Научная статья на тему 'К вопросу о генезисе партии эсеров и ее террористической тактике'

К вопросу о генезисе партии эсеров и ее террористической тактике Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
865
212
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Армия и общество
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о генезисе партии эсеров и ее террористической тактике»

Маньков А.В.

К ВОПРОСУ О ГЕНЕЗИСЕ ПАРТИИ ЭСЕРОВ И ЕЁ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ТАКТИКЕ

Политическая жизнь России первой четверти ХХ века была неразрывно связана с рождением, становлением и развитием партии социалистов-революционеров. Образовавшись на рубеже 1901-1902 гг. на развалинах революционного народничества, партия прошла сложный путь от разрозненных интеллигентских групп и кружков в России и заграницей до самой массовой политической силы страны во время одного из наиболее драматичных периодов отечественной истории. По мнению ряда авторитетных историков, в 1917 г. «большая часть России была эсеровской, а судьба огромной страны во многом зависела от партии эсеров»1. Численность партии составляла в это время около миллиона человек . В качестве одного из основных средств борьбы с самодержавием эсеры широко использовали индивидуальный террор. Террор не являлся изобретением новой политической силы: в арсенале оппозиционных движений страны он появился ещё задолго до появления партии социалистов-революционеров - на рубеже 70-80-х гг. Х1Х века. Однако, несомненно, массовый общегосударственный характер террор приобрел лишь в начале прошлого века благодаря, в первую очередь, деятельности эсеров, поднявших террор на недосягаемую высоту в иерархии средств и методов противостояния с властью3.

Актуальность нового обращения к генезису и истории одной из крупнейших и влиятельнейших партий страны за всю вековую историю российской партийности обусловлено, на наш взгляд, не столько субъективными научными интересами исследователя в год стопятилетия со времени образования партии, но и причинами, несомненно, объективного характера, коренящимися в реальности наших дней. Политическая жизнь нынешней России характеризуется активными процессами в области партийного строительства, изменениями избирательного законодательства, в котором партиям отводится основная роль в формировании органов власти. Партии новой России постоянно стремятся повысить свой авторитет и престиж среди широких народных масс, ведут активную борьбу за политические симпатии и предпочтения российского электората накануне предвыборных марафонов и в ходе самих выборов. В то же время, в деятельности неко-

торых политических сил России начала ХХ1 века присутствуют элементы радикализма, а политический терроризм превратился в суровую реальность повседневной жизни страны. Новый уровень исторического анализа в изучении истории политических партий прошлого может дать верные ответы на многие насущные вопросы современности, точнее определить методы борьбы с экстремизмом, а также способствовать искоренению террора из практики общественнополитической жизни.

Большинство отечественных исследователей едины в том, что становление партии социалистов-революционеров было длительным процессом4. Её образование происходило на основе слияния ряда российских региональных и эмигрантских народнических организаций. Одни из них оставались верны народническим традициям террора, другие возлагали надежды на создание массовой партии «революционного социализма» и смотрели на террор лишь как на дополнительное средство борьбы с самодержавием, а некоторые даже были готовы от него отказаться. Вне зависимости от тактических взглядов их всех объединяло стремление к обновлению народнической идеологии в условиях новой исторической ситуации, когда в России утвердились капиталистические отношения.

Новые подходы в исторических исследованиях позволяют предположить, что начало объединительной тенденции в деятельности народнических кружков внутри страны было положено ещё в 1892 г., когда в г. Твери образовался кружок В.П. Барыбина. В его изданиях предлагалось организовать одну общую партию на основе идеи политического переворота. Причём, эта идея, замечает А.И. Ерёмин, декларировалась от имени «соединённых групп социалистов-революционеров». Другая попытка объединения была предпринята в Среднем Поволжье, где в это время в Саратове действовал кружок М.А. Натансона. В сентябре 1893 года он трансформировался в Социально-революционную партию «Народное право»5. В изданном партией манифесте «Насущный вопрос» в виде брошюры говорилось, что «объединение всех оппозиционных элементов страны для борьбы с самодержавием и обеспечения за всеми прав гражданина и человека» является основной задачей партии6. Вспоминая об этой организации, будущий лидер партии эсеров В.М.Чернов писал: «В основе было объединение решительно всего способного на борьбу, от либералов до народовольцев и социал-демократов» . Ко времени разгрома, в апреле 1894 г., организация действовала в 28 городах страны, поддерживала связь с единомышленниками в Москве, Нижнем Новгороде, Орле .

Определённые инновации в рассмотрение проблемы вносит американская исследовательница А. Гейфман, которая высказала суждение, что создание этой партии было «первой сравнительно удачной попыткой» на пути консолидации различных группировок антиправительственного лагеря, а сама партия создала «прецедент для формирования в Российской империи политических партий современного типа», что, на наш взгляд, является вполне объективным9.

Общеизвестно, что в середине 1890-х гг. большинство подпольных левонароднических кружков и групп ввело в свои названия слова «социалисты-революционеры», и вскоре этот термин, или его сокращённая форма «эсеры», стал общепринятым обозначением революционных народников вместо прежнего

- «народовольцы»10.

Одним из первых в 1894 г. в Берне (Швейцария) заявил о себе «Союз русских социалистов-революционеров»11. Эта группа, основанная в эпоху, когда влияние марксизма было господствующим в русском движении, вновь возвращалась к старой террористической программе. Одним из основателей этой группы и признанным лидером нового, социально-революционного направления, был к тому времени Х.О. Житловский. Оказавшийся в 1899 г. в Швейцарии В.М.Чернов вспоминал впоследствии: «Житловский в русской эмиграции выступил как заметная величина в эпоху, когда после разочарования, а затем и ренегатства Тихомирова окончательно стал на очередь вопрос о дележе «наследства» 12

«Народной воли» . О состоянии «Союза русских социалистов-революционеров» в тот период дают ясное представление Ж. Лонге и Г. Зильбер, которые откро-

13

венно пишут в своей работе о «Союзе» как о маловажной организации . В 18951896 гг. образовались группа эсеров в Киеве и Союз социалистов-революционеров в Саратове. Во второй половине 90-х годов возник ряд новых эсеровских организаций (в Воронеже, Петербурге, Пензе, Полтаве и др.)14.

Анализ фактографического материала свидетельствует, что переломным в истории эсеровского движения явился рубеж двух веков - ХІХ и ХХ вв. В этот период в масштабах отдельных регионов страны прочно начинает набирать силу объединительная тенденция, способствующая ускорению создания единой революционной партии. Так, в 1899 г. в стране образовалась Рабочая партия политического освобождения России (РППОР) с центральной организацией в Минске и группами, кружками и отдельными сторонниками в городах Двинске, Белостоке, Бердичеве, Житомире, Екатеринославе и Петербурге15. Всего в эту народническо-эсеровскую организацию входило около 200 человек, объединённых почти в

40 рабочих кружков. Большинство групп находилось в Северо-Западном крае. Следует отметить, что роль и значение этого политического объединения в процессе генерации новой партии объективно высока. Много внимания уделяет ей в своих воспоминаниях В.М. Чернов, который свидетельствует: «Основною фигурою и подлинным основателем Рабочей партии политического освобождения был старый народоволец Ефим Гальперин, носивший кличку «Слепой» вследствие угасавшего зрения. Главным литератором группы считалась Любовь Клячко (по другим источникам - Клячко-Родионова)... Её перу приписывалась и программная брошюра РППОР, носившая название «О свободе» (в других источниках - «Свобода»)16. Жандармы справедливо считали, что организация была создана при активнейшем, непосредственном участии Г. А. Гершуни и Е.К. Брешко-

17

Брешковской, вернувшейся в 1896 г. из Сибири . Партия имела две тайные типографии: в Минске и Нежине, которые просуществовали, правда, недолго. Летом 1900 года организацией была выпущена в свет брошюра «Свобода», которая имела программное значение и носила ярко выраженный террористический характер. Лидеры партии утверждали, что только систематический террор принесёт политическое освобождение России. Подразумевалось, что заниматься им должна специальная боевая организация. Знаток революционного движения в России того времени А.И. Спиридович, спустя много лет, подчёркивал, что над членами этой организации «царил Гершуни, сея семена террора»18.

Наиболее значимыми делами партии стало издание и распространение в Минске, Киеве, Одессе и Петербурге в 1900 году первомайской прокламации с призывом к политической борьбе с помощью террора, а также организация мастерской по изготовлению ручных печатных станков19. Разгром 1900 г. помешал слиянию «Рабочей партии политического освобождения России» с другими организациями социалистов-революционеров, однако, отдельные группы «рабочей партии» продолжали существовать до июля 1902 г., когда они слились с объединённой партией социалистов-революционеров20.

Другим центром консолидации революционных народнических элементов явился работавший на севере «Союз социалистов-революционеров», во главе с Андреем Аргуновым. Союз образовался в 1896 г. в Саратове, но на следующий же год руководители его перебрались в Москву, где в течение двух лет «Союз» заводил иногородние и заграничные связи и налаживал дело. С 1898 г. «Союз» развил литературно-издательскую деятельность, выпустил несколько прокламаций и брошюр на гектографе21.

Группы сторонников организации имелись в Петербурге, Ярославле, Томске и ряде других мест. Программный документ был составлен ещё в 1896 г. и распространён в гектографическом виде. Только в 1900 г. он был отпечатан за границей «Союзом русских социалистов-революционеров» в виде брошюры под названием «Наши задачи». Об этом издании упоминает в своих письмах Е. Азеф в июле 1900 г.22.

Анализ программного документа позволяет утверждать, что в его основе лежала откорректированная программа Исполнительного комитета «Народной воли». В программе Союза отсутствовала бланкистская идея захвата власти и требование созыва Учредительного собрания. В то же время была предпринята попытка наметить программу-минимум. Особо следует отметить, что главная роль в пропаганде идей социализма и борьбе с абсолютизмом отводилась социально-революционной партии. Не был обойден вниманием в программе и вопрос отношения создаваемой организации к террористической деятельности. Систематический террор против «наиболее вредных и влиятельных» правительственных лиц признавался составной частью тактики будущей революционной пар-

23

тии . В январе 1901 г. «Союз» начал издание своего печатного органа под названием «Революционная Россия». Второй номер вышел в мае, а третий не смог выйти ввиду ареста в сентябре 1901 г. типографии, находившейся в Томском пересылочном пункте.

Наиболее активные, на наш взгляд, попытки объединения эсеровских групп в единую организационную структуру партийного типа происходят в это время на юге страны: в Украине и Центрально-Чернозёмном районе. Об этом достаточно красноречиво свидетельствуют воспоминания лидера эсеров В.М.Чернова. Он писал: «Когда я уезжал за границу (в начале 1899 г.) с революцией в России было ещё тихо... Что касается социалистов-революционеров, то мне была известна лишь Киевская группа, к которой примыкали кружки по узкой цепочке южных городов, кончая Воронежем». Спустя два года после описываемых событий, поздней осенью 1901 г. в Берне В.М. Чернов встретился с прибывшим в Европу нелегально из России Григорием Гершуни, который свидетельствовал о том, что «южная социал-революционная группировка, успешно разрастаясь, имела свой первый съезд и даже приняла название Партии социалистов-революционеров»24.

Политическая активность социалистов-революционеров в этом регионе действительно была велика. Первая попытка организовать партию была осуществлена ещё в августе 1897 г. на объединительном съезде в Воронеже. В даль-

нейшем, объединительный процесс начал набирать новые обороты. Через несколько месяцев социалисты-революционеры юга страны собрались на свой второй съезд, чтобы продолжить начатое в Воронеже дело консолидации. Это произошло в ноябре 1897 г. в Полтаве. В августе 1898 г. в Киеве был созван III съезд, который, видимо, ничего существенного не принёс, и для завершения начатого объединения понадобилось ещё два года. IV съезд был созван летом 1900 г. в Харькове. На съезде был утверждён проект программы, разработанной воронежской группой. В ноябре того же года программа была опубликована в печати под названием «Манифест партии социалистов-революционеров».

Несомненно то, что этот документ имел для формировавшегося движения большое значение. Оценивая место образовавшейся организации в общем процессе нельзя пройти мимо того, что «Манифест» был первым программным документом, исходившим от объединённых организаций эсеров, и первой попыткой изложить взгляды, не придерживаясь трафарета программы «Народной воли». Анализ этого документа позволяет утверждать, что «Манифест» отразил состояние растерянности и неопределенности эсеровской мысли в вопросах теории, программы и тактики. По мнению историков, в нём сказывалось сильное влияние марксизма. Недаром социал-демократическая газета «Искра» находила, что, за исключением положений о значении общины и других ассоциаций, «весь остальной «Манифест» представляет собою изложение принципов русской социал-демократии, и приглашал лиц, разделявших его взгляды, соединиться с социал-демократами». Оценка документа со стороны представителей других эсеровских организаций, в частности, сторонников РППОР и «Союза социалистов-революционеров», оказалась не очень оптимистичной и радостной. В этой связи заслуживает внимания признание «крёстной матери» южной партии социали-стов-революционеров Е.К. Брешко-Брешковской о том, что «Манифест» был составлен слабо, но с выпуском его «пришлось поспешить»: это надо было для того, чтобы сторонники партии «стали быстрее примыкать к её организациям»25. Особое недовольство экстремистски настроенных эсеров вызвало отсутствие в документе упоминаний о терроре как средстве политической борьбы с самодержавием.

Объединительная тенденция намечалась и в эсеровской эмиграции. Представители её различных течений сотрудничали в газете «Накануне» и журнале «Вестник русской революции». Как известно, впоследствии, в 1902 г., «Вестник»

стал официальным теоретическим органом партии эсеров и просуществовал до 1905 г.. Всего вышло 4 номера.

Наиболее реальным воплощением тенденции к единению стала Аграрносоциалистическая лига, основанная в 1900 г. в Париже. Инициатором создания Лиги и автором её программной статьи «Очередной вопрос революционного дела» был В.М. Чернов. Исследователи партии отмечают, что Лига ставила своей главной задачей привлечение внимания революционной интеллигенции к работе в деревне и помощь ей в издании пропагандистской литературы. Это конкретное дело объединило в Лиге представителей различных народнических эмигрантских организаций: «Фонда вольной русской прессы» (народники-семидесятники Е.Е. Лазарев, Ф.В. Волховский, Л.Э. Шишко, Н.В. Чайковский); «Группы старых народовольцев» (И. А. Рубанович); «Союза русских социалистов-революционеров» (Х.О. Житловский, М. А. Розенбаум, В.М. Чернов); журнала «Вестник русской революции» (М.Р. Гоц) и газеты «Накануне» (Э.А. Серебряков)26.

В начале ХХ века в среде самих эсеров, как за границей, так и в России, значительно усиливается стремление к объединению всех своих сил, которое продолжало набирать динамику и вскоре было реализовано на практике. Н.Д. Ерофеев отмечает своеобразность этого тактического хода: члены «Союза со-циалистов-революционеров» М.Ф. Селюк и Е.Ф. Азеф, выехавшие в конце 1901 г. за границу для продолжения издания там газеты «Революционная Россия», на одном из эмигрантских собраний в начале декабря совершенно случайно встретились в Берлине с Г.А. Гершуни, являвшимся членом особой «Комиссии для сношения с заграницей», созданной «Южной партией социалистов-революционеров» осенью того же года. После ряда продолжительных бесед было принято решение о слиянии «Южной партии» с «Союзом социалистов-революционеров» в единую партию27.

В январе 1902 г. за границей вышел третий номер «Революционной России», поместивший краткое извещение об этом событии за подписью «Партия социалистов-революционеров». Заявление было с воодушевлением встречено эсеровскими организациями, хотя и явилось единственным официальным документом, свидетельствующим о создании новой партии и носящим явно декларативный характер. К концу 1902 г. все эсеровские организации были собраны воедино. Последними в образовавшуюся партию вошла киевская группа «Рабочего

28

знамени» . Партия социалистов-революционеров начала свою революционную деятельность в начале эпохи великого перелома в российской действительности,

поместив на своем «партийном флаге» девиз: «В борьбе обретёшь ты право своё!», который звал к немедленному действию и этим прельщал нетерпели-

29

вых .

Таким образом, приведенные факты свидетельствуют, что процесс генезиса партии эсеров был не только длительным, но и имел достаточно сложный сценарий: он затянулся почти на десять лет. Первый съезд партии, решивший основные организационные вопросы: принятие проекта программы, временного устава, выборы Центрального Комитета, состоялся лишь в конце декабря 1905 - на-

30

чале января 1906 г. . Длительное отсутствие официально принятых программных, организационных и тактических принципов свидетельствовало о внутренней слабости эсеров, что сказалось в дальнейшем на партийной дисциплине и устойчивости партии в период наиболее тяжёлых испытаний. Многие организационные проблемы так и не были преодолены в будущем, что всегда было особенностью партии. Единственный вопрос, который не вызывал особых разногласий,

- это отношение к террору. Преодолев разные подходы, имевшие место между различными течениями эсеровского движения, в руководстве партии возобладали сторонники этой формы политической борьбы, что было вообще-то неудивительно. Самое драматичное заключалось в том, что самодержавие само толкало социалистов-революционеров на крайний путь: отсутствие политических свобод и полицейский произвол, нерешённость многих общественно значимых проблем и социальная глухота власти создавали прекрасную почву для бурного развития политического радикализма. На фоне отсталости и примитивности политической системы Российской империи и неразвитости гражданского общества российское самодержавие осталось в начале ХХ века практически один на один против созревавшего в обществе революционного экстремизма, на острие которого появилась партия социалистов-революционеров с её гипертрофированным культом политического насилия и обожествления террора как средства «реорганизации общественного строя на социалистических началах». Объективное видение проблемы позволяет утверждать, что рождение партии эсеров в России было вызвано абсолютно объективными императивами состояния российского общества того времени. В стране, как отмечал Ю.И. Шестак, «численно преобладали мелкобуржуазные слои населения, мелкобуржуазный революционаризм имел благодатную социальную почву и «был представлен радикальными элементами народничества...», оформившимися в начале ХХ века в организацию социалистов-революционеров (эсеров)31.

1 Аноприева Г.С., Ерофеев Н.Д. Эсеры: между утопиями и реальностью (Из истории российской партии социалистов-революционеров) // Политические исследования. 1993. № 6. С. 157.

2 Литвин А.А. В борьбе обретёшь ты право своё! // Наука и жизнь. 1991. № 3. С. 21.

3 Жаринов К.В. Терроризм и террористы: Исторический справочник / под.общ. ред. А.Е. Тараса. Минск, 1999. С. 113.ЖухрайВ.М. Гении и жертвы (Историческое расследование). М., 2002. С. 1-2; ЛеоновМ.И. Партия социалистов-революционеров в 1905-1907 гг. М., 1997. С. 126-127.

4 Ерофеев Н.Д. Социалисты-революционеры. // Политическая история России в партиях и лицах. М., 1993. С. 26; История политических партий России / Н.Г. Думова, Н.Д. Ерофеев, С.В. Тютюкин и др. М., 1994. С. 144; Леонов М.И. Эсеры в революции 1905-1907 гг. Самара, 1992. С. 8.

5 Ерёмин А.И. Так начиналась партия эсеров // Вопросы истории. 1996. № 1. С. 144.

6 Спиридович А.И. Записки жандарма. М., 1991. С. 219

7 ЧерновВ.М. Перед бурей: Воспоминания: Мемуары. Мн., 2004. С. 65.

8 Ерёмин А.И. Указ. соч. С. 144.

9 Гейфман А. Революционный террор в России, 1894-1917. М., 1997. С. 23.

10 Ерофеев Н. Д. Указ. соч. С. 26.

11 История политических партий / под ред. А.И. Зевелева. М., 1994. С. 144.

12 ЧерновВ.М. Указ. соч. С. 102.

13 Лонге Ж., Зильбер Г. Террористы и охранка. М., 1991.

14 История политических партий... С. 144-145.

15 Там же. С. 146.

16 Чернов В.М. Указ соч. С. 131.

17 Спиридович А. И. Указ соч. С. 220.

18 Там же. С. 70.

19 История политических партий. С. 146.

20 Там же. С. 149.

21 Спиридович А.И. Указ соч. С. 229-230.

22 Письма Азефа //Вопросы истории. 1993. № 4. С. 109.

23

История политических партий. С. 148.

24 ЧерновВ.М. Указ соч. С. 125.

25

История политических партий. С. 146.

26 Там же. С. 147.

27 Ерофеев Н.Д. Указ.соч.С. 28.

28

История политических партий. С. 149.

29 Литвин А.А. В борьбе обретёшь ты право своё! // Наука и жизнь. 1991. № 3. С. 21.

30 Леонов М.И. Эсеры в революции 1905-1907 гг. Самара, 1992. С. 8-9.

31 ШестакЮ.И. Банкротство мелкобуржуазного революционаризма. М., 1987. С. 5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.