ДЕТ СКОЕ ЛИЦО ВАНДАЛИЗМА
Что может сделать школа для предотвращения этой социальной беды
Александр Васильевич Литвинов,
директор средней школы № 10 посёлка Прохладный Лабинского района Краснодарского края, заслуженный учитель Российской Федерации, лауреат премии Президента России
Замусоренные улицы городов и подъезды домов, «раскуроченные» почтовые ящики, разбитые фонари уличного освещения — все эти проявления вандализма стали практически «повседневностью» нашей жизни. Мы мало пишем и говорим об этой проблеме, но делать это надо, так как всё общество страдает от неё. Начинается это с малых лет. Что же может сделать школа для преодоления детского (а затем и «взрослого») вандализма? Об этом — предлагаемая статья, представляющая чёткий технологический алгоритм педагогических действий. А поскольку тема её касается практически каждой школы и каждого из нас, очень полезно обсудить её на августовской конференции и на педсовете.
• специальная программа • предотвращение вандализма • исследование и последствия • идеологический вандализм • укрепление мишени • ограничения
И
списанная парта, сломанный стул, исцарапанная циркулем классная доска, оборванные афиши, вытоптанная клумба... Всё это всегда вызывает во мне недоумение, порой переходящее в ярость. Педагогическую ярость, как это ни странно. От своего бессилия. Задавал себе десятки раз один и тот же вопрос: почему это происходит? Всегда хочется застать человека, совершающего подобное действо с поличным, посмотреть ему в глаза, спросить, попытаться понять.
Как может ученик войти в школьное здание в грязной обуви,
прошагать через всё фойе, оставляя за собой чёрные следы, стряхнуть с обуви грязь на стену и спокойно войти в класс? Как может без пяти минут выпускница школы, опаздывая на урок, в ожидании гардеробщицы, бросить куртку на разросшийся комнатный цветок, а потом сдёрнуть её с цветка, даже не обернувшись и не обратив внимание на беспомощно повисшие укором ей ветки, сломанные беспечностью и бескультурьем?
Как может вполне взрослый молодой человек выцарапать ножом на парте аршинными буквами своё имя и при этом не раскаяться в содеянном?
Много раз можно приводить подобные примеры и задавать этот риторический вопрос...
Ответом на него стала идея создать специальную воспитательную программу школы, получившую название «Детское лицо вандализма». Мы пытались исследовать, насколько эта проблема актуальна для современной школы и для нашей общественной жизни, выявить её истоки, найти способы преодолеть её.
Программа предусматривает:
• воспитание гражданственности, уважения к законам, правам и свободам человека;
• формирование поведенческой культуры, здорового образа жизни, общей культуры подростков;
• воспитание способности и потребности жить согласованно, в гармонии с собой, с людьми
и окружающим миром;
• экономическое воспитание школьников.
Основные направления педагогической деятельности — совершенствовать систему воспитания гражданственности, уважения к законам, правам и свободам человека; организовать социальную и психолого-медико-педагогическую помощь и поддержку детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; защищать права и законные интересы детей, разрабатывать стратегию и тактику преодоления вандализма. Всё это стало составной частью работы по предотвращению вандализма. К этой работе мы привлекли специалистов Центра психолого-медико-социального сопровождения детей города Лабинска, общественный совет нашей школы, социальных педагогов и школьного психолога, а также медицинский персонал, участкового уполномоченного, органы ученического самоуправления.
Программа «Детское лицо вандализма» была разработана в 2000-м году. Реализация программы способствовала предотвращению вандализма, который, по мнению педагогов, стал негативным явлением, быстро распространяющимся по стране и приносящим колоссальные экономические убытки, не говоря уже о нравственных издержках в общественном настроении.
В школе прошли тогда семинары по этой актуально-негативной проблеме. Перед учителями выступали психологи Центра психолого-ме-
дико-социального сопровождения, работники правоохранительных органов, социальные работники. Мы совместно исследовали причины и последствия этого явления по материалам печати, по фактам и ситуациям школьной и окружающей жизни. Особую задачу выполняла группа педагогов, которые изучали проявления вандализма в среде учащихся школы. В результате исследований причин и последствий детского вандализма удалось выявить формы его проявления, обстоятельства совершения проступков, к чему всё это приводило. Объекты вандализма — самые разнообразные. В первую очередь, это учебники и библиотечные книги. У многих книг сорваны обложки; в них и в учебниках вместо закладок — тетради, дневники, ручки. Проявляется всё это открыто, участники этих действий — как юноши, так и девушки. Во многих книгах художники-вандалы дорисовывали иллюстрации, портреты, в учебниках ручками и маркерами отмечали нужные параграфы, основные факты в тексте.
Объектами вандализма стали стены коридоров (их царапали острыми предметами и оставляли «рисунки» ногами, как правило, тайно или в общем потоке на переменах); школьная мебель — ученические столы и стулья (надписи на крышках — их оставляют на переменах, во внеурочное время, а также тайно во время уроков, прикрываясь книгами, тетрадями, дневниками (пишут и юноши, и девушки). Особая группа — «только чтецы». Варварское проявление — царапание лезвием, циркулем, перочинным ножом, любыми заострёнными предметами поверхность мебели, раскручивание металлических конструкций (совершают исключительно тайно и только юноши). Особую изощрённость вандализма испытывают на себе книжные шкафы: в них портят металлические конструкции, их забрасывают обёртками от кондитерских изделий, записками, шпаргалками, лепят на них остатки жевательной резинки (вандалы обоего пола).
Нападению подвеграются различные предметы при проведении лабораторных работ (кража, поломка, порча реактивов), а также декоративные растения в рекреациях школы. Проявления: фантазия здесь богатая — надписи на листьях с помощью заострённых предметов (делается тайно или в микрогруппе). А вот порча ветвей, цветов совершается открыто, иногда — по небрежности, участвуют как юноши, так и девушки.
Учебные и вспомогательные помещения школы — также постоянный объект вандализма: остатки пищи, орехи, фрукты, обёртки от конфет — всё это складывается на подоконниках, в цветочных горшках, совершается и тайно, и явно, чаще юношами, чем девушками. И конечно — жевательная резинка в самых неожиданных местах.
Этот достаточно солидный список можно дополнить такими же фактами в ещё большем объёме: объект — личное имущество одноклассников (одежда, учебные принадлежности, школьные сумки) — нанесение оскорбительных слов, порча (тайно или в микрогруппе до трёх человек), совершают в 90% случаев юноши. Объект вандализма — наглядная агитация в школе: объявления, расписание («рисунки», порча текста), совершается тайно или в микрогруппе. Объект — стены помещений (мы назвали этот факт вандализма «хождение по стенам и потолку», «ходят» тайно или в микрогруппе (до трёх человек), этим занимаются юноши.
Объект вандализма — территория школьного двора (надписи на заборе, порча забора, цветочных клумб, спортивных площадок, отправление естественных нужд в неотведённых для этого местах, выбрасывание обёрток от кондитерских изделий в открытые окна класса, курение, демонстративное выбрасывание пачек сигарет и окурков в цветники (совершается тайно или в группе различной численности, иногда стараются, чтобы эта акция» проходила при участии как можно большего числа зрителей). В довершение на-
зову наружную часть здания школы
(надписи различного содержания: от признания в любви объекту своего поклонения до откровенного сквернословия, авторы — юноши); салон городского автобуса (порча сидений, надписи), спортивный инвентарь (порча, хищение — тайно или в микрогруппе, действующие лица — юноши).
К формам вандализма, как это ни дико, сегодня относится игра. По результатам педагогического исследования наших учителей выявлено, что разрушение во время игры подростки рассматривают, как возможность поднять статус в группе сверстников за счёт проявления силы, ловкости, смелости (разрушенная детская площадка в парке, испорченные спортивные снаряды). Такое времяпрепровождение обрело сегодня характер соревнования.
Получили распространение и такие «психологические» формы вандализма:
• мщение (разрушение в ответ на обиду или оскорбление, причём в изощрённой форме: боль «противнику» причиняешь острую, но с ним не контактируешь — порезан рукав куртки в раздевалке спортзала, на портфеле сделана неприличная надпись);
• способ «приобретения» (одна из разновидностей кражи — хищение предметов во время лабораторной работы, кража уличной урны, чтобы сдать в утиль
и получить вознаграждение).
Наконец, в нашем плюралистично-идеологизированном обществе получил распространение идеологический вандализм —
(разрушитель, преследуя социальные или политические цели, разрисовывает стены школьного здания с признаниями в любви любимой рок-группе, гневными лозунгами против той или иной партии).
По нашим исследованиям, существует много и других форм этой болезни. Почему происходит это в современном обществе и как предотвратить этот «процесс разложения мозга» у подростков?
Мы убедились в том, что вандализм — преимущественно мужской феномен. Этот факт констатируется практически во всех исследованиях, психодиагностиках, проводимых учёными, которые мы изучили. Из множества проявлений этой социальной болезни, зафиксированных нами, во всех без исключения принимают участие юноши. Социологи считают, что пик вандализма приходится на 11—13 лет. Это подтверждают и наши исследования. По данным учёных, разрушения имущества чаще всего совершаются импульсивно, под влиянием ситуации. В большинстве случаев акт вандализма не готовится заранее, при этом в 60% наших случаев подростки применяли какие-либо орудия разрушения: острые предметы, лезвия, циркули, авторучки, фломастеры, баллончики. Обеспокоенность вызывает то, что «авторы» этих поведенческих деформаций считают разрушение развлекательным времяпрепровождением, вроде дискотеки или рок-концерта. Так считает примерно пятая часть участников вандальных действий.
Мы с коллегами попытались определить образ подростка-вандала и сделали это ещё до исследований, — «теоретически», на основе собственных впечатлений и опыта. Как же мы ошибались, считая, что вандал-разрушитель — это примитивное существо с отклонениями в умственном и психическом развитии и обязательно из семьи с низким социальным статусом. А оказалось, что примерно половина — это учащиеся с достаточно развитым интеллектом и отнюдь не из асоциальных семей. Но что чаще всего всех их объединяет — это низкая успеваемость, причём по большинству предметов. Так что успеваемость — один из факторов, предопределяющих деликвентность поведения подростка, в том числе и вандализм. К этому добавляются конфликтность с родителями и со школьными учителями, конфликтность со сверстниками (реже), социальное окружение подростка — друзья, часто ломающие или разрушающие что-нибудь (здесь срабатывает «эффект стадности»). Наконец, жизненная ситуация, в которой находится подросток.
68% наших учащихся, замеченных в проявлениях вандализма, негативно относятся к школе, чаще прогуливают занятия, больше предпочи-
тают находиться вне дома, обычно вместе с друзьями. Их родители часто не знают, где их дети проводят вечера. Часть из них употребляет алкоголь, курит табак.
Наши исследования показали также, что вандализм, как правило, совершается скрытно — в 78% случаев. Расчёт прост: окружающие не заметят и не пресекут эти действия, цель которых нанести порчу и вред, что оценивается по степени общественной опасности и разрушительными финансовыми последствиями. Вандалы, как правило, рассчитывают на безнаказанность.
Поэтому наше убеждение и совет коллегам: оставленные безнаказанными ситуации проявления детского и подросткового вандализма приводят впоследствии к более серьёзным преступлениям, таким, как хулиганство, причинение побоев гражданам, умышленное уничтожение памятников культуры и истории, проявление экстремизма и другим формам агрессии, о чём свидетельствуют многочисленные сообщения средств массовой информации в последние годы. Вот почему очень важно при ранних проявлениях разрушительного поведения среди детей и подростков, понять их мотивацию, своевременно выявить и постараться устранить причины, чтобы не допустить более серьёзных преступлений с их стороны. Мотивы преступления могут быть различными, например озлобленность на общество, стремление продемонстрировать свою удаль, проявить себя.
Есть даже немотивированные поступки.
Предотвращение и контроль вандализма: стратегия и тактические способы
Вандализм влечёт за собой, как уже сказано, серьёзные финансовые, материальные и социальные издержки. Учёные предлагают две стратегии борьбы с этим
социальным явлением. Первая — устранение возможности разрушения. Вторая связана с воздействием на ценностные установки и мотивы потенциальных вандалов.
Устранения возможности разрушений учёные видят в таких способах (тактиках).
Первый способ: тактика «укрепление мишени». Этот способ предполагает создание физических барьеров, препятствующих разрушению за счёт использования более прочных материалов и конструкций, уменьшения количества деталей, которые можно оторвать, отбить, открутить и т.д. Мне довелось наблюдать забавную картину, когда японские администраторы школы обследовали помещение, где летом должны были отдыхать в России их воспитанники. Они садились на каждый стул, затем взбирались на столы и проверяли их на прочность. Я понял, что они беспокоились, прежде всего, о безопасности, но этот пример как нельзя, кстати, и в нашей теме. С «укреплением мишени» у нас проблемы в государственном масштабе. С появлением «одноразовых» стаканов, тарелок, вилок, ложек, предметов одежды и т.п. появилась одноразовая ученическая мебель. Я абсолютно не утрирую. Это печальный, но безусловный факт. Закупили мебель: ученические столы и стулья. Ровно через месяц всё стало раскручиваться, скрипеть, рассыпаться на глазах. Пришлось срочно менять все комплектующие металлические детали, чтобы сохранить эту, с позволения сказать, мебель. Поверхности столов покрыты настолько тонким материалом, что их не то что эксплуатировать, на них книги класть нельзя. А столы для настольного тенниса? После месяца бережной эксплуатации они стали выглядеть, как после битвы: краска стёрлась, крепления развалились, в разные стороны.
Второй способ: оперативный ремонт. Этот способ борьбы с вандализмом мы назвали «Операция «Срочно!». Учёные считают, и это подтверждается на практике, что разрушения и поломки существенно меняют воздействие окружающей среды на эмоциональное состояние человека. Разбитые стёк-
ла, грубые надписи и рисунки, истоптанная клумба, мусор — всё это воспринимается, как симптом социальной деградации, признак ослабления социального контроля, что порождает в обществе беспокойство, чувство тревожности и уязвимости. Ощущение беспорядка и упадка, в свою очередь, провоцируют дальнейшие деструктивные действия, увеличивают вероятность новых разрушений — энтропия, как известно, обладает свойством цепной реакции.
И наша практика показала: появление первых актов вандализма резко увеличивает вероятность дальнейшей порчи имущества, мебели, среды обитания. Поэтому реакция должна быть однозначной: быстро, немедленно устранять дефекты, как естественного происхождения, так и появившиеся по вине вандалов. Например, обслуживающий персонал школы знает о том, что каждое утро и в течение дня он должен убирать надорванные листья декоративных растений, во время уроков убрать все загрязнения с пола, со стен, приводить в порядок цветочные ёмкости.
Третий способ; ограничение доступа. Он предполагает ограждать уязвимый объект от потенциальных разрушителей. Учащиеся не должны нигде, никогда, ни при каких обстоятельствах оставаться одни без взрослого (спортивный и актовый залы, классные комнаты, мастерские). Бережно обрезаем кроны деревьев, по которым можно забраться в окна здания, улучшаем освещённость улицы и школьных помещений.
Конечно, все вышеперечисленные тактики оказывают влияние на поведение подростков. Но каждую минуту к каждому классу дежурного взрослого не приставишь. И после уроков сопровождать подростков некому. Поэтому примем к сведению советы учёных, но признаемся, что самый эффективный способ борьбы с вандализмом — воспитание, заполнение «душевных дыр» подростков нравственными ценностями, постоянной тренировкой, что поможет сделать невозможным
антиобщественный поступок. В этом мы убедились на собственном трудном опыте — обсуждали проблему на педсовете, совместно думали о том, что противопоставить вандализму. И выработали свою программу воспитания.
Работа с учащимися включает просвещение по этой теме, определение и постановку задачи перед каждым школьником. Выполнение программы обсуждается на ученических собраниях, оперативных линейках, заседаниях органов ученического самоуправления.
Кстати сказать, именно ученическое самоуправление, ответственность ребят перед коллективом и сверстниками становятся в этой проблеме самой эффективной «тактикой». Проводим беседы «Бюджет твоей семьи», «Сколько денег тратит твоя семья на твою учёбу», «Учись быть бережливым», «Ты и закон», «Её величество экономика». Интересная, популярная среди подростков такая форма работы, как «Разговор начистоту» по темам: «Моё и наше», «Поведение: от самооценки к поступку», «Программа самоутверждения» «Механизмы самоутверждения», «Воля к победе над собой».
Важным аспектом воспитания стали общешкольные оперативные линейки. Проводим творческие конкурсы «Мы рисуем», фотопрезентации «Наша школа», смотры-конкурсы на лучшую сохранность школьного имущества. Органы ученического управления работают под девизом «Это наша школа»
Используем такой воспитательный приём, как отвлечение. Учёные считают, что это — перенесение возможных деструктивных действий в социально приемлемое русло. Проведение конкурсов стенгазет, свободных досок с детскими рисунками, конкурсов рисунков на асфальте по выбранной тематике. Выделили пространство для детских игр, например, в школьном дворе, в жилых районах. Выход в социум за пределы школы, использование воспитательного потенциала социума — весьма эффективный способ.
Задержание, наказание, возмещение ущерба.
Акцент на санкциях не следует делать. И мы не делаем. Добились того, что само предупреждение о том, что проступок ребёнка будет обна-
родован, — уже наказание. Нарушитель готов добровольно возместить любой ущерб, и его родители, кстати, тоже на это согласны, лишь бы это не стало предметом открытого обсуждения в школе. Одобрение социально приемлемых моделей поведения резко снижает вандализм.
Занимаясь этой проблемой, мы понимаем, что исследование эффективности реализации программы контроля и снижения вандализма — область слабо разработанная. Ей недостаёт и теоретической обоснованности, и педагогически выверенной методической оснащённости.
Требует уточнения, педагогически корректного определения само понятие вандализма. Основную трудность, по мнению учёных, здесь представляет различение намеренных и непреднамеренных разрушений. От точности и тонкости этой классификации зависит выбор способов борьбы с вандализмом, его предупреждения. В первом случае акцент должен быть сделан на изменении мотивов поведения, во втором — на усвоении правил поведения, ознакомлении подростка с разрушительными последствиями даже случайного, непреднамеренного вандализма.
Предотвращение вандализма
В программу мероприятий педагогического коллектива средней школы № 10 посёлка Прохладного Лабинского района на 2007—2012 года по реализации программы «Детское лицо вандализма» включена работа не только со школьниками, но и с другими участниками образовательного процесса. Прежде всего — это работа с педагогическим коллективом. Она заключается прежде всего в исследовательской деятельности по этой теме: обсуждаем содержание и выполнение программы «Детское лицо вандализма», проводим семинары с приглашением специалистов по психологии,
социологии, правоведению, корректируем некоторые положения программы. Тщательно составляем и изучаем алгоритм работы каждого учителя. «Операцию «Срочно!» проводим немедленно, по мере совершения того или иного проступка.
Работу с учебно-вспомогательным и обслуживающим персоналом строим на основе просвещения, ознакомления с аспектами этой темы. Определяем задачи и на этом уровне тщательно составляем и изучаем способы деятельности обслуживающего персонала, участия людей в проведении «Операции «Срочно!».
Работа с родителями, с родительским активом также строится на просветительской основе, постановке задач перед родителями. Обсуждаем выполнение программы на родительских собраниях, проводим беседы «Как научить детей быть бережливыми», «Юридическая ответственность несовершеннолетних». Работу с родительским активом ведём под девизом «Это — наша школа».
Информируем учащихся, их родителей, всех работников школы о различных видах помощи со стороны наших социальных партнёров.
А начинали мы всю эту многообразную деятельность с уменьшения агрессивности окружающей учащихся среды:
• с 2000 года в окраске стен, дверей, окон внутри здания не используются тёмные тона красок (синий, зелёный, коричневый), не приобретаем темную мебель (парты, стулья);
• с 2001 года впервые полы в коридорах
и в части учебных кабинетов были окрашены в светлые тона;
• с 2000 по 2005 год заменены почти все приспособленные ёмкости для комнатных растений на цветочные вазы;
• с 2000 года началось постепенное обновление учебной мебели (парты, стулья)
в классах;
• с 2002 года начался и закончен ремонт старой учебной мебели; окрашивание полов
в большинстве учебных кабинетов проводилось только светлыми тонами;
• ежегодно в каждом учебном кабинете, и во вспомогательных помещениях проводим косметический ремонт улучшенного качества;
• в 2007—2009 годах проведён капитальный ремонт: пола в коридорах, замена оконных и дверных блоков, капитальный ремонт санузлов, водопровода, спортивного зала, его освещения, в кабинете истории, в коридорах, рекреациях замена светильников.
Надеюсь, понятно, почему останавливаюсь столь подробно на этом аспекте бытового уклада школы: это важная составляющая профилактики вандализма; постоянное улучшение школьной среды обитания воспитывает привычку к порядку, эстетическое чувство.
Это чувство укрепляется тем, что еженедельно совместно с учениками учителя и технические работники моют цветы, стирают пыль, моют полы в школе. Наши гости удивляются: у нас нет пыли, ни в одном цветочном горшке нет фантиков от конфет, остатков жевательной резинки и так далее. В окружении чистоты и красоты гораздо труднее сломать ветку «китайской розы», набросить куртку на цветок, изрезать светлую парту, оставить лепёшки грязи от подошв на светлом полу.
В такой обстановке мы уже не опасаемся того, что школьники испортят оборудование в кабинете физики или химии, испортят новый дорогой демонстрационный прибор. В этих условиях одним из аспектов предупреждения вандализма стало уменьшение агрессивности окружающей среды.
Укрепление материально-технической базы
В последние годы сделано в этом отношении немало:
• приобретены демонстрационные модули для кабинетов биологии, физики, математики;
• приобретены книжные и демонстрационные шкафы для кабинетов физики, русского языка, литературы, математики, истории;
• в 2005 году оборудован кабинет для занятий основами информатики и вычислительной техники, установлено 11 компьютеров;
• в 2006 году получена новая учебная мебель для кабинетов иностранного языка, биологии, основ безопасности жизнедеятельности, физики, русского языка, литературы, математики; истории (он также оснащён новым компьютером
и набором оргтехники);
• в 2008—2010 г. приобретены компьютеры, многофункциональные устройства, мультимедийное оборудование для кабинетов физики, биологии, математики, русского языка и начальных классов.
С 2007 года в оформлении школы используем только стенды, изготовленные по новым высокохудожественным технологиям (дороговато, но эффектно и эффективно!). Темы стендов: «Ты, Кубань, — ты наша Родина», «Государственная аттестация», «Информационный стенд школы», «Учебно-воспитательный процесс», «Государственные символы», «Десять недостойных вещей», «Десять нельзя», «Мы живём на Кубани», «Через года, через века.».
Сегодня у нас нет грубых проявлений вандализма в школе. Дети гордятся школой, классными комнатами, чистотой и уютом в нашем общем доме.
«У вас, как дома», — говорят наши гости. Мы гордимся тем, что можем быть людьми с культурой, с ощущением родного дома. Об этом часто говорю детям. Мы должны жить в согласии со всеми, с кем общаемся, с тем что нас окружает.
В рамках реализации этой программы мы разработали и внедрили в практику уникальные уроки, главным героем которых стали люди и растения, люди и животные, люди и предметы школьного и домашнего быта, люди и пища. В основу проведения уроков положен проблемный «задачецентристский» подход. Практика показывает, что это позволяет восстановить на занятиях естественный информационный баланс, когда познавательная активность учащихся не уступает активности учителя. Причём положительная обрат-
ная связь сделала этот процесс устойчивым, сформировала у школьников стремление к самообразованию.
Эти уроки, разработанные автором статьи, получили название «Путешествие вокруг нас», «Урок истории в школьном дворе», «Урок истории на кухне» и так далее.
Начало таких уроков посвящено включению ребят в природу, общению с ней. Говорю детям: «Наши предки ощущали себя частью одухотворённой природы, издавна наделяли деревья и травы чудодейственными, могущественными свойствами. Попытаемся понять их. И начнём с дерева, которое растёт у входа в школьный двор. Это берёза. Подойдём к ней ближе, полюбуемся и попытаемся решить задачу, которая называется «Символ России». В старину пели о ней:
А берёза дерево — о четыре дела. А первое дело — мир освещать; А второе дело — крик утешать; А третье дело — больных исцелять; Четвёртое дело — чистоту соблюдать.
Горели-светили в убогих крестьянских избах берёзовые лучинушки — вот первое «дело».
Вопрос: попробуйте назвать все «дела» красавицы-берёзы.
Здесь, в школьном дворе, у красавицы-берёзы, учащиеся и «находят» все её «славные дела».
Героями наших необычных уроков истории под общим названием «Путешествие вокруг нас» стали свыше 60 представителей растительного мира: деревья, кустарники, цветы, травы, овощи и фрукты. Много это или мало? На Земле 500 000 видов растений, которые живут с нами. А среди них около двух тысяч «приручённых» человеком культурных видов и более восьми
тысяч декоративных растений. Представляете: почти десять тысяч невероятных, таинственных историй! И «главным действующим лицом» в этих историях был и остаётся человек. Мы убедились в том, как бережно и заботливо относились наши предки к сохранению и приумножению даров природы. Мир природы величествен, а порою беззащитен.
Безусловно, воспитательны уроки о «братьях наших меньших». Мир домашних животных чрезвычайно интересен. Наблюдая и изучая его, мы испытываем не только удивление и восхищение всё новыми и новыми открытиями о жизни «братьев наших меньших» проникаемся к ним добротою, любовью и за их доверие, и благодарность нам.
И если во время проведения этих уроков мы с детьми на самую малость приблизились к пониманию того, что без внимательного, бережного отношения человека к окружающему миру будущее его проблематично, то в определённой степени мы выполнили свою задачу по предупреждению вандализма...
Подростковый вандализм (впрочем, не только подростковый) — одна из острейших проблем, существующих в обществе. Проявления вандализма — это кризис нравственности, бытовой и общей культуры. Наверное, это и кризис благоразумия.
«Воспитание должно опираться на две основы: нравственность и благоразумие. Первая поддерживает добродетель, вторая защищает от чужих пороков. Если опорой окажется только нравственность, вы воспитаете одних только простофиль и мучеников, если только благоразумие — одних расчётливых эгоистов», — утверждал французский писатель М. Никола Себастьян Шамфор (1741-1794 гг.).
Я согласен с ним полностью: только сочетание этих основ может дать необходимый результат воспитания, «продукт», как сейчас говорят, который выражается в том, что человек стал думать не только о себе, но и об окружающих людях и окружающем его предметном мире. Гармония с ним и даёт ощущение счастья, к чему так страстно стремится человек.
Ознакомьтесь с одной из задач о дереве, так же распространённом в России, как сосна.
«Любимица богов»
Древние греки считали сосну любимым деревом Бога Пана — покровителя пастухов и мелкого рогатого скота, покровителя жителей, самого весёлого из всех богов античного мира. Помимо Пана, сосна посвящалась Посейдону, богу моря и всей водной стихии, владыке морей, покровителю мореплавания, колебателю Земли.
Вопрос. Предположите, почему сосна посвящалась Посейдону?
Материал для учителя. Бог морей Посейдон удостоился такой чести в связи с тем, что сосна была основной древесной породой, употреблявшейся в кораблестроении.
Учитель. Ещё несколько тысячелетий назад шумеры использовали высушенную хвою сосны для примочек и компрессов. А исследования учёных показали, что бактерицидные свойства сосны объясняются тем, что каждая её хвоинка «работает озонатором». А если учесть, что общая длина хвоинок взрослой сосны составляет около двухсот километров, станет понятно, почему воздух сосновой рощи так же стерильно чист, как воздух первоклассной операционной. Подышали немножко стерильным воздухом! НО