001:10.31862/2309-1428-2020-8-2-72-1
К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ УМЕНИЙ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Е. Г. Савина,
72
Московский педагогический государственный университет (МПГУ), Москва, Российская Федерация, 119991
Аннотация. Межличностные взаимодействия людей в социуме не только регулируют процессы общения, но и оказывают значительное влияние на формирование личностных качеств человека. Именно по этой причине проблемы, связанные с межличностным взаимодействием, не теряют своей актуальности, а процесс его формирования в различных аспектах исследуется учёными и практиками в области психологии и педагогики. Первые активные и осознанные умения в этой сфере начинают формироваться в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте, что обусловлено гибкостью восприятия, исключительной сензи-тивностью к эмоциональному контексту и художественному творчеству. Однако и учащиеся более старшего возраста на новом уровне развития своих аффективно-когнитивных функций также сталкиваются с трудностями межличностной коммуникации. Процесс развития и переструктурирования межличностных взаимодействий продолжается всю жизнь, но как особо подчёркивается в статье, они по-новому актуализируются в рамках вузовского обучения, в том числе при подготовке будущих молодых педагогов к организации общения школьников. Автором рассмотрены возможности и функции музыкально-театральной деятельности обучающихся на разных уровнях образования как вклад в формирование умений межличностного взаимодействия, раскрыты психологические механизмы их реализации в учебном музыкальном театре. Представлен обзор современных исследований, направленных на изучение воспитательного и развивающего потенциала музыкально-театральной деятельности детей, поднимаются дискуссионные вопросы по организации межличностного взаимодействия в условиях вызовов цифровой эпохи, побуждающих к поиску новых форм как в музыкальном образовании в целом, так и в музыкально-театральной деятельности обучающихся.
© Савина Е. Г., 2020
Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License
Ключевые слова: умения межличностного взаимодействия; конструктивная коммуникация сверстников; перцептивные механизмы восприятия; музыкально-театральная деятельность; экспериментально-педагогическое пространство музыкального театра.
Благодарности: Данная статья выполнена в рамках научной работы кафедры методологии и технологий педагогики музыкального образования Института изящных искусств Московского педагогического государственного университета. Автор статьи выражает искреннюю и глубокую благодарность Тороповой Алле Владимировне за содержательное взаимодействие в процессе подготовки статьи.
Для цитирования: Савина Е. Г. К вопросу о формировании умений межличностного взаимодействия обучающихся в условиях музыкально-театральной деятельности // Музыкальное искусство и образование / Musical Art and Education. 2020. Т. 8. № 2. С. 72-86. DOI: 10.31862/23091428-2020-8-2-72-86.
DOI: 10.31862/2309-1428-2020-8-2-72-86
ON THE ISSUE OF FORMING ABILITIES OF INTERPERSONAL INTERACTION OF STUDENTS UNDER THE CONDITIONS OF MUSICAL-THEATER ACTIVITY
Elena G. Savina,
Moscow Pedagogical State University (MPGU),
Moscow, Russian Federation, 119991 73
Abstract. Interpersonal interactions of people in society not only regulate the processes of communication, but also have a significant impact on the formation of their personality traits. It is for this reason that the problems associated with interpersonal interaction do not lose their relevance, and the process of forming their skills in various aspects is studied by scientists and practitioners in the field of psychology and pedagogy. The first active and conscious interpersonal interaction skills begin to form in older preschool and primary school ages. This is due to the flexibility of perception, exceptional sensitivity to the emotional context and artistic creativity. However, older students at a new level of development of their affective and cognitive functions also encounter difficulties in interpersonal communication. The process of development and restructuring of interpersonal interaction skills lasts a lifetime. As is highlighted in the article, these skills are updated in a new way within
the framework of university education, including in the preparation of future young teachers for organizing communication between schoolchildren. This article discusses the possibilities and functions of musical and theatrical activities of students at different levels of education as a contribution to the formation of baggage of interpersonal interaction skills, reveals the psychological mechanisms of their implementation in educational musical theater. A review of modern research aimed at studying the educational and developmental potential of musical and theatrical activities of children is presented, discussion questions are raised on organizing interpersonal interaction in the face of the challenges of the digital era, prompting the search for new forms in musical education in general and in musical and theatrical activities students.
Keywords: skills of interpersonal interaction; constructive peer communication; perceptual mechanisms of percept; musical and theatrical activities; experimental and pedagogical space of musical theater.
Acknowledgements: This article is part of the scientific work of the Department of Methodology and Technology of Pedagogy of Music Education at the Institute of Fine Arts of Moscow State Pedagogical University. The author of the article expresses sincere and deep gratitude to Alla Vladimirovna Toropova for significant interaction and support in the preparation of the article.
For citation: Savina E. G. On the Issue of Forming Abilities of Interpersonal Interaction of Students under the Conditions of Musical-Theater Activity. Muzykal'noe iskusstvo i obrazovanie = Musical Art and Education. 2020, vol. 8, no. 2, pp. 72-86 (in Russian). DOI: 10.31862/2309-1428-2020-8-2-72-86.
74
Актуальность проблемы межличностного взаимодействия
Развитие человеческого общества, его социально-культурное воспроизведение и продуцирование общечеловеческих ценностей во все времена, не исключая современный этап, априори зиждется на межличностной коммуникации, на умениях индивидов говорить друг с другом, договариваться и совершать совместные конструктивные действия. Весенний период 2020 года коронавирусной пандемии продемонстрировал не столько перспек-
тивность и ресурсность дистанционного взаимодействия людей, сколько острую потребность во взаимодействии живом и непосредственном. Всё отчётливее видится опасность того, что редуцируются или совсем угасают навыки взаимодействия, не опосредованного гаджетами, поскольку чем глубже уходят наши дети в «общение» с продуктами технического прогресса, тем ущербнее становится опыт эмоционально-ценностных контактов детей как друг с другом, со взрослыми, так и с произведениями искусства «в оригинале», а не на экране смартфона.
Кроме того, современная школа целенаправленно ориентирована Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования на «развитие навыков сотрудничества со <...> сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций» [1].
Именно поэтому в нынешних условиях вопрос формирования умений межличностного взаимодействия обучающихся любого возраста для педагогической науки актуален как никогда.
Пятнадцать лет назад автор этой статьи в своём диссертационном исследовании, целью которого было теоретическое обоснование и экспериментальное подтверждение специальной технологии формирования умений межличностного взаимодействия у младших школьников [2, с. 4], в качестве негативного аргумента приводил результаты мониторинга Психологического института РАО 2002-2003 годов по сотрудничеству младших школьников друг с другом [3]. Эти результаты свидетельствовали о том, что относительно адекватно в совместных действиях находили конструктивное решение в спорных ситуациях лишь около 20 % обследуемых детей, тогда как остальные проявляли недостаточную социальную адаптивность или отсутствие таковой, а в некоторых случаях даже конфликтный тип взаимоотношений, основанный на противодействии. В числе причин автору видится недостаточность умений взаимодействовать конструктивно, даже при условии несогласия друг с другом. Данная проблема ле-
жит глубже цели наращивания навыков адаптивности, а скорее в умениях конструктивно трансформировать ситуацию или отношение к ней в кругу партнёров по общению. «Творческой лабораторией» для тренировки таких умений, несмотря на цифро-визацию всей жизни, мы по-прежнему видим театральное пространство, чутко отражающее современные реалии и способное непротиворечиво принять в себя и технологические решения, вплоть до цифровых устройств. Примеров тому в современном театре предостаточно.
В диссертационном исследовании автора 2005 года также были приведены результаты исследования взаимодействия детей в ходе совместной деятельности [2, с. 37], проведённого профессором Ярославского педагогического университета В. Н. Белкиной в 2003 году и подтверждающего трудности в овладении навыками сотрудничества со сверстниками. Во втором десятилетии XXI века трудности не уменьшились, а проблема конструктивной межличностной коммуникации детей не исчезла.
В 2014 году в Нижегородском государственном педагогическом университете имени Козьмы Минина группа специалистов (Е. Г. Гуцу, Е. В. Кочетова, А. А. Чернова) исследовала особенности развития навыков общения младших школьников со сверстниками. Их результаты констатировали средний и низкий уровни развития навыков общения у большинства учащихся, принявших участие в исследовании. По представленным данным, выявлен низкий уровень таких показателей, как развитие диалогической и моно-
75
76
логической речи обследуемых школьников, их способность управлять поведением партнёра. Демонстрируя потребность в общении со сверстниками, ребята не могли выбрать адекватный способ взаимодействия. А это вновь провоцирует конфликты, в разрешении которых необходимо вмешательство педагогов. В своём заключении авторы ещё раз подчеркнули высокую степень актуальности проблемы развития навыков общения у младших школьников со сверстниками [4].
Вопросы организации и осуществления общения сверстников актуальны и для более старшего возраста. В 2015 году Ю. В. Братчикова (Уральский государственный педагогический университет) исследовала современные тенденции групповых взаимодействий обучающихся, которые лежат в основе системно-деятельностного подхода, при котором предметным, ме-тапредметным и личностным результатом выступает итог совместного группового поиска решений. В процессе проведённой опытно-поисковой работы была выявлена недостаточность опыта межличностного взаимодействия и необходимость комплексного подхода к проблеме групповых взаимодействий, включающего в себя мотиваци-онно-целевой компонент (формирование позитивной установки на участие во взаимодействии со сверстниками), операционно-деятельностный (формирование умений выстраивания взаимодействия) и оценочно-результативный компонент (оценивание процесса и результатов совместной работы) [5].
В центре внимания исследователей Южного федерального университета (Ростов-на-Дону) А. И. Кошель и О. Н. Истратовой были отношения со
сверстниками у старшеклассников и обеспечение реализации выпускника школы как эффективного субъекта межличностных отношений. Итогом стала программа психолого-педагогической коррекции, поскольку, по точному замечанию исследователей, трудности в сфере межличностных отношений со сверстниками, возникшие в школьном возрасте, во взрослой жизни только усугубляются [6].
Вопросы межличностной коммуникации детей в разных аспектах были предметом изучения многих педагогов-исследователей: продуктив -ное взаимодействие как основу современного образовательного процесса исследовала Е. Л. Федотова [7]; формы учебного сотрудничества в школе при реализации федерального государственного образовательного стандарта анализировали Л. Г. Пузеп и Ю. А. Терещенко [8]; учебный диалог как фактор позитивной социализации учащихся начальной школы рассматривали Е. А. Зайцева и Е. В. Корота-ева [9]; сущностные характеристики понятия взаимодействия субъектов изучала А. И. Проценко [10]. И это далеко не полный список педагогов-исследователей, своими работами подтвердивших непреходящую актуальность и современность проблемы развития умений межличностных взаимодействий в школьном возрасте.
Возможности музыкально-театральной деятельности в формировании умений межличностного взаимодействия у детей
Среди возможных средств решения проблемы обучения детей младшего школьного возраста межлич-
ностному взаимодействию наиболее эффективным, на наш взгляд, является их участие в музыкально-театральной деятельности. Именно эта сфера может предоставить тот разнообразный опыт совместно совершаемых действий, которого так недостаёт впоследствии даже старшеклассникам (из опытно-поисковой работы Ю. В. Братчиковой [5]).
Музыкально-театральная деятельность в разных формах своего проявления чрезвычайно востребована в современной системе общего и дополнительного образования.
Практико-ориентированная направленность музыкально-театральной деятельности по-настоящему безгранична: от законченных музыкально-драматических постановок до театрализации как творческого метода применения выразительных средств театрального искусства в процессе обучения и воспитания детей и использования технологий театральной педагогики в смежных видах деятельности (в том числе и учебной, если вспомнить о социоигровом методе А. П. Ершовой и В. М. Букатова [11]).
Музыкально-театральная деятельность оказалась тем ресурсом, тем «вспомогательным средством», которое способствует решению многих развивающих и воспитательных задач. Средствами музыкального театра педагоги-исследователи решали проблемы формирования социокультурных ориентаций детей (И. Б. Нестерова) [12], межличностного взаимодействия (Е. Г. Савина) [2] и творческого сотрудничества (З. А. Гаври-лова) [13], формирования культуры речевого общения (М. Н. Разумова) [14], развития музыкальных способностей (Т. Н. Бойко) [15], способности
к вокальной импровизации (И. Г. Коль-цовская) [16]. В условиях музыкально-театральной деятельности изучением развития эмоциональной сферы занимались Л. Л. Пилипенко [17] и А. П. Цилинко [18]. Роль музыкально-театральной деятельности в процессе развития педагогического творчества будущего учителя выявляла Л. В. Сердюк [19]. Вопрос подготовки учителя к организации музыкально-театральной деятельности в дополнительном образовании изучала О. Н. Соколова-Набойченко [20], а на уроках музыки в школе этот вопрос исследовала Т. В. Фуртас [21].
В контексте этих исследований были научно обоснованы и опытно-экспериментальным путём проверены способы, методы и технологии педагогического воздействия на детей средствами музыкально-театральной деятельности и в её условиях. Результатом этой работы стали методические разработки для учителей, рекомендации и учебные пособия по организации детской музыкально-театральной деятельности.
По целевому назначению музыкально-театральная деятельность, с одной стороны, является художественно-эстетическим способом передачи юному поколению культурно-исторических ценностей в ярко-эмоциональном насыщении. Участие детей в таком действии, непосредственное погружение в него переводит систему ценностей из абстрактных категорий в личностно значимую сферу. С другой стороны, способы решения задач, которые возникают в процессе участия в музыкально-театральной деятельности, пробуждают творческий потенциал личности, стимулируют мыслить шире
77
78
и свободнее, выходя за границы ко-нативных стереотипов и штампов, вливая в детей своеобразную «прививку творчества».
Эти цели не противоречат друг другу и находятся во взаимообуслов-ливающих отношениях. Однако существует ещё одно понимание музыкально-театральной деятельности как некоего экспериментально-педагогического пространства, где в синтезе всех функций формируются и закрепляются элементарные навыки социализации в условиях детского творческого сообщества. Ключевое значение здесь имеет личность художественного руководителя или режиссёра-педагога, деятельность которого многозначна и очень ответственна; это не только решение художественных задач, но, что не менее значимо, решение задач педагогических. Первая из них — формирование умений межличностного взаимодействия детей с целью создания коллективного творческого продукта.
Психологические функции музыкально-театральной деятельности учащихся
Музыкальный спектакль как материал для творческого исследования даёт те ориентиры, которые побуждают детей к контактам друг с другом и организуют их взаимодействие. Сюжетная основа, взаимоотношения персонажей, музыкальный материал направляют действия участников коллектива, выполняя в этих отношениях две функции — адаптивную и регулятивную.
Адаптивная функция призвана приспособить человека к определённому порядку вещей, она выражает-
ся в том, что фабула спектакля и желание играть приобщают и приучают детей к очерёдности выполнения конкретных действий (приветствие, разогрев актёрского и вокального аппаратов и т. д.) и к способам решения стоящих перед ними задач. Дети учатся принимать «правила игры» и следовать им, настраиваясь на этот «камертон».
Регулятивная, то есть направляющая функция заключается в том, что принятая на себя ответственность (как в ролевых, так и в пред-ролевых отношениях) организует взаимодействие и определяет его продуктивность с точки зрения результата совместного музыкально-сценического творчества. Если действия, подчинённые адаптивной функции, отвечают на вопрос «что делать?», то действия регулятивного функционала демонстрируют то, «как это делать?».
В контексте этих функций межличностное взаимодействие трактуется нами как совокупность поступков, совершаемых детьми по отношению друг к другу и направленных на достижение общей цели в музыкально-театральной деятельности.
Одной из доминантных составляющих межличностного взаимодействия выступает его перцептивный компонент, представляющий цепочку психологических механизмов восприятия: эмпатия, идентификация и социально-психологическая рефлексия [22, с. 67].
В музыкально-драматическом представлении особые формы эмпатии (сопереживание и сочувствие) имеют более глубокую степень осмысления благодаря выразительным средствам музыкального искусства: интонационно-мелодические линии, мет-
роритмические рисунки, динамические краски и т.п. добавляют эмоциональную выпуклость образам.
На основе идентификации в музыкально-театральной деятельности создаётся так называемое «смысловое поле взаимодействия», ядром которого является музыка: музыкальные вступления, проигрыши, интермедии, музыкальные характеристики персонажей пробуждают близкие ассоциации, благодаря чему ребёнок приобретает умение отождествлять себя с кем-то, соизмерять свои реакции с реакциями другого человека (то, что неприятно мне, не может быть приятно другому).
Зависимость поведения и поступков от психоэмоционального состояния лежит в основе создания любого сценического образа. Процесс разбора этой зависимости и того, как она отражается в музыке, представляет собой социально-психологическую рефлексию.
Таким образом, в условиях музыкально-театральной деятельности дети начинают понимать установки и намерения друг друга, обмениваются актуальными эмоциями, приобретают способность изменять свои переживания и ощущения под внешним воздействием сверстника. Во всём этом выражено перцептивно-эмотивное значение музыкально-театральной деятельности в формировании умений межличностных взаимодействий детей («Мне что-то тоже грустно стало, как и зайчику»).
Одной из специфических характеристик театрального искусства (в нашем случае, музыкально-театрального) является его коллективный характер. Это означает, что от действия одного зависит общий ре-
зультат. Эти действия должны быть согласованы и взаимоориентирова-ны, как в процессе тренинговых занятий и репетиций отдельных сцен и музыкальных номеров, так и во время выступления перед зрителями. При этом мотивация одних детей стимулирует других на разные проявления, то есть своими действиями и порывами одни дети оказывают влияние на изменение поведения и реакций других («Не выглядывай на сцену, тебя же увидят!..»). В этом — координационно-побудительное значение музыкально-театральной деятельности в процессе формирования межличностного взаимодействия.
Контактно-информационное значение детского музыкального театра концентрировано на том, что, предметно общаясь друг с другом, дети обмениваются присвоенной информацией и закреплёнными практическими навыками музыкально-театральной деятельности («Ты неправильно поёшь, Снегурочка вот так должна петь.»). Следует отметить то, что каждый из детей может выступать как носителем информации, так и её адресатом.
Перспективные направления формирования и развития умений межличностного взаимодействия в контексте музыкально-театральной деятельности
Как показали результаты монито-рингов, представленных в данной статье, проблема формирования умений межличностного взаимодействия не ограничивается только младшим школьным возрастом. Корректировка и развитие умений коллективных действий ради решения общей зада-
79
80
чи целесообразны и в более старшем возрасте, включая обучающихся бакалавриата педагогического вуза. Процесс их развития и переструктурирования продолжается всю жизнь, данные умения по-новому актуализируются в рамках вузовского обучения, в том числе при подготовке будущих молодых педагогов к организации общения школьников.
В нашем случае это студенты, обучающиеся по программе «Педагогическое образование. Музыка и Дополнительное образование». Программа нацелена на подготовку компетентных и конкурентоспособных специалистов, готовых к профессиональной мобильности и самосовершенствованию, профессиональная деятельность которых охватывает как общее образование, так и культурно-просветительскую сферу [23].
Комплекс профессиональных, специальных и общекультурных компетенций, приобретаемых в процессе обучения по программе, формирует у студентов целостную картину мира. Ради этой цели в образовательном процессе используются взаимодополняющие и взаимообогащаю-щие педагогические технологии, представляющие дидактическую систему. Определённое место в ней занимает музыкально-театральная деятельность как «средство актуализации и амплификации теоретической и музыкально-исполнительской подготовки студентов, приобретаемых ими практических умений и навыков в области музыкального образования и исполнительства и в области музыкально-просветительской деятельности» [24, с. 400]. Принципиально важным для нас является создание условий средствами музы-
кально-театральной деятельности для развития профессиональной грамотности будущего учителя музыки и преподавателя дополнительного музыкального образования. Коллективное творческое исследование в рамках музыкального театра способствует углублённому погружению в изучаемый материал и более осмысленному постижению содержания музыкального образования, что является основой музыкальной и общей культуры. Результатом практической реализации этих установок можно назвать две творческие работы, одна из которых была посвящена изучению жизни и творчества русского композитора А. Верстовского, образ которого сокрыт густой тенью гения М. Глинки (спектакль «Неизвестный Верстовский: диалоги сквозь время»), предметом исследования второй работы была сама музыка и её место в жизни человека, её предназначение (спектакль «И красной нитью — музыка...»).
Коллективное музыкально-театральное творчество основывается на сотрудничестве его участников, на их взаимообучении и на готовности к постоянному саморазвитию в контексте общей цели. Само понятие «коллективное творчество» предполагает межличностное взаимодействие, которое в рамках профессионального педагогического образования из плоскости «воплощение замысла» расходится в так называемые плоскости «рождение замысла» и «продвижение творческого проекта», тем самым обеспечивая длительность, непрерывность и абсолютную завершённость этому процессу.
На этапе «рождения замысла» осуществляется многофронтальная поис-
ковая работа с музыкальными и литературными (художественными и документальными) первоисточниками. Генерирование основной идеи, выстраивание фабулы, поиск драматических подробностей, подбор музыкального оснащения — всё это требует от исполнителей особых умений договариваться, идя на разумные компромиссы, доверяя друг другу и согласовывая свои интеллектуальные действия (так называемые «игры разума»).
«Продвижение творческого проекта» также предполагает слажен -ную совместную деятельность, связанную с переносом «воплощённого замысла» в иной формат (например, цифровой), требующий соответствующего оформления и презентации с использованием виртуальных декораций, смешанных пространств, расширения зрительской аудитории за счёт подключения заинтересованных «дистанционных зрительских залов», находящихся за пределами физической доступности.
Быстро меняющееся время сегодня в достаточно жёсткой форме предлагает новые условия осуществления всех процессов жизнедеятельности, в том числе и образования. Среди этих условий цифровые и компьютерные технологии, виртуальная реальность, удалённая форма взаимодействия и т.п. Не считаться с ними мы не можем. Глобальная педагогическая задача — найти возможность сохранить человеческое в человеке через его общение даже в этих новых реальностях.
Заключение
В ситуации, складывающейся в современном образовании, пробле-
ма формирования и развития межличностных взаимодействий учащихся год от года лишь обостряется. Компьютерные технологии и интернет-коммуникации при всех своих прогрессивных качествах не способствуют эффективным в человеческом, гуманистическом смысле межличностным взаимодействиям. Если интернет-технологии представляют собой современные методы коммуникации, при которых передача информации происходит по каналам Интернета, то перцепция и непосредственная интеракция в таком общении отсутствует. Из реальной жизни отношения постепенно перемещаются в виртуальные измерения. И «побочный эффект» этого обстоятельства проявляется уже чрезвычайно выпукло на примере поколения, выросшего на цифровых технологиях, что выражается следующим образом.
Способ передачи разного рода информации носит формальный характер, который подчёркивается самим действием «разместить информацию», а не «поделиться информацией».
Находясь вне зоны личной, непосредственной визуализации, невозможно адекватно реагировать на эмоциональное состояние другого человека. Да и не каждый человек способен искренне и честно открыться в своих переживаниях виртуальному сообществу.
«Путешествуя» по социальным сетям, подростки на самом деле отгораживаются от жизни, протекающей в реальном времени.
Они меньше читают качественную литературу, вследствие чего, во-первых, падает уровень владения родным языком, который становится
81
упрощённым и узкофункциональным, близким к некоей знаковой системе. Во-вторых, истончается связь поколений, в которой сконцентрирован весь опыт мироздания.
Но самое опасное заключается в том, что большое количество школьников имеет предрасположенность к интернет-зависимости.
Таким образом, в развивающемся XXI веке вместе с прогрессивными технологическими приобретениями проявились и негативные факторы воздействия на неокрепшее сознание ребёнка, которым необходимо противостоять. Неоценимое значение в этом противостоянии имеет педагогика искусства, в частности музыкальное и театральное искусство. Задача педагогов — найти оптимальные средства
формирования и развития личности, которые, гармонизируя процесс воспитания и обучения с современными достижениями общественного прогресса, предусматривали бы, прежде всего, будущую эффективную деятельность человека в социуме. А это определяется стимулированием социально-значимой мотивации детей, выработкой таких личностных качеств, которые способствовали бы успешному сотрудничеству детей в их сообществах, практической реализацией их умений конструктивного межличностного взаимодействия. Одним из таких средств, по нашему глубокому убеждению, является творческая деятельность детей в условиях детского музыкального театра, педагогические ресурсы которого неисчерпаемы.
82
БИБЛИОГРАФИЯ
Федеральный государственный стандарт начального общего образования / Мин-во образования и науки Российской Федерации. М.: Просвещение, 2010. URL: https://sch2036v.mskobr. ru/files/federal_nyj_gosudarstvennyj_obrazovatel_nyj_standart_osnovnogo_obwego_ obrazovaniya.pdf (дата обращения: 03.03.2020)
Савина Е. Г. Формирование умений межличностного взаимодействия у младших школьников в музыкально-театральной деятельности: дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2005. 141 с. Смирнова Е. О., Холмогорова В. М. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция. М.: Владос, 2003. 160 с.
Гуцу Е. Г., Кочетова Е. В., Чернова А. А. Развитие навыков общения у детей младшего школьного возраста в группе сверстников // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. С. 15-49.
Братчикова Ю. В. Групповые взаимодействия обучающихся: анализ современных тенденций // Педагогическое образование в России. 2015. № 6. С. 132-137.
Кошель А. И., Истратова О. Н. Динамика отношений со сверстниками у старшеклассников в условиях психолого-педагогической работы // Психология развития и педагогическая психология. 2013. Т. 6, № 1. С. 41-51.
Федотова Е. Л. Продуктивное взаимодействие как основа современного образовательного процесса // Fundamental approaches in education. Humanities vector. 2015. Number 1 (41). С. 35-40.
Пузеп Л. Г., Терещенко Ю. А. Формы учебного сотрудничества в школе при реализации федерального государственного образовательного стандарта // Образование и наука. 2016 (9). С. 26-42. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-9-26-42.
9. Зайцева Е. А., Коротаева Е. В. Учебный диалог как фактор позитивной социализации учащихся начальной школы // Педагогическое образование в России, 2017. № 11. С. 77-80
10. Проценко А. И. Сущностные характеристики понятия взаимодействия субъектов // Вестник Оренбургского государственного университета, 2018. № 5 (217). С. 66-72
11. Ершова А. П. Обучение актёра по системе П. М Ершова: о секретах актёрского мастерства: метод. сб. Петрозаводск, б/и, 2010. 176 с.
12. Нестерова И. Б. Педагогические условия формирования социокультурных ориентаций детей средствами музыкального театра-студии: на примере Республики Марий Эл: дис. ... канд. пед. наук. М., 2000. 198 с.
13. Гаврилова З. А. Музыкально-театральная деятельность как средство формирования умений творческого взаимодействия у учащихся детской школы искусств: дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2012. 203 с.
14. Разумова М. Н. Формирование культуры речевого общения у младших школьников средствами музыкально-театральной деятельности: дис. ... канд. пед. наук. Чебоксары, 2012. 174 с.
15. Бойко Т. Н. Педагогические условия развития музыкальных способностей старших дошкольников в музыкально-театральной деятельности: дис. ... канд. пед. наук. Майкоп, 2006. 253 с.
16. Кольцовская И. Г. Развитие способности старших дошкольников к вокальной импровизации в музыкально-театрализованной деятельности: дис. ... канд. пед. наук. Нижний Новгород, 2016. 161 с.
17. Пилипенко Л. Л. Развитие эмоциональной отзывчивости младших школьников в условиях детского музыкального театра: дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 1999. 120 с.
18. Цилинко А. П. Музыкально-театральное воспитание в процессе развития эмоциональной сферы личности современного школьника: дис. ... канд. пед. наук. М., 2007. 169 с.
19. Сердюк Л. В. Музыкально-театральная деятельность как средство развития педагогического творчества учителя начальных классов: дис. ... канд. пед. наук. М., 2008. 303 с.
20. Соколова-Набойченко О. Н. Музыкально-театральная деятельность в дополнительном педагогическом образовании учителя: дис. ... канд. пед. наук. М., 2003. 185 с.
21. Фуртас Т. В. Подготовка будущего учителя музыки к организации музыкально-театральной деятельности школьников: дис. ... канд. пед. наук. Чебоксары, 2005. 217 с.
22. Савина Е. Г. Технология формирования умений межличностного взаимодействия в условиях театральной деятельности // Традиции и инновации в современном культурно-образовательном пространстве: материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. М.: РИЦ МГГУ им. М. А. Шолохова, 2013. С. 66-69.
23. Образовательная программа «Музыка и дополнительное образование». URL: mpgu.su/ob-mpgu/struktura/faculties/institut-iskusstv/muzyikalnyiy-fakultet/bakalavriat/muzyikalnoe-iskusstvo-050600-62/ (дата обращения: 03.03.2020).
24. Савина Е. Г. Актёрское мастерство в формировании профессиональных компетенций педагога-музыканта // Культура и искусство: традиции и современность: материалы VII Международной научно-практической конференции / под ред. Н. И. Баскаковой; БОУ ВО «ЧГИ-КИ» Минкультуры Чувашии. Чебоксары: Плакат, 2019. С. 399-404.
Поступила 18.05.2020; принята к публикации 22.06.2020.
83
Об авторе:
Савина Елена Геннадьевна, доцент кафедры методологии и технологий педагогики музыкального образования Федерального государственного бюджетного учреждения высшего образования «Московский педагогический государственный университет» (МПГУ) (ул. Малая Пироговская, 1, стр. 1, Москва, Российская Федерация, 119991), кандидат искусствоведения, [email protected]
Автором прочитан и одобрен окончательный вариант рукописи.
REFERENCES
84
1. Federal State Standard of Primary General Education. Ministry of Education and Science of the Russian Federation. Moscow: Prosveshchenie Publ., 2010. Available at: https://sch2036v. mskobr.ru/files/federal_nyj_gosudarstvennyj_obrazovatel_nyj_standart_osnovnogo_obwego_ obrazovaniya.pdf (accessed: 03.03.2020) (in Russian).
2. Savina E. G. Formirovanie umenij mezhlichnostnogo vzaimodejstviya u mladshikh shkol'nikov v muzykal'no-teatralnoj deyatel'nosti [The formation of interpersonal interaction skills in younger students in musical and theatrical activities]. PhD thesis (Pedagogy) (as a manuscript). Ekaterinburg, 2005. 141 p. (in Russian).
3. Smirnova E. O., Kholmogorova V. M. Mezhlichnostnye otnosheniya doshkol'nikov: diagnostika, problemy, korrektsiya [Interpersonal Relations of Preschool Children: Diagnosis, Problems, Correction]. Moscow: Vlados Publ., 2003. 160 p. (in Russian).
4. Gutsu E. G., Kochetova E. V., Chernova A. A. Razvitie navykov obshcheniya u detej mladshego shkol'nogo vozrasta v gruppe sverstnikov [The Development of Communication Skills in Children of Primary School Age in a Group of Peers]. Sovremennyeproblemy nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education]. 2014, no. 6, pp. 15-49 (in Russian).
5. Bratchikova Yu. V. Gruppovye vzaimodejstviya obuchayushchihsya: analiz sovremennyh tendentsij [Group Interactions of Students: Analysis of Modern Trends]. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii [Pedagogical education in Russia]. 2015, no. 6, pp. 132-137 (in Russian).
6. Koshel' A. I., Istratova O. N. Dinamika otnoshenij so sverstnikami u starsheklassnikov v usloviyakh psikhologo-pedagogicheskoj raboty [The Dynamics of Relationships with Peers in High School Students in the Conditions of Psychological and Pedagogical Work]. Psikhologiya razvitiya i pedagogicheskaya psikhologiya [Development Psychology and Pedagogical Psychology]. 2013, vol. 6, no. 1, pp. 41-51 (in Russian).
7. Fedotova E. L. Produktivnoe vzaimodejstvie kak osnova sovremennogo obrazovatel'nogo protsessa [Productive Interaction as the Basis of the Modern Educational Process]. Fundamental approaches in education. Humanities vector. 2015, number 1 (41), pp. 35-40.
8. Puzep L. G., Tereshchenko Yu. A. Formy uchebnogo sotrudnichestva v shkole pri realizatsii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta [Forms of Educational Cooperation at School When Implementing the Federal State Educational Standard]. Obrazovanie i nauka [Education and Science]. 2016 (9), pp. 26-42 (in Russian). https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-9-26-42.
9. Zaitseva E. A., Korotaeva E. V. Uchebnyj dialog kak faktor pozitivnoj socializatsii uchashchihsya nachal'noj shkoly [Educational Dialogue as a Factor in the Positive Socialization of Elementary
МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО И ОБРАЗОВАНИЕ MUSICAL ART AND EDUCATION
2020. Т. 8. № 2 2020, vol. 8, no. 2
School Students]. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii [Pedagogical Education in Russia]. 2017, no. 11, pp. 77-80 (in Russian).
10. Protsenko A. I. Sushchnostnye kharakteristiki ponyatiya vzaimodejstviya sub"ektov [The essential characteristics of the concept of interaction of subjects studied]. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Orenburg State University]. 2018, no. 5 (217), pp. 66-72 (in Russian).
11. Ershova A. P. Obuchenie aktyora po sisteme P. M. Ershova: o sekretakh aktyorskogo masterstva [Actor's Training According to the System by P. M. Ershov: On the Secrets of Acting]. Metod. coll. Petrozavodsk, s. e., 2010. 176 p. (in Russian).
12. Nesterova I. B. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya sotsiokul'turnykh orientatsij detej sredstvami muzykal'nogo teatra-studii: na primere Respubliki Marij El [Pedagogical Conditions for the Formation of Sociocultural Orientations of Children by Means of a Musical Theater-Studio: On the Example of the Republic of Mari El]: PhD thesis (Pedagogy). Moscow, 2000. 198 p. (in Russian).
13. Gavrilova Z. A. Muzykal'no-teatral'naya deyatel'nost' kak sredstvo formirovaniya umenij tvorcheskogo vzaimodejstviya u uchashchihsya detskoj shkoly iskusstv [Musical and Theatrical Activity as a Means of Forming the Skills of Creative Interaction among Students of the Children's Art School]: PhD thesis (Pedagogy). Ekaterinburg, 2012. 203 p. (in Russian).
14. Razumova M. N. Formirovanie kul'tury rechevogo obshcheniya u mladshikh shkol'nikov sredstvami muzykal'no-teatral'noj deyatel'nosti [The Formation of a Culture of Verbal Communication in Elementary School Students by Means of Musical and Theatrical Activity]: PhD thesis (Pedagogy). Cheboksary, 2012. 174 p. (in Russian).
15. Boyko T. N. Pedagogicheskie usloviya razvitiya muzykal'nykh sposobnostej starshikh doshkol'nikov v muzykal'no-teatral'noj deyatel'nosti [Pedagogical Conditions for the Development of Musical Abilities of Senior Preschoolers in Musical and Theatrical Activities]: PhD thesis (Pedagogy). Maykop, 2006. 253 p. (in Russian).
16. Koltsovskaya I. G. Razvitie sposobnosti starshikh doshkol'nikov k vokal'noj improvizatsii v muzykal'no-teatralizovannoj deyatel'nosti [Development of the Ability of Senior Preschoolers to Vocal Improvisation in Musical and Theatrical Activities]: PhD thesis (Pedagogy). Nizhny Novgorod, 2016. 161 p. (in Russian).
17. Pilipenko L. L. Razvitie emotsional'noj otzyvchivosti mladshikh shkol'nikov v usloviyakh detskogo muzykal'nogo teatra [The Development of Emotional Responsiveness of Younger Students in the Conditions of the Children's Musical Theater]: PhD thesis (Pedagogy). Ekaterinburg, 1999. 120 p. (in Russian).
18. Tsilinko A. P. Muzykal'no-teatral'noe vospitanie v protsesse razvitiya emotsional'noj sfery lichnosti sovremennogo shkol'nika [Musical and Theatrical Education in the Process of Developing the Emotional Sphere of the Personality of a Modern Student]: PhD thesis (Pedagogy). Moscow, 2007. 169 p. (in Russian).
19. Serdyuk L. V. Muzykal'no-teatral'naya deyatel'nost' kak sredstvo razvitiya pedagogicheskogo tvorchestva uchitelya nachal'nykh klassov [Musical and Theatrical Activity as a Means of Developing the Pedagogical Creativity of Primary School Teachers]: PhD thesis (Pedagogy). Moscow, 2008. 303 p. (in Russian).
20. Sokolova-Nabojchenko O. N. Muzykal'no-teatral'naya deyatel'nost' v dopolnitel'nom pedagogicheskom obrazovanii uchitelya [Musical and Theatrical Activity in Additional Pedagogical Education of a Teacher]: PhD thesis (Pedagogy). Moscow, 2003. 185 p. (in Russian).
85
21. Furtas T. V. Podgotovka budushchego uchitelya muzyki k organizatsii muzykal'no-teatral'noj deyatel'nosti shkol'nikov [Preparation of the Future Music Teacher for the Organization of Musical and Theatrical Activities of schoolchildren]: PhD thesis (Pedagogy). Cheboksary, 2005. 217 p. (in Russian).
22. Savina E. G. Tekhnologiya formirovaniya umenij mezhlichnostnogo vzaimodejstviya v usloviyakh teatral'noj deyatel'nosti [The Technology of Forming Interpersonal Interaction Skills in Theatrical Activities]. Traditsii i innovatsii v sovremennom kul'turno-obrazovatel'nom prostranstve [Traditions and innovations in the modern cultural and educational space]. Materials of the IV International Scientific and Practical Conference. Moscow: Publishing Center The Sholokhov Moscow State University for the Humanities, 2013, pp. 66-69 (in Russian).
23. The educational program "Muzyka i dopolnitel'noe obrazovanie" ["Music and Continuing Education"]. Available at: mpgu.su/ob-mpgu/struktura/faculties/institut-iskusstv/muzyikalnyiy-fakultet/bakalavriat/muzyikalnoe-iskusstvo-050600-62/ (accessed: 03.03.2020) (in Russian).
24. Savina E. G. Aktyorskoe masterstvo v formirovanii professional'nykh kompetentsij pedagoga-muzykanta [Acting in the Formation of Professional Competencies of a Teacher-Musician]. Kul'tura i iskusstvo: traditsii i sovremennost' [Culture and Art: Traditions and the Present]. Materials of the VII International Scientific and Practical Conference. Ed. N. I. Baskakova; Chuvash Institute of Culture and Arts of the Ministry of Culture of Chuvashia. Cheboksary: Plakat Publ., 2019, pp. 399-404 (in Russian).
Submitted 18.05.2020; revised 22.06.2020.
86
About the author:
Elena G. Savina, Associate Professor at the Department of Methodology and Technology of Pedagogy of Music Education, Moscow Pedagogical State University (MPGU) (Malaya Pirogovskaya Street, 1/1, Moscow, Russian Federation, 119991), PhD in Arts, [email protected]
The author has read and approved the final manuscript.