Раздел 4. Криминологическая наука
МАЛАХОВ С.Ю., [email protected] Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Московской области, 125009, Москва, Никитский пер., 3
MALAKHOV S.Y.,
Main Department of the Ministry
of the Interior of the Russian Federation,
on the Moscow region,
Nikitskiy Lane 3, Moscow, 125009, Russian Federation
ПОНЯТИЕ «ВАНДАЛИЗМ» КАК ПРЕДМЕТ КРИМИНОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Реферат. В науке и в быту понятие «вандализм» во всех его проявлениях имеет отрицательное значение вследствие своего разрушительного начала. Идеи вандализма — это идеи протеста. Генезис уголовной ответственности за вандализм свидетельствует о наказуемости подобных деяний во всех крупных законодательных памятниках. В современной трактовке вандализм охватывает и предусмотренные уголовным законодательством самостоятельные преступные деяния — умышленное повреждение чужого имущества, хулиганство, уничтожение или повреждение объектов культурного наследия, надругательство над телами умерших и местами их захоронения и некоторые другие. Вандализм — форма незаконного протестного выражения взглядов, позиций, оценка деятельности законной власти. Вандализм может быть индивидуальным и групповым, стихийным и программным, духовным и материальным. Этимология вандализма берет свое начало от группы древнегерманских племен. В 1973 г. С. Коухен предложил классификацию вандализма на основе концепции разрушения, присутствующей в любом определении вандализма (корыстный вандализм, тактический вандализм, идеологический вандализм, вандализм «из мести», вандализм в виде игры, граффити, умышленный вандализм). Впервые термин использован в 1794 г. Приводятся точки зрения на происхождение исследуемого термина. В докладе А. Грегуара это расправа республиканцев армии молодой Французской республики над французскими крестьянами. В отчете ФБР 1975 г. «О состоянии преступности» вандализмом признано умышленное разрушение, включая обезображивание и порчу, собственности (имущества) без согласия собственника. В зависимости от субъективного представления лица о совершаемых им действиях и от отношения к этому общества выделяются негативный и позитивный вандализм. Делается вывод о том, что вандализм как явление — это не только преступление, предусмотренное ст. 214 Уголовного кодекса Российской Федерации. Предмет его значительно шире.
Ключевые слова: вандализм, этимология слова, история происхождения, классификация вандализма, предмет вандализма.
THE CONCEPT OF "VANDALISM" AS THE SUBJECT OF CRIMINOLOGICAL RESEARCH
Abstract. In modern science and everyday life the concept of «vandalism» has negative meaning due to its destructive principle. The genesis of criminal responsibility for vandalism indicates its punishability in all major legislative documents. In modern interpretation vandalism also covers independent crimes provided by criminal legislation, such as intentional damage to property, hooliganism, destruction or damage of cultural heritage objects, desecration of the dead bodies and places of their burial and others. Vandalism is the form of illegal protest expression of opinions, attitudes. Vandalism can be individual and group, spontaneous and planned, spiritual and material. The word etymology originates from a group of old Germanic tribes. In 1973 S. Cohen proposed the classification based on the destruction concept (tactical, ideological, malicious vandalism, vandalism as a way to purchase, as revenge and as a game). The term was first used in 1794. The author of the article presents different points of view on the origin of the analyzed term. According to A. Gregoire's report, vandalism is massacre of the young French Republic's Army of the French peasants. In FBI report of 1975 vandalism is to willfully or maliciously destroy, injure, disfigure, or deface any property without the consent of the owner. Depending on the person's subjective idea of actions committed by him and society's attitude
towards it, positive and negative vandalism can be distinguished. The author comes to the conclusion that vandalism is not only a crime provided by Art. 214 of the Russian Federation Criminal Code, its subject is much wider.
Keywords: vandalism, word etymology, history of origin, vandalism classification, vandalism subject.
Вандализм можно отнести к тем антисоциальным явлениям, которые достаточно давно известны человечеству, в том числе и на уровне законодательного опосредования наиболее распространенных его форм.
В современной науке понятие «вандализм» во всех его проявлениях имеет отрицательное значение по причине своего разрушительного начала. Во всех сферах жизнедеятельности общества термин «вандализм» употребляется и ассоциируется с некультурным, варварским, отклоняющимся поведением. Для культурного человека вандализм - это шок и трепет, т.к. идет вразрез со всеми общепринятыми нормами. Культурный вандал - не просто низвергатель («варвар-разрушитель»), он представитель некоего протеста, оппозиционного движения. Идеи вандализма -это идеи протеста [1, с. 16]. Такое однозначное понимание данного феномена требует комплексного подхода к его изучению.
Анализ развития российского и советского уголовного законодательства позволяет утверждать, что нормы об ответственности за преступления, при совершении которых уничтожались или повреждались исторические и культурные ценности, разрушались здания или сооружения, характерны практически для всех крупных законодательных памятников прошлого. В абсолютном большинстве таких случаев законодатель вообще не употреблял термин «вандализм», что может означать лишь одно - непризнание в качестве самостоятельного состава преступления действий, охватываемых в настоящее время диспозицией ст. 214 УК РФ. Однако если иметь в виду, что термином «вандализм» в его современном социально-правовом значении охватывается весьма широкий круг деяний - от повреждения имущества до разрушения культурных и исторических ценностей, то можно сказать, что элементы уголовно наказуемого вандализма обнаруживаются в ходе анализа норм действовавшего уголовного законодательства России на различных этапах его разви-
тия. При этом необходимо отметить, что действия, в современном представлении именуемые вандализмом, в основном относились к преступлениям против веры и имущественным преступлениям.
Однако при изучении этого явления как преступления вряд ли следует ограничивать рамки исследования осмыслением лишь его законодательного определения. Разумеется, изучение любого социальноправового явления невозможно без формулирования логически безупречного понятия о нем.
В уголовном праве существуют понятия, не вызывающие сомнений в их емком и четком законодательном определении. Например, убийство - умышленное причинение смерти другому человеку (ст. 105 УК РФ), кража - тайное хищение чужого имущества (ст. 158 УК РФ), и т.п. К сожалению, этого нельзя сказать об определении вандализма в ст. 214 УК РФ, согласно которой им признается «осквернение зданий или иных сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах». Даже поверхностный взгляд на данную законодательную формулировку позволяет утверждать, что указанными действиями могут охватываться и такие предусмотренные в уголовном законодательстве самостоятельные преступные деяния, как, например, умышленное повреждение чужого имущества (ст. 167 УК РФ), хулиганство (ст. 213 УК РФ), уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия, природных комплексов, объектов, взятых под охрану государства, или культурных ценностей (ст. 243 УК РФ), надругательство над телами умерших и местами их захоронения (ст. 244 УК РФ) и некоторые другие. Возникает вопрос: ограничивается ли понятие вандализма рамками ст. 214 УК
РФ, т.е. перечисленными в ней действиями, или это явление более широкого плана?
Анализ всех информационных материалов, включая средства массовой информации, научные статьи в различных областях науки, официальные протоколы заседаний органов государственной власти позволяет нам констатировать тот факт, что понимание вандализма и, как следствие, употребление данного понятия в качестве официальной оценки деяний, связанных с ним, является более широким и выходит за рамки уголовно-правового определения.
В сентябре 2012 года депутаты - члены Межфракционной группы Государственной Думы РФ по защите христианских ценностей, созданной в апреле 2012 года, высказались о важности и актуальности принятия межпартийного консолидирующего документа. В частности, в заявлении говорится, что «...особую озабоченность и осуждение вызывают участившиеся случаи убийств духовных лидеров, насилие в отношении верующих, спиливание крестов, разрушение храмов, кощунственные хулиганские акции, вандализм на кладбищах, нанесение оскорбительных надписей на стенах храмовых зданий. Все эти действия направлены на разрушение многовековых духовно-нравственных основ России и служат возбуждению гражданской розни и подрыву суверенитета страны» [2].
Вандализм является одной из форм незаконного протестного выражения взглядов, позиций, оценки деятельности законно избранной власти. Совершение массовых беспорядков, сопровождающихся деяниями, предусмотренными ст. 214 УК РФ, уничтожением или повреждением имущества, осквернением зданий или сооружений, повреждением общественного транспорта, надругательствами над телами умерших и местами их захоронения в полной мере можно оценить как вандализм в широком понимании. Вандализм многолик. Он может быть как индивидуальным, так и групповым, как стихийным, так и программным, как духовным, так и материальным [1, с. 17].
Знания в области научных основ квалификации преступлений в достаточной мере позволяют разграничить по уголовно-правовым признакам деяния, связанные с вандальными проявлениями. Одна-
ко именно криминология призвана исследовать детерминанты вандализма во всех его проявлениях, личность преступника, выработать меры общей и индивидуальной профилактики.
Слово «вандализм» берет свое начало со времен образования группы германских племен. В 429-439 гг. они завоевали Северную Африку и основали раннефеодальное государство. В 455 году разграбили Рим и уничтожили многие памятники античной культуры [3]. С тех пор осквернение, а также порча или уничтожение памятников культуры, материальных и культурных ценностей и иного имущества называется вандализмом.
Впервые же этот термин был использован в научных работах по проблемам изучения и борьбы с вандализмом в 1794 году. Аббат Анри Грегуар в своем докладе на Парижской конференции, посвященном защите памятников истории после революции 1789 года, определил вандализм «как порчу, обезображивание и разрушение предметов, имеющих культурную и историческую ценность» [4, с. 76].
Именно это определение вандализма можно признать устоявшимся в литературе. Так, например, подобным образом вандализм характеризуется в Толковом словаре русского языка: вандализм - бессмысленное жестокое разрушение исторических памятников и культурных ценностей, варварство [5, с. 68]. Согласно словарю В. Даля, вандализмом признается поступок грубый, противный просвещению, образованности [6]. В подобном смысле вандализм употребляется и в художественной литературе. «Придется все разломать, чтоб удостовериться в этом. А как тут ломать? Скажут: вандалы, науки не уважаете!» [7, с. 28]. Наряду с вандализмом, как грубым и жестоким поведением человека, разрушающим культурные и исторические ценности, широко употребляется и такое значение этого слова, как варварство. Словарь русского языка определяет варварство как невежественное отношение к культурным ценностям; невежество; бескультурье [8].
В науке существует иная точка зрения на происхождение термина «вандализм». По мнению П.Л. Карабущенко, в истории происхождения понятия «вандализм» мы имеем дело, скорее, с неким укоренившимся в нашем сознании мифом, нежели
с исторической реальностью. Термин создавался в угоду определенных идеологических стереотипов и для удовлетворения определенной политической потребности [1, с. 14]. Основываясь на исторических фактах, П.Л. Карабущенко называет аббата Анри Грегуара «политическим мифотвор-цем». В своем докладе А. Грегуар не имел в виду древних вандалов, разрушивших Рим в 455 году. Он подразумевал кровавую расправу республиканцев армии молодой Французской Республики, подавившей восстание французских крестьян в провинции Вандея.
Столь широкий подход к пониманию вандализма объясняется прежде всего тем, что его изучением в нашей стране начали заниматься сравнительно недавно. Исследование данной проблемы рассматривалось лишь в рамках изучения девиантного (отклоняющегося) поведения личности.
Что же касается зарубежных исследований по данной проблеме, то сравнительно большое число работ связано с началом 60-х годов XX столетия. Начало «культурной революции» в Европе привело к тому, что молодежные группы совершали акты вандализма в знак протеста против существующей идеологии в обществе. Появилось «панковское движение», состоящее из молодых людей, для которых совершение вандализма являлось проявлением свободы и независимости, а также самоутверждением в обществе. Вот как описывает события, произошедшие в июне 1999 года в Англии, очевидец: «Под "красное колесо" попала даже местная святыня - Банк Англии. Его стены измалевали красными красками, а одну из бронзовых статуй стоимостью 40 тыс. фунтов повалили, пытаясь расколотить, да не вышло. Поэтому обошлись покраской - также в революционные тона. В Сити в один момент вспыхнули все почтовые ящики...» [9].
При работе над программами, направленными на борьбу с вандализмом, и при проведении криминологического анализа совершения подобного рода преступлений в США между учеными (криминологами, социологами, психологами) проходила дискуссия по проблеме определения понятия вандализма.
В 1975 году в отчете ФБР «О состоянии преступности» вандализмом признавались действия лица, которое умышленно
разрушает, включая обезображивание и порчу, собственность (имущество) без согласия собственника или лица, имеющего право пользования имуществом [10, с. 4].
В 1973 году в своей работе, посвященной разрушению и повреждению имущества, С. Коухен предложил классификацию вандализма на основе концепции разрушения, присутствующей в любом определении вандализма.
1. Корыстный вандализм - повреждение торговых автоматов и телефонов-автоматов с целью завладения деньгами.
2. Тактический вандализм - повреждение совершается с целью протеста (привлечения внимания), например, повреждение кафе в знак протеста за некачественную пищу.
3. Идеологический вандализм - повреждению подвергаются рекрутские помещения армии США в школах.
4. Вандализм «из мести» - повреждение писсуаров в знак протеста на запрет курения.
5. Вандализм в виде игры - для забавы повреждаются телефоны-автоматы.
6. Граффити - надписи на стенах с целью самоутверждения*.
7. Умышленный вандализм - повреждения в основном происходят в школах, являются результатом проявления обиды по отношению к школе [11, с. 14].
Данная классификация, основанная на криминологическом исследовании, описывает, прежде всего, причины совершения вандализма.
Концепция разрушения с целью протеста против чего-либо или кого-либо, положенная в основу понятия вандализма, помогает нам понять, что разрушение материальных объектов, разрушение на уровне сознания человека, разрушение идеологии общества - все это определяется как вандализм. Состояние варварства
* Граффити в современном понимании родилось в Филадельфии в конце 60-х годов. Сперва это были неприличные надписи либо пропагандистские политические воззвания, оставляемые на стенах местной молодежью. В дальнейшем граффити обнаружили в нью-йоркском метро, где оно приобрело более осмысленные формы, зачастую агрессивные, чем обратило на себя внимание местных властей. Однако граффити уже не только прочно утвердилось в США, но и переместилось в Европу и Азию.
означает разрушение самого главного, что создает цивилизация: преемственности
развития, единства различных форм культуры, наконец, парадоксальным образом - разрушение своей собственной страны [12, с. 46].
В зависимости от субъективного представления лица о совершаемых им действиях и от отношения к этому общества можно выделить негативный и позитивный вандализм.
Отношение общества выражается в осуждении или принятии подобных процессов. Оно основывается на тех моральных нормах и принципах, которые сложились на данный момент в обществе. Моральные нормы и принципы содержатся в сознании людей, в общественном мнении, находят свое отражение в произведениях литературы, искусства, в средствах массовой информации.
Поэтому одни и те же действия людей в разные исторические периоды могут оцениваться и как вандализм, и как пример для подражания, поскольку суждение о том, что можно признать вандализмом, а что нет, основывается на той системе моральных ценностей, которая сложилась в данный период времени, и которая принята большинством в обществе. Так, разрушение полуобнаженных статуй периода Возрождения воспринимается как вандализм, в отличие от иконоборческого движения, уничтожавшего иконы как символ идолопоклонства. С другой стороны, Франция ежегодно 14 июля отмечает как национальный праздник такой акт вандализма, как взятие Бастилии.
Столкновение двух отрицаний предусматривает самоуничтожение зла. Политические изменения в Европе и в мире привели к тому, что кирпичная стена, являвшаяся границей ГДР и ФРГ, была разрушена в знак объединения Германии.
Процесс укрепления советской идеологии и реализации идеи отделения церкви от государства послужил причиной разрушения храма христа Спасителя в Москве. Огромные духовные потери понесло наше общество в результате борьбы с религией. Религия включает в себя набор принципов и постулатов, имеющих общечеловеческое значение. Вера и связанные с ней нравственные нормы способны многих удержать от аморальных поступков, и
в целом религия может существенно способствовать снижению напряженности в обществе [13, с. 142]. Правонарушения в отношении религии и канонических обрядов строго наказывались государством во все времена. В Древней Греции бесчестие ожидало практически любого, совершившего преступление против религии. Существовал широкий перечень деяний, запрещенных под угрозой наказания. К этой группе относились следующие виды преступлений: посягательства на порядки, установленные в церкви, а также для проведения церковных обрядов; нарушения неприкосновенности храмов (нарушения храмовой территории, кражи в церкви, святотатства в отношении культовых предметов); незаконные формы иноверия и т.п. [14, с. 59]
Все проявления вандализма, осуждаемые социумом на определенном этапе сформировавшегося общественного сознания, есть негативный вандализм. Общественное сознание осуждает и борется с такими проявлениями человеческого поведения.
Примером негативного вандализма могут служить варварские разрушения, осуществлявшиеся солдатами немецкой армии во время Второй мировой войны. «Без всякой надобности для военных целей немцы преднамеренно разрушили и сожгли множество общественных зданий и культурных учреждений. В здании университета погибли ценнейшие и важнейшие коллекции научных трудов и материалов. В процессе уничтожения всего, что связано с польской историей и культурой, многие памятники, произведения искусства были разрушены и уничтожены. Памятник почитаемому польскому королю Болеславу Храброму в Гнезно (сначала был обмотан канатами и цепями, с целью сбросить его с пьедестала. После неудачной попытки был применен ацетилен. Голова была отрезана, а пьедестал разбит на куски).» [15, с. 438].
Представления о содержании ряда моральных норм порой разнообразны и противоречивы. Причем эти представления могут меняться в процессе сдвигов в моральном климате общества под влиянием тех или иных событий. Ярким примером этому является разрушение, а впоследствии восстановление Храма Христа Спа-
сителя. Процесс изменения идеологии в ется предметом совершения преступления,
общественном сознании повлиял и на из- предусмотренного статьей 214 Уголовного
менение системы ценностей в обществе. кодекса Российской Федерации.
Таким образом, предмет совершения вандализма (как явления) не ограничива-
Списоклитературы
1. Карабущенко П.Л. Вандализм как культурно-исторический феномен // Гуманитарные исследования. 2011. N 4 (40). С. 12-21.
2. Государственная Дума Российской Федерации: официальный сайт. URL: http://www.duma.gov.ru/ news/ (дата обращения: 18 нояб. 2013 г.).
3. Советская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1981.
4. Vandalism: behaviour and motivations. North Holland, Amsterdam, New York, Oxford, 1984. 77 p.
5. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е изд., доп. М.: Азбуковник, 1999. 944 с.
6. Даль В. Толковый словарь великорусского языка. Т. 1. М.: Гос. изд-во иностр. и нац. словарей, 1955.
7. Новорусский М.В. Записки шлиссельбуржца. Пб.: Гос. изд-во, 1920.
8. Словарь русского языка / под ред. А.П. Евгеньева; Ин-т рус. яз. АН СССР. М., 1981.
9. Политковская А. Дети капитализма громят устои // Аргументы и Факты. 1999. N 26.
10. Casserly M.D., Bass S.A., Garret J.R. School vandalism: Strategies for prevention. Lexington (Mass.), 1980.
11. Cohen S. Property destruction: motives and meanings. New York, 1973.
12. Мотрошилова Н. Цивилизация, варварство, позитивизм // Декоративное искусство. 1994. N 1. С. 46-50.
13. Антонян Ю.М. Причины преступного поведения: монография. М., 1992. 207 с.
14. Антонян Ю.М., Звизжова О.Ю. Преступность в истории человечества: монография. М.: Норма Инф-ра-М, 2012. 208 с.
15. Нюрнбергский процесс: сб. материалов: в 8 т. М., 1990. Т. 4. 672 с.
References
1. Karabushchenko P. L. Vandalizm kak kul'turno-istoricheskiy fenomen [Vandalism as cultural and historical phenomenon]. Gumanitarnye issledovaniya - Studies in the Humanities, 2011, no. 4 (40), pp. 12-21.
2. Gosudarstvennaya Duma Rossiyskoy Federatsii: ofitsial'nyy sayt [State Duma of the Russian Federation: ofitsialnyy site]. Available at: http://www.duma.gov.ru/news/ (Accessed 18 November 2013).
3. Sovetskaya entsiklopediya [Soviet Encyclopedia]. Moscow, Sovetskaya entsiklopediya Publ., 1981.
4. Vandalism: behaviour and motivations. North Holland, Amsterdam, New York, Oxford, 1984. 77 p.
5. Ozhegov S.I., Shvedova N.Yu. Tolkovyy slovar'russkogoyazyka [Dictionary of Russian language]. Moscow, Azbukovnik Publ., 1999. 944 р.
6. Dal' V. Tolkovyy slovar' velikorusskogo yazyka [Explanatory dictionary of great Russian language]. Vol. 1. Moscow, 1955.
7. Novorusskiy M.V. Zapiskishlissel'burzhtsa [Notes of a shlisselburzhets]. Petersburg, 1920.
8. Slovar' russkogo yazyka [Russian dictionary]. Moscow, 1981.
9. Politkovskaya A. Deti kapitalizma gromyat ustoi [Children of capitalism smash foundations]. Argumenty i Fakty - Arguments and Facts, 1999, no. 26.
10. Casserly M.D., Bass S.A., Garret J.R. School vandalism: Strategies for prevention. Lexington (Mass.), 1980.
11. Cohen S. Property destruction: motives and meanings. New York, 1973.
12. Motroshilova N. Zivilisaziya, varvarstvo, pozitivizm [Civilisation, barbarity, positivism]. Decorativnoe iskusstvo - Decorative Arts, 1994, no. 1, pp. 46-50.
13. Antonyan Yu.M. Prichinyprestupnogopovedeniya [Reasons criminal povedeniya]. Moscow, 1992. 207 р.
14. Antonyan Yu.M., Zvizzhova O.Yu. Prestupnost' v istorii chelovechestva [Crime in the history humanity]. Moscow, Infra-M Publ., 2012. 208 р.
15. Nyurnbergskiyprotsess:sbornikmaterialov. V8 tomakh [Nuremberg process: collection mat. In 8 volumes]. Vol. 4. Moscow, 1990. 672 р.