективном инструментом для создания условий, обеспечивающих инновационное развитие. Очевидным является то, что научная и образовательная деятельности должны иметь льготы по налогам. В качестве примера может служить вывод, сделанный в работе Н. Блума, Р. Гриффита и Й. ван Реенена, согласно которому, рост капиталовложений на 1% в краткосрочном периоде и на 10% в долгосрочном периоде в научные исследования и разработки возможен если субъектам будет предоставлена налоговая льгота в размере 10%. [9, с. 1] Согласно статье 149 Налогового кодекса РФ (часть вторая) организации, занимающиеся научно-исследовательской, производственной, образовательной деятельностью могут применять налоговые льготы. Освобождаются от налогообложения некоммерческие образовательные организации, оказывающие услуги по реализации общеобразовательных и (или) профессиональных программ. Не подлежит налогообложению финансируемая из бюджетной системы РФ деятельность по выполнению научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Для определенных организаций может устанавливаться пониженная налоговая ставка. Например, ставка по налогу на прибыль может быть понижена до 13,5% для организаций - резидентов особой экономической зоны и до 0% для организаций осуществляющих образовательную деятельность.8 Механизм государственной поддержки путем предоставления льгот по налогам и сборам стимулирует научно-исследовательскую и образовательную деятельности в инновационном направлении.
2. Предоставление образовательных услуг. В настоящее время происходит снижение доли физического труда, а внимание исследователей переключается на работников умственного, особенно творческого труда, на «креативный класс». [4, с. 92] Данные преобразования должны затронуть все стороны человеческого капитала (личностный потенциал и трудовой потенциал).[6, с. 392] В этих условиях подчеркивается приоритетная роль знаний в образовательной среде, поскольку возрастают требования к квалификации научного и преподавательского состава, к качеству подготовки кадров. Применение инновационного направления развития в системе образования должно сопровождаться соответствующей кадровой политикой. Возникает необходимость государственной поддержки подготовки кадров по приоритетным направлениям развития науки и техники, экономики и управления, дополнительным программам профессионального образования.
3. Предоставление информационной поддержки. Образовательная деятельность организаций нуждается в соответствующем информационном обеспечении. Информация о международном опыте образовательной деятельности, о инновационных образовательных технологиях, об опыте внедрения имеющихся знаний и практик в педагогический процесс являются важнейшими ресурсами модернизации системы образования. Это подтверждает необходимость создания образовательных информационных фондов, осуществляющих сбор, обработку, хранение и доведение необходимой информации до потребителя и осуществление на этой основе полноценного информационного обеспечения и инновационной поддержки образовательной среды. Кроме того, важным направлением развития системы информационной поддержки является создание единого образовательного информационного пространства, которое создает больше возможностей для индивидуализации «образовательных траекторий»; обеспечивает повышение эффективности и качества обучения; создает оптимальные механизмы управления учебным процессом, кадрами, материальной базой; интегрирует в единую среду университеты, научно-исследовательские
8 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 года №117 - ФЗ (ред. от 06.04.2015 года) [Электронный ресурс] / Собрание законодательства РФ. - 07.08.2000. - №32. - ст. 3340. - Режим доступа [КонсультантПлюс].
институты, техникумы, лицеи, школы, зарубежные научные и образовательные организации, предприятия разных отраслей. [7, с. 99].
4. Формирование спроса на инновационную продукцию. Государство, используя распорядительные методы управления способно формировать спрос на рынке. Как отмечает В.Л. Макаров, «организация спроса на знания - прямая функция государства». [3, с. 450] Особенно это характерно для рынка интеллектуальных благ и инновационной продукции. Такая же ситуация на рынке образовательных услуг, где государство определяет основные целевые показатели.
5. Финансовое обеспечение. Предоставление финансовой поддержки является важным инструментом в стимулировании инновационной деятельности в системе образования (гранты, субсидии, образовательные кредиты, гарантии). Например, гранты на поддержку и стимулирование разработок образовательных программ и технологий. Финансирование инноваций является эффективным и действенным механизмом содействия в разработке и внедрении новых образовательных технологий. Согласно подходу С. Маурера и С. Скотчмера, существуют четыре основные формы государственной поддержки: финансирование производства знаний в рамках общественного сектора, премии, гранты, конкурсные закупки. [10].
6. Реализация целевых программ, подпрограмм и проведение мероприятий в рамках государственных программ Российской Федерации. Инновационная политика государства и ее правовое обеспечение имеют программно-целевой характер, предполагающий разработку направления государственной и инновационной политики и его отражение в нормативно-правовых документах. Данный метод является эффективным инструментом государственного управления, поскольку целенаправленно решаются проблемы государственной инновационной политики посредством поэтапного планирования и реализации целей и задач с указанием эффективных критериев расходования выделяемых на это средств. Нормативно -правовые документы, определяющие направления инновационного развития, составляют основу для реализации процессов модернизации и качественного улучшения функционирования системы образования (например, Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 года «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы»; Приказ Минобрнауки РФ от 02.03.2006 года «Об утверждении порядка и критериев конкурсного отбора образовательных учреждений высшего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы»; Распоряжение Правительства РФ от 08.05.2013 года «Об утверждении Концепции федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2014 - 2020 годы»; Постановление Правительства РФ от 09.04.2010 года «О государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования» и т.д.).
Несмотря на то, что данные формы поддержки инновационной деятельности в образовании не имеют четкого закрепления в каком-либо законодательном документе они вполне соотносятся с целевыми ориентирами, установленными в государственной программе «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы». Что касается приведенного перечня форм государственной поддержки инновационной деятельности в образовании, то его нельзя считать исчерпывающим. Это обусловлено многообразием процессов, происходящих в области взаимодействия субъектов экономики в научной и образовательной среде, а также множественностью правовых и иных мер, предусмотренных правом и направленных на регулирование хозяйственных отношений. Разбросанные по всем отраслям права положения, касающиеся государственной поддержки инновационной деятельности в образовании, не
отражают стройности целей и задач, направлений и форм деятельности, что свидетельствует об отсутствии целенаправленной логически выверенной идеологии государства по поддержке образовательной среды в инновационном направлении развития. Правовое понятие государственной поддержки инновационной деятельности в системе образования; принципы поддержки; субъекты и формы предоставления поддержки инновационной деятельности; полномочия проверяющих органов; оценку эффективности расходования средств, направляемых на поддержку инновационной деятельности в образовательных структурах необходимо закрепить в рамках одного нормативно-правового документа, регламентирующего комплексный подход государства к инновационному развитию системы образования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гоженко, К.Н. Теоретические характеристики экономики знаний [Текст] / К.Н. Гоженко // Южный федеральный университет «Terra Economicus». - 2011. - Т.9. -№4 - 3. - С. 11 - 13.
2. Клейнер, Г. Микроэкономика знаний и мифы современной теории [Текст] / Г. Клейнер // Высшее образование в России. - 2006. - №9. - С. 32 - 37.
3. Макаров, В.Л. Экономика знаний: уроки для России [Текст] / В.Л. Макаров // Вестник Российской Академии наук. - 2003. - Т.73. - №5. - С. 450 - 456.
4. Фролов, Д.П. Экономика знаний: траектория институциональной эволюции [Текст] / Д.П. Фролов, Д.А. Шелестова // Вопросы регулирования экономики. -2013. - Т.4. - №1. - С. 87 - 95.
5. Фурин, А.Г. Инновации в экономике знаний и их роль в воспроизводственном процессе [Текст] / А.Г. Фурин // Перспективы развития науки: сборник статей Международной научно-практической конференции (20 марта 2014 года) - Уфа: РИЦ БашГУ, 2014. - С. 155 - 159.
6. Фурин, А.Г. Применение системного подхода к исследованию категории «человеческий капитал», [Текст] / А.Г. Фурин // Экономика и предпринимательство. - 2014. - №1. - ч.3. - С. 390 - 392.
7. Фурин, А.Г. Рынок образовательных услуг в экономике знаний: монография [Текст] / А.Г. Фурин, А.А. Загайнова. - М.: Издательство «Перо», 2014. - 160 с.
8. Экономика знаний: коллективная монография [Текст] / Отв. ред. д-р экон. наук, проф. В.П. Колесов. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 432 с.
9. Bloom, N. Do R & D tax credits work? Evidence from a Panel Data of Countries 1979 - 1997 [Text] / N. Bloom, R. Griffith, J.Van Reenen // Journal of Public Economics. -2002. - №85. - P.1 - 31.
10. Maurer, S. Procuring knowledge [Text] / S. Maurer, S. Scotchmer // Intellectual Property and Entrepreneurship. - 2004. - Volume 15. - P. 1-31.
Рецензент: Ларионова Нина Ивановна, заведующий кафедрой «Экономической теории», доктор экономических наук, ФГБОУ ВПО «Поволжский государственный технологический университет».
Furin Alexandr Gennadievich
Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Professional Education
«Volga State University of Technology» Russia, Yoshkar-Ola E-mail: [email protected]
Issue on the state support of innovation activities in the education system
Abstract. Study of the economic and legal issues in the sphere of implementation of the state support measures for innovation activities is a crucial task. However, the scientific literature and the normative legal documents insufficiently disclose the forms and mechanisms of the innovation activities support in the education system. In this study, firstly, we gave the characteristic of knowledge economy, secondly, carried out study of the Federal Law "On Science and State Scientific and Technical Policy" editions, and, thirdly, identified the possible directions and tools for implementation of the state support forms of innovation activities in the education system. Comparative analysis of the normative legal documents has allowed to identify the main changes in legislative regulations and separate out positions relative to innovations and state support of innovation activities. With the aim of this study there were studied the feasible directions for implementing state support forms of innovation activities on the basis of the provisions of the Federal Law "On Science and the State Scientific and Technical Policy" in respect to the education system (granting tax and fees exemptions, provision of educational services, information support, demand creation for innovative products, financial provision, implementation of targeted programs and sub-programs and taking measures in the framework of the Russian Federation state programs). There has been drawn conclusion that within a framework of one normative legal document it is necessary to consolidate the concept, series of measures for support of innovation activities and mechanisms for their implementation, reflecting the integrated approach of the state to the innovative development of education system.
Keywords: knowledge; law; innovation; science; innovation activities; scientific and technical activities; state support of innovation activities; education; innovative economy; knowledge economy.
REFERENCES
1. Gozhenko, K.N. Teoreticheskie kharakteristiki ekonomiki znaniy [Tekst] / K.N. Gozhenko // Yuzhnyy federal'nyy universitet «Terra Economicus». - 2011. - T.9. - №4
- 3. - S. 11 - 13.
2. Kleyner, G. Mikroekonomika znaniy i mify sovremennoy teorii [Tekst] / G. Kleyner // Vysshee obrazovanie v Rossii. - 2006. - №9. - S. 32 - 37.
3. Makarov, V.L. Ekonomika znaniy: uroki dlya Rossii [Tekst] / V.L. Makarov // Vestnik Rossiyskoy Akademii nauk. - 2003. - T.73. - №5. - S. 450 - 456.
4. Frolov, D.P. Ekonomika znaniy: traektoriya institutsional'noy evolyutsii [Tekst] / D.P. Frolov, D.A. Shelestova // Voprosy regulirovaniya ekonomiki. - 2013. - T.4. - №1. -S. 87 - 95.
5. Furin, A.G. Innovatsii v ekonomike znaniy i ikh rol' v vosproizvodstvennom protsesse [Tekst] / A.G. Furin // Perspektivy razvitiya nauki: sbornik statey Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii (20 marta 2014 goda) - Ufa: RITs BashGU, 2014.
- S. 155 - 159.
6. Furin, A.G. Primenenie sistemnogo podkhoda k issledovaniyu kategorii «chelovecheskiy kapital», [Tekst] / A.G. Furin // Ekonomika i predprinimatel'stvo. -2014. - №1. - ch.3. - S. 390 - 392.
7. Furin, A.G. Rynok obrazovatel'nykh uslug v ekonomike znaniy: monografiya [Tekst] / A.G. Furin, A.A. Zagaynova. - M.: Izdatel'stvo «Pero», 2014. - 160 s.
8. Ekonomika znaniy: kollektivnaya monografiya [Tekst] / Otv. red. d-r ekon. nauk, prof. V P. Kolesov. - M.: INFRA-M, 2008. - 432 s.
9. Bloom, N. Do R & D tax credits work? Evidence from a Panel Data of Countries 1979
- 1997 [Text] / N. Bloom, R. Griffith, J.Van Reenen // Journal of Public Economics. -2002. - №85. - P.1 - 31.
10. Maurer, S. Procuring knowledge [Text] / S. Maurer, S. Scotchmer // Intellectual Property and Entrepreneurship. - 2004. - Volume 15. - P.1-31.