Научная статья на тему 'К вопросу о гносеологии в юриспруденции и ее значении для реализации задач правоохранительной деятельности'

К вопросу о гносеологии в юриспруденции и ее значении для реализации задач правоохранительной деятельности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3691
483
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
GNOSEOLOGY / LEGALISM GNOSEOLOGY / NATURAL AND LEGAL GNOSEOLOGY / LIBERTARIAN AND LEGAL GNOSEOLOGY / SCIENTIFIC KNOWLEDGE / ГНОСЕОЛОГИЯ / ГНОСЕОЛОГИЯ ЛЕГИЗМА / ЕСТЕСТВЕННОПРАВОВАЯ ГНОСЕОЛОГИЯ / ЛИБЕРТАРНО-ЮРИДИЧЕСКАЯ ГНОСЕОЛОГИЯ / НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шабалина Евгения Ивановна

В статье рассматриваются основные направления юридической гносеологии: гносеология легизма, естественноправовая гносеология, либертарно-юридическая гносеология. Автор формулирует выводы о роли и месте гносеологии как философского основания юридической науки, определяет значение и место данных направлений юридической гносеологии, а также возможности и перспективы, которые они предоставляют современным исследователям объективной правовой реальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF GNOSEOLOGY IN LAW AND ITS SIGNIFICANCE FOR THE IMPLEMENTATION OF THE TASKS OF LAW ENFORCEMENT ACTIVITY

The main directions of legal epistemology are considered in the article: epistemology gnoseology, natural-legal epistemology, libertarian-legal epistemology. The author formulates conclusions about the role and place of epistemology as the philosophical foundation of legal science, determines the meaning and place of these directions of legal epistemology, as well as the opportunities and prospects that they provide to modern researchers of objective legal reality.

Текст научной работы на тему «К вопросу о гносеологии в юриспруденции и ее значении для реализации задач правоохранительной деятельности»

ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

УДК 340.1 ББК 67.0

© 2017 г. Е. И. Шабалина,

заместитель заведующего кафедрой теории и истории государства и права Белгородского университета кооперации, экономики и права кандидат юридических наук, доцент. E-mail: evish13@yandex.ru

К ВОПРОСУ О ГНОСЕОЛОГИИ В ЮРИСПРУДЕНЦИИ И ЕЕ ЗНАЧЕНИИ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЗАДАЧ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье рассматриваются основные направления юридической гносеологии: гносеология легизма, естественноправовая гносеология, либертарно-юридическая гносеология. Автор формулирует выводы о роли и месте гносеологии как философского основания юридической науки, определяет значение и место данных направлений юридической гносеологии, а также возможности и перспективы, которые они предоставляют современным исследователям объективной правовой реальности.

Ключевые слова: гносеология, гносеология легизма, естественноправовая гносеология, либертарно-юридическая гносеология, научное познание.

E. I. Shabalina - Deputy Chief, Department of Theory and History of State and Law, Belgorod University of

Cooperation, Economy and Law, PhD in Law, Associate Professor.

TO THE QUESTION OF GNOSEOLOGY IN LAWAND ITS SIGNIFICANCE FOR THE IMPLEMENTATION

OFTHE TASKS OF LAW ENFORCEMENTACIWITY

The main directions of legal epistemology are considered in the article: epistemology gnoseology, natural-legal epistemology, libertarian-legal epistemology. The author formulates conclusions about the role and place of epistemology as the philosophical foundation of legal science, determines the meaning and place of these directions of legal epistemology, as well as the opportunities and prospects that they provide to modern researchers of objective legal reality.

Key words: gnoseology, Legalism gnoseology, natural and legal gnoseology, libertarian and legal gnoseology, scientific knowledge.

Гносеология выступает элементом философии, так как занимается выявлением сущности и закономерностей познания. Познание окружающего мира строится на системе выработанных правил, систематизированных, упорядоченных и образующих собой так называемую «теорию познания» (гносеологию). Теория познания, или гносеология, изучает природу познания и его возможности, отношение знания к реальности, выявляет условия достоверности и истинности познания. Термин «гносеология» происходит от греческих слов «gnosis» - знание и «logos» -понятие, то есть «понятие о знании», «учение о знании» [1, с. 5]. К разновидностям форм отражения реальной действительности относят: познавательное отражение - формирование идеальных образов, знаний о предметах; эмоциональное отражение, имеющее форму специфического личного отношения (эмоции, переживания); отражение в форме сознательных предметных действий [4, с. 23]. В любом случае познание всегда предназначено для получения нового знания, которое

основано на отношении человека к действительности и направлено на получение познавательной, имеющей отношение к факту деяния информации.

Содержательной частью процесса познания являются три взаимосвязанных аспекта: онтологический, эпистемологический и гносеологический. Каждому из них присущи свои цели и задачи. Онтологический аспект познания предполагает получение знаний о внешнем мире. В сфере права он нацелен на получение знаний о законодательстве и практике его применения.

Систематизация полученных знаний есть реализация эпистемологического аспекта познания. Предметом эпистемологии права являются культурологические аспекты правотворчества и реализации права, функционирования всей государственно-правовой системы общества. Эпистемологический подход в правоведении подразумевает понимание права и всех государственно-правовых явлений как феноменов культуры во взаимосвязи со всеми отраслями гуманитар-

ного знания. Эпистемологический подход к вопросам толкования права позволяет увидеть синергетическую детерминацию социальных ситуаций в сфере государственного строительства и правового регулирования, понять, что в сверхсложных социальных объектах, каковыми являются государство и право, традиционная линейно-каузальная детерминация имеет ограниченную сферу приложения.

В случае выработки знаний о самом процессе познания, формирования мышления исследователя будет реализовываться гносеологический аспект познания. Поскольку все три аспекта познания неотделимы друг от друга, методология исследовательской деятельности предполагает работу каждого из них.

Как совершенно справедливо отмечает В. М. Сырых, по своему предмету и непосредственному содержанию гносеология и эпистемология совпадают, поскольку в их основе лежит одна и та же проблема - отношение знания к объективной реальности, пути и критерии получения достоверного, истинного знания, соответствующего отражаемому в нем реально существующему явлению, процессу [12, с. 80].

Однако некоторые ученые, например Х. Атиас, считают, что юридическая эпистемология представляет собой только учение о методах познания права, так как она суммирует методологические принципы, на которых построены остальные отрасли правовой науки [14, с. 92].

Следует поддержать позицию К. С. Бель-ского о том, что методология в первую очередь рассматривает не знания как таковые, не познавательные способности субъекта, добывающие эти знания, а методы и средства их получения [2, с. 108].

В настоящей статье мы будем использовать категорию «правовая гносеология» для того, чтобы избежать терминологических неточностей.

Правовая гносеология представляет собой учение о природе и закономерностях познания права, то есть, по существу, отвечает на вопрос о том, как познается право.

На сегодняшний день в современной юриспруденции выделяют три самостоятельных направления в юридической гносеологии: гносеология легизма, естественно-правовая гносеология, либертарно-юриди-ческая гносеология, которые отражают отношение знания к объективной реальности, пути и критерии получения достоверного, истинного знания, соответствующего отра-

жаемому в нем реально существующему явлению, процессу [12, с. 80].

Дадим краткую характеристику каждому из указанных направлений.

Краеугольным камнем гносеологии легизма становится принцип признания в качестве права того, что является приказанием, принудительно-обязательным установлением официальной власти [10, с. 89; 7, с. 79]. Таким образом, гносеология легизма занимается изучением двух эмпирических фактов:

- выявляет, классифицирует и систематизирует формальные источники позитивного права (всесторонне изучает принудительно-обязательные установления, то есть нормативно-правовые акты всех уровней власти);

- исследует нормативно-регулятивное содержание установлений власти как источников права [10, с. 89].

Гносеология раскрывает особенности научного познания, дает развернутую характеристику его стадий, процедур, а также называет критерии, которым должно удовлетворять полученное эмпирическое и теоретическое знание [12, с. 80].

В рамках легистского подхода к пониманию права собственно само право заключается в учении о законе и догме позитивного права, то есть гносеология легизма сводит научное исследование права к юридической догме, оставляя вне поля зрения сущность, принципы и аксиологию права [10, с. 89]. Таким образом, ученые-правоведы сознательно отказываются от использования всей совокупности приемов и средств гносеологии для получения истинного и достоверного знания.

Истина о праве, согласно легистской гносеологии, дана в законе, выражающем волю, позицию, мнение законодателя (суверена, государства). Поэтому искомое истинное знание о праве носит здесь характер мнения, хотя и официально-властного. По логике такого правопонимания одна только власть, создающая право, действительно знает, что есть право и чем оно отличается от не права. Не менее концентрированно мысль о связанности права властью выражена Н. С. Нерсесянцем в следующем суждении: «По существу же (или, по словам Кельзена, социологически), под действительностью позитивного права имеется в виду власть (правоустанавливающая власть, властная сила права), а под действительностью права - установленное этой властью позитивное право...» [11, с. 597].

Естественноправовая гносеология в познавательном смысле представляет собой

научное осмысление объективной природы права [10, с. 92; 8, с. 89], выражающейся в противопоставлении естественного и позитивного права. Специфической особенностью указанного направления является следующее основание: у каждого исследователя «своя» концепция естественного права, претендующая на истину в последней инстанции, так как естественное право предваряет позитивное право (естественно право устанавливается силами, стоящими над человеком), и поэтому оно истинно, разумно, справедливо и нравственно.

Естественногносеологические исследования представлены концепциями юснатура-лизма, основной задачей которых является обоснование истинности и подлинности соответствующей версии естественного права [10, с. 93].

На однобокость естественноправовой гносеологии указывает отсутствие исследования взаимосвязи естественного и позитивного права с целью приведения последнего в соответствие с требованиями естественного права, данного высшими силами.

В контексте либертарно-юридической гносеологии исследуется сущность права и право как явление, то есть проблемы соотношения права и закона. По нашему мнению, совершенно справедливой является точка зрения В. С. Нерсесянца, который считал, что с позиций данного подхода искомой истиной о праве и законе является объективное научное знание о природе, свойствах и характеристиках правового закона, о предпосылках и условиях его утверждения в качестве действующего права [10, с. 94].

Трансформирующаяся правовая система Российской Федерации нуждается в новых методологических подходах к осмыслению основных понятий и категорий общей теории права и государства, поскольку изменчивость эмпирического мира - это его фундаментальное свойство [5].

В философско-правовой литературе накоплен богатый опыт исследования общества и права как социального феномена: практическая философия Платона и Аристотеля (обоснование полисной формы античного государственного устройства и гражданского характера общественной жизни), схоластическая философия Ф. Аквинского (разработка некоторых проблем общественного устройства в Средних веках), обоснование принципов исследования законов социума в эпоху Ренессанса Н. Макиавелли, философские труды эпохи

Просвещения и Нового времени Т. Гоббса, Б. Спинозы, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо, в которых предпринята попытка ответить на вопросы, связанные с возникновением государства и сосуществованием людей.

К тем же проблемам неоднократно обращались основоположники немецкой классической философии И. Кант и Г. В. Ф. Гегель. Объективные потребности общественного развития, систематизация социального и юридического знаний в XIX веке способствовали возникновению сохраняющейся до наших дней тенденции неуклонного роста исследовательского интереса к постижению закономерностей функционирования социума и созданию оптимальных механизмов социального взаимодействия. Существенный вклад в разработку онтологической тематики внесли такие ученые, как М. Вебер, Б. Н. Чичерин, Г. Ф. Шершеневич, П. И. Новгородцев, И. А. Ильин, Л. И. Петражицкий, И. А. Покровский, Б. А. Кистяковский, П. А. Сорокин, Г. Кельзен, Н. Луман, Т. Парсонс, В. А. Козлов, С. С. Алексеев, К. Т. Вельский, М. Н. Марченко, В. А. Бачинин, С. И. Максимов, В. П. Малахов, С. А. Кузьмин, Н. Н. Моисеев, В. С. Нер-сесянц, В. А. Четвернин, и др. [3, с. 40].

Потребность в новых методологических подходах к осмыслению основных понятий и категорий общей теории права и государства проявляется в различных сферах правового регулирования [9, с. 76; 13, с. 29]. Это обстоятельство имеет большое значение для правоохранительной деятельности, которая базируется на способности человека познавать окружающую действительность во всех ее проявлениях [2]. Кроме того, именно правоохранительная деятельность требует наиболее четкого правового регулирования, оперирующего однозначными понятиями и основанного на объективной истине.

В целом же гносеология как философское основание юридической науки раскрывает особенности научного познания, дает развернутую характеристику его стадий, процедур, разрабатывает критерии, которым должно удовлетворять полученное эмпирическое и теоретическое знание, а содержание конкретных гносеологических учений увязывается с трактовкой главного вопроса философии - о соотношении материи и сознания [12, с. 80].

Центром юридической науки являются теории, представляющие собой совокупность достоверных знаний о закономерностях функционирования и развития исследуемых явлений и процессов в праве и государстве.

В рамках существующих направлений юридической гносеологии (гносеологии легизма, естественноправовой гносеологии, либертар-но-юридической гносеологии) исследователь

Литература

1. Алексеев П. В., Панин А. В. Теория познания и диалектика. М., 1991.

2. Бельский К. С. Введение в методологию финансового права. Ч. 1: Эпистемология как учение о финансово-правовых знаниях // Право и государство: теория и практика. 2014. № 1.

3. Берлявский Л. Г., Липчанская И. В. Правовая реальность как категория онтологии права // История государства и права. 2015. № 17.

4. Диалектика познания / под ред. А. С. Кармина. Л., 1983.

5. Догадайло Е. Ю. Время и право: моногр. М., 2013.

6. Максименко А. В., Колесова Т. С. Вопросы возмещения вреда, причиненного гражданину действиями сотрудников органов внутренних дел // Проблемы правоохранительной деятельности. 2014. № 4.

7. Колесова Т. С., Максименко А. В., Наде-жин Н. Н., Шалайкин Р. Н. Понятие и значение цели правового регулирования несостоятельности (банкротства) страховых организаций // Вестн. Орлов. гос. ун-та. Сер.: Новые гуманитарные исследования. 2015. № 2 (43).

8. Максименко А. В., Колесова Т. С. Принципы, применяемые при осуществлении правового регулирования отношений несостоятельности (банкротства) страховых организаций // Юристъ-Правоведъ. 2015. № 1 (68).

9. Колесова Т. С. Государственное регулирование несостоятельности (банкротства) страховых организаций // Науч. тр. Sworld. 2007. № 2. Т. 9.

10. Нерсесянц В. С. Философия права: учеб. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2009.

11. Нерсесянц В. С. Юриспруденция. Введение в курс общей теории права и государства. М., 1998.

12. Сырых В. М. История и методология юридической науки: учеб. М., 2012.

13. Тищенко И. В. Проблемы правового регулирования усыновления российских детей иностранными гражданами // Вестн. Белгород. юрид. ин-та МВД России. 2013. № 1.

1 4. Философия права: курс лекций: в 2 т. Т. 1 / отв. ред. М. Н. Марченко. М., 2011.

от непосредственного наблюдения поднимается к абстрактному мышлению, целью которого служит формирование понятий и категорий, раскрывающих рассматриваемый объект.

Bibliography

1. Alekseev P. V., Panin A. V. Theory of cognition and dialectician. Moscow, 1991.

2. Belskii K. S. Introduction to methodology of financial law. Part 1: Gnoseology as studies about financially-legal knowledge // Right and state: theory and practice. 2014. № 1.

3. Berlyavsky L. G., Lipchanskaya I. V. Legal reality as a category of ontology of Law // History of State and Law. 2015. № 17.

4. The dialectic of knowledge / ed. by A. S. Carmina. Leningrad, 1983.

5. Dogadaylo E. Yu. Vremya and right: monograph. Moscow, 2013.

6. Maksimenko A. V., Kolesova T. S. Questions compensation of damage caused to citizens by the actions of police officers // Problems of law enforcement. 2014. № 4.

7. Kolesova T. S., Maksimenko A. V., Na-dezhin N. N., Shalaykin R. N. The concept and importance of the target of legal regulation of insolvency (bankruptcy) of insurance companies // Journal of Oryol State University. Series: New humanitarian research. 2015. № 2 (43).

8. Maksimenko A. V., Kolesova T. S. The principles applied in the implementation of the legal regulation of insolvency (bankruptcy) of insurance companies // Yurist-Pravoved. 2015. № 1 (68).

9. Kolesova T. S. State regulation of insolvency (bankruptcy) of insurance companies // Proceedings Sworld. 2007. № 2. Vol. 9.

10. Nersesyants V. S. Philosophy of law: textbook. 2-e izd., revised and enlarged. Moscow, 2009.

11. Nersesyants V. S. Jurisprudence. Introduction to the general theory of law and state. Moscow, 1998.

12. Syryh V. M. History and methodology of legal science: the textbook. Moscow, 2012.

13. Tishchenko I. V. Problems of legal regulation of adoption of Russian children by foreign citizens // Bulletin of Belgorod Law Institute of the Russian Interior Ministry. 2013. № 1.

14. The philosophy of law: course of lectures: in 2 t. T. 1 / ed. by M. N. Marchenko. Moscow, 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.