Выводы
1. Выживаемость бактерий и вирусов кишечной группы при орошении растений инфицированной водой зависит от ряда факторов — вида растений, условий и периода вегетации, от того, какая часть растений подвергается исследованию (листья, плоды), вида и штамма микроорганизмов и их исходной концентрации.
2. При сравнении выживаемости на растениях бактерий и вирусов установлены более длительные сроки выживания последних.
3. Из патогенных бактерий кишечной группы наибольшей выживаемостью (18 суток) обладает палочка Бреслау, наименьшей (2—11 суток) — бактерии Зонне.
4. Сроки выживаемости кишечной палочки на растениях овощных культур более близки к срокам выживаемости бактерий и значительно
ниже, чем у вирусов.
5. Из 3 изученных видов овощных культур наименее благоприятные условия для выживания бактерий и вирусов были на листьях капусты и наиболее благоприятные — на листьях томатов.
ЛИТЕРАТУРА
А з и з о в Г. Р. Мед. ж. Узбекистана, 1958, № 6, стр. 65.—Б агдасарьян Г. А. Гиг. и сан., 1962, № 3, стр. 97.—В о л о к о н с к а я В. Ф. Врач, дело, 1950, № 8, стр. 729.—Г ригорьева Л. В., Боцман Н. Е. Гиг. и сан., 1963, № 42, стр. 99.— Ловцевич Е. Л. Там же, 1962, N° 8, стр. 12.—Л о кш и на С. С., Арьбова Е. А., Дубовик А. А. В кн.: Гигиеническое изучение и оздоровление внешней среды. Киев, 1959, стр. 229—В aumann Е. R., Water Sewage Works, 1962, v. 109, p. 21.—Felsenf ield O., Joung V. M., Poultry Sci., 1945, v. 24, p. 353.—M и 11 e г G., Zbl. Bakt. 1 Abt. Orig., 1954, Bd. 161, S. 25.
Поступила 18/1 1965 г.
SURVIVAL OF BACTERIA AND VIRUSES ON VEGETABLES, IRRIGATED
WITH INFECTED WATER
L. V. G rigor ievay A. S. Gorodetsky, T. G. Omelyanets, L. A. Bogdanenko
The authors studied the survival of Salm. typhimurium, Shig. Sonne, Shig. Flex-neri, Coxsackie viruses A5, A7 and A14, and E. Coli bacteriophage on the leaves and fruits of tomato, pepper, and cabbage. The finding was that in comparison with bacteria viruses and especially the colon bacteriophage survive on the plants for a much longer period of time. In the group of apthogenic colon bacteria Bact. Breslau survivet the longest time and Shig. Sonne—the shortest. Among the three kinds of investigated vegetables the least favorable conditions for survival of bacteria and viruses prevailed on the cabbage leaves and the most favorable conditions were on the tomato leaves.
УДК 613.5: 371.911-621
К ВОПРОСУ О ГИГИЕНИЧЕСКИХ НОРМАТИВАХ КЛАССНОЙ КОМНАТЫ И ЕЕ ОБОРУДОВАНИЯ В ШКОЛАХ ИНТЕРНАТАХ
ДЛЯ СЛЕПЫХ ДЕТЕЙ
Т. А. Макова
Институт гигиены детей и подростков АМН СССР, Москва
До настоящего времени гигиена воспитания, обучения и организации быта в школах-интернатах для слепых детей не нашла отражения в специальной литературе. В частности, никем не изучался Еопрос о размерах и оборудовании помещений таких школ-интернатов.
В классной комнате в основном проводится учебная и воспитательная работа с детьми, однако уже в массовой школе с продленным днем, а тем более в школах-интернатах классные комнаты использу-
ются для внеклассной работы и игровой деятельности детей. По нашим наблюдениям, в массовых школах-интернатах от 10,6 до 77,7% времени второй половины дня дети проводят в классной комнате.
Как известно, для них норм площади помещений не существует, а нормы площади массовых школ для этих учебных заведений в большинстве случаев непригодны. Обследование 4 школ-интернатов для слепых детей в различных областях РСФСР показало, что размеры классных комнат, число учеников и площадь, приходящаяся на 1 ученика в классах, далеко не одинаковы (табл. 1).
Разнообразна и классная мебель. Столы или парты самых различных типов и конструкций в той или иной степени не соответствуют гигиеническим требованиям и неудобны при работе детей. Так, в некоторых видах мебели, изготовленной или переделанной силами школы, книжная полка для увеличения ее вместимости настолько опущена, что мешает учащимся правильно размещать ноги при сидении; в большинстве случаев мебель не соответствует росту мальчиков и девочек; размеры рабочей площади на крышке стола (парты) в пределах 0,26—0,56 м2 на человека.
Наиболее удачны, с нашей точки зрения, индивидуальные одно-тумбовые столики, которыми снабжены начальные классы Московской школы-интерната для слепых детей. У таких столиков с левой стороны имеется тумбочка, внизу которой размещены вертикально, корешками наружу, книги; над ними в ящичке — мелкие учебные принадлежности: письменный прибор, грифель, счетные палочки и т. д. Таким образом, все у ребенка находится под руками. Не все виды столов (парт) вмещают книги брайлевской печати очень больших габаритов (табл. 2). Поэтому в ряде школ учебные пособия и особенно книги хранятся в шкафах или на стеллажах, причем не только непосредственно в классной комнате, но из-за недостаточных ее размеров часто в коридорах. Чем дальше место хранения учебных пособий от рабочих мест учащихся, тем больше они затрачивают времени на подготовку к каждому уроку.
Даже при хранении книг в столах, когда школьники готовятся к уроку, на то, чтобы отыскать нужную книгу среди других, находящихся одновременно в ящике (тумбочке), извлечь ее, поднять двумя
руками до уровня крышки стола и разместить на столе, у них уходит примерно 3—4 мин. и больше. Тем самым неоправданно теряется значительная часть урока. Если учебные пособия хранятся в других местах, то дети (дежурные) тратят время не только на то, чтобы найти требуемый предмет (книгу), но и на движение с книгами от мест хранения к ученическим столам, а также размещение книг по столам. При этом время, затрачиваемое на подготовку к уроку, увеличивается в 2—3 раза, достигая части урока; частично используется и перемена. Как известно, незрячие школьники медлительнее учащихся массовых школ, на выполнение одной и той же трудовой операции им требуется
больше времени, чем зрячим, поэтому затрату ими 6,6%, а тем более 20% времени урока только на подготовку к занятиям следует считать непозволительным расточительством.
Таблица 1
Размеры классных комнат в школах для слепых
Школа Площадь классных комнат (в м*) Число детей Площадь на 1 человека (в м2)
Горьковская ..... • 29,5 14 2,10
Новосибирская..... 19,25 7 2,75
Московская...... 30,0 12 2,50
Свердловская ..... 36,0 16 2,25
Таблица 2
Соотношение размеров учебников для 1-х классов с плоским и точечным брайлевским
шрифтом и площадь, занимаемая ими в развернутом виде
Предмет Вес (в г) Размеры
средняя толщина (в см) длина (в см) ширина в закрытом Еиде (в см) в открытом виде площадь (в м»)
В школе для слепых детей
Букварь........... 1 200 3,5 37,0 24,0 51,0 0,19
Альбом к букварю...... 1 000 4,0 37,0 24,0 52,0 0,19
Письменный прибор с тетрадью 600 0,3 25,0 18,5 36,0 0,09
Учебник арифметики ..... 1 000 4,0 з/,о 23,5 48,0 0,18
Арифметический набор .... 800 8,0 35,5 26,5 71,0 0,25
Касса рассы ¡ной азбуки . . . 2 000 5,0 33,0 30,0 33,0 0,109
Учебник «Родная речь», 1-я
часть ........... 2 600 6,0 37,0 23,5 48,0 0,18
В массовой школе
Букварь ........... 300 1,0 26,5 ' 17,5 35,0 0,093
Учебник арифметики . • . . . 320 1,5 27,0 18,0 36,0 0,097
Касса букв и слогов. ..... 190 - 26,3 19,0 38,6 0,102
_ лш 0,02 20,5 17,0 33,5 0,07
Наблюдения над детьми непосредственно на их рабочих местах показали, что размеры крышек ученических столов даже наиболее удачных конструкций (московская школа) малы по сравнению с размерами учебников, написанных брайлевским шрифтом (см. табл. 2). Так, площадь крышек столов в 1-м классе московской школы составляет 0,39 м2, а любой учебник в раскрытом виде (букварь, учебник арифметики или грамматики) занимает площадь почти 0,2 м-, письменный же прибор с тетрадью 0,1 м2. При одновременном размещении того и другого на столе остается свободной площадь, едва достигающая 0,1 м2. На такой площади ребенок не может удобно и правильно разместить предплечья и кисти рук для работы. Во время письма у него свисает правый локоть, а при чтении, особенно начальных строчек каждой страницы, он сильно поворачивает туловище влево и наклоняется вперед, так как книга обычно занимает передний левый угол стола и первые строчки страниц находятся на расстоянии 47—55 см от ребенка, тогда как длина руки (кисть и предплечье) учащегося 1—2-го
класса едва составляет 31,4—34,5 см.
Известно, что размеры учебников для зрячих детей полностью соответствуют их возрастным анатомо-физиологическим особенностям; это позволяет им легко и быстро, одной рукой, не сходя с места, доставать из парты (стола) любое учебное пособие, между тем брайлев-ские книги имеют вес, превышающий норму допустимой тяжесги (2,5 кг) для переноса детьми этого возраста. Это не позволяет им принять правильное рабочее положение во время письма и чтения, увеличивает их мышечное напряжение и усилия, вызывает более быстрое утомление школьников на уроках. Вместе с тем положение детей на уроке за столом и партой далеко не безразлично для их здоровья, поскольку ученики начальных классов проводят от 41/г до 5 часов и более в день за партой (4—5 уроков утром и 1 — П/г часа самоподготовки во второй половине дня), а старшие и того больше.
3 Гигиена и санитария, № 12
33
Не лишены интереса и наши наблюдения за работой учителя на уроке в 1-м и 2-м классах школ для слепых детей. Ввиду того что в этих классах ведется индивидуальное обучение, учитель за 180 мин. (4 урока) вынужден на уроках совершать 217—221 перемещение по классу от ученика к ученику, показывая детям положение рук, обучая ириемам работы и проверяя действия каждого из них. При этом преподаватель должен иметь возможность подойти к ребенку с любой стороны.
Применяемый при обучении слепых детей в начальных классах индивидуально-показательный метод, естественно, требует иного подхода к расчету рабочей площади в классе, чем в массовой школе. Так, в классе массовой школы рабочей зоной учителя является преимущественно его стол, стул и пространство между фронтом первых парт и классной доской (сюда учитель вызывает учеников для ответа, отсюда
ведет объяснение и демонстрирует наглядные пособия); остальная же часть класса отводится под ученические места и проходы к ним. В школах для слепых детей учителю приходится повторять объяснения, демонстрировать наглядные пособия и обучать рабочим приемам каждого ученика. Поэтому рабочей зоной преподавателя служит помещение классной комнаты, а площадь каждого отдельно взятого ученического места включает и место для учителя. Площадь одного ученического места в классе школ для слепых детей должна обеспечивать не только размещение ученического стола и стула, но и проход учителя по периметру. Требуется, чтобы ученические столы в классе стояли не сплошными колоннами, а на расстоянии 0,5 м один от другого.
Площадь ученического стула 6, 7 и 8-го размеров, по ГОСТ на школьную мебель № 11016-64, гр. К 25, составляет от 0,13 до 0,15 м2. Необходимо, чтобы размер ученического стола (его крышки) обеспечивал одновременное размещение 2—3 учебных пособий, обязательное сохранение удобного и правильного положения предплечий и кистей обеих рук учащихся при любых видах работы. Судя по нашим наблюдениям, размер крышки стола (см. рисунок) с учетом существующих размеров брайлевских учебников должен быть не менее 0,57 ж2, а площадь ученического места — не менее 2 м2. Площадь классной комнаты должна обеспечивать размещение ученических мест из расчета 2 м2
на 13 (число учеников, установленное Министерством просвещения РСФСР для вспомогательных школ), места для стола и стула учителя (1 м2).
Из-за отсутствия у слепых учеников начальных классов навыков самообслуживания и содержания тела в чистоте учитель и воспитатели вынуждены не только учить детей этому на каждом шагу, но и выполнять за них массу обязанностей, в частности хранить, содержать в чистоте и порядке личные вещи школьников. Кроме того, нельзя не учитывать и того, что эти учащиеся почти весь день проводят в классе, по одному их не отпускают никуда, даже в спальню. Поэтому в классе должны находиться шкафы не только для учебных пособий и игрушек, но и для некоторых личных вещей детей. Площадь, занимаемая шкафами, составляет 3,85 м2. Поскольку восприятие учебного материала у слепых происходит преимущественно за счет осязания, часть «наглядных» пособий должна быгь всегда доступна им, чтобы они могли воспринимать эти пособия на ощупь. Поэтому в классе необходимо предусмотреть места для 1—2 выставочных стволов или невысоких стеллажей, площадь которых достигает около 1 м2.
В результате постоянных манипуляций, связанных с ощупыванием предметов, руки детей даже в процессе обучения быстро загрязняются. Известно, что порог осязания чистых рук ниже, чем грязных. Следовательно, для облегчения учебного процесса и соблюдения правил личной гигиены детям необходимо часто мыть руки теплой водой (холод-
\
ная вода понижает тактильную чувствительность); поэтому в классе должны быть обязательно 1—2 умывальные раковины площадью 0,54 м2, а при них вешалка для индивидуальных полотенец.
Перед фронтом первых парт следует иметь общий проход шириной не менее 1 м и длиной, равной ширине классной комнаты (т. е. общей площадью около 6 м2).
V
Г
#
/ — общий вид индивидуального однотумбового ученического стола с площадью крышки 0,57 м2\ II—план ученического места.
А — поверхность крышки стола (1X0.57=0.57 ж2); Б — стул (0.5X0.28=0,14 £ — развернутый учебник (0.37X0.51=0.19 м2): Г —письменный прибор с тетрадью (0.38X0.25—0.09 м2). Ширина прохода для учителя вокруг стола и стула ученика—0,25 м; длина ученического места по фронту 14-0.25+0,25—1.5 м\ ширина ученического места спереди назад — 0,57+0.28+0.25+0.25= 1.35 м2\ общая площадь ученического места 1,5X1,35 = 2,03 м
Таким образом, классная комната включает следующие элементы: ученические места площадью 26 м2, общий проход перед партами — 6 м2, место для стола и стула учителя — 1 м2у места для шкафов — 3,85 м2, места для выставочных столов (стеллажей) — 1,04 м2у места для умывальных раковин — 0,54 м2 и прохода около шкафов, стеллажей, раковин и пр. — 7 м2. Общая площадь класса при этом условии составляет 45,43 м2.
Выводы
ч
1. Начальные классы школ слепых необходимо оборудовать индивидуальными однотумбовыми столами с площадью крышки не менее 0,57 м2. . - : . ■
2. В связи со спецификой учебного процесса в этих школах площадь 1 ученического места должна составлять 2 м2.
3. С учетом установленного Министерством просвещения РСФСР числа учеников (12—13) в классах вспомогательных школ, рекомендуемого набора и размеров оборудования общая площадь классной комнаты должна составлять не менее 45,5 м2.
4. Вопрос о приведении размеров и веса учебных пособий (книг) для учащихся начальных классов школ слепых в соответствии с ана-томо-физиологическими особенностями детей подлежит дальнейшему изучению.
Поступила 18/IV 1965 г.
HYGIENIC STANDARDS OF A CLASSROOM AND ITS EQUIPMENT
IN BOARDING SCHOOLS FOR BLIND CHILDREN
%
T. A. Makova
The hygienic conditions of teaching were studied in primary schools for blind children. The size of the deks and that of the classroom are recommended with due regard for the specific features of the teaching procedure.
• V /Д
УДК 613.16« : 372.363-624+613.5 : 628.85] : 372.363-624
ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОПТИМАЛЬНОЙ ТЕМПЕРАТУРЫ ВОЗДУХА В МУЗЫКАЛЬНО-ГИМНАСТИЧЕСКИХ
ЗАЛАХ ДЕТСКИХ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Л
* Г. А. Севрюкова
Институт гигиены детей и подростков АМН СССР, Москва
Как известно, закаленность и устойчивость нервно-сосудистой системы у детей до 12 лет выражены меньше, а тормозные вегетативные реакции развиты слабее, чем у взрослых. Температура кожи детей в большей степени зависит от температуры окружающей среды. Поэтому при разработке нормативов температуры помещений, в которых занимаются дети, необходимо учитывать их возраст. Но так как выполнение физических упражнений повышает обмен веществ и увеличивает теплопродукцию, то оптимальная температура воздуха в спортивных залах
должна быть ниже, чем в жилых и учебных помещениях. В зависимости от возраста ребенка и тренированности его организма рекомендуют различные уровни ее в этих залах.
По данным Ц. Л. Усищевой в помещениях для занлтий физкультурой школьников младших классов должна быть температура 16°. При такой же температуре проводятся уроки физкультуры с группой дошкольников в Институте педиатрии РСФСР.
Однако научное обоснование температурных параметров для музыкально-гимнастических залов детских дошкольных учреждений отсут-
1 Воздушно-тепловой режим гимнастического зала средней школы. Канд дисс.,
1953.