Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ГОСУДАРСТВЕННОМ КОНТРОЛЕ ВНЕДРЕНИЯ, ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ИХ ВЛИЯНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ'

К ВОПРОСУ О ГОСУДАРСТВЕННОМ КОНТРОЛЕ ВНЕДРЕНИЯ, ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ИХ ВЛИЯНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
31
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Сельское хозяйство / безопасность / государственный контроль / цифровизация / Agriculture / security / state control / digitalization

Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — Васильева Оксана Николаевна

Автор в статье проанализировал действующие нормативные правовые акты, регулирующие продовольственную безопасность. Автор выделил проблемы в данной сфере, затронул вопросы внедрения и использования цифровых технологий в сельскохозяйственной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим технологиям , автор научной работы — Васильева Оксана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF STATE CONTROL OF THE INTRODUCTION, USE OF DIGITAL TECHNOLOGIES AND THEIR IMPACT ON FOOD SECURITY

In the article, the author analyzes the current regulatory legal acts regulating food security. The author highlighted the problems in this area, touched upon the implementation and use of digital technologies in the agricultural sector.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ГОСУДАРСТВЕННОМ КОНТРОЛЕ ВНЕДРЕНИЯ, ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ИХ ВЛИЯНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ»

DOI 10.24411 /2076-1503-2020-11158 ВАСИЛЬЕВА Оксана Николаевна,

кандидат юридических наук, доцент Департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, e-mail: mail@law-books.ru

К ВОПРОСУ О ГОСУДАРСТВЕННОМ КОНТРОЛЕ ВНЕДРЕНИЯ, ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ИХ ВЛИЯНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация. Автор в статье проанализировал действующие нормативные правовые акты, регулирующие продовольственную безопасность. Автор выделил проблемы в данной сфере, затронул вопросы внедрения и использования цифровых технологий в сельскохозяйственной сфере.

Ключевые слова. Сельское хозяйство, безопасность, государственный контроль, цифровизация.

VASILYEVA Oksana Nikolaevna,

candidate of legal sciences, associate professor of the Department of legal regulation of economic activities of the Financial University under the Government of the Russian Federation

ON THE ISSUE OF STATE CONTROL OF THE INTRODUCTION, USE OF DIGITAL TECHNOLOGIES AND THEIR IMPACT ON FOOD SECURITY

Annotation. In the article, the author analyzes the current regulatory legal acts regulating food security. The author highlighted the problems in this area, touched upon the implementation and use of digital technologies in the agricultural sector.

Key words. Agriculture, security, state control, digitalization.

Термин «Продовольственная безопасность» вошел в употребление впервые в 1974 году на Всемирной конференции, посвященной проблеме продовольствия, проходящей в Риме, соответствии с которой суть продовольственной безопасности заключается в пяти постулатах:

- физическая доступность в достаточном количестве, безопасной и питательной пищи;

- экономическая доступность к продовольствию должного объема и качества для всех социальных слоев населения;

- автономность и экономическая самостоятельность национальной продовольственной системы;

- способность государства минимизировать влияние сезонных, погодных и иных колебаний на снабжении продовольствием;

- продовольственная система должна развиваться в условиях расширенного воспроизводства.

В России в целях обеспечения продовольственной безопасности Указом Президента РФ от

21.01.2020 № 20 была утверждена Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации. Стратегической целью обеспечения продовольственной безопасности является обеспечение населения страны безопасной, качественной и доступной сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольствием в объемах, обеспечивающих рациональные нормы потребления пищевой продукции. Данный Указ издан взамен ранее действовавшего Указа Президента Российской Федерации от 30.01.2010 № 120 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации», который изменил систему показателей оценки состояния продовольственной безопасности. Ранее, в старой Доктрине, был определен и закреплен набор показателей безопасности, то согласно новой Доктрине в качестве основных индикаторов оценки продовольственной безопасности используется достижение пороговых значений показателей продовольственной независимости, экономической и физической доступности продовольствия и соответствия пищевой продукции требованиям законодатель-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2020

КОНФЕРЕНЦИЯ

ства ЕАЭС о техническом регулировании. Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 21.01.2020 №20 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации» Распоряжением Правительства РФ от 09.06.2020 №1516-р утвержден план мероприятий («дорожная карта») по реализации 48 положений указанной Доктрины. Дорожная карта предусматривает следующие основные мероприятия, направленные на достижение продовольственной безопасности:

1) обеспечение контроля соответствия пищевой продукции обязательным требованиям технических регламентов Евразийского экономического союза (п. 1.1);

2) обеспечение контроля в отношении модифицированных растений и животных, предназначенных для разведения и выращивания на территории Российской Федерации, модифицированных микроорганизмов сельскохозяйственного назначения, модифицированных организмов, используемых для производства кормов и кормовых добавок для животных, модифицированных организмов, используемых для производства лекарственных средств для ветеринарного применения, а также кормов и кормовых добавок для животных и лекарственных средств для ветеринарного применения, полученных с применением модифицированных организмов или содержащих такие организмы (постановление Правительства Российской Федерации от 23.09.2013 № 839 «О государственной регистрации генноинженер-но-модифицированных организмов, предназначенных для выпуска в окружающую среду, а также продукции, полученной с применением таких организмов или содержащей такие организмы, включая указанную продукцию, ввозимую на территорию Российской Федерации») (п. 1.4);

3) внесение изменений в перечень показателей в сфере обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 № 2138-р (п. 3);

4) поддержка разработок и реализация новых видов конкурентоспособной российской техники и оборудования с целью обеспечения качественного сбора, хранения, переработки и реализации сельскохозяйственного сырья и продовольствия, расширения ассортимента 49 изготавливаемой продукции и выпуска пищевых продуктов с высокой добавленной стоимостью (п. 12);

5) обеспечение контроля реализации мер по стимулированию научных исследований в агропромышленном комплексе, освоению отечественных и зарубежных прогрессивных технологий в области сельского хозяйства, совершенствова-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2020

нию обучения этим технологиям (п. 13 дорожной карты);

6) проработка вопроса создания агробиотех-нопарков (п. 14).

Среди нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих продовольственную безопасность, также можно выделить Распоряжение Правительства РФ от 29.06.2016 № 1364-р «Об утверждении Стратегии повышения качества пищевой продукции в Российской Федерации до 2030 года». Стратегия направлена на создание условий для формирования и реализации комплекса мер по актуализации нормативной базы, созданию механизмов стимулирования предпринимательского сообщества на изготовление и обращение продукции, отвечающей современным требованиям, и обеспечению информированности населения о качестве пищевой продукции, учитывающих необходимость совершенствования и развития продовольственного рынка страны. В текущей редакции указанной Стратегии выделены следующие основные проблемы обеспечения качества пищевой продукции:

- во-первых, несовершенство правовых и организационных механизмов в отношении качества пищевой продукции приводит к тому, что на российском рынке имеет место оборот продуктов, не отвечающих потребностям большинства населения, а также фальсифицированной пищевой продукции;

-во-вторых, снижение качества жизни и развития ряда заболеваний населения в связи с потреблением пищевой продукции с низкими потребительскими свойствами, в том числе за счет необоснованно высокой калорийности пищевой продукции, сниженной пищевой ценности, избыточного 50 потребления насыщенных жиров, дефицита микронутриентов и пищевых волокон;

- в-третьих, несанкционированное использование в процессе сельскохозяйственного производства лекарственных препаратов для ветеринарного применения, преднамеренно вводимых в организм продуктивных животных, которое приводит к загрязнению пищи и к негативным последствиям для здоровья человека (появление возбудителей инфекционных заболеваний с новыми свойствами, повышение тяжести течения и последствий перенесенных инфекций, антибиоти-корезистентность, аллергические реакции), требующим увеличения затрат на их лечение, в том числе с оказанием высокотехнологичной медицинской помощи;

- в-четвертых, отсутствие единой информационной системы прослеживаемости качества пищевой продукции на протяжении всех процессов производства и обращения пищевой продукции, позволяющей определить происхождение

пищевой продукции, отследить использование лекарственных препаратов для ветеринарного применения и средств защиты растений, идентифицировать организации, ответственные за каждый этап в цепи ее производства и обращения;

- в-пятых, недостаточность необходимых методов определения показателей качества;

- в-шестых, практически полное отсутствие в Российской Федерации производства пищевых ингредиентов и субстанций (витаминов, аминокислот, пищевых добавок, ферментных препаратов, биологически активных веществ, заквасоч-ных и пробиотических микроорганизмов, пребио-тических веществ и др.);

- в-седьмых, необходимость совершенствования существующей системы методов контроля как самих пищевых добавок, так и пищевых добавок в составе пищевой продукции.

В настоящее время разработанные методы контроля охватывают более половины регламентированных к применению пищевых добавок (консерванты, антиокислители, пищевые красители, 51 синтетические подсластители и др.). Однако эти методы требуют доработки в части увеличения диапазонов определения и расширения перечня исследуемой продукции для целей их использования при выявлении фальсификации пищевой продукции. Ведомственная целевая программа «Обеспечение общих условий функционирования отраслей агропромышленного комплекса» (утв. Минсельхозом России от 09.07.2020 №ИЛ-4131) предусматривает мероприятия по совершенствованию и эксплуатации государственных информационных ресурсов в сферах обеспечения продовольственной безопасности и управления агропромышленным комплексом (срок до 31 декабря 2025 года).

Евразийская экономическая комиссия в начале 2020 года обозначила следующие мероприятия по цифровизации агропромышленного комплекса1:

- межгосударственное сотрудничество совместно с государствами - членами ЕАЭС в рамках интегрированной единой цифровой платформы ЕАЭС сбора, обработки и хранения информации по производству, торговле, внутреннему использованию продукции;

- обеспечение в будущем доступа к информации о сортах растений, прошедших государ-

1 Вопрос-ответ // Информационный ресурс «Функционирование внутренних рынков Евразийского экономического союза»: официальный сайт. 2020. URL: https://barriers.eaeunion.org (дата обращения: 04.02.2020).

ственные испытания, с указанием их характеристик, рекомендованных зон использования в странах ЕАЭС, реестру по обмену сведениями о племенных животных и селекционных достижениях, в том числе геномной селекции;

- проработка инициатив в рамках конкурса инновационных проектов «Евразийские цифровые платформы». На базе экспертных площадок осуществляется сбор инициатив, прорабатывается возможность объединения интересов ГГ-ком-паний государств - членов ЕАЭС, по результатам которых осуществляются формирование проектов и координация их реализации, а также развитие сотрудничества государственных органов государств-членов.

В целях формирования сети центров компетенций цифровой трансформации, а также эффективной проработки поступающих инициатив решением Евразийского межправительственного совета от 25.12.2017 № 4 утвержден порядок Проработки инициатив в рамках реализации цифровой повестки Евразийского экономического союза.

Таким образом, в рамках реализации задач единой Цифровой платформы ЕАЭС планируется охватить не только процессы подсистемы АПК, но и базы данных о введении временных фитосани-тарных мер, о выданных ветеринарных и фитоса-нитарных сертификатах, а также реестр организаций, осуществляющих производство, переработку, хранение, реализацию сельскохозяйственной продукции и другие процессы. Проанализировав указанные документы и нормативные акты можно сделать вывод, что государственный контроль внедрения цифровых технологий в агропромышленном комплексе и их влияния на продовольственную и экологическую безопасность находится на пути своего развития. На сегодняшний день в Российской Федерации установлен только «задел на будущее» в виде отдельно сформулированных нормативных правовых требований и мероприятий в области государственного контроля внедрения цифровых технологий, которые необходимо начать реализовывать. Также, следует отметить, что законодательством Российской Федерации не предусмотрено отдельных специальных норм или правовых актов, регулирующих вопросы порядка, механизмов и инструментов реализации мероприятий по пункту 13 дорожной карты. В тоже время необходимо внести изменения в перечень показателей в сфере обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.