Научная статья на тему 'К вопросу о функциях языка и речи'

К вопросу о функциях языка и речи Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
9812
927
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЧЬ / ЯЗЫК / ФУНКЦИЯ / КОММУНИКАЦИЯ / МЫШЛЕНИЕ / ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА / ЯЗЫКОВЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ / SPEECH / LANGUAGE / FUNCTION / COMMUNICATION / THINKING / LANGUAGE MEANS / LINGUISTIC ELEMENTS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Назарова Анна Алексеевна

Статья А.А. Назаровой посвящена исследованию проблемы разграничения языка и речи. Рассматривая язык в действии, в употреблении, и язык как систему знаков, используемых в процессе общения, автор дает описание функций языка и речи. Автором рассмотрены особенности следующих функций языка: коммуникативной, экспрессивной, конструктивной, аккумулятивной и национально-культурной. В числе функций речи представлены: номинативная, эмотивноволюнтативная, сигнальная, поэтическая, магическая и этническая. Наблюдения автора по поводу и количественной, и содержательной сторон функций языка и речи представляют интерес.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About the functions of language and speech

The paper is devoted to the problem of distinguishing the functions of speech and those of language. The author describes them as interaction of dynamic elements of two systems. Language fulfils communicative, expressive, constructive and cultural functions. Speech performs nominative, poetic, magic, ethnic, signal and some other functions. The author's analysis will be of some interest in solving pragmatic and communicative questions.

Текст научной работы на тему «К вопросу о функциях языка и речи»

УДК 410

ББК Ш 100

А.А. Назарова

г. Улан-Удэ

К вопросу о функциях языка и речи

Статья А.А. Назаровой посвящена исследованию проблемы разграничения языка и речи. Рассматривая язык в действии, в употреблении, и язык как систему знаков, используемых в процессе общения, автор дает описание функций языка и речи.

Автором рассмотрены особенности следующих функций языка: коммуникативной, экспрессивной, конструктивной, аккумулятивной и национально-культурной. В числе функций речи представлены: номинативная, эмотивно-волюнтативная, сигнальная, поэтическая, магическая и этническая. Наблюдения автора по поводу и количественной, и содержательной сторон функций языка и речи представляют интерес.

Ключевые слова: речь, язык, функция, коммуникация, мышление, языковые средства, языковые элементы.

A.A. Nazarova

Ulan-Ude

About the functions of language and speech

The paper is devoted to the problem of distinguishing the functions of speech and those of language. The author describes them as interaction of dynamic elements of two systems. Language fulfils communicative, expressive, constructive and cultural functions. Speech performs nominative, poetic, magic, ethnic, signal and some other functions.

The author's analysis will be of some interest in solving pragmatic and communicative questions.

Key words: speech, language, function,

communication, thinking, language means, linguistic elements.

«Функция языка как научное понятие есть практическое проявление сущности языка, реализация его назначения в системе общественных явлений, специфическое действие языка, обусловленное самой его природой, то, без чего язык не может существовать, как не существует материя без движения» [1, с. 34].

Вопроса о функциях языка в той или иной мере касаются в своих работах многие лингвисты, философы и психологи. Но единство мнений по этому поводу пока не достигнуто. В.А. Аврорин [см.: 1] утверждает, что функцию

языка как целостной системы и функцию отдельных элементов языковой структуры нельзя отождествлять. Он сравнивает их с ролью отдельного человека в обществе и ролью отдельного органа в жизни этого человека.

Язык же не выполняет лингвистической функции, так как его роль не может заключаться на нем самом. Его функции могут быть определены только как социальные, общественные [1, с. 33]. Значит, выделять среди функций языка особую группу общественных функций нельзя, ибо в этом случае такой группе в соответствии с элементарной логикой должны противостоять функции не общественные, а какие-то иные.

Не решен окончательно вопрос о количестве функций языка. Подавляющее большинство специалистов стоит на точке зрения полифункциональности языка. Одни из них находят у языка ограниченное количество функций — от двух до пяти-шести, другие ничем это количество не ограничивают. Но есть некоторое число и монофункционалистов, считающих, что язык выполняет всего лишь одну функцию, хотя и не всегда это открыто декларирующих. Такой единственной функцией языка чаще всего считается коммуникативная.

Так, например, Г.В. Колшанский в своей работе «О функции языка» утверждает, что «сама сущность языка не позволяет расщеплять языковые единицы на какие-то функции» [3, с. 9]. С точки зрения самой природы языка все функции (в том числе экспрессивная и коммуникативная) укладываются в одну — быть непосредственной действительностью мысли. Расслоение языка на функции неизбежно привело бы к следствиям, далеким от исходного положения о единстве языка и мышления. Выделение же других функций, как, например, символической (или научной), связано с соответствующей философской установкой авторов.

Наличие у языка коммуникативной функции открыто или в завуалированной форме признается всеми языковедами. Среди советских языковедов по этому поводу царит полное единомыслие.

Другие сторонники монополии коммуникативной функции не отрицают наличия у языка и иных назначений, но считают, что все они так или иначе покрываются именной этой функцией. А если признается наличие у языка нескольких функций и возникает необходимость установить иерархию среди них, то первостепенной, видимо, будет всеми признана коммуникативная функция. Язык — средство общения в первую очередь.

Коммуникативная функция, то есть функция общения, которая представляет собой передачу

мыслей, обмен мыслями, является, как уже отмечалось, изначальной, первичной, той самой, ради которой и появился человеческий язык. «Язык выступает орудием общения. Общаясь друг с другом, люди передают свои мысли, волеизъявления, чувства и душевные переживания, воздействуют друг на друга, в определенном направлении, добиваются общего взаимопонимания. Язык дает людям возможность понять друг друга и наладить совместную работу во всех сферах человеческой деятельности»[3, с. 9].

Язык как средство общения может выполнять две социальные функции — интегрирующую и дифференцирующую.

Интегрирующую функцию язык выполняет тогда, когда он используется как язык межнационального или мирового общения. Язык, который не используется для общения между народами, выполняет дифференцирующую функцию [4, с. 20].

Другое дело — вопрос о том, является ли эта функция языка единственной и, если нет, то какое место она занимает среди прочих функций языка.

Но для того чтобы общение осуществилось, чтобы мысль могла быть передана другому, нужно эту мысль выразить в доступной восприятию форме, нужно, чтобы мысль получила материальное воплощение. Важнейшим средством выражения, материализации мысли, таким, которое способно достаточно адекватно заменить любой другой возможный способ (мимику, жесты, условный код, сигнальные знаки, приемы искусства), но далеко не всегда может быть заменено чем-то другим, и является человеческий язык. Эту выразительную, или экспрессивную (но не в смысле передачи только движения чувств) функцию Аврорин считает другой стороной коммуникативной функции языка. Их можно видеть каждую по отдельности, они обладают известной самостоятельностью, но оторвать одну от другой невозможно. Следует признать, что эти две функции языка необходимым образом предполагают друг друга, а по социальной ценности приоритет принадлежит коммуникативной функции.

Но это возможно лишь при допущении, что использование языка всегда преследует единственную цель — передачу мыслей другим. А как быть с так называемой «внутренней» или монологической речью?

Правда, среди психологов нет единства мнений относительно средств внутренней речи. Одни считают таким средством только язык, другие необходимость в этом случае использования языка отрицают. Так, Н.И. Жинкин утверждает, что «никому еще не удалось пока-

зать на фактах, что мышление осуществляется средствами только натурального языка».

Действительно, обязательность выражения мысли в языковой форме, в форме естественного человеческого языка окончательно доказанной считать нельзя, как, впрочем, нельзя считать доказанным и обратное. Но ведь для того, чтобы разграничить две функции, достаточно установить хотя бы возможность их раздельного существования. В чем смысл общения с самим собой? Есть ли здесь та пара участников, которая минимально необходима для акта коммуникации? Присутствует ли здесь какой-то новый вид коммуникации, ведь его нельзя расценить никак иначе как отсутствие коммуникации? Конечно, внутренней речью люди, особенно интеллектуально развитые, пользуются чаще и в больших объемах, чем внешней, но дело не в этом, а в общественной ценности, а здесь преимущества, несомненно, на стороне выраженной, внешней речи.

Словом, поскольку возможны случаи, когда язык используется для выражения мысли, но не передачи мысли другому — коммуникации, есть основания говорить о наличии у языка экспрессивной функции наряду с коммуникативной.

Вместе с тем, многие языковеды, философы, психологи и физиологи находят у языка способность не только выражать и сообщать мысли, но также и формировать, конструировать их.

Среди специалистов, обнаруживающих у языка функцию формирования мышления, следует упомянуть А.А. Леонтьева, который предложил два варианта перечня функций языка. Последний из них выглядит так:

1) коммуникативная;

2) функция орудия мышления;

3) функция овладения общественно-историческим опытом человечества;

4) национально-культурная функция;

5) функция орудия познания.

Как кажется, мы вправе все же выделить еще одну функцию языка — функцию формирования мышления. Ее для краткости можно назвать конструктивной. Но, выделяя самостоятельную функцию, мы не должны упускать из виду тесных связей и частичных совпадений этой функции с функцией экспрессивной.

Многие специалисты отмечают наличие у языка функции накопления, закрепления и передачи общественного опыта. Учет такого опыта происходит как в плоскостном разрезе — в среде одновременно живущих людей и людских коллективов, так и по вертикали — путем преемственности от поколения к поколению.

Иногда выделяется функция выражения на-

циональной (этнической) принадлежности говорящих. Леонтьев называет это «национальнокультурной функцией», в которой находят свое отражение и закрепление реалии, абстрактные понятия и т.д., выработанные историческим опытом именно данного народа, обязанные своим существованием специфическим особенностям его трудовой, общественной и культурной жизни. Особенно ярко эта функция проявляется тогда, когда человек, попав в инонациональную, иноязычную среду, вдруг услышит родную речь. При этом национальные чувства приходят в движение, даже независимо от того, уловил он смысл услышанного или нет.

Та или иная функция (одна она у языка или несколько — безразлично) составляет неотъемлемую сторону любого использования структуры языка, если не считать особых условий «внутренней» речи. Язык вне функции не существует. Вне функции он представлял бы собой не живую систему, не energeia, а неподвижный, лишенный применения и изменений инвентарь, нечто вроде запертой на замок кладовой деталей. Именно функции придают языку движение, развитие.

Говоря о функциях необходимо понять, есть ли разница между функциями языка и речи. А.А. Леонтьев например, настаивает на четком разграничении функций языка и функций речи. По его мнению, различие между ними заключается в том, что первые проявляются в любой речевой ситуации и поэтому за ними не могут быть закреплены соответствующие им языковые элементы, тогда как вторые имеют факультативный характер, проявляются в отдельных актах речи в зависимости от их целенаправленности и поэтому могут иметь специально закрепленные за ними языковые элементы. [5, с. 101 — 104] Нельзя не согласиться с Леонтьевым, который настаивает на четком разграничении функций языка и функций речи.

Речь — это внешнее проявление языка, его конкретная реализация. Естественно, что в любом речевом произведении осуществляются функции языка. Но, кроме того, речь обнаруживает и свои собственные функции. В одном случае это может быть чисто номинативная функция, когда речевой акт имеет целью наименовать какой-либо предмет или явление, в другом случае — эмоциональная, или эмотивная, когда выражается движение чувств, в третьем — сигнальная, когда имеется в виду побудить кого-то к определенному действию или предупредить о чем-то, в четвертом — вокативная, когда нужно привлечь к последующей речи чье-то внимание, и много других подобных. Способность

функций речи комбинироваться между собой в одном речевом акте, а также неизбежное сочетание с функциями языка, чрезвычайно затрудняют их понимание и разграничение.

Функции языка все вместе свойственны любому языку, тогда как не все функции речи свойственны всем языкам; некоторые из них присущи только части языков и вызываются особенностями общественно-исторического развития их носителей [2, с. 40].

Функции языка действуют постоянно, при любом практическом использовании аппарата языка, во всяком случае, при «внешней» речи, тогда как функции речи проявляются окказионально, факультативно, в зависимости от конкретной цели высказывания. В этом смысле, если воспользоваться языком математики, функции языка можно назвать величинами постоянными, а функции речи величинами переменными.

Функции языка действуют совокупно, хотя в каждом отдельном случае соотносительная сила их действия может оказаться неодинаковой. И все же друг без друга они никогда не обходятся, тогда как функции речи, сопровождая функции, языка, действуют, как правило, в одиночку, реже — в тех или иных комбинациях друг с другом, но никогда не действуют все вместе. Они представляют собой нечто вроде различных приправ, добавляемых к функциям языка в зависимости от обстановки и заданий конкретного речевого акта. Функции языка, будучи свойством языка как целого, не имеют закрепленных за каждой из них специальных языковых средств, тогда как функции речи, проявляющиеся в отдельных актах речи, могут иметь такие специально приуроченные к ним языковые средства. Эти различия, казалось бы, достаточно четко отделяют два типа функций один от другого, и, тем не менее, в литературе они нередко смешиваются. Объясняется это, как можно думать, тем, что функции речи всегда действуют вместе с функциями языка, как бы переплетаются с ними в каждом отдельном высказывании и поэтому принципиальные различия между ними в известной степени стираются.

Среди функций речи можно назвать следующие: номинативная, эмотивно-волюнтативная, сигнальная, поэтическая, магическая, этническая (о которой сказано выше).

О номинативной функции речи можно говорить тогда, когда целью ее является не передача мысли какому-нибудь адресату, не установление контакта между людьми, а лишь обозначение или определение того или иного объекта мысли. Как правило, при этом используются на-

зывные предложения, весьма часто — терминологическая лексика.

Эмотивно-волюнтативная функция речи обнаруживает себя в тех случаях, когда высказывание имеет целью выражение чувств говорящего или его желания побудить кого-то совершить какое-либо действие. В языковом отношении она отличается разнообразием интонационных средств, отбором лексики и специфическими конструкциями предложения.

Сигнальная функция речи имеет место при использовании речевых средств с целью оповещения, предупреждения о чем-либо и вызова непосредственной реакции действием со стороны адресата речи; которыми могут быть не только человек, но и животное, а в перспективе — и механизм с речевым управлением.

Поэтической, или — несколько шире — эстетической, функции речи посвящена обширная литература. Правда, в ней больше говорится об используемых и специально приспособленных языковых средствах, характерных для речи в этой функции, но и сама функция получила достаточно подробную характеристику. Престиж этой функции в глазах филологов настолько значителен, что ее обычно относят к числу функций языка, причем нередко — к числу важнейших.

Но поскольку поэтическая функция проявляется далеко не в каждом акте речи, поскольку за ней закреплены известные стилевые элементы структуры языка и поскольку она может выступать вне связи с установленными выше четырьмя функциями языка, например в «заумной» поэзии, ее все же следует считать именно функцией речи, а не языка.

Некоторые народы и отдельные люди, обладающие религиозным или дорелигиозным мировоззрением, используют речь на своих

языках в магических или близких к ним целях, имея в виду общение не с себе подобными, а с различного рода потусторонними силами или с силами природы, на которые они пытаются воздействовать в свою пользу или смысловым содержанием своей речи, или же самой речью как таковой, иногда уже утратившей свой смысл (например, «чур меня!»). Имея в виду этот случай, А.Г. Спиркин говорит, что «первобытный человек использовал язык не только как орудие в смысле основы мышления и средства общения, но и в прямом смысле орудия воздействия на явления природы, полагая, что он достигает желаемой цели с помощью мольбы и заклинаний в своих магических действиях». Дела не меняет, если такие мольбы и заклинания адресуются не к явлениям природы, а к различным духам и божествам, вплоть до верховных божеств наиболее развитых монотеистических религий, и даже если они исходят не от первобытных, а от вполне цивилизованных людей, зараженных религиозными предрассудками. Такая роль человеческой речи может быть названа магической. Она и служит примером тех функций, которые не обязательно должны быть свойственны всем языкам.

Естественно поставить вопрос: могут ли функции языка увеличиваться или сокращаться в числе, расширяться или сужаться? В прошлом, настоящем и обозримом будущем функций языка было и будет столько же, сколько и сейчас. Те же функции он будет выполнять и дальше, во всяком случае, до тех пор, пока человечеству не удастся создать какое-нибудь новое, более совершенное средство общения.

Мы обобщили вышеизложенную информацию в таблицах.

Функции языка

Функции ФИО автора В.И. Кодухов В.А. Аврорин ГВ. Колшанский А.А. Леонтьев

функция коммуникативная + + + +

экспрессивная функция +

конструктивная функция + + (орудие мышления)

аккумулятивная функция + + + (орудие познания)

национально-культурная +

Функции речи

*Вовлечение собеседника в разговор, привлечение его внимания к тому или иному моменту высказывания составляет одну из речевых функций, называемую контактной.

**Это ситуативная функция состоит в актуализации языковых форм и значений, использовании их для выражения конкретных мыслей, волеизъявлений и чувств в соответствии с целями и условиями общения, темой и содержанием беседы, дискуссий и любой иной формы диалога.

Библиографический список

1. Аврорин В.А. Проблемы изучения функ- 3. Леонтьев А.А. Общественные функции

циональной стороны языка (к вопросам о языка и его функциональные эквиваленты.

предмете социолингвистики). Л., 1975. 276 с. (Язык и общество). М., 1968. 153 с.

2. Колшанский Г.В. О функции языка //

Иностранные языки в школе. М., 1962. Вып. II.

349 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.