Научная статья на тему 'Эволюция понимания феномена героя: от Древней Греции до селебритиз электронных медиа'

Эволюция понимания феномена героя: от Древней Греции до селебритиз электронных медиа Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2392
426
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕНОМЕН ГЕРОИЗМА / ГЕРОЙ / КУЛЬТ ГЕРОЕВ / ГЕРОИЗАЦИЯ / ГЕРОИЧЕСКИЙ ПОСТУПОК / СЕЛЕБРИТИ / HERO PHENOMENON / HERO / HERO WORSHIP / HERO-MAKING / HEROIC DEED / CELEBRITY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Евтушенко Елена Николаевна

В статье рассматриваются истоки феномена героизма и подходы к определению понятия героя. Описана эволюция культа героев от возникновения в Древней Греции до современности от возникновения легенды о герое в Античности, героизации гражданского и духовного служения в Древнем Риме и эпоху Средневековья соответственно, интеллектуального труда во времена Возрождения, до искусственного конструирования «кумиров толпы» в ХХ веке. Определено, что сегодня герои в классическом понимании подменяются псевдогероями-селебритиз.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Evolution of understanding of the Hero phenomenon: From Ancient Greece to ELECTRONIC MEDIA celebrities

The origins of the heroism phenomenon and the approaches to the hero definition are discussed in the article. The evolution of the hero cult from the emergence in ancient Greece to the present day is described: the origin of the legend of the hero in antiquity, the glorification of the civil and religious worship in ancient Rome and the Middle Ages, respectively, of intellectual work in the days of the Renaissance, the artificial construction of “idols of the crowd” in the twentieth century. It was determined that today the classic heroes are replaced by pseudo-heroes (celebrities).

Текст научной работы на тему «Эволюция понимания феномена героя: от Древней Греции до селебритиз электронных медиа»

A# 7universum.com

UNIVERSUM:

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

ЭВОЛЮЦИЯ ПОНИМАНИЯ ФЕНОМЕНА ГЕРОЯ:

ОТ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ ДО СЕЛЕБРИТИЗ ЭЛЕКТРОННЫХ МЕДИА

Евтушенко Елена Николаевна

аспирант кафедры журналистики и филологии Сумского государственного университета,

Украина, г. Сумы E-mail: olenayevtushenko@gmail. com

EVOLUTION OF UNDERSTANDING OF THE HERO PHENOMENON: FROM ANCIENT GREECE TO ELECTRONIC MEDIA CELEBRITIES

Olena Yevtushenko

Postgraduate student of Journalism and Philology Department

of Sumy State University, Ukraine, Sumy

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются истоки феномена героизма и подходы к определению понятия героя. Описана эволюция культа героев от возникновения в Древней Г реции до современности — от возникновения легенды о герое в Античности, героизации гражданского и духовного служения в Древнем Риме и эпоху Средневековья соответственно, интеллектуального труда во времена Возрождения, до искусственного конструирования «кумиров толпы» в ХХ веке. Определено, что сегодня герои в классическом понимании подменяются псевдогероями-селебритиз.

ABSTRACT

The origins of the heroism phenomenon and the approaches to the hero definition are discussed in the article. The evolution of the hero cult from the emergence in ancient

Евтушенко Е.Н. Эволюция понимания феномена героя: от Древней Греции до селебритиз электронных медиа // Universum: Общественные науки : электрон. научн. журн. 2015. № 6 (16) . URL: http://7universum.com/ru/social/archive/item/2279

Greece to the present day is described: the origin of the legend of the hero in antiquity, the glorification of the civil and religious worship in ancient Rome and the Middle Ages, respectively, of intellectual work in the days of the Renaissance, the artificial construction of “idols of the crowd” in the twentieth century. It was determined that today the classic heroes are replaced by pseudo-heroes (celebrities).

Ключевые слова: феномен героизма, герой, культ героев, героизация, героический поступок, селебрити.

Keywords: hero phenomenon, hero, hero worship, hero-making, heroic deed, celebrity.

Любое общество и эпоха нуждаются в своих героях, которые служат маркером мировоззренческих позиций, а также социальной, экономической, политической обстановки. Украинский исследователь А. Данчук отмечает, что «сегодня проблему героического поступка следует рассматривать не как абстрактную общую категорию, а как понятие диалектическое и конкретно-историческое» [4, с. 151]. Именно поэтому исследование понимания сущности героизма в истории культуры так важно: героические личности способны воплощать дух эпохи, помогать не только констатировать, но и прогнозировать пути развития современного общества.

Феномен геройства, начиная со второй половины ХХ века, активно исследуется западными учеными. Изучению генезиса феномена посвящены работы Дж. Кемпбелла, Р. Ламонт, Л. Стефанович, процессу конструирования героев — Б. Беннета, Д.К. Мартина, А. Папаянис, роль и функции героев в обществе исследовали, начиная с Т. Карлейля, К.А. Бун, М. Мерло-Понти, Дж. Харви, Э. Яявикреме. Множество работ посвящено проблеме дифференциации героев в современном мире, особенно в контексте их отделения от селебритиз (Д. Бурстин, С. Друкер, О. Клапп, Э. Норт, И. Поведак, Л. Стрейт).

Феномен героизма возникает уже на ранних стадиях самосознания человека. В Древней Греции, пройдя архаическую и мифологическую (бытование представления о так называемом «культурном герое») стадии, феномен разделился на две ветви — религиозную легенду (с действующим лицом — героем божественного порядка) и эпос (с действующим лицом — воином) [10, с. 15]. Почитание героев в Древней Греции со временем перестает быть просто одной из форм мироощущения, а оформляется в культ.

Как отмечает Л. Стефанович, в Древней Г реции даже слово «герой» имело не одно значение, а два — герои как божественные существа и герои как воины-победители [12, с. 7]. Соответственно, оформились и два типа культов. Первый тип героев — смертные, которых почитали за выдающиеся поступки и сверхъестественную силу. Такие герои собственно героями становились уже после смерти. Второй тип героев — выдающиеся воины, воспетые в эпической поэзии за достижения на поле боя. Часто героями они становились еще при жизни, хотя нередко — и после смерти в бою.

Л. Стефанович отмечает, что оба типа культов ментально и ритуально берут свое начало от культа мертвых, являются своеобразной его производной [12, с. 8, 12]. Культ выдающихся личностей, почитаемых после смерти, возникает в пост-Гомеров период, примерно в Х в. до н. э., а распространение получает с VIII в. до н. э. Местом поклонения героям сначала были их могилы, но постепенно культ растет, в честь героев начинают строить алтари и храмы. С точки зрения ритуала культ героев заключался в жертвоприношениях, отличных от жертв богам (возлияния на могилу меда, вина, масла и молока) [7, с. 85].

Как отмечают составители «Словаря античной мифологии», герои — идеальные носители силы и богатырского духа, в Древней Греции они воспринимались как посредники между людьми и богами. Если сначала два культа героев были разделенными, то со временем они создали единое явление: героями называли «благотворителей греческого народа, основателей греческих городов и государств, основателей законного порядка» [7, с. 85].

Соответственно, еще в Древней Г реции сложилось представление, что герои — это выдающиеся люди, независимо от того, что их отличает от других — сила, храбрость, ум или мудрость.

Важным вопросом, бесспорно, является вопрос, почему архаическое сознание нуждалась в создании образа и культа героя. Г.В.Ф. Гегель объясняет возникновение явления особенностями исторического времени. Философ говорит, что «в эпоху героев, когда индивид составляет нераздельное единство с объективным миром, исходит от него, а потому принадлежит ему, субъект хочет быть исключительным виновником всего, что он сделал, и считает себя единственным источником всего, что произошло» [3, с. 197]. Именно поэтому гегелевская «эпоха героев» — время, когда индивид не выделяет себя из социума, его сознание не разделяет субъект и объект, а потому поступки героев на самом деле — проявление их личной потребности, собственного интереса. Герои внедряют законы, строят государства, однако делают это не для блага всех (как оказалось впоследствии), а для блага собственного или своей семьи.

Что же касается причин, почему образы героев еще в древнем мире становятся культовыми, находим такое объяснение в работе уже упомянутой Л. Стефанович: в сознании тогдашних греков «боги жили вдали от людей, в противоположность героям, которые всегда были рядом, а поэтому способны были помочь при любой необходимости» [12, с. 12], поэтому потребность в нравственной опоре, необходимость веры в то, что высокий идеал достижим, — и являются главными истоками почитания героев.

Похожее в итоге, но другое по развитию мысли и исходному пункту рассуждение о происхождении культа героев находим у российской исследовательницы И. Суравневой, которая отмечает, что «миф о герое является неотъемлемым, необходимым и во многих случаях творческим компонентом общественного сознания, которое не может довольствоваться лишь рациональными аргументами, поэтому мифологическая интерпретация событий и прогнозы ... всегда востребованы» [8, с. 7]. С этой точки зрения феномен героического и миф о герое действенный, поскольку обращается

к различным пластам отражения действительности в сознании, выступает средством объяснения действительности, делает ее доступной для понимания.

Таким образом, и сербская, и российская исследовательницы приходят к тому, что культ героев возникает как следствие естественной потребности человека в защите, уверенности (ведь освоение, понимание действительности, о котором говорит И. Суравнева, вносит несомненный эффект успокоения, человек начинает меньше бояться стихии, диких животных, если в его сознании существует образ героя, способного защитить, прийти на помощь).

В истории культуры исследуемый образ претерпел значительные трансформации, однако остался перманентно актуальным. Историк В. Склокин отмечает, что после Древней Греции образ героя актуализируется в Древнем Риме, где «Цицерон добавил к достоинству героического важное гражданское измерение, связав его с идеями родины и общего блага и утвердив, что самым большим достоинством для гражданина является бескорыстное служение родине и даже жертва жизнью за нее» [6].

В эпоху Средневековья образцом героического деяния становится духовное служение; постепенно под влиянием христианской идеологии формируется система рыцарства. Этот процесс Е. Шевяков объясняет так: «духовенство вкладывает в руки воина освященный меч и тем самым возводит личность, энергия которой угрожает спокойствию общества, в почетную роль защитника страждущих» [10, с. 18]. Таким образом духовенство могло обезопасить общество от возможных конфликтов и облагородить его (благодаря возникновению кодекса рыцарства и явления так называемой «куртуазии» — рыцарского благородства).

Новый тип героизма предлагает эпоха Возрождения — интеллектуальный труд как подвиг. И. Хейзинга отмечает, что теперь «акцент делается преимущественно на достоинствах ума и поведении в высшем свете» [9, с. 105]. Рыцарская честь и доблесть Средневековья в эпоху Ренессанса становятся посредственными чертами, одними из многих достоинств. То же происходит и с идеей жертвенности, самопожертвования раннего христианства.

Фактически, героическая личность эпохи Возрождения измеряется степенью ее общественной успешности.

Представление периода о героизме достаточно полно отражает трактат Дж. Бруно «О героическом энтузиазме» (дет. см.: [2]). Главная цель бруновского «благородного энтузиаста» — познание истины, гармоничное развитие всех человеческих качеств. Г. Апресян говорит, что Дж. Бруно использует термин «героический», который происходит от первоначального значения слова «герой» как полубожества, наделенного сверхъестественными чертами, приближенного к богам, а после своей смерти — одного из них; так же и бруновский тип «героичен, поскольку находится уже на пути к абсолютной истине, высшему благу и первозданной красоте, своим сознательным усилием от приближает себя к Богу» [1, с. 54].

Следует, однако, отметить, что тип героя-интеллектуала — не единственный идеал Возрождения. Новая эпоха сохранила почитание героя милитаристского типа, но благодаря политике Людовика XIV милитаристский тип героев приобретает национальное звучание [9, с. 105].

Фактически, тип героя-интеллектуала, сформированный Возрождением, добавился к уже существующему типу героя-воина. Новый XVIII век с присущим ему духом Просвещения добавляет новые оттенки к уже сложившемуся типу героя-интеллектуала, и до Х1Х века значительных трансформаций героического образа не наблюдалось. В целом два названные типы отличались между собой только сферой проявления, а не сущностью, поскольку вкладывались в так называемую Big Man Theory («теорию выдающейся личности»), выдвинутую Т. Карлейлем [5].

С конца же Х1Х века феномен потерял свою однозначность и однородность. Теории Ф. Ницше, О. Шпенглера, К.-Г. Юнга, новые социально-экономические условия изменили представления о героизме. С тех пор фактически любая научная школа или политическая идеология создавали собственную концепцию героизма, что в итоге привело к размыванию границ

понятия.

Особенную роль в этом процессе голландский культуролог И. Хейзинга отводит философии Ф. Ницше: «Вырождение героического идеала началось с поверхностной моды на философию Ницше, которая охватила широкие слои населения около 1890 г. Образ поэта-философа, порожденный отчаянием, стал достоянием улицы, прежде чем проник в высокие залы чистого мышления. Заурядный глупец конца столетия разглагольствовал о сверхчеловеке, словно Ubermensch был его старшим братом. Неуместная вульгаризация идей Ницше, несомненно, положила начало направлению мыслей, которое теперь превозносит героизм до уровня лозунга и программы» [9, с. 108]. Ученый утверждает, что из-за выхода идей Ницше в народ героическое потеряло свое сакральное, глубинное содержание, оно перестало быть данью памяти живых мертвым: на роль героя в новом обществе мог претендовать кто угодно; героическое становится популярным. Слепая вера и наследование в Х1Х веке нивелируют идеалы ума и духа как высочайших достоинств, установленных предыдущими эпохами.

Объяснение, почему именно рубеж Х1Х—ХХ веков стал концом «теории выдающихся личностей», дает историк В. Склокин: в течение тысячелетий (до указанной черты) феномен героизма был некой данностью, неким достоинством, неким типом поведения, наиболее связанным с формированием идеи гражданского государства. Однако в начале ХХ века из естественного явления героизм превращается в явление конструированное, его искусственно создают для службы идеологии [6]. Со временем влияние идеологии на конструирование героических образов только возрастает. В целом можно сказать, что от начала ХХ века трансформации образов героев происходят не естественно, как до сих пор, а более или менее инструментально, именно поэтому право быть героями получают люди, которые раньше его не имели: сейчас они просто попадают в вихрь эпохи, становятся удобными фигурами для манипулирования сознанием масс, приобретают статус «кумира толпы», однако такой кумир больше не является воплощением высших человеческих идеалов, а только конструктом господствующей идеологии (И. Поведак отмечает,

что такие трансформации — особенность далеко не ХХ века, первые известные люди (селебритиз) появились как итог секуляризации и социальных, экономических и культурных изменений, принесенных индустриальной революцией [11, с. 6]).

Особенную значимость в изменении героических образов от 1950—1960-х годов приобретают средства массовой информации, которые становятся важным инструментом не только массового информирования, но и массовой пропаганды (как в узком, так и в широком значении слова).

Псевдореальность ХХ века, создаваемая медиа, приучает человека к псевдоценностям, поэтому понимание литературы или искусства постепенно вытесняется «популярной» литературой и искусством. Электронные медиа ХХ века продуцируют новый тип величия, который отодвигает героя в тень, — селебрити, «звезд», морально нейтральные образы, которые выхолащивают, подменяют героическую сущность классических героев. Фактически селебрити — это новый тип героизма новой эпохи.

Суммируя, можем сказать, что культ героев возникает в Древней Греции в пост-Г омеров период; гражданское измерение феномена впервые проявляется в Древнем Риме, а идеал духовного служения — в Средневековье. В эпоху Возрождения впервые как подвиг начинает восприниматься интеллектуальный труд. В конце Х1Х века понятие героизма начинает размываться, в том числе и из-за инструментального конструирования явления СМИ, что в итоге привело к подмене классических героев современными псевдогероями-селебритиз.

Список литературы:

1. Апресян Р.Г. Этика героического энтузиазма Джордано Бруно // Этическая мысль. Вып. 9 / под ред. А.А. Гусейнова. — М.: ИФРАН, 2009. — С. 43—64.

2. Бруно Дж. О героическом энтузиазме. — М.: Гос. изд-во худ. лит., 1953. — 212 с.

3. Гегель Г.В.Ф. Эстетика: В 4-х т. — М.: Искусство, 1968—1973. — Т. 1. — 330 с.

4. Данчук А.Л. Геро!'чна тема в украшських думах та шторичних тенях // Вшник Житомирського державного ушверситету iMeHi 1вана Франка. — 2005. — № 20. — С. 151—155.

5. Карлейль Т. Герои, почитание героев и героическое в истории. — М.: Эксмо, 2008. — 864 с.

6. Публiчна дискушя: Пошук геро!'в у нащональних традищях. Стенограма: Ч. 1 // Мшнародний форум: «Геро!» та «антигеро!» у европейськш полiтичнiй та iсторiографiчнiй традицii 4—5 жовтня 2012 р.

/ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL:

http: //historians .in.ua/index.php/istoriya-i-pamyat-vazhki-pitannya/514-mizhnarodnyi-forum-heroi-ta-antyheroi-u-ievropeiskii-politychnii-ta-istoriohrafichnii-tradytsii-4-5-zhovtnia-2012-r-kyiv-4-zhovtnia-2012-r-publichna-dyskusiia-poshuk-heroiv-u-natsionalnykh-tradytsiiakh-stenohrama-chastyna-1 (дата обращения: 20.01.2015).

7. Словник антично!' мггологп / упоряд. Я.1. Козовик, О.Д. Пономарiв. — Тернопiль: Навчальна книга — Богдан, 2006. — 312 с.

8. Суравнёва И.М. Героизм как социальный феномен : автореф. дис. ... канд. филос. наук: 09.00.11. — Тверь, 2006. — 17 с.

9. Хёйзинга Й. Тени завтрашнего дня: Диагноз духовного недуга нашего времени // Хейзинга Й. Тени завтрашнего дня. Человек и культура. Затемненный мир: Эссе. — СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2010. — С. 17—158.

10. Шевяков Е.Г. Героическое в поэзии В. С. Высоцкого : дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. — Нижний Новгород, 2006. — 216 с.

11. Povedak I. Heroes and Selebrities: PhD Dissertation Summary. — Budapest-Szeged, 2009. — 11 p.

12. Stefanovic L. Human or Superhuman: the Concept of Hero in Ancient Greek Religion and/in Politics // Bulletin of the Institute of Ethnography. — Vol. LVI (2). — P. 7—20.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.