УДК 338.439.025
ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ СТРАН ЕАЭС: ЭКОНОМИЧЕСКИЙ И ВЕТЕРИНАРНЫЙ АСПЕКТ
М.В. Васильева1, М.А. Васильева2
1ФГБОУ ВО Псковский государственный университет, 180000, Псков, пл. Ленина, дом 2;
2ФГБОУВО Санкт-Петербургская государственная академия ветеринарной медицины,
196084, Санкт-Петербург, Черниговская улица, 5 Рассматриваются методологические аспекты оценки продовольственной безопасности, анализируются показатели продовольственной безопасности стран ЕАЭС, оценивается потенциал ветеринарно-санитарной экспертизы для обеспечения продовольственной безопасности на предстоящий период развития союза Ключевые слова: продовольственная безопасность, ветеринарно-санитарная экспертиза
FOOD SECURITY OF THE EEU: ECONOMIC AND VETERINARY ASPECT
M. V. Vasilyeva, M. A. Vasilieva
ST. Petersburg state Academy of veterinary medicine, 196084, Saint-Petersburg, street Chernigov, 5 The methodological aspects of food security assessment are considered, the indicators of food security of the EAEU countries are analyzed, the potential of veterinary and sanitary expertise for ensuring food security for the upcoming period of the Union development is assessed
Keywords: food safety, veterinary and sanitary examination
Актуальность исследования проблем поддержания и усиления продовольственной безопасности страны не вызывает сомнений: ведь этот аспект государственной политики определяет возможность доступа граждан (физически и экономически) к продовольствию в таких объемах, чтобы потребитель мог вести активный и здоровый образ жизни, при этом доступность должна быть социально приемлемой, то есть осуществляться без воровства, хищений, иных форм правонарушений. Не менее важным представляется обеспечение безопасности самих продуктов, их качества, воздействия на организм, соответствия определенным нормам, регламентам и пр., то есть реализация данного процесса определяет не только качество жизни человека и его здоровье, а и здоровье нации в целом. Нельзя не упомянуть и такой фактор как связь уровня продовольственной безопасности (далее ПБ) с наличием (или частичным проявлением) криминализации социальных отношений: например, при снижении ПБ растет теневая экономика в следующих формах: производство фальсифицированной продукции, поставка санкционных товаров, контрафактные товары, намеренный дефицит товаров со стороны торговых сетей (что в дальнейшем приводит к «обоснованному» росту цен) и пр.
Таким образом, для современного государства обеспечение ПБ является приоритетной задачей. В свою очередь, этот процесс способствует росту национальной экономики, развитию рынка через формирование конкурентоспособного сектора внутренних товаропроизводителей, поддержке спроса через применение про-активного контроля за соблюдением законодательных регламентов в отношении всех хозяйственных операций.
О значимости ПБ как фактора устойчивости государства указывали экономисты -классики еще в XVIII - XIX вв. Так, например, А.Смит в работе «Исследование о природе и причине богатства народов», рассуждая о роли земельного ресурса, отмечает, что «...пищевые продукты, по-видимому, представляют собою единственный сельскохозяйственный продукт, который всегда и необходимо дает некоторую ренту землевладельцу. Другие виды продуктов, смотря по обстоятельствам, иногда могут давать и иногда могут не давать ренты» [1], то есть наличие земли как источника сельскохозяйственного продукта (продукции) способствует развитию экономики государства через получение прибыли. Кроме того, его понимание условий существования нации непосредственно связывается с наличием продуктов, обеспечивающих жизнедеятельность населения. [2]
1Васильева Мария Владимировна - доцент кафедры «Мировая экономика и международный бизнес» ФГБОУ ВО Псковский государственный университет, тел.: +7 911 377-85-49, e-mail: [email protected];
2Васильева Мария Аркадьевна - аспирант2ФГБОУ ВО Санкт-Петербургская государственная академия ветеринарной медицины, тел.: +7 999 529-30-39, e-mail:[email protected]
Не менее значимым с научной точки зрения представляется труд экономиста Т.-Р. Мальтуса «Опыт закона о народонаселении», который впервые обращался к проблематике обеспечения ПБ в рамках государственного управления. Его демографический и экономический анализ развития стран (страны Европы (Великобритания, Испания, Швеция и пр.), Япония, Китай, Штаты Северной Америки (совр. США) и пр.) показал, что темп прироста населения значительно выше, чем динамика роста объемов сельхозпроизводства, то есть проблема голода (недостаточности продуктов питания) - реальная угроза для существования государства [3].
В ХУШ-Х1Х вв. продовольственная безопасность в большей степени связывалась со способами организации производства и продажами сельхозпродукции, которые полноценно обеспечивали бы физиологические потребности в питании населения государства. На рубеже Х1Х-ХХ вв. государственная политика в этом вопросе строилась, прежде всего, на концепции самообеспеченности продуктами, особенно актуально это стало в середине XX в. (послевоенной период). [4]
На современном этапе мировое сообщество признает ПБ как глобальную, ждущую своего решения общенаучную и общегосударственную проблему. Российские ученые уделяют значительное внимание данной теме, можно назвать труды Кендюха Е.И. («Обеспечение продовольственной безопасности страны на основе повышения конкурентоспособности АПК: теория, методология, практика (на материалах республики Казахстан, 2014), [5], Ломакина П.Н. («Обеспечение продовольственной безопасности России: внутренние и международные аспекты», 2017) [6], Муратова Н.В. («Обеспечение продовольственной безопасности России в условиях негативного внешнеэкономического воздействия», 2016) [7], Осадчей Г.И., Вартановой М.Л. («Проблемы обеспечения продовольственной безопасности в ЕАЭС и пути их решения») [8] и др. авторов, которые предлагают глубокий анализ факторов среды на уровень ПБ, разрабатывают методологию исследований в области ПБ, рекомендуют пути роста данного макропоказателя.
Как уже указывалось, ПБ - глобальная задача, и решать ее отдельному государству чрезвычайно сложно (скорее всего, невозможно). В рамках же формирующихся экономических (и политико-экономических) союзов, объединений, блоков, целью которых становится стабильность и процветание национальных экономик стран-участниц, решение проблем ПБ осуществляется в более оптимальном режиме за счет специализации сельскохозяйственного производства, устранения барьеров в процессах перемещения товаров (экспорт-
импорт сельхозпродуктов), капиталов и рабочей силы, формирования единой агрополитики, унификации технических регламентов и пр. Все эти механизмы позволяют обеспечить «срастание» национальных систем сельского хозяйства и смежных отраслей (переработка, торговля и др.). В конечном итоге обеспечивается экономическая устойчивость и самих государств, входящих в союз и союза как единого представителя на мировом рынке, и, следовательно, формируется и поддерживается экономическая безопасность территорий в целом. При этом, ПБ является важнейшей целью для любого интеграционного объединения. [9]
В данной работе мы рассмотрим Евразийский экономический союз (далее ЕАЭС) [10] с позиции возможности его укрепления через формирование необходимого и достаточного уровня продовольственной безопасности для всех стран-участниц, при этом как основную проблему исследования будем рассматривать снижение уровня ПБ на территории ЕАЭС вследствие влияния неблагоприятных внешних для Союза факторов (как политического, так и экономико-технологического характера), а также внутренних причин (падение спроса потребителей, недоработки в нормативно-правовой базе, проблемы таможенного характера в отношении стран-участниц ЕАЭС и пр.).
Целями работы установим: 1) выявление факторов, препятствующих достижению высокого уровня продовольственной безопасности на территории ЕАЭС; 2) определение потенциала ветеринарно-санитарной экспертизы как экономико-правового государственного института в отношении поддержания необходимого и достаточного уровня продовольственной безопасности. Методологической основой для исследования послужили теоретические методы (анализ, обобщение). Совокупность применяемых методов в отношении основного объекта исследования - экономический и ветеринарный аспект агропромышленной политики ЕАЭС - и выделенного предмета - уровня продовольственной безопасности - позволили сформулировать следующее.
Продовольственная безопасность является приоритетом современной государственной политики (в мировом масштабе), обеспечивает достижение не только экономических результатов развития национальных экономик, но и способствует решению социальных и гуманитарных проблем.
Для аргументации тезиса обратимся к понятию «продовольственная безопасность». Термин в современном контексте был закреплен впервые на Всемирной продовольственной конференции в Риме в 1974 г., в 1996 г. на Всемирном продовольственном саммите были определены его основные характеристики и в 2009 г.
его основным смыслом стало следующее: «продовольственная безопасность существует, когда у всех людей есть... доступ к ...достаточной, безопасной и питательной еде» [11].
Этот термин является общепринятым и применяется для оценки развития как
региональных (локальных) рынков, так и для международного рынка. Ведущей международной организацией Food and Agriculture Organization (FAO) ПБ понимается как многоуровневое понятие, включающее следующие элементы (рис.1) [12].
Рисунок 1 - Структура понятия «продовольственная безопасность»
На международном уровне вопросами формирования политики развития и поддержания ПБ главную роль, несомненно, играют структуры ООН - вышеупомянутая ФАО, Комитет по всемирной продовольственной безопасности, кроме того, Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Всемирная торговая организация (ВТО) и др., которые также являются инициаторами создания научных идей и технологических разработок, содействующих здоровью населения в планетарном масштабе относительно пищевых продуктов (их создания, торговли, транспортировки, исследований качества и т.д.). Специалисты этих организаций предоставляют возможности для открытого международного обсуждения проблем по продовольственной безопасности и принятия решений с учетом всех участников международного рынка. [13] Актуален для изучения и применения опыт Международной сети органов по безопасности продуктов питания (ИНФОСАН), ее деятельность координируют ФАО и ВОЗ, задача этой организации - консультации и обмен информацией о возможных рисках, связанных со снижением безопасности продуктов. [14]
В контексте международной политики по вопросам ПБ нельзя не упомянуть такой инструмент как Codex Alimentarius, который в целом определяет возможности внедрения стандартов в маркировку пищевых продуктов для стран, готовых формировать собственную продовольственную безопасность и безопасность тех стран, куда экспортируются продукты питания. [15] Деятельность международных
организаций позволяет привлечь внимание научного сообщества, производителей, потребителей, общественности в целом к вопросам качества продуктов, содействуя тем самым обеспечению каждого человека безопасной и здоровой продукцией, решению гуманитарных задач.
Важнейшей научной задачей в вопросах исследования ПБ является совершенствование методологии измерения ее уровня.
Характеризуя кратко подходы к оценке ПБ, отметим, что в международной практике применяется достаточно много методик и приемов, используются различные показатели и шкалы. При этом единства в методологическом плане пока не достигнуто. Так, ФАО в своей информационной записке [16] отмечает, что есть «.международное взаимопонимание по ряду ключевых показателей с целью мониторинга ...<ПБ > .Вместе с тем, остаются существенные пробелы в данных и трудности методологического плана, которые необходимо преодолеть для эффективной и своевременной оценки ...<ПБ > и питания, позволяющей сравнивать информацию по различным странам». Подход ФАО предполагает оценку ПБ по 4 направлениям (см. рис.1) с учетом трех позиций измерения устойчивого развития (экономическое, социальное и экологическое) и по 17 Целям в области устойчивого развития (далее ЦУР). В итоге для отслеживания прогресса в решении задач ЦУР ФАО применяет 230 уникальных глобальных показателей. С учетом их масштабности и многокомпонентности они применяются для оценки приоритетного вектора реализации
соответствующих задач. Они могут дополняться тематическими и региональными/ национальными показателями. [16]
В ЕАЭС в проекте Концепции коллективной продовольственной безопасности Евразийского экономического союза [17] отражен подход к оценке ПБ, достаточно близкий ФАО, но не столь детализированный, то есть для стран-участниц ЕАЭС анализируются: уровень физической доступности продовольствия (включающий 5 показателей), уровень экономической доступности продовольствия (7), уровень и качество питания (2). На практике в отчеты ЕЭК по оценке ПБ в большей степени отражаются показатели физической доступности, акцентированные на объемах производства продуктов, объеме экспорта-импорта, уровне самообеспеченности продуктами. [18] Работа в направлении совершенствования методической базы в ЕАЭС продолжается, так, в ноябре 2018 г. на совещании представителей ЕЭК Департаментом агропромышленной политики был представлен расчет критериев физической и экономической доступности на основе данных сводных прогнозных балансов спроса и предложения по сельскохозяйственной продукции, продовольствию, льноволокну, кожевенному сырью, хлопковолокну, а также национальной статистики. [19]. В ходе обсуждения было принято решение о возможности использования данных статистики стран ЕАЭС, а также экспертами анализировалась возможность установления единого уровня калорийности пищевого рациона населения с учетом различий в культуре питания.
В РФ для целей государственного управления (в т.ч. для мониторинга) ПБ применяется система показателей, изложенная в Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации на период до 2010 г. [20], при этом в качестве критерия определяется доля отечественной сельскохозяйственной, рыбной продукции и продовольствия в общем объеме товарных ресурсов (с учетом переходящих запасов) внутреннего рынка соответствующих продуктов, имеющий пороговые значения в отношении: зерно - не мен. 95 %; сахара - не мен. 80 %; растительного масла - не мен. 80 %; мяса и мясопродуктов (в пересчете на мясо) - не мен. 85 %; молока и молокопродуктов (в пересчете на молоко) - не мен. 90 %; рыбной продукции - не мен. 80 %; картофеля - не мен.95 %; соли - не мен. 85 %.
Учитывая значительные изменения политической и экономической среды как внутри нашей страны, так и в мире указанная Доктрина дорабатывается и уже в ближайший период видимо перечень показателей будет расширен.
Так, Минсельхоз предлагает включить пункт о показателях развития производства материально-технических ресурсов для агросектора (как мы знаем, здесь есть значительная зависимость от импорта). К таким ресурсам относят: семенной, генетический материал, средства защиты растений, ветеринарные препараты, технологическое оборудование и др.[21]
В таблице 1 изложены подходы к оценке ПБ. [22], [11], [23], [24], [25]
В ЕАЭС продовольственная безопасность - стратегический приоритет развития.
Как уже указывалось, в ЕАЭС разработан проект Концепции коллективной продовольственной безопасности Евразийского экономического союза, в которой определяется сущность ПБ в ЕАЭС - это способность национальных экономик «.обеспечивать достаточный уровень физической и экономической доступности продуктов питания для населения . ЕАЭС в количестве и качестве, соответствующим критериям высокого уровня жизни, преимущественно за счет собственного производства сельскохозяйственного сырья и продовольствия, на основе рационального использования ресурсного потенциала АПК, инновационного развития отраслей, межгосударственной кооперации, а также сбалансированного функционирования продуктовых рынков Союза».[17]
На текущий момент в ЕАЭС входит 5 государств: Российская Федерация, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика и Республика Армения. Несомненно, что Союз на начало 2019 года уже добился неплохих результатов. Так, уже практически в полной мере, функционирует общий фармацевтический рынок (нач.2017) [26], постепенно происходит сближение национальных экономик на финансовой основе [27], пока с трудом, но идут переговоры по вопросам общего энергетического рынка. [28] Кроме того, эксперты отмечают, что на рынке ЕАЭС уже обеспечивается снижение логистических издержек (что сдерживает отрицательное влияние инфляции) [29]; происходит стимулирование конкуренции (причиной эксперты считают выход на рынок новых игроков из общего пространства), обеспечивается повышение производительности труда и, как следствие увеличение заработной платы и т.д. [30]
Аналитики видят и социальные выгоды - увеличение занятости населения в производствах, ориентированных на импорт/экспорт товаров, развитие научно-технологических проектов и программ (трансфер технологий), улучшение качества жизни граждан стран-участниц Союза.
Таблица 1 - Подходы к оценке продовольственной безопасности
Критерий классификации Содержание системы оценки ПБ
Методика расчета показателей - сравнение с нормами (с пороговыми значениями) ключевых показателей производства, распределения и потребления продуктов -анализ проводится по отдельным параметрам - индексная система: предполагает расчет индексов (отношение фактического показателя и нормативного) с последующей агрегацией в результирующий показатель ПБ - определение коэффициентов, характеризующих ПБ, далее предполагается суммирование коэффициентов, при этом min благоприятное значение суммарного коэффициента будет равняться нулю, а max + ю -балльная методика, предполагающая определять уровень ПБ как интегральный показатель суммы балльных оценок отдельных критериев с последующей его дифференциацией
Уровень оценки показателей Макроуровень: - общие показатели: уровень инфляции, валютный курс, уровень таможенных пошлин, цены на продукты (и их динамика) и пр. - частные показатели: физическая и экономическая доступность продуктов на рынке для населения, спрос на продукты, уровень развития инфраструктуры сельского хозяйства, уровень насыщения внутреннего рынка импортными продуктами и пр. Микроуровень: анализируется степень достижения ПБ для отдельных субъектов рынка (например, для домохозяйств)
По видам показателей Уровень физической доступности продовольствия: • интегральный индекс дост. пр-ва сх сырья и продовольствия в целом по Союзу; • объем производства основных видов продукции, тыс. т; • темпы роста физ.о объема продукции сх, %; • пр-во осн. видов сх продукции на 1 чел. в год, кг; • объем импорта прод. товаров и сх сырья, тыс. тонн, млн. долл Уровень экономической доступности продовольствия: • интегральный средневзв. показатель дост. потр. пищ. продуктов в целом по Союзу; • доля затрат на продовольствие в расходах нас.-я, %; • темпы роста реальных ден. дох. нас.-я, %; • темпы роста покупат. спос. ден. доходов населения, %; • уд. вес домашних хозяйств в общей числ. с уровнем среднедушевых доходов ниже прожиточного минимума, %; • величина среднедушевых располагаемых ресурсов населения в национальной валюте; • уровень безраб., %. Уровень и качество питания населения: • Интегральный средневзв. пок.-ль достаточности энергетической ценности пищевого рациона; • среднедуш. потребление осн. пищевых продуктов в год, кг.
По харак-теризуе-мой сфере экономики Показатели производства: - объемы собственного производства продукции, сырья и продовольствия; - объемы импорта продукции, сырья и продовольствия; - объем гос.помощи производителям продукции, сырья и продовольствия (в расчете на рубль реализации); - эффективность используемых земельных ресурсов и пр. Показатели потребления: - ресурсы домашних хозяйств по группам населения; - обеспеченность площадями для осуществления торговли и организации питания в расчете на 1000 чел; -потребление пищевых продуктов в расчете на душу населения; -объемы адресной помощи населению; -суточная калорийность питания чел. и пр. Показатели эффективности управления: -объемы прод. госуд. резерва, сформированного в соответствии с нормативными правовыми актами; -запасы продукции, сырья и продовольствия и пр.
К политическим основаниям относят рост конкурентоспособности государств - участников союза в целом, так, по прогнозам к 2025 году увеличение объема ВВП стран ЕАЭС составит не менее 25% [31], а усредненный прогноз, изложенный в источнике [32] показывает, что он составит ок.4%, что выше общемирового
на 0,3%. Таким образом, ЕАЭС имеет достаточно высокий потенциал развития, в том числе и в сфере агропромышленного комплекса, непосредственно формирующего ПБ территорий стран-участниц союза.
В ЕАЭС вопросы агропромышленной политики решаются на уровне Евразийской
экономической комиссии. Подразделением, который координирует деятельность в этой сфере, является Департамент агропромышленной политики, включающий отделы агропромышленной политики, межгосударственных программ и проектов, сельскохозяйственных субсидий, мониторинга и анализа развития агропромышленных комплексов государств-членов ЕЭП, взаимодействия по вопросам агропромышленной политики.
Основным нормативным актом, определяющим принципы взаимодействия стран в области сельского хозяйства, является Договор о Евразийском экономическом союзе, раздел XXV, статьи 95-96. В данном акте признается необходимость скоординированной агропромышленной политики (далее САП), целью которой является «.эффективная реализация ресурсного потенциала государств-членов для оптимизации объемов производства конкурентоспособной сельскохозяйственной продукции и продовольствия, удовлетворения потребностей общего аграрного рынка, а также наращивания экспорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия».
В Договоре представлены направления, по которым осуществляется взаимодействие в рамках САП: прогнозирование в АПК; господдержка сельского хозяйства; регулирование общего аграрного рынка; единые требования в сфере производства и обращения продукции; развитие экспорта сельскохозпродукции и продовольствия; научное и инновационное развитие АПК; интегрированное информационное обеспечение АПК.
По каждому направлению государствами-членами ЕАЭС приняты и реализуются единые методологические и методические подходы к регулированию рынка АПК. Так, например, применяется единая система индикативных показателей развития АПК, используется общая методология расчета сводных прогнозных балансов и прогнозных балансов спроса и предложения государств-членов союза; методология расчета разрешенного уровня мер государственной поддержки сельского хозяйства; методология оценки эффективности мер государственного регулирования агропродовольственного рынка и поддержки АПК; уже создан единый реестр сортов в рамках Союза; проводится работа по унификации проведения селекционно-племенной работы с сельскохозяйственными животными; определены направления НИОКР в сфере АПК до 2020 г.; принята к действию Рекомендация Коллегии Комиссии о координации сбытовой и маркетинговой политики государств-членов ЕАЭС в отношении экспорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия и пр.
Очень важным этапом развития согласованной политики является формирование подсистемы АПК как сегмента единой Цифровой платформы ЕАЭС. Ее задачи: автоматизация сбора, обработка и хранение информации по производству, торговле, внутреннему использованию продукции, что позволит в интерактивном режиме анализировать агропродоволь-ственный рынок, оценивать ситуацию по обеспечению продовольственной безопасности, а также отражать потенциальные рынки произведенной продукции внутри ЕАЭС. [33]
В ЕАЭС за последние 5 лет отмечается положительная динамика производства сельхозпродукции. Статистические исследования показывают, что индекс физического объема вырос на 18%, доля сельского хозяйства в ВВП ЕАЭС увеличилась на 1% и составила 4,4 % в 2017 году. [33]. В таблице 2 и рис. 2 представлены агрегированные данные по уровню обеспеченности ЕАЭС продукцией сельского хозяйства за период 2016-2018 гг, с указанием прогноза на 2019 (подготовлено по источникам [33], [34], [35], [36]
Несмотря на положительную динамику развития агросектора ЕАЭС в целом, остаются проблемные вопросы по обеспечению стран-участниц Союза: так, объем импорта в 2017 г. составил более 30 млрд. долл США, основными импортируемыми продуктами стали: фрукты (7021 тыс. тонн, доля 20%), овощи (2856 тыс. тонн, доля 7,5%), масличные семена и плоды (2693 тыс. тонн, доля 6,5%). В разрезе видов продукции - более 70% из импортируемого потока возможно по климатическим условиям производить на территории стран Союза. Сохраняется зависимость стран Союза от поставок семян, оборудования для сельхозпроизводителей, кормов для животных, ветеринарных вакцин, удобрений и пр.
Также в ЕАЭС за последние годы отмечается проблема недостаточности уровня экономической доступности основных видов продовольствия для населения. Так, за 2016 г. в рейтинге стран по показателю «Доля расходов на продукты питания, %» [37] РФ заняла 32 место ( 32%), Беларусь 37 место (39,1%), Казахстан 39 место (43,8%).
Еще одной важной проблемой остается обеспечение качества продуктов. В этом направлении в ЕАЭС активно развивается система технического регулирования. Ниже перечислены действующие Технические регламенты в отношении сельхозпродукции и продуктов питания: «О безопасности зерна», «О безопасности пищевой продукции», «Пищевая продукция в части ее маркировки», «Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей», «Технический регламент на масложировую
продукцию», «О безопасности отдельных видов специализированной пищевой продукции, в том числе диетического лечебного и диетического профилактического питания», «О безопасности молока и молочной продукции», «О безопасности мяса и мясной продукции», «О безопасности рыбы и рыбной продукции». Еще одним
инструментом регулирования качества на агро-рынке является маркировка, причем этот процесс в ЕАЭС реализуется системно, в текущий момент (нач.2019 г.) решается принципиальный вопрос: нужна ли маркировка готовой молочной продукции или будет достаточно электронного ветеринарного сертификата. [38]
Таблица 2 - Анализ самообеспеченности стран ЕАЭС сельхозпродукцией собственного производства
Дина-
Ср. пок-ль само- мика
Наименование Пр-во с/х продукции Экспорт Импорт Потребление обеспеченности (за счет собств само-обес-
страны ЕАЭС пр-ва) печен-ности
млрд долл. США %
2016 2017 2016 2017 2016 2017 2016 2017 2016 2017 +/-
Армения 1,89 1,94 0,26 0,31 0,41 0,45 2,04 2,08 92,60 93,27 0,67
Беларусь 7,63 9,45 0,35 0,48 3,10 3,43 10,39 12,40 73,46 76,19 2,73
Казахстан 10,57 12,6 1,71 1,92 1,69 1,82 10,56 12,5 100,11 100,82 0,70
Киргизия 2,82 3,01 0,08 0,09 0,16 0,16 2,90 3,08 97,20 97,64 0,45
Россия 84,10 96,93 14,58 17,77 21,15 24,35 90,67 103,52 92,75 93,64 0,88
итого 107,00 123,93 16,97 20,58 26,52 30,23 116,55 133,58 91,81 92,78 0,97
Уровень обеспеченности сельхозпродукцией стран ЕАЭС,%
—х
Зерно Мясо и мясопрод укты, в т.ч.: Молоко и молокоп родукты Овощи Картофе ль Фрукты и ягоды Растител ьное масло Сахар Яйца и яйцепрод укты
■ 2016 148,6 91,9 92,3 98,5 97,1 42,8 134,2 109,8 100,1
■ 2017 152,5 94,7 95,3 96 94,9 38,8 146,6 115,4 101,7
■ 2018 123 97,2 97,4 98,3 100,1 39,7 146 112,3 102,4
■ 2019 (прогноз) 136,2 97,8 99,2 98,7 99,3 41,1 144 111,9 103
Рисунок 2 - Диаграмма обеспеченности стран ЕАЭС сельхозпродукций собственного
производства
Исследования международных экспертов (мы приводим результаты исследований аналитического подразделения журнала «Economist» - The Economist Intelligence Unit, которые поддерживаются ТНК DowDuPont (США)) показывают, что несмотря на предпринимаемые усилия в области формирования необходимого и достаточного уровня ПБ стран ЕАЭС, результаты этого процесса пока не столь высоки в сравнении с лидерами (таблица 3) [39], хотя динамика за три года положительная.
Отметим, что за 2018 г. РФ получила max (25 позиция) по качеству и безопасности продуктов питания, по ценовой доступности - 37 место, по наличию продуктов питания - 51 место. Международные эксперты как недостаток отмечают невысокий уровень по показателям государственных расходов на исследования и разработки в сфере сельского хозяйства (всего 12,5%). [40]
Ветеринарно-санитарная экспертиза (ВСЭ) является практической основой для
обеспечения ПБ. Каждое государство или группа государств разрабатывает свои методы проверки и нормативы, которым должен соответствовать продукт. Работа по оценке качества в 2018 г. претерпела некоторые изменения:
полноценно заработала система «Меркурий», которая позволяет отследить весь путь продукта: от фермы до магазина - работа этой системы в целом повышает биологическую и пищевую безопасность продуктов.
Таблица 3 - Динамика рейтинга стран по уровню продовольственной безопасности*
Страна рейтинг за 2015 рейтинг за 2018 откл,+/-
Сингапур 88,2 -2 место 85,9 -1 место -2,3
Ирландия 85,4 - 3 место 85,5- 2 место 0,1
Великобритания 81,6 - 15 место 85 - 3/4 место 3,4
США 89,0 - 1 место 85 - 3/4 место -4
Россия 63,8 - 43 место 67,0 - 42 место 3,2
Беларусь 63,5 - 44 место 65,7 - 44 место 2,2
Казахстан 56,8 - 56 место 57,7 - 57 место 0,9
Исследование проводится с 2012 г. в 113 странах, ПБ изучает качества
Одним из основных продуктов питания на сегодняшний день является молоко. По данным Росстата, в 2017 и 2018 г.г. производство сырого молока превысило 30 млн. т. молока, при этом в Россию поступает довольно большое количество молочных продуктов из других стран (в 2018 г. импорт молочных продуктов составил 6,3-6,5 млн. т). В таких условиях, разумеется, необходимо отслеживать качество как производимой, так и ввозимой продукции. [41], [42]
Сырое молоко и молочные продукты оценивают по ряду показателей: органолептиче-ские, физико-химические и микробиологические показатели. Из приборов в лаборатории ВСЭ обычно присутствует молочный вискозиметр (для определения количества соматических клеток), рН-метр, маститест (для определения молока, полученного от маститных коров), а также ряд реактивов. На данный момент в ЕАЭС разработаны обязательные требования к молоку и молочной продукции, которая предназначена для обращения на таможенной территории (http://docs.cntd.ru/document/ 499050562). Согласно ТР ТС 021/2011, ст.30, проведение и оформление ветеринарно-санитарной экспертизы осуществляется в соответствии с законодательством государства-члена Таможенного союза (ЕАЭС), а также Соглашением Таможенного союза по ветеринарно-санитарным мерам. Именно поэтому важным направлением сейчас называется утверждение единых правил проведения ветеринарно-санитарной экспертизы и разработка порядка прослеживаемости подка-рантинной продукции на территории ЕАЭС. (http://www.eurasiancommission.org /ru/nae/news/Pages/25-10-2018-1v.aspx)
Перед вступлением государства в ЕАЭС проводится выездная комиссия, которая определяет, в том числе техническую возможность определения необходимых показателей как качественно, так и количественно. Так, в отчете о
в разрезе ценовой доступности, наличия продуктов питания и их
проведении инспекции в Кыргызской Республике в 2015 г. было выявлено, что часть показателей в лабораториях просто невозможно определить. [43].
Ежегодно в России выявляют нарушения производства молока, а также случаи фальсификации молока и молочной продукции. В 2018 г. по поручению Правительства РФ была проведена комплексная проверка товарного молока Роскачеством совместно с Россельхознадзором и Роспотребнадзором. В результате проверки 20% товарных наименований (18 товаров) не соответствуют обязательным требованиям - микробиологическим (включая содержание антибиотиков, кишечной палочки, плесени, дрожжей) и физико-химическим (несоответствие процента жирности молока, заявленной производителем). [44] В июле 2018 г. была выявлена несоответствующая продукция, которая могла быть поставлена в страны ЕАЭС, на предприятиях был введен режим усиленного лабораторного контроля. В подобных случаях Россель-хознадзор направляет уведомление в ветеринарные органы административного подразделения о необходимости принятия решения в отношении нарушивших регламент предприятий. Если уведомление проигнорировано или не выполнено, Россельхознадзор вправе сообщить в Генпрокуратуру о неэффективности работы органов исполнительной власти в области ветеринарии в части обеспечения продовольственной безопасности. [45]
Сырое молоко может быть произведено некачественным как по случайным причинам, так и намеренно. К случайным причинам можно отнести несоблюдение гигиеническим норм доения коров или перевозки молока, из-за чего оно может быть обсеменено микрофлорой. Иногда для предотвращения потерь производитель намеренно не соблюдает нормы применения фармакологических препаратов (например,
антимикробных), поэтому коров раньше положенного срока начинают доить и метаболиты препаратов могут попасть в молоко.
Но самым частым и простым способом нарушения производства молочной продукции является фальсификация молока, в том числе и сырого. В 2016 г. ФГБУ «ВНИИЗЖ» детально изучило методы фальсификации молочной продукции. Важно заметить, что фальсификация молока возможна на любой стадии его производства: и на ферме, где его получают, и на заводе, где из сырого молока готовят молочную продукцию. Различают естественную и искусственную фальсификацию. Под естественной фальсификацией понимают умышленную реализацию молока, полученного от больных животных, под искусственной - разбавление молока для увеличения объемов, сроков реализации, предотвращения скисания молока. Для повышения жирности молока используют дешевые заменители - растительные жиры (пальмовый, кокосовые, соевые жиры), а также модифицированные жиры, которые очень схожи по физическим свойствам с молочными, что затрудняет их идентификацию в пробах. Цельное
молока для увеличения объемов разводят водой, крахмалом, мелом, мылом, содой и т.п; выдают нормализованное молоко за цельное, и даже коровье молоко за козье. В молочные продукты (сметану, творог, масло, сыр) добавляют низкокачественные молочные продукты, крахмал, стабилизаторы.
Важно заметить, обсуждая продовольственной безопасности с точки зрения ветеринарии, что мы говорим о безопасности людей. Недобросовестные производители, которые заботятся исключительно о прибыли, забывают об отрицательном влиянии некачественной продукции. Накопление даже метаболитов антимикробных препаратов в человеческом организме постепенно повышает резистентность микробных штаммов к этим препаратам. Гидрированные жиры, используемые для фальсификации, содержат транс-изомеры, которые затем нарушают транспорт веществ в тканях организма. [46]
Подводя итоги нашего исследования, выделим факторы, препятствующие достижению высокого уровня ПБ на территории ЕАЭС (рис.3).
факторы технологического характера: цифровая платформа ЕАЭС еще только формируется
разный уровень «технологичности» в области ИТ в странах ЕАЭС
значительная нестабильность информационного поля
факторы методологического и статистического характера: недостаточно проработанный методологический инструментарий для оценки ПБ, соответственно, собираемые и анализируемые данные могут не в полной мере адекватно оценивать фактические данные
организационные сложности при проведении статистических исследований
фактор нормативного характера: технические регламенты продолжают формироваться
недостаточно развитая база технических регламентов (в области пищевой продукции)
длительность сроков ввода технических регламентов, в течение которых технические регламенты начнут действовать
фактор недостаточности качества продуктов (в том числе связан с недобросовестностью производителей)
факторы экономического характера: недостаточный уровень доходов населения стран ЕАЭС
Рисунок 3 - Факторы, препятствующие достижению высокого уровня продовольственной безопасности в странах ЕАЭС
Для решения указанных проблем, препятствующих улучшению ПБ стран ЕАЭС, необходимо:
1) усилить торговое и промышленное взаимодействие стран ЕАЭС с целью роста национальных экономик, формирования общего рынка, обеспечения качества жизни населения;
2) ускорить процессы гармонизации и унификации нормативных мер контроля и регулирования в сфере агрополитики и переработки сельхозпродукции;
3) расширить возможности национальным производителям и переработчикам сельхозсы-рья в области создания и продвижения «бренда зеленой продукции» (цитата В.В. Путина из
послания Федеральному Собранию, 20.02.2019, считаем, что можно отнести к ЕАЭС в целом);
4) развивать институты государственного контроля, такие как институт ветеринарно-санитарной экспертизы;
5) в рамках ЕЭК усилить внимание на вопросах методологического и статистического характера в рамках исследований уровня ПБ на территории ЕАЭС.
Литература
1. Смит А. Исследование о природе и причине богатства народов [Электронный ресурс] URL: https://libking.ru/books/nonf-/nonfiction/147110-49-adam-smit-issledovanie-o-prirode-i-prichinah-bogatstva-narodov.html#book (дата обращения 22.02.2019)
2. Бурцев В.В. Продовольственная безопасность России: оценка и перспективы // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2017. - Том 13. -вып.3, С.479-490 [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/ (дата обращения 22.02.2019)
3. Мальтус Т.-Р. Опыт закона о народонаселении [Электронный ресурс] URL: http://www.demoscope.ru/weekly/knigi/maltus/maltus.p df (дата обращения 26.02.2019)
4. Вартанова М.Л. Продовольственная безопасность как составная часть экономической и национальной безопасности государства // Продовольственная политика и безопасность. - 2016. - Том 3. - N° 3, С. 145162
5. Кендюх Е.И. Обеспечение продовольственной безопасности страны на основе повышения конкурентоспособности АПК: теория, методология, практика (на материалах республики Казахстан): дис. ... докт. экон. наук [Электронный ресурс] URL: https://docviewer.yandex.ru (дата обращения 22.02.2019)
6. Ломакин П.Н. Обеспечение продовольственной безопасности России: внутренние и международные аспекты: дис. ... канд. экон. наук [Электронный ресурс] URL: https://docviewer.yandex.ru (дата обращения 22.02.2019)
7. Муратов Н.В. Обеспечение продовольственной безопасности России в условиях негативного внешнеэкономического воздействия: дис. ... канд. экон. наук [Электронный ресурс] URL: https://www.ranepa.ru/docs/dissertation/muratov-n-v-avtoreferat.pdf (дата обращения 22.02.2019)
8. Осадчая Г.И., Вартанова М.Л. Проблемы обеспечения продовольственной безопасности в ЕАЭС и пути их решения // Экономические отношения. -2018. - Том 8. - № 3, С.364-380 [Электронный ресурс] URL: https://www.researchgate.net/publication/330609341_Pr oblemy_obespecenia_prodovolstvennoj_bezopasnosti_v _EAES_i_puti_ih_resenia (дата обращения 22.02.2019)
9. Анализ стратегий интеграционного сотрудничества (моделей реализации интеграционного потенциала) наиболее известных интеграционных объединений мира // Сборник ЕЭК, М.: 2014, С. 17-18
10. Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 11.04.2017) [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 20.02.2019)
11. Артамошкина Е.Н. Оценка продовольственной безопасности региона: вопросы методологии // Продовольственная политика и безопасность. - 2015. - N° 2, С. 97-112. [Электронный ресурс] URL: https://www.researchgate.net/publication/318002983_O cenka_prodovolstvennoj_bezopasnosti_regiona_vopros y_metodologii (дата обращения 24.02.2019)
12. Сайт FAO International Conference on Organic Agriculture and Food Security [Электронный ресурс] URL: http://www.fao.org/organicag/oa-specialfea-tures/oa-foodsecurity/ru/ (дата обращения 20.02.2019)
13. Лыжин Д.Н. Международные организации в системе глобальной продовольственной безопасности // Проблемы национальной стратегии. - 2015. - № 1 (28), С.175-190
14. Многообразный мир стандартов [Электронный ресурс] URL: http://www.fao.org/3/CA0162RU/ca0162ru.pdf (дата обращения 20.02.2019)
15. Кодекс Алиментариус. Маркировка пищевых продуктов. Полные тексты / Пер. с англ., ФАО, ВОЗ — М.: Издательство «Весь Мир», 2006. — 62 с.
16. Мониторинг продовольственной безопасности и питания в поддержку осуществления Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года/ Подведение итогов и планы на будущее. Рим. ФАО. - 2016 [Электронный ресурс] URL: https://docviewer.yandex.ru/ (дата обращения 26.02.2019
17. Сайт ЕЭК Концепция коллективной продовольственной безопасности Евразийского экономического союза (Проект) [Электронный ресурс] URL: http://www.eurasiancommission.org/ru (дата обращения 20.02.2019 - 26.02.2019)
18. Сайт ЕЭК Обзор государственной политики в сфере агропромышленного комплекса государств -членов Евразийского экономического союза за 20122018 годы [Электронный ресурс] URL: http://www.eurasiancommission.org (дата обращения 27.02.2019)
19. Сайт ЕЭК Страны ЕАЭС определили общие подходы по расчету критериев коллективной продовольственной безопасности [Электронный ресурс] URL: http://www.eurasiancommission.org (дата обращения 27.02.2019)
20. Указ Президента РФ от 30.01.2010 N 120 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации» [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 20.02.2019)
21. Сайт Ведомости Минсельхоз подготовит новую доктрину продовольственной безопасности: Новостная лента Бизнес // Агропром от 26.07.2018 [Электронный ресурс] URL: https://www.vedomosti. ru/business/articles/2018/07/26/776576-minselhoz-doktrinu-bezopasnosti (дата обращения 26.02.2019)
22. Балдов Д.В., Суслов С.А. Методика расчета уровня продовольственной безопасности // Вестник НГИЭИ. - 2016. - №1, С.13-26 [Электронный ресурс] URL: https ://cyberleninka. ru/article/v/metodika-rascheta
-urovnya-prodovolstvennoy-bezopasnosti (дата обращения 24.02.2019)
23. Терентьев Ю.И. Методика определения уровня продовольственной безопасности // Вестник Омского университета: Серия Экономика. - 2004. -№1, С.43-45 [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/v/metodika-opredeleniya-urovnya-prodovolstvennoy-bezopasnosti (дата обращения 24.02.2019)
24. Наговицина Э.В., Давыдова Ю.В. Балльная методика оценки состояния продовольственной безопасности Кировской области // Фундаментальные исследования. - 2015. -№ 12 (часть 6), С. 1258-1262 [Электронный ресурс] URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=39768 (дата обращения 24.02.2019)
25. Кушнир Н.В., Кушнир А.В., Романов Д.А., Ме-дянская О.А. Современные методы диагностики продовольственной безопасности государства // Научные труды КубГТУ. - 2016. - №2. С.159-176 [Электронный ресурс] URL: https://ntk.kubstu.ru/file/820 (дата обращения 24.02.2019)
26. Информационный интернет-портал фармацевтической отрасли: Есть еще барьеры, тормозящие старт общего рынка лекарств ЕАЭС. Новостная лента 21.01.2019 [Электронный ресурс] URL: https:// gmpnews.ru /2019/01/est-eshhe-barery-tormozyashhie-start-obshhego-rynka-lekarstv-eaes/ (дата обращения 20.02.2019)
27. Сайт Евразийские исследования: Демидкина О., Моисеичев Е. На пути к общему финансовому рынку ЕАЭС [Электронный ресурс] URL: http://eurasian-studies.org/archives/9625 (дата обращения 20.02.2019)
28. Информационно-отраслевой портал Eenergy.media Садовская Т. Формирование общего энергетического рынка ЕАЭС [Электронный ресурс] URL: https://eenergy.media/2018/08/05/formirovanie -obshhego-energeticheskogo-rynka-eaes/(дата обращения 20.02.2019)
29. Сайт Евразийские исследования: Пак Е. Транспорт и инфраструктура ЕАЭС к 2025 г. ЕАЭС [Электронный ресурс] URL: http://eurasian-studies.org/archives/4074 /(дата обращения 20.02.2019)
30. Зиядуллаев В.С. Национальные приоритеты и перспективы Евразийского экономического союза в условиях интеграции и глобальной нестабильности // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2015. - № 15, С. 2-16
31. Искакова З.Д. Об интеграционном объединении участников ЕАЭС: ожидания и механизмы реализации // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2014. - № 10 (часть 3), С. 86-88 [Электронный ресурс] URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=6029 (дата обращения 16.01.2019)
32. Господарик, Е. Г. ЕАЭС-2050: глобальные тренды и евразийская экономическая политика : моногр. / Е. Г. Господарик, М. М. Ковалев. — Минск: Изд. центр БГУ, 2015 — 152 с.: ил. (дата обращения 15.01.2019), с. 110
33. Сайт ЕЭК Обзор по актуальным и проблемным вопросам реализации согласованной (скоординированной) агропромышленной политики. М.: 2017 [Электронный ресурс]
URL:http://www.eurasiancommission.org/ (дата обращения 26.02.2019)
34. Мониторинг продовольственной безопасности ЕАЭС: 2014 [Электронный ресурс] URL: http://www. eurasiancommission. org/ru/ (дата обращения 27.02.2019)
35. Сайт ЕЭК Ромашкин Р.А. Сельскохозяйственная политика, регулирование и торговля в Евразийском экономическом союзе [Электронный ресурс] URL: http://www.eurasiancommission.org/ (дата обращения 27.02.2019)
36. Сайт ЕЭК Статистические публикации [Электронный ресурс] URL: http://www. Eurasiancommission. org/ (дата обращения 27.02.2019)
37. Сайт РИА Рейтинг Россия сегодня [Электронный ресурс] URL: https://aftershock.news/?q=node/ 540474& full (дата обращения 10.03.2019)
38. Эксперимент по маркировке молочной продукции может не состояться[Электронный ресурс] URL: https://agronews.com/ru/ru/news/breaking-news/2019-02-14/34555(дата обращения 10.03.2019)
39. Economist // The Economist Intelligence Unit Limited 2018//Global Food Security Index 2018 Building resilience in the face of rising food-security risks (дата обращения 14.03.2019)
40. Пресс-релиз компании Центральная и Восточная Европа Corteva Agriscience™, Сельскохозяйственное подразделение DowDuPont: [Электронный ресурс] URL: https ://www. agroxxi. ru/mirovye-agronovosti/v-reitinge-globalnogo-indeksa-prodovolstvennoi-bezopasnosti-rossija-zanimaet-42-mesto-iz-113-stran.html (дата обращения 14.03.2019)
41. Сайт Агровестник Итоги года 2018. Молоко и молочные продукты [Электронный ресурс] URL: https://agrovesti.net/lib/industries/dairy-farming/itogi-goda-2018-moloko-i-molochnye-produkty.html (дата обращения 18.03.2019)
42. Сайт Агроинвестор Импорт молочной продукции достиг 15-летнего минимума [Электронный ресурс] URL: https://www.agroinvestor.ru/markets/news/31111-import-molochnoy-produktsii-dostig-15-letnego-minimuma (дата обращения 18.03.2019)
43. Предварительный отчет о проведении специалистами Евразийского экономического союза инспекции предприятий по производству продукции животного происхождения Кыргызской Республики [Электронный ресурс] URL: http://www.fsvps.ru/fsvps-docs/ru/importExport/kirgizia/files/kirgizia_pre_2015.p df (дата обращения 18.03.2019)
44. Сайт Роскачество Подведены итоги проверки молока по поручению Правительства РФ // новость 11.10.18 [Электронный ресурс] URL: https://roskachestvo.gov.ru/news/podvedeny-itogi-proverki-moloka-po-porucheniyu-pravitelstva-rf- (дата обращения 18.03.2019)
45. Сайт Интерконсалт Нарушение требований ЕАЭС российскими предприятиями // новость 17.07.2018 [Электронный ресурс] URL: https://foodsmi.com/a813/ (дата обращения 18.03.2019)
46. Сайт Россельхознадзор О способах фальсификации молочной продукции // новость 26.06.2016 [Электронный ресурс] URL: http://www.fsvps.ru/ fsvps/ news/17481.html (дата обращения 18.03.2019)