ниями зрения включает не только усвоение сенсорных эталонов, но и действия по их использованию при познании окружающего мира.
Библиографический список
1. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. - М., 1991. - 144 с.
2. Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: методическое пособие для воспитателей ДОУ. -М., 2006. - 192 с.
3. Корчинова О.В. Декоративно-прикладное искусство в ДОУ - М., 2002. - 323 с.
4. Основы специальной психологии: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; под ред. Л.В. Кузнецовой. - 4-е изд., стер. -М., 2007. - 367 с.
5. Пантелеев Г.Н. Декоративное искусство -детям. - М., 1980. - 140 с.
6. Проблемы воспитания и социальной адап-
тации детей с нарушениями зрения / Под ред. Л.И. Плаксиной. - М., 1995. - 82 с.
7. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида. Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду / Под ред. Л.И. Плаксиной. - М., 2003. -256 с.
8. Психолого-медико-педагогическая и социальная реабилитация детей с нарушениями зрения. Проблемы преемственности в специальном образовании. Сборник научных работ. Часть 2. / Под ред. О.Л. Алексеева, З.П. Малеевой. - Челябинск, 2002. - 61 с.
9. Радуга: Программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада / Под ред. Т.Н. Дороновой и др. - М., 2004. - 78 с.
10. Сенсорное воспитание в детском саду / Под ред. Н.П. Сакулиной. - М., 1981. - 79 с.
11. Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду. - М., 1981. - 79 с.
УДК 37.01 (ББК Ч421.044)
Гурова Ольга Валерьевна
Межрайонная уголовно-исполнительная инспекция № 1 ГУФСИН по Пермскому краю, г. Березники
ovguro va @yan dex. ш,
Кружкова Ольга Владимировна
Российский государственный профессионально-педагогический университет, г. Екатеринбург
ШКОЛЬНЫЙ ГРАФИЧЕСКИЙ ВАНДАЛИЗМ КАК РЕАКЦИЯ НА ДЕПРИВАЦИЮ СУБЪЕКТНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ
В статье рассматривается феноменология и причинная обусловленность вандального поведения учащихся общеобразовательных школ. Доказывается, что нарушение базовой субъектной потребности в активности в целом и в частности субъектных потребностей в самореализации, в признании и в свободе у учащихся может приводить к социально неадекватной их реализации в виде школьного графического вандализма.
Ключевые слова: графический вандализм, депривация субъектные потребности, неадекватным формам поведения, подростки.
Проблема вандализма характерна для любой культуры, но степень ее остро. ты и распространения зависит от уровня и качества жизни общества. На сегодняшний день распространение графического вандализма приобрело угрожающие размеры - в больших и малых городах стены домов, стволы зеленых насаждений, ограды и заборы, асфальтовые дорожки, рекламные стенды, т.е. поверхности всех доступных предметов и построек городской среды покрыты несанкционированными рисунками. Также эта проблема характерна и для учебных
заведений, чьи стены и мебель так же часто «разрисовываются» учащимися. При описании проблем вандализма многие исследователи (Э. Фромм, Т. Парсонс, В.И. Добреньков, В.Н. Кудрявцев, С.А. Величева, В.Ф. Пирожков и др.) указывают, что наибольшая склонность к вандаль-ному поведению проявляется в периоды подрос-тничества и юности. Это связано с особенностями этих возрастных периодов, когда в силу вступают реакции эмансипации (дети перестают признавать взрослых за авторитеты, для них становится важным показать, что они сами могут все
решать за себя, решать, как себя вести); группирования (объединение для свободного времяпрепровождения со сверстниками в большие компании); подражания (демонстрация сходных типов поведения всеми участниками подростковой компании). Сочетание всех этих реакций приводит к проявлению открытого протестного или демонтративно асоциального поведения среди подростков и юношества. Наибольшую склонность к крупным формам вандализма, связанным с уничтожением каких-либо объектов, проявляют представители мужского пола [12], в то время как мелкие формы вандализма (рисунки на мебели и стенах, процарапывание, марание и т.п.) распространены как среди мальчиков, так и среди девочек [8]. И если на счет крупных форм вандализма у нас не возникает сомнений в их категоризации к общему феномену вандализма, то мелкие формы часто могут рассматриваться как баловство, результат непреднамеренных действий, т.е. не воспринимаются вандализмом как таковым.
Большая советская энциклопедия определяет вандализм как «бессмысленное уничтожение культурных и материальных ценностей» [3]. В со-
циально-психологических и социологических исследованиях понятие «вандализм» имеет более широкое значение, чем в юридических источниках. В то же время, наблюдается достаточно разрозненное представление об этом феномене в целом (табл. 1).
Очевидно, что определяющими вандализм категориями являются:
- правонарушение (преступление) - т.е. нарушение принятых в обществе норм поведения, за которое будет следовать наказание;
- уничтожение (разрушение, осквернение, порча) - приведение в полную или частичную негодность для дальней эксплуатации предмета;
- агрессия (грубость и т.п.) - проявление негативных эмоциональных реакций во время совершения вандального акта;
- самоутверждение - проявление власти над окружающей действительностью с целью обретения уверенности.
Также важно, что одним из маркеров вандализма является совершение действия с предметами чужой собственности, которые представляют ценность для других, но не для вандала.
Таблица1
Источник Определение
В. Даль Поступок грубый, противный просвещению, образованности [5]
Французский энциклопедический словарь «Лярусс» Состояние духа, заставляющее разрушать красивые вещи, в частности, произведения искусства [10]
Современный толковый словарь русского языка Ефремовой Действие, поведение вандала, вандалов, разрушение исторических памятников, уничтожение культурных ценностей; варварство [6]
Энциклопедия юриста Бессмысленное, жестокое разрушение памятников, культурных ценностей. Вандалы - древние германские племена, известные своими нападениями на Рим и его провинции, причинявшие при этом огромные разрушения [4]
Российский Уголовный кодекс Преступление против общественной безопасности, предусмотренное ст. 214 УК РФ, заключающееся в осквернении зданий или иных сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах [7]
The Merriam-Webster dictionary Намеренное или вследствие невежества разрушение собственности, принадлежащей другому лицу или обществу [13]
A.M. Бандурка, А.Ф. Зелинский Агрессивное правонарушение, по своим внешним (объективным) и психологическим (субъективным) признакам, близкое к насильственным посягательствам [2]
D. Canter Экзистенциональное исследование, т.е. средство самоутверждения, исследования возможности своего влияния на общество, привлечения внимания к себе [9]
A. Goldstein Намеренный акт разрушения или порчи чужой собственности [11]
J. Wise Изменение части физической среды без согласия на то ее собственника или управляющего [14]
В общественном сознании вандализм часто предстает бесцельным, бессмысленным, немотивированным поведением. Часто люди и не замечают, что их действия потенциально носят вандальный характер. Это может быть простой рисунок, оставленный на парте в школе или опрокинутая мусорная урна или уже разбитая скамейка в парке и т.п.
Классификации причин вандального поведения разнообразны. В зарубежной литературе обобщенно принято выделять следующие виды вандализма по его причинно-мотивационной обусловленности:
- вандализм непреодолимого искушения (Weinmayr) - объект вандализма привлекателен для его «преобразования» или разрушения;
- вандализм «по-другому-сделать-было-нельзя» (Weinmayr, Zeisel) - из-за ущербности, неудобства и неэргономичности окружающей среды;
- вандализм хищений (Coffield) - хищение общественной или частной собственности для собственного финансового обогащения;
- вредительствующий вандализм (Weinmayr, Thaw) - разрушение предметов, когда не могут быть удовлетворены стяжательные намерения;
- злонамеренный вандализм (Cohen, Thaw, Zeisel) - выражение гнева, направленное на общественную собственность;
- злоупотребляющий вандализм (Weinmayr) -«неадекватное» или неосторожное обращение с объектами;
- идеологический вандализм (Cohen) - как средство достижения каких-либо целей, носящих какую-либо идеологическую подоплеку;
- конфликтный вандализм (Weinmayr, Zeisel)
- из-за наличия противоречия между потребностями субъекта и условиями окружающей среды;
- конформный вандализм (Coffield, Gladstone, Wade) - совершается под давлением группы (субкультуры);
- любопытствующий вандализм (Weinmayr) -из-за чрезмерной любознательности и «разрушительного экспериментаторства» субъекта с объектами общественной собственности;
- маскирующий вандализм (Irom, Cohen, Thaw) - метод сокрытия хищений и краж;
- мстительный вандализм (Irom, Martin, Cohen)
- выражение враждебности или гнева по отношению к собственнику объекта вандализма;
- непреднамеренный вандализм в ходе игры (Cohen, Thaw, Zeisel) - как следствие неосторожных игр детей и подростков;
- тактический вандализм (Cohen) - как средство для достижения иных целей (запугивания, саботажа и т.п.);
- экстравагантный вандализм (Irom, Howard, Coffield) - является средством самоутверждения или следствием реализации желания вандала привлечь к себе внимание.
По нашему мнению, одной из причин проявления вандализма может являться нарушение удовлетворения или депривация субъектных потребностей индивида. К.А. Абульханова-Славская под субъектом понимает способ реализации человеком своей человеческой сущности в мире [1]. Исходя из этого, основным качеством субъекта, как детерминанты осуществляемых им изменений в мире, проявляемую им активность. Активность является основной субъектной потребностью, без которой проявление субъекта невозможно. Процесс удовлетворения потребности в активности реализуется в двух направлениях - во внутреннем плане как потребность в самопознании, самовыражении и саморазвитии. Во внешнем плане с учетом двух комплементарных тенденций: интеграции с другими и дифференциации от других. В результате потребность в активности может быть детализирована в виде трех основных субъектных потребностей: 1) потребности в самореализации, основанной на процессах самопознания, самовыражения и саморазвития; 2) потребности в признании, которая может быть прошкалирована по степени своей остроты от потребности в принятии (допуска в сообщество) до потребности во власти (права управления сообществом); 3) потребности в свободе - отсутствии ограничений и директив в выборе направления и действий по реализации активности.
При нарушении или депривации субъектных потребностей, отсутствии условий для их реализации данные потребности могут быть компенсированы неадекватными способами. Причиной девиантного поведения подростков часто является фрустрация - психическое состояние, вызванное неуспехом в удовлетворении субъектных потребностей, желаний, которое влечет за собой необходимость снятия напряжения.
Методика исследования. Целью проведенного нами исследования была изучение депривации субъектных потребностей подростков как фактора проявления школьного графического вандализма. Объект исследования - субъектные потребности в самореализации, в признании
Таблица2
Характеристики подгрупп
Подгруппа и фактор, характеризующий ее Кол-во участ- ников Нагрузка на фактор Отличительные психологические характеристики*
Высокие показатели Низкие показатели
Подгруппа 1 «ведомые» СР1) 113 60,84 - принятие других - эмоциональный комфорт - экстернальность - суверенность психологического пространства - социальная креативность - оригинальность мышления - склонность к доминированию
Подгруппа 2 «креативные» СР2) 96 12,16 - оригинальность мышления - гибкость мышления - беглость мышления - социально-психологическая адаптация - интернальность - принятие других - самопринятие - эмоциональный комфорт - суверенность территории - социальная суверенность - суверенность ценностей
Подгруппа 3 «ведущие» СР3) 89 5,74 - социальная креативность - гибкость мышления - беглость мышления - самопринятие - склонность к доминированию - экстернальность - суверенность психологического пространства - оригинальность мышления
Подгруппа 4 «маргинальные» ^1, F3) 22 60,84 и 5,74 - экстернальность - суверенность психологического пространства - оригинальность мышления - социально-психологическая адаптация
Примечание: перечислены те психологические характеристики, показатели которых на уровне значимости р<0,01 по критерию Стьюдента отличны от аналогичных показателей в других подгруппах.
и в свободе подростков, склонных к школьному графическому вандализму. Предметом исследования явилась депривация субъектных потребностей подростков как детерминанта проявления школьного графического вандализма.
Гипотеза исследования состояла в том, что депривация одной или более субъектных потребностей в подростковом возрасте приводит к социально неадекватным формам поведения: удовлетворению потребности в активности путем несанкционированных изменений окружающей среды -проявлению школьного графического вандализма.
Исследование проводилось в пяти общеобразовательных школах городов Березники и Екатеринбурга. В исследовании приняли участие 320 школьников подросткового возраста мужского пола, которые экспертами (педагогами) были выделены из числа своих одноклассников как наиболее часто проявляющие склонность к школьному графическому вандализму (оставляющие рисунки на поверхностях стен и школьной мебели).
Результаты исследования и их обсуждение. Для оценки наличия депривированных субъектных потребностей использовались маркеры:
- потребность в самореализации - наличие высокой креативности и творческих способностей в сочетании с ощущением ограничений в самовыражении (нарушение суверенности психологического пространства);
- потребность в признании - наличие нарушений в социально-психологической адаптации как показателе интеграции с социальным окружением;
- потребность в свободе - нарушение суверенности психологического пространства.
После диагностического этапа исследования, где изучались выделенные маркеры депривации субъектных потребностей, вся выборка была подвергнута факторному анализу с целью разделения на подгруппы. Было выделено 3 фактора с общим коммулятивным весом 98,4%. В то же время при разделении респондентов в соответствии с выделенными факторами было получено 4 подгруппы (табл. 2), т.к. часть компонентов (респондентов выборки) в равной степени получили высокие нагрузки по 1-му и 3-му факторам (выше 0,6) и были обозначены как отдельная подгруппа.
Таким образом, обобщая психологические характеристики респондентов выделенных подгрупп, можно дать им следующее описание.
Подгруппа 1 - «ведомые» - подростки, характеризующиеся малой конфликтностью, склонностью принимать чужое влияние, высокой конформностью, не умеющие признавать и нести ответственность за свои поступки, не склонные к творческой деятельности, в то же время достаточно благополучные в плане собственной социальнопсихологической адаптации. Показатели сохранения суверенности их психологического пространства относительно высоки, но не столько за счет их автономности и свободы, сколько из-за того, что воздействие со стороны они не воспринимают как нарушение своих психологических границ.
Подгруппа 2 - «креативные» - подростки в этой подгруппе относительно объективно оценивают свои высокие творческие возможности, которые подтверждаются высокими показателями гибкости, беглости и оригинальности их мышления. Им свойственна высокая социально-психологическая адаптивность к изменяющимся условиям за счет их гибкости, но поскольку они полностью осознают свою ответственность за совершаемые действия, то принятие себя и эмоциональный комфорт занижены - подросток находится в состоянии внутреннего конфликта между стремлением реализовать творческий потенциал и пониманием неправильности пути его «воплощения» на школьной мебели. Также у большинства подростков здесь наблюдаются нарушения социальной суверенности и суверенности территории и ценностей, поскольку они, в попытке решить свое внутреннее противоречие, испытывают определенное чувство вины.
Подгруппа 3 - «ведущие» - эти подростки отличаются высокой склонностью к доминированию, основанной на самопринятии собствен-
ной личности и собственных особенностей. Им свойственна высокая социальная креативность, но при повышенных гибкости и беглости мышления его оригинальность отсутствует. Этих подростков можно назвать негативными лидерами, поскольку они, жестко соблюдая границы собственного суверенитета, могут увлекать за собой других, но не готовы брать на себя ответственность за поступки, как своих последователей, так и свои собственные.
Подгруппа 4 - «маргинальные» - в эту группу попала небольшая часть респондентов, по своим психологическим показателям, находящаяся между 1-й и 3-й подгруппами. Для них характерны высокая экстернальность, нежелание брать на себя ответственность, демонстрируемая независимость поведения, относительно высокая суверенность психологического пространства и особо суверенность вещей. В то же время их социально-психологическая адаптация не высока; вероятно, это является следствием их склонности к обострению отношений.
В целом диагностированные показатели позволяют оценить степень присутствия и удовлетворенности субъектных потребностей в каждой подгруппе респондентов с учетом их групповых характеристик (табл. 3).
В результате можно сделать следующие выводы:
1. Очевидно, что наличие депривированных субъектных потребностей наблюдается не у всех респондентов. Так, участники 1-й подгруппы не испытывают нарушения в удовлетворении потребности в активности. В то же время, им свойственно подражание другим подросткам, основанное на низкой социальной креативности и применяемое как способ идентификации с микрогруппой. Несформированность умения реализовать потребность в активности приводит к неадекватным де-
Таблица3
Степень присутствия и удовлетворения субъектных потребностей в подгруппах респондентов
Потребность Подгруппы респондентов
«ведомые» «креатив- ные» «ведущие» «марги- нальные»
во внутренней активности - в самореализации 0 - + +
во внешней активности - в признании + + + -
- в свободе + - - +
Примечание: 0 - потребность отсутствует; «+» - потребность удовлетворена; «-» - потребность не удовлетворена.
виантным способам проявления субъекта, в частности к школьному графическому вандализму.
2. Во 2-й подгруппе наблюдается депривация двух субъектных потребностей: в самореализации и в свободе. Однако, это явления взаимосвязанные, поскольку творческая личность, имеющая высокие потенции в самовыражении, часто окружающую действительность с ее нормами и законами повседневности воспринимает как ограничение своей активности. Интересно, что в этой подгруппе наличествуют множественные тесные взаимосвязи между показателями креативности и суверенности психологического пространства (присутствие 25% значимых на уровне р<0,05 из всего числа возможных корреляционных связей). В большинстве своем имеются обратные связи креативности и элементов суверенности психологического пространства. Исключение составляет показатель суверенности привычек, который максимально высок в этой подгруппе в сравнении с другими и положительно связан с гибкостью мышления и социальной креативностью респондентов. Современная школа унифицирована и не может предоставить креативному подростку условий для удовлетворения потребности в самореализации, что в итоге приводит к «деструктивному» проявлению творческих способностей.
3. Неудовлетворенная потребность в свободной организации собственного психического и физического пространства в условиях школы (ограничение активности субъекта в пространстве общения, физическом пространстве и т.д.) приводит к проявлению школьного графического вандализма в 3-й подгруппе. Физическая и психологическая свобода выходят на первый план в разрешении конфликта неконгруэнтности школьных требований реалиям современной жизни, когда удовлетворение требований, предъявляемых школой для успешного обучения, не позволяет подростку в полной мере быть успешным в общесоциальном взаимодействии.
4. Потребность в признании, потребность состояться в окружении как личность особенно актуальна в подростковом возрасте. Ее неудовлетворенность приводит к нарушению социальнопсихологической адаптации личности, вследствие чего выбираются неадекватные способы самоутверждения, что характерно для 4-й подгруппы респондентов.
В итоге, у 65% подростков, склонных к проявлению школьного графического вандализма, принявших участие в нашем исследовании, присутствует депривация одной или более субъектных потребностей, что приводит к социально неадекватным формам поведения. Желая быть субъектами и не находя способов удовлетворения потребности в активности, подростки начинают несанкционированно изменять окружающую физическую в качестве либо протестных либо самопроизвольных активных действий.
Библиографический список
1. Абульханова-Славская К.А. О субъекте психической деятельности. - М., 1973.
2. БандуркаA.M., ЗелинскийА.Ф. Вандализм. -Харьков: Ун-т внутр. дел, 1996.
3. Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, 1971.
4. Большая юридическая энциклопедия. - М.: Эксмо. 2007.
5. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. Т. 1: А-З / Под ред. И.А. Бодуэна де Куртенэ. - М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 1998.
6. Ефремова Т. Ф. Современный толковый словарь русского языка. В 3 т. Т. 1. А-Л. - М.: Изд-во АСТ, Астрель, Харвест, 2006.
7. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под общ. ред. Ю.Н. Скуратова и В.М. Лебедева. - 2-е изд. - М.: Инфра; М-Норма, 1997.
8. Скороходова А.С. Граффити: значение, мотивы, восприятие // Психологический журнал. - 1998. - J№1.
9. Canter D. Fires and human behavior. - New York: Wiley, 1980.
10. Grand larousse encyclopedique. T. 10. - Paris: Librarie Larousse, 1964.
11. Goldstein A. The psychology of vandalism. -New York: Plenum Press, 1996.
12. Richards P. Middle-class vandalism and age-status conflict // Social Problems. - 1976. - V. 27. -№4.
13. The Merriam-Webster dictionary. - New York: Pocket Books, 1974.
14. Wise J. A gentle deterrent to vandalism // Psychology Today. - 1982. - V. 16. - N°9.