Научная статья на тему 'К вопросу о героизации, или кто, как и зачем формирует легендарную личность'

К вопросу о героизации, или кто, как и зачем формирует легендарную личность Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1265
272
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕРОЙ / ГЕРОИЗАЦИЯ / ГЕРОИЧЕСКИЙ ПОСТУПОК / HERO / GLORIFICATION / HEROIC ACT

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Панкратов Владимир Николаевич

В статье рассмотрены такие понятия, как «герой», «поступок», «исторический факт» и «историческое событие». Эти понятия соотнесены с понятием «героизация», которое появилось в сравнительно недавние времена. Автор статьи задался вопросом: в связи с чем появилось это новое понятие, какой политико-идеологический смысл оно в себе несет и какие последствия имеет для истории?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with concepts such as “hero”, “act”, “historical fact” and “historic event”. These concepts are correlated with the concept of “glorification”, which appeared in relatively recent times. The author asked the question: with this new concept, some political-ideological meaning it has in himself and what consequences it has for the history?

Текст научной работы на тему «К вопросу о героизации, или кто, как и зачем формирует легендарную личность»

К вопросу о героизации, или Кто, как и зачем формирует легендарную личность

В.Н. Панкратов

В статье рассмотрены такие понятия, как «герой», «поступок», «исторический факт» и «историческое событие». Эти понятия соотнесены с понятием «героизация», которое появилось в сравнительно недавние времена. Автор статьи задался вопросом: в связи с чем появилось это новое понятие, какой политикоидеологический смысл оно в себе несет и какие последствия имеет для истории?

Ключевые слова: герой, героизация, героический поступок

Для цитирования: Вестник МИЭП. 2015. № 1 (18). С. 97-104.

«Пусть лучше будут спрашивать, почему мне не поставили памятник, чем наоборот».

Катон Старший

Необходимость статьи вызвана достаточно часто встречающимся сегодня в СМИ словом «героизация». Оно прозвучало и из уст президента страны: «Нужна популяризация спорта вообще, а один из способов популяризации - это героизация наших героев», - заявил В.В.Путин на встрече с членами Ассоциации студенческих спортивных клубов России (АССК).

Однако термина « героизация» нет в словарях В. Даля и С .М. Ожегова, его нет и в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона. Откуда оно и зачем? Не наша задача выяснять этимологию, нам интересно выяснить социально-политическую подоплеку рождения и применения этого определения. Замысел статьи состоит в том, чтобы понять, чем вызвано обширное распространение слова, как оно связано с мифологией, подвигом, легендой, героем и насколько эффективно его применение в интересах укрепления государственности.

Погружаясь в легенды и мифы о героях, мы сначала созерцаем этот мир, всматриваемся в него, потом изучаем и восхищаемся им, а возможно, в чем-то и сомневаемся - не важно, потому что гамма наших чувств,

Панкратов Владимир Николаевич - кандидат технических наук, доцент кафедры менеджмента и маркетинга Международного института экономики и права.

Адрес для корреспонденции: v.pankratov@list.ru.

98

Вестник Международного института экономики и права. 2015. № 1 (18)

вызванных сказаниями, песнями и притчами, все равно богата и красочна. Но главное, мы гордимся силой таланта, интеллекта, великодушием замысла и широтой мировоззрения наших предков в отношении к истории своего народа.

Мы погружаемся в мир легенд в самом раннем возрасте. Сказки, прочитанные или рассказанные родителя, бабушками и дедушками, формируют трепет и уважение к мужеству, силе духа, смекалке персонажей. Вспомните, как пример, какое впечатление оказала на вас баллада «Вересковый мед»... Потом свою лепту вносит школа. Многие выдающиеся люди, вспоминая школьную пору, отмечают вклад учителей по литературе, истории, географии в создании образа народного авторитета, лидера, героя. Слова и интонация, прозвучавшие из их уст, закладывают в наше сознание правила поведения по аналогии с поведением героев-персонажей. И увиденное в жизни позволяет сравнивать его с услышанным. В результате формируется персональное воззрение на ситуацию, легенду, персонаж, героя, оценка их действий и поступков, а по большому счету - и наше отношение к истории, действующим в ней лицам.

Насладившись богатством фантазии наших предшественников и познав теоретические основы науки под название «история», мы спускаемся на землю и, как правило, задаемся рядом вопросов. Наиболее острыми в этом ряду оказываются: кто создал легенду? На основе чего придуман сценарий? Зачем нужен герой?

Объект нашего внимания - сюжет, предмет - герой и появившийся сравнительно недавно термин «героизация». Тема актуализирована текущими событиями, в эпицентре которых - Россия. Эпоха бросает очередной вызов России: гражданская война на Украине, международное отчуждение большинства европейских стран посредством введения санкций, стремительные изменения в мировой экономике.

Опыт исторического развития показывает, что для укрепления устойчивости государства в сложных ситуациях необходимы определенные действия. Иногда нужна «маленькая победоносная война», иногда - достаточно экономической, финансовой, кадровой, военной реформы. И очень необходим Герой. Каждая эпоха сопровождалась героями. Герои были, есть и будут. Герои новые, герои возродившиеся, герои трансформированные.

В основе истории героя - явление, событие, факт. Но время ведет человека дальше и дальше в будущее, и любой новый день как новое требование времени, обнажая особенности мира, шлифует, трансформирует и преломляет всю совокупность прошедших явлений и фактов.

ПанкратовВ.Н. К вопросу о героизации...

99

И только благодаря человеку сохраняется видимая связь прошлого и настоящего - через память, сказания, были и небыли. Традиция - это то, что продолжает жить сегодня.

Увы, история не раз подтверждала необъективность представления событий человеком, а потому всякое новое поколение задается «дежурными» вопросами: действительно ли Цезарь был великим императором, а Платон - великим мудрецом? Неужели Ян Гус так сильно верен был своим убеждениям, а Жанна Д’Арк - так мужественна, что подчинила себе воинов-мужчин? В чем хитрость и коварство Ришелье и деспотичность Сталина? И т.д. и т.п. Человека интересует порой даже не столько реальность фактов и событий, сколько то, что лежит в их основе. Как распознать героя и как описать его подвиг, кто сегодня мог бы стать прототипом легендарного имени.

«Послушайте, если звезды зажигают - значит это кому-нибудь нужно, значит это необходимо, чтобы каждый вечер над крышами загоралась хотя бы одна звезда...» (В .Маяковский, 1914). Кому нужно, чтобы рождались легенды о героях и их подвигах? Кто их создатель и хранитель?..

Сегодня «плоды» истории произрастают на информационном поле, которое зачастую называют полем боя, потому что здесь задействован весь арсенал методов и средств уничтожения, разрушения, подавления, изнурения. Главные действующие лица, и это очевидно, - полководцы. Международная система права называет их лидерами государств. Устами лидеров государств общество призывается к максимально объективному освещению истории. Лидеры призывают к объективности, подчас не афишируя важнейшую истину, и объективность, как правило, отдается в жертву якобы национальным интересам. В этом случае уровень объективности, как и система права, является инструментом обеспечения политики государства.

Для подтверждения вышеизложенного достаточно только в свете обнажившихся противоречий между Российской Федерацией и Украиной вспомнить тему голодомора на Украине, широко распропагандированной экс-президентом Украины В.Ющенко, с выходом соответствующих статей и книг, конференциями, памятником о героизации УПА и имен С.Бандеры, РШухевича; о двойном стандарте в признании Косово (2008) и Крыма, вернувшегося в «родную гавань» (2014)...

Обратимся к понятиям «явление», «событие», «факт». Они, безусловно, интересуют нас в контексте судьбы человека. Особенность события, факта делает особенным и участвующего в них человека. Уточним определения.

100

Вестник Международного института экономики и права. 2015. № 1 (18)

Событие - то, что произошло, то или иное значительное явление, факт общественной, личной жизни. Историческое с. Неожиданное с. Международные события. (С.И.Ожегов).

Событие - происшествие, важное явление, происшедшее в общественной или личной жизни (Большая советская энциклопедия).

Факт (лат. factum - свершившееся) - термин, в широком смысле может выступать как синоним истины; событие или результат; реальное, а не вымышленное; конкретное и единичное в противоположность общему и абстрактному (Новая философская энциклопедия).

В контексте выше обозначенных определений нас интересует «актор». Мы заинтересованы героем. Обратимся к словарям.

Словарь Ожегова:

♦ Героизм - отвага, решительность и самопожертвование в критической обстановке;

♦ Героика - героическое содержание, героическая сторона чьей-нибудь деятельности, каких-нибудь событий;

♦ Героический - отличающийся героизмом;

♦ Герой - 1) человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности; 2) главное действующее лицо литературного произведения; 3) человек, воплощающий в себе черты эпохи, среды; 4) тот, кто привлек к себе внимание (чаще о том, кто вызывает восхищение, подражание, удивление);

♦ Геройство - героическое поведение.

Словарь В. Даля:

♦ Герой - ирой, витязь, храбрый воин, доблестный воитель, богатырь, чудо-воин; доблестный сподвижник вообще, в войне и в мире, самоотверженец. Герой повести, главное, первое лицо. Геройский, славный, отважный, отчаянно-смелый, доблестный ...

Что интересно? В этих словарях нет слова «героизация», нет его и в «Энциклопедическом словаре» Брокгауза и Ефрона, а находим его только в современном «Новом словаре русского языка» Т.Ф.Ефремовой:

♦ Героизировать - наделять героическими чертами кого-либо, чего-либо.

Словник словаря отражает лексический состав русского языка рубежа XX-XXI вв. Обратим внимание: наделять кого-либо... Наделяют, как правило, полномочиями. Подберем синонимы слову «наделять»: дать, подарить, предложить, закрепить, сделать.

ПанкратовВ.Н. К вопросу о героизации...

101

Предложим несколько иную трактовку героизации:

1) героизация - сделать героя;

2) выбор героя, то есть появился запрос на героя. Кто-либо - это нечто абстрактное, или просто нечто. Итак, задача героизации из нечто сделать героя.

По первому варианту - что-то похожее наблюдаем в архитектуре: из куска гранита сделать фигуру. Нам заданы критерии героизма и параметры героя, то есть перед нами объект. Но герой - это все-таки субъект - человек, совершающий подвиги и необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности. Но по второму варианту мы формируем фигуру героя даже не из глыбы материала, а из имеющихся стандартных заготовок. Вот и получается, что героизация - искусственный процесс выбора наиболее приемлемых фигур в качестве эталонных, исходя из запросов общества, определяемых обстановкой.

Действительно, героизация - это отчасти вымысел в интересах решения неких тактических задач. Можно согласиться, что это вполне приемлемый метод при решении идеологических или иных задач. Тем не менее, героизация даже в интересах благого дела - стратегически не совсем оправдана. Наша история помнит улицы Черненко, Устинова, Воинова...

Для убедительности сравним героя, рожденного этносом, с героем, рожденным по запросу государства. Есть выдающееся событие, есть факт и есть герой. Герой - он и потому герой, что есть геройский поступок. «Поступки человека - лучшие переводчики его мыслей», как писал английский философ и политический деятель Джон Локк (1632-1704). Закрепленный в социальной памяти определенного поколения герой устойчиво стоит на своем постаменте, и «к нему не зарастет народная тропа» (А. С.Пушкин).

Есть и другой герой - созданный государством. Он тоже закреплен. Попытаемся рассмотреть, как сосуществуют эти два процесса формирования героя: народный порыв, народное творчество и политика, заказ государства.

Предложим определение герою несколько отличное от словарного. Герой - это индивидуализация поступка. Общество оценивает и категорирует действия по важности, опасности, ценностям. Система ценностей формирует категорию геройских действий, а народ тиражирует одобряемые государством поступки, добавляя краски и эмоции. Вспомним интересный пример нашей недавней истории - историю «подвига» Павлика Морозова: на срезе примера очевиден различный подход к геройству и понятен эффект пропаганды поступка. Как по-

102

Вестник Международного института экономики и права. 2015. № 1 (18)

казательно разделилось мнение! Что можно придумать лучше для генерации гражданской войны и хаоса в стране?.. Разве можно противопоставить семью и государство?..

Наше резюме: народный герой защищает очаг, семью, кров, религиозные ценности, не ударит более слабого, не возьмет у более бедного, не поднимет руку на беззащитного. У государства - несколько иная линия, т.к. оно сосуществует среди других государств и может быть слабее или сильнее соседей. Для укрепления своего статус-кво государству иногда необходим толчок, некий допинг. Не вдаемся в детализацию причин, вызывающих такую необходимость. Очень часто таким толчком для перемен нужен «враг» и «маленькая победоносная война». Но для войны необходимо войско, а войску - знамя и знаменоносец. Нации нужна Идея и Герой... Ход рассуждений выводит нас на глобальную проблему социума: как сбалансировать, идя по канату международного сотрудничества с шестом патриотизма и не свалиться в пропасть национализма...

Стратегия формирования национального героизма в различных странах и религиях имеет длительную и богатую историю. И все эти истории построены на одном фундаменте - фундаменте национальных интересов. И отсутствие термина «героизация» в словарях XX века говорит лишь о том, что в обществе не было замечено такое явное стремление к наделению кого-либо или чего либо требуемыми чертами.

Но современность рождает запрос на теорию по созданию героев. Внесем ясность: сделаем попытку разнести такие понятия, как «героизация» и Public Relations. Под PR мы понимаем технологию создания и внедрения при общественно-экономических и политических системах конкуренции образа объекта - идеи, товара, услуги, персоналии, организации (фирмы, бренда) в ценностный ряд социальной группы с целью закрепления этого образа как идеального и необходимого в жизни. В широком смысле - это управление общественным мнением, выстраивание взаимоотношений общества и государственных органов или коммерческих структур, в том числе для объективного осмысления социальных, политических или экономических процессов.

Российская советская история имеет небольшой опыт отраслевой героизации - хлебопашцев (трактористка Паша Ангелина), горняков (стахановцы), арктических экспедиторов (челюскинцы) - всех их прославляли радио и передовицы газет. Выбранные в герои (очевидно, не без оснований) присутствовали, а порой и открывали партийные кон -ференции и съезды. Они награждались премиями, их портреты размещались на досках почета.

ПанкратовВ.Н. К вопросу о героизации...

103

Героизация советского периода, кроме ощутимого объединения нации, вносила и некий раздражающий фактор. Суть его в том, что на «героя» работал не только сам герой, работал коллектив - забой, колхоз, бригада, завод, работала газета «Правда», работали ВЛКСМ и КПСС. Поднятую высоко планку успеха опустить было нельзя. Случайности неуспеха должны были быть сведены к минимуму, а лучше - исключены. Неизбежно, что на горизонте такого процесса по созданию героя возникал призрак приписок и очковтирательства. Но превращаясь в реальность, призрак крушит хорошую идею реального геройства, сеет семена беспрецедентного по масштабам формализма, закладывает под фундамент общественной нравственности бомбу замедленного действия - социальное лицемерие.

Внимательный анализ героизации в СССР 1930-1950-х гг., сравнение его с героизацией периода застоя и перестройки показывают, что предыдущие периоды несколько отличались от текущей ситуации для формирования героев нации в РФ. Но выявление различий, а главное, причин героизации периодов объемен - не затрагивается в должном объеме в настоящей статье. Отметим другое, более важное: популяризация героя и героизация - суть разные абсолютно процессы.

Прославление героя и его создание не есть тождество. Рассматривая героизацию как процесс формирования героя, отметим, что назревающая современная тенденция героизации нужной общественной когор -ты способна привнести в социум зародыши раскола. Для устранения раскола потребуется героизировать «когорту обделенных вниманием». Таким образом, рождается снежный ком героизации - поочередно всех и вся, и современная эпоха грозит перерасти в эпоху сплошных героев.

Очень возможно, что это и неплохо. Но в таком случае важно определить, какая сфера сегодня более актуальна, и выработать как правовой механизм, так и систему критериев героизации.

Литература

1. Новая философская энциклопедия. 2-е изд., испр. и доп. М.: Мысль, 2010.

2. Большая советская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1969-1978.

3. Стенографический отчет о встрече с представителями Ассоциации студенческих спортивных клубов России Президента РФ В.В.Пу-

тина.

104

Вестник Международного института экономики и права. 2015. № 1 (18)

To the question of the glorification, or

Who, how and why forms the legendary personality

Pankratov Vladimir - Candidate of Engineering Sciences, Associate Professor of the Department of Management and Marketing of the International Institute of Economics and Law

The article deals with concepts such as “hero”, “act”, “historical fact” and “historic event”. These concepts are correlated with the concept of “glorification”, which appeared in relatively recent times. The author asked the question: with this new concept, some political-ideological meaning it has in himself and what consequences it has for the history?

Key words: hero, glorification, heroic act Address for correspondence: v.pankratov@list.ru.

For citation: Herald of International Institute of Economics and Law. 2015. N 1 (18). P. 97-104.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.