_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-4/2016 ISSN 2410-700Х_
УДК 882.09
Щербаков Александр Борисович
канд. филол. наук, доцент СНИГУ, г. Саратов, РФ E-mail: [email protected]
К ВОПРОСУ О ГОГОЛЕВСКОЙ ТИПОЛОГИИ ЧИТАТЕЛЕЙ
Аннотация
В статье на материале предисловия Н.В. Гоголя «К читателю от сочинителя» ко второму изданию «Мертвых душ» рассматривается возможные варианты типологии читателей. Изучаемый вопрос представляет интерес, как в аспекте проблемы «автор - читатель», так и для понимания своеобразия гоголевского диалога с читательской аудиторией.
Ключевые слова Гоголь, читатель, автор, диалог автора с читателем.
Гоголевское предисловие ко второму изданию «Мертвых душ» дает хороший материал для размышлений на тему «Автор и читатель». Под «гоголевской типологией читателей» мы понимаем описание типов читателей, выделенные писателем, и расположение этих типов в определенном порядке. Порядок же должен соответствовать логике типов читателей.
Ю. Манн, анализируя гоголевское слово «К читателю от сочинителя», обращает внимание на два типа: «читателя-документалиста» и «читателя, который наделен художественным даром и способен изнутри апробировать произведение» [2, с. 201-202]. На наш взгляд, гоголевских типов читателей больше.
Но сначала о принципах, на основе которых Гоголь выделяет те или иные группы читателей.
Во-первых, это образование и социальный статус. Автор поэмы обращается, с одной стороны, к читателям «высокого образования и жизни высокой»; с другой, - к читателям «невысокого образования и простого звания» [1, с. 6]..
Во-вторых, принцип, связанный с наблюдательностью и богатым жизненным опытом: «Как бы, например, хорошо, если бы хотя один из тех, которые богаты жизненным опытом и познанием жизни ... сделал бы свои заметки сплошь на всю книгу» [1, с. 6-7].
В-третьих, принцип художественного сотворчества: «.Кто наделен способностью воображать или живо представлять различные положения людей. сказал бы мне, как оно («лицо», персонаж - А. Щ.) должно поступить в таких и таких случаях.» [1, с. 7-8].
В-четвертых, принцип наивной непосредственности. Автор советует тем читателям, которые согласятся помогать и будут писать ему, представлять адресата, как «какого-нибудь деревенского дикаря», как «ребенка».
В-пятых, принцип профессионализма: «.Как журналистов, так и вообще литераторов. прошу не оставить и на этот раз меня своими замечаниями» [1, с. 9].
Как видим, разные принципы определяют разные группы (типы) читателей. Порядок расположения типов обусловлен текстом гоголевского предисловия. Именно так, в таком порядке автор обращается к читателям поэмы с просьбой «помочь» ему.
Но возможна логика расположения не синтагматическая, а парадигматическая.
Среди пяти типов читателей отчетливо выделяются два, которые можно считать двумя полюсами. Это - наивный читатель и читатель профессиональный.
Между этими двумя типами читателей располагаются все остальные. Одних читателей Гоголь дифференцирует («высокого образования» и «невысокого образования», «жизни высокой» и «простого звания»). У других читателей выделяет важные для автора качества (наблюдательность и способность к сотворчеству). Важные качества для Гоголя, потому что эти качества, по мысли писатели, помогут ему в работе как над улучшением первого тома, так и над продолжением «Мертвых душ». А этими качествами
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-4/2016 ISSN 2410-700Х_
могут обладать и наивные, и профессиональные читатели, и читатели «высокого образования и жизни высокой», и читателям «невысокого образования и простого звания».
Просьба о помощи, таким образом, приобретает всеобъемлющий характер, но обращена она, прежде всего, к людям с богатым жизненным опытом и наблюдательностью и людям с художественными задатками. Поэтому прав Ю. Манн, выделивший именно эти два типа читателей, читателей-помощников Гоголя. Наша же типология не только фон, на котором отчетливее видны читатели, на помощь которых автор поэмы рассчитывал, но и составная часть проблемы «Гоголь и читатели» (особенно это касается «Выбранных мест из переписки с друзьями»). Но это предмет дальнейших исследований. Список использованной литературы:
1. Гоголь Н.В. К читателю от сочинителя // Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений и писем. В 17 т. Т. 5: Мертвые души / Сост., подгот. текстов и коммент. И.А. Виноградова, В.А. Воропаева. - М.: Издательство Московской патриархии, 2009. - С. 6 - 9.
2. Манн Ю.В. В поисках живой души: «Мертвые души». Писатель - критика - читатель. - М.: Книга, 1984. - 351 с.
© Щербаков А.Б., 2016
УДК 811
Эшанкулова Шахризада Аллакуловна
старший преподаватель, КНУ им. Ж. Баласагына г. Бишкек, КР E-mail: [email protected]
ВОПРОСЫ ТЕОРИИ БЕЗЛИЧНОСТИ В ЯЗЫКЕ Аннотация
Статья посвящена вопросу категории безличности как семантико-грамматической категории. В статье анализируется роль личности / безличности синтаксиса русского языка в сравнении с кыргызским.
Ключевые слова Личность, безличность, семантический субъект.
Sh. A. Eshankulova,
Kyrgyz National University named J. Balasagyn
QUESTIONS OF THE THEORY OF IMPERSONALITY IN THE LANGUAGE
Abstract
The article devoted to a question the category of impersonality as a semantic-grammatical category The article analyzes the role of personality / impersonality syntax of the Russian language in comparison with the Kyrgyz.
Keywords
Personality, impersonality, semantic subject.
Основной способ выражения категории безличности - безличные предложения в русском языке — были всегда в центре внимания синтаксических исследований.
Категория безличности выражается в определенной синтаксической структуре, которую в лингвистической литературе называют безличным предложением.