Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКЕ РЕЖИМА ДНЯ УЧАЩИХСЯ ТОСНЕНСКОГО РАЙОНА ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ '

К ВОПРОСУ О ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКЕ РЕЖИМА ДНЯ УЧАЩИХСЯ ТОСНЕНСКОГО РАЙОНА ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
19
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Н А. Власова, К И. Локтева, В А. Бруишик

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКЕ РЕЖИМА ДНЯ УЧАЩИХСЯ ТОСНЕНСКОГО РАЙОНА ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ »

Полученные нами данные не могут претендовать на исчерпывающее решение проблемы. Однако мы надеемся, что они помогут выбрать более рациональные и эффективные пути борьбы с вредным воздействием шума не только в цехе разделения воздуха, но и в других цехах и производствах химического предприятия.

Поступила 23/1II 1971 г.

УДК 613.055

К ВОПРОСУ О ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКЕ РЕЖИМА

ДНЯ УЧАЩИХСЯ ТОСНЕНСКОГО РАЙОНА

ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Н. А. Власова, К. И. Локтева, В. А. Бруишик

Ленинградская областная санэпидстанция \

С 1966/67 учебного года 1-е классы Тосненского района Ленинградской области переведены на новый метод обучения, согласно которому программа начальных классов рассчитана на 3-летний срок.

В качестве контрольного был выделен Ломоносовский район, в школах которого методы обучения и программы остались без изменений. В обоих районах проводились педагогическое наблюдение и наблюдение за состоянием здоровья детей, а также изучение влияния новой программы на режим дня учащихся в течение 3 лет — с 1966 по 1969 г. включительно.

Для наблюдения было выделено 16 школ, по 8 школ в каждом районе. Общее число учащихся начальных классов указанных школ составило 2104, из них 1400 в экспериментальных школах и 704 в контрольных.

Все школы обследовали по специально разработанным картам. Отдельные режимные моменты анализировали на основании хронометражных листов, заполненных родителями. Всего было проанализировано 2104 хронометражных листа. Санитарно-гигиеническая характеристика школ показала, что экспериментальные и контрольные классы находятся примерно в одинаковых условиях в отношении помещений и благоустройства школьных зданий, существенных различий в микроклимате классных помещений также не выявлено. Анализ режима дня показал, что большинство учащихся 1, 2 и 3-х классов Тосненского и Ломоносовского районов спали от 10 до 12 часов в сутки.

Однако обращает на себя внимание большой процент детей (занимающихся в 1-ю смену) с недостаточной продолжительностью ночного сна как в контрольных, так и особенно в экспериментальных классах. Так, в 1-х классах экспериментального района сон нормальной продолжительности был у 60,8% школьников 2-й смены и всего у 18,7% школьников 1-й смены, в контрольном районе — соответственно у 63,6 и 34,2%. Во 2-х классах почти одинаковое число детей (35%) имели достаточную продолжительность сна как в экспериментальном, так и контрольном районе. В 3-х классах в экспериментальных школах в 2 раза больше детей (40,6%), имеющих достаточную продолжительность сна, чем в контрольных (21,2%).

Рекомендуемая продолжительность приготовления домашних уроков (для учащихся 1-х и 2-х классов 1 час, а для учащихся 3-х классов не более 2 часов) отмечена в 1-х классах экспериментальных школ только у 30% учащихся, а в контрольных — более чем у 50%. В экспериментальных классах большинство учащихся тратили на приготовление уроков в среднем 2 часа. Интересно проследить изменение длительности приготовления уроков от 1-х к 3-м классам. В 1-х классах процент учащихся, соблюдающих рекомендуемую продолжительность приготовления уроков, в экспериментальных школах меньше (35,4), чем в контрольных (62,3). Во 2-х классах разница между экспериментальными и контрольными школами

незначительна (в экспериментальных классах готовит уроки 1 час 31 % учащихся, в контрольных — 38%), в 3-х классах соотношение учащихся, соблюдающих рекомендуемую продолжительность приготовления уроков, резко меняется. Процент детей, которые укладываются в рекомендуемое время, становится больше (80) в экспериментальных классах, чем в контрольных (65).

Что касается продолжительности прогулок, то в экспериментальных классах больше детей, чем в контрольных, которые недостаточно гуляют на свежем воздухе.

Оценка всего режима дня каждого школьника по сравнению с режимом дня, рекомендованным Министерством здравоохранения СССР (Методическое письмо от 22/У1П 1968 г. «О санитарном надзоре за режимом учебных занятий в общеобразовательных школах») показала следующее.

В 1-х классах экспериментальных школ процент учащихся, соблюдающих рекомендованный режим дня, меньше (33,6), чем в контрольных (52,9). Во 2-х классах эта разница несколько сглаживается, а в 3-х классах почти одинаковое число детей соблюдали режим дня в экспериментальных и контрольных школах.

На основании данных проведенного исследования работники санитарной службы области добиваются перевода школ на работу в одну смену и усилили внимание к режиму дня школьников в соответствии с указаниями Министерства здравоохранения РСФСР.

Поступила 6/1V 1971 г.

\

у , * *^Эдлнвдоч- п»* р

НТ

1 —ч

• /

• I

в .1 # 1'

/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.