дернизация и конфликт ценностей. - М.,1993. - С. 71.
13 См: Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи (XVIII - начало XX в. ) . -СПб., 2000. - Т. 2. - С. 304.
14 См.: РашинА.Г. Формирование рабочего класса России. - М., 1958; Крузе Э.Э. Петербургские рабочие в 1912-1914 гг. - М.; Л., 1961; Рабочий класс и рабочее движение в России 1861-1917. - М., 1966; Рабочий класс России 1861-1900. - М., 1972; Рабочий класс от зарождение до начала ХХ в. - М., 1983; Положение рабочего класса Москвы накануне первой русской революции. - М., 1987.
15 См.: АнфимовА.М. Крупное помещичье хозяйство Европейской России ( конец XIX - начало ХХ века). - М.,1966; Он же. Экономическое положение и классовая борьба крестьян Европейской России 1861-1904 гг. - М.,1984; Рындзюнс-кий П.Г. Крестьянская промышленность в пореформенной России. - М.,1966; Он же. Крестьяне и город в капиталистической России второй половине XIX века. - М., 1983; Дубровский С.М. Сельское хозяйство и крестьянство России в период империализма. - М., 1975; Дружинин Н.М. Русская деревня на переломе 1861-1880 гг. - М., 1978.
16 Рындзюнский П.Г. Крестьяне и город в капиталистической России второй половины XIX века. - М., 1983. - С. 264.
17 См.: Рындзюнский П.Г. Крестьянская промышленность в пореформенной России. - М.,
1966. - С. 302.
18 См.: Ерман Л.К. Интеллигенция в первой русской революции. - М., 1966; Лейкина-Сверс-кая В. Р. Интеллигенция в России во второй половине XIX века. - М., 1971; Она же. Русская интеллигенция в 1900-1917 гг. - М., 1981.
19 См.: Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи. Кн. 2. - СПб., 2000. - С. 289.
20 См.: Хорос В.Г. Русская история в сравнительном освещении: пособие для учащихся ст. классов с углубленным изучением истории, гимназий и лицеев. - М., 1994. - С. 4.
21 Там же. - С. 100.
22 См.: Модернизация в России и конфликт ценностей. - М.,1993; Опыт российских модернизаций ХУШ - XX века. - М., 2000.
23 См.: Боханов А.Н. Крупная буржуазия России в конце XIX - 1914 г. - М.,1992; Рабочий класс в процессах модернизации России: исторический опыт. - М., 2001; Рабочие и интеллигенция России в эпоху реформ и революция 1861 - февраль 1917. - СПб., 1997; Предприниматели и рабочие России в условиях трансформации общества и государства в ХХ столетии. - Кострома, 2003.
24 См.: Шатковская Т.В. Закон и обычай в правовом быту крестьян второй половины XIX века // Вопросы истории. - 2000. - .№11-12; Миронов Б.Н. Социальная истории России периода империи. Кн. 2. - СПб., 2000.
А.А. Рыбкин
НОВЫЙ ЭТАП ПОЛИТИЧЕСКОГО ТЕРРОРИЗМА В РОССИИ В НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА
Для Российской империи эра террора началась в XIX веке в виде отдельных покушений народовольцев на чиновников и императора Александра II. С разгромом народовольческих организаций в 1880-х гг. завершается первый этап терроризма. Однако в начале XX века политический терроризм становится по настоящему массовым явлением, универсальным средством борьбы за власть. На переход политического терроризма в России на новый этап повлиял ряд факторов.
В разное время через революционные потрясения, связанные с развитием капитализма прошли многие страны мира. Российская империя, вставшая на путь капитализма позднее, чем стра-
ны Запада столкнулась с проблемами, им порожденными к началу XX века. Интенсивное развитие промышленности, привело к появлению в обществе такого класса как пролетариат. Взаимоотношения наёмных работников с собственниками предприятий требовали постоянного совершенствования правового поля. Однако правительство слишком медленно изменяло рабочее законодательство, поэтому столкновение интересов рабочих и предпринимателей приводило к конфликтам между ними. В этих условиях для его разрешения местные власти использовали силу. Отсутствие у крестьян к началу XX необходимого количества земли, неотмененные выкупные платежи привели к самовольному захвату крестьяна-
© А.А. Рыбкин, 2006
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 9, 2006
105
ИСТОРИЯ
А.А. Рыбкин
ми земель, лесов, поджогу экономий и поместий. Против них посылаются воинские и полицейские команды, которым оказывается сопротивление. Ограничения в правах некоторых национальностей приводило к пополнению рядов политических партий вступавших в открытую борьбу против самодержавия и использовавших террористические акты в достижении целей своей деятельности. Сословное деление общества, оказывало влияние на умонастроения людей принадлежащих к тому или иному сословию, а накапливающиеся между ними противоречия должны были привести к социальному взрыву. Буржуазное развитие страны разрушало основы целостного мира православной культуры. Оно нарушило единение верховной власти с народом, следствием чего стал кризис монархического государства. К этому можно добавить падение авторитета церкви в конце XIX века и как следствие «падение нравов и ослабление религиозных начал среди населения», особенно в деревне. Поэтому постепенно сознанием определенной части общества овладевает революционная идея1. В своих душевных чаяниях часть революционеров приходило либо к народническому социализму, либо к марксизму, в котором нравственные нормы честного труда, не принятия эксплуатации и насилия соответствовали православию. Социологические учения обещали человеку вернуть упорядоченность бытия, проповедовали борьбу за счастье обездоленных, а место Бога в его душе занял на-род2. Сознание другой части общества, оказалось не способным реагировать на происходившие изменения социально-политической обстановке, быстрой смене систем человеческих и политических идеалов и ценностей. Поэтому она враждебно встречает попытки подмены христианских ценностей революционными, а отрицание самодержавия, как крамолу и смуту. В итоге в российском обществе резко выделяются группы, настроенные как революционно, так и антиреволюционно3. Столкновения между ними неизбежно увеличивали сумму насилия в российском обществе, втянутого к тому же в противостояние с властью.
Незавершённость и половинчатость реформ 60-70-х гг. XIX века приводили к нарастанию противоречий между правительством и обществом. Место диалога занимает насилие4. И хотя в 80-х годах XIX самодержавию удается справиться с террором народовольцев. Однако нежелание власти провести демократические реформы, пойти на
встречу требованиям общественности вновь возвращают идеи террора на рубеже веков к жизни.
В конце XIX века на идеологию террора оказывают влияние заимствованные с Запада идеи анархизма и социализма. В то же время происходит обновление народнической идеологии, подразумевающий возможность использования в политической борьбе за улучшения социально-экономического положения в обществе, насильственные средства, в том числе и террор - индивидуальный или массовый. Знакомы с этими идеями были не только революционеры, но и либералы, считавшие неизбежным рост террора в стране, где правительство не задумывается о последствиях своей политики и не ищет диалога с обществом5.
В первые годы XX века недовольство народа существующим строем достигает критической отметки, а правящие круги все ещё не решаются провести необходимые реформы. В этой ситуации за дело берутся революционеры с радикальными средствами борьбы. Внутренняя и внешняя политика самодержавия не смогла предотвратить революцию 1905-1907 гг., во время которой политический терроризм достигает своего апогея.
Новый этап терроризма начинается с убийства в начале 1901 г. П.В. Карповичем министра просвещения Н.П. Боголепова. Этот теракт был сочувственно воспринят революционерами и оппозиционно настроенным студенчеством. Он не вызвал осуждения и среди либералов6. Это обстоятельство позволило таким лидерам эсеров, как Г. А. Гершуни, М.Р. Гоцу и В.М. Чернову приступить к систематическому террору. В обществе сочувственно встретили убийство эсерами 2 апреля 1902 г. министра внутренних дел Д.С. Сипя-гина, и его приемника на этом посту В.К. Плеве 15 июля 1904 г. Убийство 4 февраля 1905 г. великого князя Сергея Александровича воспринималось обществом как воздаяние по заслугам7.
Действия террористов одиночек, а также массовый террор способствовали росту недоверия правительства к обществу. В ответ на теракты после роспуска I Думы, правительство ужесточало репрессии против революционеров, стремясь физически уничтожить своих противников. Поэтому одной из причин размаха террора в 1905-1907 гг. можно выделять и столыпинское кровопускание, или, по мнению премьера «врачебные меры», что наряду с умиротворением увеличивали, если можно так выразиться, сумму насилия в обществе8.
Важным моментом распространения терроризма в России явилась его пропаганда. Террористический акт без широкой огласки - нонсенс, террористам обязательно нужен эффект9, а «успешный террористический акт всегда побуждает к подражанию, и террор стал проявляться всё чаще и чаще»10. Удачные террористические акты, описанные в центральных партийных газетах, пе-репечатывались и распространялись в листовках на местах. В результате огромное число людей знало, кто убит и за что убит. Растиражированные в партийной литературе операции террористов, способствовали привлечению в террор новых людей. Письма эсеровских боевиков из тюрьмы и каторги служили для многих участников революционного движения в XX веке символом мужества и преданности революционному движению. Теракты совершались по всей территории России, их жертвами становились полицейские, губернаторы, министры, великий князь.
Развитие терроризма показало неспособность правительства справиться с ним при помощи силовых методов. Из-за отсутствия свободы собраний, слова, легальных политических партий, террор продолжал оставаться формой диалога общества с властью. Кроме того, он стал средством способным заставить пойти власть на уступки и реформы. После убийства В.К. Плеве наступила либеральная весна П.Д. Святополк-Мирского. Теракт против великого князя Сергея Александровича заставил царя подписать рескрипт на имя А.Г. Булыгина. Принятию манифеста 17 октября 1905 г. предшествовала записка С.Ю. Витте, в которой он докладывал, что одними репрессиями уже не справится, так как «казни и потоки крови только ускорят взрыв. За ним наступит дикий разгул низменных страстей». Николаю II пришлось пойти на уступки11.
В начале XX века терроризм используется в партийных интересах. Политические партии России активно включают в свою деятельность террористические методы борьбы. Партия социалистов-революционеров и Российская социал-демократическая рабочая партия, Союз русского народа непосредственно использовали террор в политической борьбе. Для революционеров он выступал как агитационное средство, способ противодействия произволу царской администрации. Для монархических партий - это необходимость борьбы с «крамолой» и «бунтовщиками, то есть теми, кто открыто глумился над всем, что дорого русскому человеку12. Либералы не принимая
участия в совершении террористических актов, использовала террор в своих интересах. Конституционно демократическая партия, даже оказавшись в Государственной Думе, не пожелала поддержать правых и выступить с осуждением революционного террора13. Деятельность политических партий способствовала выходу террора на новый организационный уровень, заключавшийся в образовании внутри политических партий, специальных организаций, занимающихся проведением террористических операций, исходя из тактических установок своей партии. Создание ПСР Боевой организации и успешно выполненные ею террористические акты, привели к росту популярности эсеров. В годы первой русской революции боевые организации, боевые дружины появились и в других партиях.
Развитие революции 1905-1907 гг. способствовало тому, что террор из удела избранных стал массовым. Многим боевикам было не важно, в сущности, от имени какой партии они совершали выстрелы и «экспроприации». Нередко боевики переходили из одной партии в другую, если там было больше простора для боевой деятельности14. В действиях участников боевых организаций политическая подоплека постепенно уступала место личным интересам, а проводимые ими экспроприации напоминали обычные ограбления.
По мысли П.А. Кропоткина, терроризм - это порождение особых условий политической борьбы в конкретный исторический момент, поэтому он может как умереть, так и воскреснуть15. Так и произошло в Российской империи, где правительству удалось справиться с народовольческим террором, но не с проблемами, его породившими. Поэтому в начале XX века политический терроризм снова оказывается востребованным в рамках политической борьбы. На новом этапе своего развития он получает идеологическую подоплёку из синтеза анархических, марксистских, неонароднических идей, вошедших в той или иной степени в программы революционных политических партий. Развитию насилия в стране способствуют отсутствие легальных способов выражения политической воли общества и отдельных его классов, нежелание правительства провести либеральные преобразования. В этих условия политические партии включают в свою деятельность террористические методы борьбы. Успешные действия террористов против царских сановников, заставляют власть пойти на уступки из-за страха перед новы-
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 9, 2006
107
ИСТОРИЯ
ми террористическими актами. Умелая пропаганда терактов с одной стороны, способствовала к росту популярности политических партии и притоку в их профессиональные боевые организации, занимавшиеся только террористическими актами, новых членов. С другой - увеличивала число противников крайних методов борьбы и революционных идей. В годы первой русской революции сторонники монархии также использовали террористические методы для борьбы с революционерами. Массовость террора не только способствовало изменению сознания самих террористов, большинству из которых было неважно, чью программу они отстаивают, но и возможность прикрытия уголовных преступлений политическим словами: «террористический акт» и «экспроприация». Всё большее количество людей, подчас совершенно невиновных, становятся жертвами проявлений терроризма. Следствием этого становится постепенный отказ общества от террористических средств борьбы с правительством. Жёсткая политика правительства в отношении революционеров в конце 1905 года, на определённом этапе способствовала увеличению насилия в обществе, однако в конечном счёте показала свою эффективность. Таким образом, второй этап политического терроризма, в России начавшись на рубеже Х1Х-ХХ веков, и достигнув своего максимума в 1905-1906 гг., практически сходит на нет в 1907 г и в последующие годы.
Примечания
1 Первая революция в России: взгляд через столетие. - М.: Памятники исторической мысли, 2005. - С. 62; Розенталь И. С. Революция // Общественная мысль России XVIII - начала ХХ века: Энциклопедия. - М.: РОССПЭН, 2005. - С. 448; Яковенко И. Православие и исторические судьбы России // Общественные науки и современность. - 1991. - №>2. - С. 55.
2 См.: Горинов М.М. Евгений Преображенский: становление революционера // Отечественная история. - 1999. - №»1. - С. 41.
3 См.: Поликарпов А. Откуда есть - пошёл терроризм Российский // Родина. - 1998. - .№3. - С. 22; ИерусалимскийЮ.Ю., КокоринаЕ.А. Историография черносотенно-монархического движения в 1905-1097 гг. // Вестник МГУ Серия 8. (История). - 1994. - №№3. - С. 35; РазмолодинМ.Л. Черносотенное движение в Ярославле и губерниях Верхнего Поволжья в 1905-1915 гг. - Ярославль: Александр Рутман, 2001. - С. 18.
4Хобсбаум Э. Век империи 1875-1914. - Ростов на Дону, 1999. - С. 430.
5 См.: Шацилло К. Ф. Русский либерализм накануне революции 1905-1907 гг.: Организация, программы, тактика. - М.: Наука, 1985. - С. 113114, 306-307.
6 Леонов М.И. Партия социалистов-революционеров в 1905-1907 гг. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 1997. - С. 127.
7 См.: СпиридовичА. Записки жандарма. - М., 1991. - С. 162; Милюков П.Н. Воспоминания (18591917). Т. 1. - М.: Современник, 1990. - С. 236-237.
8 Иерусалимский Ю.Ю., Кокорина Е.А. Историография черносотенно-монархического движения в 1905-1907 гг. // Вестник МГУ Серия 8. (история). - 1994. - №№3. - С. 37; ЛевановБ.В. Из истории терроризма в России (вторая половина Х1Х века - начало ХХ века) // Проблемы истории политических партий и органов власти России. Ч. I. Статьи, материалы и тезисы 1Х Всероссийской научной конференции обществоведов. - Владимир: ВГПУ, 2004. - С. 7.
9 Будницкий О. В. «Кровь по совести» терроризм в России (вторая половина 19 в.- начало 20 в.) // Отечественная история. - 1994. - .№6. - С. 206.
10 См.: Спиридович А. Записки жандарма. -М., 1991. - С. 184.
11 См.: Спиридович А. Записки жандарма. -М., 1991. - С. 184; ОльденбургС.С. Царствование Императора Николая II. - СПб.: Петрополь, 1991. -С. 271; Будницкий О.В. «Кровь по совести» терроризм в России (вторая половина 19 в.- начало 20 в.) // Отечественная история. - 1994. - №6. -С. 205; Ерошкин П.Н. Самодержавие накануне краха. - М., 1975. - С. 31-32.
12 Острецов В. Черная и красная сотня. - М., 1991. - С. 12.
13 Протоколы Центрального комитета конституционно-демократической партии. В 6 т. Т. 1. Протоколы Центрального комитета конституционно-демократической партии 1905-1911. - М.: Прогресс-Академия, 1994. - С. 488; Милюков П.Н. Воспоминания (1859-1917). Т. 1. - М.: Современник, 1990. - С. 424; Первая революция в России: взгляд через столетие. - М.: Памятники исторической мысли, 2005. - С. 496.
14 Будницкий О.В. «Кровь по совести» терроризм в России (вторая половина 19 в.- начало 20 в.) // Отечественная история. - 1994. - .№6. - С. 208.
15 См.: Кропоткин П.А . Записки революционера. - М., 1990. - С. 266.