Научная статья на тему 'Функциональная специфика языка в теории речевых актов'

Функциональная специфика языка в теории речевых актов Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
279
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Алекберова Инесса Эльдаровна

Как известно любой язык является общественным явлением, которое достаточно быстро развивается в современном обществе. Язык обладает собственной структурой, поэтому задачей статьи выступает определение и выявление основных функциональных особенностей языковой системы. Следует рассмотреть все выполняемые языком функции, поскольку происходящие во внутренней структуре языка изменения определяются в конечном итоге функционированием языка в обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Функциональная специфика языка в теории речевых актов»

Lingua mobilis №2 (16), 2009

ЯЗЫКОЗНАНИЕ

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СПЕЦИФИКА ЯЗЫКА В ТЕОРИИ РЕЧЕВЫХ АКТОВ

И. Э. Алекберова

Как известно любой язык является общественным явлением, которое достаточно быстро развивается в современном обществе. Язык обладает собственной структурой, поэтому задачей статьи выступает определение и выявление основных функциональных особенностей языковой системы. Следует рассмотреть все выполняемые языком функции, поскольку происходящие во внутренней структуре языка изменения определяются в конечном итоге функционированием языка в обществе.

Общеизвестно, что язык представляет собой общественное явление. Он возникает и развивается в человеческом обществе и прекращает свое существование, если перестаёт существовать народ, который на нём говорит.

Выдающийся французский лингвист Эмиль Бенвенист писал: «Язык - особая символическая система, организованная в двух планах. С одной стороны, язык - физическое явление: он требует посредства голосового аппарата при своём производстве и посредства слухового аппарата для восприятия. В этом материальном виде он поддаётся наблюдению, описанию и регистрации. С другой стороны, язык - нематериальная структура, передача означаемых, которые замещают явления, окружающего мира или знание о них их «напоминанием». Такова двусторонняя сущность языка».

Язык как абстрактная система - достояние всего коллектива говорящего на нём [1. C. 86]. В этом отношении язык принципиально противопоставлен речи как индивидуальному проявлению данного языка в условиях той или иной жизненной ситуации.

Речь неразрывно связана с языком, поскольку реально язык существует только в речи. Все сведения о системе языка, включая

32

словарь и грамматику, взяты из речевой практики. При этом термин «речь» употребляется и как синоним речевой деятельности на каком-либо языке (говорить и писать по-французски, по-итальянски, по-арабски и т.д.), и как результат этой деятельности, то есть. устные или письменные тексты на соответствующем языке.

Речевая деятельность одновременно и социальна, и психофизиологична. Во-первых, она представляет собой часть общей социальной деятельности (общественного взаимодействия), а во-вторых, определяется тем, что сама ситуация общения имеет социальную структуру [1. C. 126], то есть оба участника коммуникативной ситуации - общественные личности, включённые в общий или конкретный контекст.

Вопрос о функциональных особенностях языка относится к важнейшим в лингвистике. Существуют разные подходы к его решению. Чаще всего считается, что функциями обладают и язык, и речь, и отдельные единицы языка. По своему назначению (функции) язык есть важнейшее средство общения и средство обмена информацией между людьми. Он неразрывно связан с мыслительной деятельностью человека, служит средством формирования и передачи мыслей и эмоций, накопления человеком знаний о природе и обществе [3. C. 75]. Таким образом, все изменения, происходящие во внутренней структуре языка, определяются в конечном итоге его функционированием в обществе. Функции языка понимаются как проявление его сущности, являются его характеристиками, без которых язык не может быть самим собой.

Существуют основные, производные и дополнительные функции языка в речи. В качестве основных выделяют коммуникативную функцию (регуляция связей и отношений внутри общества, обслуживание в нём информационных потоков), функцию формирования мысли (связь между языком и мышлением), когнитивную функцию, которая заключается в формировании мысли для других и соответственно для себя, познание действительности и создание схем для обобщения, и эмотивную функцию, то есть язык репрезентирует средство выражения чувств и эмоций.

К производным функция можно отнести следующие функции:

33

Lingua mobilis №2 (16), 2009

- фатическая - установление контакта без передачи информации адресату;

- волюнтативная - происходит волеизъявление посредством языка;

- кумулятивная - процесс накопления и передачи информации собеседнику;

- эстетическая - эстетическое воздействие при помощи языковых средств, например, посредством художественной литературы;

- магическая - отождествление предмета и лексической единицы.

В составе общей когнитивной функции иногда выделяют особую подфункцию - аккумулятивную, то есть накопительную. Большая часть того, что знает взрослый человек о мире и об обществе, пришло к нему с языком и посредством языка.

К чрезвычайно важным относится номинативная, или назывная, функция языка. Существует мнение, что без называния нет познания. Пытаясь понять бесконечно многообразные явления, человек ищет общее между ними, отбрасывает их случайные признаки и выделяет существенные, а затем закрепляет полученное знание в лексической единице [3. C. 134].

Разновидностью коммуникативной функции является функция регулятивная. В данном случае язык используется с целью непосредственного воздействия на адресата. Сравним, например, следующие высказывания: « Как пройти на улицу Мичурина? Обед готов? Придите, пожалуйста, завтра. Не курить! Не надо ничего объяснять. » В целом регулятивная функция направлена на создание, поддержание и регулирование отношений в обществе.

Наукой разработаны социолингвистический и психолингвистический подходы к определению функционирования языка и речи [3. C. 197-198]. При социолингвистическом подходе рассматриваются социальные функции языков по отношению к исторически конкретным обществам. На первый план выходят отношения между всеми разновидностями (формами существования) конкретных языков в конкретные исторические моменты (литературный язык с его стилями и разговорной речью, диалекты, просторечие, социальные и профессиональные жаргоны, специальные языки науки и т.д.) и сферами их использования.

34

При психолингвистическом подходе функции языков рассматриваются по отношению к компонентам ситуации диалогической интеракции, поэтому количество функций высказывания равно количеству обязательных компонентов ситуации высказывания. Функция речи в таком понимании - это отношение высказывания к: адресанту; адресату; предмету речи; контакту между коммуникантами (каналу связи); языку общения (коду).

По отношению к миру, выступающему в качестве темы высказывания, последнее выполняет репрезентативную функцию, то есть представляет или замещает мир в речевом общении.

Функция высказывания по отношению к его автору - экспрессивная: о чём бы ни говорил и не писал автор, он одновременно так или иначе выражает посредством высказывания самого себя. Выбирая те или иные способы построения речи, говорящий субъект демонстрирует собственный уровень владения языком, своё образование, социальную принадлежность, некоторые психические свойства.

Отношение высказывания к адресату речи образует апелятив-ную функцию, или функцию воздействия. В её распоряжении находятся многообразные лексические средства и грамматические формы, а также интонация, порядок слов и т.п.

Связь между высказыванием и языком (кодом) образует метаязыковую функцию. Она проявляется в том, что любое высказывание несёт в себе информацию о языке, поскольку может служить образцом, по которому строятся подобные ему высказывания. Например: На улице холодно. В комнате чисто. В лесу сыро. На площади людно. В доме темно и т.д. Если темой высказывания становятся сами общающиеся и любые другие компоненты ситуации общения, имеет место метакоммуникация [2. C. 49]. Например, вводные элементы, вставляемый текст, чтобы сделать ясной его логическую структуру и композицию (во-первых, во-вторых и т.д., с одной стороны, с другой стороны, начнем с того, что..., обратим внимание на то, что..., как уже было сказано, к этому мы еще вернемся, итак и т.п.), образуют в совокупности метатекст, или текст о тексте, параллельный основному, комментируемому, тексту.

35

Lingua mobilis №2 (16), 2009

Способность высказывания направлять внимание на свою форму в наибольшей степени присуща художественной речи, поэтому данная функция получила название поэтической.

Коммуникативные ситуации включают компоненты и условия конкретных речевых действий (речевых актов), а цели, на достижение которых направлены речевые действия, считают функциями речи [2. C. 115].

Создатель теории речевых актов английский философ Джон Остин определял речевой акт как совокупность трёх составляющих: 1) что говорится (локуция); 2) какой поведенческий смысл выражается (иллокуция); 3) каков эффект или результат речи (перлокуция).

Существует довольно много классификаций речевых актов, построенных на различных основаниях. Наиболее распространена классификация, основанная на иллокутивном компоненте речевого акта, то есть. цели произнесения данного типа речевого акта.

Дж. Oстин выделял на основе иллокутивного критерия такие речевые действия, как вердиктивы, экзерситивы, комиссивы.

Английский логик Джон Серль предлагает более стройную классификацию иллокутивных актов: репрезентативы, директивы, комиссивы, экспрессивы и декларации.

Таким образом, процесс общения невозможен без языка, но далеко не все признаки этого процесса являются существенными для языка и системы. Следовательно, язык и речь - не противоположные явления, а лишь разные проявления общей сущности, которые для правильного их понимания необходимо изучать и вместе - как часть этого общего, и по отдельности.

Список литературы

1. Реформатский А.А. Введение в языкознание. - М., 2001. - 457 с.

2. Колшанский Г.В. Контекстная семантика. - М.: КомКнига, 2005. - 152 с.

3. Кондрашов Н.А. История лингвистических учений. - М.: Просвещение, 1989. - 224 с.

36

List of literature

1. Rieformatskiij А.А. Vviedieniije v jazyykoznaniije. - M., 2001. - 457 s.

2. Kolshanskiij G.V Kontiekstnaja siemantiika. - M.: KomKniiga,

2005. - 152 s.

3. Kondrashov N.A.. Iistoriija li-ingviistiichieskiix uchieniij. - M.: Prosvieshhieniije, 1989. - 224 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.